. Методические рекомендации по формированию словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием
Автор: Завьялова Татьяна Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ Населённый пункт: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: . Методические рекомендации по формированию словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием Раздел: дополнительное образование
дошкольников с нормальным речевым развитием
По
результатам
констатирующего
эксперимента
у
дошкольников
с
нормальным
речевым
развитием
наиболее
низкие
результаты
были
выявлены при исследовании атрибутивного словаря. Недостаточно развит
словарь глаголов и обобщающих существительных.
В связи с этим, на основании полученных результатов исследования
были
определены
следующие направления работы по формированию
лексики у детей с нормальным речевым развитием:
1. Формирование атрибутивного словаря.
2. Развитие предикативного словаря.
3. Уточнение номинативного словаря.
В основу методических рекомендаций по формированию словаря детей
с нормальным речевым развитием
положены работы
таких авторов как
М.М.Алексеева, В.И. Яшина , Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева ,
Р.И. Лалаева , Н.В. Серебрякова , Л.Г. Парамонова , Т.Б. Филичева, Н. А
Чевелева .
1.
Игры
и
упражнения,
направленные
на
формирование
атрибутивного словаря.
1) Игра «Назови лишнее слово».
Цель:
классификация
слов
на
основе
различных
семантических
признаков.
Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них
лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
Лишнее слово среди прилагательных:
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
2) Игра в лото «Что из чего сделано?»
Цель: развитие атрибутивного словаря
Детям раздаются карточки лото с изображением различных предметов.
Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например:
«Стакан из стекла». Дети ищут изображение этого предмета на карточках.
Тот, у кого на карточке есть этот предмет, должен назвать словосочетание
прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос «какой?» (стек-
лянный стакан), а затем закрыть картинку фишкой. Речевой материал: стакан
из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева
—
Деревянная,
нож
из
металла
—
металлический,
ведро
из
железа
—
железное, ваза из хрусталя — хрустальная, чашка из фарфора — фарфоровая,
платье из шелка - шелковое, коробка из картона — картонная, шарф ни
шерсти — шерстяной, булка из пшеницы — пшеничная, хлеб из ржи —
ржаной, варенье из вишни — вишневое, дорога из песка — песчаная, сумка
из кожи - кожаная, мяч из резины — резиновый, шуба из меха — меховая,
крыша из соломы — соломенная, игрушка из пластмассы — пластмассовая,
труба из кирпича — кирпичная, подушка из пуха — пуховая, одеяло из ваты
— ватное.
3) Игра «Листья»
Цель:
отработка
словообразования
слов
–
прилагательных,
образованных от существительных.
Назвать правильно листья. Лист дуба — дубовый, лист березы — ... ,
лист липы— ... , лист ольхи — ... , лист рябины — ... , лист осины— ... , лист
клена — ... , лист яблони — ... , лист смородины — ... , шишка сосны — ... ,
шишка ели — ... , сережка ольхи
4) Игра «Добавь слово»
Цель: развитие атрибутивного словаря
Добавить
одно
общее
слово
к
двум
словам
(с
использованием
вопросов). Дерево, цветы — какие? Мяч, яблоко — какие?
Сахар, мед — какие? . Снег, лед — какие?
5) Игра «Что общего?»
Цель: развитие атрибутивного словаря
Объяснить,
что
общего
у
предметов.
а.
У
двух
предметов:
репа,
цыпленок (желтые), яблоко, помидор (круглые),
б. У трех предметов: мяч, солнце, шар (...), тарелка, ваза, чашка (...),
лист, трава, крокодил (...).
6) Игра «Закончи предложение»
Цель: развитие антонимии прилагательных
Закончить предложение и назвать слова-«неприятели». Слон большой
— комар ... Камень тяжелый, а пушинка ... Золушка добрая, а мачеха ... Зимой
погода холодная, а летом ... Сахар сладкий, а горчица ... Дерево высокое, а
куст ... Дедушка старый, а внук ... Суп горячий, а компот ... Сажа черная, а
снег ... Лев смелый, а заяц ... Молоко жидкое, а сметана ... Река широкая, а
ручеек ...
7) Игра «Сравни»
Цель: развитие атрибутивного словаря
по вкусу: горчицу и мед;
по цвету: снег и сажу;
по высоте: дерево и цветок;
по ширине: дорогу и тропинку;
по возрасту: юношу и старика;
по весу: гирю и пушинку;
по размеру: дом и шалаш.
