Автор: Степанова Татьяна Борисовна
Должность: учитель русского языка илитературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Чапаево
Населённый пункт: Сахалинская, Корсаковский, с.Чапаево
Наименование материала: статья " Интерактивные технологии в образовании"
Тема: " Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
Выполнила учитель МБОУ «СОШ
с.Чапаево»
Степанова Татьяна Борисовна
1
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………..
………………….3
Технологии инновационного
обучения……………………………………………………………………....8
1.
Развивающее обучение……………………….………..………….9
2.
Проблемное обучение…………………………………………...10
3.
Технология «Метод проектов»………………………………..11
4.
Дифференцированный подход к обучению…………..12
5.
Информационные технологии………………………………..13
6.
Игровые техники…………………………………………..………..17
7.
Групповые технологии………………………………………..….18
Заключение ……………………………………………………………….....19
2
ВВЕДЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕЕТ
БОЛЬШИЕ
ПРЕИМУЩЕСТВА.
УЧЕБНЫЙ
ПРОЦЕСС
СТАНОВИТСЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕСНЫМ, ЧТО
ПОВЫШАЕТ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, РАЗВИВАЕТ
НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛУЧАТЬ ЗНАНИЯ В
ПРОЦЕССЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
И
ПОИСКА.
П О В Ы Ш А Е Т С Я
К А Ч Е С Т В О
И
П Р О Ч Н О С Т Ь
П О Л У Ч Е Н Н Ы Х
З Н А Н И Й .
Р А З В И В А Ю Т С Я
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
НАВЫКИ
И
УМЕНИЯ,
ФОРМИРУЮТСЯ
АНАЛИТИЧЕСКИЕ
СПОСОБНОСТИ
УЧАЩИХСЯ.
ПАРАЛЛЕЛЬНО
С
ПРОЦЕССОМ
ОБУЧЕНИЯ
ИДЕТ
РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ
КАЧЕСТВ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ.
3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
ЕСТЬ
ПРОДУМАННАЯ
ВО
ВСЕХ
ДЕТАЛЯХ
МОДЕЛЬ
СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО
ПРОЕКТИРОВАНИЮ,
ОРГАНИЗАЦИИ
И
ПРОВЕДЕНИЮ
УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА
С
БЕЗУСЛОВНЫМ
ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
КОМФОРТНЫХ
УСЛОВИЙ
ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ
И
УЧИТЕЛЯ.
ИННОВАЦИОННОЕ
ОБУЧЕНИЕ
–
НОВЫЙ
ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ
Л И Ч Н О С Т Н Ы Й
П О Д Х О Д ,
ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАНИЯ,
ТВОРЧЕСКОЕ
НАЧАЛО,
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
4
ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ ИННОВАЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ,
КОММУНИКАТИВНЫХ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ;
2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
УЧАЩИХСЯ;
3. ВЫРАБОТКА УМЕНИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И
ПЕРЕХОД НА УРОВЕНЬ ПРОДУКТИВНОГО
ТВОРЧЕСТВА;
4. ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.
5
АКТУАЛЬНОСТЬ
ИННОВАЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
СОСТОИТ
В
ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ЛИЧНОСТНО-
ОРИЕНТИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПОИСКЕ
УСЛОВИЙ
ДЛЯ
РАСКРЫТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА
УЧЕНИКА.
6
ДАННЫМИ ЦЕЛЯМИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ И
ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ:
Оптимизация учебно-воспитательного
процесса;
Создание обстановки сотрудничества
ученика и учителя;
Выработка долговременной положительной
мотивации к обучению;
Тщательный отбор материала и способов
его подачи.
7
В ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
1.
Развивающее обучение
2.
Проблемное обучение
3.
Технология «Метод проектов»
4.
Дифференцированный подход к
обучению
5.
Информационные технологии
6.
Игровые техники
7.
Групповые технологии
8
1 .
Р А З В И В А Ю Щ Е Е
О Б У Ч Е Н И Е .
