Напоминание

Работа с одаренными детьми


Автор: Гранкина Людмила Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 33 им. П.А.Столыпина"
Населённый пункт: город Энгельс Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: среднее образование





Назад




«Работа с одарёнными детьми»

Среди

самых интересных и загадочных явлений природы детская

одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и

развития волнуют педагогов на протяжении многих десятилетий.

Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется

общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в

неординарной, творческой личности.

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий... кто понятлив:

Таланты может воспитать

Учитель, если сам талантлив

Только творческий и увлеченный учитель может воспитать

компетентную личность, способную воплотить в жизнь свои мечты и

стремления. Одаренные дети – золотой фонд общества.

Перед учителем стоят следующие учебные цели: развитие логического

мышления, креативности, коммуникативности, развитие аналитических

умений…

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся –

предоставление каждому ребенку сферы деятельности, необходимой для

реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования

потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской

позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и

творческому самовыражению.

Одна из задач государственной политики в области образования до

2020 года – это создание системы выявления, развития и поддержки

одаренных детей и талантливой молодежи.

В Российской Федерации - 29 млн детей. Одарённых – от 2 до 20%

В работе с одарёнными детьми имеются риски, основное правило в

работе является «Не навреди». Поэтому, каждому педагогу, работающему с

талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный

банк данных на одарённого ученика, включая сведения о его здоровье,

который послужит руководством к последующим действиям, для разработки

педагогических технологий.

С точки зрения психологов, одаренность, есть качественно

своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность

выполнения деятельности.

(Одаренные дети обладают высокими умственными возможностями…)

1.

высокие умственные возможности;

2.

способность быстро схватывать смысл принципов, понятий,

положений;

3.

потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах

проблемы и стремление разобраться в них;

4.

способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

5.

обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на

сверстников.

Одаренных детей много, но далеко не всегда они хорошо успевают по

всем предметам. Они не представляют идеал в поведении. Одаренность

очень разнообразна, запросов на образование очень много. Универсальной

системы обучения одаренных нет. Ни один тип школы не может решить

полностью проблему их обучения, а запросов у общества намного

больше.

Первыми социальными заказчиками являются родители. У них есть

право выбирать школу для своего ребенка, требовать результаты. В выборе

школы для определения туда своего неординарного, одаренного ребенка,

родители для себя определяют, что такая школа должна быть «хорошей и

сильной». По мнению родителей, это школа, где хорошо учатся по всем

предметам, а по окончании дети легко поступают в престижные вузы

России. В такой школе должны быть порядок и дисциплина, свои

традиции. В такой школе должны преподавать высококвалифицированные

и интеллигентные педагоги и давать современное образование. Учителя

должны уважать личность ребенка, с ним занимаются не только на

уроках, но и в системе дополнительного образования.

Вторыми- является социальное общество. Обучение в школе опирается

на личностно-ориентированный подход. Общество требует молодежь,

которая может свободно ориентироваться в коммуникативной сфере и

применять свои знания на практике.

Принципами работы с одаренными детьми можно считать следующие

положения:

1.

Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана

обучения учащихся – высший уровень).

2.

Принцип опережающего обучения.

3.

Принцип комфортности в любой деятельности.

4.

Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации

способностей учащихся.

5.

Возрастание роли внеурочной деятельности.

6.

Принцип развивающего обучения.

7.

Принцип добровольности.

8.

Право на ошибку.

Исходя из своей практики, одаренных детей условно можно разделить

наследующие категории:

Выделяют три категории одаренных детей:

1.

дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития

при прочих равных условиях;

2.

дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная

одаренность);

3.

дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной

активностью и незаурядными умственными резервами, но не

достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;

Одаренность бывает:

1. Академической (ею обладают дети, хорошо обучающиеся в школе, у этих

детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и

быстро схватывают школьный материал.

2. Интеллектуальной (дети, умеющие мыслить, сравнивать, выделять главное,

делать самостоятельные выводы ,умеют анализировать,: задают много

необычных вопросов, рассудительны не по годам, остро реагируют на все

новое, неизведанное.

3. Творческой- (дети с нестандартным восприятием мира, не шаблонное

мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами,

используют испорченные приборы для создания новых поделок,

конструируют модели.)

4.Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко

запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием,

пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и

лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и

лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием

рассматривают художественные произведения искусства

5.Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться,

любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты

физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками

и мячами.

Интеллект + Креативность = одаренность.

Ученик умеющий выполнять задания широкого спектра, умеющий

извлекать пользу из своего прошлого опыта, усваивать новую информацию и

приспосабливаться к новым ситуациям, придумывать нечто новое,

представляющее определенную ценность, преодолевать традиционные

представления и стереотипы и создавать продукты и идеи, опережающие свое

время –это и есть одаренность.

Основные направления деятельности педагога в работе с

интеллектуально одаренными детьми:

Основные направления по которым мы работаем с одаренными детьми.

1.

Приёмы проблемного обучения;

2.

Организация и проведение предметных олимпиад;

3.

Организация и проведение интеллектуальных конкурсов,

соревнований;

4.

Организация экскурсий, экспедиций, походов;

5.

Организация деятельности научного общества;

Когда речь идет о работе с одаренными детьми, задача родителей и

педагога «сдвигается от обучения» к «созданию условий». Без организации

развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы,

активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы

из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической

деятельности я стараюсь заниматься развитием и воспитанием одаренных

детей, вовлекая их в создание научно-исследовательских проектов, участия в

интернет-конкурсах, олимпиадах, клубах научно-исследовательской

направленности и…

«Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно

развёртывать лепестки, а нужно создавать условия, при которых он сам

распустится»



В раздел образования