Автор: Александрова Юлия Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДШИ "Весна"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: Групповая работа как средство творческого сотрудничества и взаимодействия обучающихся в коллективе.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Новосибирска
«Детская школа искусств «Весна»
Групповая работа как средство творческого сотрудничества
и взаимодействия обучающихся в коллективе.
Автор проекта педагог
высшей квалификационной категории
Ю. И. Александрова
Новосибирск 2017
На художественном отделении в ДШИ начинают обучение дети 7-10 летнего возраста. В связи с
этим
особого
внимания
заслуживает
младший
школьный
возраст.
В
этот
период
становления
личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми
действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность,
целеустремленность,
предприимчивость,
формируются
жизненные
ценностные
ориентиры
и
отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.
До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая
деятельность. Дошкольники практически всегда имеют общество сверстников – партнеров по игре.
Об этом заботятся родители и воспитатели дошкольных учреждений. Общение со сверстниками
создает условия для развития творческого начала в ребенке и для формирования у него волевых
компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своей позиции. Создаются
условия для самовыражения ребенка, а значит для его самопознания и самооценки.
Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. С
радостью идет в школу – новизна притягивает. Что же происходит в школе? Детей рассаживают за
удобные современные парты, запрещают разговаривать друг с другом, бывает, что взаимопомощь на
уроке называют “подсказкой и списыванием”. И получается, что в учении – в их главном на данном
возрастном деле – они лишены общества сверстников – этого существенного факта нормального
развития. В самом деле, как же учатся дети: рядом или вместе, сотрудничая друг с другом? Ученики
на
уроке
не
общаются,
не
взаимодействуют
непосредственно:
учитель
всегда
выступает
посредником
между
детьми.
Отношение
“учитель-ученик”
реально
существует,
а
совместная
учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и
помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко.
Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом.
В настоящее время проблема формирования культуры общения – одна из наиболее
актуальных проблем воспитания подрастающего поколения.
Актуальность работы состоит в том, что непосредственное общение обучаемых в
условиях групповой деятельности создает благоприятные условия для их активного, личностного
включения в творческий процесс, и формирования позитивных межличностных отношений.
Коллективная деятельность на занятиях изобразительного искусства пользуется большой
популярностью среди педагогов и вызывает большой интерес к художественному творчеству у
обучающихся. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство
обладает
огромными
возможностями
по
развитию
творческого
потенциала
детей
младшего
школьного возраста. В коллективной работе особенно важно помочь обучающимся почувствовать
интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и педагогом.
Групповую работу – одну из форм организации деятельности обучающихся, можно
рассматривать
как
разновидность
коллективной
работы.
Работа
в
группах
и
коллективе
способствует регулированию поведения детей, их сближению, улучшению личностных отношений.
Цель данного проекта:
создать условия для успешного эстетического развития обучающихся
младшего школьного возраста через коллективную художественную деятельность.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс.
Посредством организации коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:
Обучающие:
обучить навыкам последовательности ведения работы и использования художественных ма-
териалов;
научить работать с цветом????????;
знать основные выразительные средства изобразительного искусства;
уметь выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
научить навыкам организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
обучить навыкам передачи формы, характера предмета.
Развивающие:
сформировать основы эстетического восприятия;
развить способность к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке;
развить познавательную и творческую активность детей в изобразительном и декоративном,
художественном творчестве;
активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач;
развить эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства.
Воспитательные:
воспитать толерантность (уважительное отношение к иному мнению и художественно –
этетическим взглядам)
воспитать настойчивость, терпение, целеустремленность;
воспитать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
воспитать стремление к взаимопомощи в групповой работе обучающихся.
Мотивационные:
участие в выставочной деятельности
сплоченность коллектива
Здоровьесберегающие:
развить позитивное отношение к занятиям, уверенность в своих силах;
развить творческий потенциал, как основу дальнейшего становления личности.
создать атмосферу доверительного общения, сотворчества, сотрудничества, сопереживания.
Гипотеза:
Правильно
организованное
коллективное
творчество
является
средством,
активизирующим развитие творческого потенциала ребенка, формирующим и совершенствующим
навыки
совместной
работы,
развивающим
потребность
в
эстетическом
общении
и
интерес
к
изобразительной деятельности.
Приоритетной целью художественного образования в школе искусств
является духовно-
нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям о
доброте,
о
культурной
полноценности
процесса
восприятия
окружающего
мира.
Совместная
эстетическая
деятельность,
способствует
формированию
у
учащихся
положительных
взаимоотношений
со
сверстниками,
умения
сотрудничать,
понимать
и
ценить
художественное
творчество других.