ОСНОВНЫМИ
МЕТОДАМИ
РАЗВИВАЮЩЕГО
О Б У Ч Е Н И Я
Я В Л Я Ю Т С Я
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОБЛЕМНЫЙ. НА
УРОКАХ ПО ПОСТАНОВКЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
СОЗДАЕТСЯ
СИТУАЦИЯ
ДИСКОМФОРТА
В
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И
УЧАЩИХСЯ
(ВОПРОС
БЕЗ
ГОТОВОГО
ОТВЕТА). УЧЕНИК СТАВИТСЯ В СИТУАЦИЮ
И С С Л Е Д О В А Т Е Л Я ,
П Ы Т А Я С Ь
С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н О
Н А Х О Д И Т Ь
И
КРИТИЧЕСКИ
ОЦЕНИВАТЬ
СПОСОБЫ
РЕШЕНИЯ
ВОЗНИКАЮЩИХ
ПЕРЕД
НИМ
ЗАДАЧ.
9
2 .
П Р О Б Л Е М Н О Е
О Б У Ч Е Н И Е .
П Р Е Д П О Л А Г А Е Т
П О Д
С О Б О Й
ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПУТЕМ
СОЗДАНИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ
ПРОБЛЕМНЫХ
СИТУАЦИЙ
И
АКТИВНУЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ
ПО
ИХ
РАЗРЕШЕНИЮ,
В
РЕЗУЛЬТАТЕ
ЧЕГО
И
ПРОИСХОДИТ
Т В О Р Ч Е С К О Е
О В Л А Д Е Н И Е
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ
ЗНАНИЯМИ,
НАВЫКАМИ,
УМЕНИЯМИ
И
РАЗВИТИЕ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ.
10
3.
ТЕХНОЛОГИЯ
«МЕТОД
ПРОЕКТОВ».
С У Т Ь
Д А Н Н О Й
Т Е Х Н О Л О Г И И
З А К Л Ю Ч А Е Т С Я
В
Т О М ,
Ч Т О
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
ПОЛУЧАЮТ
ЗНАНИЯ
В
П Р О Ц Е С С Е
П Л А Н И Р О В А Н И Я
И
ВЫПОЛНЕНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ
ЗАДАНИЙ-
П Р О Е К Т О В .
« М Е Т О Д
П Р О Е К Т О В »
ПОЗВОЛЯЕТ РАЗВИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
НАВЫКИ, УМЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В
ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ,
РАЗВИТЬ КРИТИЧЕСКОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ.
11
4 .
Д И Ф Ф Е Р Е Н Ц И Р О В А Н Н Ы Й
П О Д Х О Д
К
О Б У Ч Е Н И Ю .
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ
ОБУЧЕНИЕ
В Ы Т Е К А Е Т
И З
Т О Г О ,
Ч Т О
УЧАЩИЕСЯ РАЗЛИЧАЮТСЯ СВОИМИ
З А Д А Т К А М И ,
У Р О В Н Е М
ПОДГОТОВКИ.
ДАННЫЙ
МЕТОД
С О С Т О И Т
В
С О Ч Е Т А Н И И
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
И
ГРУППОВОЙ
ФОРМ РАБОТЫ.
12
5.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ.
ПРИМЕНЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ
Т Е Х Н О Л О Г И Й
С П О С О Б С Т В У Е Т
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ,
П О З В О Л Я Е Т
Э Ф Ф Е К Т И В Н О
ОРГАНИЗОВАТЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ
РАБОТУ,
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАТЬ
ПРОЦЕСС
ОБУЧЕНИЯ,
ПОВЫШАЕТ
ИНТЕРЕС
К
УРОКАМ,
АКТИВИЗИРУЕТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ.
13
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Е
Т Е Х Н О Л О Г И И
ЦЕЛЕСООБРАЗНО
ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ПРИ
ИЗЛОЖЕНИИ
НОВОГО
МАТЕРИАЛА,
ЗАКРЕПЛЕНИИ
ИЗУЧЕННОГО,
В
СИСТЕМЕ
К О Н Т Р О Л Я
И
П Р О В Е Р К И ,
Д Л Я
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
И
МУЛЬТИМЕДИЙНОГО
П Р О Е К Т О Р А
ПОЗВОЛЯЕТ
УЧИТЫВАТЬ
ВОЗРАСТНЫЕ
И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
О С О Б Е Н Н О С Т И
УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ КЛАССОВ, СОЗДАВАТЬ
БЛАГОПРИЯТНЫЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
КЛИМАТ НА УРОКЕ, СОХРАНЯТЬ ИНТЕРЕС
ДЕТЕЙ К ПРЕДМЕТУ.
