Напоминание

Правописание производных предлогов


Автор: Шевченко Вера Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Гончаровская ООШ Подгоренского р-на Воронежской области
Населённый пункт: село Гончаровка
Наименование материала: конспект
Тема: Правописание производных предлогов
Раздел: полное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОНЧАРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПОДГОРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок русского языка в 7 классе

Слитное и раздельное написание производных

предлогов
Урок обобщения и систематизации знаний
Учитель русского языка и литературы

Шевченко Вера Сергеевна



с. Гончаровка

2017 г.


Тема:

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Цели:
– научиться правильно писать производные предлоги и отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; – развивать умение работы с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи; – воспитывать коммуникативность и самостоятельность учащихся в ходе проектной деятельности; способность соблюдать все этапы, необходимые для решения избранной проблемы Материально-техническая обеспеченность урока: 1)учебный текст на отдельном листе; 2)тесты; 3) компьютерная презентация
Ход урока

I. Стадия вызова:
 Актуализация имеющихся знаний;  Пробуждение интереса к усвоению информации;  Постановка учениками собственных целей обучения Приёмы:  Приём «верные и неверные утверждения»  Совместное определение темы и целей урока 1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, пожелание успеха в учебной деятельности на уроке 2. На экране проектора слайд № 2 - Прочитайте вслух только верные утверждения
1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух и более слов.

2. Все предлоги пишутся отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи
- Почему же у нас нет единого мнения? - Нам есть чем заняться на уроке. - Как бы вы определили тему нашего занятия? - А цели будут какими? 3. На экране слайд № 3 с темой и целями урока
4. Изучение материала
II. Стадия осмысления:
 Корректировка учеником поставленной цели  Продвижение от знания «старого» к «новому» Приёмы:  Инсерт (различительная система эффективного чтения и размышления)  Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы (работа в парах или индивидуально)
Учебный текст

Правописание производных предлогов
1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу, (понял) вследствие ошибки, (идти) навстречу ветру 2. Производные предлоги могут писаться в одно слово ( благодаря, вокруг, вопреки, вместо, вроде, вследствие, наподобие, наперекор, навстречу, несмотря, ввиду, насчёт, согласно, мимо, около) или в два слова (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие, по мере). 3. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их правописании в случае затруднения в орфографическом словаре. 4. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами. Например: насчёт = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как(союз) 5. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм самостоятельных частей речи с предлогами:
Вследствие ( = из-за) засухи река обмелела.
– ( Во что?) В следствие по делу о пожаре подключилось много людей.
Поговорим насчёт ( = о) поездки.
– ( На что? ) На счёт банка поступали деньги.
Навстречу ( = ко) мне выбежала собака.
– ( На что? ) На встречу с друзьями я и не рассчитывал.
Несмотря ( = вопреки) на дождь, прогулка состоялась.
– Он прошёл, (что делая? ) не смотря на нас.
Ввиду ( = из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились.
– Свадьба проплыла на яхте ( в чём?) в виду всего города. Надо иметь в виду возможные трудности будущего путешествия.
В течение
урока ученики заинтересованно слушали учителя. – В течении реки были пороги.
В продолжение
отпуска мы постоянно путешествовали. – В продолжении книги неожиданно появляется новый герой.

В заключение
праздника был дан салют. – В заключении врачебной комиссии была указана группа инвалидности. 6. Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие, наподобие, вроде, по мере имеют на конце букву
е.
7. Любой предлог не может ответить на вопрос самостоятельно без поддержки знаменательной части речи:
Несмотря
на дождь
,
футбольный матч продолжался (продолжался как? – производ.предлог существит. несмотря на дождь). Сравните:
Не смотря
под ноги, спортсмен преодолевал последние метры дистанции. част. дееприч. (преодолевал как? что делая?- не смотря). Учебный текст раздаётся учащимся 1.Самостоятельно читая учебный текст «Правописание производных предлогов», делайте в нём пометки: «v» - эту информацию знаю; «+» - это новая для меня информация; «?» - эта информация для меня непонятна, у меня есть вопросы 2. Не бойтесь не знать – бойтесь не признаться в этом. Вы знаете теперь, над чем вам придётся подумать ещё…. И успех не за горами! 3. - Мы знаем верные утверждения: приведите их сейчас (№№ 2, 4, 6 - см. Приложение № 3) - Кто выбирает для исследования утверждение № 2? - № 4? - № 6? 4. - Повторим ещё раз структуру проектного исследования: слайд № 4 на экране
Структура проектного исследования

I часть:
название направления проектного исследования ( от 1-го лица: - «Я считаю», «Уверен, что данное утверждение верно» и т.д.), избранного вами для доказательства в ходе исследования;
II часть:
доказательная база заявленного утверждения (ссылки на изученные орфограммы, примеры лингвистического эксперимента, словари – всё иллюстрируется примерами);
III часть:
заключение-рефлексия (выводы, подтверждающие верность хода исследования; схемы, иллюстрации) 5. - Приступаем к работе над страницами нашего коллективного проекта: на каждой из страниц должно быть 3 абзаца. Материал следует изложить лаконично и сдержанно. Работа должна занять 5-7минут.

