Напоминание

"Летом в лесу"


Автор: Парфененко Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий Автономный Округ, город Ноябрьск
Наименование материала: Практические советы для родителей
Тема: "Летом в лесу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Синеглазка»

Муниципального образования город Ноябрьск

Практические советы для родителей

Летом в лесу

Летом в лесу

В последнее время многие родители с детьми вместе с семьями своих друзей проводят летний

отдых в палатках в лесу.

Дети с пользой для своего здоровья могут совершать далекие прогулки. Ребенок четырех лет

может пройти пешком туда и обратно - 1,5 км, пяти- шестилетний - до 2,5 км, а семилетний - около 4 км.

Вы можете показать детям луга, поля сады и огороды, где трудятся люди. А это очень важно:

пусть ребенок не думает, что лето – сплошной праздник и отдых.

Гуляя с детьми в лесу, обратите их внимание на то, что в нем изменилось. Прежде всего деревья.

Они стали гуще от множества листьев. Дуб весной был не одетый, а теперь покрылся красивыми

твердыми резными листьями. У орешника появились мягкие большие листья, сережки опали – видны

зачатки орехов.

Осину дети быстро узнают по её зеленоватому стволу. У нее тоже выросли листья, которые

колеблются на длинных черешках и все время шелестят.

Около душистых белых зонтиков - цветков калины -вьются, гудят пчелы. Рассмотрите с детьми

мохнатых пчел, как хлопотливо они рассматривают цветок, вползают в него и выползают оттуда.

Скажите, что пчелы полезны: они собирают с цветков сок, из которого делают сладкий душистый мед.

Не надо махать руками и пытаться ловить пчелу: она может больно ужалить.

Потрясите веточку сосны – и с её шишек полетит желтая пыльца. Ветер её далеко разносит.

Скажите старшему ребенку народную примету: «Сосна пылит, - значит, началось лето». Началом лета

считается также время, когда отцвела черемуха, а в саду яблоня.

От деревьев потянулись длинные тени. По тени можно узнать время. Для этого сделайте на

открытом месте солнечные часы: начертите круг, в середину его вбейте палку длиной около 1 м и

предложите детям наблюдать за движением солнца по тени. Они заметят, что утром и вечером тени

длинные, а самая короткая тень днем. Потом дети будут обращать внимания на тень от телеграфных

столбов и деревьев.

Летом в лесу стало заметно тише. Только рано утром можно услышать веселый щебет птиц, а

потом они заняты: до позднего вечера ловят насекомых. В гнездах уже попискивают птенцы – надо их

скорее накормить. Если вам попадется гнездо с яичками, осторожно раздвинув ветки, покажите их

детям. Скажите им пословицу: «В гнездышке яички – выведутся птички». Специально гнезда искать не

следует, так как потревоженные птицы могут бросить гнездо.

Гнезда можно увидеть и на деревьях. Пеночка-пересмешка прикрепляет свое гнездо на тонком

конце березы, где оно качается от ветра. В него птичка вплетает кусочки разноцветной бумаги и тонкую

березовую кожуру с коры. У иволги тоже гнездо на березе, но сплетает она его из стебельков травы,

шерстинок и волос.

Иногда дети, проходя мимо дерева, слышат шипение из дупла. Это вертишейка пугает их, чтобы

не заглянули в дупло, где у нее сидят птенчики. В дуплах выводят птенцов многие птицы: дятлы,

скворцы, стрижи, совы.

Заботливые птицы подготовили теплые гнезда своим птенцам. А сколько нужно трудиться, чтобы

выкормить их! Понаблюдайте со старшими детьми за одним гнездом и подсчитайте, сколько раз

прилетают птицы с кормом. Как иногда далеко приходится за ним лететь! Ребенок сам увидит, какую

громадную пользу приносят птицы: уничтожают вредных насекомых и выкармливают птенцов —

будущих наших помощников и защитников лесов, огородов и других зеленых насаждений. После таких

наблюдений ребенок никогда не поднимет руку на птиц, на их птенцов, не разорит гнезда. Часто в лесу

дети видят кукушек. Они довольно крупные, заметен их длинный хвост со светлыми пятнами или с

поперечными темными полосами. Расскажите старшему ребенку про кукушку, которую несправедливо

бранят за то, что она бросает своих птенцов. Кукушка несет много мелких

яиц,

но

не

сразу,

как

другие птицы, а в течение более длительного периода, и поэтому сама не может высидеть птенцов.

Снеся яйцо, кукушка берет его в клюв и подкладывает другим птицам в гнезда. Птицы, не замечая

обмана, высиживают и вскармливают чужого птенца, как своего собственного.

Зато кукушки очень полезны. Они питаются вредными мохнатыми гусеницами, которых не клюет

ни одна птица.

Прочтите детям пяти-шести лет стихотворение Л. Некрасовой «Кукушка»:

Солнцем залита опушка,

Разгорелся летний день,

А проказница-кукушка

Куковать уселась в тень.

Где она - никто не знает,

На каком сидит суку,

В прятки с солнышком играет

И кричит ему: «Ку-ку!»

Иногда в лесу дети находят упавшего из гнезда птенца. Обычно они просят

взять

его

домой.

Голенького,

слепого

птенца

трудно

выкормить,

поэтому

лучше

постараться положить его обратно в гнездо. Если это невозможно, посадите птенчика

поближе к дереву, где находится гнездо, и оставьте там, сказав детям, что о нем

позаботятся птицы.

Оперившегося птенца, который пытается лететь, можно взять, но помните, что

его надо кормить мягкими насекомыми и очень часто. Дети тяжело переживают

гибель птенцов, которых они принесли домой и не сумели выкормить. Легче всего

выкормить птенцов вороновых (сороку, ворону).

Как

и

весной,

радуют

детей

в

лесу

цветы.

Но

летом

цветут

уже

другие

растения. На опушке леса, на высоком стебельке раскрыла свои белые лепестки

ромашка. Вспомните со старшим ребенком, какие красивые крупные ромашки он

видел в городе, в парке. Это любители цветов вырастили их из этих мелких лесных.

Покажите, как надо рвать цветы с длинными стеблями. Хорошо из ромашек сплести

венок и надеть на головку маленького ребенка, а старшего научи те самого плести

венок.

Полюбуйтесь

колокольчиком,

его

чудесной

формой.

Предложите

детям

«позвонить»,

потряхивая

стебельком

колокольчика,

и

прислушаться.

Прочитайте

отрывок из стихотворения А. Толстого:

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

А что это за растение с пурпурными цветками, стебелек которого словно намазан каким-то

черным клеем? Это смолевка. Ей дали это название за то, что она выделяет липкое вещество,

напоминающее смолу. Ползающие насекомые не могут добраться до ее цветков, и посещают ее только

летающие.

Чем так чудесно пахнет в лесу? Это расцвела любка двулистная, или ночная фиалка, красивый

лесной

цветок.

Ее

называют

даже

«северной

орхидеей».

Изящные,

зеленоватые

цветки

ее,

действительно похожие на орхидею, очень душисты, а к вечеру аромат их становится еще сильнее.

Если сорвать ее нерасцветшую и поставить в вазочку с водой, то она постепенно распустится и долго

не увянет.

На вырубках, где много молодых деревьев, покажите детям высокое растение с малиновыми

цветами — это иван-чай, или кипрей. Его назвали так за то, что высушенные листья кипрея можно

заваривать как чай. Обратите внимание детей на то, что около него вьется масса пчел: в цветках

кипрея много нектара.

