Напоминание

"Игра в экологическом образовании в детском саду"


Автор: Биушкина Оксана Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"-структурного подразделения "Детский сад №5 комбинированного вида" Рузаевского муниципального района
Населённый пункт: Республика Мордовия, г.Рузаевка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игра в экологическом образовании в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка.

«Игра в организации экологического образования в детском саду».

Подготовила: Воспитатель Биушкина Оксана Андреевна

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным

богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник

детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема

современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий

урон нанесён живой природе.

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от

общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое и

нравственное воспитание дошкольников в детском саду.

Под нравственным воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание

человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям,

которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для

полноценной жизни. Все это экологическое воспитание.Оно должно быть направлено на

обучение детей понимать себя все, что происходит вокруг. Оно тесно связано с

развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться

о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе; уметь видеть красоту

окружающего мира (ландшафта, отдельного цветка, капли росы, маленького

паучка…)Главное-помнить, что от состояния окружающей среды зависит здоровье

человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести

здоровый образ жизни.

Дошкольникам разъясняются причины необходимости сохранения всех без

исключения видов животных и растений. Их нужно учить - не рвать красивые цветы, что

эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания , например, в результате

вытаптывания). Важно, чтобы дети смогли понять необходимость сохранения на Земле

всех живых организмов. Взрослые не должны употребляться в разговорах с детьми слова

«вредные, полезные».

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-

либо вокруг себя в лучшую сторону (не бросать мусор на улице, не ломать веточки кустов

и деревьев, не рвать цветы, не пугать птиц, а в зимнее время их подкармливать и т. д.).

Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, незначительных, действий зависит,

каким будет окружающий мир. Ребёнка необходимо учить понимать свою

ответственность за состояние окружающей среды.

Из наблюдений за детьми отмечается ощущение, что дети относятся к живым объектам

природы как к неодушевлённым объектам. Мы можем наблюдать как при виде бабочки,

гоняясь за ней, ребенок может топтать цветы, не замечая их, рвать цветы для игры

«Семья», ломать веточки с кустов для рисования на земле. В этом случае мы говорим о

безразличии к живой природе.

Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия?

Ответ – от взрослых. Часто родители сами являются примером экологической

неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; мама срывает цветочек

ребенку, когда тот тянется к нему маленькой ручкой; взрослые видят, что дети качаются

на деревьях и равнодушно отворачивается. Взрослые зачастую сами не соблюдают

правила поведения в природе.

Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной

проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры – результат

нравственного воспитания, главной функцией которого является подготовка

подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть

системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.

Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является:

Цель: Формирование экологической культуры у детей и взрослых, способности

осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению

жить в относительной гармонии с природой.

Исходя из цели вытекают следующие задачи:

1. Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как

части природы, взаимосвязи человека и природы.

2. Развитие способностей детей к познанию мира природы.

3. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки

рационального природопользования в повседневной жизни.

4. Воспитание гуманного отношения к живым организмам.

Организуя работу по экологическому воспитанию, применяю разнообразные методы,

которые имеют игровую направленность, так как ведущий вид деятельности дошкольного

периода – игра.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению использую

интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности,

музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной

деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а также организации

самостоятельной деятельности детей.

Технология эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, представляет

ряд мероприятий и заключается в следующем:

• использовании непосредственного природного окружения дошкольников;

развивающей экологической среды; ознакомление детей с теми растениями и живыми

организмами, которые они находятся в контакте в повседневной жизни( в группе, в

детском саду, дома, на участке, вокруг детского сада и т.д.);

• организации постоянной и разнообразной деятельности детей: проведение наблюдений,

создание и поддержание необходимых условий для живых существ, зимняя подкормка

птиц, эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами, изо

деятельность, игра, конструирование;

•в использовании детской художественно-познавательной литературы, знакомстве детей с

произведениями авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером

любви к природе, глубокого её познания и творческого отражения;

•в создании и использовании самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от

литературных произведений и наблюдений за природными объектами;

• в выращивании в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные

наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях

природы;

• во включении игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему эколого-

педагогических мероприятий во всех группе;

•в сочетании мероприятий в повседневной жизни с досугами, праздниками, походами в

природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.

Своеобразным проводником в экологической технологии является дидактическая

игра.

Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на

формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и

«неживой» природы.

