Напоминание

"Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе"


Автор: Скобенко Лариса Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУСШ № 54 Советского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоградская область г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе"
Раздел: начальное образование





Назад





«Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических

задач в первом классе»
Роль задач на начальном этапе обучения. Задачи играют особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов. В процессе их решения формируются основные математические понятия курса математики начальных классов, совершенствуются вычислительные навыки, развивается мышление и речь учащихся. Овладение учащимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету. Знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел первого десятка. Это задачи на сложение и вычитание. Именно в первом классе начинает складываться поспешное и поверхностное отношение детей к обдумыванию решения задачи.
Целью
моего исследования является теоретическое обоснование и практическое использование жизненного опыта детьми при решении текстовых задач.
Объект исследования
– учебная деятельность младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования
– моделирование проблемной ситуации при решении сюжетных задач с использованием личного жизненного опыта детей.
Гипотеза исследования
: предположим, что наиболее успешное формирование навыков решения текстовых задач будет происходить при следующих условиях: 1. Будут использоваться различные формы, методы и приемы для возможности использования личного опыта детей при решении задач в первом классе; 2. Будет использована технология поэтапного формирования решения сюжетной задачи; 3. Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование практических умений по данной проблеме; Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования; 2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста; 3. Выявить эффективные условия и особенности формирования логического мышления, представления о содержании задачи; 4. Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему ; 5. Подвести итоги, сформулировать выводы. В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - поиск, изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме; - эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных условий, педагогический эксперимент;
Практической