В конце 80-х Б.М. Неменский в своем труде «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу
коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только
опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни. В
настоящее
время,
коллективное
творчество
рассматривается
как
равноправное
взаимодействие
учащихся, направленное на реализацию творческого потенциала.
Именно коллективное творчество позволяет передать практический опыт посредством
культуры самого общения, которое осуществляется при помощи следующих функций:
информационная – обмен познавательной информацией;
контактная – готовность к приему и передаче информации;
координационная - согласование действий и взаимодействие;
перцептивная – восприятие и понимание друг друга;
развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Проведение коллективных работ предполагает нравственную потребность в другом
человеке. В качестве критериев способствующих развитию коллективного творчества, выступают
следующие показатели:
общность
интересов
и
осознанность
цели
работы
каждым
участником
коллективной
деятельности;
наличие условий самовыражения и самореализации каждого;
составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий;
доверие и взаимопомощь, между членами группы;
сочетание ролевого и личностного взаимодействия.
Коллективная деятельность для ребят не нова, как игровой прием она применялась ранее на
занятиях рисованием в детском саду. Сегодня коллективное творчество наиболее часто применяется
во внеклассных и внешкольных мероприятиях по изобразительному искусству, при выполнении
общественных работ, связанных с оформлением школы для проведения общешкольных и городских
мероприятий.
Формы коллективного творчества обучающихся и их классификация.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам, индивидуально-
коллективный
метод
работы
-
когда
каждый
выполняет
свою
часть
для
создания
общего
произведения. Совместная творческая деятельность учит детей умению договариваться, постановке
и решению общих задач, воспитывает основы толерантности, уважения и заинтересованности к
труду
товарища,
а
общий
положительный
результат
дает
стимул
для
дальнейшего
развития
творчества и уверенности в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то
большой темы, и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого
сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Необходимо постоянно уделять внимание и
выделять
на
обсуждение
детских
работ
с
точки
зрения
их
содержания,
выразительности,
оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого
общения.
В ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и
художественный труд под руководством Б.М. Неменского учителями-экспериментаторами были
систематизированы виды коллективной деятельности по признаку количества участников процесса
совместного труда: парного, группового, коллективного. Такая классификация по количественному
составу
участников
совместной
деятельности,
к
сожалению,
раскрывает
лишь
методику
организации
коллективной
работы,
но
не
специфику
взаимодействия
учащихся
в
процессе
выполнения коллективных композиций.
Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности
представлена в классификации, разработанной Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым. В ее основе
лежат
три
основные
формы
организации
совместной
деятельности,
выделенные
психологами:
совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.
Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают
индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого
становится частью общей композиции.
Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда
результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего
и последующего участников.
Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу
одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной
деятельности.
На занятиях изобразительного искусства мной наиболее чаще используется совместно –
индивидуальная форма работы, поэтому наиболее полно в своей работе я раскрою именно эту
форму коллективного творчества. Почему я выбрала именно совместно – индивидуальную форму
работы на занятиях в школе искусств? Потому, что это одна из наиболее простых форм организации
работы над коллективной композицией, которая доступна обучающимся младших классов.
Эта форма деятельности предполагает, что каждый обучающийся индивидуально выполняет
изображение
или
изделие,
которое
на
завершающем
этапе
становится
частью
коллективной
композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в
начале урока, на первом этапе при разработке сюжета совместной композиции, при планировании
дальнейшей
работы
и
в
конце
урока
на
последнем
этапе,
когда
составляется
и
обобщается
коллективная композиция.
Несмотря на кажущуюся простоту организации, совместно – индивидуальной деятельности,
мне
на
занятии
необходимо
продумать
ряд
вопросов,
от
решения
которых
будет
зависеть
успешность творческой работы и ее эстетическое качество.
В начале, когда мною стал применяться данный метод работы, композиция составлялась
следующим
образом:
ученики
самостоятельно
выполняли,
какой
либо
рисунок,
затем
им
предлагалось вырезать изображения по контуру и наклеить их на общий фон, но некоторые ученики
изображали
предмет
в
«среде»,
из
которой
«вырвать»
его
было
очень
сложно.
Более
охотно
школьники младших классов расстаются с индивидуальными изображениями, если самого начала
знают о назначении своего рисунка – стать частью коллективной композиции.
