Автор: Дакуева Татьяна Гавриловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Забитуйская СОШ"
Населённый пункт: п.Забитуй, Иркутская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Давление газа"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Забитуйская СОШ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Давление газа»
ФИО (полностью) Дакуева Татьяна Гавриловна
Место работы МБОУ Забитуйская СОШ
Должность Учитель физики
Предмет Физика
Класс 7
Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Номер урока в теме 3
Цель урока:
сформировать понятие о давлении газа на стенки сосуда; объяснить причины его возникновения; установить, от чего зависит давление газа.
Задачи:
Обучающие: с помощью проблемного опыта побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин,
вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин.. Сформировать у учащихся представление о давлении газов,
входящее в систему знаний взглядов на мир.
Развивающие:
развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы. Развитие специальных знаний и умений моделировать
сущность процессов. Проводить мыслительный эксперимент.
Воспитательные: продолжить формирование положительного отношения к самостоятельному поиску знаний; продолжить развивать умения
работать в группах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Основные термины и понятия: давление газа, зависимость давления газа от объёма и температуры
Наглядность: объемная, мультимедийная. интерактивная доска
Оборудование: Для учителя: воздушный шарик, насос Комовского, шприц без иголки
Для учащихся: воздушные шарики, горячая и холодная вода в пастмассовых бутылках, шприцы, ручной насос.
Формы работы: Групповая, фронтальная.
Этапы
урока
Задачи этапа
Методы
и
приёмы
обучени
я
Форма
учебного
взаимоде
йствия
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Организа
ционный
Подготовить
психологически
учащихся к
обучению
беседа
фронталь
ная
Приветствует учащихся,
проверяет готовность к уроку,
создаёт эмоциональный
настрой.
Настраиваются на
работу, получают
позитивный заряд,
концентрируют
внимание
Личностные:
самоопределяются и
настраиваются на урок
Познавательные: ставят
перед собой цель: «Что я
хочу получить сегодня от
урока»
Коммуникативные:
планируют учебное
сотрудничество с учителем и
одноклассниками
Постанов
ка целей и
задач.
Создать условия
(обеспечить
деятельность) по
определению целей
урока
Эвристи
ческая
беседа
Фронталь
ная,групп
овая
Вы видите, на стене висят
воздушные шарики. вопрос?
А чем наполнены шарики?
Чем еще кроме воздуха можно
заполнить воздушные шары?
Что же будет объектом нашего
изучения?
Делаем вывод, что речь пойдет
не только о воздухе, но и о
газах вообще.
Предлагаю вам попробовать
сжать шарик.
Что вам мешает при сжатии?
Что действует на оболочку
шарика?
Что по вашему мнению мы
будем изучать?
После вариантов ответов
обобщаем:
Газ давит на оболочку т. е.
создает давление. Изучение
давления газа и будет нашей
задачей.
Какова же цель нашего урока ?
Ответ ученика
(воздушный шарик)
Ответ ученика
(воздухом)
Ответ ученика (гелием,
водородом)
Ребята пробуют сжать
приготовленные
воздушные шары и
отвечают на вопросы.
При сжатии нам мешает
воздух находящийся в
шарике.
На оболочку шарика
действуют молекулы
воздуха.
Формулируют цель:
Целью нашего урока
будет изучение давления
газа.
Познавательные:
анализируют и сравнивают
задания, извлекают
необходимую информацию.
Проявляют познавательную
инициативу.
Регулятивные: составляют
план действий, оценивают
степень достижения
результата, обсуждают
результаты.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с
достаточной полнотой и
точностью, устанавливают
рабочие отношения
Актуализа
ция.
Создать ситуацию
«успеха» путем
проверки усвоения
учебного материала
прошлых уроков.
Эвристи
ческая
беседа
фронталь
ная
Задает вопросы
1.Вспомним, из чего состоит
вещество?
2.Какие три состояния
вещества вы знаете?
3.Объектом нашего изучения
Отвечают на вопросы
Вещество состоит из
мельчайших частиц,
молекул.
Твердое, жидкое и
газообразное.
Познавательные
выстраивают логическую
цепь рассуждений,
анализируют, извлекают
необходимую информацию
для получения нового
понятия
Регулятивные:в ситуации
затруднения регулируют ход
является газ. Вспомните, что
отличает газ, от других
состояний, как ведут себя
молекулы газа?