8) Игра «Выбери слово»
Цель: развитие синонимии
Выбрать
из
трех
слов
два
слова-«приятеля»
среди
имен
прилагательных: грустный, печальный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый;
веселый,
крепкий,
прочный;
слабый,
неловкий,
неуклюжий;
большой,
красивый, огромный;
9) Игра «Отгадалки»
Цель: формирование денотативного и сигнификативного компонентов
значения прилагательных
Отгадывание
названия
предмета
по
описанию
ого
дифференциальных признаков. Например: Овощ, круглый, красный, вкусный.
Что это?
Отгадывание по картинкам загадок-описаний (предлагается несколько
картинок животных, из которых надо выбрать нужную).
Например: Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).
Я низкий, толстый и серый (бегемот).
Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).
Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).
Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).
2. Развитие предикативного словаря.
1) Игра «Назови лишнее слово».
Цель:
классификация
слов
на
основе
различных
семантических
признаков.
Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них
лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
Лишнее слово среди глаголов.
Думать, ехать, размышлять, соображать.
Бросился, ринулся, накинулся, слушал.
Ненавидеть, презирать, наказывать.
2) Игра «Выбери слово»
Цель: развитие антонимии
Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля». Предлагаются слова —
глаголы.
Поднимать, опускать, брать.
Давать, продавать, отдавать
Покупать, продавать, отдавать.
3) Игра «Добавь слово»
Цель: развитие предикативного словаря
Добавить
одно
общее
слово
к
двум
словам
(с
использованием
вопросов). Дерево, цветы — что делают?
Кошка, собака — что делают?
Тарелка, кружка — что делают?
Дождь, снег — что делают?
Фрукты, овощи — что делают?
4) Игра «Кто как передвигается?»
Цель: развитие предикативного словаря
Логопед показывает картинки, на которых изображены животные. Дети
определяют их и называют, как они передвигаются. лошадь — скачет рыба —
плавает змея — ползает лягушка — прыгает птица — летает
5) Игра «Кто как ест?» (по картинкам).
Цель: развитие предикативного словаря
Логопед
показывает
картинки,
на
которых
изображены
животные
:
Кошка — лакает молоко. Собака — грызет кость. Корова — жует сено.
Курица — клюет зерно.
6) Игра «Кто как голос подает?» (по картинкам).
Цель: развитие предикативного словаря
Логопед показывает картинки, на которых изображены животные и
птицы: голубь воркует, воробей чирикает, лягушка квакает, волк воет, петух
кукарекает, курица кудахчет, гусь гогочет, утка крякает, ворона каркает,
сорока стрекочет,
сова ухает,
медведь рычит,
кошка мяукает,
свинья
хрюкает, овца блеет, корова мычит, лошадь ржет, собака лает.
7) Игра «Кто что умеет делать?»
Цель: развитие предикативного словаря
Детям
предлагаются
картинки
с
изображением
людей
различных
профессий. Дети называют, кто что делает: учитель учит, чертежник чертит,
доктор лечит,
строитель строит дом,
уборщица убирает,
шофер водит
машину, дворник подметает, продавец продает художник рисует, покупатель
покупает, парикмахер стрижет, портной шьет, повар варит, жарит, готовит
плотник рубит топором, пилит, строгает.
8) Игра «Кто какие звуки издает?»
Цель: развитие предикативного словаря
дверь — скрипит,
бумага — шуршит, ветер — свистит, листья —
шелестят, ручеек — журчит, гром — грохочет, машина — гудит, град
— стучит, дождь — шумит.
9) Игра в лото «Кто что делает?»
Цель: развитие предикативного словаря
На
карточках
лото
изображены
люди
и
животные,
выполняющие
различные
действия.
Логопед
называет
действие.
Дети
находят
соответствующую
картинку
и
называют
предложение.
Если
предложение
воспроизведено
правильно,
картинка
закрывается
фишкой.
Например,
логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия
(заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки после
воспроизведения предложений.
Предлагаются карточки на глаголы идет, стоит, лежит, сидит, бежит,
плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.
10) Игра «Отгадай, что это за животные?»
Цель: развитие предикативного словаря
Логопед называет действия, которые свойственны Данному животному.
Дети должны отгадать, о каком Животном идет речь.
Сторожит, грызет, лает (кто это?) — ...
Мяукает, лакает, царапается — ...
Хрюкает, роет землю, чавкает — ...
Ржет, бегает, скачет — ...
Блеет, бодается — ...
Мычит, жует, ходит — ...
Летает, жужжит, жалит — ...
11) Игра «Чем отличаются слова?»
Цель: развитие предикативного словаря
Логопед
просит
детей
показать
на
картинках,
кто
умывает
—
умывается,
купает
—
купается,
прячет
-
прячется,
причесывает
—
причесывается,
вытирает
-
вытирается,
обувает
—
обувается,
качает
—
качаются, одевает — одевается. Делается вывод: слова умывается, обувается,
купается,
качается,
прячется,
причесывается,
вытирается,
одевается
обозначают, что человек делает что-то сам с собой. - Послушайте еще раз эти
слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ)
12) Игра с мячом «Скажи наоборот».
