Напоминание

"Волшебной музыки страна"


Автор: Симонова Маргарита Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №53 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Сыктывкара Республики Коми
Наименование материала: Творческо-поисковый образовательный проект
Тема: "Волшебной музыки страна"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Творческо-поисковый образовательный

проект «Волшебной музыки страна»

Информационная характеристика проекта:

Автор проекта:

С и м о н ов а

М а р г а р и т а

М и х а й л о в н а ,

музыкальный

руководитель.

Проект

образовательный,

творческо-поисковый,

групповой,

долгосрочный.

Исполнители:

Музыкальный

руководитель,

дети,

родители

дошкольного учреждения.

Участники проекта: Дети средней, старшей и подготовительной к

школе групп, воспитатели этих групп, родители воспитанников.

Возраст детей: 4-7 лет.

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Тема:

Музыкально

образовательная

деятельность

детей

дошкольного возраста.

Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно

к

человеческому

чувству.

Музыка

располагает

своими

специфическими

средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека

с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не

сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так

важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их

представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных

музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный

музыкальный опыт. Считаю, что только высокохудожественная классическая

музыка

помогает

в

нравственно-эстетическом

развитии

ребёнка,

так

как

музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка

помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и,

наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.

Мир

музыки,

музыкальная

деятельность

очень

близки

детям.

В

восприятии

музыки,

оценке,

творчестве

ребёнок

видит

собственную

значимость.

В

процессе

музыкальной

деятельности

дети

знакомятся

с

лучшими

образцами

народной

и

классической

музыки,

что

способствует

обогащению их духовного мира.

Главной

задачей

музыкального

развития

дошкольника

является

формирование

у

детей системы

музыкальных

способностей,

основ

музыкальной

культуры,

развитие

эмоционально-чувственной

сферы,

приобщение

маленького

слушателя

к

шедеврам

музыкального

искусства.

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача

сложная. К традиционным видам музыкальной деятельности дошкольников

добавлен

новый

вид

музыкально-образовательная

деятельность

(начиная с пятого года жизни).

Музыкально-образовательная деятельность

формирует

знания

о

классической

музыке,

творчестве

отечественных

и

зарубежных композиторов, расширяет представления о музыкальных жанрах,

музыкальной

грамоте,

средствах

музыкальной

выразительно сти.

Музыкально-образовательная

деятельность

формирует

исполнительские

и

творческие навыки, развивает воображение, эстетический вкус, формирует

нравственно-эмоциональную сферу.

Цель:

Удовлетворение

эстетиче ских

потребно стей

д е т е й ,

формирование

музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о

мировой

классической

музыке,

творчестве

композиторов

-

классиков,

взаимосвязь видов искусства. Актуализация представлений о музыкальных

жанрах, средствах музыкальной выразительности. Создание

условий для

формирования музыкального мышления детей, повышения уровня развития

музыкальной культуры детей, их родителей и воспитателей групп.

Задачи:

1.

Обогащать

духовный

мир

детей

через

высокохудожественные

образцы музыкального искусства и приобщение к истокам мировой и русской

народной культуры.

2.

Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребёнку

с учётом его индивидуальных возможностей, способствовать формированию

исполнительских и творческих навыков, общих знаний о музыке.

3.

Целенаправленно

формировать

знания

детей

о

классической

музыке и её особенностях, композиторах, музыкальных жанрах, средствах

музыкальной выразительности, взаимосвязи видов искусства.

4.

Развивать

эмоциональную

сферу

детей,

способствовать

удовлетворению

их

эстетических

потребностей,

вкуса,

развитию

эстетической оценки.

5.

Создавать

условия

для

формирования

м у з ы ка л ь н о й

компетентности, мышления детей,

повышения их музыкальной культуры,

уровня развития.

6.

Привлекать родителей к участию в музыкальном образовании

детей. Определить формы сотрудничества с семьёй, исходя из социального

статуса,

педагогического

опыта

родителей,

заинтересованности

в

жизни

дошкольного учреждения.

