Автор: Сёмина Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ лицей пгт.Афипского МО Северский район
Населённый пункт: пгт.Афипский Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Женские образы в повестях И.С.Тургенева о любви
Раздел: полное образование
Женские образы
в повестях И.С.Тургенева о любви
Содержание
1. Вступление. Чем близок нам Тургенев.
11. Основная часть.
1. «Тургеневские девушки» и «тургеневская любовь» в повестях о любви.
2. И.С.Тургенев – «тайный
психолог».
3. Женщины в жизни писателя.
4. Великолепные женские характеры в повестях «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды».
Художественное мастерство Тургенева.
111 Заключение. Выводы.
2
Она
ему
–
образ
мгновенный,
Чарующий
ликом
своим…
А.Фет
У
счастья
нет
завтрашнего
дня…
У
него
есть
настоящее
–
и
то
не
день
-
а
мгновенье.
И.С.Тургенев
Литературное
наследие
И.С.Тургенева
велико
и
разнообразно.
Из-под
пера
его
вышли
драматические
произведения,
поэмы,
романы
и
многочисленные
повести,
стихотворения.
Во
всех
этих
произведениях
Ту р г е н е в ,
ч у т ко
в о с п р и н и м а в ш и й
д е й с т в и т е л ь н о с т ь ,
з а с т а в л я л
размышлять
над
многими
вопросами,
подчас
только
появившимися
в
обще стве.
Живое
отношение
к
лучшим
стремлениям
с о в р е м е н н о с т и
наряду
с
глубокой
поэтичностью
–
отличительные
черты
Ту р ге н е ва -
художника.
В
одном
из
писем
к
Полине
Виардо
Тургенев
говорит
об
особом
волнении,
которое
вызывает
у
него
хрупкая
зеленая
веточка
на
фоне
голубого
далекого
неба.
Тургенева
беспокоит
контраст
между
тоненькой
в е т о ч ко й ,
в
ко т о р о й
т р е п е т н о
б ь е т с я
ж и в а я
ж и з н ь ,
и
х о л о д н о й
бесконечностью
равнодушного
к
ней
неба.
«Я
не
выношу
неба,
-
говорит
он,
-
но
жизнь,
действительно сть,
ее
капризы,
ее
случайно сти,
е е
привычки,
ее
мимолетную
красоту…
все
это
я
обожаю».
В
чем
же
тайна
поэтического
мироощущения
Тургенева?
Не
в
страстной
ли
влюбленности
в
эту
земную
жизнь
с
е е
дерзкой,
мимолетной
красотой?
Он
«прикован
к
земле».
Всему,
что
можно
увидеть
в
небесах,
писатель
предпочитает
созерцание
всего
земного:
блестящие
капли
воды,
сидящая
на
ветке
птаха,
милые
детские
и
женские
лица…
Верит
ли
Тургенев
в
чудо?
В
отличие
от
До сто евского
и
Толстого,
он
не
дает
ответа
на
этот
вечный,
тревожный
вопрос.
Он
лишь
приоткрывает
тайну,
склонив
колени
перед
обнимающей
мир
красотой:
«О
как
тиха
и
ласкова
была
ночь,
какою
голубиною
кротостию
дышал
лазурный
воздух,
как
всяко е
ст радание,
всяко е
горе
должно
б ы л о
замолкнуть
и
заснуть
под
этим
ясным
небом,
под
этими
с вя т ы м и ,
невинными
лучами!».
Тургенев
не
формулирует
крылатую
мысль
Д о с т о е в с ко г о :
«красота
спасет
мир».
Но
разве
все
его
произведения
не
утверждают
веру
в
преобразующую
мир
силу
красоты,
в
творчески-созидательную
силу
и с к у с с т в а ?
И
р а з в е
о н и
н е
р ож д а ю т
н а д е ж д у
н а
е е
н е у к л о н н о е
о свобождение
от
власти
слепого
материального
проце сса,
в е л и ку ю
надежду
человечества
на
превращение
смертного
в
бессмертное,
временного
в
веч н о е ?
Именно
к
ней,
к
обещающей
спасение
миру
красоте,
простирает
Тургенев
свои
руки.
С
Тургеневым
не
только
в
литературу,
в
жизнь
вошел
по этиче ский
образ
спутницы
русского
героя,
« т у р г е н е в с ко й
д е ву ш к и »
Ти п
ту р ге н е в с ко й
д е ву ш к и
з а м е т н о
отл и ч а е т с я
от
т и п а
тургеневского
героя
некоторыми
суще ственными
признаками
с в о е й
натуры,
духовного
строя,
отношения
к
жизни.
Н.
Страхов
замечает,
что
у
Тургенева
«фигуры
девушек
нужно
признать
лучшею
стороною
его
пис а ний».
3
Внимание
тургеневских
девушек
сосредоточено
обычно
на
одном
вопросе
-
самоутверждение
женской
личности.
Неприятие
существующего
жизненного
уклада
выражается
у
них
в
эмоциональной
форме:
так
жить
больше
нельзя.
Для
тургеневской
девушки
пути
назад
нет.
Впереди
у
нее,
по
ее
предположениям,
все
или
ничего.
И.С.Тургенев
стремился
показать
в
своих
произведениях
разные
образы,
разные
характеры
русских
женщин
своего
времени.
И
хотя
у
каждой
из
них
своя
ж изнь,
свои
переж ивания,
их
объединяет
любовь
и
желание
б ы т ь
счастливыми.
Создавая
произведения,
Тургенев,
как
и
всякий
другой
автор,
материализует
свои
переживания,
раскрывает
ту
или
иную
авторскую
идею…
Писатель
избирает
цветущий
период
в
женской
судьбе,
когда
в
о ж и д а н и и
и з б р а н н и к а
в с т р е п е н е т с я
д е в и ч ь я
д у ш а ,
п р о с н у т с я
к
временному
торжеству
все
дремлющие
ее
возможности.
В
эти
мгновения
одухотворенное
женское
существо
прекрасно
тем,
что
оно
превосходит
само
себя.
Излучается
такой
переизбыток
жизненных
сил,
какой
не
получит
отклика
и
земного
воплощения,
но
о ст анет ся
з а м а н ч и в ы м
обещанием
чего-то
бесконечно
более
высокого
и
совершенного,
залогом
вечности.
«Человек
на
земле
–
существо
переходное,
находящееся
в
процессе
общегенетического
роста»,
-
утверждает
Достоевский.
[ 1 4 ]
Тургенев
молчит…
Но
напряженным
вниманием
к
н е о б ы к н о ве н н ы м
взлетам
человеческой
души
он
подтверждает
истину
этой
мысли.
В м е с т е
с
о б р а з о м
« т у р г е н е в с к о й
д е в у ш к и »
в х о д и т
в
произведения
писателя
образ
«тургеневской
любви».
Как
правило,
это
первая
любовь,
одухотворенная
и
чистая.
Любящий
человек
прекрасен,
духовно
окрылен,
но
чем
выше
он
взлетает
на
крыльях
любви,
тем
ближе
трагическая
развязка
и
–
падение…
Это
чувство
трагично
потому,
что
идеальная
мечта,
которая
окрыляет
душу
влюбленного
человека,
не
осуществима
вполне
в
пределах
земного,
природного
круга.
Тургеневу
более
чем
кому-либо
из
русских
писателей
был
открыт
идеальный
смысл
любви.
Любовь
у
Тургенева
–
яркое
подтверждение
богатых
и
еще
не
реализованных
возможно стей
человека
на
пути
духовного
совершенствования.
Свет
любви
для
него
никогда
не
ограничивался
желанием
физического
обладания.
Он
был
для
него
путеводной
звездой
к
торжеству
красоты
и
бессмертия.
Поэтому
Тургенев
так
чутко
присматривался
к
духовной
сущности
первой
любви,
чистой,
огненно-целомудренной.
Той
любви,
которая
обещает
человеку
в
своих
прекрасных
мгновениях
торжество
над
смертью.
Того
чувства,
где
временно е
сливает ся
с
вечным
в
высшем
синте зе,
невозможном
в
супружеской
жизни
и
семейной
любви,
Здесь
секрет
облагораживающего
влияния
тургеневской
любви
на
человеческие
сердца.
И м я
Ту р г е н е в а
д а в н о
и
т е с н о
с в я з а н о
с
п о э т и ч е с к и м
и
в о з в ы ш е н н ы м
ч у в с т в о м
л ю б в и .
Л ю б о в ь …
Э т о ,
н а в е р н о е ,
с а м о е
загадочное
из
всех
человеческих
чувств.
А
Тургенев,
как,
пожалуй,
один
из
немногих
писателей,
с
поэтическим
трепетом
говорит
о
рождении
вечно
юного
чувства
–
любви.
Как
справиться
с
сердечной
болезнью,
как
одолеть
п еч а л ь ?
Безответная
любовь
-
это
что
такое?
Как
первой
сказать
«люблю»
человеку,
в
котором
ты
не
совсем
уверена?
Как
перенести
страдания
отвергнутой
любви
и
оскорбленного
чувства?
И
вообще,
как
совершается
это
таинство
любви,
как
происходит
чудо:
мир
волшебно
меняется
для
4
того,
кто
полюбит!
Краски
становятся
ярче,
звуки
отчетливее!
Полюбив,
человек
тоньше
чувствует,
острее
видит,
сердце
его
открывается
для
красоты
и
д о б р а .
Вопросы
и
вопросы…
Прямых
ответов
на
них
мы
не
найдем
у
Тургенева,
но
все
тургеневские
героини
и
герои
проходят
«испытание
любовью»,
своего
рода
проверку
на
жизнеспособность.