Почти все знают растение иван-да-марья. Оно разноцветное: венчик ярко-желтый, а верхние

прицветные

листья

фиолетовые.

Если

его

сорвать,

оно

быстро

увянет.

Выкопайте

растение

осторожно с корнем и покажите ребенку причину этого: у растения слабенькие и маленькие корешки,

которыми иван-да-марья присасывается к корням лесных трав и отнимает у них питание.

Украшение лесов - узорный папоротник. Он распускается позже всех растений. Покажите его

детям. Если его до распускания выкопать и посадить в ящик, он хорошо примется и буде украшать

комнату.

Собирая цветы, любуясь ими, дети узнают, что цветы неодинаковы по внешнему вид' и у

каждого растения своя интересная жизнь.

Летом часто бывают грозы. Раньше люди, не зная природы грозы, связывали ее с какими-то

потусторонними силами, которые управляют ею. Однако еще и теперь некоторые взрослые пугаются

грозы. Видя испуганные лица и слыша взволнованные возгласы бабушки, а то и мамы, которая

мечется по комнате, закрывая окна и задергивая шторы, начинают бояться грозы и дети.

Если застигнет вас с детьми гроза вне дома, постарайтесь добраться до какого-нибудь укрытия

(но нельзя стоять под деревом) и оттуда наблюдайте ее. Обратите внимание на приближение грозы.

Быстро закрывают небо тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья.

Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться от грозы. Вспыхивает вдали

молния, раздается рокот грома. И вот первые тяжелые капли дождя стучат по крыше. Обратите

внимание ребенка на то, как все изменилось вокруг, какое красивое небо, как сверкают молнии, как

грохочет гром.

«Не бойся, гроза еще далеко»,- успокаиваете вы ребенка. Надо показать ребенку, что люди не

боятся грозы, но знают, что надо укрыться от нее. Когда раздаются сильные - раскаты грома и ребенок

с тревогой взглядывает на вас, скажите поговорки-шутки: «Как гром ни гремит, а все замолчит», «Туча

— летуча, а дождь — бегун», «И гроза не про всякого грозна». Скажите, что дождь для растений очень

полезен. Прочитайте стихотворение Е. Трутневой «Дождик»:

Дождик, дождик, что принес?

Листья вымыл у берез,

В огородах полил грядки,

Чтоб горох скорее рос.

Дождик, дождик, что принес?

Я принес грибов охапку,

Вкусных маленьких грибков

С

крепкой

ножкой,

в

толстой

шапке,

Молодых боровиков.

А наблюдая с маленьким ребенком дождь, скажите ему:

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке,

Можно прочитать и народную потешку:

Дождик, дождик, поливай -

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Загадайте

загадку

про

грозу:

Сперва блеск,

За блеском треск,

За треском плеск.

Зато еще прекраснее становится природа после грозы! Ослепительно светит

солнце.

Умытые

деревья

и

травы

усыпаны

сверкающими

бусинками

-

каплями.

Тряхните веточку, и пусть крупные, теплые капли дождя обрызгают лицо ребенка -

как это приятно! А какой чудесный воздух после грозы!

Иногда

после

дождя

появляется

радуга.

Покажите

ее

детям,

какая

она

красивая, разноцветная. Предложите старшему ребенку перечислить, какие цвета он

различает в радуге и какой цвет за каким следует. Скажите потом, что расположение и

количество цветов в радуге всегда одно и то же. Прочитайте стихотворение С.

Дрожжина «Первый гром»:

Первый гром прогремел,

Туча пронеслася,

Чистой влагой дождя

Травка налилася.

Охватила всю даль

Радуга дугою,

Брызнул солнечный луч

Ярко над землею.

После дождя, если тепло, разрешите детям побегать босиком по лужам.

Самое

любимое

занятие

детей

летом

собирать

ягоды,

орехи

и

грибы.

Именно во время сбора ягод и грибов у многих людей в раннем детстве впервые

проснулась любовь к природе. Как приятно ребенку самостоятельно найти в траве

душистую землянику или первый гриб!

Хорошо, если в подготовке к походу в лес за грибами и ягодами вместе со

взрослыми будут принимать участие и дети. Достают корзины. Для детей надо иметь

небольшие

корзиночки.

Заранее

готовят

подходящие

костюмы,

ботинки.

Заготавливают провизию. Накануне пораньше ложатся спать. Все это интересно для

детей, создает радостное настроение, ожидание чего-то необычного.

Покажите детям, как надо собирать ягоды: осторожно, не рвать целый куст, а

снимать только спелые, красные ягоды. Первое время проверяйте, как собирают ягоды

малыши.

Когда ягод еще мало, предложите собирать всем в одну корзину, а потом

поделить их между собой, не забыв принести бабушке или маленькой сестричке,

которая осталась дома. Все лесные съедобные ягоды очень полезны и обладают

лекарственными свойствами (ежевика, малина, черника и др.).

Напомните старшему ребенку, что из многих мелких лесных ягод садоводы

вывели садовые, крупные.

Во время сбора ягод можно заметить мелькнувшую в траве ящерицу. Детям

нравится ловить ее. Рассмотрите, какая у нее подвижная шея, благодаря которой она

может поворачивать голову в разные стороны. Быстро бегать помогает ей хвост. Если

враг схватит ящерицу за хвост, она обламывает его и у нее вырастает другой, короче.

Она полезна, питается насекомыми. Могут встретиться змеи, но, как правило, они на

людей не нападают, стараются уползти.

Научите ребенка отличать опасную гадюку, которая может укусить человека, от

совсем безобидных ужей. Уж имеет сверху темную окраску, снизу светло-желтую. По

бокам головы заметно выделяются два оранжево-желтых пятна. Иногда в старых

листьях можно найти яйца ужа. Они покрыты белой кожистой оболочкой.

У гадюки оранжевые пятна отсутствуют, вдоль темной или буроватой спины

видна черная зигзагообразная полоса, которая на голове образует рисунок в виде

буквы х. Гадюка ночью охотится на мышей и других мелких животных, а днем где-

нибудь греется на солнце.

Можно увидеть в лесу ежа и даже целую семью ежей. Маленькие ежата очень

забавны - они светлые, а иголки у них совсем мягкие. Ежи тоже очень полезны: они

уничтожают гусениц, улиток, грызунов. Не боятся укусов змей, нападают на них, так

как яд, который выпускают змеи, не действует на ежей.

Дети всегда стремятся взять ежа домой, но лучше оставить его в лесу, так как

он приносит пользу лесу.

Дети любят собирать грибы. Они хорошо видят их. Покажите, как надо срезать

грибы, оставляя часть корня, чтобы не повредить грибницу - мицелий, из которой

будут расти новые грибы.

Собирая грибы, показывайте детям, как богата наша природа, но брать эти

богатства надо по-хозяйски, бережно, думая о будущем.

Опытные грибники ищут грибы, осторожно вороша опавшие листья палочкой,

раздвоенной на конце, чтобы не мять зря траву и не портить грибницу.

Если вам попадется червивый гриб, не бросайте его, пусть ребенок насадит его

на сучок для белки.

Уходя с полянки, где вы отдыхали, или с другого места, приучайте детей

убирать после себя, чтобы и другим было приятно прийти сюда.

Собирая грибы, полюбуйтесь с детьми, как красиво выглядывает из зеленой

травы белая ножка и ярко-красная шляпка мухомора. Но скажите детям, что это

вредный гриб, рвать и есть его нельзя: можно заболеть. Прочитайте стихотворение

про него:

Средь хвойного бора,

Дремучего бора,

Нельзя не заметить

Меня, мухомора.

