Автор: Рыжкова Татьяна Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГКОУ "ШИСО №1"
Населённый пункт: г. Нальчик, КБР
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Скелет. Строение, состав и соединение костей."
Раздел: среднее образование
Скелет. Строение, состав и соединение костей
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока:Создать условия для осознания и осмысления нового учебного
материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для
организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:Организовать индивидуальную и групповую
познавательную деятельность учащихся на уроке для
изучения сущности скелета, строения, состава и соединения
костей.
Развивающие:Создать условия для дальнейшего формирования навыков и
умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать,
сравнивать, обобщать, выделять главное. Учить устанавливать взаимосвязь
между строением и функциями скелета; развивать наблюдательность и речь
учащихся.
Воспитывающие:Способствовать формированию положительного отношения к
знаниям,
воспитание
мотивов
учения,
интереса
и
любознательности,
формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширять
кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,
словесные, наглядные
УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- проблемное обучение
Межпредметные связи:связь с химией, анатомией, физиологией, медициной.
Ожидаемые результаты:
-усвоение материала в полном объёме на уроке;
- применение полученных знаний;
-умение «оперировать» биологическими терминами.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
–
Вспомните все системы органов.(Перечисляют системы органов)
–
Для всех живых организмов характерно движение. Человек тоже
совершает различные движения. Какие?(Он ходит, бегает, прыгает,
выполняет упражнения, занимается спортом. Без движений невозможна
трудовая деятельность. Движение способствует физическому развитию
человека, укрепляет и поддерживает его здоровье. )
–
Движение тела происходит за счёт какой системы? (За счёт опорно-
двигательной системы )
–
А что составляет опорно-двигательную систему, почему ещё эту
систему называют костно-мышечной? (Мышцы, которые прикреплены
ккостям. )
–
Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?
«Скелет. Строение, состав и соединение костей»
–
А теперь давайте сформулируемцель нашего сегодняшнего урока, исходя
из нашей темы.
Изучить отделы скелета, строение, химический состав и соединение
костей.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Скелет
а) Значение опорно -двигательной системы Для всех живых организмов
характерно движение. Человек тоже совершает различные движения – бегает ,
прыгает, выполняет гимнастические упражнения, занимается спортом, трудовой
деятельностью . Движение способствует физическому развитию человека,
укрепляет и поддерживает его здоровье. Движение обеспечивается
сокращением мышц, которые прикреплены к костям. Вот почему мы говорим,
что в движении участвуют не только мышцы, но и кости. Мышцы и кости
(скелет) тела образуют опорно-двигательную систему. Таким оразом опорно-
двигательная система образована активной частью — скелетными мышцами и
пассивной — костями скелета.
Предложить учащимся самим сформулировать функции скелета.
Функции:
- опору и движение нашего тела,
- защищает внутренние органы,
- является органом кроветворения, так как в костях образуются клетки крови,
- формообразующая,
- принимает участие в обмене минеральных веществ.
Скелет представляет единое прочное образование. Помимо костей в него входят
хрящи и связки, состоящие из прочной соединительной ткани. В скелете
человека насчитывается более 200 костей.
Различают
скелет головы – череп,
скелет туловища, к которому прикрепляются
пояса конечностей – плечевой и тазовый, и
кости свободных конечностей – рук и ног.
б)Строение костей.
- Предложить учащимся найти в учебнике типы костей и подобрать примеры к
каждому типу.
Кости отличаются друг от друга формой и размерами. Различают:
длинные ( трубчатые) — кости плеча, предплечья, бедра, голени,
короткие – кости стопы и кисти,
плоские(губчатые) – лопатки, кости черепа.
- Предложить учащимся вспомнить какие типы тканей существуют.
Кости образованы соединительной костной тканью.
Снаружи они покрыты плотной оболочкой – надкостницей, а места, где кости
сочленяются друг с другом, – суставным хрящом. Надкостница обеспечивает
рост кости в толщину и ее срастание при переломе.
Надкостница и кость пронизаны кровеносными сосудами, по которым идет
снабжение ткани питательными веществами и кислородом. В надкостнице
много нервных окончаний, потому ее повреждение очень болезненно.
Надкостница прилегает к компактному веществу кости. На объемном рисунке,
изображающем микростроение компактного вещества кости, видно, что оно
пронизано мельчайшими костными канальцами, по которым проходят сосуды
и нервы. Вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют
межклеточное вещество, имеющее форму костных пластинок. Костные
пластинки в несколько слоев окружают полость канальца, образуя цилиндры,
вложенные один в другой. Костные клетки располагаются позади каждого ряда.
