Напоминание

Развитие речевого дыхания.


Автор: Перепелица Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №28 "Дельфинчик"
Населённый пункт: город Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речевого дыхания.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речевого дыхания

Дыхание – одна из основных жизненных функций человека, поэтому

выработке правильного дыхания необходимо уделять большое внимание не

только

потому,

что

это

оптимизирует

газообмен

и

кровообращение;

обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной

полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания,

создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной

саморегиляции.

Ведь

ритм

дыхания

единственный

из

всех

телесных

ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со

стороны человека.

Дыхание бывает:

- физиологическое – складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют

друг друга;

- речевое – это скоординированный процесс, во время которого дыхание

и артикуляция соотносятся в процессе речевого высказывания, и учувствует

в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Правильное речевое

дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.

Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной

струи.

Очень важно научить ребенка правильному речевому дыханию, так как

дыхательная система является энергетической базой для устной речи.

Дыхание

бывает

трех

видов:

ключичное,

грудное,

грудобрюшное

(диафрагмальное); ключичное дыхание – очень поверхностное.

Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям

для

развития

грудобрюшного

типа

дыхания

требуется

обучение

и

активизация

физиологической

роли

диафрагмальной

мышцы

с

помощью

специальных коррекционных физических упражнений.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои

особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм

его

недостаточно

устойчив,

легко

нарушается

при

физической

и

эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже

возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений

в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с

речевыми нарушениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания,

судорожные

сокращения

мышц

диафрагмы

и

грудной

клетки,

дополнительные вдохи.

Дыхательные упражнения должны включаться в процесс занятий как

можно

раньше.

Основным

является

полное

дыхание,

то

есть

сочетание

грудного и брюшного дыхания, выполняемое сначала лежа, потом сидя и

наконец, стоя. После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к

упражнениям , в которых дыхание согласуется с движением.

Рекомендации по произведению дыхательной гимнастики:

1.Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить

помещение.

2.

Дыхательную

гимнастику

не

рекомендуется

проводить

после

плотного обеда или ужина. Нужно, чтобы между занятиями и последним

приемом пищи прошло не менее часа, еще лучше – если занятия проводятся

натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая

не стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений

не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Дыхательные упражнения.

1.

«Воздушный шарик». И. п.: Ребенок ложиться на спину. Руки

вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза

смотрят в пололок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох

через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается.

- Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной

шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Взрослый

кладет свою руку на живот ребенка и помогает при обучении дыханию. Дети

дышат по команде «вдох – выдох» (5 раз).

2.

И. п. тоже.

- Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов

ртом с задержкой дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре), держим

(раз-два), выдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два). Единица счета равна

одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.

3. Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глубоких

вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывание счета: «Вдох (4

хлопка),

держим

(2

хлопка),

выдох

(4

хлопка),

держим

(2

хлопка).

Упражнение выполняется 5-8 раз.

4. Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глубоких

вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания. Произносите

вслух

только

слова

«Вдох»,

«Держим»,

«Выдох»,

«Держим»,

а

счет

прохлопывайте: «Вдох (3 хлопка), держим (3 хлопка), выдох (3 хлопка),

держим

(3

хлопка)».

Единица

счета

равна

одной

секунде.

Упражнение

выполняется 5-8 раз.

5. Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глубоких

вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания. Вместо слов

«Вдох», «Держим», «Выдох», вы хлопаете два раза, а счет прохлопываете как

раньше: двойной хлопок – 3 хлопка - двойной хлопок – 3 хлопка. Единица

счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.

! Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслаблено!

Литература.

Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с

речевыми нарушениями

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения.М.,

1993

Козляинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. – М.,

1989.

Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.- 9-е изд. – М.: Генезис,

2017



В раздел образования