Автор: Канева Надежда Гавриловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №20 "Светлячок"
Населённый пункт: город Салехард ЯНАО
Наименование материала: "Начальное ознакомление детей со спортом"
Тема: Консультация для педагогов и родителей
Раздел: дошкольное образование
«Начальное ознакомление детей со спортом»
(Консультация для педагогов и родителей)
Физическое воспитание – составная часть интеллектуального, нравственного и
эстетического
воспитания
ребенка.
Порицая
в
ребенке
рассеянность,
беспорядок
и
непослушание, мы требуем и во время занятий повторять упражнения до тех пор, пока
ребенку не удастся выполнить его правильно. Общение с ребенком родители должны
осуществлять как бы в форме игры, при этом следует учитывать возраст ребенка, его
возможности. Во время занятий ценятся главным образом те упражнения, которые ребенок
выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что
подчиняется
их
желаниям.
Мягкая,
последовательная
манера
обращения
с
ребенком
требует от родителей большого терпения и самообладания.
Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы отвратить ребенка от занятий и
тем самым лишить его благотворного влияния физического воспитания.
Воспитывать спортивные наклонности нужно с раннего детства. Важно обострить у
ребенка чувство «мышечной радости» – чувство наслаждения, испытываемое здоровым
человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но
длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию.
Не упустить время – вот главное, что надо знать родителям на этот счет.
Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости
в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для
психического состояния подростка.
Родителям необходимо изучать стадии физического развития ребенка, а также его
возрастные и индивидуальные особенности. Рост и развитие ребенка – сложный процесс,
одним из компонентов которого является развитие движений. Как правильно подобрать
упражнения, в какой последовательности их выполнять, как познакомить с ними ребенка и
приступить к разучиванию, сколько раз их повторять – родители могут правильно ответить
на
все
эти
вопросы
только
на
основе
тщательного
изучения
и
глубокого
знания
индивидуальных особенностей своего ребенка.
Ребенок развивается неравномерно. Ориентиром может служить возраст, однако в
двигательном развитии ребенок может опережать свой возраст или, наоборот, отставать.
Поэтому родители должны не ограничиваться только данными возрастной группы, а
внимательно
отбирать
движения,
предпочитая
те,
к
которым
ребенок
готов:
либо
возвращаться
к
задачам
для
детей
младшего
возраста,
либо,
напротив,
предоставить
свободу движений ребенку, который по развитию перегнал свой возраст.
Правильно подобранные упражнения с эмоциональным зарядом, которые дети выполняют
с
увлечением,
положительно
влияют
на
эмоциональное,
эстетическое
и
этическое
воспитание ребенка. В наше время, которое психологи называют зачастую временем
нарастающей
отчужденности
детей,
очень
важно
найти
средства,
способствующие
созданию
теплой,
домашней
атмосфере,
внушающие
ребенку
чувство
уверенности
и
безопасности,
убеждающие
его
в
родительской
любви
и
взаимопонимании.
Хорошо
продуманные занятия родителей с ребенком являются одним из таких средств.
С медицинской и педагогической точки зрения развитие ребенка может разделить на
следующие этапы:
· грудной возраст – до 1 года,
· ранний возраст – от 1 года до 3 лет,
· дошкольный возраст – от 3 до 6 лет,
· школьный возраст – от 6 до 17лет.
Забота о двигательном развитии ребенка столь же важна для его гармоничного развития,
как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон, частое
пребывание на свежем воздухе, чистая постель и необходимая одежда.
Грудной возраст (до 1 года)
Процесс развития двигательных навыков у ребенка в течение 1-го года жизни хорошо
изучен.
На первом месяце жизни ребенок должен самостоятельно двигаться.
В 2 – 3 месяца кладите ребенка на животик, берите его на руки и, показывая игрушку,
стимулируйте движения мышц шеи.
В 4 – 6 месяцев к уже освоенным движениям добавляйте переворот ребенка на бок и на
животик.
В 7 – 9 месяцев побуждайте ребенка ползать, сидеть и стоять, а некоторых детей уже
можно учить ходить, держась за какую-либо опору.
В 10 – 12 месяцев продолжайте развивать у ребенка умение ползать, стоять и ходить,
опираясь на что-нибудь, а затем побуждайте его к первым самостоятельным шагам.
Здоровые дети в годовалом возрасте, как правило, умеют ходить с помощью взрослого или
же держась за мебель, а некоторые – и самостоятельно. Дети начинают ходить около 9 мес.
или более поздно.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
На 2-ом году жизни главная задача родителей – поддерживать врожденное стремление
ребенка к разнообразным движениям, учить его менять позы и положения.
На 3-ем году жизни интенсивно развивается подвижность рук и ног, ребенок набирает
силы. Задача родителей – способствовать всестороннему развитию у ребенка умение
ходить, бегать, прыгать и т.д.
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
На 4-ом году жизни задача родителей вырабатывать у ребенка правильную осанку и
легкую, красивую походку.
На 5-ом году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состояние
выполнять ритмические движения.
На 6-ом ребенок должен показать, что им освоены все основные виды движений. Его
умственно и физически нужно приготовить к школьной работе. Чтобы всего этого достичь
следует
в
течение
дошкольного
периода
систематически
направлять
двигательную
активность.
Школьный возраст (от 6 до 17 лет)
Ребенок приобщается к более серьезным подвижным командным играм – футбол,
баскетбол, волейбол и др. Этот возраст наибольшей активности у детей, поэтому многие
родители грамотно распределяют нагрузки своего ребенка, сочетая школьные занятия и
досуг ребенка. Они записывают своих детей на различные спортивные кружки и занятия:
плаванье, танцы, футбол, теннис, восточные единоборства.
Конечно, это всего лишь краткая характеристика первых шагов к спорту. Важно: уметь
сделать их правильно, во всем помогая и направляя ребенка.