Приемы, использованные мной организации совместной – индивидуальной деятельности
обучающихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно
выделить ряд общих положений:
продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение
общей плоскости – фона;
выбрать единый изобразительный материал;
определить соразмерность в общей композиции; определить технику «сборки» коллективной
композиции, т.е. продумать, чем и как будут между собой соединиться, или крепиться
отдельные детали к общему фону;
продумать
процесс
выполнения
коллективной
композиции,
назначить
из
числа
детей
помощников для ведения работы по монтажу общей композиции.
Во время занятия роль организатора коллективной деятельности ложится на меня. Во
фронтальной работе с группой я ставлю учебную задачу или занимательную проблему, руковожу
поискам
путей
ее
решения,
формулирую
и
определяю
индивидуальные
задания.
Во
время
индивидуальной работы обучающихся, мной корректируется в зависимости оттого, что сделано
другими.
На заключительном этапе, когда создается композиция, мне помогают собрать элементы,
детали, части общей композиции помощники из числа успевающих обучающихся. В конце урока
все
дети,
работающие
над
созданием
композиции,
принимают
участие
в
анализе
результата
коллективной деятельности.
К достоинствам совместно – индивидуальной формы организации деятельности на уроке
изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую
работу всю группу. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает,
что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет коллективу. Это позволяет мобилизовать
творческие личные возможности обучающегося.
Коллективная изобразительная деятельность для обучающихся младших классов должна
иметь
яркий
эмоциональный
окрас
и
черты
схожие
с
игрой,
а
для
старших
обучающихся
–
практически значимый результат, новизну и неограниченность их общения в процессе выполнения
коллективного задания.
Посильность
изобразительной
деятельности
должно
соблюдаться
в
работе
со
всеми
возрастными
группами.
Это
основа
получения
качественного
результата
совместной
работы.
Доступность задания во многом зависит от уровня готовности обучающихся к изобразительной
деятельности, так дети, которые ранее занимались изобразительной деятельностью при посещении
детских садов, наиболее развита фантазия, моторика руки, объем умений и навыков в отличие от
детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. Если результат коллективного творчества
по
качеству
будет
ниже
результата
индивидуальной
работы,
и
не
будет
соответствовать
эстетическим
требованиям,
то
он
может
вызвать
у
обучающихся
отрицательное
отношение
к
совместной деятельности.
Основными причинами неудачи в совместной изобразительной деятельности, которые
отразятся на качестве результата, могут быть:
трудоемкость задания, для выполнения которого требуется более одного урока, так как
обучающиеся
младших
классов
могут
не
вернуться
через
неделю
к
деятельности,
она
потеряет для них интерес;
сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;
отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции.
Чтобы процесс коллективной деятельности был посилен и результат отвечал эстетическим
требованиям, я использую заранее приготовленный в единой цветовой гамме лист
(окрашенная
бумага позволяет дорисовать аппликативные силуэты гуашевыми красками, пастелью).
При выборе формы и методики организации совместной работы обучающихся важно
учитывать
их
готовность
коллективной
деятельности.
Готовность
определяется
возрастными
особенностями и уровнем ранее приобретенного опыта общения детей.
К основным возрастным особенностям обучающихся младших классов, влияющим на его
художественный интерес и активность в изобразительной деятельности, следует отнести:
высокую эмоциональность,
развитое воображение,
высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе,
увлеченность процессом деятельности,
низкая направленность на качество результата,
легкое переключение с одного вида деятельности на другой,
быстрая утомляемость от однообразной работы.
В связи с этим можно возрастные особенности разделить на две группы:
Параметры, затрудняющие
совместную деятельность.
Параметры, положительно влияющие на
совместную деятельность
-высокий уровень самостоятельности,
-низкая
направленность
интереса
на
результат,
-быстрая
утомляемость
от
однообразной
деятельности.
- высокая эмоциональность,
- целостность восприятия,
- развитое воображение,
-переключение с одного вида деятельности
на другой,
-увлеченность процессом работы.
Для того чтобы потребность в общении у обучающихся происходила активно, коллективная
деятельность
на
первом
этапе
должна
быть
эмоциональной,
способствовать
проявлению
творческого воображения. Сознание значимости личного вклада в общий результат совместной
изобразительной
деятельности
тоже
способствует
интересу
к
коллективному
творчеству.
Организация занимательных игровых ситуаций и использование приемов драматизации (сказки)
входе работы над совместным результатом сближает изобразительное творчество с игрой, вызывая
интерес к коллективной деятельности.
