Автор: Артемьевских Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: город Красноуфимск, Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация проектно-исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
«Организация проектно-исследовательской деятельности с
детьми младшего школьного возраста в учреждении
дополнительного образования»
Ольга Александровна Артемьевских, методист
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»,
ГО Красноуфимск
Ключевые
слова:
проектно
–
исследовательская
деятельность,
педагогическая
технология, младший школьный возраст, палеонтология.
Учреждения дополнительного образования, как и школы озабочены
сегодня поиском нового содержания образования. Одной из форм является
проектно
-
исследовательская
деятельность. В условиях
дополнительного
образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, поэтому выбор
содержания,
тематики
и проблематики
проектов
и исследований
обучающимися происходит в момент выбора направления дополнительной
образовательной деятельности при учёте возрастных особенностей детей.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на
интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых,
поэтому проект - это всегда творческая деятельность. Активное включение
ребёнка в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать
новые
способы
человеческой
деятельности
в
социокультурной
среде. Основной
задачей метода
проектов
является
исследование
детьми
вместе с педагогом окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны
делать
сами:
спланировать,
выполнить,
проанализировать,
оценить
и,
естественно, понимать, зачем они это сделали.
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных
моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться
строить свою деятельность совместно с другими, найти, добыть знания,
необходимые
для
выполнения
того
или
иного
проекта,
таким
образом,
разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая
жизнь,
ребята
получают
необходимые
для
этой
жизни
знания,
причем
самостоятельно,
или
совместно
с
другими
в
группе,
концентрируясь
на
живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях
жизни.
Опыт работы в проектной деятельности.
Проектная
деятельность
в
нашем
учреждении
носит
системный
характер. От индивидуального исследования проекта по теме, предмету, к
групповому
исследованию
-
проекту
широкого
охвата
многих
областей
знаний. В прошлом году, с обучающимися 4 года по программе «Мир вокруг
нас»,
руководителем
которого
я
являюсь,
был
подготовлен
проект
по
палеонтологии «Загадки Пермского моря». В рамках работы над проектом
ставилась
о сновная
цель
-
вовлечение
детей
в
про ектную
и
исследовательскую деятельность. Наука палеонтология, с помощью своих
форм и методов изучения объектов дает большой простор для проведения
различных исследований.
А
как
известно – все новое вызывает у детей
познавательный
интерес,
мотивирует
стремление
к
знаниям,
подвигает
к
самообразованию, активизирует творческую деятельность. В этом творческом
процессе
особое
значение
придавалось
педагогике
сотрудничества,
когда
дети,
родители
и
педагоги
становились
активными
участниками
и
помощниками в работе над проектом.
Первая встреча ребят с доисторическим миром случилась на первом
году
обучения.
Мы
побывали
на
экскурсии
«Окаменелые
сокровища
Пермского моря»
в Красноуфимском краеведческом музее и задумались, что
не всегда Земля была такой, какой мы привыкли ее видеть. Как зарождалась
жизнь на планете? Какие животные ее населяли, как они выглядели и в каком
климате жили? Почему именно Пермский период имеет отношение к нашему
городу? У нас оказалось очень много вопросов, на которые хотелось бы
получить ответ. Поэтому у нас возникла идея создания проекта «Загадки
Пермского моря», чтобы обучающиеся могли многое узнать о Пермском
периоде и науке палеонтологии.
Мы побеседовали с родителями и решили данный проект представить в
виде коллективного информационно - исследовательского проекта с выходом
на создание мультипликационного фильма, который мог бы стать подспорьем
и
дополнением
к
темам
занятий
по
изучению
нашего
родного
края.
Составленный совместно план работы помог нам организовать совместную
деятельность
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный этап
2. Моделирующий
3. Деятельностный
4. Оформление результатов проекта
5.Общественная презентация результата.
На подготовительном этапе мы поставили перед собой проблемные
вопросы,
выбрали
и
сформулировали
тему
своего
проекта,
создали
инициативно-творческую
группу
из
детей
и
родителей,
разработали
программу действий на период проекта. Отправной точкой создания нашего
проекта стало посещение ещё в сентябре, Ключиковского карьера, где мы
нашли
свои
первые
экспонаты.
Так
появилась
идея
с о зд а н и я
палеонтологической экспозиции.
На втором этапе мы разрабатывали проект, определяли цели и задачи
проекта,
проанализировали
проделанную
работу
на
первом
этапе,
разработали программу наших дальнейших действий и распределили объём
предстоящих
работ.
На
данном
этапе
работы
мы
попросили
каждого
обучающегося
поработать
дома
со
своими
родителями
и
постараться
ответить на вопрос: «Что мы знаем о палеонтологическом прошлом нашего
края? И знаем ли что – нибудь, не привлекая дополнительные источники?».
После сбора информации у нас прошло занятие «Пермское море – что
мы о нем знаем?», где каждый ребенок рассказал о том, что ему известно о
Пермском периоде. Мы посетили несколько познавательных занятий и мастер
– классов в нашем краеведческом музее,
пообщались с палеонтологами –
любителями
нашего
города,
познакомились
с
профессией
геолога
и
палеонтолога
в
рамках интеллектуально
–
творческой
игры. Провели
анкетирование.
Третий этап – деятельностный. На этом этапе мы занимались сбором
серьёзной информации
для
подготовки
сюжета
для
мультфильма
и
методических
пособий.
Мы
изучали
и
анализировали
документальные
и
архивные
источники,
Интернет-ресурсы,
периодические
издания
по
палеонтологии и истории Пермского периода.
Вместе с этим мы готовили
главных
героев
будущего
мультфильма
-
лепили
из
пластилина
жителей
Пермского моря, готовили декорации будущего моря, учились работать в
программах «Киностудия Windows
live»,
«Звукозапись»,
позволяющих
создавать мультипликационные шедевры.
Четвертый этап – оформление результатов. Следующим шагом для
нас
было
оформление
результатов
проектной
деятельности: методических
пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря – паззлов «Трилобит»,
раскраски для детей «Обитатели Пермского моря», развивающей игры для
учащихся младших классов «Узнай кто я?», создание мультфильма «Загадки
Пермского
моря»,
составление
фотоотчета,
обсуждение
формы
представления полученных результатов.
Заключительным
этапом
нашей
работы
стала
общественная
презентация результата работы над проектом, которая была представлена на
муниципальном конкурсе проектов и Всероссийском конкурсе «Первые шаги
в науку», где наши обучающиеся со своим проектом «Загадки Пермского
моря» заняли первое место.
Наука
палеонтология
дает
огромный
материал
для
понимания
современного
растительного
и
животного
мира
нашей
планеты,
предоставляет
детям
уникальную
возможность
освоения
неисчерпаемых
информационных
ресурсов,
научных
знаний,
приобретения
умений
и
навыков;
развивает
интеллект,
пытливость,
любознательно сть,
целеустремленность, желание и умение познавать каменную летопись Земли.
Внедрение проектно-исследовательских технологий помогает нашему
учреждению дополнительного образования повышать качество образования в
учреждении, добиваться творческих успехов, а самое главное привлекать
детей к новой форме деятельности, и учить их видеть то, что они ранее не
замечали или просто не понимали.