Автор: Фазлыахметова Лина Вильдановна
Должность: заместитель заведующей по воспитательно-методической работе
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14" структурное подразделение "Родничок"
Населённый пункт: город Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Межвозрастное общение дошкольников на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования "Миры детства: конструирование возможностей"
Раздел: дошкольное образование
Межвозрастное общение детей в условиях ДОУ на основе Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования
«Миры детства: конструирование возможностей»
Зам. зав. по ВМР
МБДОУ «Детский сад № 14»
г. Урай ХМАО-Югра
Л.В. Фазлыахметова
Проблема воспитания личности в XXI веке является актуальной для современного
общества. Становление личности ребенка дошкольника происходит в его отношениях с
людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Первый опыт таких отношений во
многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие.
Особый интерес представляют отношения детей разного возраста. В дошкольной педагогике
общение
старших
и
младших
друг
с
другом
определяется
термином
«межвозрастное
общение».
Важность
межвозрастного
общения
определяется
еще
и
тем,
что
в
сегодняшней
социальной ситуации, когда многие семьи неполные, или имеют одного ребенка, а в детских
садах нашего города, да и многих других, разновозрастные группы большая редкость.
Если
ребенок
не
удовлетворяет
естественную
потребность
в
эмоционально-
комфортном общении со старшими и младшими в семье,
могут проявляться негативные
явления,
как повышение личностной агрессии, неумении строить отношения, создается
атмосфера изолированности и незащищенности. Между тем, межвозрастное общение может
помочь обогатить детей опытом через разноплановые взаимодействия, поможет познанию
себя и других и снять многие проблемы возникающие в дошкольном детстве.
В плане межвозрастных контактов детей разного возраста интересное исследование
провела Е. В. Киселева. Она установила, что в межвозрастных контактах детей реализуется
большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и т. д., в
результате
чего
отрабатываются
ролевые
позиции.
В
любом
возрасте межвозрастное
общение является существенным фактором развития личности ребенка.
По мнению Татьяны Николаевны Дороновой и Софьи Густавовны Якобсон, польза от
разновозрастного взаимодействия
для младших в том, что они имеют более близкий и
понятный образец действий,
а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению
действия, тем самым развивая исполнительность, как компонент активности. Для старшего
– показ, объяснение другому, способствует лучшему осознанию предметного содержания,
контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется
чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, которая входит в структуру
социальной активности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать
новые социальные позиции, навыки социального поведения.
Разновозрастное окружение в условиях дошкольного образовательного учреждения
обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального
развития.
Складывающиеся
привычки
с
большим
коллективом
людей
способствуют
развитию
контактности
и
коммуникабельности
ребенка,
обеспечивают
формирование
социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.
Мы наблюдаем, как в межвозрастном общении и взаимодействии обеспечивается
прежде всего эффект социального развития – достижение оптимальной формы социальной
активности, которая делает рбеенка способным влиять на свои жизненные обстоятельства и
на самого себя.
Психологи и ученые объясняют смыслообразующий мотив такого взаимодействия –
стремлением реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого». Действительно,
мы видим, как постепенно
у ребенка закрепляется чувство ответственности,
которое
1
необходимо в процессе формирования основ социальной активности дошкольников. Польза
от этого
- взаимовыгодная, как для старших детей, так и для младших: сокрашение
возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим
ребенком, младшему легче представить себя более старшим по возрасту, чем сравнивать себя
со взросыми.
Мы знаем, что отношение к младшим, отличается от отношения к сверстникам: на
первый план выступают забота и ответственность, тогда как взаимное уважение и признание
равных прав, столь значимые в отношениях со сверстниками, здесь отходят на второй план.
Позиция старшего, который
больше знает, умеет и который благодаря своим знаниям
и умениям может помочь другим, обогащает представление детей о себе. «Я – тот, кто
помогает маленьким и слабым, доставляет им радость, кто может защитить их» - именно
так начинают думать о себе старшие дошкольники. Организация межвозрастного общение
поможет
в
решении
задач
формирования
у
всех
участников
нового
опыта
доброжелательных отношений и обогащение образа «Я» старший, а также представлениями
о себе как помошнике и защитнике слабых.
В настоящее время определены две формы межвозрастного общения – разновозрастная
группа и кратковременные объединения детей, который является по нашему мнению более
простой и эффективной формой работы в этом направлении.