Большой, как тарелка,

Пятнист я и красен,

Меня берегитесь -

Я очень опасен.

Показывая детям красивые цветные сыроежки, скажите, что хотя они так

называются, но сырыми их не едят.

«Грибочек-грибок,

масляный

бок,

серебряная

ножка,

прыгай

в

лукошко»,-

говорите вы, опуская гриб масленок в корзинку.

Рассматривая подосиновик, скажите детям:

Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать,

И его придется взять.

Обратите внимание детей, что этот гриб очень красив, стройный и аккуратный,

как выточенный из дерева. Загадайте старшим детям загадку:

«Стоит Антошка на одной ножке,

кто увидит, всяк поклонится».

Самое интересное - найти белый гриб, боровик. Он очень красивый: темно-

коричневая шляпка на белой ножке. Ткань белого гриба плотная, не повреждается

болезнями

и

вредителями.

Дети

радуются,

когда

находят

всегда

чистенький,

не

трухлявый, не червивый белый гриб. К тому Же он имеет приятный душистый запах,

особенно если вырос под березами.

Первые белые грибы появляются под дубами. Шляпки их не очень толсты, и

окрашены они бледнее. Эти грибы хороши для сушки. Где чаще всего растут белые

грибы? Под дубом и березой, елью и сосной. Растения вереск. И черника тоже укажут,

где можно их искать.

Когда ребенок найдет белый гриб, похвалите его и прочитайте ему стихи

Трутневой:

Вот и гриб боровик!

И красив он и велик!

В толстой шапке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

Любят дети собирать и лисички, прозванные так за яркий желтый цвет. Их

хорошо видно издалека - как будто желтые пуговицы рассыпаны на зеленой траве.

Ножка у них расширяется кверху и переходит в изящную гофрированную шляпку.

Лисички очень чистые и крепкие, а какой вкусный суп можно сварить из этих

душистых грибов!

Иногда

во

время

сбора

грибов,

чаще

всего

под

соснами

вы

заметите

приподнятую

землю.

Обратите

внимание

ребенка

на

эти

бугорки

и

предложите

посмотреть, что там под кочкой. Какая радость, если под ней окажется ярко-белый

крепкий груздь! Часто можно встретить грузди с большими шляпками. Это лучший

гриб для засола.

Любимцы детворы - опята. Целыми семьями взобрались они на пни. Их легко

собирать,

они

видны

всюду,

знай

только,

снимай.

Научите

ребенка

отличать

настоящие

опенки

от

ложных.

Съедобный

опенок

скромно

окрашен:

светло-

коричневая

или

буроватая

шляпка

с

чешуйками,

на

ножке

кольцо,

похожее

на

манжетку. У ложного опенка шляпка окрашена крикливо: зелено-желтая, посередине

красноватая. Отсутствуют чешуйки и манжетка на ножке.

Покажите детям ядовитые поганки. Самый сильный яд содержится в бледной

поганке. Ее легко узнать: ножка поганки как бы вставлена в горшочек. Кроме того,

она похожа на мухомор, только белого цвета.

Разбирая грибы дома, еще раз с детьми рассмотрите их. Маленький заметит,

что грибы все разные. С ребенком постарше вспомните, под каким деревом вы нашли

этот большой белый гриб, а где росла многочисленная семья лисичек. Покажите

ребенку, какие грибы лучше жарить, а какие сушить и солить.

ЧТО РАСТЕТ НА ЛУГУ?

Большую радость доставляет детям прогулка на луга, особенно во время

цветения трав. Если луг недалеко, хорошо побывать там, в разное время дня, чтобы

познакомить детей с жизнью луга.

Если представится возможность, покажите более старшему ребенку луг и

ранним утром. Полюбуйтесь с ребенком этой картиной. По пути обращайте его

внимание

на

раскинувшиеся

далеко

поля,

деревни,

леса,

на

сверкающую

вдали

полоску реки.

Вдоль

дороги

растет

подорожник.

Обратите

внимание

ребенка

на

это

удивительное растение: цветет, как будто весь в белых бусинках, а его крепкие, как

веревка, стебли не боятся ни колес, ни лошадиных копыт, листья же с крупными

жилками — целебные.

Там же может встретиться вам пижма, или дикая рябинка. На одном стебле

много желтых цветов, похожих издали на мелкие пуговицы. Цветы пижмы обладают

лекарственными свойствами. Красивые, рассеченные, сверху темно-зеленые, а снизу

сероватые, с запахом камфоры листья пижмы показывают путнику дорогу: их ребра

всегда направлены с севера на юг.

Вот и луг. Трава обрызгана росой, и в каждой росинке отражается розовое от

восходящего солнца небо, и зеленая трава, и яркие пятна цветов.

Покажите ребенку, как красиво сверкает капля росы в углублении пушистого

листа

травы

«манжетки».

Скажите

ему

поговорки:

«У

каждой

травинки

своя

росинка», «Без росы и трава не растет».

Воздух на лугу свежий, насыщенный ароматом трави цветов, хотя некоторые

из них еще не проснулись и закрыты зелеными листочками: одуванчик, полевая

гвоздика, вьюнок, цикорий и другие.

Вы идете с ребенком, оставляя след в сизой от росы траве и вдыхая медвяный

запах трав. Предложите ребенку прислушаться к утренним звукам. Высоко в небе,

трепеща крыльями, жаворонок рассыпает трель. Стрижи, рассекая воздух острыми

крыльями,

с

резким

криком

гоняются

за

насекомыми;

вдали,

в

деревне,

перекликаются петухи. Слышно мычание коров и звонкое щелканье бича. Это пастух

гонит стадо на пастбище. Рокот трактора напоминает о том, что начинается трудовой

день.

Приходя сюда с детьми днем, приучайте их любоваться простором родных

полей, лугом, на котором раскрылись все цветы, и луг стал похож на пестрый ковер.

Дети всматриваются вдаль, называют то, что они видят, а более старшие замечают,

что находится ближе, а что дальше. Дайте возможность детям побегать по лугу,

порезвиться, полюбоваться цветами, а потом предложите им походить вместе с вами

по лугу и посмотреть, какие растения цветут здесь и кто живет на лугу. Если

попадутся красивые цветы, можно и сорвать их, чтобы сделать букеты для украшения

своей

комнаты.

Покажите,

как

нужно

рвать

цветы

с

длинными

стеблями.

Если

ребенок захочет нарвать растений для засушки, дайте ему для этого коробочку или

корзиночку. Приучайте детей к тому, чтобы они не рвали цветов без надобности и не

бросали бы их.

Знакомые

растения

дети

узнают

сразу:

одуванчик,

ромашку.

А

вот

это

растение, хотя и похоже на ромашку, но листья другие: цельные, с зубчиками по

краям, а у ромашки листья узкие, рассеченные. Это нивянка. Так отличать растения

могут дети четырех-пяти лет, а маленькие собирают красные, синие, желтые цветы,

какие

им

нравятся.

Сорвите

несколько

растений

одинакового

цвета

и

спросите

старших, чем отличаются друг от друга эти растения. Можно взять для примера

лютик,

сурепку

и

льнянку.

Рассматривая

их

внимательно,

дети

расскажут,

что

лепестки цветка лютика круглые и блестящие, у сурепки много цветков на стебле, а

цветы льнянки напоминают губы: осторожно сдавите пальцами нижнюю губу — она

опустится, и цветок как будто откроет рот. Дети вспомнят, что льнянка похожа на

садовый цветок — львиный зев, он тоже открывает «пасть».

