Напоминание

Женские образы в повестях И.С.Тургенева о любви


Автор: Сёмина Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ лицей пгт.Афипского МО Северский район
Населённый пункт: пгт.Афипский Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Женские образы в повестях И.С.Тургенева о любви
Раздел: полное образование





Назад




Женские образы

в повестях И.С.Тургенева о любви

Содержание

1. Вступление. Чем близок нам Тургенев.

11. Основная часть.

1. «Тургеневские девушки» и «тургеневская любовь» в повестях о любви.

2. И.С.Тургенев – «тайный

психолог».

3. Женщины в жизни писателя.

4. Великолепные женские характеры в повестях «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды».

Художественное мастерство Тургенева.

111 Заключение. Выводы.

2

Она

ему

образ

мгновенный,

Чарующий

ликом

своим…

А.Фет

У

счастья

нет

завтрашнего

дня…

У

него

есть

настоящее

и

то

не

день

-

а

мгновенье.

И.С.Тургенев

Литературное

наследие

И.С.Тургенева

велико

и

разнообразно.

Из-под

пера

его

вышли

драматические

произведения,

поэмы,

романы

и

многочисленные

повести,

стихотворения.

Во

всех

этих

произведениях

Ту р г е н е в ,

ч у т ко

в о с п р и н и м а в ш и й

д е й с т в и т е л ь н о с т ь ,

з а с т а в л я л

размышлять

над

многими

вопросами,

подчас

только

появившимися

в

обще стве.

Живое

отношение

к

лучшим

стремлениям

с о в р е м е н н о с т и

наряду

с

глубокой

поэтичностью

отличительные

черты

Ту р ге н е ва -

художника.

В

одном

из

писем

к

Полине

Виардо

Тургенев

говорит

об

особом

волнении,

которое

вызывает

у

него

хрупкая

зеленая

веточка

на

фоне

голубого

далекого

неба.

Тургенева

беспокоит

контраст

между

тоненькой

в е т о ч ко й ,

в

ко т о р о й

т р е п е т н о

б ь е т с я

ж и в а я

ж и з н ь ,

и

х о л о д н о й

бесконечностью

равнодушного

к

ней

неба.

«Я

не

выношу

неба,

-

говорит

он,

-

но

жизнь,

действительно сть,

ее

капризы,

ее

случайно сти,

е е

привычки,

ее

мимолетную

красоту…

все

это

я

обожаю».

В

чем

же

тайна

поэтического

мироощущения

Тургенева?

Не

в

страстной

ли

влюбленности

в

эту

земную

жизнь

с

е е

дерзкой,

мимолетной

красотой?

Он

«прикован

к

земле».

Всему,

что

можно

увидеть

в

небесах,

писатель

предпочитает

созерцание

всего

земного:

блестящие

капли

воды,

сидящая

на

ветке

птаха,

милые

детские

и

женские

лица…

Верит

ли

Тургенев

в

чудо?

В

отличие

от

До сто евского

и

Толстого,

он

не

дает

ответа

на

этот

вечный,

тревожный

вопрос.

Он

лишь

приоткрывает

тайну,

склонив

колени

перед

обнимающей

мир

красотой:

«О

как

тиха

и

ласкова

была

ночь,

какою

голубиною

кротостию

дышал

лазурный

воздух,

как

всяко е

ст радание,

всяко е

горе

должно

б ы л о

замолкнуть

и

заснуть

под

этим

ясным

небом,

под

этими

с вя т ы м и ,

невинными

лучами!».

Тургенев

не

формулирует

крылатую

мысль

Д о с т о е в с ко г о :

«красота

спасет

мир».

Но

разве

все

его

произведения

не

утверждают

веру

в

преобразующую

мир

силу

красоты,

в

творчески-созидательную

силу

и с к у с с т в а ?

И

р а з в е

о н и

н е

р ож д а ю т

н а д е ж д у

н а

е е

н е у к л о н н о е

о свобождение

от

власти

слепого

материального

проце сса,

в е л и ку ю

надежду

человечества

на

превращение

смертного

в

бессмертное,

временного

в

веч н о е ?

Именно

к

ней,

к

обещающей

спасение

миру

красоте,

простирает

Тургенев

свои

руки.

С

Тургеневым

не

только

в

литературу,

в

жизнь

вошел

по этиче ский

образ

спутницы

русского

героя,

« т у р г е н е в с ко й

д е ву ш к и »

Ти п

ту р ге н е в с ко й

д е ву ш к и

з а м е т н о

отл и ч а е т с я

от

т и п а

тургеневского

героя

некоторыми

суще ственными

признаками

с в о е й

натуры,

духовного

строя,

отношения

к

жизни.

Н.

Страхов

замечает,

что

у

Тургенева

«фигуры

девушек

нужно

признать

лучшею

стороною

его

пис а ний».

3

Внимание

тургеневских

девушек

сосредоточено

обычно

на

одном

вопросе

-

самоутверждение

женской

личности.

Неприятие

существующего

жизненного

уклада

выражается

у

них

в

эмоциональной

форме:

так

жить

больше

нельзя.

Для

тургеневской

девушки

пути

назад

нет.

Впереди

у

нее,

по

ее

предположениям,

все

или

ничего.

И.С.Тургенев

стремился

показать

в

своих

произведениях

разные

образы,

разные

характеры

русских

женщин

своего

времени.

И

хотя

у

каждой

из

них

своя

ж изнь,

свои

переж ивания,

их

объединяет

любовь

и

желание

б ы т ь

счастливыми.

Создавая

произведения,

Тургенев,

как

и

всякий

другой

автор,

материализует

свои

переживания,

раскрывает

ту

или

иную

авторскую

идею…

Писатель

избирает

цветущий

период

в

женской

судьбе,

когда

в

о ж и д а н и и

и з б р а н н и к а

в с т р е п е н е т с я

д е в и ч ь я

д у ш а ,

п р о с н у т с я

к

временному

торжеству

все

дремлющие

ее

возможности.

В

эти

мгновения

одухотворенное

женское

существо

прекрасно

тем,

что

оно

превосходит

само

себя.

Излучается

такой

переизбыток

жизненных

сил,

какой

не

получит

отклика

и

земного

воплощения,

но

о ст анет ся

з а м а н ч и в ы м

обещанием

чего-то

бесконечно

более

высокого

и

совершенного,

залогом

вечности.

«Человек

на

земле

существо

переходное,

находящееся

в

процессе

общегенетического

роста»,

-

утверждает

Достоевский.

[ 1 4 ]

Тургенев

молчит…

Но

напряженным

вниманием

к

н е о б ы к н о ве н н ы м

взлетам

человеческой

души

он

подтверждает

истину

этой

мысли.

В м е с т е

с

о б р а з о м

« т у р г е н е в с к о й

д е в у ш к и »

в х о д и т

в

произведения

писателя

образ

«тургеневской

любви».

Как

правило,

это

первая

любовь,

одухотворенная

и

чистая.

Любящий

человек

прекрасен,

духовно

окрылен,

но

чем

выше

он

взлетает

на

крыльях

любви,

тем

ближе

трагическая

развязка

и

падение…

Это

чувство

трагично

потому,

что

идеальная

мечта,

которая

окрыляет

душу

влюбленного

человека,

не

осуществима

вполне

в

пределах

земного,

природного

круга.

Тургеневу

более

чем

кому-либо

из

русских

писателей

был

открыт

идеальный

смысл

любви.

Любовь

у

Тургенева

яркое

подтверждение

богатых

и

еще

не

реализованных

возможно стей

человека

на

пути

духовного

совершенствования.

Свет

любви

для

него

никогда

не

ограничивался

желанием

физического

обладания.

Он

был

для

него

путеводной

звездой

к

торжеству

красоты

и

бессмертия.

Поэтому

Тургенев

так

чутко

присматривался

к

духовной

сущности

первой

любви,

чистой,

огненно-целомудренной.

Той

любви,

которая

обещает

человеку

в

своих

прекрасных

мгновениях

торжество

над

смертью.

Того

чувства,

где

временно е

сливает ся

с

вечным

в

высшем

синте зе,

невозможном

в

супружеской

жизни

и

семейной

любви,

Здесь

секрет

облагораживающего

влияния

тургеневской

любви

на

человеческие

сердца.

И м я

Ту р г е н е в а

д а в н о

и

т е с н о

с в я з а н о

с

п о э т и ч е с к и м

и

в о з в ы ш е н н ы м

ч у в с т в о м

л ю б в и .

Л ю б о в ь …

Э т о ,

н а в е р н о е ,

с а м о е

загадочное

из

всех

человеческих

чувств.

А

Тургенев,

как,

пожалуй,

один

из

немногих

писателей,

с

поэтическим

трепетом

говорит

о

рождении

вечно

юного

чувства

любви.

Как

справиться

с

сердечной

болезнью,

как

одолеть

п еч а л ь ?

Безответная

любовь

-

это

что

такое?

Как

первой

сказать

«люблю»

человеку,

в

котором

ты

не

совсем

уверена?

Как

перенести

страдания

отвергнутой

любви

и

оскорбленного

чувства?

И

вообще,

как

совершается

это

таинство

любви,

как

происходит

чудо:

мир

волшебно

меняется

для

4

того,

кто

полюбит!

Краски

становятся

ярче,

звуки

отчетливее!

Полюбив,

человек

тоньше

чувствует,

острее

видит,

сердце

его

открывается

для

красоты

и

д о б р а .

Вопросы

и

вопросы…

Прямых

ответов

на

них

мы

не

найдем

у

Тургенева,

но

все

тургеневские

героини

и

герои

проходят

«испытание

любовью»,

своего

рода

проверку

на

жизнеспособность.

