Напоминание

" Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"


Автор: Степанова Татьяна Борисовна
Должность: учитель русского языка илитературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Чапаево
Населённый пункт: Сахалинская, Корсаковский, с.Чапаево
Наименование материала: статья " Интерактивные технологии в образовании"
Тема: " Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

Выполнила учитель МБОУ «СОШ

с.Чапаево»

Степанова Татьяна Борисовна

1

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………..

………………….3

Технологии инновационного

обучения……………………………………………………………………....8

1.

Развивающее обучение……………………….………..………….9

2.

Проблемное обучение…………………………………………...10

3.

Технология «Метод проектов»………………………………..11

4.

Дифференцированный подход к обучению…………..12

5.

Информационные технологии………………………………..13

6.

Игровые техники…………………………………………..………..17

7.

Групповые технологии………………………………………..….18

Заключение ……………………………………………………………….....19

2

ВВЕДЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕЕТ

БОЛЬШИЕ

ПРЕИМУЩЕСТВА.

УЧЕБНЫЙ

ПРОЦЕСС

СТАНОВИТСЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕСНЫМ, ЧТО

ПОВЫШАЕТ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, РАЗВИВАЕТ

НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛУЧАТЬ ЗНАНИЯ В

ПРОЦЕССЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

И

ПОИСКА.

П О В Ы Ш А Е Т С Я

К А Ч Е С Т В О

И

П Р О Ч Н О С Т Ь

П О Л У Ч Е Н Н Ы Х

З Н А Н И Й .

Р А З В И В А Ю Т С Я

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ

НАВЫКИ

И

УМЕНИЯ,

ФОРМИРУЮТСЯ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ

СПОСОБНОСТИ

УЧАЩИХСЯ.

ПАРАЛЛЕЛЬНО

С

ПРОЦЕССОМ

ОБУЧЕНИЯ

ИДЕТ

РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ

КАЧЕСТВ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

ЛИЧНОСТИ.

3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

ЕСТЬ

ПРОДУМАННАЯ

ВО

ВСЕХ

ДЕТАЛЯХ

МОДЕЛЬ

СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО

ПРОЕКТИРОВАНИЮ,

ОРГАНИЗАЦИИ

И

ПРОВЕДЕНИЮ

УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА

С

БЕЗУСЛОВНЫМ

ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

КОМФОРТНЫХ

УСЛОВИЙ

ДЛЯ

УЧАЩИХСЯ

И

УЧИТЕЛЯ.

ИННОВАЦИОННОЕ

ОБУЧЕНИЕ

НОВЫЙ

ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ

Л И Ч Н О С Т Н Ы Й

П О Д Х О Д ,

ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ

ОБРАЗОВАНИЯ,

ТВОРЧЕСКОЕ

НАЧАЛО,

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

4

ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ ИННОВАЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ,

КОММУНИКАТИВНЫХ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ;

2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

УЧАЩИХСЯ;

3. ВЫРАБОТКА УМЕНИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И

ПЕРЕХОД НА УРОВЕНЬ ПРОДУКТИВНОГО

ТВОРЧЕСТВА;

4. ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ

КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.

5

АКТУАЛЬНОСТЬ

ИННОВАЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ

СОСТОИТ

В

ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ЛИЧНОСТНО-

ОРИЕНТИРОВАННОГО

ОБУЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПОИСКЕ

УСЛОВИЙ

ДЛЯ

РАСКРЫТИЯ

ТВОРЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА

УЧЕНИКА.

6

ДАННЫМИ ЦЕЛЯМИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ И

ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ:

Оптимизация учебно-воспитательного

процесса;

Создание обстановки сотрудничества

ученика и учителя;

Выработка долговременной положительной

мотивации к обучению;

Тщательный отбор материала и способов

его подачи.

7

В ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

1.

Развивающее обучение

2.

Проблемное обучение

3.

Технология «Метод проектов»

4.

Дифференцированный подход к

обучению

5.

Информационные технологии

6.

Игровые техники

7.

Групповые технологии

8

1 .

Р А З В И В А Ю Щ Е Е

О Б У Ч Е Н И Е .