А
при
слове
«тургеневские
девушки»
сразу
возникает
ряд
особенных
ассоциаций,
если
не
сказать
–
видений…
…И там вдали, где роща так туманна,
Где луг едва трепещет над тропой,-
Елена, Лиза, Маша, Марианна
И Ася, и несчастная Сусанна-
Собралися воздушною толпой.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И действенной, и женственной мечты, -
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты.
«Тургеневские
девушки»
-
героини,
у
которы х
ум,
б о г а т о
одаренные
натуры
не
испорчены
светом,
они
сохранили
чистоту
чувств,
простоту
и
сердечную
искренность;
это
пленительные
непосредственные
натуры
без
какой-либо
фальши,
лицемерия,
сильные
духом
и
способные
к
трудным
совершениям».
У
Т у р г е н е в а
в с е
–
о
д в и ж е н и я х
с е р д ц а ,
о
ю н о ш е с к и х
устремлениях,
словом
–
о
кипении
жизни,
«юной
и
свежей».
Три
повести
(«Ася»,
«Первая
любовь»,
«Вешние
воды»),
написанные
в
разное
время
и
вме сте
с
тем
ближе
к
концу,
вернее,
ближе
к
бе ссмертию
-
с т оя т
особняком,
кружатся
в
одном
хороводе.
Они
–
о
первой
любви.
Все
эти
произведения
объединены
одной
темой,
близкой
и
д о р о го й
а вто ру,
п р о с л а вл е н и е м
ю н о с т и .
Ю н о с т ь
в
п р е д с т а в л е н и и
Тургенева
–
«лазурно е
царство»
мечты
и
счастья,
пора
надеж д
и
вдохновения…
Каждый
раз,
когда
Тургенев
говорит
о
юности,
голос
его
становится
взволнованно-задушевным.
В
нем
слышится
ла с кова я
нежность
по
отношению
к
тем,
кто
выходит
в
жизнь.
Тургенев
как
будто
бы
хочет,
чтобы
читатель,
особенно
если
он
юн,
внимательно
перелистал
страницы
его
произведений,
задумался
над
судьбами
героев,
над
их
первой
чистой
любовью.
О
том,
какое
впечатление
производило
чтение
ту р ге н е вс ко й
прозы,
взволнованно
писал
великий
сатирик
М.Е.Салтыков-Щедрин:
«Да
и
что
можно
сказать
о
всех
вообще
произведениях
Тургенева?
То
ли,
что
после
прочтения
их
легко
дышится,
легко
верится,
тепло
чувствуется?
Что
ощущаешь
явственно,
как
нравственный
уровень
в
тебе
поднимется,
что
мысленно
благословляешь
и
любишь
автора».
Содержание
повестей
Тургенева
очень
несложно.
Говоря
словами
писателя:
«…они
просты,
как
самые
основы
жизни».
Свое
внимание
Тургенев
по
преимуществу
сосредоточивает
на
внутренней
жизни
героев,
наблюдает
за
их
мыслями
и
чувствами,
за
их
поведением.
П ове сти
Тургенева
глубоко
психологичны.
В
большинстве
случаев
автор
ведет
повествование
от
первого
лица,
от
имени
рассказчика,
ставит
его
лицом
к
лицу
с
читателями.
Часто
пове сти
начинаются
случайной
встречей,
которая
становится
д а л е е
5
значительным
событием
в
жизни
героев.
Действие
развивается
быстро,
без
излишних
подробностей
и
завершается
лирической
концовкой
–
печальным
вздохом
о
навек
утраченном
счастье.
Повести
Тургенева,
о
которых
пойдет
речь
и
дальше,
были
написаны
в
тяжелую
пору
крепостного
права
и
вскоре
после
его
падения.
Ч у т ко
от н о с я с ь
к
в е я н и я м
э п ох и ,
Ту р ге н е в
хо р о ш о
п о н и ма л ,
ч т о
тогдашнюю
молодежь
более
всего
волновал
вопрос
о
том,
как
жить,
к
ч е м у
с т р е м и т ь с я .
Н о
е с л и
с о в р е м е н н и к
п и с ат е л я ,
Ч е р н ы ш е в с к и й ,
от ч е тл и в о
в и д е л ,
« ч то
д е л ат ь » ,
то
Ту р ге н е ву
буд у щ е е
Ро с с и и
н е
представлялось
достаточно
ясным.
Свою
эпоху
писатель
воспринимал
как
«переходное
время»,
исполненное
постоянной
тревогой,
стремлением
к
лучшему.
Новые
веяния,
еще
не
определенные
и
смутные,
но
неодолимые,
Тургенев
выразил
преимущественно
в
образах
русских
девушек.
В
них,
прежде
всего,
привлекают
писателя
те
свойства,
которые
он
счит ает
н е о т ъ е м л е м ы м и
ч е р т а м и
р у с с ко го
н а ц и о н а л ь н о го
х а р а к т е р а :
«…
прямодушная
правда,
простота
и
откровенность»,
«честность
ощущений».
К а к
и
т у р г е н е в с к а я
п р и р од а ,
т р а г и ч е с к и
р а в н од у ш н а я
и
одновременно
обольстительно
прекрасная,
его
любовь
имеет
с в о ю
оборотную
сторону.
Радость
и
восторг
первой
любви
смягчает
ее
жесткий
трагизм.
В
трех
повестях
«Ася»,
«Первая
любовь»,
«Вешние
воды»
автор
р а с с м а т р и в а е т
ч у в с т в о
л ю б в и
к а к
н е и з б е ж н о е
п о д ч и н е н и е
и
д о б р о в ол ь н у ю
з а в и с и м о с т ь ,
р о к ,
го с п од с т ву ю щ и й
н а д
ч е л о в е ко м .
Тургенев
развивает
философию
любви
как
силы,
подчиняющей
с е бе
человека,
превращающей
его
в
раба.
С
н а ч а л а
Х 1 Х
в е к а
т е н д е н ц и я
к
в с е
б о л е е
г л у б о к о м у
проникновению
во
внутренний
мир
человека
средствами
литературы
и
других
видов
искусства
стала
ведущей.
Даже
громадное
дарование
не
могло
бы
спасти
писателя
от
быстрого
забвения,
если
бы
в
его
творчестве
не
было
бы
открытий
в
сфере
внутренней
жизни
человека.
Тургенев
занимает
по
праву
видное
место
среди
признанных
худ о ж н и ко в - п с и хо л о г о в .
П о
м н е н и ю
Ч е р н ы ш е в с ко г о
Ту р г е н е в
–
п о д л и н н ы й
с е р д ц е в е д ,
с п о с о б н ы й
п р о н и к а т ь
в
т а й н ы е
у г о л к и
человеческой
психики
и
воспроизводить
тонкие,
едва
уловимые
оттенки
чувств.
Основной
принцип
своего
психологического
метода
Тургенев
формулировал
следующим
образом:
«Психолог
должен
исчезнуть
в
художнике,
как
исчезает
от
глаз
скелет
под
живым
и
теплым
телом,
которому
он
служит
прочной,
но
невидимой
опорой».
Да,
конечно
же,
Тургенев
психолог,
но
тайный.
Об
этом
в
своих
воспоминаниях
говорит
П.В.Анненков.
[8]
Но
и
сам
Тургенев
был
уверен
в
этом.
Пис атель
понимал
человеческую
психику
и
был
способен
глубоко
проникать
во
внутренний
мир
своих
героев.
Он
пытался
снять
покров
с
души
героя
и
п о к а з а т ь
в с ю
г л у б и н у
ч у в с т в ,
н а
к о т о р ы е
с п о с о б е н
ч е л о в е к .
Художественно
реализовывал
эти
чувства
во
внешних
проявлениях
-
в
позе,
жесте,
мимике,
поступке
и
т.п.
С р ед и
л и т е р ату р о в ед о в
б ы туе т
и
д ру г а я
точ ка
з р е н и я
н а
творческий
процесс
Тургенева.
Заключается
она
в
том,
что
он
отнюдь
не
психолог,
а
исследователь
лишь
внешних
сторон
жизни
своих
героев.
Мне
лично
близка
мысль
именно
о
психологизме
тургеневских
ге р о е в .
В
сво ей
работе
«Художе ственный
мир
Тургенева»
в
гл а в е
«Психологизм»
С.Е.Шаталов
утверждает,
что
сравнивать
психологизм
Тургенева
с
психологическими
методами
Достоевского
и
Толстого
не
стоит.
Но
говорить
о
своеобразии
Тургенева
как
психолога
все-таки
необходимо.
6
Тургенева,
несомненно,
следует
отнести
к
числу
писателей,
для
которых
психическая
жизнь
человека
–
главный
объект
наблюдений
и
изучения.
Его
творчество
целиком
входит
в
русло
п с и хол о г и ч е с ко го
реализма.
Для
него
главное
–
не
изображение
картин
в
духе
нормативного
представления
о
жизни,
не
перипетии
сюжета
и
раскрытие
характера
лишь
в
поступках,
не
подробности
быта
и
обстановки,
хотя
все
это
не
ускользает
от
писателя.
Д л я
Ту р г е н е в а
гл а в н о й
ц е л ь ю
б ы л о
и з о б р а ж е н и е
и м е н н о
внутренней
жизни
человека.
Как
и
у
Лермонтова
в
«Герое
н а ш е го
времени»,
у
До сто евского,
Гончарова,
у
Тургенева
в
б о л ь ш и н с т в е
произведений
внимание
сосредоточивается
на
истории
души,
на
глубоком
исследовании
самого
процесса
формирования
внутреннего
мира
героев.
Психологизм
Тургенева
не
оставался
одинаковым
в
разные
периоды
творчества.
С
общим
развитием
художественного
мастерства
п и с а т е л я
н а к а п л и в а л с я
ж и з н е н н ы й
о п ы т,
п о в ы ш а л а с ь
з о р к о с т ь
наблюдения,
углублялось
понимание
общественных
отношений.