А

при

слове

«тургеневские

девушки»

сразу

возникает

ряд

особенных

ассоциаций,

если

не

сказать

видений…

…И там вдали, где роща так туманна,

Где луг едва трепещет над тропой,-

Елена, Лиза, Маша, Марианна

И Ася, и несчастная Сусанна-

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И действенной, и женственной мечты, -

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

Он дал им форму, краски и черты.

«Тургеневские

девушки»

-

героини,

у

которы х

ум,

б о г а т о

одаренные

натуры

не

испорчены

светом,

они

сохранили

чистоту

чувств,

простоту

и

сердечную

искренность;

это

пленительные

непосредственные

натуры

без

какой-либо

фальши,

лицемерия,

сильные

духом

и

способные

к

трудным

совершениям».

У

Т у р г е н е в а

в с е

о

д в и ж е н и я х

с е р д ц а ,

о

ю н о ш е с к и х

устремлениях,

словом

о

кипении

жизни,

«юной

и

свежей».

Три

повести

(«Ася»,

«Первая

любовь»,

«Вешние

воды»),

написанные

в

разное

время

и

вме сте

с

тем

ближе

к

концу,

вернее,

ближе

к

бе ссмертию

-

с т оя т

особняком,

кружатся

в

одном

хороводе.

Они

о

первой

любви.

Все

эти

произведения

объединены

одной

темой,

близкой

и

д о р о го й

а вто ру,

п р о с л а вл е н и е м

ю н о с т и .

Ю н о с т ь

в

п р е д с т а в л е н и и

Тургенева

«лазурно е

царство»

мечты

и

счастья,

пора

надеж д

и

вдохновения…

Каждый

раз,

когда

Тургенев

говорит

о

юности,

голос

его

становится

взволнованно-задушевным.

В

нем

слышится

ла с кова я

нежность

по

отношению

к

тем,

кто

выходит

в

жизнь.

Тургенев

как

будто

бы

хочет,

чтобы

читатель,

особенно

если

он

юн,

внимательно

перелистал

страницы

его

произведений,

задумался

над

судьбами

героев,

над

их

первой

чистой

любовью.

О

том,

какое

впечатление

производило

чтение

ту р ге н е вс ко й

прозы,

взволнованно

писал

великий

сатирик

М.Е.Салтыков-Щедрин:

«Да

и

что

можно

сказать

о

всех

вообще

произведениях

Тургенева?

То

ли,

что

после

прочтения

их

легко

дышится,

легко

верится,

тепло

чувствуется?

Что

ощущаешь

явственно,

как

нравственный

уровень

в

тебе

поднимется,

что

мысленно

благословляешь

и

любишь

автора».

Содержание

повестей

Тургенева

очень

несложно.

Говоря

словами

писателя:

«…они

просты,

как

самые

основы

жизни».

Свое

внимание

Тургенев

по

преимуществу

сосредоточивает

на

внутренней

жизни

героев,

наблюдает

за

их

мыслями

и

чувствами,

за

их

поведением.

П ове сти

Тургенева

глубоко

психологичны.

В

большинстве

случаев

автор

ведет

повествование

от

первого

лица,

от

имени

рассказчика,

ставит

его

лицом

к

лицу

с

читателями.

Часто

пове сти

начинаются

случайной

встречей,

которая

становится

д а л е е

5

значительным

событием

в

жизни

героев.

Действие

развивается

быстро,

без

излишних

подробностей

и

завершается

лирической

концовкой

печальным

вздохом

о

навек

утраченном

счастье.

Повести

Тургенева,

о

которых

пойдет

речь

и

дальше,

были

написаны

в

тяжелую

пору

крепостного

права

и

вскоре

после

его

падения.

Ч у т ко

от н о с я с ь

к

в е я н и я м

э п ох и ,

Ту р ге н е в

хо р о ш о

п о н и ма л ,

ч т о

тогдашнюю

молодежь

более

всего

волновал

вопрос

о

том,

как

жить,

к

ч е м у

с т р е м и т ь с я .

Н о

е с л и

с о в р е м е н н и к

п и с ат е л я ,

Ч е р н ы ш е в с к и й ,

от ч е тл и в о

в и д е л ,

« ч то

д е л ат ь » ,

то

Ту р ге н е ву

буд у щ е е

Ро с с и и

н е

представлялось

достаточно

ясным.

Свою

эпоху

писатель

воспринимал

как

«переходное

время»,

исполненное

постоянной

тревогой,

стремлением

к

лучшему.

Новые

веяния,

еще

не

определенные

и

смутные,

но

неодолимые,

Тургенев

выразил

преимущественно

в

образах

русских

девушек.

В

них,

прежде

всего,

привлекают

писателя

те

свойства,

которые

он

счит ает

н е о т ъ е м л е м ы м и

ч е р т а м и

р у с с ко го

н а ц и о н а л ь н о го

х а р а к т е р а :

«…

прямодушная

правда,

простота

и

откровенность»,

«честность

ощущений».

К а к

и

т у р г е н е в с к а я

п р и р од а ,

т р а г и ч е с к и

р а в н од у ш н а я

и

одновременно

обольстительно

прекрасная,

его

любовь

имеет

с в о ю

оборотную

сторону.

Радость

и

восторг

первой

любви

смягчает

ее

жесткий

трагизм.

В

трех

повестях

«Ася»,

«Первая

любовь»,

«Вешние

воды»

автор

р а с с м а т р и в а е т

ч у в с т в о

л ю б в и

к а к

н е и з б е ж н о е

п о д ч и н е н и е

и

д о б р о в ол ь н у ю

з а в и с и м о с т ь ,

р о к ,

го с п од с т ву ю щ и й

н а д

ч е л о в е ко м .

Тургенев

развивает

философию

любви

как

силы,

подчиняющей

с е бе

человека,

превращающей

его

в

раба.

С

н а ч а л а

Х 1 Х

в е к а

т е н д е н ц и я

к

в с е

б о л е е

г л у б о к о м у

проникновению

во

внутренний

мир

человека

средствами

литературы

и

других

видов

искусства

стала

ведущей.

Даже

громадное

дарование

не

могло

бы

спасти

писателя

от

быстрого

забвения,

если

бы

в

его

творчестве

не

было

бы

открытий

в

сфере

внутренней

жизни

человека.

Тургенев

занимает

по

праву

видное

место

среди

признанных

худ о ж н и ко в - п с и хо л о г о в .

П о

м н е н и ю

Ч е р н ы ш е в с ко г о

Ту р г е н е в

п о д л и н н ы й

с е р д ц е в е д ,

с п о с о б н ы й

п р о н и к а т ь

в

т а й н ы е

у г о л к и

человеческой

психики

и

воспроизводить

тонкие,

едва

уловимые

оттенки

чувств.

Основной

принцип

своего

психологического

метода

Тургенев

формулировал

следующим

образом:

«Психолог

должен

исчезнуть

в

художнике,

как

исчезает

от

глаз

скелет

под

живым

и

теплым

телом,

которому

он

служит

прочной,

но

невидимой

опорой».

Да,

конечно

же,

Тургенев

психолог,

но

тайный.

Об

этом

в

своих

воспоминаниях

говорит

П.В.Анненков.

[8]

Но

и

сам

Тургенев

был

уверен

в

этом.

Пис атель

понимал

человеческую

психику

и

был

способен

глубоко

проникать

во

внутренний

мир

своих

героев.

Он

пытался

снять

покров

с

души

героя

и

п о к а з а т ь

в с ю

г л у б и н у

ч у в с т в ,

н а

к о т о р ы е

с п о с о б е н

ч е л о в е к .

Художественно

реализовывал

эти

чувства

во

внешних

проявлениях

-

в

позе,

жесте,

мимике,

поступке

и

т.п.

С р ед и

л и т е р ату р о в ед о в

б ы туе т

и

д ру г а я

точ ка

з р е н и я

н а

творческий

процесс

Тургенева.

Заключается

она

в

том,

что

он

отнюдь

не

психолог,

а

исследователь

лишь

внешних

сторон

жизни

своих

героев.

Мне

лично

близка

мысль

именно

о

психологизме

тургеневских

ге р о е в .

В

сво ей

работе

«Художе ственный

мир

Тургенева»

в

гл а в е

«Психологизм»

С.Е.Шаталов

утверждает,

что

сравнивать

психологизм

Тургенева

с

психологическими

методами

Достоевского

и

Толстого

не

стоит.

Но

говорить

о

своеобразии

Тургенева

как

психолога

все-таки

необходимо.

6

Тургенева,

несомненно,

следует

отнести

к

числу

писателей,

для

которых

психическая

жизнь

человека

главный

объект

наблюдений

и

изучения.

Его

творчество

целиком

входит

в

русло

п с и хол о г и ч е с ко го

реализма.

Для

него

главное

не

изображение

картин

в

духе

нормативного

представления

о

жизни,

не

перипетии

сюжета

и

раскрытие

характера

лишь

в

поступках,

не

подробности

быта

и

обстановки,

хотя

все

это

не

ускользает

от

писателя.

Д л я

Ту р г е н е в а

гл а в н о й

ц е л ь ю

б ы л о

и з о б р а ж е н и е

и м е н н о

внутренней

жизни

человека.

Как

и

у

Лермонтова

в

«Герое

н а ш е го

времени»,

у

До сто евского,

Гончарова,

у

Тургенева

в

б о л ь ш и н с т в е

произведений

внимание

сосредоточивается

на

истории

души,

на

глубоком

исследовании

самого

процесса

формирования

внутреннего

мира

героев.

Психологизм

Тургенева

не

оставался

одинаковым

в

разные

периоды

творчества.

