Автор: Гатина Ольга Юрьевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "Школа №89" Населённый пункт: Республика Татарстан, город Казань Наименование материала: Презентация Тема: Подвижные игры с элементами баскетбола Раздел: среднее образование
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ С МЯЧОМ
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве
подводящего упражнения к выполнению учебных заданий с ведением мяча в
баскетболе.
Организация. Игра осуществляется на одной половине баскетбольной площадки, в
каждом из четырех углов которой ставится поворотная стойка. Класс делится на 4
команды, каждая из которых занимает по углу, построившись внутри него колонной
по одному. Направляющие игроки всех четырех колонн с баскетбольным мячом в
руках выходят из строя и становятся за свою поворотную стойку, являющуюся
одновременно местом старта и финиша (после обведения игровой зоны).
Проведение. По сигналу педагога стартующие игроки начинают ведение мяча по
периметру игровой зоны против часовой стрелки, обегая поворотные стойки
снаружи. При этом каждый ведущий мяч игрок стремится догнать переднего на
дистанции и запятнать его, за что начисляется одно очко. Затем то же самое игровое
задание поочередно выполняют остальные четверки игроков соревнующихся
колонн. Игрок, потерявший мяч на дистанции, обязан подобрать его и продолжить
ведение с места потери.
Выигрывает команда, игроки которой наберут большую сумму очков.
Презентацию подготовила учитель физической культуры
Гатина Ольга Юрьевна
ДЕСЯТЬ УДАРОВ С ПЕРЕДАЧЕЙ
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве вспомогательного
упражнения для учебных заданий по ведению и передаче мяча в баскетболе.
Организация. Класс выстраивается в 3—5 шеренг. Дистанция и интервал — 2 м. Каждая шеренга
представляет собой отдельную команду. Правофланговые игроки всех шеренг получают по
баскетбольному мячу.
Проведение. По сигналу педагога правофланговые игроки всех шеренг начинают ведение мяча на месте с
десятью отскоками от пола, а одиннадцатым ударом направляют отскок мяча к следующему игроку
своей шеренги. Тот без остановки выполняет то же самое с передачей мяча очередному игроку и так
далее до конца шеренги. Последний игрок шеренги, выполнив задание, поднимает мяч над годовой.
Побеждает команда, завершившая игровое задание раньше всех.
ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ
Основная цель. Развитие координации движений, быстроты и внимания. Используется в качестве
вспомогательного упражнения для учебных заданий по ведению мяча с изменением направления
движения в баскетболе.
Организация. Участники игры становятся в круг, разомкнувшись на вытянутые руки, и рассчитываются по
порядку. Четные номера представляют одну команду, нечетные — другую. Жребием определяется
команда челноков и команда ловцов. Первая пара конкурирующих игроков поворачивается направо, а
все остальные поднимают руки вверх, имитируя ворота. Ловец первой пары становится за
ближайшими воротами, а челнок — на одни ворота впереди.
Проведение. По сигналу педагога челнок бежит «змейкой» по кругу, огибая каждые ворота то слева, то
справа, а ловец тем же путем преследует его, стараясь запятнать касанием руки, прежде чем челнок
пройдет последние ворота начатого круга. Запятнавший приносит своей команде выигрышное очко,
непойманный игрок — тоже. Затем стартует следующая пара представителей конкурирующих команд
и так далее до последней.
Выигрывает команда, игроки которой наберут большую сумму очков. При желании игру можно повторить
со сменой игровых ролей.
ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ ПРИСТАВНЫМИ ШАГАМИ
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве вспомогательного
упражнения для учебных заданий с приемом, ведением и передачей мяча в баскетболе.
Организация. Класс делится на 2 команды, которые шеренгами выстраиваются напротив друг друга за
лицевыми линиями баскетбольной площадки. В 2 м перед каждой шеренгой мелом очерчивают круг
диаметром 6 м, а направляющему игроку шеренги дают баскетбольный мяч.