базой

исследования
явилось муниципальное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 54 г.Волгограда . Каждый учитель из своего опыта знает, что сразу же после ознакомления с содержанием задачи ребёнок спешит назвать ответ и только по требованию учителя сообщает решение задачи (3 + 2 = 5). Ошибки при этом маловероятны, потому что сюжеты задач близки жизненному опыту детей, числа в условии небольшие и, следовательно, нужное арифметическое действие и число – ответ можно найти даже по представлению, не прибегая к вычислениям. Решение задач кажется первокласснику совсем не сложным. Зарождается стремление и постепенно формируется прочная привычка сводить всю работу над задачей к простой вычислительной деятельности. Но, как известно, процесс решения любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов: 1. Восприятие и первичный анализ задачи. 2. Поиск решения и составление плана решения. 3. Выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи. 4. Проверка решения. Формулировка окончательного ответа на во пр о с задачи. Остановимся на содержании первого этапа – восприятие и первичный анализ задачи. Основная цель ученика на первом этапе – понять задачу. Ученик должен чётко представить себе: О чём эта задача? Что в задаче известно? Что нужно найти? Как связаны между собой данные (числа, величины, значения величин)? Какими отношениями связаны данные и неизвестные, данные и искомое? Что является искомым: число, отношения, некоторое утверждение? Можно выделить следующие возможные приёмы выполнения первого этапа решения текстовой задачи: 1. Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие в ней. ( Например: По тексту задачи представить ситуацию, описанную в нём. Через одну – две минуты после чтения задачи учитель просит двух – трёх учеников рассказать, что они представили “нарисовать словесную картинку”, или один из учеников читает про себя задачу и затем рассказывает о том, как он представляет себе, о чём говорится в задаче. По его рассказу остальные учащиеся составляют текст задачи.). 2. Разбиение текста задачи на смысловые части. Применение этого приёма обеспечивает как понимание содержания задачи, так и запоминание. На первых уроках по
ознакомлению с задачами и для многих простых задач на последующих уроках полезно разбиение текста на части, описывающего: а) начало события; б) действие, которое произвели (произошло) с объектами задачи; в) конечный момент события, результат действия. Переформулировка текста задачи: замена данного в нём описания ситуации другим, с о х р а н я ю щ и м в с е о т н о ш е н и я и з а в и с и м о с т и и и х количественные характеристики, но более явно их выражающим. Цель переформулировки – отбрасывание несущественных деталей, уточнение и раскрытие смысла существенных элементов задачи. Моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью: а) реальных предметов, о которых идёт речь в задаче; б) предметных моделей; в) графических моделей в виде рисунка или чертежа. Каждый из перечисленных выше приёмов начинается с чтения или слушания задачи. От того, как будет прочитана или прослушана задача, зависит её понимание, а следовательно, и эффективность дальнейших действий по её решению. Основное требование к чтению задачи – правильное чтение всех слов, сочетаний слов, соблюдение знаков препинания, правильная расстановка логического ударения. В процессе решения разнообразных текстовых задач нетрудно заметить много общего. Возникает необходимость выделить это общее, изучить его и целенаправленно использовать. Ребёнок мыслит образами, а его хотят научить мыслить абстрактно. Для этого очень важно при работе над задачей научить детей выделять основные (опорные) слова, которые связаны с действием, соответствующим сюжету. Ориентация на жизненный опыт учащихся Как показывает практика, интерес и активность учащихся начальной школы при решении задач повышается, если их текст сформулирован на основе разнообразных задачных ситуаций взятых из жизни. Сформулированные на их основе задачи могут содержать: Избыточную информацию, то есть такую, которая не нужна для выполнения требования задачи, например: «Оля купила 6кг груш, а ее подруга Света на 3кг больше. Сколько заплатила Оля за свою покупку, если 1кг груш стоит 46 рублей?» Недостаточно информации для выполнения требований, так в задаче: «Найти длину и ширину участка прямоугольной формы, если известно, что длина больше ширины на 2 метра» – недостаточно данных для ответа на её вопрос. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо её дополнить недостающими данными.
3. В задачах с неполными условиями, дети, на основе своего житейского опыта, должны для решения задачи сами ввести недостающую информацию. Пример такого задания: «Сколько лап у трех жуков?». Разнообразные формы самостоятельной работы Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику глубже выяснить различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, расширить свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие математические и нематематические задачи. Задачи показывают значение математики в повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической деятельности. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Учителю необходимо сформировать умение решать задачи, а для этого, прежде всего, он должен уметь решать их сам, а так же владеть необходимыми знаниями, чтобы учить этому других. Тем самым возникает описание проблемной ситуации, т.е. ее знаковая модель - это и есть задача. Итак, генезис задачи можно рассматривать как моделирование проблемной ситуации, в какую попадает субъект в процессе своей деятельности, а саму задачу - как знаковую модель проблемной ситуации. Известный русский методист В.А. Евтушевский так охарактеризовал функции сюжетных задач в обучении начальной математике: «Задачи, предлагаемые в классе, заключают в себе живой материал для упражнения мышления ученика, для вывода математических правил и для упражнения в приложении этих правил в решении частных практических вопросов». Итак, понятие «задача» имеет несколько определений, которые представлены выше, а так же дана общая характеристика текстовой (сюжетной) задачи. Таким образом, готовность школьников к знакомству с текстовой задачей предполагает сформировать: 1) умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов; 2) представлений о смысле действий сложения и вычитания, и взаимосвязи; 3) понятий «увеличить (уменьшить) на», разностного сравнения; 4) навыков чтения; 5) умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели и обратно и др.
Именно второй подход позволяет в большей степени формировать общее умение решать текстовые задачи. Чтобы научить ребёнка решать текстовые задачи, учитель должен в разумном сочетании использовать оба подхода. А всё многообразие методических рекомендаций, связанных с обучением младших школьников решению задач, целесообразно рассматривать преимущественно с точки зрения второго подхода. Работая по учебно-методическому комплекту: Петерсон Л.Г.Математика «Учусь учиться» в 1 классе по программе « Школа-2100», в третьей части учебника представлены задачи, способствующие активизации мыслительной деятельности обучающихся. Детям предоставляется возможность анализировать и разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (дальность и длительность), анализировать зависимость между ними. В соответствии с требованиями нового образовательного стандарта, при решении задач используется работа в парах и группах. Так же предлагаются заведомо неправильные задачи, где требуется выявить, что именно неверно: «Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и7 мешков с гречкой. Сколько раз танцевала на балу Золушка с принцем?» В данном случае неверно сформулирован вопрос задачи. Сначала и до конца обучения в школе сюжетная задача неизменно помогает ученику глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, расширять свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие математические и нематематические задачи.
Используемая литература
1. Петерсон Л.Г. Математика.1класс: учебник в 3ч.- М., Ювента, 2011. 2. Петерсон Л.Г. Математика.1класс. Методические рекомендации: пособие для учителей / – М., Ювента, 2010. 3. Петерсон Л.Г. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс: методические рекомендации / Л.Г.Петерсон, И.Г.Липатникова.- М., Ювента, 2007. 4. Социальная сеть работников образования - Интернет.nsportal Паромова А.А..Современный образовательный процесс в начальной школе.


В раздел образования