Так дети увидят, что хотя цветки у этих растений желтые, но по форме они

разные. Рассказывая, дети внимательнее присматриваются к растениям. Постарайтесь

показать детям пяти-шести лет полезные растения луга.

Желательно, чтобы дети увидели пасущееся стадо коров. Обратите внимание,

как пастух их пасет, какой у него бич, как ловко он щелкает им в воздухе, но коров не

бьет. Иногда ему помогает собака, которая следит, чтобы коровы не уходили далеко от

стада. Коровы медленно передвигаются и едят траву.

Скажите

детям,

что

на

лугу

растет

трава,

которой

кормят

скот.

Скоро

колхозники будут ее косить. Найдите и покажите детям некоторые кормовые травы.

Покажите растение донник белый. Его мелкие белые цветочки, собранные в кисть,

имеют очень приятный запах, который сохраняется в высушенном сене.

Мышиный горошек с сине-фиолетовыми цветками является также хорошим

кормом для животных. Покажите также злаковое растение - мятлик, с которым дети

любят играть, сорвав его и загадывая: «Курочка или петушок?» Потом, сдернув снизу

вверх метелочку мятлика, смотрят: если она вся ровная - значит курочка, а если есть

хвостик - значит петушок. Интересное растение лисохвост, названное так за его

мягкий и пушистый во время цветения колосок. Может быть, вам попадутся, и другие

кормовые растения Детей привлекает большое количество разноцветных бабочек,

порхающих над растениями. Приучайте маленьких детей наблюдать, как красивые

бабочки

перелетают

с

цветка

на

цветок,

как

складывают

крылья,

как

опускают

хоботок в цветы.

Кроме бабочек, много летает пчел и ос. Пчелки берут сладкий нектар у цветков

растений, который превращают в душистый и полезный для людей мед. Особенно

богаты

нектаром

клевер,

мышиный

горошек,

цикорий,

яснотка

белая,

шалфей

луговой, донник, кукушкин цвет. Желательно, чтобы вы показали некоторые из них

детям. Скажите, что эти растения так и называют - медоносы.

Обратите внимание старших детей на грузных мохнатых шмелей, которые

долго задерживаются на цветках, особенно на красном клевере. Сорвав головку

клевера, выдерните несколько трубчатых цветков и предложите детям попробовать

языком основание цветка — оно очень сладкое.

Ребенок может видеть шмелей, а также пчел, испачканных желтой пыльцой от

цветков. Скажите старшим дошкольникам, что если насекомые перенесут пыльцу на

другой цветок, то этих растений будет больше. Шмели очень полезны, так как они

переносят пыльцу красного клевера, который является ценным кормовым растением.

Шмелей нужно беречь и охранять всегда, особенно весной, когда они устраивают

гнезда и выводят личинок. Нельзя разорять их гнезда, которые они строят под

кустами, под камнями или в оставленных птичьих гнездах.

Маленьким детям напомните, что насекомые могут ужалить, поэтому не надо

ловить их.

Если вам встретится тысячелистник с большим количеством мелких белых

цветочков, собранных вместе, как щиток, скажите детям, что из этой травы делают

лекарства. Покажите и другие лекарственные травы: у крапивы целебным свойством

обладают засушенные листья, у валерианы - корни.

Оказывается, простой сорняк под названием «пастушья сумка» тоже обладает

лекарственными свойствами. Его дети видели зимой, когда раскапывали снег,— он

ведь зимует с зелеными листьями и даже с незрелыми плодами, напоминающими

треугольные сумочки.

Многие из вас знают также чистотел с желтыми цветами. Если разрезать его

лист или стебель, в местах разреза выделяется желтый сок. Он ядовит. Следите,

чтобы он не попал ребенку на слизистые оболочки носа и глаз. Пощелкайте по

цветоножке чистотела, и дети увидят, как поднимутся лепестки и цветок закроется.

Чистотел можно найти около муравейников, так как муравьи любят, есть белые

придатки на семенах этого растения и приносят их к муравейникам.

Покажите ребенку ядовитые растения: белену с грязно-белыми цветами и

неприятным

запахом,

ее

плоды

-

двух

-

гнездые

коробочки

с

крышечками,

и

болиголов. Их нельзя рвать, они ядовитые, но из них тоже делают лекарства.

У

растений

луга

много

врагов,

которых

желательно

показать

детям

на

прогулках.

Прежде

всего

-

кузнечики.

Подходя

к

лугу,

дети

уже

слышат

их

стрекотание в траве. Они довольно крупные, их легко поймать и рассмотреть. У

кузнечика две пары крыльев: задние - широкие, перепончатые - складываются, когда

кузнечик спокойно сидит, а передняя пара - твердая, узкая - образует надкрылья,

закрывая

ими

задние

крылья.

Кузнечик

издает

стрекотание,

когда

поднимает

надкрылья и шевелит ими.

Обращает на себя внимание голова кузнечика, на которой видны тонкие и

очень длинные усики. Пусть ребенок постарше понаблюдает за сидящим кузнечиком.

Он увидит, что кузнечик двигает то одним, то другим усиком, особенно если что-

нибудь к нему приближается. Усики служат ему органом осязания и обоняния.

Обратите внимание ребенка на рот кузнечика. Поднесите к нему листик, он

схватит его своими крепкими челюстями (жвалами) и отгрызет кусочек листа, как

отрежет. Так он перегрызает молодые стебли травы и даже может больно прокусить

палец ребенка.

Задние ноги кузнечика очень длинные, он отталкивается ими при прыжке,

иногда

раскрывая

крылья.

Если

его

схватить

за

ноги,

особенно

за

бедро,

оно

обламывается и остается в руках подобно тому, как теряет хвост ящерица. Скажите

старшим детям, что кузнечики прожорливы и портят много травы.

Иногда дети замечают на травинках комочки белой пены. От вас они узнают,

что в этой пене сидят личинки цикады-пенницы, которая тоже вредит растениям. Это

вы можете показать детям.

В траве дети увидят и других вредителей луга: блестящих жучков-листоедов и

мелких гусениц лугового мотылька. На растениях ребенок может увидеть скопления

зеленоватых тлей. Они высасывают сок из травы.

Но у луга есть и друзья. Пусть дети повнимательнее посмотрят: около тлей

часто находятся нарядные жучки, красные с черными пятнами, так называемые божьи

коровки. Они уничтожают тлю в большом количестве. Поедают тлю также стрекозы

и пауки.

Защитниками лугов являются птицы. Если вам удастся, покажите изящную

трясогузку, которая быстро бегает по лугу и, перебирая ножками, кивает головкой.

Эта красивая птичка, так же как и жаворонок, и другие птицы, уничтожая насекомых,

помогает сохранять луговые растения. Поэтому, если вам попадется гнездо на земле

среди травы, расскажите детям о большой пользе птиц, чтобы дети всегда берегли

птичьи гнезда и не разрешали никому разорять их.

Люди

берегут

луга,

борются

с

вредными

насекомыми,

опрыскивая

траву

специальными веществами. Об этом вы можете рассказать более старшим детям.

Возможно,

что

детям

и

удастся

это

наблюдать.

В

таком

случае

смотрите

за

опрыскиванием луга только издали, чтобы не было неприятных последствий для

детей.

Перед

уходом

с

луга

необходимо

посидеть

и

отдохнуть.

Покажите

детям

мягкую травку с желтыми мелкими цветочками, которая устилает землю как коврик.

Это гусиная лапка. Она имеет очень длинные побеги, как бы связанные друг с другом.

Поэтому, если выкопать одно растение, потянутся за ним и другие. Это растение

совсем не боится вытаптывания. Назвали его так потому, что травку охотно щиплют

гуси.

