Автор: Карпова Марина Ивановна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МБУ ДО Центр детского творчества № 4
Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль педагога в создании имиджа детского коллектива" (из опыта работы образцового спортивно-хореографического ансамбля "Грация")
Раздел: дополнительное образование
«Роль педагога в создании имиджа детского коллектива»
(из опыта работы образцового спортивно-хореографического
ансамбля «Грация»)
Автор - М.И. Карпова
МБУ ДО ЦДТ № 4, старший методист
Ни для кого не секрет, что личность педагога в выборе занятий в системе
дополнительного образования играет немаловажную роль. В последнее время все
чаще приходится слышать, что записываясь в то или иное творческое объединение,
родители ведут своих детей «на конкретного педагога». Все чаще при выборе они
опираются на рекомендации своих друзей, знакомых, положительную информацию в
СМИ, предпочитая престижные, результативные детские коллективы.
Все это
наталкивает на желание провести анализ работы педагогов отдела и выяснить, что
помогает
становиться
наиболее
привлекательным,
конкурентоспособным
в
современных условиях. Почему у отдельных педагогов практически никогда не
возникает проблем с комплектованием групп? Как работает
механизм создания
стабильного, высоко мотивированного и сплоченного детского коллектива? И какова
в этом роль педагога?
В
художественном
отделе
МБУ
ДО
ЦДТ
№
4
работают
двадцать
шесть
талантливых,
высокопрофессиональных,
любящих
свою
профессию
педагогов.
Наряду
с
творческими
объединениями,
работающими
в
системе
внеурочной
деятельности,
на
протяжении
многих
лет
успешно
существуют
и
развиваются
крупные
детские
коллективы
художественно-эстетической,
физкультурно-
спортивной
и
культурологической
направленностей.
Это
образцовый
ансамбль
народной песни «Румяные щечки» (руководитель Алейникова Г.А.), танцевальный
спортивный клуб «Натали» (руководитель Сахарова Н.Г.), образцовая вокальная
студия
«Весна»
(руководитель
Родина
О.А.),
образцовый
ансамбль
спортивного
танца
«Загадка»
(руководитель
Барсукова
Л.Л.),
образцовый
спортивно-
хореографический ансамбль «Грация» (руководитель Подкорытова О.А.). Наличие
звания «образцовый» говорит само за себя - у всех перечисленных коллективов
стабильно высокие результаты. Каждый из них имеет свою историю и сложившиеся
традиции,
но
всех
их
объединяет
комплексный
подход
к
системе
обучения
и
воспитания. На мой взгляд, комплексный подход является одним из компонентов
создания
востребованного
и
жизнеспособного
детского
коллектива.
Из
каких
компонентов
в
целом
складывается
успех,
положительный
имидж
детского
коллектива, давайте попробуем разобраться на примере образцового спортивно-
хореографического ансамбля «Грация».
Все началось с педагога – Ольги Александровны Подкорытовой. В сентябре
1995 года Подкорытова
О.А. набрала четыре группы по ритмике и танцам. Для
занятий было выделено место в рекреации на базе лицея № 22 – условия более чем
не комфортабельные для хореографии..., а уже в конце учебного года состоялось
первое
выступление
юных
танцоров
на
районном
конкурсе
хореографических
коллективов. Был отмечен индивидуальный стиль, тогда еще танцевального кружка,
его культура
- единство причесок, аккуратность в костюмах и тренировочной
одежде. Не смотря на это, оценки компетентного жюри не были высокими, и в
тройку «сильнейших» дети Ольги Александровны не вошли. Может быть, именно
этот факт сыграл свою ключевую роль в становлении теперь уже знаменитого не
только в России, но и на мировой арене детского хореографического ансамбля.
Руководитель не только «не опустил руки» после первой неудачи, а как будто решил
доказать, что он и его дети могут и будут
«лучшими». В 1997 году ансамбль
«Грация» получил свое первое призовое место. Сейчас спортивно-хореографический
ансамбль располагается в отдельном помещении первого этажа жилого здания, где
есть два тренировочных зала и подсобные помещения: раздевалки, костюмерная,
тренажерный и учебный классы. К сожалению, площади тренировочных залов не
хватает для массовых постановок и приходится искать дополнительные помещения
для этих целей.