Рассмотрев возрастные особенности младших школьников можно сделать вывод, что
совместно-индивидуальная форма коллективного изобразительного творчества является наиболее
приемлемой для работы с детьми начальных классов. Она наиболее проста по организации. В
процессе совместно-индивидуальной деятельности легче отследить работу каждого ученика, к тому
же
эта
форма
позволяет
постепенно
обогащать
опыт
общения
детей,
ведя
их
от
совместно-
индивидуальной
деятельности
через
работу,
в
малой
группе
и
далее
к
совместно-
взаимодействующей деятельности.
Знания возрастных особенностей обучающихся дают возможность подобрать форму
организации
коллективной
деятельности,
которая
бы
не
препятствовала
проявлению
индивидуальных способностей детей – как изобразительных, так и организаторских, и делает
художественную деятельность посильной, содействуя успеху в совместном творчестве.
Материалы и техники доступные для коллективной изобразительной деятельности.
Одной из наиболее посильной техникой коллективной деятельности обучающихся, а так же самой
распространенной является аппликация. Я использую следующие приемы работы в этой технике:
аппликация выполняется из элементов, как вырезанных, так и вырванных по контуру (что
придает более ажурный силуэт неба, леса, цветов),
коллаж - аппликация из различных материалов: картон, ткань, разная по фактуре бумага;
флористика – аппликация из природных материалов, высушенные листья, цветы, травы.
техника работы с пластилином применяется нами для создания декоративных панно (стала
популярной после показа мультипликационного фильма «Пластилиновая ворона»).
бумажная пластика - применяется для создания объемно-пространственных композиций.
Таким образом, чтобы содержание и процесс коллективной деятельности были доступны каждому
обучающемуся, необходимо:
1. Распределить индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, с учетом
возможностей каждого обучающегося;
2. Правильно распределить роль в группах с учетом интересов всех участников.
Коллективное изобразительное творчество, как и индивидуальное, невозможно без подготовки
учащихся к активному творческому созиданию. Поэтому на занятиях изобразительного искусства
коллективное творчество неразрывно связано с эстетическим восприятием музыки и литературы,
проигрыванием учащимися сценок и игровых ситуаций.
Заключение
Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном
воспитании
детей
как
средство,
активизирующее
развитие
их
творческого
потенциала,
формирующее
и
совершенствующее
навыки
совместной
работы,
развивающие
потребность
в
эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как
игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательной процесс урока
и
как
метод
обобщения
знаний
и
умений
учащихся
позволяет
активизировать
процесс
их
систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в
воспитании социально активной позиции обучающихся.
Опыт моей работы показал, что мои уроки формируют эмоциональную культуру
обучающихся младших классов, развивают коммуникативные навыки, активизируют творческую
самостоятельность
даже
у
детей
с
недостаточно
развитыми
навыками
изобразительной
деятельности. Задача каждого моего урока коллективного творчества – научить каждого ребенка
работающего в группе видеть своего товарища и совместно с ним развивать творческий сюжет.
Коллективное творчество пробуждает в детях отзывчивость и внимание, умение понимать
друг друга. Значит, выдвинутая нами гипотеза оказалась верной.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации проекта возрастает объем усваиваемого материала и глубина его
понимания;
на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном
обучении;
обучающие
получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в
группе;
возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся;
меняется
характер
взаимоотношений
между
детьми:
исчезает
безразличие,
агрессия;
прибавляется теплота и человечность;
возрастает сплоченность группы;
дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим
уважением;
дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски
относятся к труду учителя.
приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение
строить свое поведение с учетом позиций других людей;
Рост познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном,
художественном творчестве;
Активизация самостоятельного творческого поиска в решении художественных задач;
Участие в выставках коллективных работ дает возможность каждому ребенку почувствовать
себя значимым и нужным.
Реализация проекта позволила мне как педагогу, реально осуществлять индивидуальный под -
ход к обучающимся; учитывать их взаимные симпатии, способности, индивидуальный темп работы.
Воспитательная работа становится необходимым условием группового обучения, так как все группы
в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Список используемой литературы
1. Неменский Б.М. « Приоритеты на путях очеловечивания образования».
«Искусство в школе», №3, 1995г.
2. Неменская Н.А. «Изобразительное искусство» - Волгоград: Учитель, 2010
3.Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система
преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах»- Волгоград: Учитель, 2010г.
4. В.И. Колякина « Методика организации уроков коллективного творчества»
М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2002
5. А.Ф.Конев, И.Б.Борисович «Учимся рисовать. Материалы, композиция, техника»- Харвест, 2012
6. Н.Н. Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»: Учебник.3-е изд.,
дополненное и переработанное – М.: АГАР, 2010
7. В.Н. Петрова «Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учить»
библиотека журнала «Директор школы» выпуск №4, 1999 г. Москва
«Сентябрь».