III. Стадия рефлексии:
 Размышление, рождение «нового» знания;  Постановка учеником новых целей обучения Приёмы:  Ответы на поставленные вопросы  Установление причинно-следственных связей между блоками информации 1. Как прошло исследование по утверждению № 2? 2. Каковы результаты исследования по утверждению №4? 3. Как справилась с работой ученица по исследованию самого трудного утверждения? (Следует введение оценок за проектную деятельность учащихся в экран комплексной оценки) 4. Напишем диктант, который и подтвердит не только теоретическое знание вами темы, умение исследовать проблему, но и вашу практическую грамотность по теме 5.Слайд № 5 выводится на экран после диктанта для проверки по ключу
Диктант

В

течении

реки

произошли

изменения.

В

течение

месяца

я

гостил

у

бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он

отвечал,

не

смотря

в

книгу.

Ошибка

произошла

вследствие

незнания

местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете

мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели шёл мокрый снег.
6. Слайд № 6 с тестами на экране:
Работа с тестами
1-й вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога. 1. Чтобы вовремя приехать
(на)встречу,
мы вышли пораньше. 2. Когда
(на)встречу
гостям вышел старик, я сразу узнал его. 3.
В(продолжение)
дня дед несколько раз вспоминал свою молодость. 4.
(В)следствие
аварии лифт не работал (
в)течение
недели. 2-й вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог. 1.
В(начале)
урока мы читали текст. 2. Мы идём в поход
(в)месте
с родителями. 3.
В(месте)
падения метеорита образовался кратер. (Во время подготовки к работе с тестами учащихся учитель вносит оценки за диктант на экран комплексной оценки. Результаты тестовых испытаний в устной форме заносятся по ходу ответов учащихся)

IV. Итог урока:
- Ещё раз назовите верные утверждения (2, 4, 6) - Как отличить производные предлоги от омонимичных (созвучных) частей речи? ( С помощью вопроса, на который не могут отвечать предлоги, зато могут самостоятельные части речи) - Итоговые оценки: КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА У Р О К Е П О Т Е М Е
«СЛИТНОЕ

И

РАЗДЕЛЬНОЕ

НАПИСАНИЕ

ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ»
Фамилия, имя ученика Виды деятельности учащихся Проектная деятельность Выработка навыка грамотного письма Выполнение тестовых заданий Итоговая оценка
Отметка

в

баллах

Отметка

в

баллах

Отметка

в

баллах

Средний балл

Анучина

Марина

Воробьёв

Артём

Овсянников

Руслан

Соловьёва

Анжелика

Ткачёва

Мария

VI. Слайд № 7. Разноуровневое домашнее задание:
1-й уровень – составить схему по теме «Правописание производных предлогов» 2-й уровень – написать лингвистическое сочинение «Как надо писать производные предлоги» 3-й уровень – подобрать или составить связный текст, в котором в каждом предложении есть производный предлог
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА У Р О К Е П О Т Е М Е
«СЛИТНОЕ

И

РАЗДЕЛЬНОЕ

НАПИСАНИЕ

ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ»
Фамилия, имя ученика Виды деятельности учащихся Проектная деятельность Выработка навыка грамотного письма Выполнение тестовых заданий Итоговая оценка
Отметка

в

баллах

Отметка

в

баллах

Отметка

в

баллах

Средний балл

Анучина

Марина

Воробьёв

Артём

Овсянников

Руслан

Соловьёва

Анжелика

Ткачёва

Мария

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ ПО ТЕМЕ
«СЛИТНОЕ

И

РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ»

