"Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе"
Автор: Скобенко Лариса Дмитриевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУСШ № 54 Советского района Волгограда Населённый пункт: Волгоградская область г.Волгоград Наименование материала: статья Тема: "Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе" Раздел: начальное образование
«Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических
задач в первом классе»
Роль задач на начальном этапе обучения.
Задачи играют особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков
учащихся
начальных
классов.
В
процессе
их
решения
формируются
основные
математические
понятия
курса
математики
начальных
классов,
совершенствуются
вычислительные навыки, развивается мышление и речь учащихся. Овладение учащимися
умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету.
Знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел
первого десятка. Это задачи на сложение и вычитание. Именно в первом классе начинает
складываться поспешное и поверхностное отношение детей к обдумыванию решения
задачи.
Целью моего исследования является теоретическое обоснование и практическое
использование жизненного опыта детьми при решении текстовых задач.
Объект исследования – учебная деятельность младших школьников на уроках
математики.
Предмет исследования –
моделирование
проблемной
ситуации
при
решении
сюжетных задач с использованием личного жизненного опыта детей.
Гипотеза исследования : предположим, что наиболее успешное
формирование
навыков решения текстовых задач будет происходить при следующих условиях:
1.
Будут
использоваться
различные
формы,
методы
и
приемы
для
возможности
использования личного опыта детей при решении задач в первом классе;
2.
Будет использована технология поэтапного формирования решения сюжетной задачи;
3.
Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование
практических умений по данной проблеме;
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить
следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста;
3. Выявить эффективные условия и особенности формирования логического мышления,
представления о содержании задачи;
4. Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему ;
5. Подвести итоги, сформулировать выводы.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - поиск, изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические – педагогическое наблюдение,
беседа, метод незаконченных условий,
педагогический эксперимент;
Практической
базой
исследования
явилось
муниципальное
образовательное
учреждение – средняя общеобразовательная школа № 54 г.Волгограда .
Каждый
учитель
из
своего
опыта
знает,
что
сразу
же
после
ознакомления
с
содержанием задачи ребёнок спешит назвать ответ и только по требованию учителя
сообщает решение задачи (3 + 2 = 5). Ошибки при этом маловероятны, потому что сюжеты
задач близки жизненному опыту детей, числа в условии небольшие и, следовательно,
нужное арифметическое действие и число – ответ можно найти даже по представлению,
не прибегая к вычислениям. Решение задач кажется первокласснику совсем не сложным.
Зарождается
стремление
и
постепенно
формируется
прочная
привычка
сводить
всю
работу над задачей к простой вычислительной деятельности. Но, как известно, процесс
решения любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов:
1.
Восприятие и первичный анализ задачи.
2.
Поиск решения и составление плана решения.
3.
Выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи.
4.
Проверка
решения.
Формулировка
окончательного
ответа
на
во пр о с
задачи.
Остановимся на содержании первого этапа – восприятие и первичный анализ
задачи. Основная цель ученика на первом этапе – понять задачу. Ученик должен чётко
представить себе: О чём эта задача? Что в задаче известно? Что нужно найти? Как связаны
между собой данные (числа, величины, значения величин)? Какими отношениями связаны
данные и неизвестные, данные и искомое? Что является искомым: число, отношения,
некоторое утверждение?
Можно выделить следующие возможные приёмы выполнения первого этапа
решения текстовой задачи:
1. Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие
в ней. ( Например: По тексту задачи представить ситуацию, описанную в нём. Через одну
– две минуты после чтения задачи учитель просит двух – трёх учеников рассказать, что
они представили “нарисовать словесную картинку”, или один из учеников читает про себя
задачу и затем рассказывает о том, как он представляет себе, о чём говорится в задаче. По
его рассказу остальные учащиеся составляют текст задачи.).
2. Разбиение текста задачи на смысловые части. Применение этого приёма обеспечивает
как
понимание
содержания
задачи,
так
и
запоминание.
На
первых
уроках
по
ознакомлению с задачами и для многих простых задач на последующих уроках полезно
разбиение
текста
на
части,
описывающего:
а)
начало
события;
б)
действие,
которое
произвели
(произошло)
с
объектами
задачи;
в)
конечный
момент
события,
результат
действия.
Переформулировка
текста
задачи:
замена
данного
в
нём
описания
ситуации
другим,
с о х р а н я ю щ и м
в с е
о т н о ш е н и я
и
з а в и с и м о с т и
и
и х
количественные характеристики, но более явно их выражающим. Цель переформулировки
– отбрасывание несущественных деталей, уточнение и раскрытие смысла существенных
элементов задачи.
Моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью: а) реальных предметов, о
которых идёт речь в задаче; б) предметных моделей; в) графических моделей в виде
рисунка или чертежа.
Каждый из перечисленных выше приёмов начинается с чтения или слушания
задачи. От того, как будет прочитана или прослушана задача, зависит её понимание, а
следовательно, и эффективность дальнейших действий по её решению.
Основное требование к чтению задачи – правильное чтение всех слов, сочетаний
слов, соблюдение знаков препинания, правильная расстановка логического ударения.