Прежде

всего,

неплохо

заняться

разбором

цветов,

рассмотреть

их,

полюбоваться, вспомнить со старшими детьми некоторые названия. Потом собрать

цветы в букет. Красив букет из одних гвоздик, которые долго не вянут. Хорош

большой букет из ромашек. А как чудесно пахнут цветы: полем, лугом. Можно

сделать букеты из разных растений, причем крупные или яркие поместить в середину,

а вокруг них — цветы помельче. Украшают букеты и злаковые: мятлик, трясунка, ежа.

Подбирая цветы, следите, чтобы дети бережно относились к сорванным растениям -

не

мяли,

не

топтали,

не

бросали

их.

Прочитайте

стихотворение

В.

Донниковой

«Цветы»:

Цветы полевые просты,

Н о

мед

в

н и х

з а п р я т а н

душистый.

Мы любим простые цветы,

Что выросли в зелени чистой.

Мы лютик сорвем золотой

И розовый клевер медовый,

Мы в зелени леса густой

Найдем колокольчик лиловый.

В просторных лугах наберем

Охапки росистых ромашек,

С цветами домой мы пойдем,

Поставим их в комнате нашей.

Чтобы цветы не увяли по дороге, хорошо завернуть букеты в мокрую марлю. А

если марли нет, то, придя, домой, поставьте их в ведро, на дно которого налейте

немного

воды,

опрыскайте

цветы

водой

и

накройте

ведро

с

цветами

мокрым

полотенцем. Пусть постоят 2—3 часа. Этим же способом хозяйки освежают увядший

щавель, салат и другую зелень. Воду для цветов приготовьте с вечера: в такой воде

цветы стоят дольше.

Во время отдыха на лугу сделайте малышам кукол из травы. Для этого нарвите

высокой травы и, согнув ее пополам, перевяжите веревочкой в двух местах, сначала

выделив голову, а затем грудь и нижнюю часть туловища. Внизу ровно отрежьте.

Сделайте руки, просунув в верхнюю половину куклы траву, свернутую жгутом, концы

жгута свяжите. Дети любят играть с травяными куклами, украшая их цветами. Можно

делать

венки

для

девочек,

а

мальчикам

сплести

шапочки

из

высоких

луговых

злаковых трав.

Они

плетутся,

как

и

венки,

но

метелочки,

поднимающиеся

вверх,

перевязывают травинкой. Получается шапочка.

Более старшие дети раскладывают между листами тетради собранные травы

для засушки. Некоторые дети любят смотреть «панорамы». Так называют они виды

природы,

которые

разглядывают

в

отверстия,

вырезанные

в

куске

картона.

Рассматривая

отдельные

«картины»,

дети

делятся

впечатлениями,

предлагают

посмотреть свою картину, отыскивают самую красивую.

Часто старшие дети тут же на лугу зарисовывают траву или цветы, положив на

колени фанерную дощечку с бумагой.

По дороге домой можно поговорить с детьми о том, что они видели на лугу.

Расскажите, как люди берегут луга, стараются улучшать их. Важно, чтобы старшие

дети поняли, что луга дают много ценного и обильного корма для животных, а также

немало там лекарственных трав и медоносов.

Придя, домой, поставьте букеты в большие вазы. Своим видом и запахом они

долго будут напоминать детям о просторах родных полей...

Хорошо

пойти

со

старшим

ребенком

на

луг.

И

Вечером.

Цветки

трав

закрылись.

Луг

опять

становится

зеленым.

Огромный

огненный

шар

солнца

постепенно

опускается

за

горизонт.

Полюбуйтесь

чудесными

красками

летнего

заката. Луг погружается в сон. Слышен какой-то деревянный скрип. Это кричит

коростель-дергач. Неумолчно трещат кузнечики. Стало прохладно.

Пока сорняки не обсеменились, луг скашивают. Узнайте заранее, когда будут

косить. Пойдите к месту сенокоса с детьми среднего и старшего возраста. Покажите и

объясните ребенку, что траву косят разными способами. Чтобы подготовить луг к

уборке трактором, сначала обкашивают траву с боков. Посмотрите с детьми, как

трактор тянет за собой косилки, как ровно срезают ножи траву, которая рядами

ложится на землю.

Обратите внимание ребенка, как много птиц прилетело из леса, особенно

ворон и галок, которые шагают по рядкам скошенной травы. Что они там делают?

Понаблюдав за ними, ребенок увидит, что они клюют прятавшихся ранее в высокой

траве букашек, червячков и гусениц, которых теперь стало видно. В траве можно

увидеть и крупные ягоды земляники, которой тоже угощаются птицы.

Покажите детям так же как работают косари косой там, где не может пройти

косилка.

Как

равномерно

взмахивают

они

косами,

поблескивающими

на

солнце.

Время от времени косари точат косы.

Приятен запах скошенной травы.

После того как сено скосят, его несколько дней просушивают на солнце.

Приходят колхозники ворошить сено. Вы можете тоже прийти с детьми. Попросив

разрешение помочь, дайте детям грабли (не игрушечные), пусть они поработают.

Это приятная и доступная детям работа. Дети довольны: вот и они помогают

колхозникам.

Когда сено высохнет, покажите детям, как колхозники его скирдуют. Обратите

внимание старших детей на обтекаемую форму скирда, пусть подумают, зачем нужна

такая форма. Так дети узнают, что колхозники заботятся не только о том, чтобы

собрать больше сена, но и о том, чтобы сохранить его.

И В ГОРОД ПРИХОДИТ ЛЕТО

Не все дети летом выезжают за город. Но и в городе есть много интересного, с

чем можно познакомить детей. Вот, например, деревья и кустарники, украшение

наших городов. Да и не только украшение: они — зеленые друзья людей! Почему?

Постараемся показать ребенку наиболее распространенные деревья и кустарники,

которые растут в наших дворах и на улицах, рассказать о них так, чтобы наши дети

стали оберегать зеленых друзей, а в дальнейшем и сами

выращивать деревья

и

кустарники.

Вяз. Рассмотрим с ребенком вот это высокое дерево. Вокруг еще все деревья

стоят без листьев, а на нем появились какие-то странные шелковистые зеленоватые

пучки. Около них летают первые пчелы. Старшего ребенка можно спросить, почему

здесь так много пчел. Куда они летают обычно и зачем? Пусть подумает, а потом

вспомнит, что пчелы летят к цветам, откуда берут сладкий нектар. А где же цветы? И

тут вы расскажете ребенку, что шелковистые пучки - это и есть цветы вяза. Вяз

расцветает еще до распускания листьев, после ивы и вербы. Скоро появляются и

листья. Они несимметричные по форме, неравнобокие и сидят на коротких черешках.

Затем на прогулках ребенок увидит, какие широкие листья стали у вяза, какая густая,

раскидистая

крона.

Обратите

внимание

ребенка

на

пучки

крылатых

крохотных

орешков, появившихся вместо ниточек — цветов, удививших его весной.

А через месяц вяз становится очень красивым: на фоне темно-зеленых листьев

светятся прозрачные «крылатки». Еще немного - «крылатки» сорвет с дерева ветер и

понесет семена-орешки по всему городу.

Люди считают началом лета время, когда вяз рассеивает свои семена. Это

будет в июне.

Если вы еще расскажете ребенку, что вяз своими широкими листьями вбирает

в себя много пыли «как пылесос», он проникается уважением к этому «санитару».