Проведение. По сигналу педагога направляющие игроки обеих шеренг начинают ведение мяча
приставными шагами по своему кругу, совершая первый виток правым боком вперед, а второй виток
— левым боком, после чего передают мяч вторым номерам своих шеренг и отходят в сторону. Вторые
номера, выполнив то же самое задание, передают мяч третьим и так далее до последнего игрока в
шеренге.
Побеждает команда, закончившая игровое задание первой.
ПОЙМАЙ МЯЧ С ЛЕТА
Основная цель. Развитие прыгучести, ловкости и внимания. Используется в качестве вспомогательного
упражнения для учебных заданий с ловлей и передачей мяча в баскетболе или гандболе.
Организация. Игра проводится с раздельным зачетом у мальчиков и у девочек. Мальчики занимают одну
половину площадки, девочки — другую. Обе группы получают по баскетбольному мячу. Размещение
игроков в пределах своей зоны произвольное.
Проведение. По сигналу педагога на каждой половине площадки участник, владеющий мячом,
подбрасывает его высоко вверх, а остальные игроки устремляются к нему с целью поймать мяч с лета.
Игрок, поймавший мяч с лета, получает одно очко и приобретает право подбросить мяч вверх для
повторения игрового задания. Игра продолжается 3 – 4 минуты.
Победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков.
БЫСТРЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Основная цель. Развитие быстроты, координации движений и внимания. Используется в качестве
подводящего упражнения для учебных заданий с передачами мяча в баскетболе.
Организация. Класс делится попарно, назначаются 5 судей. На площадке с интервалом 5—7 м проводятся
две параллельные линии, за которыми напротив друг друга равномерно выстраиваются 5 пар игроков.
К каждой паре приставляется судья, вручающий ее участнику за левой линией баскетбольный мяч.
Оговаривается способ передачи мяча.
Проведение. По сигналу педагога каждая пара в течение 30 с должна выполнить обусловленным способом
максимальное количество взаимных передач мяча, регистрируемых судьей. (Наиболее полезные
варианты передач: в баскетболе — двумя руками от груди, от плеча, от головы, одной рукой, ударом о
пол). Затем на старт вызываются следующие 5 пар игроков и так далее до конца.
Выигрывает пара, выполнившая за стандартный отрезок времени наибольшее количество взаимных
передач.
ПЕРЕХВАТ МЯЧА
Основная цель. Развитие ловкости, быстроты и оперативного мышления. Используется в качестве
вспомогательного упражнения для учебных заданий с передачами мяча в баскетболе или гандболе.
Организация. Участники игры получают баскетбольный мяч и становятся в круг, разомкнувшись на
вытянутые руки. Выбирается перехватчик мяча, который выходит в центр круга.
Проведение. По сигналу педагога игроки начинают осуществлять между собой разнообразные
баскетбольные передачи мяча, а перехватчик, бегая в круге, старается перехватить мяч в полете, на
полу или отнять его из рук владеющего им игрока. Овладев мячом, перехватчик меняется местами и
ролями с игроком, потерявшим мяч, и игра продолжается на тех же условиях.
Оптимальная продолжительность игры на уроке 4—5 мин.
ПЕРЕДАЧИ КАПИТАНУ
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве подводящего
упражнения для учебных заданий передачи мяча в баскетболе.
Организация. Класс делится на 2 команды, каждая из которых выбирает своего капитана, получает
баскетбольный мяч и становится в круг на отведенной ей половине площадки, разомкнувшись на
вытянутые руки и поставив капитана с мячом в центр. Оговаривается способ передачи мяча.
Проведение. По сигналу педагога капитаны обеих команд начинают баскетбольные передачи мяча (туда
и обратно) по очереди каждому из игроков своего круга. Если в ходе этого из-за какой-нибудь
технической ошибки мяч теряется, то его подбирает виновный в этом игрок и игра продолжается
дальше. Когда все игроки в круге сыграют с капитаном, тот ловит мяч и демонстративно поднимает его
над головой. Команда, выполнившая это быстрее, получает выигрышное очко. Игра повторяется три
раза. Способ передачи мяча при этом может обновляться, исходя из конкретных задач проводимого
урока.
Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
СТРЕМИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве вспомогательного
упражнения для учебных заданий по передачам мяча в баскетболе.
Организация. Класс делится на несколько равных команд (до 7 человек), которые выбирают капитанов и
становятся в колонны по одному за общей линией, разомкнувшись на вытянутые руки. За другой
линией, проведенной в 4—6 м напротив каждой колонны, становится ее капитан с баскетбольным
мячом в руках. Оговаривается способ передачи мяча.
Проведение. По сигналу педагога все капитаны начинают баскетбольные передачи мяча первому игроку
своей колонны. Приняв мяч, первый игрок возвращает его капитану и приседает на корточки. После
этого следует поочередная передача мяча от капитана второму, третьему, четвертому игроку его
колонны и т. д., и каждый из них, вернув мяч капитану, приседает на корточки. Если в процессе этих
передач принимающий игрок упустит мяч, то он должен бегом подобрать его, вернуться на свое место
и только после этого продолжить игру. Сыграв со всеми игроками своей команды по очереди, капитан
поднимает мяч над головой, а остальные игроки его команды тут же встают в полный рост,
демонстрируя успешное завершение игрового задания.
Побеждает команда, закончившая игровое задание первой.
БРОСКИ В КОРЗИНУ С МЕСТА
Основная цель. Развитие ловкости, меткости и внимания. Используется в качестве вспомогательного
упражнения для учебных заданий с бросками в корзину в баскетболе.
Организация. Класс делится на 2 команды, каждая из которых занимает свою половину баскетбольной
площадки и выстраивается колонной по одному за линией штрафного броска. Направляющие игроки
колонн получают по баскетбольному мячу, а к каждому щиту приставляется судья.
Проведение. По сигналу педагога направляющие игроки обеих колонн производят с места прицельный
бросок в корзину, бегут к щиту для подбора своего мяча и осуществляют передачу следующему игроку
своей колонны, а сами возвращаются обратно и становятся в ее конец. Затем то же самое игровое
задание поочередно выполняют все остальные игроки соревнующихся колонн. При наличии времени
игру можно повторить 2—3 раза.
Выигрывает команда, игроки которой забросят в корзину большее количество мячей.
БРОСКИ В КОРЗИНУ НА БЕГУ
Основная цель. Развитие ловкости, меткости и внимания. Используется в качестве вспомогательного
упражнения для учебных заданий по приему и броскам мяча в движении в баскетболе.
Организация. Класс делится на 2 команды, каждой из которых отводится половина баскетбольной
площадки. На середине площадки, недалеко друг от друга команды выстраиваются колоннами по
одному, лицом к своему щиту. Под каждый щит становится водящий с баскетбольным мячом в руках.
Проведение. По сигналу педагога первые игроки обеих колонн бегут к своему щиту, у линии штрафного
броска получают от водящего передачу мяча и на бегу бросают его в корзину, а сами уходят в сторону.
Затем то же самое игровое задание по очереди выполняют все остальные игроки.
Выигрывает команда, игроки которой забросят в корзину большее число мячей.
Варианты игры:
1) то же самое, но с остановкой в момент ловли мяча от водящего;
2) то же самое, но с броском по корзине в прыжке после двух шагов.
ОТСКОКИ
Основная цель. Развитие прыгучести, быстроты, меткости и расчетливости. Используется в качестве
вспомогательного упражнения для учебных заданий по совершенствованию навыков игры в
баскетбол.
Организация. Игра проводится на любой половине баскетбольной площадки. Класс делится на 2 команды,
выстраивающиеся противостоящими шеренгами за боковыми линиями игровой половины площадки.