Межвозрастное общение оказывает детям существенную помощь тем, что:
создается дополнительная сфера самореализации, иребенок может реализовать себя не
только в среде своих сверстников, но и в обществе детей другого возраста;
происходит взаимовлияние, взаимообогащение между детьми разных возрастов;
появляется возможность переживать ситуацию успеха в присутствии младших детей;
вырабатываются способы поведения в самых различных ситуациях;
интенсивно развиваются: взаимное доверие, взаимопомощь, поддержка и открытость;
вырабатываются самостоятельность и независимость, рефлексивность мышления;
развиваются самосознание и самопознание, формируется представление о себе.
Неизменимые части
методики, которые предлагают
авторы
Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования «Миры детства: конструирование
возможностей» - наши научные руководители:
•
Общение младших и старших должно быть эпизодическим, а также ограниченным по
частоте (не более 3-4 раз в месяц).
•
Старшие
общаются
с
младшими
исключительно
добровольно,
их
действия
одобряются педагогами, а также сообщается родителям. Младшие могут уклониться
от общения.
•
Общение должно быть связано с конкретным делом, понятным и интересным детям.
•
В ходе общения степень зависимости старших и младших партнеров друг от друга
должна усложняться.
Специфика
маленького
детского
сада
помогает
нам
в
реализации
задач
по
межвозрастному общению дошкольников. Дети знают, кто в какой группе, где находятся те
или иные взрослые. Охотно сопровождают младших на прогулочные участки, играют с ними
в подвижные игры. В холодный период охотно помогают одеваться на прогулку, очищать
участок от снега и строить горки.
Межвозрастное
общение
начинается
с
возникновения
взаимного
расположения,
возникновения доверия и интереса, проходит этап легкого и приятного взаимодействия и
только
на
фоне
сложившейся
взаимной
доброжелательности
постепенно
переходит
к
психологическим более сложным формам.
Именно
эта
последовательность
в
становлении
взаимоотношений
имеет
большое
значение, ибо рождает чувство удовлетворенности от общения. Конкретные дела, в рамках
2
которых
происходит
общение,
различаются
по
характеру
и
тесноте
конактов
между
участниками.
Организация того или иного вида межвозрастного общения, иногда происходит вне
планово:детиподготовительных
групп
договариваются
на
прогулке
с
детьми
и
воспитателями второй младшей исредней группы, о том, что могут сегодня прийти почитать
сказки, поиграть в конструкторы, продолжать знакомить детей с шахматами. Иногда очень
трудно бывает воспитателям просто закончить совместную игру или чтение.
Ребенок
с
проблемами
поведенческого
характера
открывается
в
другом
плане:
творческая работа по продуктивным видам деятельности с малышами стала стимулом для
того, чтобы его отпускали в к ним в группу.
Увлечение старших дошкольников шахматами, полученные ими дипломы и грамоты на
окружном фестивале-конкурсе, для них является настоящим стимулом, для того, чтобы
научить этому детей средней и старшей группы.
Совместная
игра,
прогулка
или
помощь
в
режимные
моменты
требует
более
интенсивного взаимодействия, чем участие в концерте и вручение друг другу подарков.
Огромное
значение
в
межвозрастном
общении
имеют
личные
контакты
и
степень
зависимости младших от старших детей.
Анализ организации межвозрастного общения детей в условиях детского сада, выявил
конкретные направления:
1.Художественно-эстетическое
1.1.Совместное проведение театрализованной деятельности на базе театральной студии
«Сказка», различные инсценировки, спектакли, кукольные театры, концертная деятельность
для детей и родителей (и вместе с родителями) в детском саду.
1.2.Знакомство
с
нетрадиционными
техниками
рисования
в
кружке
дополнительного
образования «Цветочный мир» под руководством воспитателя П. Людмилы Анатольевны,
организация совместных выставок детского творчества, участие в конкурсах и фестивалях
различного уровня.
1.3.Знакомство с музыкально-театрализованной деятельностью в кружке дополнительного
образования
«Непоседы»
под
руководством
музыкального
руководителя
Н.
Галины
Петровны,
также
участие
в
конкурсах
и
фестивалях
различного
уровня.
(Дипломы
городского конкурса «Минута Славы»)
2.Познавательное
Межвозрастное
общение
на
совместных
мероприятиях,
направленных
на
профилактику
безопасности
дорожного
движения,
где
проводятся
тематические
беседы,
встречи
с
инспектором
по
профилактике,
закрепление
материала
в
познавательно-игровой
деятельности, подвижных
играх. Совместное
оформление памяток и папок-передвижек,
фотовыставок и фотоотчетов.
3.Физическая культура и здоровье
Совместные туристические походы, дни здоровья,
спортивные праздники и развлечения,
ежедневная утренняя гимнастика и оздоровительный бег на свежем воздухе в теплый период
года.
