Автор: Зайцева Ольга Геннадьевна
Должность: доцент кафедры "дошкольное и начальное образования"
Учебное заведение: Севастопольский государственный университет", Гуманитарно-педагогический институт
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: О нравственно-патриотическом воспитании дошкольника
Тема: Проблема нравственно-патриотического воспитания молодого поколения.
Раздел: дошкольное образование
УДК 372.2
О нравственно-патриотическом воспитании личности дошкольника
Зайцева Ольга Геннадьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Севастопольский
государственный университет», Гуманитарно-педагогический институт: ул. Гагарина13, г.
Севастополь, 299028, РФ
Аннотация.
Статья
посвящена
насущным
проблемам
нравственно-патриотического
воспитания
молодого
поколения.
Автор
акцентирует
внимание
на
необходимости
использования
наследия
отечественной
педагогики
в
вопросах
патриотического
воспитания детей. Тема возрождения патриотического воспитания в России, по мнению
автора
статьи,
назрела
уже
давно,
и
по
сути
стала
насущной
проблемой
для
восстановления
духовно-нравственных
основ
современного
российского
общества,
не
возродив которых мы не сможем благополучно строить будущее нашей страны, будущее
наших детей.
Ключевые слова: нравственно- патриотическое воспитание, дети дошкольного возраста.
Об авторе: Зайцева Ольга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Дошкольное и начальное образование» ; Федеральное государственное автономное
образовательное
учреждение
«Севастопольский
государственный
университет»,
Гуманитарно- педагогический институт.е-mail автора:olgazaytseva00@mail
Постановка проблемы. Тема возрождения патриотического воспитания в России назрела
давно.
Но
никогда
в
новейшей
истории
она
не
вставала
с
такой
силой
и
востребованностью как сегодня. По сути – это вопрос о духовно-нравственных основах
современного российского общества, на которых мы будем строить наше будущее, а
будущее, как известно, принадлежит детям. От того как мы воспитаем их будет зависеть
судьба
самой
российской
государственности.
Культурное
самосознание
и
духовно-
нравственные
ценностные
коды
–
это
сфера
жесткой
конкуренции
и
открытого
информационного противоборства, одна из форм конкурентной борьбы.
Цель
статьи.
Привлечь
особое
внимание
к
актуализации
проблемы
нравственно-
патриотического воспитания дошкольников.
Нравственно-патриотическое
развитие
подрастающего
поколения
–
приоритетное
направление
современной
образовательной
политики.
Эта
позиция
государства
закреплена в Законе «Об образовании в Российской Федерации»», в «Национальной
доктрине образования РФ до 2025 г.», в «Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания
гражданина
России»,
Государственной
программе
«Патриотического
воспитания воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».
Сегодня данное направление педагогической деятельности не только актуально, но и
контролируется государством в связи с зафиксированным статистическими институтами
низким уровнем гражданской позиции членов российского общества.
Проблема воспитания патриота своего Отечества, ответственно относящегося к судьбе
своей Родины, рассматривается как условие стабильного развития общества, способного
твердо и уверенно противостоять внутренним и внешним вызовам.
Вопросы нравственно-патриотического воспитания личности стояли в центре внимания
во
все
времена,
невзирая
на
социально-политическую
конструкцию
государства.
Исторический
опыт
показывает,
что
искажение
нравственного
сознания
приводило
к
катастрофе целые государства, к их ослаблению и, в конечном итоге, к их распаду.
В одной восточной мудрости говорится « если хочешь победить врага – воспитай его
детей». И с этим трудно не согласиться. Неослабеваемые попытки подчинить себе целые
народы, навязать им своих культурные, ментальные и религиозные ценности давно стали
реальностью наших дней.
У
В.
Даля
патриотизм
определяется
как
социально-
нравственный
принцип,
выражающий любовь
к Родине, заботу об ее интересах и готовность
к ее защите от
врагов.
Русский религиозный философ И. Ильин считает, что патриотическое воспитание должно
быть связано с религиозным пониманием, которое приобщает патриотические чувства к
категории высших ценностей.