Газ не имеет формы и
объема. Молекулы в газе
расположены далеко
друг от друга.
мысли по наводящим
вопросам, оценивают
степень достижения цели
Коммуникативные: умение
слушать учащихся и
аргументировать свою точку
зрения
Определе
ние целей
совместно
й
деятельно
сти.
Создать условия
(обеспечить
деятельность) по
определению целей
урока
Эвристи
ческая
беседа
фронталь
ная
Задает вопрос:
Есть ли отличие в оказании
давления?
Что необычного?
Но ведь в газе тоже молекулы -
все они притягиваются к
Земле. Значит давления газа
обусловлено другими
причинами, чем давление
твердого тела на опору?
(проблемная ситуация).
Причиной же давления
газа является действие
всех молекул на стенки
сосуда, оно и создает
давление газа.
Познавательные
выстраивают логическую
цепь рассуждений,
анализируют, извлекают
необходимую информацию
для получения нового
понятия
Регулятивные:в ситуации
затруднения регулируют ход
мысли по наводящим
вопросам, оценивают
степень достижения цели
Коммуникативные: умение
слушать учащихся и
аргументировать свою точку
зрения
Открытие
новых
знаний.
Создать условия
(способствовать
деятельности
учащихся) для
самостоятельного
выяснения
причины
возникновения
давления газа и от
каких физических
Частичн
о
-поисков
ый
фронталь
ная
ПРОБЛЕМНЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ. Под
колокол воздушного насоса
помещаем завязанный
воздушный шарик. Он
содержит небольшое
количество воздуха и имеет
неправильную форму. Затем
насосом откачивают воздух из
под колокола. Оболочка
Ответы учеников. Из под
колокола откачиваем
воздух, значит, число
молекул под колоколом
становится меньше. В
шарике же число
молекул остается
прежним, их число не
изменяется. Поэтому
число ударов молекул о
Познавательные:поиск и
выделение необходимой
информации.
Структурирование знаний.
Анализ объектов.
Регулятивные: учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в новом
величин оно
зависит.
Выдвижение
гипотез.
шарика постепенно
раздувается и принимает
форму шара. Почему? Что
происходит?
Итак можно сделать вывод,
почему возникает давление
газа?
От чего же зависит давление
газа?
Теперь я предлагаю, на
практике установить от чего
зависит давление газа?
Разделитесь на три группы.
Задания на столах,
ознакомьтесь.
1 группа: ЭКСПЕРИМЕНТ.
Пояснение:
Насосом накачивайте шарик.
Или просто надувайте, что
происходит?
внешние стенки
оболочки становится
меньше, чем число
ударов о внутренние
стенки. Воздух в шарике
будет стремиться занять
весь предоставленный
объем. Так как под
колоколом создается
разряжение.
Ответ учеников.
Давление газа на
стенки сосуда
вызывается ударами
молекул.
Выдвигают гипотезы:
1)Как зависит давление
газа от ее массы?
2) Как зависит давление
газа от ее объема?
3) Как зависит давление
газа от ее температуры?
1 группа:
ЭКСПЕРИМЕНТ.
Насосом накачивают
шарик. Или просто
надувают, что
происходит?
При накачивании
насосом шарик
надувается быстрее, так
как число молекул
вдуваемых насосом
больше.
учебном материале в
сотрудничестве с учителем
Коммуникативные: умение
слушать учащихся и
аргументировать свою точку
зрения
Коммуникативные: умение
наблюдать, делать выводы.
Умение работать в группе,
слушать других, отстаивать
свою точку зрения. Умение
работать с подручным
материалом.
2 группа: ЭКСПЕРИМЕНТ.
Пояснение: Берете шприц без
иголки. Прикройте отверстие
для вставки иглы пальцем.
Вдвигая поршень, обнаружите
увеличение давления.
Ответьте на вопрос: В чем
причина увеличения
давления? Ведь количество
молекул осталось прежним,
температура не изменилась и
молекулы те же самые?
(создание проблемной
ситуации)
3 группа: ЭКСПЕРИМЕНТ.
ПОЯСНЕНИЕ: слабо
надутый шарик поливайте
горячей водой, а затем
холодной. Что увидите
Вывод: Чем больше
количество молекул,
т.е.чем больше масса,
тем выше давление.
2 группа:
ЭКСПЕРИМЕНТ. Берут
шприц без иголки.