4.Реализация национально-регионального компонента основной образовательной программы
дошкольного образования
Совместные мероприятия в городском музее истории города Урай, организация выставок
детского
творчества, экскурсии по памятным местам города. Реализация
проекта этого
учебного года «Красная книга
ХМАО-Югры», над которым начали работу со среднего
дошкольного возраста до подготовительной группы, в котором заадействованы не только
3
педагоги, дети и родители, но и городской музей истории города Урай, городская детская
библиотека – филиал № 8, этномузей поселка Половинка.
5.Игровая деятельность
Использование в межвозрастном общении дошкольников дидактических игр обусловлено
тем, что в них есть правила, которые нужно соблюдать. В такой ситуации старшие дети
вынужденно попадают в позицию
организаторов и стараются объяснить правила еще до
начала игры, повторяют их еще несколько раз в ходе игры, поэтому число нарушений резко
уменьшается, в отличии от игры когда играют дети одного возраста.
В результате таких игр проявляются
организаторские
умения детей: вербальные
формы регуляции взаимодействия, возрастает контроль, появляется сопричастность к игре
другого в форме поддержки и помощи.
Еще необходимо отметить – постоянное общение младших со старшими создает
благоприятные
условия
для
формирования
дружеских
отношений,
заботливости,
самостоятельности. В процессе
игры особое значение приобретает пример старших для
младших.
Мы многому учимся, изучаем материалы из опыта работы педагогов разновозрастных
групп, неоднократно видели
такие группы на стажировках в
Москве. Понимаем,
что
необходимо формировать у педагогов особую профессиональную установку для поощрения
контактов между детьми разного возраста, пола и социального положения. Межвозрастное
общение
очень важно для
детей из семей имеющих одного ребенка, или детей, между
которыми большая разница в возрасте и они не могут быть товарищами по играм.
На практике видно, как дети с комплексами, зажатые, раскрываются при создании
ситуации межвозрастного общения. Очень редко малыши отказываются от общения, есть и
такие, которые в первые дни больше были наблюдателями, но
потом охотно принимали
помощь
и
участвовали
в
совместной
игровой
и
продуктивной
деятельности.
С
удовольствием рассказывали об этом вечером родителям.
Что
касается
воспитателей,
наша
беда
в
том,
что
не
все
правильно
оценивают
возможности детей, вследствии чего
излишне вмешиваются в их
активность, много
опекают, лишают их собственной инициативности, интереса. Этот момент рассматривался
во время анализа открытых мероприятий Городской научно-практической конференции,
когда излишняя педагогическая опека не дает правильно анализировать образовательные
ситуации, что может тормозить в развитии активностей у воспитанников.
При организации межвозрастного общения необходимо использовать такие формы
взаимодействия,
которые доступны для участия
детей
дошкольного возраста, это же
касается оборудования и материалов, которые позволяют участвовать детям без возрастных
ограничений.
Необходимо
отметить воспитательный
потенциал
межвозрастного
общения
детей
дошкольного возраста:
Расширение спектра освоенных социальных ролей («ребенок-взрослый», «ребенок-
сверстник», «ребенок- - младший ребенок», «ребенок – старший ребенок»;
Создание условий для формирования таких социально значимых качеств личности как
самостоятельность, терпимость, доброжелательность, дисциплинированность, а также
ответственность,
которая
обязательно
должна
интегрироваться
с
социальной
активностью;
Содействие
становлению
опыта
реализации
субъектной
позиции
в
совместной
деятельности, что и предполагает проявление активности;
Становится
основой
для
предоления
закрытости
микросоциального
окружения
личности и установления связей с вторичными социальными группами, тем самым
формируя именно социальную активность личности дошкольника;
4
Является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том
числе
знаниями,
практическими
умениями,
ценностными
приоритетами,
что
стимулирует интерес дошкольника к социуму, а следовательно и его социальную
активность.
Мы
являемся
типичным
детским
садом,
где
преобладало
классическое
типичное
взаимодействие
детей
–
все
дети
развивались
в
одновозрастных
группах,
а
социализирующий
потенциал
не использовался.
Поэтому, мы решили, средствами
межвозрастного общения обогащать социальный опыт дошкольников и создать условия для
его личностного и социального развития. Так как взаимодействие с детьми разного возраста
является
первой «школой» его опзнавательного развития, а с другой стороны – важным
условием социального развития его личности.
Отдельно хочу сказать слова благодарности, педагогу дополнительного образования
МОУ СОШ № 4 К. Наталье Валерьевне. Благодаря ей, ее увлеченности, ее ответственности,
наше межвозрастное общение не ограничивается только рамками дети-педагоги-родители,
активную роль занимают в этом наши выпускники, ученики этой школы, которые являются
полноправными участниками образовательного процесса
детского сада. Это видно и на
фотографиях.
5