Тургенев
стремился
к
отбору
таких
деталей
портрета,
поведения
героев,
обстановки,
которые
как
бы
опредмечивают
в
себе
определенные
движения
души.
В
рассказе
«Мой
сосед
Радилов»
вначале
излагается
общее
впечатление
повествователя
о
внешнем
виде
Ольги
–
золовки
Радилова:
«Она
говорила
очень
мало,
как
вообще
все
уездные
девицы,
но
в
ней,
по
крайней
мере,
я
не
замечал
желанья
сказать
ч то - н и буд ь
хорошее…;
она
не
вздыхала,
словно
от
избытка
неизъяснимых
ощущений,
н е
з а к а т ы в а л а
г л а з а
п о д
л о б ,
н е
у л ы б а л а с ь
м е ч т а т е л ь н о
и
неопределенно…
Ее
походка,
ее
движения
были
решительны
и
свободны».
Ко гд а
Р а д и л о в
р а с с к а з ы в а е т
о
п о ко й н о й
ж е н е ,
О л ь г а
о с о б е н н о
откликается
на
это:
«Ввек
мне
не
забыть
выражения
ее
лица…Ольга
быстро
встала
и
вышла
в
сад».
В
финале
повествователь
догадывается,
почему
у
Ольги
было
такое
лицо…
Она
ревновала.
Вот
он
–
тургеневский
психологизм!
В
прозе
Тургенева
повести
с
рассказчиком
преобладают
над
остальными
произведениями.
Рассказчики
сосредотачивают
внимание
на
с м е н е
ч у в с т в
и
м ы с л е й ,
р а с к р ы в а ю т
о т д е л ь н ы е
с в о и
с о с т о я н и я ,
проявляют
особые
отношения
к
тем
событиям,
которые
вошли
в
их
жизнь
и
вызвали
ее
изменение.
Писатель
особенно
плодотворно
работает
над
психологическим
анализом
в
большинстве
своих
повестей
50-х,
60-х
и
70-х
годов.
К
их
числу
относятся
«Ася»,
«Первая
любовь»,
«Сон»,
«Странная
история»
и
д р .
П сихологизм
Тургенева
уже
в
первом
его
произведении
с
а вт о р с к и м
п о в е с т в о в а н и е м
о к а з а л с я
п р од о л ж е н и е м
п с и х о л о г и з м а
Лермонтова.
П ис атель
в
сво ей
пове сти
«Вешние
воды »
о т ч е тл и в о
формулирует
творче ский
принцип:
«Не
беремся
описывать
ч у в с т в а ,
испытанные
Саниным
при
чтении
этого
письма.
Подобным
чувствам
нет
у д о в л е т в о р и т е л ь н о г о
в ы р а ж е н и я :
о н и
г л у б ж е
и
с и л ь н е е
–
и
неопределеннее
всякого
слова,
Музыка
одна
могла
бы
их
пер ед ать » .
Оставляя
читателю
возможность
додумать
недоговоренное
пис ателем,
Тургенев
видел
в
этом
выражение
объективности
художника.
Ка к
ум н ы й ,
п р о н и ц ат е л ь н ы й
ч е л о в е к ,
Ту р ге н е в
о т ч е т л и в о
п о н и м а е т
с о с т о я н и е
с в о и х
г е р о е в ,
у л а в л и в а е т
с в я з ь
м е ж д у
обстоятельствами
внутреннего
и
внешнего
порядка.
Своеобразие
и
сила
тургеневского
анализа,
его
неповторимость
и
очарование
заключается
в
том,
что
Тургенева
более
всего
привлекали
те
зыбкие
настроения
и
впечатления,
которые,
сливаясь,
должны
вызвать
у
человека
ощущение
7
полноты,
насыщенно сти,
радо сти
непо средственного
чувства
б ы т и я ,
наслаждения
от
ощущения
своей
слиянности
с
окружающим
миром.
Эта
направленность
тургеневского
психологизма
обнаруживается
и
прослеживается
на
протяжении
всего
творческого
пути
писателя.
Он
с о з д а л
ц е л у ю
с и с т е м у
и з о б р а з и т е л ь н о - в ы р а з и т е л ь н ы х
с р е д с т в ,
позволявшую
ему
возбудить
у
читателя
подобие
тех
состояний,
какие
испытывают
его
герои.
Автору
помогают
изучать
п с и хо л о г и ч е с ко е
с о с тоя н и е
ге р о е в
и х
в о с п ом и н а н и я ,
д н е в н и ко в ы е
з ап и с и ,
п и с ь м а ,
портретные
зарисовки,
диалоги,
монологи.
Огромную
роль
в
передаче
состояния
того
или
оного
персонажа
играет
пейзаж.
Например,
когда
Е л е н а
и д е т
н а
с в и д а н и е
с
И н с а р о в ы м ,
с л е д у е т
п е й з а ж н о е
«предуведомление»
ожидающего
ее
разочарования:
«…
Она
хотела
еще
раз
увидеться
с
Инсаровым.
Она
шла,
не
замечая,
что
солнце
давно
скрылось,
заслоненное
тяжелыми
черными
тучами,
что
ветер
порывисто
шумел
в
деревьях
и
клубил
ее
платье,
что
пыль
внезапно
поднималась
и
неслась
столбом
по
дороге….
Сверкнула
молния,
гром
ударил.
…Дождь
хлынул
ручьями,
небо
кругом
обложилось».
Чрезвычайно
своеобразным
является
психологизм
Тургенева
в
« С т и хо т в о р е н и я х
в
п р о з е » .
Э т о
о б ъ я с н я е т с я
в
п е р в у ю
о ч е р е д ь
особенностью
авторского
замысла
и
необычным
способом
преломления
жизненного
материала
-
не
в
формах,
подобных
самой
действительности,
а
в
аллегорическом,
символическом
опосредовании
впечатлений
бытия.
Работ ая
над
стихотворениями
в
прозе
пис атель
з а с т а в л я е т
задуматься
над
смыслом
бытия,
поразмыслить
о
назначении
человека,
соотношении
человека
и
природы,
жизни
и
смерти.
Природа
бессмертна,
но
безразлична
к
человеку,
и
свою
смертность
он
преодолевает
не
в
слиянии
с
ней,
а
среди
подобных
ему,
в
общей
жизни
человечества
-
таков
окончательный
вывод
Тургенева
в
цикле
«Стихотворения
в
прозе».
Ту р ге н е в с к и й
п с и холо г и зм
о р и г и н а ле н
и
п лод от во р е н .
О н
получает
развитие
в
художественном
мире
Чехова,
Бунина,
Куприна
и
др.
художников
слова.
Только
человек,
сам
на
себе
испытавший
все
прелести
и
горести
любви,
мог
так
глубоко
проникнуть
в
сердца
своих
героев.
Мог
вместе
с
ними
плакать
и
смеяться,
страдать
и
радоваться.
В
жизни
писателя
было
много
встреч
с
прекрасными
женщинами,
принадлежащими
к
разным
сословиям.
Ему
было
не
важно
это.
В
каждой
из
них
он
видел
то
женское
начало,
которое
влекло
его,
уводило
в
мир
фантазий
и
мечты,
а
иногда
в
мир
страданий,
надежд
или
разочарований.
И ван
С ергеев ич
увлекся
про стой
девуш кой,
работ ав ш ей
в
Спасском
белошвейкой
по
вольному
найму,
Была
она
из
мо сковских
мещанок,
и
звали
ее
Авдотьей
Ермолаевной.
Миловидная,
скром ная
девушка
с
первого
взгляда
полюбилась
Тургеневу.
Когда
читаешь
в
«Дворянском
гнезде»
о
любви
Ивана
Петровича
к
дворовой
девушке,
то
невольно
вспоминается
история
любви
Тургенева
к
Авдот ье .
Как
только
слухи
о
любви
Ивана
Сергеевича
к
этой
девушке
дошли
до
матери
писателя,
она
разгневалась
и
распорядилась
удалить
из
Спасского
Авдотью
Ермолаевну.
Ей
пришлось
уехать
в
Москву;
там
она
сняла
комнату
на
Пречистенке
и
стала
работать
швеей
на
дому.
Уезжая,
она
была
уже
беременна,
и
весной
1842
года
у
нее
родилась
дочь
Пелагея,
которую
вскоре
отобрали
у
матери
и
отправили
в
Спасское.
Д оч ь
Тургенева
стала
прототипом
героини
повести
«Ася».
Но
об
этом
чуть
позже…
8
В
1840-е
годы,
после
приезда
в
Москву
Тургенев
н а ве с ти л
Бакуниных.
С
этого
посещения
началось
увлечение
Татьяны
Бакуниной
Тургеневым.
Младшие
братья
Татьяны,
Алекс ей
и
Алекс андр,
уж е
успевшие
познакомиться
с
Тургеневым
в
один
голос
твердили:
«Чудный,
живой,
одухотворяющий
человек!
Как
он
рассказывает!
Будто
сам
вместе
с
ним
все
видишь
и
переживаешь!..».
Татьяне
Александровне
шел
двадцать
седьмой
год.
Она
была
образованна,
начитанна,
музыкальна,
свободно
владела
н е с коль к и ми
языками.
Старший
брат
привил
ей
интерес
к
философии,
к
искусству,
к
п о э з и и .
Белинский,
приезжавший
в
Премухино
в
те
годы,
когда
там
еще
жил
Михаил
Бакунин,
восторгался
его
сестрами.
Он
был
бе зответно
влюблен
тогда
в
младшую
сестру,
Александру.
Сестры
казались
ему
необыкновенно
возвышенными
девушками.