В процессе решения разнообразных текстовых задач нетрудно заметить много
общего. Возникает необходимость выделить это общее, изучить его и целенаправленно
использовать.
Ребёнок мыслит образами, а его хотят научить мыслить абстрактно. Для этого очень
важно при работе над задачей научить детей выделять основные (опорные) слова, которые
связаны с действием, соответствующим сюжету.
Ориентация на жизненный опыт учащихся
Как показывает практика, интерес и активность учащихся начальной школы при
решении
задач
повышается,
если
их
текст
сформулирован
на
основе
разнообразных
задачных ситуаций взятых из жизни. Сформулированные на их основе задачи могут
содержать:
Избыточную информацию, то есть такую, которая не нужна для выполнения
требования задачи, например: «Оля купила 6кг груш, а ее подруга Света на 3кг больше.
Сколько заплатила Оля за свою покупку, если 1кг груш стоит 46 рублей?»
Недостаточно информации для выполнения требований, так в задаче: «Найти длину
и ширину участка прямоугольной формы, если известно, что длина больше ширины на 2
метра» – недостаточно данных для ответа на её вопрос. Чтобы выполнить эту задачу,
необходимо её дополнить недостающими данными.
3. В задачах с неполными условиями, дети, на основе своего житейского опыта, должны
для решения задачи сами ввести недостающую информацию. Пример такого задания:
«Сколько лап у трех жуков?».
Разнообразные формы самостоятельной работы
Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает
ученику
глубже
выяснить
различные
стороны
взаимосвязей
в
окружающей
жизни,
расширить свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие
математические и нематематические задачи. Задачи показывают значение математики в
повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической
деятельности. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического
развития, глубины освоения учебного материала.
Учителю необходимо сформировать умение решать задачи, а для этого, прежде
всего, он должен уметь решать их сам, а так же владеть необходимыми знаниями, чтобы
учить этому других.
Тем самым возникает описание проблемной ситуации, т.е. ее знаковая модель - это
и есть задача. Итак, генезис задачи можно рассматривать как моделирование проблемной
ситуации, в какую попадает субъект в процессе своей деятельности, а саму задачу - как
знаковую модель проблемной ситуации.
Известный русский методист В.А. Евтушевский так охарактеризовал функции
сюжетных задач в обучении начальной математике: «Задачи, предлагаемые в классе,
заключают
в
себе
живой
материал
для
упражнения
мышления
ученика,
для
вывода
математических правил и для упражнения в приложении этих правил в решении частных
практических вопросов».
Итак, понятие «задача» имеет несколько определений, которые представлены выше,
а так же дана общая характеристика текстовой (сюжетной) задачи.
Таким образом, готовность школьников к знакомству с текстовой задачей предполагает
сформировать:
1)
умения
описывать
предметные
ситуации
и
переводить
их
на
язык
схем
и
математических символов;
2) представлений о смысле действий сложения и вычитания, и взаимосвязи;
3) понятий «увеличить (уменьшить) на», разностного сравнения;
4) навыков чтения;
5)
умения
переводить
текстовые
ситуации
в
предметные
и
схематические
модели
и
обратно и др.
Именно второй подход позволяет в большей степени формировать общее умение
решать текстовые задачи.
Чтобы научить ребёнка решать текстовые задачи, учитель должен в разумном
сочетании использовать оба подхода. А всё многообразие методических рекомендаций,
связанных
с
обучением
младших
школьников
решению
задач,
целесообразно
рассматривать преимущественно с точки зрения второго подхода.
Работая по учебно-методическому комплекту: Петерсон Л.Г.Математика «Учусь учиться»
в 1 классе по программе « Школа-2100», в третьей части учебника представлены задачи,
способствующие активизации мыслительной деятельности обучающихся.
Детям предоставляется возможность анализировать и разрешать житейские ситуации,
требующие
умения
находить
геометрические
величины
(дальность
и
длительность),
анализировать
зависимость
между
ними.
В
соответствии
с
требованиями
нового
образовательного стандарта, при решении задач используется работа в парах и группах.
Так же предлагаются заведомо неправильные задачи, где требуется выявить, что
именно неверно: «Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и7 мешков с гречкой.
Сколько
раз
танцевала
на
балу
Золушка
с
принцем?»
В
данном
случае
неверно
сформулирован вопрос задачи.
Сначала
и
до
конца
обучения
в
школе
сюжетная
задача
неизменно
помогает
ученику
глубже
выяснять
различные
стороны
взаимосвязей
в
окружающей
жизни,
расширять свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие
математические и нематематические задачи.
Используемая литература
1.
Петерсон Л.Г. Математика.1класс: учебник в 3ч.- М., Ювента, 2011.
2.
Петерсон
Л.Г.
Математика.1класс.
Методические
рекомендации:
пособие
для
учителей / – М., Ювента, 2010.
3.
Петерсон Л.Г. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс:
методические
рекомендации / Л.Г.Петерсон, И.Г.Липатникова.- М., Ювента, 2007.
4.
Социальная
сеть
работников
образования
-
Интернет.nsportal
Паромова
А.А..Современный образовательный процесс в начальной школе.