Автор: Перепелица Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №28 "Дельфинчик"
Населённый пункт: город Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речевого дыхания.
Раздел: дошкольное образование
Развитие речевого дыхания
Дыхание – одна из основных жизненных функций человека, поэтому
выработке правильного дыхания необходимо уделять большое внимание не
только
потому,
что
это
оптимизирует
газообмен
и
кровообращение;
обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной
полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания,
создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной
саморегиляции.
Ведь
ритм
дыхания
–
единственный
из
всех
телесных
ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со
стороны человека.
Дыхание бывает:
- физиологическое – складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют
друг друга;
- речевое – это скоординированный процесс, во время которого дыхание
и артикуляция соотносятся в процессе речевого высказывания, и учувствует
в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Правильное речевое
дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.
Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной
струи.
Очень важно научить ребенка правильному речевому дыханию, так как
дыхательная система является энергетической базой для устной речи.
Дыхание
бывает
трех
видов:
ключичное,
грудное,
грудобрюшное
(диафрагмальное); ключичное дыхание – очень поверхностное.
Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям
для
развития
грудобрюшного
типа
дыхания
требуется
обучение
и
активизация
физиологической
роли
диафрагмальной
мышцы
с
помощью
специальных коррекционных физических упражнений.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои
особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм
его
недостаточно
устойчив,
легко
нарушается
при
физической
и
эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже
возрастной нормы.
Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений
в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с
речевыми нарушениями оно развивается патологически.
В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания,
судорожные
сокращения
мышц
диафрагмы
и
грудной
клетки,
дополнительные вдохи.
Дыхательные упражнения должны включаться в процесс занятий как
можно
раньше.
Основным
является
полное
дыхание,
то
есть
сочетание
грудного и брюшного дыхания, выполняемое сначала лежа, потом сидя и
наконец, стоя. После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к
упражнениям , в которых дыхание согласуется с движением.
Рекомендации по произведению дыхательной гимнастики:
1.Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить
помещение.
2.
Дыхательную
гимнастику
не
рекомендуется
проводить
после
плотного обеда или ужина. Нужно, чтобы между занятиями и последним
приемом пищи прошло не менее часа, еще лучше – если занятия проводятся
натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая
не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений
не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Дыхательные упражнения.
1.
«Воздушный шарик». И. п.: Ребенок ложиться на спину. Руки
вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза
смотрят в пололок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох
через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается.
- Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной
шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Взрослый
кладет свою руку на живот ребенка и помогает при обучении дыханию. Дети
дышат по команде «вдох – выдох» (5 раз).
2.
И. п. тоже.
- Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов
ртом с задержкой дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре), держим
(раз-два), выдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два). Единица счета равна
одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.
3. Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глубоких
вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывание счета: «Вдох (4
хлопка),
держим
(2
хлопка),
выдох
(4
хлопка),
держим
(2
хлопка).
Упражнение выполняется 5-8 раз.
4. Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глубоких
вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания. Произносите
вслух
только
слова
«Вдох»,
«Держим»,
«Выдох»,
«Держим»,
а
счет
прохлопывайте: «Вдох (3 хлопка), держим (3 хлопка), выдох (3 хлопка),
держим
(3
хлопка)».
Единица
счета
равна
одной
секунде.
Упражнение
выполняется 5-8 раз.
5. Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глубоких
вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания. Вместо слов
«Вдох», «Держим», «Выдох», вы хлопаете два раза, а счет прохлопываете как
раньше: двойной хлопок – 3 хлопка - двойной хлопок – 3 хлопка. Единица
счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.
! Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслаблено!
Литература.
Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с
речевыми нарушениями
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения.М.,
1993
Козляинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. – М.,
1989.
Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.- 9-е изд. – М.: Генезис,
2017