Когда ребенок узнает от вас, что вяз защищает людей от вредных газов и дыма,

сам, не страдая от этого, что вяз не боится ни затенения, ни морозов, он поймет, за что

народ любит это дерево и охотно рассаживает его на улицах.

Украшает

вяз

город

и

осенью

своей

золотистой

листвой.

Вот

какой

замечательный этот зеленый друг!

Лиственница. Войдя в парк весной, ребенок еще издали увидит среди серых

стволов ярко зеленое дерево. «Конечно, это елка!» - скажет даже самый маленький.

Но подойдем поближе. Красивыми изумрудными пучками игл, первой зеленью радует

глаз лиственница. С маленьким ребенком полюбуйтесь длинными зелеными иглами и

красноватыми

шишечками.

Спросите

его,

на

какое

дерево

похоже.

Дайте

ему

потрогать руками хвою, понюхать ее, и он сразу определит, что это не елка. У елки

«колкие иголки», а у лиственницы они мягкие и длинные. Покажите малышу ствол,

ветки. Пусть знает, что у каждого дерева есть ствол и ветки. Более старший ребенок

может сравнить, чем похожа лиственница на ель и чем не похожа: у елки цвет ствола

темный, у лиственницы — серый, хвоя более длинная в пучках. Шишки лиственницы

ребенку знакомы: зимой среди зимних букетов на вашем столе он, возможно, видел

ветку с созревшими яйцевидными шишками. Правда, она была без игл, они на зиму

опадают, но ветки лиственницы в вазе очень декоративны и зимой украшают комнату.

Старшему ребенку можно рассказать, что лиственница хорошо растет только на

светлых, солнечных местах. Она не боится сильного ветра.

А потом спросите, почему лиственница нравится людям.

Тополь. А что это за чудесный аромат разносится в воздухе? Многим детям он

знаком.

Они

вспоминают:

когда

еще

повсюду

лежал

снег,

на

ветке

тополя,

поставленной

в

воду

в

теплой

комнате,

распускались

листья,

издавая

такой

же

душистый запах.

Ребенок видел, как с почек снимались клейкие колпачки, плотно закрывающие

от холода нежные листья. А теперь стало тепло на улице, и поэтому масса этих

колпачков

сейчас

устилает

землю

и

прилипает

к

обуви.

«Поднимите

голову

и

посмотрите на тополь, там уже давно висят сережки, они появились раньше листьев»,

— скажете вы детям.

Рассмотрите с детьми серо-зеленый ствол, а затем ветки тополя: они толстые,

длинные, и на них овальные, блестящие листья. Конечно, дети захотят сорвать листья

и сережки. Но не следует этого делать. Ведь тополь тоже друг, он очищает воздух от

городского дыма. Его корни очень крепкие, и если поднимется буря, он выстоит, не

сломается. Тополь тоже поглощает пыль, как и вяз. Поэтому берегите, берегите

каждый листок и каждую ветку,

В июне по всему городу летает «пух». Это ветер рассеивает созревшие семена

тополя. Покажите их ребенку: это сухие коробочки с массой черно-бурых семян.

Клен.

Если

мы

на

прогулке

внимательно

последим,

куда

летят

пчелы,

удивимся,

что

они

направляются

к

неприметному

дереву

за

первым

сладким

нектаром. Его выделяю зеленовато-желтые цветы клена. Листья клена легко узнать,

их не спутаешь с другими, они темно-зеленые, блестящие, лопастные, напоминают

раскрытую ладонь руки.

Расскажите, что клен может расти в тени. Летом у клена появляются плоды-

крылатки, с которыми очень любят играть дети: надевают их на нос, делают разные

игрушки.

Если подбросить крылатку вверх, она опускается, красиво крутясь в воздухе.

Покажите ребенку, что в гнездах крылаток находятся семена. Если их посеять, то у

них быстро вырастают новые молодые деревца. Клен очень красив и дает много тени

в жаркую погоду. Расскажите старшему ребенку, что из древесины клена делают

мебель, музыкальные инструменты: балалайки, гитары и другие предметы.

Ясень. В городе живет еще одно интересное дерево. Оно обращает на себя

внимание своей ажурной изящной кроной, пропускающей много света,— это ясень.

Рассмотрим с детьми его ствол, ветки и листья и сравним с другими деревьями. Ствол

у ясеня прямой, стройный, светло-серый. Почки очень крупные, а листья его совсем

не похожи на листья знакомых нам деревьев. На одном черешке сидят несколько

продолговатых листочков, сверху они ярко-зеленые, а снизу бледные.

У ясеня оригинальное строение кроны: от ствола идут ветки, изогнутые кверху,

а от них отходят дугообразные ветки. Все лето висят на ясене кисти желтовато-

коричневых лопаточек. Осенью соберите их для корма птицам, особенно любят их

снегири, они ловко выклевывают из них вкусные семена.

Расскажите ребенку о большой пользе этого чудесного дерева. Ясень очищает

городской воздух от дыма и газов. Он очень быстро растет и живет очень долго — до

100 лет.

Во многих городах можно наблюдать с детьми, как цветут и плодоносят

фруктовые деревья: яблони, вишни, сливы. Не пропустите время и покажите детям

Ясень.

чудесное цветение деревьев, завязывание и созревание плодов.

Акация. Кроме деревьев, в городах растут разнообразные кустарники. Самым

распространенным является желтая акация. Покажите ребенку этот скромный, но

заслуживающий внимания куст. Прежде всего, рассмотрите его внешний вид: он

невысок, стволов у него несколько, и они тоньше, чем у дерева. Этим кустарник

отличается от дерева. Кора акации оливково-зеленая. Листья сложные, т. е. несколько

листиков

сидят

на

одном

черешке,

снизу

они

покрыты

пушком.

Цветет

акация

желтыми

цветками

оригинальной

формы,

свисающими

пучками

на

длинных

цветоножках. Они привлекают к себе большое количество пчел. Мед из нектара

цветов акации светлый и очень вкусный.

На последующих прогулках ребенок увидит плоды акации - бобы. Из зеленых

бобов дети делают «пищалки» и перекликаются друг с другом. Бобы созревают в

начале июля, при сухой погоде растрескиваются, створки закручиваются спиралью и

семена разбрасываются в разные стороны. Семена акации — любимый корм всех

птиц,

так

как

в

них

содержится

много

масла.

Соберите

с

детьми

семена

до

растрескивания

бобов,

они

очень

пригодятся

для

подкормки

птиц,

зимующих

и

содержащихся в клетках.

Расскажите детям, что желтая акация - очень полезный кустарник. Она хорошо

переносит стрижку, ее сажают у заборов для защиты садов и палисадников от пыли, а

иногда она и сама становится живой изгородью. Акация не страдает от морозов, от

жары, переносит тень. Акация не только нетребовательна к почве, но и улучшает и

обогащает ее азотом, находящимся в клубеньках, наполненных азотсобирающими

бактериями. Клубеньки с бактериями сидят на корнях акации. Эти сведения» конечно,

не

для

детей-дошкольников,

но

родители

должны

об

этом

знать.

Мы

нередко

забываем

о

пользе,

которую

нам

приносят

деревья

и

кустарники,

становимся

неблагодарными.

Посмотрите,

как

часто

кусты

акации

стоят

запыленными,

заросшими пыреем, с обломанными ветками. Несмотря на это, акация растет и не

погибает.

Если у вас во дворе или в ближайшем сквере есть желтая акация, приведите ее

в

порядок:

ранней

весной

обрежьте

при

детях

сломанные

веточки.