С

общим

развитием

художественного

мастерства

п и с а т е л я

н а к а п л и в а л с я

ж и з н е н н ы й

о п ы т,

п о в ы ш а л а с ь

з о р к о с т ь

наблюдения,

углублялось

понимание

общественных

отношений.

Тургенев

стремился

к

отбору

таких

деталей

портрета,

поведения

героев,

обстановки,

которые

как

бы

опредмечивают

в

себе

определенные

движения

души.

В

рассказе

«Мой

сосед

Радилов»

вначале

излагается

общее

впечатление

повествователя

о

внешнем

виде

Ольги

золовки

Радилова:

«Она

говорила

очень

мало,

как

вообще

все

уездные

девицы,

но

в

ней,

по

крайней

мере,

я

не

замечал

желанья

сказать

ч то - н и буд ь

хорошее…;

она

не

вздыхала,

словно

от

избытка

неизъяснимых

ощущений,

н е

з а к а т ы в а л а

г л а з а

п о д

л о б ,

н е

у л ы б а л а с ь

м е ч т а т е л ь н о

и

неопределенно…

Ее

походка,

ее

движения

были

решительны

и

свободны».

Ко гд а

Р а д и л о в

р а с с к а з ы в а е т

о

п о ко й н о й

ж е н е ,

О л ь г а

о с о б е н н о

откликается

на

это:

«Ввек

мне

не

забыть

выражения

ее

лица…Ольга

быстро

встала

и

вышла

в

сад».

В

финале

повествователь

догадывается,

почему

у

Ольги

было

такое

лицо…

Она

ревновала.

Вот

он

тургеневский

психологизм!

В

прозе

Тургенева

повести

с

рассказчиком

преобладают

над

остальными

произведениями.

Рассказчики

сосредотачивают

внимание

на

с м е н е

ч у в с т в

и

м ы с л е й ,

р а с к р ы в а ю т

о т д е л ь н ы е

с в о и

с о с т о я н и я ,

проявляют

особые

отношения

к

тем

событиям,

которые

вошли

в

их

жизнь

и

вызвали

ее

изменение.

Писатель

особенно

плодотворно

работает

над

психологическим

анализом

в

большинстве

своих

повестей

50-х,

60-х

и

70-х

годов.

К

их

числу

относятся

«Ася»,

«Первая

любовь»,

«Сон»,

«Странная

история»

и

д р .

П сихологизм

Тургенева

уже

в

первом

его

произведении

с

а вт о р с к и м

п о в е с т в о в а н и е м

о к а з а л с я

п р од о л ж е н и е м

п с и х о л о г и з м а

Лермонтова.

П ис атель

в

сво ей

пове сти

«Вешние

воды »

о т ч е тл и в о

формулирует

творче ский

принцип:

«Не

беремся

описывать

ч у в с т в а ,

испытанные

Саниным

при

чтении

этого

письма.

Подобным

чувствам

нет

у д о в л е т в о р и т е л ь н о г о

в ы р а ж е н и я :

о н и

г л у б ж е

и

с и л ь н е е

и

неопределеннее

всякого

слова,

Музыка

одна

могла

бы

их

пер ед ать » .

Оставляя

читателю

возможность

додумать

недоговоренное

пис ателем,

Тургенев

видел

в

этом

выражение

объективности

художника.

Ка к

ум н ы й ,

п р о н и ц ат е л ь н ы й

ч е л о в е к ,

Ту р ге н е в

о т ч е т л и в о

п о н и м а е т

с о с т о я н и е

с в о и х

г е р о е в ,

у л а в л и в а е т

с в я з ь

м е ж д у

обстоятельствами

внутреннего

и

внешнего

порядка.

Своеобразие

и

сила

тургеневского

анализа,

его

неповторимость

и

очарование

заключается

в

том,

что

Тургенева

более

всего

привлекали

те

зыбкие

настроения

и

впечатления,

которые,

сливаясь,

должны

вызвать

у

человека

ощущение

7

полноты,

насыщенно сти,

радо сти

непо средственного

чувства

б ы т и я ,

наслаждения

от

ощущения

своей

слиянности

с

окружающим

миром.

Эта

направленность

тургеневского

психологизма

обнаруживается

и

прослеживается

на

протяжении

всего

творческого

пути

писателя.

Он

с о з д а л

ц е л у ю

с и с т е м у

и з о б р а з и т е л ь н о - в ы р а з и т е л ь н ы х

с р е д с т в ,

позволявшую

ему

возбудить

у

читателя

подобие

тех

состояний,

какие

испытывают

его

герои.

Автору

помогают

изучать

п с и хо л о г и ч е с ко е

с о с тоя н и е

ге р о е в

и х

в о с п ом и н а н и я ,

д н е в н и ко в ы е

з ап и с и ,

п и с ь м а ,

портретные

зарисовки,

диалоги,

монологи.

Огромную

роль

в

передаче

состояния

того

или

оного

персонажа

играет

пейзаж.

Например,

когда

Е л е н а

и д е т

н а

с в и д а н и е

с

И н с а р о в ы м ,

с л е д у е т

п е й з а ж н о е

«предуведомление»

ожидающего

ее

разочарования:

«…

Она

хотела

еще

раз

увидеться

с

Инсаровым.

Она

шла,

не

замечая,

что

солнце

давно

скрылось,

заслоненное

тяжелыми

черными

тучами,

что

ветер

порывисто

шумел

в

деревьях

и

клубил

ее

платье,

что

пыль

внезапно

поднималась

и

неслась

столбом

по

дороге….

Сверкнула

молния,

гром

ударил.

…Дождь

хлынул

ручьями,

небо

кругом

обложилось».

Чрезвычайно

своеобразным

является

психологизм

Тургенева

в

« С т и хо т в о р е н и я х

в

п р о з е » .

Э т о

о б ъ я с н я е т с я

в

п е р в у ю

о ч е р е д ь

особенностью

авторского

замысла

и

необычным

способом

преломления

жизненного

материала

-

не

в

формах,

подобных

самой

действительности,

а

в

аллегорическом,

символическом

опосредовании

впечатлений

бытия.

Работ ая

над

стихотворениями

в

прозе

пис атель

з а с т а в л я е т

задуматься

над

смыслом

бытия,

поразмыслить

о

назначении

человека,

соотношении

человека

и

природы,

жизни

и

смерти.

Природа

бессмертна,

но

безразлична

к

человеку,

и

свою

смертность

он

преодолевает

не

в

слиянии

с

ней,

а

среди

подобных

ему,

в

общей

жизни

человечества

-

таков

окончательный

вывод

Тургенева

в

цикле

«Стихотворения

в

прозе».

Ту р ге н е в с к и й

п с и холо г и зм

о р и г и н а ле н

и

п лод от во р е н .

О н

получает

развитие

в

художественном

мире

Чехова,

Бунина,

Куприна

и

др.

художников

слова.

Только

человек,

сам

на

себе

испытавший

все

прелести

и

горести

любви,

мог

так

глубоко

проникнуть

в

сердца

своих

героев.

Мог

вместе

с

ними

плакать

и

смеяться,

страдать

и

радоваться.

В

жизни

писателя

было

много

встреч

с

прекрасными

женщинами,

принадлежащими

к

разным

сословиям.

Ему

было

не

важно

это.

В

каждой

из

них

он

видел

то

женское

начало,

которое

влекло

его,

уводило

в

мир

фантазий

и

мечты,

а

иногда

в

мир

страданий,

надежд

или

разочарований.

И ван

С ергеев ич

увлекся

про стой

девуш кой,

работ ав ш ей

в

Спасском

белошвейкой

по

вольному

найму,

Была

она

из

мо сковских

мещанок,

и

звали

ее

Авдотьей

Ермолаевной.

Миловидная,

скром ная

девушка

с

первого

взгляда

полюбилась

Тургеневу.

Когда

читаешь

в

«Дворянском

гнезде»

о

любви

Ивана

Петровича

к

дворовой

девушке,

то

невольно

вспоминается

история

любви

Тургенева

к

Авдот ье .

Как

только

слухи

о

любви

Ивана

Сергеевича

к

этой

девушке

дошли

до

матери

писателя,

она

разгневалась

и

распорядилась

удалить

из

Спасского

Авдотью

Ермолаевну.

Ей

пришлось

уехать

в

Москву;

там

она

сняла

комнату

на

Пречистенке

и

стала

работать

швеей

на

дому.

Уезжая,

она

была

уже

беременна,

и

весной

1842

года

у

нее

родилась

дочь

Пелагея,

которую

вскоре

отобрали

у

матери

и

отправили

в

Спасское.

Д оч ь

Тургенева

стала

прототипом

героини

повести

«Ася».

Но

об

этом

чуть

позже…

8

В

1840-е

годы,

после

приезда

в

Москву

Тургенев

н а ве с ти л

Бакуниных.

С

этого

посещения

началось

увлечение

Татьяны

Бакуниной

Тургеневым.

Младшие

братья

Татьяны,

Алекс ей

и

Алекс андр,

уж е

успевшие

познакомиться

с

Тургеневым

в

один

голос

твердили:

«Чудный,

живой,

одухотворяющий

человек!

Как

он

рассказывает!

Будто

сам

вместе

с

ним

все

видишь

и

переживаешь!..».

Татьяне

Александровне

шел

двадцать

седьмой

год.

Она

была

образованна,

начитанна,

музыкальна,

свободно

владела

н е с коль к и ми

языками.

Старший

брат

привил

ей

интерес

к

философии,

к

искусству,

к

п о э з и и .

Белинский,

приезжавший

в

Премухино

в

те

годы,

когда

там

еще

жил

Михаил

Бакунин,

восторгался

его

сестрами.

Он

был

бе зответно

влюблен

тогда

в

младшую

сестру,

Александру.

Сестры

казались

ему

необыкновенно

возвышенными

девушками.