Он
проявлял
участие
и
живой
интерес
к
судьбе
каждой
из
них.
«Что
за
чудное,
за
прекрасное
создание
Татьяна
Александровна!
Эти
глаза,
темно-голубые
и
глубокие
как
море;
э т о т
в з гл я д
в н е з а п н ы й ,
м о л н и е н о с н ы й ,
д о л г и й
к а к
в еч н о с т ь ,
п о
выражению
Гоголя;
это
лицо
кроткое,
на
котором
еще
как
будто
не
изгладились
следы
жарких
молений
к
небу
-
нет,
обо
всем
этом
не
должно
говорить,
не
должно
сметь
говорить».
Но
со
временем
в
сестрах
увидели
и
другое
–
односторонность
духовного
развития,
им
не
хват ало
непо средственно сти,
п р о с т о т ы ,
е сте ственно сти.
Они
во спитыва лись
на
романтиче ской
л и т е р а т у р е .
Любимыми
их
авторами
были
Новалис,
Жан
Поль
Рихтер.
О т с юд а
сентиментальность,
отрешенность
от
действительности,
характерные
для
дворянского
поколения
сороковых
годов.
Отбросив
условности,
Бакунина
первая
объяснилась
Тургеневу
в
любви:
«…расскажите
кому
хотите,
-
писала
она,
-
что
я
люблю
Вас,
что
я
унизилась
до
того,
что
сама
принесла
к
ногам
Вашим
мою
непрошеную,
мою
ненужную
любовь.
И
пусть
забросают
меня
каменьями…».
Она
видела
в
Тургеневе
образец
совершенства,
предрекала
ему
великую
будущность
как
поэту
и
смиренно
просила
только
об
одном
-
помнить
об
ее
преданной
и
неизменной
любви.
Это
необычное
и
страстное
изъявление
чувства
смутило
и
даже
озадачило
Тургенева.
«Я
никогда
ни
одной
женщины
не
любил
более
Вас,
писал
он
ей,
-
хотя
не
люблю
Вас
полной
и
прочной
любовью».
И
сама
Татьяна
Александровна
впоследствии
говорила
брату
Алексею,
что
у
Тургенева
не
было
истинной
любви
к
ней,
что
«все
это
было
не
более,
как
фантазия
разгоряченного
воображения».
Роман
с
Бакуниной
о ст авил
заметный
след
в
п о э т и ч е с ко м
творчестве
молодого
Тургенева.
Переживаниям,
связанным
с
этим
увлечением,
посвящен
целый
ряд
его
лирических
стихотворений
начала
сороковых
годов
(«Долгие
белые
тучи
плывут»,
«Нева»,
«Когда
с
тобой
расстался
я…»
и
др.).
Отдельные
строфы
стихотворений
Ту р ге н е ва ,
посвященных
Бакуниной,
можно
сопоставить
с
отрывками
из
его
писем
к
ней.
Эти
стихотворения
стали
как
бы
лирическим
дневником
его.
Позабудь все тяжкое, все злое,
Позабудь, что расставались мы,
Верь: смущен и тронут я глубоко,
И к тебе стремится вся душа…
«Ваши
письма,
Тургенев,
не
оставят
меня,
-
писала
Татьяна
Бакунина,
-
покуда
будет
жизнь
во
мне.
Вам
самим
я
не
отдала
бы
их,
9
если
бы
Вы
даже
стали
требовать
-
мое
страдание,
моя
любовь
дали
мне
право,
которого
никто
на
свете
не
отнимет
у
меня,
Ваши
два
последние
письма
–
с
тех
пор,
как
я
получила
их
–
лежат
на
груди
у
меня
-
и
мне
одна
радость
чувствовать
их,
прижимать
их
крепко,
долго…».
[9]
Роман
Тургенева
с
Татьяной
Бакуниной
длился
недолго…
1843-й
год
остался
навсегда
памятным
Тургеневу
не
только
на
его
литературном
пути,
он
оставил
неизгладимый
след
и
в
его
личной
ж изни.
Осенью
в
Петербург
приехала
итальянская
опера,
в
которой
выступала
даровитая
двадцатидвухлетняя
певица
Полина
Виардо-Гарсиа.
Несмотря
на
молодость,
она
уже
завоевала
огромный
успех.
Поэты
посвящали
ей
стихи…
С о в р е м е н н и к и
т а к
р и с о в а л и
е е
п о рт р е т :
« П ол и н а
Г а р с и а
отличается
благородной,
несколько
строгой
физиономией,
но
со
всем
тем
исполненной
выражения
и
приятно сти:
в
по ступи
ее
е сть
к а ко е - т о
пленительное
сочетание
величия
и
непринужденности.
У
нее
гибкий
стан,
блестящие
черные,
как
смоль,
локоны,
цвет
лица
пылкой
испанки,
все
движения
ее
грациозны,
верны
и
естественны».
Услышав
впервые
Полину
Гарсиа,
Тургенев
был
покорен
е е
талантом
и
с
этого
дня
не
пропускал
ни
одного
спектакля…
День
их
знакомства
писатель
считал
лучшим
днем
в
с во е й
ж изни.
«Я
ничего
не
видел
на
свете
лучше
Вас…
Встретить
Вас
на
своем
пути
было
величайшим
счастьем
моей
жизни,
моя
преданность
и
благородность
не
имеют
границ
и
умрут
только
вместе
со
мною».
С
юношеских
лет
до
последних
дней
жизни
Тургенев
остался
верен
этому
чувству,
многое
принеся
ему
в
жертву…
Глубокую
привязанность
Тургенева
к
Полине
Виардо
нельзя
назвать
обыкновенной
влюбленностью.
Даже
в
зрелые
годы
с
юношеским
волнением
любовался
писатель
игрою
замечательной
певицы.
С емье
П о л и н ы
В и а р д о
И в а н
С е р г е е в и ч
д о в е р и л
в о с п и т а н и е
е г о
незаконнорожденной
дочери
Поли.
Суд ь б а
п о с т а в и л а
Ту р ге н е ва
в
и с к л юч и т е л ь н о
с ч а с т л и в о е
положение
–
пожалуй,
ни
у
одного
из
русских
писателей
той
эпохи
не
было
на
жизненном
пути
такого
необыкновенного
богатства
в с т р еч ,
знакомств,
дружеских
и
интимных.
Именно
эти
встречи
и
знакомства
стали
источником
вдохновения
писателя,
тем
богатым
жизненным
материалом,
который
лег
в
о снову
многих
произведений
И.С.Тургенева.
Итак,
обратимся
к
произведениям
И.С.Тургенева.
В
повестях
писателя
–
много
великолепно
отделанных
женских
характеров.
Хочется
остановиться
на
некоторых
из
них…
Вот
Ася...
Мы
узнаем
о
«складе
ее
смугловатого,
круглого
лица,
с
небольшим
тонким
но сом,
почти
дет скими
щечками
и
ч е р н ы м и ,
светлыми
глазами».
Но
за
всеми
этими
внешними
чертами
стоит
нечто
«свое,
особенное»
-
в
ее
поведении,
в
ее
отношении
к
людям.
Главному
герою,
господину
Н.Н.,
да
и
нам,
читателям,
она
кажется
суще ством
«непонятным,
полузагадочным».
Оказывается,
она
–
дочь
дворянина
и
к р е п о с т н о й
к р е с т ь я н к и .
П е р в о н а ч а л ь н о
о н а
в о с п и т ы в а л а с ь
в
крестьянской
избе,
а
затем
после
смерти
матери
попала
в
господский
дом,
где
ей
была
предоставлена
полная
свобода.
С
детства
Ася
осознавала
ложность
своего
положения,
которое
усилилось
в
пансионе,
в
чуждой
среде.
«Самолюбие
развилось
в
ней
сильно,
недоверчивость
тоже;
дурные
10
привычки
укоренялись,
простота
исчезла».
Однако,
несмотря
на
сложные
о б с т о я т е л ь с т в а
ж и з н и ,
А с я
с т а л а
д е в у ш ко й
ч у т ко й ,
п о с т о я н н о
размышляющей.
И
именно
эта
половинчатость
положения
рождает
ее
внут реннее
бе спокойство.
Это
один
из
психологиче ских
а вт о р с к и х
приемов
-
переход
от
внешнего
(наружно сть,
движение,
же сты)
к
изображению
внутреннего
мира
своего
героя.
Создавая
повесть
«Ася»,
Тургенев
не
имел
в
виду
затрагивать
никаких
общественных
вопросов.
Ему
казалось
даже,
что
лириче ская
повесть
о
неудачной
любви
мало
отвечает
потребностям
времени.
П о
сво ему
содерж анию
пове сть
«Ася»,
на
перв ы й
в з гл я д ,
действительно
выходила
за
рамки
обличительной
литературы.
Недалекая
либеральная
критика
радовалась
тому,
что
в
повести,
как
и
в
романе
«Дворянское
гнездо»,
Тургенев
будто
отошел
от
обличений
и
предался
чистой
поэзии.
Что
касается
«Аси»,
то
Чернышевский
в
своей
статье
« Р у с с к и й
ч е л о в е к
н а rendes
vous»
прекрасно
показал
живую
с в я з ь
повести
с
современностью.
В
истории
несчастливой
любви
отразились
такие
явления
русской
жизни,
какие
заслуживали
не
меньшей
критики
и
обличения,
чем
«мертвые
души»
всех
видов
и
рангов.
А н а л и з и руя
содержание
повести
Тургенева,
Чернышевский
писал,
что
«все
лица
повести
-
люди
из
лучших
между
нами,
очень
образованные,
чрезвычайно
гуманные,
проникнутые
благороднейшим
образом
мыслей.