Прополите,

взрыхлите с помощью детей возле нее почву, полейте, обмойте ее, и вы увидите, как

засияет ее листва, оживит своей пышной зеленью двор, и ваш ребенок, глядя на вас,

будет всегда беречь этого неприхотливого друга людей.

Сирень. Следом за акацией расцветает сирень. Ароматные лиловые и белые

цветки в кистях знакомы всем: и маленьким и большим. Сирень — щедрое дерево:

чем больше срезаешь цветов, тем больше их будет. Чтобы дольше сохранить букет

сирени, рекомендуется не ломать ветки, а срезать их острым ножом. Перед тем как

поставить сирень в воду, немного раздробите концы веток, чтобы вода свободно

поднималась по проводящим сосудам. В колодезной воде или водопроводной воде,

выдержанной в течение нескольких дней, сирень долго не вянет и сохраняет свой

аромат.

Полюбуйтесь

с

детьми

сиренью,

когда

она

цветет.

Предложите

ребенку

старшего возраста посмотреть и подумать, с какой стороны больше цветов у сирени: с

солнечной или с теневой. Обратите внимание детей на пчел, кото рые берут у цветов

сладкий сок для меда. Пусть дети посчитают, сколько лепестков у цветка сирени.

Старший ребенок может описать листья сирени. В феврале вы вносили в

теплую

комнату

ветку

сирени

с

почками,

сидящими

попарно,

а

из

этих

почек

появились точно так же расположенные листья: яйцевидной формы, с заостренными

верхушками, гладкие, блестящие.

Свой цвет листья сохраняют до осени и опадают зелеными. Отцветает сирень и

остается

плод—двустворчатая

коробочка

с

крылатыми

семенами.

Есть

примета:

сирень отцвела - наступило лето. Посейте семена сирени у себя во дворе.

Сирень

также

является

санитаром

всасывает

пыль

втрое

больше,

чем

тополь.

Белая акация. Не пропустите время цветения белой акации: она цветет вслед

за сиренью. Обратите внимание ребенка на высокое, ажурное дерево, увешанное

кремовыми или розоватыми душистыми кистями цветков, запахом которых наполнен

воздух.

Около

них

вьются

тучами

прозрачные

пчелки.

Это

очень

красивое

незабываемое зрелище.

Рассмотрите

с

детьми

цветки

белой

акации.

Они

круглые,

крупные,

на

опушенных цветоножках. Пусть ребенок понюхает цветы, подержит их в руках, а

дома поставит в вазочку с водой.

На последующих прогулках рассмотрите листья белой акации. Предложите

ребенку

вспомнить,

на

листья

какого

кустарника

они

похожи.

Ребенок

тотчас

вспомнит желтую акацию. Да, они похожи, но у белой акации они крупные и гладкие,

сверху - зеленые, а снизу - синеватые.

В следующий раз ребенок увидит, что на месте цветков появились плоды -

плоские бобы, в которых находятся овальные коричневые с пятнышками семена. Они

все лето висят на дереве, созревая только в октябре, но всю зиму не падают.

Расскажите детям об этом дереве. Мед из нектара белой акации один из

лучших - он совершенно бесцветный и прозрачный. Акация может расти на любой,

самой бедной почве (которую она обогащает азотом). Она выносит засуху и очень

быстро растет.

Из

цветков

акации

делают

желтую

краску,

а

из

ее

прочной

и

твердой

древесины разные постройки и шпалы.

Липа. Есть еще дерево, часто встречающееся в городе,- липа. Она зацветает в

жаркую погоду. С этого времени начинается вторая половина лета.

По стволу липу можно отличить от всех деревьев: он очень темный, почти

черный. Ветки направлены в разные стороны и в середине прогибаются «как будто

медведь на них покачался»,— говорят дети, вспоминая сказку Н. Павловой «Зимняя

пирушка». Листья широкие, овальные очередные. Все это вы покажете ребенку

еще

до

цветения

липы.

Цветущая

липа

наполняет

окружающий

воздух

сладким

медвяным запахом. Возле невзрачных желтоватых цветков вьются труженицы —

пчелы. Нектар из цветков липы дает самый лучший и целебный душистый мед —

липец.

Липа цветет долго, около 2,5 недель, и обильно, поэтому можно несколько раз

побывать около нее с ребенком. От вас он узнает, что липа не боится морозов, может

расти в тени. Из древесины липы делается фанера, игрушки, ме бель. Липе посвящено

много

стихотворений.

Прочтите

ребенку

стихотворение

П.

Воронько

«Липка».

Старшие дети легко выучат его наизусть после многократных наблюдений за этим

интересным деревом.

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой -

Не ломай меня.

Медоносным цветом

Зацвету я летом -

Береги меня.

В полдень подо мною

Спрячешься от зноя -

Вырасти меня.

Я тебя листвою

От дождя укрою —

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый,

Наберемся силы —

Ты люби меня.

А дождешься срока,

Выйдешь в мир широкий –

Не забудь меня.

На прогулках дети получают от вас элементарные знания об особенностях

окружающих

их

деревьев,

об

их

пользе.

Зная

признаки

некоторых

деревьев

и

кустарников, дети легко могут узнать их и на другой улице или в дальнем парке.

Гуляя

с

вами,

они

могут

увидеть,

как

на

месте

старых

построек

люди

разбивают скверы и сажают растения, чтобы было больше зеленых уголков для

отдыха взрослым и места для игр детям. Объясните, что строители новых домов

стараются сохранить каждое посаженное дерево, ведь его касалась заботливая рука

человека, который, сажая его, хотел, чтобы воздух в городе был свежим и чистым, а

сам город — красивым.

Во многих дворах сами жильцы сажают молодые деревья. Хорошо, если и вы с

ребенком примете участие в этом общественно полезном труде.

Но важно не только посадить, но и вырастить хорошее, здоровое дерево,

Покажите своему ребенку, как люди заботятся о молодых деревьях. Опытные

садовники обмазывают известью стволы. Не забывают и о старых, больных деревьях.

Расскажите и покажите ребенку, как их лечат: заделывают дупла, предварительно

вычистив их, замазывают садовой замазкой раны, заравнивают обломанные сучки.

Все это поможет детям понять, почему надо беречь деревья - не играть под

деревом, чтобы не пострадали корни, не рвать с него листья, не ломать ветки. У детей

появляется желание, глядя на хороший пример окружающих, сажать деревья, беречь

«зеленых друзей». Ведь быть Другом дерева - значит, быть другом людей, не только

живущих, но и тех, которые будут жить после нас.

Поэт П. Воронько выразил эти мысли в стихотворении «Зеленый город».

Мы посадим липы и клены.

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадим рядами.

Станут площади наши садами.

Любят зелень советские дети.

Любят видеть деревья в расцвете.

С молодыми садами, лесами

Мы расти, и цвести будем сами.

Пусть

цветет

с

каждым

часом

все

краше

Молодое отечество наше!

Хранителями наших деревьев являются птицы. В городах тоже немало птиц.

Ребенок может наблюдать за их жизнью летом и узнавать от родителей, какую пользу

они приносят «зеленому другу». С раннего утра слышен их многоголосый хор. Как

всегда, среди них воробьи. Но воробьев теперь не узнать: перышки разгладились,

стали блестящими. Весь день они задорно чирикают и прыгают. Зимой воробьи жили

мирно, а весной стали затевать драки: то суетятся два воробья и налетают друг на

друга, взъерошенные, словно петухи, или группа воробьев начинает преследовать

одного воробья, а он удирает от них без оглядки. Все это может заметить ребенок.

Теперь

воробьи

не

посещают

кормушку,

они

находят

корм

на

земле.