Объект:

Музыкально-образовательная

деятельно сть

д е т е й

дошкольного

возраста,

развивающая

система

музыкального

образования

детей, процесс сотрудничества педагогов, детей и родителей в музыкальном

воспитании детей дошкольного возраста.

Предмет:

Процесс обучения, формы, методы развития музыкальной

компетентности детей, сотрудничество воспитателей, детей и их родителей

в музыкально-образовательной деятельности.

Гипотеза:

Организационно-педагогическая

работа

музыкальной

деятельности носит системный и комплексный характер, пронизывает все

виды деятельности дошкольника, осуществляется

повседневно в группах

детского

сада,

в

музыкальных

гостиных,

кружках,

в

домашней

самостоятельной

деятельности.

Дошкольник

духовно

развит,

музыкально

компетентен. Реализована модель музыкального образования.

Практическая значимость:

Повышение качества образовательного

процесса,

уровня

основ

музыкальной

компетентности

ребёнка.

Формирование

системы музыкального образования детей,

предметно-

развивающей

среды,

методического

обеспечения

для

развития

детской

музыкальной деятельности.

Теоретическая

значимость:

Разработана

модель

музыкального

образования

дошкольников,

перспективно-тематические

планы,

серия

тематических занятий, дидактических игр по музыкально-образовательной

деятельности; определено

содержание, формы,

методы взаимодействия

педагогов,

детей,

родителей

в

музыкально-образовательной

деятельности.

Произведена

дифференциация

методов

обучения

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных особенностей детей.

«Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной

культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать

красоту мелодии только в годы детства. Детская душа в одинаковой мере

чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной

мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального

произведения,

если

в

звуках

ребёнок

почувствует

многогранные

оттенки

человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не

может

быть

достигнута

никакими

другими

средствами.

Чувство

красоты

музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту –

маленький человек осознаёт своё достоинство».

В.А.Сухомлинский.

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков

музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Любителями и знатоками музыки

не рождаются, а становятся…».

Д.Шостакович.

«Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но как

одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства».

К.В. Глюк.

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой

особенно успешно они произрастают».

Г.Нейгауз.

Ожидаемый результат:

1.

Созданы

условия,

направленные

на

формирование

музыкальности

детей

в

процессе

интеграции

видов

музыкальной

деятельности.

2.

Сформирована музыкальная компетентность дошкольника:

Сформирован запас музыкальных впечатлений. Ребёнок охотно

слушает музыку и говорит о ней.

Уверенно

различает

вокальную

и

инструментальную

музыку,

имеет представление о музыкальной форме – опера, балет, оперетта, соната,

сюита, симфония.

Самостоятельно

определяет

жанровую

принадлежность

произведения (песня, танец, марш).

Знает состав симфонического оркестра

и оркестра народных

инструментов. Выделяет тембры солирующих музыкальных инструментов в

оркестре.

Владеет приёмами игры на различных детских музыкальных

инструментах.

Подбирает по слуху несложные мелодии на металлофоне.

3.

Организована работа «Музыкальной гостиной» по восприятию

классической музыки и знакомству с творчеством композиторов-классиков.

4.

Организована

работа музыкального кружка «Домисолька» по

музицированию на детских музыкальных инструментах.

5.

Определены

формы

работы

с

педагогами

и

родителями

по

музыкальному развитию дошкольников.

Основные направления реализации проекта:

1. Разработать модель музыкального образования детей.

2. Определить критерии уровня музыкального развития детей.

3. Провести мониторинг уровня развития музыкальных способностей

детей.

4.

Разработать

методические

рекомендации

по

музыкально-

образовательной деятельности в детском саду.

5.

Разработать

перспективно-тематические

планы

по

музыкально-

образовательной деятельности, слушанию-восприятию классической музыки

на музыкальных занятиях, приобщению к игре на детских музыкальных

инструментах.