Повесть
имеет
направление
чисто
поэтическое
и
идеальное,
не
касающееся
ни
одной
из
так
называемых
черных
сторон
жизни».
В
самой
Асе
кипят
жизнь
и
молодость,
в
ней
много
сил
и
ч у в с т ва ,
н е п о с р ед с т в е н н о с т и
и
и с к р е н н о с т и
в
во с п р и я т и и
ж и з н и ,
отсутствие
всякой
искусственности
и
жеманства,
воспитывавшихся
в
большинстве
дворянских
семей.
Это
само
по
себе
было
психологическим
выражением
нового
духа
времени.
Ася
ищет
деятельности,
она
ощущает
неясное
ей
желание
«пойти
куда-нибудь,
на
молитву,
на
трудный
подвиг…
А
то
дни
уходят,
жизнь
уйдет,
я
что
мы
сделали?»
-
говорит
она,
подобно
Елене
из
«Накануне».
«Асе
нужен
герой,
необыкновенный
человек»
-
г о в о р и т
о
н е й
Г а г и н .
Н о
п р е д м е т
е е
ю н о й
л ю б в и
–
ч е л о в е к
бе схарактерный
и
рано
одряхлевший
нравственно.
«Он
не
п р и в ы к
понимать
ничего
великого
и
живого,
потому
что
слишком
мелка
и
бездушна
была
его
жизнь,
мелки
и
бездушны
были
все
отношения
и
дела,
к
которым
он
привык».
Н е с о с т о я т е л ь н о с т ь
г е р о я
п о в е с т и ,
х а р а к т е р н о е
д л я
н е г о
противоречие
между
словом
и
делом,
нравственным
идеалом
и
полным
отсутствием
воли
и
характера,
ярко
проявившиеся
в
отношении
к
Асе,
в
д р а м е
е е
л ю б в и ,
с н о в а
в о с с о з д а ю т
о б р а з
д в о р я н с к о г о
г е р о я
предшествующих
тургеневских
произведений.
Действие
повести
происходит
за
границей,
в
Германии,
но
как
слышны
в
ней
национальные,
народные
мотивы.
Это
р а с к р ы в а е т с я
Асиным
характером,
это
заложено
в
ее
плебейском
происхождении.
Асина
предыстория
объясняет
духовную
связь
характера
героини
с
этическими
о сновами
народной
жизни:
мать
девушки,
крепо стная
горничная,
-
человек
с
обостренным
чувством
собственного
достоинства,
живущий
по
строгим
нравственным
правилам.
Чистое,
честное
сердце
героини
-
прямое
наследство
ее
матери.
Повесть
«Ася»
могла
бы
быть
названа
повестью
о
первой
любви.
Повесть
заслужила
высокую
оценку
Чернышевского
и
Некрасова
своей
правдивостью
и
поэтичностью.
По
признанию
самого
Тургенева,
он
« п и с а л
е е
оч е н ь
го р я ч о ,
ч у т ь
н е
с о
с л е з а м и » .
П и с ат е л я
у в л е к л а
нравственно-психологическая
история
неудачной
любви
–
возникновения,
развития
и
печального
исхода
первой
любви
семнадцатилетней
девушки.
11
Его
волновали
также
мысли
о
том,
как
много
значит
в
жизни
человека
первая
любовь,
навсегда
остающаяся
в
сердце
как
лучшее,
что
было
в
молодости,
и
о
том,
как
важно
не
ошибиться
и
не
пройти
мимо
своего
с ч а с т ь я ,
т е м а ,
ко т о р а я
м о гл а
б ы
б ы т ь
с ф о р м ул и р о в а н а
с л о в а м и
пушкинской
Татьяны:
«А
счастье
было
так
возможно,
так
близко»,
-
одна
из
самых
сердечных
тем
тургеневского
творчества.
Она
проходит
и
в
«Затишье»,
и
в
«Фаусте»,
и
в
«Дворянском
гнезде»
и,
позднее,
в
«Вешних
водах»,
в
«Несчастной»
и
других
произведениях
писателя.
Но
особенно
она
значительна
в
повести
«Ася».
И
Ася,
и,
говоря
словами
Чернышевского,
ее
Ромео
-
воплощение
молодо сти,
здоровья,
красоты,
юноше ской
свеже сти
и
чистоты,
еще
ничем
не
испорченного
восприятия
жизни,
казалось
бы,
они
имели
все,
что
могло
бы
стать
источником
безграничного,
пленительного
и
долгого
счастья,
но
все,
что
обещала
любовь
Аси,
необычной
девушки
со
страстной
и
нежной,
гордой
и
прямой
натурой,
-
все
сразу
и
навсегда
рухнуло
в
результате
всего
лишь
одного
мгновенья,
которое
Ася
с
замиранием
сердца
так
жадно
ждала
и
не
дождалась
заветного
слова
любви.
А
потом
у
Ромео
на
всю
жизнь
«тоска
безумных
сожалений».
Как и в «Дворянском гнезде», Тургенев показывает, как
рождается
и
зреет
первая
любовь.
Но
если
у
Лизы
она
осложнена
и
положением
Лаврецкого,
и
ее
собственными
нравственными
переживаниями,
то
любви
Аси
ничто
не
препятствует,
кроме
сомнений
в
том,
за
что,
собственно,
могут
ее
любить.
Но,
веря,
что
такой
прекрасный
юноша
может
ее
полюбить,
боясь
возможных
страданий,
она
стремится
подавить
в
себе
зар од ившее ся
чувство.
К
этому
примешивается
мучащее
ее
сознание,
что
человека,
которого
она
видела
всего
лишь
несколько
дней,
она
любит
неизмеримо
сильней,
чем
брата,
которому
она
так
обязана
и
который
был
до
этого
единственным
дорогим
ей
существом.
С
присущей
ему
тонко стью
Тургенев,
не
погружаясь
в
диалектику
Асиной
души,
п р о с л е ж и в а я
развитие
первой
любви
в
отдельных
ее
порывах,
показывает,
как
страсть
побеждает
все,
и
гордая,
смелая
Ася
готова
отдать
себя,
не
спрашивая
ни
о
чем,
не
ожидая
ничего,
кроме
слова
любви.
Все
героини
и
герои
тургеневских
повестей
изображены
в
тот
момент,
когда
каждый
из
них
по-своему
глубоко
переживает.
Изобразить
напряженное
биение
молодого
сердца
помогли
писателю
не
то л ь ко
наблюдения,
но
также
и
его
собственный
жизненный
опыт.
Основа
«Аси»
взята
из
биографического
факта,
дорогого
самому
автору.
Внебрачная
дочь
Полина
долгое
время
жила
в
имении
Тургеневых,
в
Спасском.
Мать
Ивана
Сергеевича
съедала
девочку.
Маленькая
Козетта
таскала
ведра
с
водой.
В
1850
году,
Тургенев
вывез
дочь
в
Париж,
в
с е м ь ю
П ол и н ы
В и а рд о .
То
е с т ь
д оч ь
Ту р ге н е ва
п ол у ч и л а
в п о л н е
приличное
дворянское
образование
–
словом
точь-в-точь
история
Аси,
история
ее
странной
жизни,
сотканной
из
противоречий.
С
другой
его
повестью
тоже
связаны
эпизоды
из
жизни
писателя.
Могучую
силу
молодой
страсти
Тургенев
показывает
в
повести
«Первая
любовь».
Ее
содержание
имеет
автобиографический
характер,
ее
действующими
лицами
являются
отец
и
мать
Тургенева
и
он
сам,
еще
шестнадцатилетний
юноша,
влюбившийся
в
девушку,
которая
потом
стала
возлюбленной
его
отца.
Во
второй
повести
Тургенев
прослеживает
первые
проявления
любви
и
страсти
в
юноше,
выступая
и
здесь
тонким
психологом.
Беспредельное
обожание,
безграничная
покорность
любимой,
п од ч и н е н н о с т ь
е е
кап р и з а м ,
п е р еход ы
от
н а д е ж д
и
бл а же н с т ва
к
отчаянию,
трепетное
ожидание
чуть
не
неделями
ласкового
в з гл я д а
12
повелительницы
и
робкие
упреки
ей,
целомудренность
и
в
то
же
время
первые
ощущения
мужской
страсти
–
все
это
превосходно
передано
в
чувствах
героя
повести,
кончая
тем
страшным
моментом,
когда
он
узнает
тайну
отца
и
своей
«королевы».
Вся
повесть
проникнута
атмосферой
любви
и
ее
тайн,
Первую
н а с т оя щ у ю
л ю б о в ь
п е р е ж и в а е т
и
с а м а
г е р о и н я
п о в е с т и .
Е е
т и п
психологиче ски
более
сложен,
чем
Аси.
Д . Н . О в с я н и ко - Кул и ко в с к и й ,
преувеличивая
иррациональность
как
основу
натуры
Зинаиды,
дает,
в
общем,
правильный
анализ
ее
психологии,
видя
в
княжне
один
из
самых
противоречивых
женских
типов,
созданных
Тургеневым.
А
Д.И.Писарев
пишет,
что
о
Зинаиде
Засекиной
не
хочет
говорить
ни
слова,
что
ее
характера
не
понимает.
Т у р г е н е в
р и с у е т
о б р а з
З и н а и д ы
З а с е к и н о й
н е
п у т е м
изображения
ее
переживаний,
а
преимущественно
в
ее
поступках
и
в
ее
отношениях
к
окружающим.
В
этой
девушке
было
«что-то
т а ко е
очаровательное,
ласкающее,
насмешливое
и
милое…»,
«во
всем
е е
существе,
живучем
и
красивом,
была
какая-то
особенно
обаятельная
смесь
хитрости
и
беспечности,
искусственности,
простоты,
тишины
и
резвости».