ОСНОВНЫМИ

МЕТОДАМИ

РАЗВИВАЮЩЕГО

О Б У Ч Е Н И Я

Я В Л Я Ю Т С Я

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОБЛЕМНЫЙ. НА

УРОКАХ ПО ПОСТАНОВКЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

СОЗДАЕТСЯ

СИТУАЦИЯ

ДИСКОМФОРТА

В

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И

УЧАЩИХСЯ

(ВОПРОС

БЕЗ

ГОТОВОГО

ОТВЕТА). УЧЕНИК СТАВИТСЯ В СИТУАЦИЮ

И С С Л Е Д О В А Т Е Л Я ,

П Ы Т А Я С Ь

С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н О

Н А Х О Д И Т Ь

И

КРИТИЧЕСКИ

ОЦЕНИВАТЬ

СПОСОБЫ

РЕШЕНИЯ

ВОЗНИКАЮЩИХ

ПЕРЕД

НИМ

ЗАДАЧ.

9

2 .

П Р О Б Л Е М Н О Е

О Б У Ч Е Н И Е .

П Р Е Д П О Л А Г А Е Т

П О Д

С О Б О Й

ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПУТЕМ

СОЗДАНИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ

ПРОБЛЕМНЫХ

СИТУАЦИЙ

И

АКТИВНУЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

ПО

ИХ

РАЗРЕШЕНИЮ,

В

РЕЗУЛЬТАТЕ

ЧЕГО

И

ПРОИСХОДИТ

Т В О Р Ч Е С К О Е

О В Л А Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ

ЗНАНИЯМИ,

НАВЫКАМИ,

УМЕНИЯМИ

И

РАЗВИТИЕ

МЫСЛИТЕЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ.

10

3.

ТЕХНОЛОГИЯ

«МЕТОД

ПРОЕКТОВ».

С У Т Ь

Д А Н Н О Й

Т Е Х Н О Л О Г И И

З А К Л Ю Ч А Е Т С Я

В

Т О М ,

Ч Т О

ОБУЧАЮЩИЕСЯ

ПОЛУЧАЮТ

ЗНАНИЯ

В

П Р О Ц Е С С Е

П Л А Н И Р О В А Н И Я

И

ВЫПОЛНЕНИЯ

ТВОРЧЕСКИХ

ЗАДАНИЙ-

П Р О Е К Т О В .

« М Е Т О Д

П Р О Е К Т О В »

ПОЗВОЛЯЕТ РАЗВИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

НАВЫКИ, УМЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В

ИНФОРМАЦИОННОМ

ПРОСТРАНСТВЕ,

РАЗВИТЬ КРИТИЧЕСКОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ.

11

4 .

Д И Ф Ф Е Р Е Н Ц И Р О В А Н Н Ы Й

П О Д Х О Д

К

О Б У Ч Е Н И Ю .

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ

ОБУЧЕНИЕ

В Ы Т Е К А Е Т

И З

Т О Г О ,

Ч Т О

УЧАЩИЕСЯ РАЗЛИЧАЮТСЯ СВОИМИ

З А Д А Т К А М И ,

У Р О В Н Е М

ПОДГОТОВКИ.

ДАННЫЙ

МЕТОД

С О С Т О И Т

В

С О Ч Е Т А Н И И

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

И

ГРУППОВОЙ

ФОРМ РАБОТЫ.

12

5.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ.

ПРИМЕНЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ

Т Е Х Н О Л О Г И Й

С П О С О Б С Т В У Е Т

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ,

П О З В О Л Я Е Т

Э Ф Ф Е К Т И В Н О

ОРГАНИЗОВАТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ

РАБОТУ,

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАТЬ

ПРОЦЕСС

ОБУЧЕНИЯ,

ПОВЫШАЕТ

ИНТЕРЕС

К

УРОКАМ,

АКТИВИЗИРУЕТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ.

13

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Е

Т Е Х Н О Л О Г И И

ЦЕЛЕСООБРАЗНО

ИСПОЛЬЗОВАТЬ

ПРИ

ИЗЛОЖЕНИИ

НОВОГО

МАТЕРИАЛА,

ЗАКРЕПЛЕНИИ

ИЗУЧЕННОГО,

В

СИСТЕМЕ

К О Н Т Р О Л Я

И

П Р О В Е Р К И ,

Д Л Я

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

И

МУЛЬТИМЕДИЙНОГО

П Р О Е К Т О Р А

ПОЗВОЛЯЕТ

УЧИТЫВАТЬ

ВОЗРАСТНЫЕ

И

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

О С О Б Е Н Н О С Т И

УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ КЛАССОВ, СОЗДАВАТЬ

БЛАГОПРИЯТНЫЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

КЛИМАТ НА УРОКЕ, СОХРАНЯТЬ ИНТЕРЕС

ДЕТЕЙ К ПРЕДМЕТУ.