6. Разработать серию музыкально-тематических занятий для детей.

7. Изготовить музыкально-дидактические пособия для занятий.

8.

Разработать

тематический

план

работы

салона

«Музыкальная

гостиная».

9. Разработать тематический план работы кружка по приобщению к

игре на детских музыкальных инструментах «Домисолька».

10. Разработать сценарии праздничных утренников и развлечений для

детей с использованием классической музыки.

11. Разработать и провести консультации и семинары-практикумы для

педагогов.

12. Провести смотр-конкурс музыкально-дидактических игр и пособий

для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.

13.

Провести

открытые

музыкально-тематические

занятия

для

педагогов.

14. Разработать и провести консультации для родителей.

15. Разработать анкету и провести анкетирование родителей с целью

выявления мотивации музыкального воспитания.

16. Провести мониторинг основ музыкальной компетентности детей.

17.

Прогнозировать самостоятельное творческое применение детьми

полученных знаний и умений.

План мероприятий по реализации проекта:

Этапы

работы,

задачи.

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

I

этап -

Подготови

тельный.

Установление

взаимосвязи

содержания

разных видов

музыкальной

деятельности в

развитии

ребёнка.

1.Изучение

и

анализ

музыкально-

п е д а г о г и ч е с ко й

л и т е р а т у р ы ,

законодательных

документов

по

проблеме.

2.Изучение и анализ инновационного

опыта

педагогов

в

музыкальном

в о с п и т а н и и

и

о б р а з о в а н и и

дошкольников.

3 .Си с т е мат и за ц и я

м а т е р и а л о в

программно-методического

обеспечения,

создание

условий

для

реализации проекта.

4 .

Р а з работка

перспективных

поэтапно-творче ских

планов

п о

м у з ы к а л ь н о м у

о б р а з о в а н и ю

д о ш ко л ь н и ко в

( м у з ы к а л ь н о -

образовательная

д е я т е л ь н о с т ь ,

слушание-восприятие

классической

музыки,

обучение

игре

на

детских

музыкальных инструментах).

4.Определение

критериев

у р о в н я

музыкального развития детей.

Сентябрь

-ноябрь

2014 г.

-Выявлены

наиболее

з н ач и м ы е

проблемы

в

музыкальном

воспитании,

определены причины их появления.

-Проанализирован и систематизирован

имеющийся материал по музыкальному

образованию детей.

-Выявлен

уровень

освоения

детьми

образовательной программы.

- С ф о р м и р о в а н о

ц е л о с т н о е

представление

о

взаимосвязи

планов

программ и пособий, определены пути

их реализации в проекте.

- О п р е д е л е н ы

к р и т е р и и

у р о в н я

м у з ы к а л ь н о г о

р а з в и т и я

д е т е й

дошкольного

возраста,

разработаны

таблицы,

проведён

мониторинг

музыкальных способностей детей.

-Обработаны

результаты

мониторинга,

создана

атмосфера

сотрудничества

по

музыкальному воспитанию.

5 .

Р а з р а б о т к а

т а б л и ц

д л я

м о н и т о р и н г а

м у з ы к а л ь н ы х

способностей детей.

6.Проведение мониторинга

уровня

развития музыкальных способностей

детей.

II этап -

Практичес

кий.

Повышение

педагогическо

й

компетентнос

ти педагогов

по

музыкальном

у развитию

дошкольников

через разные

формы

работы

Консультации для педагогов:

-«Музыкально-образовательная

деятельность в детском саду».

-«Создание музыкального центра в

группе».

-«О формах и методах

организации самостоятельной

музыкальной деятельности детей».

-«Творческое

музицирование

как

о с н о в а

м у з ы к а л ь н о г о

воспитания».

-«Музыка и здоровье человека.

Музыкотерапия».

-«Значение

музыки

в

процессе

духовного

становления

личности

ребёнка».