Он

проявлял

участие

и

живой

интерес

к

судьбе

каждой

из

них.

«Что

за

чудное,

за

прекрасное

создание

Татьяна

Александровна!

Эти

глаза,

темно-голубые

и

глубокие

как

море;

э т о т

в з гл я д

в н е з а п н ы й ,

м о л н и е н о с н ы й ,

д о л г и й

к а к

в еч н о с т ь ,

п о

выражению

Гоголя;

это

лицо

кроткое,

на

котором

еще

как

будто

не

изгладились

следы

жарких

молений

к

небу

-

нет,

обо

всем

этом

не

должно

говорить,

не

должно

сметь

говорить».

Но

со

временем

в

сестрах

увидели

и

другое

односторонность

духовного

развития,

им

не

хват ало

непо средственно сти,

п р о с т о т ы ,

е сте ственно сти.

Они

во спитыва лись

на

романтиче ской

л и т е р а т у р е .

Любимыми

их

авторами

были

Новалис,

Жан

Поль

Рихтер.

О т с юд а

сентиментальность,

отрешенность

от

действительности,

характерные

для

дворянского

поколения

сороковых

годов.

Отбросив

условности,

Бакунина

первая

объяснилась

Тургеневу

в

любви:

«…расскажите

кому

хотите,

-

писала

она,

-

что

я

люблю

Вас,

что

я

унизилась

до

того,

что

сама

принесла

к

ногам

Вашим

мою

непрошеную,

мою

ненужную

любовь.

И

пусть

забросают

меня

каменьями…».

Она

видела

в

Тургеневе

образец

совершенства,

предрекала

ему

великую

будущность

как

поэту

и

смиренно

просила

только

об

одном

-

помнить

об

ее

преданной

и

неизменной

любви.

Это

необычное

и

страстное

изъявление

чувства

смутило

и

даже

озадачило

Тургенева.

«Я

никогда

ни

одной

женщины

не

любил

более

Вас,

писал

он

ей,

-

хотя

не

люблю

Вас

полной

и

прочной

любовью».

И

сама

Татьяна

Александровна

впоследствии

говорила

брату

Алексею,

что

у

Тургенева

не

было

истинной

любви

к

ней,

что

«все

это

было

не

более,

как

фантазия

разгоряченного

воображения».

Роман

с

Бакуниной

о ст авил

заметный

след

в

п о э т и ч е с ко м

творчестве

молодого

Тургенева.

Переживаниям,

связанным

с

этим

увлечением,

посвящен

целый

ряд

его

лирических

стихотворений

начала

сороковых

годов

(«Долгие

белые

тучи

плывут»,

«Нева»,

«Когда

с

тобой

расстался

я…»

и

др.).

Отдельные

строфы

стихотворений

Ту р ге н е ва ,

посвященных

Бакуниной,

можно

сопоставить

с

отрывками

из

его

писем

к

ней.

Эти

стихотворения

стали

как

бы

лирическим

дневником

его.

Позабудь все тяжкое, все злое,

Позабудь, что расставались мы,

Верь: смущен и тронут я глубоко,

И к тебе стремится вся душа…

«Ваши

письма,

Тургенев,

не

оставят

меня,

-

писала

Татьяна

Бакунина,

-

покуда

будет

жизнь

во

мне.

Вам

самим

я

не

отдала

бы

их,

9

если

бы

Вы

даже

стали

требовать

-

мое

страдание,

моя

любовь

дали

мне

право,

которого

никто

на

свете

не

отнимет

у

меня,

Ваши

два

последние

письма

с

тех

пор,

как

я

получила

их

лежат

на

груди

у

меня

-

и

мне

одна

радость

чувствовать

их,

прижимать

их

крепко,

долго…».

[9]

Роман

Тургенева

с

Татьяной

Бакуниной

длился

недолго…

1843-й

год

остался

навсегда

памятным

Тургеневу

не

только

на

его

литературном

пути,

он

оставил

неизгладимый

след

и

в

его

личной

ж изни.

Осенью

в

Петербург

приехала

итальянская

опера,

в

которой

выступала

даровитая

двадцатидвухлетняя

певица

Полина

Виардо-Гарсиа.

Несмотря

на

молодость,

она

уже

завоевала

огромный

успех.

Поэты

посвящали

ей

стихи…

С о в р е м е н н и к и

т а к

р и с о в а л и

е е

п о рт р е т :

« П ол и н а

Г а р с и а

отличается

благородной,

несколько

строгой

физиономией,

но

со

всем

тем

исполненной

выражения

и

приятно сти:

в

по ступи

ее

е сть

к а ко е - т о

пленительное

сочетание

величия

и

непринужденности.

У

нее

гибкий

стан,

блестящие

черные,

как

смоль,

локоны,

цвет

лица

пылкой

испанки,

все

движения

ее

грациозны,

верны

и

естественны».

Услышав

впервые

Полину

Гарсиа,

Тургенев

был

покорен

е е

талантом

и

с

этого

дня

не

пропускал

ни

одного

спектакля…

День

их

знакомства

писатель

считал

лучшим

днем

в

с во е й

ж изни.

«Я

ничего

не

видел

на

свете

лучше

Вас…

Встретить

Вас

на

своем

пути

было

величайшим

счастьем

моей

жизни,

моя

преданность

и

благородность

не

имеют

границ

и

умрут

только

вместе

со

мною».

С

юношеских

лет

до

последних

дней

жизни

Тургенев

остался

верен

этому

чувству,

многое

принеся

ему

в

жертву…

Глубокую

привязанность

Тургенева

к

Полине

Виардо

нельзя

назвать

обыкновенной

влюбленностью.

Даже

в

зрелые

годы

с

юношеским

волнением

любовался

писатель

игрою

замечательной

певицы.

С емье

П о л и н ы

В и а р д о

И в а н

С е р г е е в и ч

д о в е р и л

в о с п и т а н и е

е г о

незаконнорожденной

дочери

Поли.

Суд ь б а

п о с т а в и л а

Ту р ге н е ва

в

и с к л юч и т е л ь н о

с ч а с т л и в о е

положение

пожалуй,

ни

у

одного

из

русских

писателей

той

эпохи

не

было

на

жизненном

пути

такого

необыкновенного

богатства

в с т р еч ,

знакомств,

дружеских

и

интимных.

Именно

эти

встречи

и

знакомства

стали

источником

вдохновения

писателя,

тем

богатым

жизненным

материалом,

который

лег

в

о снову

многих

произведений

И.С.Тургенева.

Итак,

обратимся

к

произведениям

И.С.Тургенева.

В

повестях

писателя

много

великолепно

отделанных

женских

характеров.

Хочется

остановиться

на

некоторых

из

них…

Вот

Ася...

Мы

узнаем

о

«складе

ее

смугловатого,

круглого

лица,

с

небольшим

тонким

но сом,

почти

дет скими

щечками

и

ч е р н ы м и ,

светлыми

глазами».

Но

за

всеми

этими

внешними

чертами

стоит

нечто

«свое,

особенное»

-

в

ее

поведении,

в

ее

отношении

к

людям.

Главному

герою,

господину

Н.Н.,

да

и

нам,

читателям,

она

кажется

суще ством

«непонятным,

полузагадочным».

Оказывается,

она

дочь

дворянина

и

к р е п о с т н о й

к р е с т ь я н к и .

П е р в о н а ч а л ь н о

о н а

в о с п и т ы в а л а с ь

в

крестьянской

избе,

а

затем

после

смерти

матери

попала

в

господский

дом,

где

ей

была

предоставлена

полная

свобода.

С

детства

Ася

осознавала

ложность

своего

положения,

которое

усилилось

в

пансионе,

в

чуждой

среде.

«Самолюбие

развилось

в

ней

сильно,

недоверчивость

тоже;

дурные

10

привычки

укоренялись,

простота

исчезла».

Однако,

несмотря

на

сложные

о б с т о я т е л ь с т в а

ж и з н и ,

А с я

с т а л а

д е в у ш ко й

ч у т ко й ,

п о с т о я н н о

размышляющей.

И

именно

эта

половинчатость

положения

рождает

ее

внут реннее

бе спокойство.

Это

один

из

психологиче ских

а вт о р с к и х

приемов

-

переход

от

внешнего

(наружно сть,

движение,

же сты)

к

изображению

внутреннего

мира

своего

героя.

Создавая

повесть

«Ася»,

Тургенев

не

имел

в

виду

затрагивать

никаких

общественных

вопросов.

Ему

казалось

даже,

что

лириче ская

повесть

о

неудачной

любви

мало

отвечает

потребностям

времени.

П о

сво ему

содерж анию

пове сть

«Ася»,

на

перв ы й

в з гл я д ,

действительно

выходила

за

рамки

обличительной

литературы.

Недалекая

либеральная

критика

радовалась

тому,

что

в

повести,

как

и

в

романе

«Дворянское

гнездо»,

Тургенев

будто

отошел

от

обличений

и

предался

чистой

поэзии.

Что

касается

«Аси»,

то

Чернышевский

в

своей

статье

« Р у с с к и й

ч е л о в е к

н а rendes

vous»

прекрасно

показал

живую

с в я з ь

повести

с

современностью.

В

истории

несчастливой

любви

отразились

такие

явления

русской

жизни,

какие

заслуживали

не

меньшей

критики

и

обличения,

чем

«мертвые

души»

всех

видов

и

рангов.

А н а л и з и руя

содержание

повести

Тургенева,

Чернышевский

писал,

что

«все

лица

повести

-

люди

из

лучших

между

нами,

очень

образованные,

чрезвычайно

гуманные,

проникнутые

благороднейшим

образом

мыслей.

