Автор: Григорица Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ССОШ № 2 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г.Сертолово
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственно – этическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Нравственно – этическое
воспитание и обучение
детей дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель
1
категории
Григорица
Е
.
В
.
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста.
Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических
процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие
навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных»,
по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие
психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм
поведения, правил и норм
.
Актуальность:
Воспитание этических норм поведения у ребёнка – нравственная проблема,
имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о
морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад,
окружающая действительность.
В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования
культуры поведения. Неумение грамотно использовать правила речевого
этикета на работе, в кругу друзей, дома, создаёт человеку определённую
репутацию, которая усложняет его отношения с людьми , мешает в жизни.
Говоря о соотношении
этикетного этического и эстетического в поведении,
можно выделить три основных поведенческих критерия:
как вести себя правильно, то есть в соответствии с
принятым в обществе порядком поведения;
как вести себя хорошо, то есть в соответствии с
нравственными нормами;
как вести себя красиво, то есть, получая от своего
поведения эстетическое наслаждение.
Для воспитания этикетного поведения
необходимы следующие условия:
Позитивный настрой
ребёнка
Пример взрослых
Связь с семьей
Этот настрой создается, прежде всего, разумно-доброжелательным
отношением воспитателя к детям. Нельзя забыть или обидеть
никого из воспитанников. Доброжелательное обращение по
именам, похвала за детские успехи, победные и утешительные
призы и прочие увлекающие детей приемы обучения способствуют
появлению у ребенка желания обучаться правилам поведения и
соблюдать их.
Позитивный настрой ребенка.
Пример взрослых
Прежде всего, родителей и воспитателя. Ребенок всегда
оценивает поступки взрослых, прощает или не прощает
допущенные ими ошибки. Поэтому воспитателю желательно
оценивать свое поведение с позиций доказательности
разумности и необходимости соблюдения этикета,
соответствия своего поведения тем поучительным словам,
которые он направляет к воспитанникам.
В действиях и словах воспитателя должно быть все продумано
для достижения главной цели — создания творческой,
доброжелательной, дружеской обстановки, в которой
развивается личность ребенка.
Связь с семьей
Это необходимое условие, позволяющее сохранить единство
требований взрослых к ребенку и преемственность
воспитания. Общая цель семьи и детского сада — хорошо
воспитанный, культурный и образованный человек, которого
мы вместе создаем из малыша, являясь союзниками в этом
важнейшем деле.
Можно выделить три группы методов:
I.
Методы, которые способствуют
осуществлению ребенком правильных
поведенческих действий.
II.
Методы, которые активизируют позитивные
действия ребенка или предостерегают его от
негативных поступков.
III.
Словесные методы — помогает осознанному
изучению поведенческих правил, но, применяя
их, следует избегать скучной морализации и
нотации.
Метод первый.
Приучение
Детям
дается
образец
поведения
,
например
приветствие
при
встрече
.
Воспитатель
становится
опосредованным
образцом
поведения
.
Следует
не
только
показать
ребенку
,
как
это
делать
,
но
и
затем
контролировать
точность
выполнения
правила
ребенком
.
В
технологию
приветствия
включены
:
улыбка
при
встрече
;
взгляд
открытый
,
направленный
на
лицо
приветствуемого
человека
;
громкое
и
четкое
произнесение
слов
приветствия
;
произнесение
слов
приветствия
стоя
.
Упражнение
Ребенком
многократно
повторяется
то
или
иное
действие
,
например
,
подняться
со
стула
,
улыбнуться
,
громко
сказать
: «
Добрый
день
!»
Мы
добиваемся
от
детей
осознания
необходимости
и
разумности
приветствия
:
настрой
человека
на
встречу
и
общение
,
создание
хорошего
настроения
и
т
.
п
.
Проводятся
упражнения
не
только
на
занятиях
по
этикету
,
но
и
на
других
занятиях
,
в
игровой
ситуации
,
в
режимных
моментах
.
Воспитывающие
(
провокационные
)
ситуации
.
Воспитатель
создает
условия
,
в
которых
ребенок
оказывается
перед
выбором
,
например
:
поздороваться
с
посетителем
,
вошедшим
в
группу
,
или
продолжать
дело
,
которым
в
данный
момент
он
занимается
.
Метод второй
Пример
для
подражания
Детям
необходимы
наглядные
образы
позитивного
поведения
,
которыми
могут
быть
не
только
воспитатель
и
родители
,
но
и
другие
люди
,
взрослые
и
дети
,
а
также
литературные
и
сказочные
герои
.
Поощрение
Этот
способ
воздействия
активизирует
дошкольников
к
обучению
,
выбору
правильного
поведенческого
шага
.
Но
он
требует
разумного
применения
.
Поощряется
только
то
,
что
действительно
достойно
поощрения
.
Надо
находить
позитивное
начало
в
поведении
ребенка
.
Наказание
Оно
должно
применяться
как
можно
реже
,
и
никогда
не
допускается
такое
,
которое
приводит
к
физическому
или
нравственному
страданию
,
демонстрирует
неуважение
к
личности
ребенка
.
Осуждение
воспитателем
и
другими
детьми
негативного
поступка
ребенка
должно
быть
направлено
на
возникновение
у
него
,
а
также
и
у
других
детей
желания
поступать
хорошо
.