Виды дидактических игр:

1. Игры-путешествия: призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то,

что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление

трудностей. В этих играх используют многие способы раскрытия познавательного

содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов

её решения, поэтапное решение задач и так далее. Детям старшей группы очень нравится

в этих играх процесс освобождения, какого либо сказочного героя из беды, как в игре

«Путешествие по зимней стране» освободить Весну из страны Снежной королевы.

Действовать по схеме - карте, на которой расположены пункты остановок с интересными

заданиями, которые задала Снежная королева. При выполнении заданий дети повторяют

признаки зимы, установление взаимосвязей в природе. Таким образом, проверяются

знания полученные детьми на занятиях, прогулках, наблюдениях.

2. Игры поручения: По содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе

их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Эти игры интересны

своим разнообразием. Малышам нравится выполнять действия с предметами (например,

овощи: морковь и репа), которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок

любит репу, нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре

малыши закрепляют название овощей, умение различать их и давать сенсорные

характеристики. Самые любимые игры малышей – это лото «Парочки». Старшие дети с

удовольствием играют с играми, в изготовлении которых они сами принимали участие.

Например, возьмём игру «Цепочка роста лука». Дети наблюдая за ростом лука,

зарисовывали стадии его роста на карточки , а затем использовали их в игре.

Игра «Полезные - неполезные» Карточки с изображением продуктов. На один стол

разложить то, что полезно, на другой - что неполезно.Распределение плодов по

цвету.Распределение плодов по форме и вкусу.Вершки-корешки.

Полезные продукты: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло,

груши и т. д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «Фанта» и так далее.

3. Игры-предложения: («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся

ситуация, которая требует осмысления последующего действия: «что было бы, если бы

исчезла вода?». Дети дают ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в

воде, о последствиях при исчезновении воды. Можно предлагать такие вопросы в игре:

«если бы ты заметил сломанную веточку; маленького котёнка на улице; мальчишка бросил

мусор - что бы ты сделал?». Эти вопросы активизируют мыслительную деятельность

детей. Развивается связная речь, умение говорить последовательно, логично.

Что было бы, если исчезли…..леса

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что было бы, если из леса исчезли…насекомые?

- Что бы произошло с остальными жителями?

А если бы исчезли птицы?

А если бы пропали ягоды?

А если бы не было грибов?

А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и

животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

4. Игры-загадки: В основе их лежит проверка знаний, умению мыслить логически.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение

рассуждать, делать выводы. Отгадывать загадки любят дети разного возраста, малышам

больше нравятся загадки про животных. Старшие проявляют интерес к тем играм, где они

соревнуются командами. В игре проявляется взаимовыручка, настойчивость в

достижении цели. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает

круглое?», «Что бывает зимой?»….

5. Игры-беседы: В их основе лежит общение. Игра предъявляет требования к

активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение

выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять

сказанное, высказывать суждения. Проводя игру-беседу со старшими детьми «Что такое

природа», дети высказывают свои предположения, о том, что такое природа, на основе

уже полученных ранее знаний о ней ( например, это деревья, животные, солнце, природа

это всё, что дышит). Доказывают, почему они считают тот или иной объект природой.

Интересная игра «Закончи предложение»: «Белка осенью запасает корма, потому что...»,

«Птицы могут летать, потому что...», «Весной почки на деревьях набухают и

распускаются, потому что...». Хороши игры-противопоставления: «Лимон желтый, а

огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...»,

«Летом бывает дождь, а зимой...»,…

Перечень некоторых игр-бесед.

Тема: «Лес – многоэтажный дом»

Тема: «Животные леса осенью»

Тема: «Зимующие птицы».

Тема: «Мой любимый цветок».

Тема: «Мы все такие разные»

Тема: «Живое – неживое»

Тема: «Если исчезнут леса»

Тема: «Особенности слуха у животных и человека».

Тема: «Как поссорились март и февраль»

Тема: «Русское поле»

6. Дидактические игры:

Где что зреет?

Назовите растение( 3-е справа…)

Четвёртый лишний

Летает, плавает, бегает

Найти дерево по описанию.

Опиши, я отгадаю,

Летает - не летает,

Животное домашнее или дикое»….

Угадай, что в руке?

Какого растения не стало?

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель

предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и

вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом

увеличивать количество растений на столе.

Итак, экологические игры - это форма экологического образования и воспитания

экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности

участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.



В раздел образования