14
ФОРМЫ РАБОТЫ С
ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ:
Работа с текстом и изображениями;
Коллективная работа с электронными
образовательными ресурсами;
Демонстрация презентаций, созданных
учащимися;
Создание с помощью шаблонов и
изображений собственных заданий для
занятий.
15
Т А К
И Л И
И Н А Ч Е ,
Л Ю Б О Е
Т Е Х Н И Ч Е С К О Е
С Р Е Д С Т В О
П О З В О Л Я Е Т
Д Е Т Я М
Л У Ч Ш Е
У С В А И В А Т Ь
М А Т Е Р И А Л ,
УЛУЧШАЕТ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ,
СНИМАЕТ
Э М О Ц И О Н А Л Ь Н О Е
НАПРЯЖЕНИЕ.
16
6 .
И Г Р О В Ы Е
Т Е Х Н И К И .
П Е Д А Г О Г И Ч Е С К А Я
И Г Р А
И М Е Е Т
Ч Е Т К О
П О С Т А В Л Е Н Н У Ю
Ц Е Л Ь
О Б У Ч Е Н И Я
И
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
РЕЗУЛЬТАТ.
ИГРОВАЯ
ФОРМА
ЗАНЯТИЙ
СОЗДАЕТСЯ
НА
УРОКАХ
ПРИ
ПОМОЩИ
ИГРОВЫХ
ПРИЕМОВ
И
СИТУАЦИЙ,
КОТОРЫЕ
ВЫСТУПАЮТ
КАК
СРЕДСТВО
ПОБУ ЖДЕН ИЯ,
С Т И М У Л И Р О В А Н И Я
У Ч А Щ И Х С Я
К
У Ч Е Б Н О Й
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ
ЦЕЛЬ
СТАВИТСЯ
ПЕРЕД
УЧАЩИМИСЯ
В
ФОРМЕ
ИГРОВОЙ
ЗАДАЧИ,
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРАВИЛАМ
ИГРЫ,
УЧЕБНЫЙ
МАТЕРИАЛ
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
В
КАЧЕСТВЕ ЕЕ СРЕДСТВА, В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВВОДИТСЯ
ЭЛЕМЕНТ
СОРЕВНОВАНИЯ,
КОТОРЫЙ
ПЕРЕВОДИТ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ В ИГРОВУЮ.
УСПЕШНОЕ
ВЫПОЛНЕНИЕ
ДИДАКТИЧЕСКОГО
ЗАДАНИЯ СВЯЗЫВАЕТСЯ С ИГРОВЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ.
17
7.
ГРУППОВЫЕ
Т Е ХН ОЛО ГИ И .
П Р Е Д П О Л А Г А Ю Т
В З А И М Н О Е
О Б О Г А Щ Е Н И Е
У Ч А Щ И Х С Я ,
О Р Г АН И З А Ц И Ю
С О В М Е С Т Н Ы Х
Д Е Й С Т В И Й
В Е Д У Щ У Ю
К
А К Т И В И З А Ц И И
У Ч Е Б Н О -
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ,
О С О З Н А Н И Е
О Б Щ Е Й
Ц Е Л И ,
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ДЕЙСТВИЙ
И
ОПЕРАЦИЙ,
КОММУНИКАЦИЮ,
ОБМЕН
СПОСОБАМИ
ДЕЙСТВИЯ,
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, РЕФЛЕКСИЮ.
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
РУССКОГО
ЯЗЫКА
И
ЛИТЕРАТУРЫ
Д О Л Ж Е Н
Б Ы Т Ь
О Б У Ч А Ю Щ И М ,
ВОСПИТЫВАЮЩИМ, РАЗВИВАЮЩИМ И
И Н Т Е Р Е С Н Ы М .
П О Э Т О М У
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
НА
УРОКАХ И В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
– ПОТРЕБНОСТЬ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ.
19