Напоминание

"Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ"


Автор: Черенкова Мария Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад "Лучик"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ»

Согласно ФГОС для детей с ОВЗ построение образовательного процесса

ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических

особенностей обучающихся, в частности предполагается возможность

разработки индивидуальных учебных планов.

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов,

средневековой Европы.

Если строить точную генеалогию, феномен тьюторства происходит из

Великобритании и зародился примерно в XIV веке в классических

английских университетах Оксфорде и Кембридже.

В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства как

такового не было. Были отдельные прецеденты тьюторского сопровождения,

такие как Царскосельский лицей (1811–1917), примеры наставничества в

воспитании царских особ. В 1989 году руководитель Школы культурной

политики П.Г. В 1991 году в школе «Эврика-развитие» была развернута

экспериментальная работа по внедрению новой системы педагогической

поддержки детей в учебном процессе, начала формироваться идеология

тьюторства.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию

персональной образовательной стратегии.

Тьютор определяется как «лицо, сопровождающее процесс освоения

деятельности».

Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного

движения ребенка.

Тьютор – это наставник, посредник, человек, который научит самостоятельно

решать проблемы, позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс

самообразования, культура.

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с

«особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей.

Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой

профессии неуместны.

Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками

индивидуального планирования учебного процесса.

При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в

области специальной (коррекционной) педагогики.

Основным в работе тьютора является:

Разработка индивидуальных образовательных планов.

Работа с его ресурсной картой.

Сопровождение его индивидуального образовательного пути.

«Тьюторское сопровождение - это особый тип сопровождения

образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности

выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся

выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для их

осуществления и осмысления» (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).

Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно

большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает,

несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.

Задачи, реализуемые специалистом-тьютором:

сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации

её развивающего характера;

подготовка условий для образования особого ребёнка в конкретной

системе образовательного учреждения;

занятия с ребёнком по преодолению дефицитов

развития и формирования новых компетенций;

партнёрство с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка,

рекомендации в подборе развивающих, коррекционных и

образовательных программ;

правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав

ребёнка во всех социальных институтах.

Тьютор может осуществлять следующие виды деятельности:

проектировать и организовывать предметно-игровую среду для

конкретных игровых и образовательных ситуаций;

создавать открытые коммуникативные пространства для ребёнка в

социуме;

разрабатывать инструментарий для индивидуального

сопровождения ребенка;

проводить мониторинг уровней развития ребёнка;

разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу

развития ребенка по преодолению дефицитов развития и

формирования новых компетенций;

проводить занятия с ребёнком по направлениям индивидуальной

программы;

организовывать встречи с родителями, педагогами, врачами в рамках

социального партнёрства в интересах ребёнка.

Проектировать и

организовывать предметно-игровую среду для конкретных игровых

и образовательных ситуаций.

Этапы взаимодействия с учащимися

Создавать открытые коммуникативные пространства для ребёнка в

социуме.

Разрабатывать инструментарий для индивидуального

сопровождения ребенка.

Проводить мониторинг уровней развития ребёнка.

Разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу

развития ребенка по преодолению дефицитов развития и

формирования новых компетенций.

Проводить занятия с ребёнком по направлениям индивидуальной

программы.

Организовывать встречи с родителями, педагогами, врачами в

рамках социального партнёрства в интересах ребёнка.

Совместный с

тьютором анализ и рефлексия решений и действий подопечного.

Выстраивание партнерства и взаимодействия с другими людьми и

структурами под решение своих задач.

Процедура «договаривания» с другими о нормах жизни и действия.

Переформатирование своих результатов и целей.

Сравнительная характеристика тьютора и преподавателя

Преподаватель:

Тьютор:

Является принципиальным источников

содержания курса наряду с другими

средствами обучения.

Методически управляет освоением

учебного курса.

Доступен обучающимся во время занятий,

определенных расписанием.

Доступен обучающимся всегда.

Передает содержание курса.

Организует образовательную

деятельность обучающихся.

Имеет дело только с учебным материалом

курса.

Работает с материалом курса и

производственными проблемами

обучающихся.

Устанавливает с обучающимися отношения

иерархии (знающий-незнающий).

Устанавливает с обучающимися

отношения партнерства.

В настоящее время в России должность «тьютор» официально закреплена

в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного

профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5

мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая

2008 г. под № 11731 и 11725 соответственно).

Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный

справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в

раздел «квалификационные характеристики должностей работников

образования» (приказ № 761-н Миздравсоцразвития от 26.08.2010,

зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).

Должностные обязанности тьютора.

Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися.

Организует их персональное сопровождение.

Координирует поиск информации обучающимися для самообразования.

Сопровождает процесс формирования их личности.

Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у

него ресурсы.

Координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся.

Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения.

Обеспечивает уровень подготовки обучающихся.

Содействует генерированию его творческого потенциала.

Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими.

Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора

обучающимся пути своего образования.

Организует индивидуальные и групповые консультации для

обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих).

Поддерживает познавательный интерес обучающегося.

Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала.

Участвует в работе педагогических, методических советов, в

подготовке и проведении родительских собраний.

Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение

обучающимися уровней образования.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время

образовательного процесса.

Тьютор должен знать:

Методы управления образовательными системами;

методы формирования основных составляющих компетентности.

Современные педагогические технологии.

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их

профилактики и разрешения.

Основы экологии, экономики, права, социологии.

Организацию финансово-хозяйственной деятельности

образовательного учреждения.

Основы ИКТ.

Приоритетные направления развития образовательной системы

Российской Федерации.

Основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии.

Теорию и методику воспитательной работы.

Технологии открытого образования и тьюторские технологии.

Требования к квалификации тьютора

Высшее профессиональное образование по направлению подготовки

«Образование и педагогика».

Стаж педагогической работы не менее 2 лет.



В раздел образования