Выступление на педсоветах по

вопросам:

- « З н а к о м с т в о

д е т е й

с

произведениями

классической

музыки, приобщение к мировой и

национальной культуре».

- « О

с и с т е ме

м у з ы к а л ь н о г о

в о с п и т а н и я

и

в о с п и т а н и и

эмоциональной

отзывчиво сти

детей»

с

анализом

реализации

поэтапно-творческих

планов

по

данному направлению (слушание-

восприятие классической музыки,

Декабрь

2014-

декабрь

2015 г.

-П едагоги

мотив ированы

д л я

создания

условий

р е а л и з а ц и и

проекта.

-Сформирована педагогическая

компетентность у сотрудников по

музыкальному образованию

дошкольников.

-Педагоги подготовлены для помощи

детям

в

реализации

творческих

м у з ы к а л ь н ы х

з а д а н и й

в

самостоятельной

муз ы ка льн ой

деятельности дома и в детском саду.

-Сформированы представления

педагогов о системе музыкального

воспитания дошкольников,

проанализированы поэтапно-

творческие планы по восприятию

классической музыки, по

музыкально-образовательной

деятельности.

-Актуализированы знания

педагогов о мире музыки, о её

значении в процессе становления

личности ребёнка.

- Углублены представления

педагогов о музыкальных

инструментах, о составе

симфонического оркестра, о роли

классической музыки в

Формирование

музыкальной

компетентност

и

дошкольников.

музыкально-образовательная

деятельность, приобщение к игре

н а

д е т с к и х

м у з ы к а л ь н ы х

инструментах).

Семинары-практикумы для

педагогов:

- «Путешествие в мир музыки».

- «Рассказ дирижёрской палочки».

Смотры-конкурсы среди

педагогов:

-музыкально-дидактических игр и

пособий для самостоятельной

музыкальной деятельности в

группе.

- фонотеки детской танцевальной

и оздоровительной музыки в

группе.

- знатоков музыки.

Реализация перспективно-

тематических планов по

музыкальному образованию

детей:

Темы занятий:

- «Настроения, чувства в музыке».

- «Музыка и характер человека».

- «Мелодия».

- «Гавот», «Менуэт».

- «Полька», «Мазурка».

- «Шутка», «Колыбельная».

- «Романс», «Серенада», «Рондо».

Педагогическое

сопровождение

с е м ь и

п о

м у з ы к а л ь н о м у

образованию детей:

1.Темы консультаций:

интеллектуальном развитии детей.

-Внесены

изменения

в

содержание

предметно-развивающей

среды

групп.

-Разработаны

рекомендации

и

оформлена

подборка

музыкальных

произведений

для педагогов в оздоровлении детей и

взрослых.

-Сформирован

запас

музыкальных

впечатлений,

повышена музыкальная

компетентность дошкольников.

- Осознанное овладение детьми

программным материалом.

-Дети самостоятельно различают

средства музыкальной

выразительности, характеризующих

содержание музыки.

-Уверенно различают вокальную и

инструментальную музыку, имеют

представление о музыкальной форме

– опера, балет, оперетта, соната,

сюита, симфония,

с а м о с т о я т е л ь н о

о п р е д е л я е т

ж а н р о в у ю

п р и н а д л е ж н о с т ь

произведения (песня, танец, марш).

- Обобщён опыт работы с детьми по

музыкальному образованию,

выявлены знания детей,

музыкальные предпочтения.

- В «Музыкальной гостиной» дети

ознакомлены с творчеством

композиторов – классиков,

сформированы представления детей

Формировани

е адекватного

отношения

родителей к

проблеме

музыкального

образования

детей,

привлечение

их к данной

проблеме в

условиях

семьи.

- «Музыка в жизни ребёнка».

-

«Развитие

эм о ц и о н а л ьн о й

отзывчивости

детей

посредством

классической музыки».

- «Слушаем музыку вместе с

ребёнком».

