Автор: Чернышова Наталья Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №13" Населённый пункт: город Алексин, Тульская обл. Наименование материала: статья Тема: Формула Герона и иррациональные числа Раздел: среднее образование
Формула Герона и иррациональные числа
учитель математики МБОУ "Гимназия №13" г. Алексин Чернышова Наталья Николаевна
Для вычисления площади треугольника существуют различные формулы:
если известна сторона и высота, проведенная к ней S =
1
2
ah
a
,
если известны две стороны и угол между ними S =
1
2
a
b ·sin
γ
,
если известна сторона и два прилегающих к ней угла S =
a
2
sin β sinγ
2sinα
,
если известны все высоты треугольника S =
1
√
Н
; где Н= (
1
h
a
+
1
h
b
+
1
h
c
)
4
,
если известны радиус окружности и стороны треугольника S =p·r , где p=
1
2
(
a +
b+c)
,
если известны стороны треугольника и радиус описанной окружности S =
ab с
2 R
,
если известна сторона и углы треугольника S = 2R
2
· sinα·sin β· sinγ ,
если известны все стороны треугольника (формула Герона)
S =
√
p
(
p
−
a
)(
p
−
b
)(
p
−
c
)
, где p=
1
2
(
a
+b+c).
Формулу Герона часто используют учащиеся при нахождении площади треугольника, если стороны
треугольника заданы рациональными числами. Если же стороны треугольника заданы иррациональ-
ными числами, применение формулы Герона для вычисления площади треугольника вызывает
затруднение.
Пусть, дан треугольник со сторонами
a=
√
5
,
b
=
√
10
,
c
=
√
17
2р=
√
5
+
√
10
+
√
17
р =
1
2
(
√
5
+
√
10
+
√
17
)
р –
a =
1
2
(
√
17
+
√
10
-
√
5
)
р –b=
1
2
(
√
5
+
√
17
-
√
10
)
р – с =
1
2
(
√
5
+
√
10
-
√
17
)
S
2
=
1
2
(
√
5
+
√
10
+
√
17
)·
1
2
(
√
17
+
√
10
-
√
5
)·
1
2
(
√
5
+
√
17
-
√
10
)·
1
2
(
√
5
+
√
10
-
√
17
)
Здесь можно применить формулы сокращенного умножения, а именно:
c
a
в
S
2
=
1
16
[
(
√
5
+
√
10
) +
√
17
]·[
(
√
5
+
√
10
) -
√
17
]·[
√
17
+ (
√
10
-
√
5
)
]·[
√
17
-(
√
10
-
√
5
)
]
=
1
16
[
(
√
5
+
√
10
)
2
-17
]·[
17 -(
√
10
-
√
5
)
2
]
Видно, что преобразования достаточно громоздки и могут повлечь ошибки. Поэтому, когда стороны
треугольника заданы в виде иррациональных чисел, удобнее воспользоваться преобразованной формулой:
S =
a
2
(¿
¿
2 b
2
+
b
2
c
2
+
a
2
c
2
)−(
a
4
+
b
4
+
c
4
)
1
4
√
¿
Получим эту формулу из формулы Герона S =
√
p
(
p
−
a
)(
p
−
b
)(
p
−
c
)
, где p=
1
2
(
a
+b+c)
S
2
=
1
2
(
a
+b+c)
1
2
(b+c-
a
)
1
2
(
a
+c-b)
1
2
(
a
+b-c)=
1
16
[
(
a
+b)+c
]
·
[
c-(
a
-b)
]
·
[
c+(
a
-b)
]
·
[
(
a
+b)-c
]
=
1
16
[
(
a
+b)
2
- c
2
]·[
c
2
- (
a
-b)
2
]
= -
1
16
[
c
2
- (
a
+b)
2
]
·
[
c
2
- (
a
-b)
2
]
= -
1
16
{
c
4
-
[
(
a
+b)
2
+ (
a
-b)
2
]
·c
2
+(
a
+b)
2
·(
a
-b)
2
}
= -
1
16
[
c
4
–(
a
2
+
2a b
+
b
2
+
a
2
−
2 ab
+
b
2
)· c
2
+
(
a
2
-b
2
)
2
]
= -
1
16
[
c
4
– 2
a
2
c
2
- 2
b
2
c
2
+
a
4
-2
a
2
b
2
+
b
4
]
=
1
16
[
2
a
2
c
2
+ 2
b
2
c
2
+2
a
2
b
2
-
a
4
-
b
4
- c
4
]
=
1
16
[
2
a
2
c
2
¿
+
b
2
c
2
+
a
2
b
2
¿
-
a
4
¿
+
b
4
+c
4
)
]
S =
a
2
(¿
¿
2 b
2
+
b
2
c
2
+
a
2
c
2
)−(
a
4
+
b
4
+
c
4
)
1
4
√
¿
Теперь вернемся к нашей задаче и найдем площадь треугольника с теми же данными, используя полученную
формулу.