Тест № 3
Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются предлогами. А) 1.
Кругом
всё бело от выпавшего снега. 2. Цветы на лугу росли пёстрым
кругом.
3. Долго мы стояли
кругом
старика, слушая его тихий рассказ. Б) 1. Он всё время бродил
около
моего дома. 2. Успокойся и сядь
около.
3. Что ты ходишь вокруг да
около!
В) 1.
Рядом
с домом был большой тенистый сад. 2. Его квартира была
рядом.
3. Долго мы любовались
рядом
стройных елей около школы.
Тест № 4
Укажите номера предложений, в которых в выделенных словах пишется
е.
1. Он вечно опаздывал
вследстви…
постоянной занятости. 2. Все ждали перелома
в течени…
болезни. 3. Они не виделись
в течени…
десяти лет. 4.
В следстви…
по делу о краже был допущен ряд ошибок. 5.
Вследстви…
травмы он решил покинуть большой спорт.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 ОБРАЗЦЫ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ ПРОЕКТ № 1 I. Целью нашего исследования является доказательство утверждения №2: «Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются». II. С начальных классов мы знаем, что предлоги пишутся раздельно со словами, с которыми они употребляются. Об этом говорит и орфограмма № 6, изученная в 5 классе Обратимся к примеру. Семиклассники отвечают на уроке русского языка. Отвечают где? на уроке. Зависимое слово в словосочетании выражено существительным с предлогом. Предлог пишется отдельно от существительного, если мы смогли вставить вопрос. Это был первый лингвистический эксперимент. Но можно пойти на 2-ой. Попробуем вставить слово между предлогом и существительным. Отвечают на каком уроке?
на первом
уроке русского языка. Если мы смогли вставить слово первом между существительным и предлогом, то это второе доказательство того, что предлоги со словами пишутся раздельно. Оба эксперимента, которые мы провели, были с непроизводными предлогами. Такие опыты можно провести и с производными предлогами. Возьмём для примера предложение. Насчёт погоды принято говорить при встрече. Принято говорить о чём? насчёт погоды. – Так же, как и к словосочетанию с непроизводным предлогом, к словосочетанию с производным предлогом можно задать вопрос. И так же можно в сочетание производного предлога с существительным ввести другое слово. Говорить насчёт какой погоды? насчёт
зимней
погоды. III. Мы доказали верность утверждения исследовательским путём – через лингвистический эксперимент: все предлоги пишутся отдельно от слов, с которыми они употребляются. Цель проектного исследования достигнута.
ПРОЕКТ № 2 I. Доказать, что правописание производных предлогов лучше всего запомнить, чтобы не допускать ошибок в письменных работах II. О правильности утверждения № 4 говорят орфограммы № 64, 65, 66 Орфограмма № 64 гласит: «Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно». Например: Двигаться впереди колонны; находиться в н у т р и троллейбуса; остановиться вблизи памятника; обойти вокруг парка; выйти навстречу гостям; пройти позади стоящего трамвая. В орфограмме № 65 говорится: « Пишутся слитно производные предлоги вследствие, наподобие, вроде, насчёт, ввиду, вместо, несмотря (на). Пишутся раздельно производные предлоги в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны, в отличие». Например: Узнать насчёт погоды; вместо контролёров автоматы; выступить, несмотря на болезнь; ждать в течение суток; ремонтировать в продолжение месяца; отменить по причине плохой видимости; действовать в целях безопасности; справиться в отличие от окружающих. А орфограмма № 66 гласит: «В предлогах в течение, в продолжение, вследствие, наподобие, в отличие на конце пишется е». Например: Семиклассники готовились к контрольной работе в течение недели. Они учатся отлично в продолжение года III. Знание наизусть этих орфограмм поможет при выполнении письменных заданий по русскому языку. Значит, правописание производных предлогов надо запоминать. Мы достигли цели своего проектного исследования путём доказательств и применения орфограмм.
ПРОЕКТ № 3 I. Я считаю, что производные предлоги действительно омонимичны самостоятельным частям речи и утверждение № 6 верно. II. Попробую исследовать это утверждение. В «Толковом словаре» Ожегова нахожу: «Омонимы – слова, совпадающие по звучанию, но расходящиеся по значению». Такими омонимами и являются производные из самостоятельных частей речи предлоги и сами эти самостоятельные части речи Иду на лингвистический эксперимент. Беру, например, 2 предложения.
Вследствие

(=из-за)

засухи

река

обмелела.


(Во что
?)

В

следствие

о

пожаре
подключилось много людей. В первом примере у меня «
вследствие»
производный предлог, так как его можно заменить другим, непроизводным предлогом
«из-за».
Как и подобает служебной части речи, производный предлог
«вследствие»
не способен самостоятельно отвечать на вопросы, он отвечает на вопрос только вместе с самостоятельной частью речи. Демонстрирую:
обмелела
отчего?
вследствие засухи –
отвечает на вопрос только с существительным
засухи.
Во втором примере я задаю вопрос во что? к слову
следствие,
и оно отвечает на вопрос, являясь самостоятельной частью речи – именем существительным, с предлогом


в
пишущимся раздельно. III. Значит производный предлог
вследствие
из первого предложения омоним существительному с предлогом
в следствие
из второго предложения, да и произошёл он из этого существительного. Эти слова, как и полагается омонимам, совпадают по звучанию, но расходятся по значению. Так я и доказала омонимичность производного предлога самостоятельной части речи.


В раздел образования