Автор: Романова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игр в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование игр в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей
дошкольного возраста
Детство- это уникальный период в жизни человека, именно в это время происходит
становление личности и формируется здоровье. Опыт детства во многом определяет взрослую
жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые
главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных
потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста
преступности, ни от экономической нестабильности. Безопасность дошкольников
обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного
поведения, приобретения ими опыта.
Основ безопасности жизнедеятельности дошкольников формируются в разных видах
детской деятельности: беседах, наблюдениях, чтении и драматизации, прослушивании
аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и т. д.
Игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются
представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки,
точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так
необходимы для предупреждения опасностей.
Игры дают возможность:
• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные
представления;
• учить различать потенциально опасные предметы;
• сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их
нарушения, о способах безопасного поведения;
• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Особое место в работе с детьми уделяю дидактическим играм, главная особенность которых
состоит в том, что задание предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что
осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами,
учатся культуре общения друг с другом.
Использую различные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет
умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко
произносить свой домашний адрес, имя и фамилию.
Во время игры «Электроприборы» дети закрепляют знания о мерах пожарной безопасности. В
процессе этих игр у каждого ребенка появляется уважение к труду пожарных.
Д/и « Лукошко» - закрепляет знания детей о том, что грибы и ягоды бывают съедобные и
несъедобные.
А дидактические игры «Светофор», «Собери знак» и «Дорожные знаки» помогают лучше
усвоить правила дорожного движения.
Важным моментом в освоении дошкольниками знаний и умений безопасного
поведения является ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых
ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными
предметами дают возможность формировать опыт безопасности.
Например, играя в игру «Незнакомец» дети учатся отвечать отказом на любые обращения
незнакомых взрослых.
В игре «Один дома» дети усваивают правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к
двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери.
В игровой ситуация «Опасные места» дети получают представление об опасных ситуациях на
дороге, улице, дома и правилах поведения в них.
В игре «Весёлый светофор» дети закрепляют представления о правилах поведения пешеходов
на улице; активизируют знания, речь, память, мышление.
Для повышения эмоциональной активности детей в своей работе использую игры-
драматизации, которые включаю в свободную деятельность. После чтения художественных
произведений с детьми обсуждаются вопросы безопасного поведения или
правила безопасности героев.
Игровые ситуации раскрепощают детей, снимает обязательность изучения и делает этот
процесс естественным и интересным.
Играя в сюжетно- ролевые игры вместе с детьми учимся предвидеть опасные ситуации и
правильно в них поступать.
Все мы знаем что, для того чтобы игры повышали качество усвоения познавательного
материала и способствовали закреплению его в группе должна быть правильно
организованная предметно-пространственная среда.
Для формирования основ безопасного поведения дошкольника в нашей группе имеются
такие материалы материалы:
практический: игрушки- машинки, знаки, фигурки пешеходов и регулировщика и т. д.,
атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Спасатели», «Скорая помощь» и др.
наглядный: серии картинок на тему: «Один дома», «Грибы», «Пожарные»;
разнообразные плакаты по ОБЖ;
дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Черный
ящик», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Найди пару» и др.
- Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы,
иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Хотелось бы отметить, что игры необходимы для здоровья ребёнка, они делают жизнь
содержательней¸ полной, создают уверенность в своих силах, дают возможность проявить
свои умения и навыки в определенной ситуации.