Они соединены между собой, образуя единую систему. Костные пластинки и
трубчатое строение костей обеспечивают прочность и легкость скелета.
Компактное вещество, находящееся под надкостницей, образует наружный слой
кости. За ним следует губчатое вещество. Оно заполняет головки длинных
костей или является основй плоских. Губчатое вещество состоит из
многочисленных костных перекладин, между
которыми видны полости, заполненные красным костным мозгом. Эта ткань
вырабатывает клетки крови.
Направление костных перекладин соответствует нагрузкам, которые
испытывают кости, и силам, растягивающим их.
Внутри, между головками длинных костей, имеется костно-мозговая полость.
Она заполнена желтым костным мозгом, богатым жировой тканью. В желтом
костном мозге клетки крови могут образовываться лишь в случае больших
кровопотерь.
Около головок длинных костей у детей имеются хрящевые прослойки, где
происходит формирование костной ткани. За счет этих участков кость растет в
длину. Постепенно костная ткань полностью вытесняет хрящевую, и рост кости
заканчивается. Возраст окончания роста у каждого человека индивидуален, но
среднее значение возраста, в котором человек завершает стадию роста и
развития организма – это 25 лет. У разных людей он может варьироваться от 22
до 27, реже – от 20 до 30 лет.
- Давайте выясним, какие особенности химического состава и строения
придают костям уникальные свойства? Предложить учащимся выяснить состав
кости
в) Состав кости. Кости состоят из неорганических и органических веществ.
Если кость прокалить на огне, органические вещества сгорят. Кость почернеет и
обуглится, но сохранит свою форму. Если к ней прикоснуться, она легко
рассыплется на мелкие твердые частички. Неорганические вещества придают
костям твердость. А если кость подержать некоторое время в 5%-ной соляной
кислоте, она станет мягкой и гибкой. Кислота растворит минеральные соли, и в
костях останутся только органические вещества, придающие им гибкость и
упругость. Прочность костей обусловлена сочетанием органических и
неорганических веществ.
Состав костей меняется в течение жизни человека. У детей в костях процент
органических веществ больше, поэтому они более гибкие и упругие, менее
ломкие, но легче поддаются искривлению. С возрастом кости становятся более
хрупкими, так как в них увеличивается процентное содержание минеральных
солей.
- Как изменяется состав костей с возрастом? Почему у детей часто встречаются
искривления костей, а у пожилых людей переломы? Почему в вашем возрасте
нужно постоянно следить за осанкой? (Состав костей меняется в течение всей
жизни человека. У детей в костях процент органических веществ больше,
поэтому они более гибкие и упругие, менее ломкие, но легче поддаются
искривлению. С возрастом кости становятся более хрупкими, т.к. в них
увеличивается процентное содержание минеральных солей.)
г) Соединение костей. Соединение костей в скелете бывает:
неподвижным (шов); так соединены кости черепа, за исключением нижней
челюсти
полуподвижным (осуществляется с помощью хрящей); так соединены между
собой позвонки, а также 10 пар ребер с грудиной
подвижным ; подвижные соединения дву или более костей называют
суставами
Суставы позволяют человеку производить разнообразные движения. Кости в
суставе соединенны друг с другом прочными тяжами – связками из
соединительной ткани. Одна из костей образует суставную головку, другая –
суставную впадину. Головка и впадина покрыты гладким суставным
хрящом. Это облегчает движение костей. Сустав находится в суставной сумке.
Ее стенки выделяют суставную жидкость, уменьшающую трение костей при
движении и осуществляющую питание суставного хряща, в котором нет
кровеносных капилляров
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
–
Изобразите схематично плоские, трубчатые, длинные и короткие кости.
Плоские кости
Длинные трубчатые
Короткие губчатые
-
Выполнить тест
1. Скелет человека состоит из отделов:
скелета головы
скелета туловища
скелета конечностей
верны все ответы
2. Неподвижное соединение костей называется
стык
сустав
шов
хрящ
3. Кости состоят из ткани:
эпителиальной
мышечной
нервной
соединительной
4. Мышцы и кости составляют систему органов:
1. Опорно-двигательную
2. Нервную
3. Пищеварительную
4. Половую
Р
ефлексия.
-Какие затруднения у вас возникли на уроке?
-Что нового вы узнали?
-Что было интересно?
-Чему научились?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф №6; ответиь на вопосы после параграфа