-

« О т

п р и р од ы

м у з ы к а л е н

каждый».

- «Чему учат вашего ребёнка на

музыкальном занятии».

- «С песенкой по лесенке».

-

«Психологическая коррекция

тревожности детей в период

адаптации в ДОУ посредством

музыкального фольклора»

- «Праздник в семье».

-

« П р и о б щ е н и е

д е т е й

к

театральному искусству».

2.Встречи

с

родителями

за

«круглым столом»:

-«С кисточкой и музыкой в

ладошке».

-«От потешек – к Пушкинскому

балу».

3.

Анкетирование родителей (с

целью выявления мотивации

музыкального воспитания).

4. Семейные праздники и

развлечения:

-«Весенние капельки» - концерт

семейных талантов.

-Семейный праздник

«Никольщина».

- Театр мод «Очаровашки».

- П р а з д н и к

п а п

« Р у с с к и е

Январь

2015-

январь

2016 г.

о мировой классической музыке;

дети знают состав симфонического

оркестра, слышат и различают

звучание солирующих музыкальных

инструментов в оркестре.

- Актуализированы представления

родителей о влиянии классической

музыки на духовное становление

личности, о развитии музыкальных

способностей и творческих

проявлениях детей.

- Родители подготовлены

к совместному прослушиванию

классических произведений, к

проведению праздников в семье.

- Разработаны рекомендации помощи

родителями детям в период

адаптации к детскому саду, по

проведению праздников в семье,

организации домашнего театра.

- Адресная направленность

рекомендаций семье с учётом

достижений и проблем ребёнка.

- Обработаны результаты

анкетирования, создана атмосфера

сотрудничества по вопросам

музыкального воспитания.

- Семейные праздники объединили

родителей, детей и педагогов.

Выявлены музыкальные таланты

среди родителей и детей,

организованы творческие встречи в

детском саду.

Р о д и т е л и

м о т и в и р о в а н ы

к

богатыри».

-Семейный праздник

«Пасхальные встречи».

музыкальному

развитию

детей

в

условиях семьи.

III этап -

Обобщаю

щий.

Стимулирова

ние

эмоционально

-

положительно

го состояния

детей

посредством

музыкальной

деятельности.

Детские музыкальные

конкурсы:

- Конкурс знатоков музыки

«Умники и умницы».

-Конкурс вокального мастерства

«Музыкальная капель».

-Конкурс исполнителей музыки на

детских музыкальных

инструментах.

Мониторинг основ музыкальной

компетентности

детей.

Анализ реализации проекта,

прогнозирование

самостоятельности детей в

музыкальной деятельности.

Январь

2016-

май

2016 г.

- Созданы условия, направленные на

формирование музыкальной

компетентности детей в процессе

интеграции видов музыкальной

деятельности.

- Усвоенные знания и умения дети

применяют

самостоятельно.

- Определён уровень музыкального

развития детей. - Организационно-

педагогическая работа музыкальной

деятельности носит системный и

комплексный характер. Дошкольник

духовно развит, музыкально

компетентен. Реализована модель

музыкального образования.

Библиографический список литературы:

1. Т. Бабаева: Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного

образования.

2. Комплексная образовательная программа «Из детства - в отрочество»

(раздел «Музыка» автор Е.А.Дубровская).

3. Парциальная программа О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры».

4. Парциальная программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика».

5. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Музыка».

6. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Культура».

7. Н.А.Ветлугина «Музыкальный букварь».

8. Н.А.Ветлугина «Наш оркестр».

9. С. Бублей «Детский оркестр».

10. Эмиль Финкельштейн «Детская энциклопедия. Музыка от А до Я».

11. М.А.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей».

12. Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева и др. Дошкольное образование.

Словарь терминов.

13. Г.Абрамян «Ключ от песенки».

14. Г.Левашова «Твой друг музыка».

15. Черникова «Синичкины именины».



В раздел образования