14

ФОРМЫ РАБОТЫ С

ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ:

Работа с текстом и изображениями;

Коллективная работа с электронными

образовательными ресурсами;

Демонстрация презентаций, созданных

учащимися;

Создание с помощью шаблонов и

изображений собственных заданий для

занятий.

15

Т А К

И Л И

И Н А Ч Е ,

Л Ю Б О Е

Т Е Х Н И Ч Е С К О Е

С Р Е Д С Т В О

П О З В О Л Я Е Т

Д Е Т Я М

Л У Ч Ш Е

У С В А И В А Т Ь

М А Т Е Р И А Л ,

УЛУЧШАЕТ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ,

СНИМАЕТ

Э М О Ц И О Н А Л Ь Н О Е

НАПРЯЖЕНИЕ.

16

6 .

И Г Р О В Ы Е

Т Е Х Н И К И .

П Е Д А Г О Г И Ч Е С К А Я

И Г Р А

И М Е Е Т

Ч Е Т К О

П О С Т А В Л Е Н Н У Ю

Ц Е Л Ь

О Б У Ч Е Н И Я

И

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

РЕЗУЛЬТАТ.

ИГРОВАЯ

ФОРМА

ЗАНЯТИЙ

СОЗДАЕТСЯ

НА

УРОКАХ

ПРИ

ПОМОЩИ

ИГРОВЫХ

ПРИЕМОВ

И

СИТУАЦИЙ,

КОТОРЫЕ

ВЫСТУПАЮТ

КАК

СРЕДСТВО

ПОБУ ЖДЕН ИЯ,

С Т И М У Л И Р О В А Н И Я

У Ч А Щ И Х С Я

К

У Ч Е Б Н О Й

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ

ЦЕЛЬ

СТАВИТСЯ

ПЕРЕД

УЧАЩИМИСЯ

В

ФОРМЕ

ИГРОВОЙ

ЗАДАЧИ,

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРАВИЛАМ

ИГРЫ,

УЧЕБНЫЙ

МАТЕРИАЛ

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ

В

КАЧЕСТВЕ ЕЕ СРЕДСТВА, В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВВОДИТСЯ

ЭЛЕМЕНТ

СОРЕВНОВАНИЯ,

КОТОРЫЙ

ПЕРЕВОДИТ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ В ИГРОВУЮ.

УСПЕШНОЕ

ВЫПОЛНЕНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКОГО

ЗАДАНИЯ СВЯЗЫВАЕТСЯ С ИГРОВЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ.

17

7.

ГРУППОВЫЕ

Т Е ХН ОЛО ГИ И .

П Р Е Д П О Л А Г А Ю Т

В З А И М Н О Е

О Б О Г А Щ Е Н И Е

У Ч А Щ И Х С Я ,

О Р Г АН И З А Ц И Ю

С О В М Е С Т Н Ы Х

Д Е Й С Т В И Й

В Е Д У Щ У Ю

К

А К Т И В И З А Ц И И

У Ч Е Б Н О -

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПРОЦЕССОВ,

О С О З Н А Н И Е

О Б Щ Е Й

Ц Е Л И ,

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ДЕЙСТВИЙ

И

ОПЕРАЦИЙ,

КОММУНИКАЦИЮ,

ОБМЕН

СПОСОБАМИ

ДЕЙСТВИЯ,

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, РЕФЛЕКСИЮ.

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

РУССКОГО

ЯЗЫКА

И

ЛИТЕРАТУРЫ

Д О Л Ж Е Н

Б Ы Т Ь

О Б У Ч А Ю Щ И М ,

ВОСПИТЫВАЮЩИМ, РАЗВИВАЮЩИМ И

И Н Т Е Р Е С Н Ы М .

П О Э Т О М У

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СОВРЕМЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

НА

УРОКАХ И В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

– ПОТРЕБНОСТЬ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ.

19



В раздел образования