Повесть

имеет

направление

чисто

поэтическое

и

идеальное,

не

касающееся

ни

одной

из

так

называемых

черных

сторон

жизни».

В

самой

Асе

кипят

жизнь

и

молодость,

в

ней

много

сил

и

ч у в с т ва ,

н е п о с р ед с т в е н н о с т и

и

и с к р е н н о с т и

в

во с п р и я т и и

ж и з н и ,

отсутствие

всякой

искусственности

и

жеманства,

воспитывавшихся

в

большинстве

дворянских

семей.

Это

само

по

себе

было

психологическим

выражением

нового

духа

времени.

Ася

ищет

деятельности,

она

ощущает

неясное

ей

желание

«пойти

куда-нибудь,

на

молитву,

на

трудный

подвиг…

А

то

дни

уходят,

жизнь

уйдет,

я

что

мы

сделали?»

-

говорит

она,

подобно

Елене

из

«Накануне».

«Асе

нужен

герой,

необыкновенный

человек»

-

г о в о р и т

о

н е й

Г а г и н .

Н о

п р е д м е т

е е

ю н о й

л ю б в и

ч е л о в е к

бе схарактерный

и

рано

одряхлевший

нравственно.

«Он

не

п р и в ы к

понимать

ничего

великого

и

живого,

потому

что

слишком

мелка

и

бездушна

была

его

жизнь,

мелки

и

бездушны

были

все

отношения

и

дела,

к

которым

он

привык».

Н е с о с т о я т е л ь н о с т ь

г е р о я

п о в е с т и ,

х а р а к т е р н о е

д л я

н е г о

противоречие

между

словом

и

делом,

нравственным

идеалом

и

полным

отсутствием

воли

и

характера,

ярко

проявившиеся

в

отношении

к

Асе,

в

д р а м е

е е

л ю б в и ,

с н о в а

в о с с о з д а ю т

о б р а з

д в о р я н с к о г о

г е р о я

предшествующих

тургеневских

произведений.

Действие

повести

происходит

за

границей,

в

Германии,

но

как

слышны

в

ней

национальные,

народные

мотивы.

Это

р а с к р ы в а е т с я

Асиным

характером,

это

заложено

в

ее

плебейском

происхождении.

Асина

предыстория

объясняет

духовную

связь

характера

героини

с

этическими

о сновами

народной

жизни:

мать

девушки,

крепо стная

горничная,

-

человек

с

обостренным

чувством

собственного

достоинства,

живущий

по

строгим

нравственным

правилам.

Чистое,

честное

сердце

героини

-

прямое

наследство

ее

матери.

Повесть

«Ася»

могла

бы

быть

названа

повестью

о

первой

любви.

Повесть

заслужила

высокую

оценку

Чернышевского

и

Некрасова

своей

правдивостью

и

поэтичностью.

По

признанию

самого

Тургенева,

он

« п и с а л

е е

оч е н ь

го р я ч о ,

ч у т ь

н е

с о

с л е з а м и » .

П и с ат е л я

у в л е к л а

нравственно-психологическая

история

неудачной

любви

возникновения,

развития

и

печального

исхода

первой

любви

семнадцатилетней

девушки.

11

Его

волновали

также

мысли

о

том,

как

много

значит

в

жизни

человека

первая

любовь,

навсегда

остающаяся

в

сердце

как

лучшее,

что

было

в

молодости,

и

о

том,

как

важно

не

ошибиться

и

не

пройти

мимо

своего

с ч а с т ь я ,

т е м а ,

ко т о р а я

м о гл а

б ы

б ы т ь

с ф о р м ул и р о в а н а

с л о в а м и

пушкинской

Татьяны:

«А

счастье

было

так

возможно,

так

близко»,

-

одна

из

самых

сердечных

тем

тургеневского

творчества.

Она

проходит

и

в

«Затишье»,

и

в

«Фаусте»,

и

в

«Дворянском

гнезде»

и,

позднее,

в

«Вешних

водах»,

в

«Несчастной»

и

других

произведениях

писателя.

Но

особенно

она

значительна

в

повести

«Ася».

И

Ася,

и,

говоря

словами

Чернышевского,

ее

Ромео

-

воплощение

молодо сти,

здоровья,

красоты,

юноше ской

свеже сти

и

чистоты,

еще

ничем

не

испорченного

восприятия

жизни,

казалось

бы,

они

имели

все,

что

могло

бы

стать

источником

безграничного,

пленительного

и

долгого

счастья,

но

все,

что

обещала

любовь

Аси,

необычной

девушки

со

страстной

и

нежной,

гордой

и

прямой

натурой,

-

все

сразу

и

навсегда

рухнуло

в

результате

всего

лишь

одного

мгновенья,

которое

Ася

с

замиранием

сердца

так

жадно

ждала

и

не

дождалась

заветного

слова

любви.

А

потом

у

Ромео

на

всю

жизнь

«тоска

безумных

сожалений».

Как и в «Дворянском гнезде», Тургенев показывает, как

рождается

и

зреет

первая

любовь.

Но

если

у

Лизы

она

осложнена

и

положением

Лаврецкого,

и

ее

собственными

нравственными

переживаниями,

то

любви

Аси

ничто

не

препятствует,

кроме

сомнений

в

том,

за

что,

собственно,

могут

ее

любить.

Но,

веря,

что

такой

прекрасный

юноша

может

ее

полюбить,

боясь

возможных

страданий,

она

стремится

подавить

в

себе

зар од ившее ся

чувство.

К

этому

примешивается

мучащее

ее

сознание,

что

человека,

которого

она

видела

всего

лишь

несколько

дней,

она

любит

неизмеримо

сильней,

чем

брата,

которому

она

так

обязана

и

который

был

до

этого

единственным

дорогим

ей

существом.

С

присущей

ему

тонко стью

Тургенев,

не

погружаясь

в

диалектику

Асиной

души,

п р о с л е ж и в а я

развитие

первой

любви

в

отдельных

ее

порывах,

показывает,

как

страсть

побеждает

все,

и

гордая,

смелая

Ася

готова

отдать

себя,

не

спрашивая

ни

о

чем,

не

ожидая

ничего,

кроме

слова

любви.

Все

героини

и

герои

тургеневских

повестей

изображены

в

тот

момент,

когда

каждый

из

них

по-своему

глубоко

переживает.

Изобразить

напряженное

биение

молодого

сердца

помогли

писателю

не

то л ь ко

наблюдения,

но

также

и

его

собственный

жизненный

опыт.

Основа

«Аси»

взята

из

биографического

факта,

дорогого

самому

автору.

Внебрачная

дочь

Полина

долгое

время

жила

в

имении

Тургеневых,

в

Спасском.

Мать

Ивана

Сергеевича

съедала

девочку.

Маленькая

Козетта

таскала

ведра

с

водой.

В

1850

году,

Тургенев

вывез

дочь

в

Париж,

в

с е м ь ю

П ол и н ы

В и а рд о .

То

е с т ь

д оч ь

Ту р ге н е ва

п ол у ч и л а

в п о л н е

приличное

дворянское

образование

словом

точь-в-точь

история

Аси,

история

ее

странной

жизни,

сотканной

из

противоречий.

С

другой

его

повестью

тоже

связаны

эпизоды

из

жизни

писателя.

Могучую

силу

молодой

страсти

Тургенев

показывает

в

повести

«Первая

любовь».

Ее

содержание

имеет

автобиографический

характер,

ее

действующими

лицами

являются

отец

и

мать

Тургенева

и

он

сам,

еще

шестнадцатилетний

юноша,

влюбившийся

в

девушку,

которая

потом

стала

возлюбленной

его

отца.

Во

второй

повести

Тургенев

прослеживает

первые

проявления

любви

и

страсти

в

юноше,

выступая

и

здесь

тонким

психологом.

Беспредельное

обожание,

безграничная

покорность

любимой,

п од ч и н е н н о с т ь

е е

кап р и з а м ,

п е р еход ы

от

н а д е ж д

и

бл а же н с т ва

к

отчаянию,

трепетное

ожидание

чуть

не

неделями

ласкового

в з гл я д а

12

повелительницы

и

робкие

упреки

ей,

целомудренность

и

в

то

же

время

первые

ощущения

мужской

страсти

все

это

превосходно

передано

в

чувствах

героя

повести,

кончая

тем

страшным

моментом,

когда

он

узнает

тайну

отца

и

своей

«королевы».

Вся

повесть

проникнута

атмосферой

любви

и

ее

тайн,

Первую

н а с т оя щ у ю

л ю б о в ь

п е р е ж и в а е т

и

с а м а

г е р о и н я

п о в е с т и .

Е е

т и п

психологиче ски

более

сложен,

чем

Аси.

Д . Н . О в с я н и ко - Кул и ко в с к и й ,

преувеличивая

иррациональность

как

основу

натуры

Зинаиды,

дает,

в

общем,

правильный

анализ

ее

психологии,

видя

в

княжне

один

из

самых

противоречивых

женских

типов,

созданных

Тургеневым.

А

Д.И.Писарев

пишет,

что

о

Зинаиде

Засекиной

не

хочет

говорить

ни

слова,

что

ее

характера

не

понимает.

Т у р г е н е в

р и с у е т

о б р а з

З и н а и д ы

З а с е к и н о й

н е

п у т е м

изображения

ее

переживаний,

а

преимущественно

в

ее

поступках

и

в

ее

отношениях

к

окружающим.

В

этой

девушке

было

«что-то

т а ко е

очаровательное,

ласкающее,

насмешливое

и

милое…»,

«во

всем

е е

существе,

живучем

и

красивом,

была

какая-то

особенно

обаятельная

смесь

хитрости

и

беспечности,

искусственности,

простоты,

тишины

и

резвости».

