Напоминание

"Нравственно – этическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста"


Автор: Григорица Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ССОШ № 2 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г.Сертолово
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственно – этическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нравственно – этическое

воспитание и обучение

детей дошкольного возраста»

Подготовила

воспитатель

1

категории

Григорица

Е

.

В

.

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста.

Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических

процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие

навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных»,

по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие

психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм

поведения, правил и норм

.

Актуальность:

Воспитание этических норм поведения у ребёнка – нравственная проблема,

имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о

морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад,

окружающая действительность.

В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования

культуры поведения. Неумение грамотно использовать правила речевого

этикета на работе, в кругу друзей, дома, создаёт человеку определённую

репутацию, которая усложняет его отношения с людьми , мешает в жизни.

Говоря о соотношении

этикетного этического и эстетического в поведении,

можно выделить три основных поведенческих критерия:

как вести себя правильно, то есть в соответствии с

принятым в обществе порядком поведения;

как вести себя хорошо, то есть в соответствии с

нравственными нормами;

как вести себя красиво, то есть, получая от своего

поведения эстетическое наслаждение.

Для воспитания этикетного поведения

необходимы следующие условия:

Позитивный настрой

ребёнка

Пример взрослых

Связь с семьей

Этот настрой создается, прежде всего, разумно-доброжелательным

отношением воспитателя к детям. Нельзя забыть или обидеть

никого из воспитанников. Доброжелательное обращение по

именам, похвала за детские успехи, победные и утешительные

призы и прочие увлекающие детей приемы обучения способствуют

появлению у ребенка желания обучаться правилам поведения и

соблюдать их.

Позитивный настрой ребенка.

Пример взрослых

Прежде всего, родителей и воспитателя. Ребенок всегда

оценивает поступки взрослых, прощает или не прощает

допущенные ими ошибки. Поэтому воспитателю желательно

оценивать свое поведение с позиций доказательности

разумности и необходимости соблюдения этикета,

соответствия своего поведения тем поучительным словам,

которые он направляет к воспитанникам.

В действиях и словах воспитателя должно быть все продумано

для достижения главной цели — создания творческой,

доброжелательной, дружеской обстановки, в которой

развивается личность ребенка.

Связь с семьей

Это необходимое условие, позволяющее сохранить единство

требований взрослых к ребенку и преемственность

воспитания. Общая цель семьи и детского сада — хорошо

воспитанный, культурный и образованный человек, которого

мы вместе создаем из малыша, являясь союзниками в этом

важнейшем деле.

Можно выделить три группы методов:

I.

Методы, которые способствуют

осуществлению ребенком правильных

поведенческих действий.

II.

Методы, которые активизируют позитивные

действия ребенка или предостерегают его от

негативных поступков.

III.

Словесные методы — помогает осознанному

изучению поведенческих правил, но, применяя

их, следует избегать скучной морализации и

нотации.

Метод первый.

Приучение

Детям

дается

образец

поведения

,

например

приветствие

при

встрече

.

Воспитатель

становится

опосредованным

образцом

поведения

.

Следует

не

только

показать

ребенку

,

как

это

делать

,

но

и

затем

контролировать

точность

выполнения

правила

ребенком

.

В

технологию

приветствия

включены

:

улыбка

при

встрече

;

взгляд

открытый

,

направленный

на

лицо

приветствуемого

человека

;

громкое

и

четкое

произнесение

слов

приветствия

;

произнесение

слов

приветствия

стоя

.

Упражнение

Ребенком

многократно

повторяется

то

или

иное

действие

,

например

,

подняться

со

стула

,

улыбнуться

,

громко

сказать

: «

Добрый

день

Мы

добиваемся

от

детей

осознания

необходимости

и

разумности

приветствия

:

настрой

человека

на

встречу

и

общение

,

создание

хорошего

настроения

и

т

.

п

.

Проводятся

упражнения

не

только

на

занятиях

по

этикету

,

но

и

на

других

занятиях

,

в

игровой

ситуации

,

в

режимных

моментах

.

Воспитывающие

(

провокационные

)

ситуации

.

Воспитатель

создает

условия

,

в

которых

ребенок

оказывается

перед

выбором

,

например

:

поздороваться

с

посетителем

,

вошедшим

в

группу

,

или

продолжать

дело

,

которым

в

данный

момент

он

занимается

.

Метод второй

Пример

для

подражания

Детям

необходимы

наглядные

образы

позитивного

поведения

,

которыми

могут

быть

не

только

воспитатель

и

родители

,

но

и

другие

люди

,

взрослые

и

дети

,

а

также

литературные

и

сказочные

герои

.

Поощрение

Этот

способ

воздействия

активизирует

дошкольников

к

обучению

,

выбору

правильного

поведенческого

шага

.

Но

он

требует

разумного

применения

.

Поощряется

только

то

,

что

действительно

достойно

поощрения

.

Надо

находить

позитивное

начало

в

поведении

ребенка

.

Наказание

Оно

должно

применяться

как

можно

реже

,

и

никогда

не

допускается

такое

,

которое

приводит

к

физическому

или

нравственному

страданию

,

демонстрирует

неуважение

к

личности

ребенка

.

Осуждение

воспитателем

и

другими

детьми

негативного

поступка

ребенка

должно

быть

направлено

на

возникновение

у

него

,

а

также

и

у

других

детей

желания

поступать

хорошо

.