К.Д. Ушинский отмечал, что патриотизм является не только задачей воспитания, но и
могущественным педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет
человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу
человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями».
Приоритетом воспитания патриотизма всегда было служение своему государству, своему
народу,
воспитание
высокой
культуры
личности. В трудах
К.Д. Ушинского,
Л.Н.
Толстого,
В.В.Зеньковского,
В.А.
Сухомлинского
отмечается,
что
в
основе
патриотического воспитания идея народности является центральной.
Необходимость
использования
педагогического
наследия
отечественных
педагогов
диктует
сама
жизнь.
Мы
должны
строить
свое
будущее
на
прочном
фундаменте
патриотизма, как целостной системе духовно- нравственных ориентиров, закладываемых в
раннем детстве и это, в первую очередь, уважение к своим духовным и культурным
традициям, к своей истории, любовь к родному краю, родной природе, русскому языку.
В
советский
период,
воспитание
патриотизма,
по
большей
части,
было
связано
с
политической идеологией. Но в это же время В.А. Сухомлинский считал, что сущностью
человеческой жизни, основой жизненной позиции является любовь к Отечеству. Он писал,
что ребенку непросто хочется, чтобы добро побеждало зло, это для него личное счастье.
Формирование патриотической сердцевины человека заключается как раз в том, чтобы он
постиг это счастье. Воспитывать патриота – это значит наполнить повседневную жизнь
ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы все то, что он в этом возрасте
познает и делает. Особое внимание педагог уделяет родному языку.
Родной
язык
–
это
нечто
большее,
чем
средство
общения.
Он
является
основой
физического здоровья, умственных способностей, правильного мировоззрения. К таким
выводам пришла Т. Миронова, доктор филологических наук, главный научный сотрудник
Центральной
государственной
библиотеки
и
специалист
по
истории
языка.
В
своих
научных
трудах
она
доказывает,
что
каждый
человек
имеет
языковую
генетическую
память, в которой записаны основные понятия самосознания предыдущих поколений. В
русском генетическом коде есть генетическое понятие «совесть», которое заложено в нас
тысячелетним православным сознанием и всей языковой культурой русских людей. То же
самое
можно
сказать
и
о
других
понятиях
нашего
самосознания.
Когда
они
поддерживаются,
благодаря
родному
языку,
человек
живет
по
законам
предков
и
выполняет свое предназначение на земле и передает свой опыт потомкам в виде волновой
наследственной
памяти.
И
наоборот,
если
он
пытается
заглушить
эту
память,
неестественным для русского человека языком и образом жизни, то его способности
сворачиваются, он начинает деградировать, становиться в тягость себе и другим, ухудшает
наследственные
программы
своего
рода.
Стоит
ли
говорить
о
значительном
вреде,
причиняемом
ребенку, когда еще в дошкольном периоде ему навязывают изучение
иностранных языков, по ошибке считая, что это способствует его развитию. Сейчас эта
опасность угрожает
очень многим соотечественникам, обрекая их на вырождение и
ассимиляцию. Этнологи утверждают, что чужая среда опасна для формирования человека
и не только ребенка. Исследования, пока только поверхностные, чужой среды и ее влияния
на
всестороннее
развитие
личности
показывают
на
примере
русской
эмиграции,
что
первая
волна
ее
представителей
была
плодотворна
и
пассионарна.
Среди
русской
эмиграции,
первой
ее
волны,
много
было
талантливых
и
даже
гениальных
людей
(Сикорский, Леонтьев, Рахманинов, Набоков, Шаляпин, Павлова, Бунин). Но это были
люди,
сформировавшиеся
в
России,
сохранившие
за
рубежом
свою
веру,
традиции,
менталитет.
Но
уже
во
втором
поколении,
таких
известных
и
гениальных
людей,
сформировавшихся в чужой языковой, этнокультурной среде, уже почти нет, а в третьем
поколении, факт растворения и деградации среди внуков русских эмигрантов, вполне
очевиден. Из этого следует вывод, что забвение веры, родного языка, традиций, памяти
предков
неизбежно
оказывает
угнетающее
влияние
на
умственное,
физическое
и
нравственное развитие личности.