Назначается судья. Первые игроки обеих шеренг выходят вперед и занимают произвольное место у
щита. Вторая пара соперников выходит к центру площадки, размыкается на 3 м и мелом очерчивает
вокруг себя маленький кружок — стартовое место для себя и последующих игроков своей команды.
Проведение. Судья бросает баскетбольный мяч в щит. Задача игроков у щита — овладеть в единоборстве
отскочившим мячом и передать его своему партнеру по команде, стоящему в маленьком кружке у
центра площадки. Тот, выходя навстречу летящему мячу, ловит его и тут же передает обратно
первому. Первый должен выполнить ведение мяча и совершить бросок в корзину с сопротивлением
защитника конкурирующей команды.
При успешном проведении всей игровой комбинации с попаданием в корзину команда получает 2
очка. Если мяч не заброшен в корзину — 1 очко. За перехват мяча до броска в корзину 1 очко
получает конкурирующая команда. Затем происходит поточная смена задействованных игроков:
игравшие у щита освобождают площадку, их места занимают игроки из маленьких кружков у центра
площадки, а в эти кружки становятся новые представители соревнующихся команд, и по описанным
правилам игра продолжается до тех пор, пока в нее не сыграют все участники.
Побеждает команда, набравшая большую сумму очков.
Если в классе обучается слишком много учеников, то игру можно проводить одновременно на двух
половинах баскетбольной площадки с четырьмя попарно соревнующимися командами.
СОВМЕСТНЫЙ БЕГ В ОБРУЧЕ
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и командного взаимодействия. Используется в качестве
подводящего упражнения для учебных заданий по совершенствованию тактики командных действий в
спортивных играх.
Организация. Класс делится на команды по 4 человека с выборным капитаном, получающим
гимнастический обруч. Команды во главе с капитаном выстраиваются колоннами по одному за общей
линией старта. Расстояние между колоннами около 2 м. В 15 м перед каждой колонной ставят
поворотную стойку.
Проведение. По сигналу педагога капитаны команд с обручем в руке как можно быстрее бегут вперед,
добежав до своей поворотной стойки, огибают ее налево и возвращаются обратно; за линией старта
надевают обруч на следующего игрока своей команды, и теперь по тому же маршруту они бегут уже
вдвоем (один внутри обруча, другой — снаружи, в качестве тянущего поводыря). По возвращении к
старту для очередного игрового цикла нырком в обруч к ним присоединяется третий партнер, а на
последнем, еще более усложненном витке совместной гонки — и четвертый участник команды.
Выигрывает команда, закончившая совместное выполнение игрового задания первой.
ПОКА ЛЕТИТ МЯЧ
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве подводящего
упражнения для учебных заданий с мячом в баскетболе или гандболе.
Организация. Класс делится на 2 команды, выстраивающиеся напротив друг друга шеренгами,
разомкнутыми на вытянутые руки. Расстояние между шеренгами 5—6 м. Все игроки получают по
баскетбольному (гандбольному) мячу и держат его перед собой.
Проведение. По сигналу педагога все игроки соревнующихся команд должны последовательно выполнить
следующий комплекс игровых заданий.
1. Подбросить мяч вверх, повернуться кругом и успеть поймать его до приземления.
2. Подбросить мяч вверх, сделать хлопок в ладоши за спиной и успеть поймать его до приземления
3. Подбросить мяч вверх, наклониться вперед с хлопком в ладоши за коленями, выпрямиться и
успеть поймать его до приземления.
4. Подбросить мяч вверх, сделать глубокое приседание с разведением рук в стороны, встать и поймать
мяч до его приземления.
5. Сидя на полу, скрестив ноги, подбросить мяч вверх, вскочить на ноги и успеть поймать мяч до его
приземления.
6. Держа мяч за спиной, наклониться вперед, подбросить его вверх, выпрямиться и успеть поймать мяч
до приземления.