В

повести

она

и

выступает

в

этих

своих

меняющихся

обликах,

поражая

окружающих

ее

поклонников.

По

отношению

к

ним

княжна,

которой

шел

уже

двадцать

первый

год,

то

жестока,

то

ласкова,

то

холодна,

то

страстна,

то

замкнута,

то

недоверчива.

Она

вдосталь

тешится

их

мучениями

поочередно,

то,

вселяя

в

них

надежды,

то

разочаровывая.

Она

любит

«стукать

людей

друг

о

друга»,

проверять

свою

власть

над

душами

влюбленных,

а

их

покорность

рождает

некоторые

комические

ситуации

в

повести.

Но

Зинаида

Засекина

вовсе

не

пустая

и

легкомысленная

кокетка,

какой

показалась

она

было

доктору

Лушину,

в

ней

просто

играют

силы

жизни,

у

нее

незаурядный

характер,

она

хочет

встретить

не

покорных

мужчин,

а

кого-то

более

сильного,

чем

сама

она.

«Нет,

я

таких

любить

не

могу,

на

которых

мне

приходится

глядеть

сверху

вниз.

Мне

надобно

такого,

который

сам

бы

меня

сломил…-

говорит

она.

Да

я

на

такого

не

наткнусь,

бог

милостив!

Не

попадусь

никому

в

лапы,

ни-ни!».

И

как

раз

эту-то

драматическую

ситуацию

рисует

Тургенев

в

повести.

Ст расть,

вспыхнувшая

в

княжне

к

отцу

героя,

делает

ее

покорной

и

безвольной

перед

ним.

Трагизм

ее

положения

усугубляется

тем,

что

она

полюбила

женатого

человека

и

знает,

что

ничего,

кроме

позора,

ее

не

ждет

впереди.

Она

сопротивляется

своему

чувству,

но

безуспешно.

Из

деталей

этой

борьбы

о собенно

замечательны

те,

которые

связаны

с

от н о ш е н и е м

Зинаиды

к

сыну

ее

героя.

Она

то

ласкает,

то

отталкивает

его,

любя

и

боясь

того,

кто

виделся

ей

в

юношеских

чистых

чертах.

Но

от

отца,

мужчины-эгоиста,

видевшего

всю

«штуку

жизни»

в

том,

чтобы

«брать

от

нее

что

можешь,

а

самому

себе

принадлежать»,

она,

кроме

чувственной

страсти,

еще

и

удар

хлыста.

Быстро

последовавшие

за

этим

смерти

и

его,

и

ее

подчеркивают

трагический

характер

такой

любви,

которая

сжигает

человека,

но

не

дает

ему

нравственного

удовлетворения.

Зинаида

прообраз

Ирины

из

романа

«Дым»

в

годы

ее

девиче ства.

С а м ом у

Тургеневу

все

же

больше

нравились

натуры,

близкие

к

Асе.

В

повести,

говорил

Тургенев,

«я

изобразил

своего

отца.

Меня

многие

за

это

осуждали,

а

в

особенности

осуждали

за

то,

что

я

этого

никогда

не

скрывал.

Но

я

полагаю,

что

дурного

в

этом

ничего

н е т.

Скрывать

там

нечего».

Правда,

автор

сознательно

упростил

конфликт,

п р о и з о ш е д ш и й

в

и х

с е м ь е ,

е м у

х о т е л о с ь

н а п и с а т ь

п о в е с т ь

о

переживаниях

юного

героя,

полудетская

влюбленность

которого

пришла

в

неразрешимое

столкновение

с

драматизмом

и

жертвенностью

взро слой

лю бв и.

13

Итак,

с

образом

отца

все

ясно,

а

кто

же

послужил

прототипом

молодого

героя

Володи?

На

этот

вопрос

Тургенев

отвечал:

«Этот

мальчик

ваш

покорный

слуга».

«Как?

И

вы

так

влюблены

были?

- Б ы л .

с ножом бегали?

с

ножом

бегал».

З и н а и д а ,

З и н а и д а … Д о л г о е

в р е м я

н е

б ы л о

и з в е с т н о ,

к т о

п о с л у ж и л

е е

п р о т о т и п о м ,

т р а г е д и я

в

с е м ь е

Ту р г е н е в ы х

х о р о ш о

скры ва лась .

После

тщательных

изысканий

литературоведов,

выяснилось,

что

в

своей

повести

«Первая

любовь»

автор

рассказал

о

молодой

поэтессе

Е кат е р и н е

Ш а хо в с ко й .

Э то

о н а

б ы л а

то й

бе с с т р а ш н о й

и

н е ж н о й

девушкой,

которая

чувство

любви

поставила

выше

всех

условно стей

с в е т а .

Они

с

матерью

действительно

снимали

дачу

возле

Нескучного,

Встреча

с

отцом

Тургенева…

Дальнейшая

судьба

Екатерины

Львовны

Шаховской

рассказана

автором

почти

с

документальной

точностью.

В

сентябре

1835

года,

то

есть

через

год

после

смерти

С.Н.

Тургенева

(отца),

она

вышла

замуж

за

некоего

Владимирова

и

переехала

с

мужем

в

Петербург.

Умерла,

как

указано

в

некрологе,

через

«9

месяцев

и

11

дней»

после

свадьбы.

Самое

поразительное,

что

на

Волковом

кладбище,

в

Петербурге,

неподалеку

от

места

последнего

упокоения

Тургенева,

находилась

могила

Е.Л.Владимировой,

в

девиче стве

княжны

Шаховской.

На

п а м я т н и ке

эпит афия:

Мой

друг,

как

ужасно,

как

сладко

любить!

Весь

мир

так

прекрасен,

как

лик

совершенства.

Кому

принадлежат

эти

пронзительные

слова,

п о с л уж и в ш и е

последним

приветом,

-

неизвестно…

Одно

ясно

перечитывая

повесть,

думаешь,

что

все-таки

не

удалось

Тургеневу

изобразить

кокетку

по

природе.

Хотя

на

этот

счет

есть

и

другие

мнения.

Зинаида

воспринимается

сейчас

некоторыми,

как

натура

чистая,

ищущая

и

страстная,

одержимая

святой

неудовлетворенно стью,

способная

на

дерзкое

самоотречение

и

протест.

Тургеневская

девушка…

А

что

же

сам

герой?

Мимо

него

нельзя

пройти,

он

интересен

не

менее

ге р о и н и .

Первая

любовь

пробуждает

в

нем

все

самое

лучшее.

Он

забывает

о

самом

себе,

весь

отдается

самопожертвованию.

В

своем

воображении

рисует,

как

будет

спасать

Зинаиду

из

рук

неприятелей

как

он,

весь

облитый

кровью,

исторгнет

ее

из

темницы,

как

умрет

у

ее

ног…

Го сподин

Н.Н.,

Володя,

Санин

все

они

вспоминают

с в о е

прошлое.

Повествование

о

давнем

прошлом

Тургенев

обычно

подчинял

главной

своей

цели:

прошлое

всегда

объясняет

настоящее

и

поэтому

оценивается

с

позиций

настоящего.

Герои

больны

прошлым,

ибо

ничего

нельзя

противопоставить

прекрасным,

мятежным

юношеским

порывам,

ибо

нет

ничего

лучше

первой

любви

и

первых

надежд,

радужных

планов

и

грандиозных

обещаний…

К

прошедшим

временам

лечу

воспоминаньем…

О дней моих весна, как быстро скрылась ты,

С твоим блаженством и страданьем.

( Жуковский. Элегия «Вечер»)

14

Наблюдая

за

Зинаидой,

невольно

испытываешь

обаяние

е е

прелестной,

изменчивой

внешности

и

словно

слышишь

переливы

е е

собственного

голоса.

Изменчива

внешность,

изменчив

характер.

Она

то

задумчива,

то

хитра,

то

беспечна,

то

манерность

сменяет

простоту.

Эту

психологическую

неустойчивость

Тургенев

также

объясняет

условиями

жизни

Зинаиды:

«Неправильное

во спитание,

странные

знакомства

и

привычки,

постоянное

отсутствие

матери,

бедность

и

беспорядок

в

доме,

все,

начиная,

с

самой

свободы,

которою

пользовалась

молодая

девушка,

с

сознания

ее

превосходства

над

окружающими

ее

людьми,

развило

в

ней

какую-то

полупрезрительную

небрежность

и

невзыскательность».

И

в

то

же

время

она

так

же

чиста

в

своих

чувствах,

как

и

Ася,

так

же

она

не

в

силах

противиться

порывам

своего

сердца.

«Из

всех

моих

женских

типов,

-

сказал

однажды

Тургенев,

-

я

более

всего

доволен

Зинаидой

в

«Первой

любви».

В

ней

мне

удалось

представить

действительное,

живое

лицо:

кокетку

по

природе,

но

кокетку,

действительно,

привлекательную».

С л о ж н е е

с

п о в е с т ь ю

И в а н а

С е р г е е в и ч а

« В е ш н и е

в о д ы » .

Сложность

в

том,

что

в

повести

два

женских

начала,

что

лирическая

героиня

как

бы

раздваивается

на

черноволосого

кудрявого

ангела

Джемму

и

Марью

Николаевну

Полозову,

русоволосую

сатану

в

юбке,

э т а ко е

порождение

греховности

и

неверия

во

все

нематериальное.

Гл уб о к и м

о б а я н и е м

н а в е я н

о б р а з

и т а л ь я н к и

Д ж е м м ы

настоящей

красавицы,

со

стройным

станом,

её

выразительными

гибкими

и

длинными

пальцами.

Тургенев

пишет

в

приподнято-возвышенном

стиле,

у п о т р е бл я я

а р х а и ч е с ко е

в ы р а ж е н и е

« з е н и ц ы »

о

« в е л и ко л е п н ы х » ,

«торжествующих»

глазах

героини.

