Напоминание

"Использование ИКТ как фактор повышения эффективности урока в начальной школе"


Автор: Стукалова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ как фактор повышения эффективности урока в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование ИКТ как фактор повышения эффективности урока

в начальной школе.

В настоящее время трудно себе представить какую либо организацию,

не

использующую

в

работе

компьютерные

технологии.

Образовательные

учреждения – это организации, в которые ИКТ в последнее десятилетие

входят максимально быстрыми темпами. Данный факт связан не только с

необходимостью идти в ногу со временем, но и с реальной эффективностью в

процессе донесения до обучающихся нужной информации.

В последнее время появилось большое количество статей, касающихся

внедрения информационно-компьютерных технологий в процесс изучения

иностранных языков, истории, мировой художественной культуры и ряда

других дисциплин старшей и средней школы. Однако не менее актуальным

является вопрос пользы от внедрения ИКТ в процесс обучения младших

школьников.

Как утверждает ряд педагогов, при активном использовании ИКТ уже в

начальной

школе

успешнее

достигаются

общие

цели

образования,

компьютерные

технологии

помогают

ученикам

младших

классов

сопоставлять,

организовывать,

выражать

свои

мысли

на

бумаге

и

устно,

логически рассуждать, открывать что-то новое.

Как известно, учащийся начальной школы – это личность, находящаяся

в

самом

начале

своего

психического,

интеллектуального

и

физического

развития.

Мышление

на

данном

этапе

развития

ребенка,

как

правило,

доминирует

непроизвольное, поэтому в процессе обучения необходимо

обеспечить преобладание максимально-яркого материала. Данный материал

также должен быть удобным,

легким для восприятия. Согласно мнению

ведущих педагогов и психологов, «начальная школа – первый и важный шаг в

начале обучения человека; важно учитывать все детали перехода к новому

этапу жизни школьника и создать максимально комфортные условия в новой

обстановке».

В настоящее время наиболее удобным способом учебный материал

можно

преподнести

с

помощью

компьютера

и

подключенного

к

нему

проектора.

Таким

образом

можно

продемонстрировать

рисунки,

фото,

таблицы, схемы анимации, видеоматериал.

Как правило, уже в начальной школе у детей четко прослеживается

преобладание того или иного канала восприятия информации.

Одни дети

стараются

запомнить

информацию

через

записи

и

соответствующе

им

иллюстрации, дети данного типа являются визуалами.

Другие же дети

быстрее

усваивают

материал

путем

его

прослушивания

это,

так

называемые,

аудиалы.

На

этапе

получения

начального

школьного

образования четко выражена и третья категория учащихся – дигиталы – дети,

которым

для

наиболее

быстрого

запоминания

можно

представить

информацию виде схемы, графика, либо таблицы. Естественно, один учебный

класс не может состоять из детей, пользующимся одним и тем же каналом

восприятия,

но

перед

педагогом

стоит

задача

преподнести

материал

максимально эффективно для каждой категории учащихся. В этом нелегком

деле

педагога

способна

выручить

мультимедийная

презентация,

которая

может

содержать

одновременно

текст,

графическую

информацию

и

сопровождаться

соответствующим

аудиоматериалом.

Данным

способом

школьники могут изучать русский язык, математику, наиболее наглядным для

них

будет

изучение

окружающего

мира,

краеведения.

Уроки

изобразительного

искусства

и

технологии

можно

также

сопровождать

представленной на слайде пошаговой инструкцией. Также мультимедийные

презентации

можно

использовать

в

процессе

контроля

знаний

младших

школьников в игровой форме путем представления на слайде заданий типа

ребусов, кроссвордов.

В

рамках

традиционного

учебного

процесса

педагогу

требуется

немалое количество времени для предоставления учащимся условий задач

под

диктовку,

записи

их

на

доске,

либо

раздачи

на

индивидуальных

карточках. Предоставляя данную информацию путем переключения слайдов,

учитель экономит немалое количество времени, которое можно использовать

более продуктивно.

В

каждой

школе

и

на

с егодняшний

день

и с п о л ь з у е т с я

демонстрационный материал в виде плакатов, схем, репродукций картин,

карт

и

т.д.

Однако

относительно

подобного

рода

«реквизитов»

нам

не

понаслышке

знакомо

такое

понятие,

как

«износ»,

в

то

время,

как

информационно-компьютерные

технологии

это

более

надежный

и

неисчерпаемый источник спутников учебного процесса.

Младшим

школьником

трудно

усвоить

большой

объем

текстовой

информации, иллюстративный материал в учебных пособиях, как правило,

беден в сравнении с материалом, который можно почерпнуть в сети Интернет

и разместить на слайде. Иллюстрации и графические изображения данного

формата, безусловно, оставят более глубокий отпечаток в памяти ученика, в

особенности визуала.

Соответственно,

важной

задачей

для

педагога

является

подбор

наиболее яркого, и в то же время доступного для восприятия младшим

школьником материала, ведь каждый школьник должен быть максимально

заинтересован происходящим на уроке.

Готовый слайдовый материал доступен для скачивания в сети Интернет,

в него учитель может вносить изменения и дополнения

в соответствии с

рабочей

программой,

а

также

педагог

может

самостоятельно

создавать

мультимедийные презентации и демонстрировать их в процессе проведения

уроков посредством подключенного к компьютеру проектора.

Важнейшими

условиями

в

процессе

создания

презентации

для

младших школьников являются следующие: слайды не следует перенасыщать

информацией;

изображения,

текст

и

прочий

графический

материал

не

должны быть мелкими, чтобы их было видно из любой точки учебного

класса;

цветовая

гамма,

в

которой

оформлены

слайды,

должна

быть

оптимальной для восприятия зрительной системой учеников.

Таким

образом,

изменения

в

Российском

обществе,

в

сфере

образования

в

частности,

требуют

от

педагогов

определенной

гибкости

мышления, готовности принять новшества технической сферы и оптимально

внедрить

их

в

учебный

процесс,

предварительно

изучив

их

функции.

Традиционные

методы

обучения

детей

в

начальной

школе,

безусловно,

действенны, однако в двадцать первом веке они обязаны чередоваться с

новыми

методиками

и

технологиями.

Информационно-компьютерные

технологии

дают

большое

количество

возможностей

усовершенствования

проце сс а

обучения

младших

школьников,

повысить

у р о в е н ь

заинтересованности детей к учебе. Педагогу необходимо лишь научиться

правильно использовать данные технологии.



В раздел образования