Воробей

маленький — много ли ему надо? То крошку подберет, то зернышки. А также можно

заметить, что воробей иногда пролетит то с пушинкой в клюве, то несет сухую

травинку, даже бумажками и тряпочками не брезгует. Куда же он все это тащит?

Оказывается, воробьи несут все это куда-нибудь в укромные места: на чердак, в

трещины дома, даже в скворечники. Там все найденное складывается вместе. Во-

робьиха снесет здесь яйца, и будет высиживать птенцов.

Теперь наступает самое трудное время для родителей птенцов! С утра до

вечера летают они, собирая с деревьев и под ними гусениц, червяков, жучков, пауков.

Ведь твердым зерном еще нельзя кормить таких «крошек» - им нужна мягкая пища.

Понаблюдайте вместе с ребенком по часам, как часто приносят корм своим птенцам

воробьи.

Через

некоторое

время

воробьята

уже

вылетают

из

гнезда

на

свободу

и

чирикают без умолку, а если увидят своих родителей, кричат еще сильнее, они знают,

что родители несут им вкусный корм.

Пока птенцы малы и не могут сами находить корм, взрослые воробьи заводят

их в кустарник - там безопаснее. Интересно наблюдать, как, заметив опасность, взрос-

лые воробьи крикнут и мгновенно воцаряется мертвая тишина — воробьята замолчат

и затаятся так, что можно принять их за кучку серых камней.

За лето воробьи приносят три выводка. Сколько же они за

это

время

уничтожат вредных насекомых!

Весной прилетают грачи. Прилетают весной и живут с нами в городе все лето

скворцы, ласточки, стрижи, синички и другие птицы. Все они помогают нам охранять

деревья и кустарники от вредных насекомых. Летом на кормушках птиц не видно. Но

мы все же заботимся о них. Птицы очень чистоплотны, любят купаться, и в жаркую

погоду им нужно часто пить.

Как обрадуется ваш ребенок, если вы поручите ему отнести в укромное место

двора или сада противень, куда он будет наливать воду, он ведь тоже хочет заботиться

о птицах!

Во время прогулок дети сами обратят внимание на цветы, которыми украшены

наши города, начиная с апреля до поздней осени. Знакомство с ними, наблюдения,

сравнения

цветов

по

цвету,

форме,

листьям

помогут

развить

эстетический

вкус

ребенка, расширить его кругозор, ребенок получит элементарные знания о цветах.

Дети убеждаются, что растение — живой организм, его надо беречь, ухаживать за

ним. Для этого хорошо показать детям, как работают в цветнике садовники, как они

копают землю, делают

Клумбы,

сажают

рассаду

цветов

и

поливают.

После

наблюдения

хорошо

купить рассаду и посадить во дворе, на балконе или в ящике на подоконнике.

Первые цветы города — анютины глазки. По окраске они бывают самые

разнообразные: белые, желтые, голубые, фиолетовые, пестрые. Самые ранние —

одноцветные. Они очень крупные и хорошо заметны. Листья у них овальные, кустики

невысокие.

С

маленькими

детьми

надо

рассматривать

растения,

когда

цветки

уже

расцвели. Покажите им, что цветы разные, скажите, что они называются анютины

глазки,

они

действительно

напоминают

глазки.

Листики

у

них

мелкие.

Через

некоторое

время

можно

пойти

посмотреть

на

вновь

распустившиеся

цветы,

полюбоваться их красочностью. Можно посадить в ящик при ребенке два-три кустика

рассады анютиных глазок. Помните, что анютины глазки неприхотливы к почве, но

если

вы

посадите

их

в

плодородную

почву,

с

прибавлением

разложившегося

навозного перегноя, и поставите на солнечное место, цветки будут крупные и яркие.

В июле цветение уменьшается, в это время необходимо срезать отцветшие цветки и

бутоны и удобрить почву (минеральная смесь для цветов), тогда они вновь хорошо

зацветут ближе к осени.

Более

старших

детей

лучше

познакомить

с

анютиными

глазками

ранней

весной, когда только появятся бутоны. Дети могут узнать по цвету бутона, какой будет

цветок. На последующих прогулках ребенок проверит свои предположения.

Дети

могут

наблюдать,

как

под

цветками

появляется

зеленая

коробочка,

которая будет увеличиваться в объеме и желтеть. Затем коробочка созреет и, лопнув,

распадется на три створки, наполненные семенами. Не опоздайте со брать семена

анютиных глазок, а то семена могут осыпаться.

В городских цветниках используют как бордюрное растение маргаритку. Дети

любят в глубине листовой розетки находить зелененькие бутоны с едва заметной

белой или розовой сердцевинкой. Потом из них выходят нежные цветочки, розовые,

белые. В сухую и жаркую погоду соцветия мельчают и цветение уменьшается. Но

осенью, когда погода прохладная и влажная, они опять обильно цветут.

Большое внимание в наших городах отводится многолетним цветам, в скверах

и в парках с самой ранней весны

До осени цветут растения, которые зацветают в разные сроки.

Крупные душистые белые цветки нарциссов, разноцветные тюльпаны и по

цвету и по форме очень привлекают детей. Тренируйте ум детей, предлагая им

описывать

и

сравнивать

цветы.

После

этих

цветов,

друг

за

другом

за цветают

аквилегия,

ирис,

мак,

люпин,

дельфиниум,

аконит,

флоксы,

лилии.

Расскажите

старшим детям, что на зиму надземные части отмирают, а весной они отрастают

снова, потому что луковицы, корни и клубни сохраняются. Некоторые из них зимуют

в грунте, у других подземные части выкапывают каждый год и убирают на зиму в

подвалы

для

хранения.

Так

зимуют

георгины,

гладиолусы,

канны.

Луковицы

тюльпанов через каждые два года вынимают, а луковицы нарцисса выкапывают через

5-6 лет. Любимые цветы детей - флоксы. Они обильно и продолжительно цветут и

имеют очень приятный запах. Крупные цветки разнообразной расцветки - белые,

розовые, красные, лиловые — собраны в пышные соцветия. Цветки опадают, и дети,

нанизывая их на ниточки или на палочки, украшают ими свои песочные постройки,

играют с ними.

Разнообразны однолетние цветы, большинство из которых цветет в июне и

июле. Детям нравится огненно-красная настурция, которая вьется вокруг беседок

или

в

ящиках

около

окон.

Ноготки

и

бархатцы

тоже

нравятся

детям.

Среди

разросшихся

листьев

дети

разыскивают

бутоны.

Бутоны

ноготков

постепенно

делаются

плоскими,

а

потом

появляются

оранжевые

лепестки.

Ноготки

служат

барометром: они могут предсказать дождь, складывая свои лепестки, так же как

складывают

они

их

на

ночь.

Семена

ноготков

образуются

в

дольках

цветочной

корзинки. Можно собрать их и весной посеять.

Бархатцы - очень распространенные и неприхотливые цветы. Стебли у них

прямые, высота от 15 до 100 см. Окраска соцветий желтая, оранжевая, буро-красная.

Бархатцы

имеют

специфический

запах,

причем

пахнет

все

растение.

Срезанные

соцветия очень долго стоят в воде.

За последнее время, кроме клумб с симметричным узором, напоминающим

ковер или узорную вышивку, и чаш с цветами, появились радующие глаз ребенка

просторные площадки, засеянные полевыми цветами: много ромашек, васильков,

гвоздик, маков. На открытых газонах цветы хорошо видны детям; газоны состоят в

основном из

многолетников и не требуют особого ухода за собой. Эти растения

пришли к нам с полей и лугов.



В раздел образования