В
повести
она
и
выступает
в
этих
своих
меняющихся
обликах,
поражая
окружающих
ее
поклонников.
По
отношению
к
ним
княжна,
которой
шел
уже
двадцать
первый
год,
то
жестока,
то
ласкова,
то
холодна,
то
страстна,
то
замкнута,
то
недоверчива.
Она
вдосталь
тешится
их
мучениями
поочередно,
то,
вселяя
в
них
надежды,
то
разочаровывая.
Она
любит
«стукать
людей
друг
о
друга»,
проверять
свою
власть
над
душами
влюбленных,
а
их
покорность
рождает
некоторые
комические
ситуации
в
повести.
Но
Зинаида
Засекина
вовсе
не
пустая
и
легкомысленная
кокетка,
какой
показалась
она
было
доктору
Лушину,
в
ней
просто
играют
силы
жизни,
у
нее
незаурядный
характер,
она
хочет
встретить
не
покорных
мужчин,
а
кого-то
более
сильного,
чем
сама
она.
«Нет,
я
таких
любить
не
могу,
на
которых
мне
приходится
глядеть
сверху
вниз.
Мне
надобно
такого,
который
сам
бы
меня
сломил…-
говорит
она.
Да
я
на
такого
не
наткнусь,
бог
милостив!
Не
попадусь
никому
в
лапы,
ни-ни!».
И
как
раз
эту-то
драматическую
ситуацию
рисует
Тургенев
в
повести.
Ст расть,
вспыхнувшая
в
княжне
к
отцу
героя,
делает
ее
покорной
и
безвольной
перед
ним.
Трагизм
ее
положения
усугубляется
тем,
что
она
полюбила
женатого
человека
и
знает,
что
ничего,
кроме
позора,
ее
не
ждет
впереди.
Она
сопротивляется
своему
чувству,
но
безуспешно.
Из
деталей
этой
борьбы
о собенно
замечательны
те,
которые
связаны
с
от н о ш е н и е м
Зинаиды
к
сыну
ее
героя.
Она
то
ласкает,
то
отталкивает
его,
любя
и
боясь
того,
кто
виделся
ей
в
юношеских
чистых
чертах.
Но
от
отца,
мужчины-эгоиста,
видевшего
всю
«штуку
жизни»
в
том,
чтобы
«брать
от
нее
что
можешь,
а
самому
себе
принадлежать»,
она,
кроме
чувственной
страсти,
еще
и
удар
хлыста.
Быстро
последовавшие
за
этим
смерти
и
его,
и
ее
подчеркивают
трагический
характер
такой
любви,
которая
сжигает
человека,
но
не
дает
ему
нравственного
удовлетворения.
Зинаида
–
прообраз
Ирины
из
романа
«Дым»
в
годы
ее
девиче ства.
С а м ом у
Тургеневу
все
же
больше
нравились
натуры,
близкие
к
Асе.
В
повести,
говорил
Тургенев,
«я
изобразил
своего
отца.
Меня
многие
за
это
осуждали,
а
в
особенности
осуждали
за
то,
что
я
этого
никогда
не
скрывал.
Но
я
полагаю,
что
дурного
в
этом
ничего
н е т.
Скрывать
там
нечего».
Правда,
автор
сознательно
упростил
конфликт,
п р о и з о ш е д ш и й
в
и х
с е м ь е ,
е м у
х о т е л о с ь
н а п и с а т ь
п о в е с т ь
о
переживаниях
юного
героя,
полудетская
влюбленность
которого
пришла
в
неразрешимое
столкновение
с
драматизмом
и
жертвенностью
взро слой
лю бв и.
13
Итак,
с
образом
отца
все
ясно,
а
кто
же
послужил
прототипом
молодого
героя
Володи?
На
этот
вопрос
Тургенев
отвечал:
«Этот
мальчик
–
ваш
покорный
слуга».
«Как?
И
вы
так
влюблены
были?
- Б ы л .
-И
с ножом бегали?
-И
с
ножом
бегал».
З и н а и д а ,
З и н а и д а … Д о л г о е
в р е м я
н е
б ы л о
и з в е с т н о ,
к т о
п о с л у ж и л
е е
п р о т о т и п о м ,
т р а г е д и я
в
с е м ь е
Ту р г е н е в ы х
х о р о ш о
скры ва лась .
После
тщательных
изысканий
литературоведов,
выяснилось,
что
в
своей
повести
«Первая
любовь»
автор
рассказал
о
молодой
поэтессе
Е кат е р и н е
Ш а хо в с ко й .
Э то
о н а
б ы л а
то й
бе с с т р а ш н о й
и
н е ж н о й
девушкой,
которая
чувство
любви
поставила
выше
всех
условно стей
с в е т а .
Они
с
матерью
действительно
снимали
дачу
возле
Нескучного,
Встреча
с
отцом
Тургенева…
Дальнейшая
судьба
Екатерины
Львовны
Шаховской
рассказана
автором
почти
с
документальной
точностью.
В
сентябре
1835
года,
то
есть
через
год
после
смерти
С.Н.
Тургенева
(отца),
она
вышла
замуж
за
некоего
Владимирова
и
переехала
с
мужем
в
Петербург.
Умерла,
как
указано
в
некрологе,
через
«9
месяцев
и
11
дней»
после
свадьбы.
Самое
поразительное,
что
на
Волковом
кладбище,
в
Петербурге,
неподалеку
от
места
последнего
упокоения
Тургенева,
находилась
могила
Е.Л.Владимировой,
в
девиче стве
княжны
Шаховской.
На
п а м я т н и ке
эпит афия:
Мой
друг,
как
ужасно,
как
сладко
любить!
Весь
мир
так
прекрасен,
как
лик
совершенства.
Кому
принадлежат
эти
пронзительные
слова,
п о с л уж и в ш и е
последним
приветом,
-
неизвестно…
Одно
ясно
–
перечитывая
повесть,
думаешь,
что
все-таки
не
удалось
Тургеневу
изобразить
кокетку
по
природе.
Хотя
на
этот
счет
есть
и
другие
мнения.
Зинаида
воспринимается
сейчас
некоторыми,
как
натура
чистая,
ищущая
и
страстная,
одержимая
святой
неудовлетворенно стью,
способная
на
дерзкое
самоотречение
и
протест.
Тургеневская
девушка…
А
что
же
сам
герой?
Мимо
него
нельзя
пройти,
он
интересен
не
менее
ге р о и н и .
Первая
любовь
пробуждает
в
нем
все
самое
лучшее.
Он
забывает
о
самом
себе,
весь
отдается
самопожертвованию.
В
своем
воображении
рисует,
как
будет
спасать
Зинаиду
из
рук
неприятелей
как
он,
весь
облитый
кровью,
исторгнет
ее
из
темницы,
как
умрет
у
ее
ног…
Го сподин
Н.Н.,
Володя,
Санин
–
все
они
вспоминают
с в о е
прошлое.
Повествование
о
давнем
прошлом
Тургенев
обычно
подчинял
главной
своей
цели:
прошлое
всегда
объясняет
настоящее
и
поэтому
оценивается
с
позиций
настоящего.
Герои
больны
прошлым,
ибо
ничего
нельзя
противопоставить
прекрасным,
мятежным
юношеским
порывам,
ибо
нет
ничего
лучше
первой
любви
и
первых
надежд,
радужных
планов
и
грандиозных
обещаний…
К
прошедшим
временам
лечу
воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты,
С твоим блаженством и страданьем.
( Жуковский. Элегия «Вечер»)
14
Наблюдая
за
Зинаидой,
невольно
испытываешь
обаяние
е е
прелестной,
изменчивой
внешности
и
словно
слышишь
переливы
е е
собственного
голоса.
Изменчива
внешность,
изменчив
характер.
Она
то
задумчива,
то
хитра,
то
беспечна,
то
манерность
сменяет
простоту.
Эту
психологическую
неустойчивость
Тургенев
также
объясняет
условиями
жизни
Зинаиды:
«Неправильное
во спитание,
странные
знакомства
и
привычки,
постоянное
отсутствие
матери,
бедность
и
беспорядок
в
доме,
все,
начиная,
с
самой
свободы,
которою
пользовалась
молодая
девушка,
с
сознания
ее
превосходства
над
окружающими
ее
людьми,
развило
в
ней
какую-то
полупрезрительную
небрежность
и
невзыскательность».
И
в
то
же
время
она
так
же
чиста
в
своих
чувствах,
как
и
Ася,
так
же
она
не
в
силах
противиться
порывам
своего
сердца.
«Из
всех
моих
женских
типов,
-
сказал
однажды
Тургенев,
-
я
более
всего
доволен
Зинаидой
в
«Первой
любви».
В
ней
мне
удалось
представить
действительное,
живое
лицо:
кокетку
по
природе,
но
кокетку,
действительно,
привлекательную».
С л о ж н е е
с
п о в е с т ь ю
И в а н а
С е р г е е в и ч а
« В е ш н и е
в о д ы » .
Сложность
в
том,
что
в
повести
два
женских
начала,
что
лирическая
героиня
как
бы
раздваивается
на
черноволосого
кудрявого
ангела
Джемму
и
Марью
Николаевну
Полозову,
русоволосую
сатану
в
юбке,
э т а ко е
порождение
греховности
и
неверия
во
все
нематериальное.
Гл уб о к и м
о б а я н и е м
н а в е я н
о б р а з
и т а л ь я н к и
Д ж е м м ы
–
настоящей
красавицы,
со
стройным
станом,
её
выразительными
гибкими
и
длинными
пальцами.
Тургенев
пишет
в
приподнято-возвышенном
стиле,
у п о т р е бл я я
а р х а и ч е с ко е
в ы р а ж е н и е
« з е н и ц ы »
о
« в е л и ко л е п н ы х » ,
«торжествующих»
глазах
героини.