Но, не смотря на это, результативность коллектива продолжают
расти. Получается, что наличие идеальных условий не является ключевым.
Возможно, во главе угла находится личность педагога, те личностные качества,
которыми он
обладает.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет
хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он
будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу,
ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он –
совершенный
учитель…»
(Л.
Толстой).
Давайте
вновь
обратимся
к
истории
образцового
спортивно-хореографического
ансамбля
«Грация».
Начальный
этап
становления этого коллектива показывает, что педагог должен обладать не только
внутренним стержнем, здоровыми амбициями, стремлением к своему неуклонному
личному творческому росту, но и соответственно прививать эти качества своим
воспитанникам
–
обучающимся
творческого
объединения.
Здесь
важна
каждая
мелочь, ведь мы знаем - «все великое начинается с мелочей».
В первую очередь – дисциплина, которая проявляется не только в умении
приходить
на
занятия
во
время,
но
и
готовность
к
ним:
прическа,
форма,
собранность и сосредоточенность (умение не отвлекаться на разговоры и другие
«шалости»). Все это, впоследствии, выливается в единый стиль не только одежды,
но и культуры поведения. И здесь очень важен личный пример педагога.
Во-вторых, умение педагога неустанно подогревать интерес детей к занятиям
определенным видом деятельности, например
хореографией. Здесь существует
несколько вариантов и их сочетаний.
Педагог
непрерывно
занимается
самообразованием,
изучает
современные
тенденции развития преподаваемого предмета, тем самым повышает свой уровень
квалификации.
Он
расширяет
поле
знаний
не
только
в
своей
области,
но
и
педагогики в целом, находится в поиске новых форм проведения занятий, новых
методик.
Происходит
углубление
в
преподаваемую
дисциплину,
как
самого
педагога, так и его ученика. В данной ситуации педагог надеется только на себя, на
свои возможности и ресурсы, которые не безграничны.
Можно
пойти
по
пути
расширения
творческого
поля,
осваивая
новые
танцевальные направления, как это произошло в «Грации». В 2003 году работать с
детьми пришла Анна Сергеевна Подкорытова - дипломированный тренер, мастер
спорта по спортивной аэробике. Если до нее юные танцоры исполняли только
детские эстрадные танцы, то с ее приходом ансамбль расширил свое амплуа и стал
назваться
«спортивно-хореографический».
В
репертуаре
ансамбля
появились
спортивные
танцы,
хип-хоп,
модерн,
джаз,
стилизованный
народный
танец,
танцевальное шоу.
Расширить
диапазон
знаний
и
подогреть
интерес
к
занятиям
может
и
привлечение к работе других специалистов – профессионалов. Это могут быть
разовые
консультации,
краткосрочные
проекты
по
освоению
той
или
иной
узконаправленной
образовательной
области
преподаваемого
предмета.
Может
возникнуть
постоянное
партнерство,
которое
и
будет
основой
комплексной
образовательной программы развития детского коллектива.
Образцовый спортивно-хореографический ансамбль «Грация» в полной мере
использует
все
имеющиеся
ресурсы
и
накопленный
опыт
в
развитии
детской
хореографии.
С
коллективом
работает
не
только
свой
постоянный
педагог-
балетмейстер, но и привлекаются высококлассные специалисты, например педагог
по модерну и джазу В.Т. Гиглаури. Уровень танцоров повышается через посещение
мастер- классов. Только в 2016 году дети ансамбля «Грация» учились у педагогов –
хореографов
по
джазу
Алесссандры
да
Сильва
(Рио-де
Жанейро,
Бразилия)
и
Эльвтры Тахи (г. Москва), преподавателю по классическому танцу Леонтины Снел
(прима
балерина
Лидо
де
Пари).
Во
всех
вышеперечисленных
примерах
и
вариантах, красной нитью проходит желание педагога дать своим ученикам самый
лучший
опыт,
поделиться
накопленными
знаниями,
вовлечь
их
в
процесс
совершенствования старого и познания нового.
Известно,
что
интерес
к
занятиям
можно
сохранить
только
при
наличии
высокой
степени
мотивации.