В настоящее время из СМИ исчезли такие понятия как «подвиг», «жертва»,
«служение»,
«любовь
к
родине»,
«справедливость»
и
другие,
свойственные
нашей
традиции, понятия. Доктор медицинских наук, член РАЕН, профессор И.А. Гундаров
убедительно
показал,
что
главной
причиной
вымирания
населения
является
не
физическое истребление, а глубокий нравственный кризис в нашей стране. Этот кризис
переживают
не
только
люди
старшего
поколения,
но
и
младшего,
поскольку
их
генетическая
память
содержит
понятия,
составляющие
духовную
сердцевину
нашего
народа.
Причины морально-нравственного разложения в нашей стране, следует искать еще в
постсоветском
периоде нашей истории, когда разуверившееся в партийной идеологии
молодое
поколение
70-80
гг.
стало
легкой
добычей
западной
пропаганды,
обильно
внедряемой, в повседневную жизнь пошатнувшейся страны. Тогда в нашей стране пошел
ускоренный процесс
утраты самоиндентичности, отказа от собственной исторической
парадигмы, безоглядной критики всего и вся, что касалось самобытности и уникальности
нашего пути. В таких неблагоприятных условиях, выросло целое поколение новых людей,
которые, буквально, не с чем сравнить окружающую их жизнь, и трудно объяснить
истинные
ценности
утраченного,
особенно
в
условиях,
практически
тотального
массированного давления со стороны вчерашних «партнеров» из западной коалиции.
Недавно министерство образования и науки Архангельской области запретило отмечать в
школах
региона,
привнесенный
извне,
праздник
«хэллоуин»,
вслед
за
северянами
откликнулись
и
южане,
глава
Республики
Крым
В.Аксенов
поручил
министерству
образования
дать
рекомендации
крымским
школам
о
запрете
проведения
«…этого
отвратительного маски-шоу, противоречащему духовным традициям народов Крыма». В
обязанности
педагогов
рекомендовано
включить
разъяснения
детям
опасность
экстремистских идей, чуждых российскому обществу, ценностных норм.
Касательно
второго, навязываемого празднества- дня «святого» Валентина, то его можно, без всякого
сомнения, рассматривать как идеологическую диверсию против нашего общества. Здесь
мы имеем дело с нейролингвистическим
подвохом, в основе которого лежит подмена
понятий, когда далеко не святой персонаж выдается
за страстотерпца, религиозного
мученика, который якобы пострадал за идеалы любви. На самом деле, все гораздо проще и
приземленнее. Этот «святой» прославился в древнем Риме тем, что венчал служительниц
римских лупанариев( публичных домов) с легионерами, что привело, в конечном итоге, к
разложению армии и распаду империи. Похоже на то, что те, кто когда-то подбросил нам
этот «праздничек», хорошо был осведомлен о его последствиях. Ничего, кроме разврата и
нравственного разложения этот религиозный симулякр в себе не несет и прав был глава
РК В. Аксенов когда называл эти праздники «средством колониальной экспансии».
«Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания.
На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и
государственная идея единства и неповторимости народа, которая формируется на основе
традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне
индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за
свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее»[1, с.49].
Процесс патриотического воспитания необходимо начинать уже с дошкольного возраста,
когда у ребенка происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, развитие
эмоций,
мышления,
социальной
адаптации
в
обществе.
Этот
возраст
самый
благоприятный
для
эмоционально-психологического
воздействия
на
ребенка.
В
этот
период наиболее ярки образы восприятия действительности, культурного пространства.
Поэтому
одним
из
важных
направлений
в
патриотическом
воспитании
является
приобщение к традициям народа, к народному творчеству. А.П. Усова отмечала, что в
народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты
характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет более широкое значение, чем
то,
в
каком
его
применяют
воспитатели
детских
садов:
оно
имеет
значение
для
патриотического воспитания.