Прикрывают отверстие
для вставки иглы
пальцем. Вдвигая
поршень, обнаруживают
увеличение давления.
Отвечают на вопрос: В
чем причина увеличения
давления? Ведь
количество молекул
осталось прежним,
температура не
изменилась и молекулы
те же самые?
В каждую точку теперь
попадает больше
молекул, и они чаще
ударяются.
Вывод: изменение
объема, приводит к
изменению давления,
прямо
пропорционально.
3 группа:
ЭКСПЕРИМЕНТ.
ПОЯСНЕНИЕ: слабо
надутый шарик
поливают горячей водой,
Физминут
ка..
картину, почему так
происходит?
Встали, вдохнули -
потянулись, опустили руки-
выдохнули. (4 раза)
Посмотрите видеофрагмент:
что происходит с легкими при
вдохе и выдохе?
температура газа
повышается, молекулы
движутся быстрее, чаще
ударяются о стенки
сосуда, давление
повышается. Поливают
холодной водой, шарик
сдувается, т.к. молекулы
движутся медленнее и
ударяются о стенки шара
реже. Давление
понижается.
Вывод: Давление газа
зависит от
температуры: чем
выше температура газа
тем больше давление и
наоборот.
Выводы капитаны
команд вывешивают на
доске.
Выполняют упражнения.
Смотрят.
Первично
е
закреплен
ие знаний
Выявить качество
усвоения
материала. Оценить
работу класса.
Самосто
ятельная
работа
Индивиду
альная
Выполнение теста.
Тест
Вопрос 1. От чего зависит
давление газа?
1) от числа молекул
Отвечают на вопросы
теста.
Взаимопроверка.
Познавательные: анализ
способов и условий действий
Регулятивные: проводят
самооценку, учатся адекватно
принимать причины успеха
2) от температуры газа
3) от объема
4)От всех названных величин
Вопрос 2. При уменьшении
объема сосуда, в котором
находится газ давление
1) уменьшится
2) не изменится
3) увеличится
Вопрос 3. Как изменится
расстояние между молекулами
газа при уменьшении объема
сосуда, в котором находится
газ?
1) увеличится
2) не изменится
3) уменьшится
4) правильного ответа нет
Вопрос 4. При уменьшении
температуры газа расстояние
между молекулами?
1) Увеличится
2) Уменьшится
3) Не изменится
Самопрверка по эталону.
(неуспеха)
Коммуникативные: умение
понимать личную
ответственность за результат,
формирование учебной
мотивации
испытывают положительные
эмоции по поводу успеха
(неуспеха) одноклассников.
Рефлексия
учебной
деятельно
сти на
уроке
Соотнесение
поставленных задач
с достигнутым
результатом,
постановка
дальнейших целей.
беседа
Фронталь
ная,индив
идуальная
Ведёт беседу.
Какую цель в начале урока
ставили?
Достигли ?
Предлагает учащимся выбрать
окончания фраз:
Сегодня я узнал
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Меня удивило…
Вступают в диалог с
учителем отвечают на
вопросы, формируют
конечный результат,
рассказывают что
узнали, чему научились,
какие трудности
испытали.
Познавательные: Построение
речевого высказывания в
устной форме, рефлексия
способов и условий действия
Регулятивные: Организация
учащимися своей учебной
деятельности в зависимости
от обозначенных пробелов в
полученных новых знаниях;
умение осуществлять
Отмечает наиболее активных
учащихся, выставляет оценки
по результатам работы.
самоконтроль и самооценку.
Коммуникативные:
Оценивание личностной
значимости полученной на
уроке информации с
практической точки зрения
Домашнее
задание с
пояснение
м.
Согласовать
домашнее задание.
Дальнейшее
самостоятельное
применение
полученных
знаний.
индивиду
альная
Задает и поясняет домашнее
задание. Возьмите 2
пластмассовые пустые
бутылки, одну оставьте в
комнате, а другую вынесите на
улицу. Через 2 часа занесите,
посмотрите, сравните 2
бутылки и сделайте вывод.
Понимают и записывают
домашнее задание:§37,
вопросы после
параграфа. Найти в сети
интернет « Природные
явления,
иллюстрирующие
давления газа».
Регулятивные: организация
учащимися своей учебной
деятельности
Коммуникативные:
оценивание уровня
сложности Д/З при его
выборе для выполнения
учащимся самостоятельно