Этому
способствует
не
только
углубление
и
расширение
учебного
материала
(в
данном
конкретном
случае
–
расширение
количества осваиваемых танцевальных направлений), но и получение удовольствия
от этой деятельности, реализация умений и навыков. Как правило, это происходит
через концертную деятельность и участие в конкурсах различных уровней. Здесь
педагогу
придется
стать
тем,
про
кого
говорят
«легок
на
подъём»,
то
есть
потребуется мобильность.
Выездные конкурсы открывают возможность знакомства и общения с новыми
интересными людьми, что в свою очередь, открывает новые горизонты для развития.
Так победы в Международном конкурсе - фестивале «Надежды Европы» открыли
для спортивно-хореографического ансамбля «Грация» двери на сцену официальных
концертных
площадок
Зимней
Олимпиады
в
Сочи
2014
года.
Победа
на
Всероссийском
авторском
конкурсе
Илзе
Лиепа
«Волшебная
туфелька»
способствовало
знакомству
ансамбля
с
ведущим
хореографом
России
Еленой
Богданович и их совместной работе над тремя хореографическими постановками.
Педагоги
образцового
спортивно-хореографического
ансамбля
«Грация»
считают, что результаты своего труда ребенок должен показывать с первого года
занятий. От выступления на открытом занятии, концерта перед родителями и детьми
он должен стремиться к выступлению на площадках российского и
мирового
уровня.
На
этом
этапе
педагогу
потребуются
все
его
организаторские
и
коммуникативные способности. Ведь общаться придется с большим количеством
людей:
родителями,
организаторами
конкурса
или
концерта,
перевозчиком,
работниками гостиничных комплексов и так далее.
Важно, чтобы цели, которые ставит педагог, совпадали с желанием детей и
родителей
их
достигать.
При
поступлении
в
образцовый
спортивно-
хореографический ансамбль «Грация» проходит общее собрание для родителей, где
дается
полная
информация
о
традициях
ансамбля,
нацеленности
на
высокие
результаты, требованиях к питанию и внешнему виду танцора. То есть родители
знают, куда и зачем пришел заниматься их ребенок, что он получит в результате этих
занятий.
Корректность,
прозрачность
и
открытость
всех
действий
педагогов
способствует
созданию
здорового
микроклимата
в
коллективе.
Укрепление
взаимоотношений между педагогами и родителями происходит во время проведения
совместных
мероприятий:
тренингов,
капустников,
походов,
совместных
мероприятий с детьми. Родители становятся единомышленниками и помощниками.
Таким образом, на фоне открытости и доброжелательности педагог должен еще и
владеть
умением
вести
конструктивный
диалог,
а
при
необходимости
идти
на
компромисс.
При подготовке к соревнованиям от педагогов требуются знания в области
психологии, для того чтобы вместе с детьми преодолеть страх сцены, страх неудач,
проблемы, связанные с публичными выступлениями. Житейский опыт и знания
психологии могут помочь и в разрешении конфликтных ситуаций, как в среде детей,
так и между детьми и родителями. А для этого нужно знать и любить своих
учеников.
Летние
загородные
лагеря,
тренировочные
сборы
–
это
прекрасная
возможность для узнавания друг друга. Во время выездных смен, раскрываются
потенциальные
возможности
каждого
ребенка.
Здесь
видно,
как
дети
взаимодействуют
друг
с
другом,
как
строятся
отношения
между
младшими
и
старшими членами ансамбля и можем их корректировать, если в этом возникает
необходимость.
Здесь
дети
учатся
основам
здорового
образа
жизни
(гигиена,
питание),
самостоятельности,
ответственности.
Используя
потенциал
летней
работы, педагоги образцового спортивно - хореографического ансамбля «Грация»
получают не только высокие результаты в учебно-тренировочном процессе, но и в
сплочении своего детского коллектива. Главное, не жалеть своего личного времени.
Любовь к детям, желание с ними работать, понимание и знание каждого
конкретного ребенка – все это взаимосвязано и одно из другого вытекает. А секрет
влияния
личности
педагога
видится
в
сочетании
искренней
любви
к
детям
с
педагогической
грамотностью
и
профессионализмом;
наличии
организаторских
способностей и коммуникативных навыков; поиске новых решений и привлечении к
работе
высококлассных
специалистов-мастеров;
постоянное
стремление
к
совершенству;
огромное
желание
двигаться
к
намеченной
цели,
достигая
наилучших результатов.