Важной задачей нравственно-патриотического воспитания является формирование любви
к Родине, гражданского долга перед Отечеством, своим народом, городом, семьей.
В дошкольном возрасте в круг
нравственно-патриотических ценностей входят, прежде
всего, любовь к родной семье, родному городу, миру родной природы, уважение к истории
своего
народа,
осознание
принадлежности
к
своей
национальной
культуре.
Базовым
этапом, в формировании у детей любви к Родине, следует считать накопление ребенком
социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения,
взаимоотношений.
Анализ педагогических исследований в области дошкольной педагогики по данному
направлению показывает, что первоначально воспитание патриотизма, любви к Родине,
отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.
В 60-70-е гг. понятие патриотизма рассматривалось как составная часть нравственности,
но при этом главный акцент делался на познании ребенком своей страны, а чувственному
ее восприятию внимания уделялось значительно меньше.
В 70-80-е гг. появились исследования, которые опирались на эмоциональную сферу
ребенка. В основу патриотического воспитания дошкольников был положен механизм
нравственного воспитания, предполагающий единство знаний, отношений, поведения.
В 90-е гг. проблема воспитания патриотизма была не востребована.
Современные педагогические исследования
направлены
на
приобщение детей к
народной игровой культуре, ознакомление с истоками праздничной народной культуры, на
использование
народной
педагогики
в
экологическом
воспитании
дошкольников,
ознакомление
с художественными и ремесленными традициями определенных видов
народного
декоративно-прикладного
искусства,
ознакомление
дошкольников
с
традиционными народными образами, с обычаями и верованиями, связанными с ними.
Н.В.Микляева, Л.В.Коломийченко, А.Г. Гогоберидзе
уделяют
внимание
вопросам,
связанным с проблемой изучения механизмов социализации, формирования социальной
компетенции дошкольников.
В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты,
которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим
является
эмоциональный
компонент.
Когнитивный
компонент
«обеспечивает»
содержание, а поведенческий выполняет проверочно-диагностическую функцию. Если
рассматривать
патриотизм
через
понятие
«отношения»,
можно
выделить
несколько
направлений: отношение к природе родного края, родной страны; отношение к людям,
населяющим страну; отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре.
Каждое
из
направлений
может
стать
содержанием
работы
по
патриотическому
воспитанию и внесет свой вклад в личностное развитие ребенка. Нельзя говорить о
воспитании
любви
к
Родине
без
сообщения
детям
определенных
знаний
о
ней.
Содержание знаний педагоги предлагают рассматривать в следующем: ребенок старшего
возраста может и должен знать как называется страна, в которой он живет, ее главный
город, столица, его родной город или село, каковы достопримечательности города или
села,
какова
природа
его
страны
и
того
места
где
он
живет;
какие
люди
по
национальности, по личностным качествам населяют страну, чем прославили они родную
страну и весь мир, что представляет собою искусство, традиции, обычаи его Родины.
Патриотизм как нравственное чувство
вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни, уклада, народных и семейных традиций и закрепляется в
системе
ценностей
личности,
духовно-нравственных
и
семейных
ценностей,
в
фиксированных установках, поступках и поведении человека. «Ментальное пространство»
( по определению Н.В. Микляевой), в котором происходит становление личности ребенка,
выступает смысловым контекстом для передачи из поколения в поколение национального
образа жизни и видения мира. В осознании принадлежности к своей
национальной
культуре
находятся
корни
духовности,
нравственности,
гражданственности
и
самобытности личности.
Выводы.
Чувство
патриотизма
многогранно
по
своей
структуре
и
содержанию.
Патриотическое
воспитание
–
это
процесс
формирования
сознательного
человека,
любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими
свершениями своего народа и своей культурой. Знакомство ребенка с культурой своего
народа необходимо, ибо это является мостом в настоящее, это наши духовные корни.
Важным направлением работы по патриотическому воспитанию дошкольников является
приобщение детей к культурно-историческим ценностям, главной целью которых является
пробуждение
интереса
и
уважения
к
традициям
своей
страны,
воспитание
высоконравственных качеств, чувства ответственности и любви к своей Родине, желание и
умение трудиться на благо Отечества.