СОВМЕСТНЫЙ БЕГ В ОБРУЧЕ
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и командного взаимодействия. Используется в качестве
подводящего упражнения для учебных заданий по совершенствованию тактики командных действий в
спортивных играх.
Организация. Класс делится на команды по 4 человека с выборным капитаном, получающим
гимнастический обруч. Команды во главе с капитаном выстраиваются колоннами по одному за общей
линией старта. Расстояние между колоннами около 2 м. В 15 м перед каждой колонной ставят
поворотную стойку.
Проведение. По сигналу педагога капитаны команд с обручем в руке как можно быстрее бегут вперед,
добежав до своей поворотной стойки, огибают ее налево и возвращаются обратно; за линией старта
надевают обруч на следующего игрока своей команды, и теперь по тому же маршруту они бегут уже
вдвоем (один внутри обруча, другой — снаружи, в качестве тянущего поводыря). По возвращении к
старту для очередного игрового цикла нырком в обруч к ним присоединяется третий партнер, а на
последнем, еще более усложненном витке совместной гонки — и четвертый участник команды.
Выигрывает команда, закончившая совместное выполнение игрового задания первой.
ПОКА ЛЕТИТ МЯЧ
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве подводящего
упражнения для учебных заданий с мячом в баскетболе или гандболе.
Организация. Класс делится на 2 команды, выстраивающиеся напротив друг друга шеренгами,
разомкнутыми на вытянутые руки. Расстояние между шеренгами 5—6 м. Все игроки получают по
баскетбольному (гандбольному) мячу и держат его перед собой.
Проведение. По сигналу педагога все игроки соревнующихся команд должны последовательно выполнить
следующий комплекс игровых заданий.
1. Подбросить мяч вверх, повернуться кругом и успеть поймать его до приземления.
2. Подбросить мяч вверх, сделать хлопок в ладоши за спиной и успеть поймать его до приземления.
3. Подбросить мяч вверх, наклониться вперед с хлопком в ладоши за коленями, выпрямиться и
успеть поймать его до приземления.
4. Подбросить мяч вверх, сделать глубокое приседание с разведением рук в стороны, встать и
поймать мяч до его приземления.
5. Сидя на полу, скрестив ноги, подбросить мяч вверх, вскочить на ноги и успеть поймать мяч до его
приземления.
6. Держа мяч за спиной, наклониться вперед, подбросить его вверх,
выпрямиться и успеть поймать мяч до приземления.
Проведение. По сигналу педагога направляющие игроки колонн начинают баскетбольное ведение мяча, обходя восьмеркой
два стоящих на пути стула, на расстоянии не более 2 м передают мяч следующему игроку своей колонны, а сами
становятся в ее конец. Следующий игрок выполняет то же самое с передачей мяча участнику, стоящему за ним, и так
далее до конца колонны.
Выигрывает команда, участники которой завершат игровую эстафету первой.
ПЯТНАШКИ В ПАРАХ С ВЕДЕНИЕМ МЯЧА
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных
заданий ведения мяча разными руками с изменением направления движения в баскетболе или гандболе.
Организация. Все участники игры получают по баскетбольному мячу и расчетом на первый-второй делятся на
соревнующиеся пары, которые свободно расходятся по баскетбольной (гандбольной) площадке.
Проведение. По сигналу педагога первый номер каждой пары ведением мяча левой рукой убегает от своего второго номера,
который ведением мяча правой рукой старается догнать и свободной рукой запятнать первого, за что начисляется одно
очко. После этого они меняются ролями, и игра продолжается по той же схеме еще некоторое время, по усмотрению
преподавателя.
Выигрывают игроки, набравшие большее количество очков.
ПЯТНАШКИ С ВЫРУЧЕНИЕМ МЯЧОМ
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и взаимовыручки. Используется в качестве подводящего
упражнения для учебных заданий по ведению и передачам мяча в баскетболе.
Организация. Участники игры получают баскетбольный мяч и свободно расходятся по площадке.