Дитя

знойного

итальянского

солнца,

Джемма

более

чем

прекрасна.

Вот

как

Тургенев

описывает

ее

встречу

с

Саниным:

«В

кондитерскую,

с

рассыпанными

по

обнаженным

плечам

т е м н ы м и

к уд р я м и ,

с

п р о т я н у т ы м и

в п е р е д

о б н а ж е н н ы м и

р у к а м и ,

порывисто

вбежала

девушка

лет

девятнадцати

и,

увидев

Санина,

тотчас

бросилась

к

нему…

и

повлекла

за

собою.

Не

из

нежелания

повиноваться,

а

просто

от

избытка

изумления

Санин

не

тотчас

же

последовал

з а

девушкой

как

бы

уперся

на

месте,

он

в

жизни

не

видывал

подобной

красавицы».

На

итальянском

языке

имя

Джемма

значит

«драгоценный

камень».

Девушка

была

воспитана

на

благородных

традициях

любви

к

родине

и

считала

освобождение

Италии

«высоким

и

священным

делом».

Тургенев

просто

любуется

своей

героиней:

«Боже

мой!

Какая

же

это

была

красавица!..

Нос

у

нее

был

несколько

велик,

но

красивого,

орлиного

ладу,

верхнюю

губу

чуть-чуть

оттенял

пушок;

зато

цвет

лица,

ровный

и

матовый,

ни

дать,

ни

взять

слоновая

кость

или

молочный

янтарь…

и

особенно

глаза,

темно-серые,

с

черной

каемкой

вокруг

зениц,

великолепные,

торжествующие

глаза…».

Сколько

прекрасных

эпитетов

и

сравнений

использует

Тургенев

при

описании

героини.

Другая

часть

женского

начала

в

повести

Марья

Николаевна

тоже

хороша

настоящая

степная

дива,

но

не

красотой

берет

она

мужчин,

а

вернее

-

губит

их.

Едкий

ум,

философский

склад

ума,

спо собно сть

подвергать

все

сомнению,

пробовать

на

зуб,

наслаждаться

разумно

и

в

то

же

время

раблезиански

жизнью.

Чувство

Санина

к

ней

страсть,

вернее,

не

страсть

даже,

то,

что

можно

назвать

похотью,

наваждением,

что

не

длиться

долго

и

всегда

заканчивается

глубоким

стыдом

и

раскаянием

-

это,

собственно,

и

произошло

с

Дмитрием

Павловичем

Саниным

в

конце

ко н ц о в .

15

«Вешние

воды »

мож но

назвать

уходом

Тургенева

к

с в о и м

повестям

пятидесятых

годов.

Это

возвращение

к

старым

мотивам

и

идеям

-

может

быть,

желание

подвести

итоги

жизни.

Выше

уже

было

сказано,

что

Тургенев

являлся

тонким,

умелым

п с и х о л о г о м ,

т а к

к а к

о г р о м н о е

в н и м а н и е

уд е л я е т

в н у т р е н н и м

переживаниям

своих

геро ев.

Картина

внут ренней

жизни,

р и с у е м а я

Т у р г е н е в ы м ,

о с т а в л я е т

о щ у щ е н и е

с в о б о д ы ,

л е г к о с т и

и

самопроизвольности

психологических

находок,

открываемых

как

бы

без

авторского

вмешательства.

Один

из

исследователей

творчества

писателя

П.Анненков,

писал,

что

повести

и

рассказы

И.С.Тургенева

объединяет

одна

черта

-

в

каждой

из

них

есть

«психологическая

загадка».

[ 8 ]

Хотело сь

бы

хоть

частично

разгадать

эту

загадку,

понять,

ка к и м и

средствами

пользуется

писатель

для

того,

чтобы

открыть

нам

тайны

душевных

переживаний

героев;

проследить,

как

знакомство,

например,

Н.Н.

с

Гагиными

перерастает

в

историю

любви,

которая

оказалась

для

героев

источником

как

сладо стных

романтиче ских

томлений,

так

и

горьких

терзании.

Для

психологического

анализа

писатель

использует

детали

быта,

портретные

зарисовки,

речевые

характеристики,

же сты,

сцены

свидания,

пейзаж.

П е й з а ж н а я

м и н и а т ю р а

с т а н о в и т с я

с р е д с т в о м

в ы р а ж е н и я

романтических

настроений

героев.

Когда

Н.Н.

впервые

знакомится

с

Асей,

у

него

обостряется

внимание

к

прекрасному:

«…Я

отправился

домой

через

потемневшие

поля,

медленно

вдыхая

пахучий

воздух…».

Лирический

пейзаж

и

лирическое

настроение

героя

итог

встречи

с

«жестокой

красавицей».

На

второй

день

знакомства

герой

встречает

Асю

на

уступе

стены

на

развалинах

феодального

замка

прямо

над

пропастью.

Это

говорит

о

романтическом

характере

героини:

«На

самой

вершине

голой

ска лы

возвышалась

четырехугольная

башня…

Каменистая

тропинка

вела

к

уцелевшим

воротам…

На

уступе

сидела,

точно,

Ася…».

По

словам

брата,

Ася

«вольница,

сумасшедшая».

Н.Н.

она

представляется

хамелеоном,

так

как

быстрая

смена

ее

настроения

иногда

озадачивает

окружающих.

В

тот

д е н ь

п о с л е

г а г и н с ко го

с о о б щ е н и я

и с то р и и

с е с т р ы ,

веселого

вальсирования

с

Асей

и

ее

призыва

вообразить,

что

у

них

в ы р о с л и

к р ы л ь я ,

г е р о й

ч у в с т в о в а л ,

с

о д н о й

с т о р о н ы ,

т а й н о е

беспокойство,

с

другой,

-

упоение

радостью

сближения.

Через

пейзажную

зарисовку

Тургенев

помогает

понять

психологически

состояние

героя:

«Шепот

ветра

в

моих

ушах,

тихое

журчание

воды

за

кормою

ме ня

раздражали,

и

свежее

дыхание

волны

не

охлаждало

меня;

соловей

запел

на

берегу

и

заразил

меня

сладким

ядом

своих

звуков…».

Чувство

Аси

к

Н.Н.

глубоко

и

непреодолимо,

оно

«неожиданно

и

так

же

неотразимо,

как

гроза»,

по

словам

Гагина.

Развернутые

описания

природных

объектов

гор,

долин,

мощного

течения

рек

-

символизируют

свободно е,

ничем

не

сдерж иваемо е

разв ит ие

чувст ва

героини.

Н е

случайно

в

момент

пробуждения

чувства

любви

Ася

воображает,

что

летает,

что

у

нее

выросли

крылья.

Сцена

свидания,

в

которой

мы

последний

раз

встречаемся

с

г л а в н о й

г е р о и н е й

п о в е с т и ,

о к о н ч а т е л ь н о

п р о я с н я е т

с л о ж н ы й ,

противоречивый

характер

Аси.

Испытав

в

короткое

время

свидания

целую

гамму

чувств

от

робости,

мгновенной

вспышки

счастья

и

полной

самоотдачи

Ваша…-

прошептала

она

едва

слышно»)

до

стыда

и

отчаяния,

Ася

находит

в

себе

силы

сама

прекратить

мучительную

сцену.

И,

победив

слабость,

«с

быстротою

молнии»

исчезает,

оставив

Н.Н.

в

п о л н о й

р а с т е р я н н о с т и .

С ц е н а

с в и д а н и я

о б р а з е ц

т у р г е н е в с к о г о

психологизма.

16

Тургенев

умеет

косвенными

средствами

помощью

портрета,

пауз,

интонации,

намека)

передать

чувства

героев,

показать

движения

их

м ысл ей.

Б ол ь ш о е

м е с то

в

п о в е с тя х

Ту р ге н е в а

з а н и м а ю т

о п и с а н и я

природы

в

Германии

и

России,

то

торжественно-яркие,

то

простые

и

мягкие,

как

незатейливая

красота

полей

и

лесов.

На

страницах

т рех

повестей

встречаются

описания

бури

и

грозы,

но

вместе

с

тем

Тургенев

умеет

передать

и

едва

слышные

звуки

шепот

деревьев,

легкое

движение

скользящих

волн,

неумолчную

болтовню

светлых

ручейков.

Отличительной

о собенно стью

пейзажей

Тургенева

всегда

и

неизменно

является

ощущение

простора.

Идет

ли

речь

о

долине,

в

которой

течет

величественный

Рейн,

или

об

окрестностях

Нескучного

под

Москвой,

везде

читатель

вместе

с

автором

дышит

полной

грудью,

вбирая

в

себя

«сияющую

прозрачность

воздуха»,

который,

переливаясь

волнами,

свеж

и

пахуч.

Раннее

летнее

утро,

тепло

темной

ночи,

запах

т равы

волнуют

Тургенева,

как

дыхание

родины,

вызывая

подчас

целый

поток

дум.

«Помнится,

-

пишет

он

в

повести

«Ася»,

-

я

шел

домой,

ни

о

чем

не

размышляя,

но

с

странной

тяжестью

на

сердце,

как

вдруг

меня

поразил

сильный,

знакомый,

но

в

Германии

редкий

запах.

Я

остановился

и

увидал

возле

дороги

небольшую

грядку

конопли.

Ее

степной

запах

мгновенно

напомнил

мне

родину

и

возбудил

в

душе

страстную

тоску

по

ней.

Мне

хотелось

дышать

русским

воздухом,

ходить

по

русской

земле».

В а ж н у ю

р о л ь

в

р а с к р ы т и и

х а р а к т е р о в

г е р о е в

и

г е р о и н ь

тургеневских

произведений

играет

описание

внешности

персонажей.