Систематическая
работа
по
патриотическому
воспитанию
детей
заключается
в
ознакомлении с историей родного города, края, страны; в воспитании уважения и гордости
к
героическому
прошлому
своего
народа
и
отдельным
его
представителям,
прославившими свой край, страну
боевыми и трудовыми подвигами; в воспитании
чувства дружелюбия и уважения к иным этнокультурам; в ознакомлении с
духовно-
религиозным
наследием
нашего
народа,
в
формировании
представления
о
географии
нашей страны; в ознакомлении с главными государственными символами, геральдикой,
гимном и прочими атрибутами российской государственности; в посещении историко-
культурных заповедников, краеведческих музеев, тематических выставок и галерей; в
участии в конкурсах, фестивалях, концертах посвященных знаменательным датам своей
страны.
Вопросы
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения
должны
постоянно
находиться
в
центре
внимания
общественности
и
государства.
Это
связано
с
приоритетным на сегодняшний день, значением проблемы патриотического воспитания,
как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России.
О
важности
образовательно-воспитательной
системы,
ее
чистоте,
честности
не
раз
поднимался вопрос, на государственном уровне, подчеркивалась при этом необходимость
борьбы с формализмом, призывая к живым формам работы с подрастающим поколением.
Патриотизм – это не просто красивое слово – это служение своему Отечеству, России,
своему народу.
Список литературы
1.
Вырщиков
А.Н.,
Кусмарцев
М.Б.
Патриотическое
воспитание
молодежи
в
современном российском обществе: Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское
перо», 2006.172с.
2.
.Бородина Е.Н. Модель нравственно-патриотического развития детей
старшего
дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. //
Современные проблемы науки и образования.-2015-№3.
3.
Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста /
Т.М. Аникина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева.
– М.: УЦ «Перспектива», 2012.
248 с.
4.
Маханева
М.Д.
Нравственно-патриотическое
воспитание
детей
старшего
дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2005. 72 с.
5.
Микляева
Н.В.
Нравственно-патриотическое
и
духовное
воспитание
дошкольников. - М.: Сфера, 2013. 144 с.
6.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. 32 с.
UDC 372.2
Of moral education of personality
Zaitseva Olga G.
Federal state Autonomous educational institution "Sevastopol state University", Humanities and
education Institute: Гагарина13 str., Sevastopol, 299028, Russia
The article was received ; after revision
Abstract: the Article is devoted to the urgent problems of moral and Patriotic education of the
younger generation and shows some of the ways to resolve it. The author focuses on the need
to use heritage in Russian pedagogy in the issues of Patriotic education of children. The subject
of the revival of Patriotic education in Russia, according to the author, was long overdue and in
fact has become an urgent problem of restoring the spiritual and moral foundations of modern
Russian society. Not resurrecting we will not be able to build the future of our country, the future
of our children.
Keywords: moral - Patriotic education, the actualization of the problem. children of preschool
age.
About the author: Zaitseva Olga Gennadyevna, candidate of pedagogical Sciences, docent of
the Department "Preschool and primary education" ; Federal state Autonomous educational
institution "Sevastopol state University", Humanities and education Institute.e-mail
автора:olgazaytseva00@mail
References
1. Borodin E. N. Model moral and Patriotic development of children of senior preschool age in
the conditions of preschool educational organization. // Modern problems of science and
education.-2015-No. 3.
2. Moral and civic education of children of preschool age / T. M. Anikin, G. V. Stepanov, N. P.
Terentyev. Moscow: training center "Perspective", 2012. – 248 p.
3. Mahadeva M. D. Moral-Patriotic education of children of senior preschool age. – M.: ARKTI,
2005. – 72 S.
4. Miklyaeva N. In. Moral-Patriotic and spiritual education of preschool children. - M.: Sphere,
2013. - 144 p.
5. Federal state educational standard of preschool education. – M: CA Vista, 2014. – 32 p.