Дитя
знойного
итальянского
солнца,
Джемма
более
чем
прекрасна.
Вот
как
Тургенев
описывает
ее
встречу
с
Саниным:
«В
кондитерскую,
с
рассыпанными
по
обнаженным
плечам
т е м н ы м и
к уд р я м и ,
с
п р о т я н у т ы м и
в п е р е д
о б н а ж е н н ы м и
р у к а м и ,
порывисто
вбежала
девушка
лет
девятнадцати
и,
увидев
Санина,
тотчас
бросилась
к
нему…
и
повлекла
за
собою.
Не
из
нежелания
повиноваться,
а
просто
от
избытка
изумления
Санин
не
тотчас
же
последовал
з а
девушкой
–
как
бы
уперся
на
месте,
он
в
жизни
не
видывал
подобной
красавицы».
На
итальянском
языке
имя
Джемма
значит
«драгоценный
камень».
Девушка
была
воспитана
на
благородных
традициях
любви
к
родине
и
считала
освобождение
Италии
«высоким
и
священным
делом».
Тургенев
просто
любуется
своей
героиней:
«Боже
мой!
Какая
же
это
была
красавица!..
Нос
у
нее
был
несколько
велик,
но
красивого,
орлиного
ладу,
верхнюю
губу
чуть-чуть
оттенял
пушок;
зато
цвет
лица,
ровный
и
матовый,
ни
дать,
ни
взять
слоновая
кость
или
молочный
янтарь…
и
особенно
глаза,
темно-серые,
с
черной
каемкой
вокруг
зениц,
великолепные,
торжествующие
глаза…».
Сколько
прекрасных
эпитетов
и
сравнений
использует
Тургенев
при
описании
героини.
Другая
часть
женского
начала
в
повести
–
Марья
Николаевна
–
тоже
хороша
–
настоящая
степная
дива,
но
не
красотой
берет
она
мужчин,
а
вернее
-
губит
их.
Едкий
ум,
философский
склад
ума,
спо собно сть
подвергать
все
сомнению,
пробовать
на
зуб,
наслаждаться
разумно
и
в
то
же
время
раблезиански
жизнью.
Чувство
Санина
к
ней
–
страсть,
вернее,
не
страсть
даже,
то,
что
можно
назвать
похотью,
наваждением,
что
не
длиться
долго
и
всегда
заканчивается
глубоким
стыдом
и
раскаянием
-
это,
собственно,
и
произошло
с
Дмитрием
Павловичем
Саниным
в
конце
ко н ц о в .
15
«Вешние
воды »
мож но
назвать
уходом
Тургенева
к
с в о и м
повестям
пятидесятых
годов.
Это
возвращение
к
старым
мотивам
и
идеям
-
может
быть,
желание
подвести
итоги
жизни.
Выше
уже
было
сказано,
что
Тургенев
являлся
тонким,
умелым
п с и х о л о г о м ,
т а к
к а к
о г р о м н о е
в н и м а н и е
уд е л я е т
в н у т р е н н и м
переживаниям
своих
геро ев.
Картина
внут ренней
жизни,
р и с у е м а я
Т у р г е н е в ы м ,
о с т а в л я е т
о щ у щ е н и е
с в о б о д ы ,
л е г к о с т и
и
самопроизвольности
психологических
находок,
открываемых
как
бы
без
авторского
вмешательства.
Один
из
исследователей
творчества
писателя
П.Анненков,
писал,
что
повести
и
рассказы
И.С.Тургенева
объединяет
одна
черта
-
в
каждой
из
них
есть
«психологическая
загадка».
[ 8 ]
Хотело сь
бы
хоть
частично
разгадать
эту
загадку,
понять,
ка к и м и
средствами
пользуется
писатель
для
того,
чтобы
открыть
нам
тайны
душевных
переживаний
героев;
проследить,
как
знакомство,
например,
Н.Н.
с
Гагиными
перерастает
в
историю
любви,
которая
оказалась
для
героев
источником
как
сладо стных
романтиче ских
томлений,
так
и
горьких
терзании.
Для
психологического
анализа
писатель
использует
детали
быта,
портретные
зарисовки,
речевые
характеристики,
же сты,
сцены
свидания,
пейзаж.
П е й з а ж н а я
м и н и а т ю р а
с т а н о в и т с я
с р е д с т в о м
в ы р а ж е н и я
романтических
настроений
героев.
Когда
Н.Н.
впервые
знакомится
с
Асей,
у
него
обостряется
внимание
к
прекрасному:
«…Я
отправился
домой
через
потемневшие
поля,
медленно
вдыхая
пахучий
воздух…».
Лирический
пейзаж
и
лирическое
настроение
героя
–
итог
встречи
с
«жестокой
красавицей».
На
второй
день
знакомства
герой
встречает
Асю
на
уступе
стены
на
развалинах
феодального
замка
прямо
над
пропастью.
Это
говорит
о
романтическом
характере
героини:
«На
самой
вершине
голой
ска лы
возвышалась
четырехугольная
башня…
Каменистая
тропинка
вела
к
уцелевшим
воротам…
На
уступе
сидела,
точно,
Ася…».
По
словам
брата,
Ася
–
«вольница,
сумасшедшая».
Н.Н.
она
представляется
хамелеоном,
так
как
быстрая
смена
ее
настроения
иногда
озадачивает
окружающих.
В
тот
д е н ь
п о с л е
г а г и н с ко го
с о о б щ е н и я
и с то р и и
с е с т р ы ,
веселого
вальсирования
с
Асей
и
ее
призыва
вообразить,
что
у
них
в ы р о с л и
к р ы л ь я ,
г е р о й
ч у в с т в о в а л ,
с
о д н о й
с т о р о н ы ,
т а й н о е
беспокойство,
с
другой,
-
упоение
радостью
сближения.
Через
пейзажную
зарисовку
Тургенев
помогает
понять
психологически
состояние
героя:
«Шепот
ветра
в
моих
ушах,
тихое
журчание
воды
за
кормою
ме ня
раздражали,
и
свежее
дыхание
волны
не
охлаждало
меня;
соловей
запел
на
берегу
и
заразил
меня
сладким
ядом
своих
звуков…».
Чувство
Аси
к
Н.Н.
глубоко
и
непреодолимо,
оно
«неожиданно
и
так
же
неотразимо,
как
гроза»,
по
словам
Гагина.
Развернутые
описания
природных
объектов
–
гор,
долин,
мощного
течения
рек
-
символизируют
свободно е,
ничем
не
сдерж иваемо е
разв ит ие
чувст ва
героини.
Н е
случайно
в
момент
пробуждения
чувства
любви
Ася
воображает,
что
летает,
что
у
нее
выросли
крылья.
Сцена
свидания,
в
которой
мы
последний
раз
встречаемся
с
г л а в н о й
г е р о и н е й
п о в е с т и ,
о к о н ч а т е л ь н о
п р о я с н я е т
с л о ж н ы й ,
противоречивый
характер
Аси.
Испытав
в
короткое
время
свидания
целую
гамму
чувств
–
от
робости,
мгновенной
вспышки
счастья
и
полной
самоотдачи
(«
Ваша…-
прошептала
она
едва
слышно»)
до
стыда
и
отчаяния,
Ася
находит
в
себе
силы
сама
прекратить
мучительную
сцену.
И,
победив
слабость,
«с
быстротою
молнии»
исчезает,
оставив
Н.Н.
в
п о л н о й
р а с т е р я н н о с т и .
С ц е н а
с в и д а н и я
–
о б р а з е ц
т у р г е н е в с к о г о
психологизма.
16
Тургенев
умеет
косвенными
средствами
(с
помощью
портрета,
пауз,
интонации,
намека)
передать
чувства
героев,
показать
движения
их
м ысл ей.
Б ол ь ш о е
м е с то
в
п о в е с тя х
Ту р ге н е в а
з а н и м а ю т
о п и с а н и я
природы
в
Германии
и
России,
то
торжественно-яркие,
то
простые
и
мягкие,
как
незатейливая
красота
полей
и
лесов.
На
страницах
т рех
повестей
встречаются
описания
бури
и
грозы,
но
вместе
с
тем
Тургенев
умеет
передать
и
едва
слышные
звуки
–
шепот
деревьев,
легкое
движение
скользящих
волн,
неумолчную
болтовню
светлых
ручейков.
Отличительной
о собенно стью
пейзажей
Тургенева
всегда
и
неизменно
является
ощущение
простора.
Идет
ли
речь
о
долине,
в
которой
течет
величественный
Рейн,
или
об
окрестностях
Нескучного
под
Москвой,
везде
читатель
вместе
с
автором
дышит
полной
грудью,
вбирая
в
себя
«сияющую
прозрачность
воздуха»,
который,
переливаясь
волнами,
свеж
и
пахуч.
Раннее
летнее
утро,
тепло
темной
ночи,
запах
т равы
волнуют
Тургенева,
как
дыхание
родины,
вызывая
подчас
целый
поток
дум.
«Помнится,
-
пишет
он
в
повести
«Ася»,
-
я
шел
домой,
ни
о
чем
не
размышляя,
но
с
странной
тяжестью
на
сердце,
как
вдруг
меня
поразил
сильный,
знакомый,
но
в
Германии
редкий
запах.
Я
остановился
и
увидал
возле
дороги
небольшую
грядку
конопли.
Ее
степной
запах
мгновенно
напомнил
мне
родину
и
возбудил
в
душе
страстную
тоску
по
ней.
Мне
хотелось
дышать
русским
воздухом,
ходить
по
русской
земле».
В а ж н у ю
р о л ь
в
р а с к р ы т и и
х а р а к т е р о в
г е р о е в
и
г е р о и н ь
тургеневских
произведений
играет
описание
внешности
персонажей.
