Автор: Амаханова Регина Мингаджуддиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Светлячок"
Населённый пункт: г.Сургут Ханты - Мансийский АО
Наименование материала: Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Растим патриотов"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№21 «Светлячок»
Проект по патриотическому воспитанию
«Растим патриотов»
группа старшего дошкольного возраста (6-7лет)
«Звоночки»
Воспитатель:
Амаханова Р.М.
Г. Сургут 2016г
Актуальность проекта
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня
одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников -
это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду,
городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации,
толерантного отношения к представителям других национальностей, но и
воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда,
родной земле, защитникам Отечества, государственной символике,
традициям государства и общенародным праздникам. В системе образования
России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье,
педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое
сопровождение. Концепция модернизации российского образования
определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения
адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из
таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколенияю
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования
ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для
становления основ патриотического сознания детей, возможности
позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного,
морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту
видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации
процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень
любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все
инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя
это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие
Г. Сургут 2016г
возможности для систематического и последовательного нравственного
воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка,
эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе,
начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот
отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально
- психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и
сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь,
что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования
будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с
отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с
любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе,
городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам и готовность, вплоть до
самопожертвования, к его защите.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье,
детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к
ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического
инструментария.
Г. Сургут 2016г
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических качеств детей
старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре
России.
Задачи проекта:
- закрепить знания о государственной символике РФ;
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- воспитывать интерес к истории своей Родины;
- расширять представление о национальной культуре русского народа,
знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным
искусством;
- закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
- расширять знания о малой родине;
- воспитывать уважение к сотрудникам детского сада;
- прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;
- расширять предметно-развивающую среду;
- воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать активную жизненную позицию;
- расширять словарный запас
Участники проекта
- дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители
Срок реализации
- 2016-2017 учебный год
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»,
«Социализация»
Ожидаемый результат:
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России.
Г. Сургут 2016г
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в
дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы:
Работа с детьми - непосредственно образовательная деятельность,
экскурсии, праздники, чтение художественной литературы, беседы, игры
(подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые),
художественное творчество, наблюдение, прогулки.
Работа с родителями – консультации, совместная работа с детьми, участие
в конкурсах, помощь в подготовке праздников и развлечений
Подготовительный этап:
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического
инструментария.
Основной этап:
Перспективный план работы по реализации проекта
Сентябрь-Октябрь
I Блок – Моя семья. Мой детский сад.
Беседы:
«Мое гениологическое древо» , «Обычаи и традиции моей семьи» , «Мой
любимый детский сад».
Чтение
художественной
литературы: Я.Аким
«Моя
родня»,
В.Драгунский
«Моя
сестра
Ксения»,
З.Александрова
«Посидим
в
тишине»,
ненецкая
народная
сказка
«Кукушка»,
«Айога»,
заучивание
стихов,
пословиц,
поговорок про семью.
Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя улица», «Моя семья».
Развлечение: «День знаний»
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Описательный рассказ: «Вот какая моя мама»
Подвижные игры: «Пирог», «Горелки», «Карусели»
Экскурсии:
Экскурсия с воспитанниками и родителями в пожарную часть №49 г.Сургута,
Г. Сургут 2016г
расположенный возле д/с.
Работа с родителями:
Консультации - «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»
Родительское собрание: «Готовимся к школе»
Ноябрь-Декабрь
II Блок Малая Родина
Беседы: «ЮГРА – мой край родной», «Мой город - Сургут», «Коренные
жители нашего округа»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: рассматривание символики
города Сургута, Ханты – Мансийского округа, ЮГРы.Рассматривание
альбомов «Мой город», «Жизнь и быт коренных жителей ханты- манси».
Художественное творчество: аппликация «Флаг моего города», рисование
«Чум».
Экскурсии:
Экскурсия выходного дня в Историко – культурный центр «Старый Сургут».
Посещение музеев «Флора и фауна ЮГРы», «Дом коренных народов севера».
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»
Д/игры: «Дом, улица, город».
Подвижные игры: «Белый шаман», «Хейро», «Ручейки и озера»(подвижные
игры народов севера).
Описательный рассказ: «Дом в котором я живу», «Мой любимый город»,
«Жизнь и быт народов севера».
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Анкетирование: «Как воспитать будущего патриота?»
Январь-Февраль
III Блок Защитники отечества. Масленица.
Беседы: «День Защитника Отечества», «Военные»,«Наша родная армия»,
«Масляная неделя»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника»,
Г. Сургут 2016г
«Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России»,
«Праздник Масленица»
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Обрывная аппликация: «Солнышко»
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и
военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ
Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и
разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.
Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»
С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы
моряки».
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый
меткий», «Самый смелый», «Разведчики»
Праздники: «День защитника отечества»
Работа с родителями:
Консультации:
«Ребёнок и его Родина»,
Март-Апрель
IV Блок Народное творчество
Беседы: «Народные промыслы», «Устное народное творчество», «Русская
матрёшка», «Хороводные игры на Руси»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные
промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись),
«Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов
России».
Художественное творчество:
Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досочка»,
Г. Сургут 2016г
Чтение художественной литературы: «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная»,
Н. Телешова «Крупеничка»
Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Подвижные игры: «Гори гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеёк»
Работа с родителями:
Консультации:
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через русские
народные сказки».
Май
V Блок Россия
Беседы: «История возникновения России», «Государственные символы
России», «Президент России», «Богатства России»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя
страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-
воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси».
Художественное творчество:
Рисование «Кремль»
Рисование по сказкам А.С. Пушкина
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-
ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Подвижные игры: «Горелки с платочком», «Дедушка - рожок», хороводная
Г. Сургут 2016г
игра «Перелёт птиц»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»
Беседы: «Москва – столица России», «Башни Кремля», «История праздника –
1 мая», «Никто – не забыт, ничто – не забыто» .
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Красная книга России,
открытки на тему «1 мая», «Русский народный костюм», «Зимующие птицы
России», работа с глобусом. Просматривание видео – фильмов о Великой
Отечественной войне.
Художественное творчество:
Рисование «Флаг России», « Георгиевская лента»,Заучивание песни
«Катюша».Аппликация- «Гвоздика Победы»
Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок,
чтение и разучивание стихотворений о Родине, о ВОВ.
Д/игры: «Что мы делаем», «Подбери признак»
Подвижные игры: «Пирожок», «Гуси - лебеди»
Праздник: «Этих дней не смолкнет слава», приуроченный празднику «День
Победы»
Работа с родителями:
Консультации:
Г. Сургут 2016г
«Вырастим достойного гражданина нашей страны»
Г. Сургут 2016г