S=
1
4
√
2
(
5 ·10
+
10 · 17
+
5 ·17
)−(
25
+
100
+
289
)
=
1
4
√
610
−
414
=
1
4
√
196
=
1
4
·14 = 3,5(кв.ед.)
Как мы видим, вычисления сократились. Но применять данную формулу, когда стороны треугольника
являются большие иррациональные числа, достаточно сложно. В формуле присутствует четвертая степень
сторон и произведение их квадратов. Произведем с нашей формулой несложные преобразования. S
=
a
2
(¿
¿
2 b
2
+
b
2
c
2
+
a
2
c
2
)−(
a
4
+
b
4
+
c
4
)
1
4
√
¿
; S
2
=
1
16
[2
a
2
c
2
¿
+
b
2
c
2
+
a
2
b
2
¿
-
a
4
¿
+
b
4
+c
4
)] =
1
16
[
2
a
2
c
2
+ 2
b
2
c
2
+2
a
2
b
2
-
a
4
-
b
4
- c
4
]
=
1
16
[
(2
a
2
c
2
+ 2
b
2
c
2
- c
4
)+ (2
a
2
b
2
-
a
4
-
b
4
¿
]
=
1
16
[
c
2
·(2
a
2
+ 2
b
2
– c
2
) – (
a
2
-b
2
)
2
]
В итоге мы получаем формулу S =
1
4
√
c
2
·
(
2 a
2
+
2 b
2
– c
2
)
–
(
a
2
−
b
2
)
2
. Аналогично можно получить S =
1
4
√
b
2
·
(
2a
2
+
2c
2
– b
2
)
–
(
a
2
−
c
2
)
2
и S =
1
4
√
a
2
·
(
2c
2
+
2 b
2
– a
2
)
–
(
b
2
−
c
2
)
2
. Эту
формулу удобно применять не только для вычисления площади треугольника, у которого стороны заданы
большими иррациональными числами, но и при малых значениях. В формуле значение второй скобки
возводиться в квадрат, поэтому значения сторон нужно выбирать такие, чтобы их разность давала
наименьшее число, которое будет возводиться в квадрат. Рассмотрим пример, пусть дан треугольник со
сторонам
a=
√
1547
,
b
=
√
455
,
c
=
√
406
.
Найти площадь треугольника.
S =
1
4
√
a
2
·
(
2c
2
+
2 b
2
– a
2
)
–
(
b
2
−
c
2
)
2
S =
1
4
√
1547 ·
(
2 · 406
+
2· 455 – 1547
)
–
(
455
−
406
)
2
=
1
4
√
1547 ·
(
812
+
910 – 1547
)
– 49
2
=
1
4
√
1547 · 175
−
2401
=
1
4
√
270725
−
2401
=
1
4
√
268324
=
1
4
·518
= 129,5( кв.ед)
Знание этой формулы поможет учащимся более успешно решать задачи на нахождение площади
треугольника по трем сторонам.
В заключении хотелось бы сказать, что конечно можно предложить ученикам неэффективный метод
решения, аргументируя это возможностью для ученика поупражняться в тождественных преобразованиях.
Но учащийся и так должен владеть умениями тождественного преобразования. Я считаю, что любое
решение должно быть легче и короче, так как преобразование не самоцель, а средство для решения
поставленной задачи.