По
мнению
некоторых
литературоведов
понятие
портрет
в
литературно-
художественном
произведении
вообще
не
сводится
к
изображению
лишь
внешнего
облика
героев.
Художник
слова
должен
идти
к
внутреннему
от
внешнего
и
через
внешнее.
Именно
так
и
поступает
Тургенев
в
своих
произведениях.
В
повести
«Ася»
мы
узнаем,
что
героиня
не
была
красавицей,
а
считалась
просто»
очень
миловидной».
Другую
героиню,
Джемму
из
повести
«Вешние
воды»
автор
называет
устами
Санина
красавицей.
Но
и
ее
черты
не
бы ли
иде а ль ны ,
имели
свои
специф иче ские
о т т е н к и ,
присущие
только
этой
героине.
Санин
любуется
Джеммой
в
тот
момент,
когда
т а
по ет:
«…
никакая
па льма
–
даже
в
стихах
Б е н е д и к т о в а ,
тогдашнего
модного
поэта,
-
не
в
состоянии
соперничать
с
изящной
стройностью
ее
стана».
Писатель
восхищается
ее
особенно
милым
тихим
смехом
с
маленькими
презабавными
взвизгиваниями.
Эта
деталь
придает
портрету
героини
особую
прелесть
и
неповторимость.
А
вот
еще
одна
деталь,
которая
говорит
о
тонком
тургеневском
психологизме
«…но
прежней
Джеммы
–
Санин
в
ней
не
узнавал:
не
то,
чтобы
тень
на
нее
набежала
-
никогда
ее
красота
не
была
лучезарней
–
но
душа
ее
ушла
в
себя,
внутрь».
Нельзя
равнодушно
читать
эти
строки!
Их
написал
настоящий
живописец
-
Тургенев.
В
своих
повестях
Тургенев
-
художник
изображает
действующих
л и ц
о б ы ч н о
в
п о в с ед н е в н о й
ж и з н и .
О к руж а ю щ а я
и х
о б с т а н о в к а ,
литературные
и
философские
разговоры,
которые
ведет
господин
Н.Н.
с
Асей
и
ее
братом,
чтение
любимых
поэтов,
особенно
Пушкина,
прогулки
в
саду,
помощь
в
домашних
делах
(отбор
вишен
Джеммой
для
варенья)
-
все
это
воссоздает
правдивую
и
точную
картину
дворянского
б ы т а .
Зоркий
взгляд
писателя
подмечает
в
ней
отдельные
частности,
детали.
Так,
например,
кресло
со
сломанной
ручкой
или
затасканная
ливрея
слуги
в
доме
Засекиных
наглядно
свидетельствуют
о
бедности,
царящей
в
этой
17
дворянской
семье.
Живущая
в
таких
условиях
Зинаида,
е сте ственно ,
мечтала
о
лучшей
жизни,
пыталась
найти
того,
кто
скрасит
ее.
Взыскательный
мастер
слова,
Тургенев
написал
свои
пове сти
простым,
выразительным
и
ясным
языком,
передающим
все
оттенки
явлений
и
ч у в с т в .
Ту р г е н е в
ч у т ко
с л у ш а л
ж и з н ь ,
о н
у м е л
в и д е т ь
е е ,
у м е л
чувствовать.
Поэтому
так
гармонично
все,
что
он
написал.
Так
прекрасны
образы
тех
женщин,
которые
поразили
сердца
тургеневских
г е р о е в .
Повести
Тургенева
волнуют
нас
глубокой
правдой
и
чистотой
чувств,
учат
беречь
великий
дар
первой
любви
и
счастья
юности.
Мне
кажется,
что
образы
тургеневских
героинь
были
и
являются
примером
настоящей
женст венно ст и,
в нут ренней
красот ы ,
благородст ва,
искренно ст и
и
загадочно сти…
Дворянских
гнезд
заветные
аллеи.
Забытый
сад.
Полузаросший
пруд.
Как
хорошо,
как
все
знакомо
тут!
Сирень,
и
резеда,
и
эпомеи,
И
георгины
гордые
цветут.
Затмилась
ночь,
Чуть
слышен
листьев
ропот.
З а
р о щ е й
ч у т ь
г о р и т
л у н ы
э м а л ь .
И в сердце молодом встает печаль.
И
слышен
чей-то
странный,
грустный
шепот,
Кому-то
в
этот
час
чего-то
жаль…
(К.Бальмонт «Памяти И.Тургенева»)
В
своей
работе
я
попыталась
на
примере
трех
повестей
о
любви
И . С . Т у р г е н е в а
п р о с л е д и т ь
с в о е о б р а з и е
ж е н с к и х
х а р а к т е р о в ,
формирование
тех
искренних
чувств,
которые
овладевали
героями
и
не
давали
спокойно
жить,
и
показать,
как
Тургенев
–
тонкий
психолог-
смог
глубоко
проникнуть
в
женскую
душу
и
исследовать
ее.
Конечно,
те
женские
образы,
о
которых
идет
речь
в
работе
–
это
лишь
крошечная
часть
того
огромного
количе ства
женских
т и п о в ,
которые
наблюдают ся
в
творче стве
т а лантливого
худож ника
с л о в а
И . С . Ту р г е н е в а .
О д н а ж д ы
о н
с к а з а л ,
ч т о
«
е г о
б и о г р а ф и я
в
е г о
произведениях».
И
это
действительно
так.
На
примере
повестей
о
любви
я
п о п ы т а л а с ь
п р о с л е д и т ь
с в я з ь
т у р г е н е в с ко й
б и о г р а ф и и
с
е г о
произведениями.
Образы
героинь
так
близки
и
понятны
автору.
Ведь
п р отот и п а м и
и х
б ы л и
же н щ и н ы ,
ко гд а - то
в с т р еч а в ш и е с я
н а
п у т и
пис ат ел я .
В
работе
отмечены
те
художе ственные
приемы,
с
помощью
которых
Тургенев
создает
образы
своих
героинь
(пейзажные
зарисовки,
детали
портрета,
жесты,
речь
и
т.д.).
Писатель
пользуется
словом,
как
художник
пользуется
краской.
Вы разит ель но ст и
слова,
гармонично ст и
язы ка
Тургенев
д о б и в а л с я
упорной
работой,
о
чем
свидетельствуют
многочисленные
поправки
в
его
рукописях.
Изменился
мир,
но
и
в
этом
новом
мире
повести
Тургенева
и
образы
его
прекрасных
героинь
до
сих
пор
волнуют
читателей
своей
ч и с т о т о й
и
и с к р е н н о с т ь ю ,
у м е н и е м
л ю б и т ь ,
л о в и т ь
к а ж д ы й
м и г
неповторимой
жизни…
18
Литература
1.Тургенев
И.С.Полное
собрание
сочинений
и
писем.
В
28-ми
т.
Сочинения:
В
15-ти
т.
Т.7.
Повести
и
рассказы.
Дворянское
гнездо.
1856-58.
М.-Л.,
«Наука»,
1 9 6 4 .
2.Тургенев
И.С.Полное
собрание
сочинений
и
писем.
В
28-ми
т.
Сочинения:
В
15-ти
т.
Т.8.
М.-Л.,
«Наука»,
1964.
3.Тургенев
И.С.
Полное
собрание
сочинений
и
писем.
В
28-ми
т.
Сочинения:
В
15-ти
т.
Т.5.
М.-Л.,
«Наука»,
1964.
4.Тургенев
И.С.
Полное
собрание
сочинений
и
писем.
В
28-ми
т.
Сочинения:
В
15-ти
т.
Т.9.
Повести
и
рассказы.
Дым.
1860-1867.
М.-Л.,
«Наука»,
1965.
5.Тургенев
И.С.
Полное
собрание
сочинений
и
писем.
В
28-
ми
т.
Сочинения:
в
15-ти
т.Т.11.Повести
и
рассказы.
1871-1877.
М.-Л.,
«Наука»,
1 9 6 6 .
6.Писарев
Д.И.
Литературная
критика.
В
3-х
т.
Т.1.
Л.,
Художественная
литература,
1 9 8 1 .
7.Чернышевский
Н.Г.
Русский
человек
на rendez-vous.
Полное
собрание
соч.
В
15-ти
т.
Т
5.
М.,
1950.
8 . А н н е н ко в
П . В .
Л и т е р ату р н ы й
т и п
« с л а б о го
ч е л о в е ка » .
/ / А н н е н ко в
П.В.Воспоминания
и
критические
очерки.
Т2.
9.Богословский
Н.В.
Тургенев.
3-е
изд.
М.,
«молодая
гвардия»,
1964.
10.Буданова
Н.Ф.
Достоевский
и
Тургенев.
Творческий
диалог.
-Л.,
1987.
11.Винникова
Г.Э.
Тургенев
и
Россия.
М.,
1977.
12.Петров
С.М.
И.С.Тургенев.
М.,
1979
13.Страхов
Н.Литературная
критика.
М.:
Современник,
1984.
14.Тургенев
в
воспоминаниях
современников.
В
2-х
т.
М.,
художественная
литература,
1983.
15.Тургенев
в
воспоминаниях
современников.
Переписка
с
Полиной
Виардо
и
ее
семьей.
М.:
Правда,
1988.
16.Шаталов
С.Е.
Художественный
мир
И.С.Тургенева
М.,
1979.
17Овсянико-Куликовский
Д.И.
СС.
Т.М._П.,
1923.
18.Басинский
Л.Ася
и
Полина:
История
одной
повести.
-
Литература,
№
13-14,
1 9 9 3 .
19.
Танкова
Н.Тургеневская
девушка.
ЛВШ,
№
5,
1996.
19