По

мнению

некоторых

литературоведов

понятие

портрет

в

литературно-

художественном

произведении

вообще

не

сводится

к

изображению

лишь

внешнего

облика

героев.

Художник

слова

должен

идти

к

внутреннему

от

внешнего

и

через

внешнее.

Именно

так

и

поступает

Тургенев

в

своих

произведениях.

В

повести

«Ася»

мы

узнаем,

что

героиня

не

была

красавицей,

а

считалась

просто»

очень

миловидной».

Другую

героиню,

Джемму

из

повести

«Вешние

воды»

автор

называет

устами

Санина

красавицей.

Но

и

ее

черты

не

бы ли

иде а ль ны ,

имели

свои

специф иче ские

о т т е н к и ,

присущие

только

этой

героине.

Санин

любуется

Джеммой

в

тот

момент,

когда

т а

по ет:

«…

никакая

па льма

даже

в

стихах

Б е н е д и к т о в а ,

тогдашнего

модного

поэта,

-

не

в

состоянии

соперничать

с

изящной

стройностью

ее

стана».

Писатель

восхищается

ее

особенно

милым

тихим

смехом

с

маленькими

презабавными

взвизгиваниями.

Эта

деталь

придает

портрету

героини

особую

прелесть

и

неповторимость.

А

вот

еще

одна

деталь,

которая

говорит

о

тонком

тургеневском

психологизме

«…но

прежней

Джеммы

Санин

в

ней

не

узнавал:

не

то,

чтобы

тень

на

нее

набежала

-

никогда

ее

красота

не

была

лучезарней

но

душа

ее

ушла

в

себя,

внутрь».

Нельзя

равнодушно

читать

эти

строки!

Их

написал

настоящий

живописец

-

Тургенев.

В

своих

повестях

Тургенев

-

художник

изображает

действующих

л и ц

о б ы ч н о

в

п о в с ед н е в н о й

ж и з н и .

О к руж а ю щ а я

и х

о б с т а н о в к а ,

литературные

и

философские

разговоры,

которые

ведет

господин

Н.Н.

с

Асей

и

ее

братом,

чтение

любимых

поэтов,

особенно

Пушкина,

прогулки

в

саду,

помощь

в

домашних

делах

(отбор

вишен

Джеммой

для

варенья)

-

все

это

воссоздает

правдивую

и

точную

картину

дворянского

б ы т а .

Зоркий

взгляд

писателя

подмечает

в

ней

отдельные

частности,

детали.

Так,

например,

кресло

со

сломанной

ручкой

или

затасканная

ливрея

слуги

в

доме

Засекиных

наглядно

свидетельствуют

о

бедности,

царящей

в

этой

17

дворянской

семье.

Живущая

в

таких

условиях

Зинаида,

е сте ственно ,

мечтала

о

лучшей

жизни,

пыталась

найти

того,

кто

скрасит

ее.

Взыскательный

мастер

слова,

Тургенев

написал

свои

пове сти

простым,

выразительным

и

ясным

языком,

передающим

все

оттенки

явлений

и

ч у в с т в .

Ту р г е н е в

ч у т ко

с л у ш а л

ж и з н ь ,

о н

у м е л

в и д е т ь

е е ,

у м е л

чувствовать.

Поэтому

так

гармонично

все,

что

он

написал.

Так

прекрасны

образы

тех

женщин,

которые

поразили

сердца

тургеневских

г е р о е в .

Повести

Тургенева

волнуют

нас

глубокой

правдой

и

чистотой

чувств,

учат

беречь

великий

дар

первой

любви

и

счастья

юности.

Мне

кажется,

что

образы

тургеневских

героинь

были

и

являются

примером

настоящей

женст венно ст и,

в нут ренней

красот ы ,

благородст ва,

искренно ст и

и

загадочно сти…

Дворянских

гнезд

заветные

аллеи.

Забытый

сад.

Полузаросший

пруд.

Как

хорошо,

как

все

знакомо

тут!

Сирень,

и

резеда,

и

эпомеи,

И

георгины

гордые

цветут.

Затмилась

ночь,

Чуть

слышен

листьев

ропот.

З а

р о щ е й

ч у т ь

г о р и т

л у н ы

э м а л ь .

И в сердце молодом встает печаль.

И

слышен

чей-то

странный,

грустный

шепот,

Кому-то

в

этот

час

чего-то

жаль…

(К.Бальмонт «Памяти И.Тургенева»)

В

своей

работе

я

попыталась

на

примере

трех

повестей

о

любви

И . С . Т у р г е н е в а

п р о с л е д и т ь

с в о е о б р а з и е

ж е н с к и х

х а р а к т е р о в ,

формирование

тех

искренних

чувств,

которые

овладевали

героями

и

не

давали

спокойно

жить,

и

показать,

как

Тургенев

тонкий

психолог-

смог

глубоко

проникнуть

в

женскую

душу

и

исследовать

ее.

Конечно,

те

женские

образы,

о

которых

идет

речь

в

работе

это

лишь

крошечная

часть

того

огромного

количе ства

женских

т и п о в ,

которые

наблюдают ся

в

творче стве

т а лантливого

худож ника

с л о в а

И . С . Ту р г е н е в а .

О д н а ж д ы

о н

с к а з а л ,

ч т о

«

е г о

б и о г р а ф и я

в

е г о

произведениях».

И

это

действительно

так.

На

примере

повестей

о

любви

я

п о п ы т а л а с ь

п р о с л е д и т ь

с в я з ь

т у р г е н е в с ко й

б и о г р а ф и и

с

е г о

произведениями.

Образы

героинь

так

близки

и

понятны

автору.

Ведь

п р отот и п а м и

и х

б ы л и

же н щ и н ы ,

ко гд а - то

в с т р еч а в ш и е с я

н а

п у т и

пис ат ел я .

В

работе

отмечены

те

художе ственные

приемы,

с

помощью

которых

Тургенев

создает

образы

своих

героинь

(пейзажные

зарисовки,

детали

портрета,

жесты,

речь

и

т.д.).

Писатель

пользуется

словом,

как

художник

пользуется

краской.

Вы разит ель но ст и

слова,

гармонично ст и

язы ка

Тургенев

д о б и в а л с я

упорной

работой,

о

чем

свидетельствуют

многочисленные

поправки

в

его

рукописях.

Изменился

мир,

но

и

в

этом

новом

мире

повести

Тургенева

и

образы

его

прекрасных

героинь

до

сих

пор

волнуют

читателей

своей

ч и с т о т о й

и

и с к р е н н о с т ь ю ,

у м е н и е м

л ю б и т ь ,

л о в и т ь

к а ж д ы й

м и г

неповторимой

жизни…

18

Литература

1.Тургенев

И.С.Полное

собрание

сочинений

и

писем.

В

28-ми

т.

Сочинения:

В

15-ти

т.

Т.7.

Повести

и

рассказы.

Дворянское

гнездо.

1856-58.

М.-Л.,

«Наука»,

1 9 6 4 .

2.Тургенев

И.С.Полное

собрание

сочинений

и

писем.

В

28-ми

т.

Сочинения:

В

15-ти

т.

Т.8.

М.-Л.,

«Наука»,

1964.

3.Тургенев

И.С.

Полное

собрание

сочинений

и

писем.

В

28-ми

т.

Сочинения:

В

15-ти

т.

Т.5.

М.-Л.,

«Наука»,

1964.

4.Тургенев

И.С.

Полное

собрание

сочинений

и

писем.

В

28-ми

т.

Сочинения:

В

15-ти

т.

Т.9.

Повести

и

рассказы.

Дым.

1860-1867.

М.-Л.,

«Наука»,

1965.

5.Тургенев

И.С.

Полное

собрание

сочинений

и

писем.

В

28-

ми

т.

Сочинения:

в

15-ти

т.Т.11.Повести

и

рассказы.

1871-1877.

М.-Л.,

«Наука»,

1 9 6 6 .

6.Писарев

Д.И.

Литературная

критика.

В

3-х

т.

Т.1.

Л.,

Художественная

литература,

1 9 8 1 .

7.Чернышевский

Н.Г.

Русский

человек

на rendez-vous.

Полное

собрание

соч.

В

15-ти

т.

Т

5.

М.,

1950.

8 . А н н е н ко в

П . В .

Л и т е р ату р н ы й

т и п

« с л а б о го

ч е л о в е ка » .

/ / А н н е н ко в

П.В.Воспоминания

и

критические

очерки.

Т2.

9.Богословский

Н.В.

Тургенев.

3-е

изд.

М.,

«молодая

гвардия»,

1964.

10.Буданова

Н.Ф.

Достоевский

и

Тургенев.

Творческий

диалог.

-Л.,

1987.

11.Винникова

Г.Э.

Тургенев

и

Россия.

М.,

1977.

12.Петров

С.М.

И.С.Тургенев.

М.,

1979

13.Страхов

Н.Литературная

критика.

М.:

Современник,

1984.

14.Тургенев

в

воспоминаниях

современников.

В

2-х

т.

М.,

художественная

литература,

1983.

15.Тургенев

в

воспоминаниях

современников.

Переписка

с

Полиной

Виардо

и

ее

семьей.

М.:

Правда,

1988.

16.Шаталов

С.Е.

Художественный

мир

И.С.Тургенева

М.,

1979.

17Овсянико-Куликовский

Д.И.

СС.

Т.М._П.,

1923.

18.Басинский

Л.Ася

и

Полина:

История

одной

повести.

-

Литература,

13-14,

1 9 9 3 .

19.

Танкова

Н.Тургеневская

девушка.

ЛВШ,

5,

1996.

19



В раздел образования