Метод третий
Рассказ
Рассказывая
детям
реальную
или
сказочную
историю
,
мы
создаем
у
них
эмоциональное
восприятие
поведенческих
правил
.
Можно
рассказывать
смешные
и
грустные
истории
,
веселые
и
невеселые
сказки
,
в
которых
герои
поступают
красиво
и
правильно
,
благодаря
чему
устанавливают
доброжелательные
отношения
и
добиваются
успеха
,
или
совершают
неправильные
действия
,
нарушая
этикет
,
отчего
испытывают
жизненные
трудности
.
Используя
литературное
произведение
,
необходимо
назвать
его
автора
—
тем
самым
мы
воспитываем
в
детях
уважительное
отношение
к
авторскому
творчеству
.
Придуманный
воспитателем
рассказ
должен
соответствовать
следующим
требованиям
:
во
-
первых
,
он
должен
быть
оригинальным
,
глубоким
по
содержанию
,
достоверным
и
художественным
,
во
-
вторых
,
речь
педагога
должна
быть
правильной
,
красивой
,
эмоционально
и
стилистически
богатой
,
поскольку
это
усиливает
воздействие
на
ребенка
,
в
-
третьих
,
у
истории
должен
быть
позитивный
конец
:
неумеха
научился
,
незнайка
узнал
,
поссорившиеся
друзья
помирились
.
Разъяснение
Детский
опыт
еще
невелик
,
и
не
всегда
дети
способны
сделать
правильный
вывод
из
предложенной
или
создавшейся
ситуации
,
выбрать
разумное
поведенческое
действие
.
Поэтому
им
надо
не
только
показывать
и
рассказывать
,
но
и
разъяснять
,
как
следует
поступать
и
почему
именно
так
,
а
не
иначе
.
Беседа
В
ходе
беседы
мы
даем
детям
необходимые
знания
.
Надо
лишь
помнить
,
что
для
дошкольника
беседа
не
может
являться
единственным
и
первым
способом
познания
правил
поведения
.
Главное
,
беседа
помогает
выяснить
,
знают
ли
и
понимают
ли
дети
нормы
и
правила
поведения
.
Ее
разумнее
проводить
с
небольшой
группой
из
5—8
человек
,
предоставляя
возможность
высказаться
каждому
ребенку
.
Следует
учитывать
и
то
,
что
дети
не
всегда
отвечают
искренно
,
понимая
,
какого
ответа
от
них
ждет
воспитатель
,
и
желая
получить
от
него
похвалу
.
Знание
возможностей
детей
для
ведения
беседы
,
их
взглядов
,
убеждений
и
привычек
поможет
педагогу
правильно
ее
построить
.
Особую роль в занятиях поведенческого характера играют практические упражнения,
игровые ситуации и игры. Практические упражнения помогают технически отработать тот
или иной поведенческий навык, например:
o
уступить место в транспорте,
o
поблагодарить за подарок,
o
встать из-за стола, произнести комплимент и т. п.
Недостатком упражнения может быть его оторванность от жизни — «Я делаю так, как
показала мне воспитатель, и потому, что она от меня этого требует». Но этот недостаток
восполняется возможностью отработать действие, которое необходимо в жизни.
Игровая ситуация помогает опробовать правило в действии и наглядно увидеть ход и
последствие его соблюдения. Она базируется на отработанном в упражнении навыке и
корректирует этот навык с учетом реальности.
Игры дают возможность интересно и показательно обучить детей; они снимают у детей
состояние неловкости и неуверенности, эмоционально окрашивают правило, делают его
привлекательным. Отработанный в упражнении и проверенный в игровой ситуации навык
становится естественным компонентом игры, проявляется в зависимости от игровых условий.
Устанавливается своеобразная цепочка овладения детьми правилом этикета, которая может быть
представлена в следующем виде:
Упражнение
Игровая
ситуация
Игра
Жизнь
Обучение детей правилам этикета должно вестись системно и продуманно, так как
оно влияет на воспитание души ребенка, на выработку им собственной тактики
поведения, которая может быть успешной или, наоборот, приносить неудачи.
Перевоспитывать, т. е. менять устоявшийся в дошкольном детстве взгляд на мир и
собственное поведение, как известно, чрезвычайно трудно.
Расширение словарного запаса детей и его активизация происходят при введении
новых слов и закреплении тех, которыми дети уже владеют. Например, вводятся
слова «этикет», «церемония», «традиция» и др. Углубляется понимание детьми
смысловой стороны слов, которые они уже освоили. Это углубление продиктовано
новым видением. Любовь, уважение, добросердечие, доброжелательность —
нравственные качества, лежащие в основе созданного людьми поведенческого
порядка, суть которого состоит в проявлении уважительного отношения и любви к
окружающим людям, создающего приятность общения и отношений.
Разумеется, обучение детей правилам
этикета происходит не только на занятиях по
этикету, но и в течение всего времени
нахождения детей в детском саду.
Приветствие во время сбора детей и
прощание в конце дня, поведение за столом,
прогулка на улице, встреча с артистами
кукольного театра, праздничный досуг, игры
на свежем воздухе и в группе, участие в
различных занятиях — везде есть место
этикету. Обучение правилам этикета носит
воспитывающий характер. Овладение его
правилом, которое складывается из знания
этого правила, убежденности в
необходимости его соблюдения и умении
точного его выполнения, ставит культуру
поведения ребенка на современный уровень
общественного требования.
Спасибо за внимание!