Выбирается водящий.
Проведение. По сигналу педагога игроки начинают произвольно перемещаться по площадке с
использованием ведения и передач мяча ранее изученными способами, всячески увертываясь от
преследования водящего, старающегося запятнать кого-нибудь из них и поменяться с ним ролями.
Игрока с мячом пятнать нельзя, поэтому одна из тактических задач играющих состоит в том, чтобы
выручающим действием передать мяч участнику, которого догоняет водящий. Однако водящий может
отнять у игрока мяч или перехватить его на лету. Если ему удалось это осуществить, то место
водящего занимает игрок, потерявший мяч.
Оптимальная продолжительность игры на уроке 3—5 мин.
БЫСТРОЕ ВЕДЕНИЕ С ПЕРЕДАЧЕЙ
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве вспомогательного
упражнения для учебных заданий скоростного ведения с передачей мяча в баскетболе.
Организация. Класс делится на 3—4 команды, которые становятся колоннами по одному за общей
стартовой линией. Направляющие игроки колонн получают по баскетбольному (гандбольному или
футбольному) мячу. В 9 м перед каждой колонной ставится стул. Оговаривается нужный способ
ведения и передачи мяча.
Проведение. По сигналу педагога направляющие игроки колонн начинают баскетбольное (гандбольное,
футбольное) ведение мяча оговоренным способом к своему стулу, огибают его налево и выполняют
передачу мяча следующему игроку своей колонны, а сами возвращаются обратно и становятся в ее
конец. Следующий игрок, приняв мяч, выполняет то же самое, и так продолжается до тех пор, пока
последний игрок в колонне не выполнит игровое задание. Если принимающий игрок не поймал мяч, то
он бежит и подбирает его, возвращается на место старта и только после этого начинает ведение мяча
к своему стулу.
Побеждает команда, закончившая игровое задание первой.
ЕДИНОБОРСТВО У ЩИТА
Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве вспомогательного
упражнения для учебных заданий с борьбой за мяч в баскетболе.
Организация. Участники игры делятся на 2 команды, которые выстраиваются колоннами по одному за
средней линией баскетбольной площадки и рассчитываются по порядку. Расстояние между колоннами
2—Зм.
Проведение. Педагог бросает в щит баскетбольный мяч и называет любой порядковый номер участников
игры. Игроки обеих команд под этим номером выбегают из строя и устремляются к щиту, стараясь
завладеть мячом раньше соперника. Тот, кому это удается, приносит своей команде одно очко и тут
лее совершает длинную передачу направляющему игроку своей колонны, а он, приняв мяч, быстро
передает его двумя руками над головой назад по колонне, из рук в руки, до последнего игрока в строю,
который, получив мяч, демонстративно поднимает его вверх.
Игрок, уступивший мяч в единоборстве у щита, бежит приставными шагами на свое прежнее место в
колонне, пытаясь обогнать мяч, который передают над головами игроки конкурирующей команды.
Если бегущий приставными шагами окажется на своем месте раньше финиша мяча, то его команде
начисляется одно очко. Если — нет, то еще одно очко получает команда соперников. Затем мяч
передается педагогу, который снова бросает его в щит, называя любой другой порядковый номер, и
игра повторяется таким образом столько раз, сколько преподаватель сочтет необходимым.
Выигрывает команда, игроки которой наберут большую сумму очков.
Список используемой литературы:
Учебная программа «Уроки баскетбола» в школе для учащихся 5-11
классов Л.А.Могильный, Н.Я.Вольновая, Краснодар, 2009г.
Баскетбол в играх и эстафетах. В.Г.Мережковский, Вологодский ПИ; «ФК в школе»,
1985, № 2
Баскетбол. Для всех и каждого : учебно-методическое пособие / Под общей редакцией
Тригорлова В.В. 2007.
Баскетбол. Подвижные и учебные игры .// Автор Лепёшкин В.А
Издательство Советский спорт 2011г.