Автор: Акимова Томила Ивановна Должность: учитель технологии Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1034" Населённый пункт: Москва Наименование материала: Статья Тема: Предмет "ТЕХНОЛОГИЯ" в школе Раздел: среднее образование
УДК 64
Предмет «ТЕХНОЛОГИЯ» в школе.
Акимова Томила Ивановна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
"Школа № 1034"
учитель технологии
Аннотация
Данная статья посвящена популяризации предмета «Технология» в
образовательных учреждениях, в статье рассматривается применение
полученных ребенком знаний и навыков в проектной деятельности на уроках
технологии. Автором приведены примеры решения типовых задач, развивающие
творческие способности, а также, способность самостоятельно находить пути
решения в проблемных ситуациях.
Слово «труд» подразумевает процесс деятельности и ее результат, и, по
большому счету, жизнь. Чем бы человек профессионально не занимался, он
затрачивает усилия с целью получить определенный продукт, необходимый ему
для поддержания жизнедеятельности.
Когда человек любит труд? Только тогда, когда получает от него
удовольствие. Очевидно, что главное - научить ребенка ориентироваться в любом
виде деятельности, занимать активную позицию: я сам, научить получать
удовольствие от процесса труда.
Ребенку на уроке труда должно быть интересно постоянно; он должен хорошо
понимать то, что будет делать, должен сам принимать участие в планировании
работы, должен получить хороший результат не успев устать от работы.
Используя понятие учиться на уроках технологии , мы подразумеваем
активное восприятие учебной информации, ее актуализацию, самостоятельные
практические действия по достижению поставленной учебной задачи, в
результате которых сформируются трудовые умения.
Учебная трудовая деятельность неоднородна по своей структуре. Поскольку,
главной задачей уроков трудового обучения является приобщение ребенка к
глубоко осознанной, самостоятельной работе по превращению исходных
материалов в изделие. Чтобы ученик мог работать самостоятельно, творчески, он
должен очень хорошо понимать особенности будущего изделия, представлять
себе план работы, содержание каждой операции. Все это формируется в
теоретической части урока и составляет суть интеллектуального компонента
учебной трудовой деятельности. Теоретическая часть урока, как правило,
занимает его начало. Непосредственно за ней следует практическая часть. На
уроке - практикуме она представляет собой самостоятельное выполнение
трудовых операций по оборудованию рабочего места и изготовлению изделия.
Чтобы ребенок очень хотел преодолевать трудности, полюбил труд, учитель
должен показывать необыкновенно красивые образцы изделий; использовать
самые разные материалы и технологии; привлекать к обсуждению будущей
работы. Учитель никогда не должен забывать проверить то, что он задал.
Для того чтобы обеспечить воспитание экономного и бережного отношения к
материалам и инструментам, привить ученику привычку всегда соблюдать
порядок на рабочем месте, от учителя требуется комплекс мер. В первую очередь
это организация на уроке рабочего места в соответствии с требованиями.
Решение воспитательных задач средствами предмета заключается в
уважительном отношении к детям со стороны учителя и в личном примере
учителя, который полно и методически грамотно выполняет учебную программу,
включает ребенка в исполнительскую и творческую деятельность на примере
использования самых разных материалов, а также организует индивидуальную и
коллективную деятельность.
Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в
современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не
существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями.
Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с введением новых
стандартов, современных приоритетов социального развития общества смещают
акценты трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и
будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством
самоутверждения и самовыражения его как личности. Ввести учащихся в мир
созидательного труда, подготовить их к осознанному профессиональному
самоопределению и гуманному достижению жизненных целей - вот основные
задачи трудового обучения в школе. Как и в других предметных областях, в
предметной области «Технология» необходимо обусловленное требованиями
времени совершенствование процесса обучения, повышение его развивающих и
воспитывающих возможностей. Поэтому предмет «Технология» необходим в
общеобразовательной школе.
Всероссийское родительское собрание провела министр образования Ольга
Васильева, отвечая на вопросы родителей, говорили сегодня о том, какой должна
быть школа в «человеческом» плане и, конечно, о качестве образования.
"Сейчас этот предмет, который мы с вами так любили и называли "труд", и
который давал нам те самые навыки, которые мы пронесли через всю жизнь, это
"технологии". В 2017 году он будет запущен. Все, что касается "делать руками" и
что действительно надо делать руками, потому что не только высокие
технологии - будущее, где кнопки, кнопки, кнопки, это замечательно, но руками
мы должны уметь делать и научить его всему", - ответила министр.
Библиографический список
Бешенков А.К. Главное – хорошо учить труду. // Школа и производство.- 2002.-
№4. – С.17-18.