Автор: Черенкова Мария Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад "Лучик"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ»
Согласно ФГОС для детей с ОВЗ построение образовательного процесса
ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических
особенностей обучающихся, в частности предполагается возможность
разработки индивидуальных учебных планов.
Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов,
средневековой Европы.
Если строить точную генеалогию, феномен тьюторства происходит из
Великобритании и зародился примерно в XIV веке в классических
английских университетах Оксфорде и Кембридже.
В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства как
такового не было. Были отдельные прецеденты тьюторского сопровождения,
такие как Царскосельский лицей (1811–1917), примеры наставничества в
воспитании царских особ. В 1989 году руководитель Школы культурной
политики П.Г. В 1991 году в школе «Эврика-развитие» была развернута
экспериментальная работа по внедрению новой системы педагогической
поддержки детей в учебном процессе, начала формироваться идеология
тьюторства.
Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию
персональной образовательной стратегии.
Тьютор определяется как «лицо, сопровождающее процесс освоения
деятельности».
Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного
движения ребенка.
Тьютор – это наставник, посредник, человек, который научит самостоятельно
решать проблемы, позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс
самообразования, культура.
Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с
«особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей.
Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой
профессии неуместны.
Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками
индивидуального планирования учебного процесса.
При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в
области специальной (коррекционной) педагогики.
Основным в работе тьютора является:
Разработка индивидуальных образовательных планов.
Работа с его ресурсной картой.
Сопровождение его индивидуального образовательного пути.
«Тьюторское сопровождение - это особый тип сопровождения
образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности
выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся
выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для их
осуществления и осмысления» (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).
Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно
большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает,
несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.
Задачи, реализуемые специалистом-тьютором:
сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации
её развивающего характера;
подготовка условий для образования особого ребёнка в конкретной
системе образовательного учреждения;
занятия с ребёнком по преодолению дефицитов
развития и формирования новых компетенций;
партнёрство с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка,
рекомендации в подборе развивающих, коррекционных и
образовательных программ;
правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав
ребёнка во всех социальных институтах.
Тьютор может осуществлять следующие виды деятельности:
проектировать и организовывать предметно-игровую среду для
конкретных игровых и образовательных ситуаций;
создавать открытые коммуникативные пространства для ребёнка в
социуме;
разрабатывать инструментарий для индивидуального
сопровождения ребенка;
проводить мониторинг уровней развития ребёнка;
разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу
развития ребенка по преодолению дефицитов развития и
формирования новых компетенций;
проводить занятия с ребёнком по направлениям индивидуальной
программы;
организовывать встречи с родителями, педагогами, врачами в рамках
социального партнёрства в интересах ребёнка.
Проектировать и
организовывать предметно-игровую среду для конкретных игровых
и образовательных ситуаций.
Этапы взаимодействия с учащимися
Создавать открытые коммуникативные пространства для ребёнка в
социуме.
Разрабатывать инструментарий для индивидуального
сопровождения ребенка.
Проводить мониторинг уровней развития ребёнка.
Разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу
развития ребенка по преодолению дефицитов развития и
формирования новых компетенций.
Проводить занятия с ребёнком по направлениям индивидуальной
программы.
Организовывать встречи с родителями, педагогами, врачами в
рамках социального партнёрства в интересах ребёнка.
Совместный с
тьютором анализ и рефлексия решений и действий подопечного.
Выстраивание партнерства и взаимодействия с другими людьми и
структурами под решение своих задач.
Процедура «договаривания» с другими о нормах жизни и действия.
Переформатирование своих результатов и целей.
Сравнительная характеристика тьютора и преподавателя
Преподаватель:
Тьютор:
Является принципиальным источников
содержания курса наряду с другими
средствами обучения.
Методически управляет освоением
учебного курса.
Доступен обучающимся во время занятий,
определенных расписанием.
Доступен обучающимся всегда.
Передает содержание курса.
Организует образовательную
деятельность обучающихся.
Имеет дело только с учебным материалом
курса.
Работает с материалом курса и
производственными проблемами
обучающихся.
Устанавливает с обучающимися отношения
иерархии (знающий-незнающий).
Устанавливает с обучающимися
отношения партнерства.
В настоящее время в России должность «тьютор» официально закреплена
в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного
профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5
мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая
2008 г. под № 11731 и 11725 соответственно).
Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный
справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в
раздел «квалификационные характеристики должностей работников
образования» (приказ № 761-н Миздравсоцразвития от 26.08.2010,
зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).
Должностные обязанности тьютора.
Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися.
Организует их персональное сопровождение.
Координирует поиск информации обучающимися для самообразования.
Сопровождает процесс формирования их личности.
Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у
него ресурсы.
Координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся.
Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения.
Обеспечивает уровень подготовки обучающихся.
Содействует генерированию его творческого потенциала.
Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими.
Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора
обучающимся пути своего образования.
Организует индивидуальные и групповые консультации для
обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих).
Поддерживает познавательный интерес обучающегося.
Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала.
Участвует в работе педагогических, методических советов, в
подготовке и проведении родительских собраний.
Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение
обучающимися уровней образования.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время
образовательного процесса.
Тьютор должен знать:
Методы управления образовательными системами;
методы формирования основных составляющих компетентности.
Современные педагогические технологии.
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения.
Основы экологии, экономики, права, социологии.
Организацию финансово-хозяйственной деятельности
образовательного учреждения.
Основы ИКТ.
Приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации.
Основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии.
Теорию и методику воспитательной работы.
Технологии открытого образования и тьюторские технологии.
Требования к квалификации тьютора
Высшее профессиональное образование по направлению подготовки
«Образование и педагогика».
Стаж педагогической работы не менее 2 лет.