Метод третий

Рассказ

Рассказывая

детям

реальную

или

сказочную

историю

,

мы

создаем

у

них

эмоциональное

восприятие

поведенческих

правил

.

Можно

рассказывать

смешные

и

грустные

истории

,

веселые

и

невеселые

сказки

,

в

которых

герои

поступают

красиво

и

правильно

,

благодаря

чему

устанавливают

доброжелательные

отношения

и

добиваются

успеха

,

или

совершают

неправильные

действия

,

нарушая

этикет

,

отчего

испытывают

жизненные

трудности

.

Используя

литературное

произведение

,

необходимо

назвать

его

автора

тем

самым

мы

воспитываем

в

детях

уважительное

отношение

к

авторскому

творчеству

.

Придуманный

воспитателем

рассказ

должен

соответствовать

следующим

требованиям

:

во

-

первых

,

он

должен

быть

оригинальным

,

глубоким

по

содержанию

,

достоверным

и

художественным

,

во

-

вторых

,

речь

педагога

должна

быть

правильной

,

красивой

,

эмоционально

и

стилистически

богатой

,

поскольку

это

усиливает

воздействие

на

ребенка

,

в

-

третьих

,

у

истории

должен

быть

позитивный

конец

:

неумеха

научился

,

незнайка

узнал

,

поссорившиеся

друзья

помирились

.

Разъяснение

Детский

опыт

еще

невелик

,

и

не

всегда

дети

способны

сделать

правильный

вывод

из

предложенной

или

создавшейся

ситуации

,

выбрать

разумное

поведенческое

действие

.

Поэтому

им

надо

не

только

показывать

и

рассказывать

,

но

и

разъяснять

,

как

следует

поступать

и

почему

именно

так

,

а

не

иначе

.

Беседа

В

ходе

беседы

мы

даем

детям

необходимые

знания

.

Надо

лишь

помнить

,

что

для

дошкольника

беседа

не

может

являться

единственным

и

первым

способом

познания

правил

поведения

.

Главное

,

беседа

помогает

выяснить

,

знают

ли

и

понимают

ли

дети

нормы

и

правила

поведения

.

Ее

разумнее

проводить

с

небольшой

группой

из

5—8

человек

,

предоставляя

возможность

высказаться

каждому

ребенку

.

Следует

учитывать

и

то

,

что

дети

не

всегда

отвечают

искренно

,

понимая

,

какого

ответа

от

них

ждет

воспитатель

,

и

желая

получить

от

него

похвалу

.

Знание

возможностей

детей

для

ведения

беседы

,

их

взглядов

,

убеждений

и

привычек

поможет

педагогу

правильно

ее

построить

.

Особую роль в занятиях поведенческого характера играют практические упражнения,

игровые ситуации и игры. Практические упражнения помогают технически отработать тот

или иной поведенческий навык, например:

o

уступить место в транспорте,

o

поблагодарить за подарок,

o

встать из-за стола, произнести комплимент и т. п.

Недостатком упражнения может быть его оторванность от жизни — «Я делаю так, как

показала мне воспитатель, и потому, что она от меня этого требует». Но этот недостаток

восполняется возможностью отработать действие, которое необходимо в жизни.

Игровая ситуация помогает опробовать правило в действии и наглядно увидеть ход и

последствие его соблюдения. Она базируется на отработанном в упражнении навыке и

корректирует этот навык с учетом реальности.

Игры дают возможность интересно и показательно обучить детей; они снимают у детей

состояние неловкости и неуверенности, эмоционально окрашивают правило, делают его

привлекательным. Отработанный в упражнении и проверенный в игровой ситуации навык

становится естественным компонентом игры, проявляется в зависимости от игровых условий.

Устанавливается своеобразная цепочка овладения детьми правилом этикета, которая может быть

представлена в следующем виде:

Упражнение

Игровая

ситуация

Игра

Жизнь

Обучение детей правилам этикета должно вестись системно и продуманно, так как

оно влияет на воспитание души ребенка, на выработку им собственной тактики

поведения, которая может быть успешной или, наоборот, приносить неудачи.

Перевоспитывать, т. е. менять устоявшийся в дошкольном детстве взгляд на мир и

собственное поведение, как известно, чрезвычайно трудно.

Расширение словарного запаса детей и его активизация происходят при введении

новых слов и закреплении тех, которыми дети уже владеют. Например, вводятся

слова «этикет», «церемония», «традиция» и др. Углубляется понимание детьми

смысловой стороны слов, которые они уже освоили. Это углубление продиктовано

новым видением. Любовь, уважение, добросердечие, доброжелательность —

нравственные качества, лежащие в основе созданного людьми поведенческого

порядка, суть которого состоит в проявлении уважительного отношения и любви к

окружающим людям, создающего приятность общения и отношений.

Разумеется, обучение детей правилам

этикета происходит не только на занятиях по

этикету, но и в течение всего времени

нахождения детей в детском саду.

Приветствие во время сбора детей и

прощание в конце дня, поведение за столом,

прогулка на улице, встреча с артистами

кукольного театра, праздничный досуг, игры

на свежем воздухе и в группе, участие в

различных занятиях — везде есть место

этикету. Обучение правилам этикета носит

воспитывающий характер. Овладение его

правилом, которое складывается из знания

этого правила, убежденности в

необходимости его соблюдения и умении

точного его выполнения, ставит культуру

поведения ребенка на современный уровень

общественного требования.

Спасибо за внимание!



В раздел образования