Цель: развитие антонимии глаголов
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший
мяч
ребенок
должен
придумать
слово,
противоположное
по
значению,
сказать
это
слово
и
бросить
мяч
обратно
логопеду.
Одеть
—
(раздеть),
бросить —- (поймать), положить — (убрать), купить — (продать), поднять —
(опустить), спрятать — (найти), дать — (взять), налить — (вылить).
13) Игра «Выбери слово»
Цель: развитие синонимии глаголов
Выбрать
из
трех
слов
два
слова-«приятеля»
среди
глаголов:
взять,
схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; ра-
доваться, веселиться, наряжаться.
3. Уточнение номинативного словаря.
1) Игра «Классификация предметов по картинкам»
Цель:
классификация
слов
на
основе
различных
семантических
признаков.
Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом
критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы
слов:
Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.
Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.
Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.
Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.
2) Игра «Разложи картинки по сходству».
Цель:
классификация
слов
на
основе
различных
семантических
признаков.
На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.
Детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке
овца);
стол,
деревянные
грабли,
деревянные
ворота
или
забор,
стул
(к
картинке
дерево);
бутылка
молока,
масло,
сыр,
мороженое
(к
картинке
корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки. Логопед предлагает детям
положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить,
почему он положил именно так.
3) Игра «Назови лишнее слово».
Цель:
классификация
слов
на
основе
различных
семантических
признаков.
Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них
лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
а. Лишнее слово среди имен существительных:
Кукла, песок, ведро, юла, мяч.
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.
Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.
Волк, собака, рысь, лиса, заяц.
Лошадь, корова, олень, баран, свинья.
Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.
Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.
Зима, апрель, весна, лето, осень.
4) Игра «Пара к паре»
Цель:
классификация
слов
на
основе
различных
семантических
признаков.
Подобрать слова по аналогии на основе различных признаков. Детям
предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а
затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе
различных типов смысловых связей: родовидовых; часть — целое; предмет и
его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется;
название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение
и др. Огурец — овощ, ромашка — (земля, цветок, клумба).
Помидор — огород, яблоко — (забор, сад, груша).
Часы — время, градусник — (кровать, температура, окно).
Машина — мотор, лодка — (парус, вода, палуба).
Стол — скатерть, пол — (мебель, доска, ковер).
Молоток — гвоздь, нож — (доска, хлеб, ящик).
Костюм — ткань, дом — (забор, кирпичи, лестница).
Стул — дерево, булка — (стол, зерно, нож).
Окно — дом, глаз — (рот, очки, лицо).
5) Упражнение «Дополнение смыслового ряда»
Цель:
классификация
слов
на
основе
различных
семантических
признаков.
Логопед предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово.
Гвоздь — молоток, шуруп — ...
Дом — крыша, книга — ...
Квадрат — куб, круг — ...
Птица — яйцо, растение — ...
Хорошо — лучше, медленно — ...
Огонь — пожар, вода — ...
6) Игра «Назови части».
Цель: развитие номинативного словаря
Возможны два варианта проведения данной игры: а) по картинке, б) по
представлению.
Логопед
называет
слово,
предлагает
представить
этот
предмет (или животное) и назвать его части. Например: Кот — тело, голова,
хвост, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть. Грузовик —...Дом —...
Дерево —
7) Игра «Подбери слово»
Цель: развитие номинативного словаря
Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к
названию действия (глаголу).
Бежит кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время).
Идет кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег, град).
Растет кто? (ребенок, щенок); что? (дерево, цветок).
8) Игра «Выбери слово»
Цель: развитие синонимии существительных
Выбрать из трех слов два с лова-«приятеля»:
а)
среди
имен
существительных:
дом,
солдат,
боец;
конь,
собака,
лошадь; дом, улица, здание;
9) Игра «Как назвать?»
Цель: развитие номинативного словаря
Логопед предлагает детям назвать того, кто на паровозе ездит —
машинист, кто утром делает зарядку — физкультурник, спортсмен,
кто песни сочиняет — композитор, кто играет на рояле — пианист, кто
ломает все — хулиган, кто водит вертолет — летчик, пилот.
Таким образом, логопедическая работа по развитию словаря детей с
нормальным речевым развитием
предполагает
уточнение значения слов,
имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи,
овладение
новыми
словами,
прежде
всего
глаголами,
прилагательными,
формирование структуры значения слова