Напоминание

"Межвозрастное общение дошкольников на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования "Миры детства: конструирование возможностей"


Автор: Фазлыахметова Лина Вильдановна
Должность: заместитель заведующей по воспитательно-методической работе
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14" структурное подразделение "Родничок"
Населённый пункт: город Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Межвозрастное общение дошкольников на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования "Миры детства: конструирование возможностей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Межвозрастное общение детей в условиях ДОУ на основе Примерной основной

образовательной программы дошкольного образования

«Миры детства: конструирование возможностей»

Зам. зав. по ВМР

МБДОУ «Детский сад № 14»

г. Урай ХМАО-Югра

Л.В. Фазлыахметова

Проблема воспитания личности в XXI веке является актуальной для современного

общества. Становление личности ребенка дошкольника происходит в его отношениях с

людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Первый опыт таких отношений во

многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие.

Особый интерес представляют отношения детей разного возраста. В дошкольной педагогике

общение

старших

и

младших

друг

с

другом

определяется

термином

«межвозрастное

общение».

Важность

межвозрастного

общения

определяется

еще

и

тем,

что

в

сегодняшней

социальной ситуации, когда многие семьи неполные, или имеют одного ребенка, а в детских

садах нашего города, да и многих других, разновозрастные группы большая редкость.

Если

ребенок

не

удовлетворяет

естественную

потребность

в

эмоционально-

комфортном общении со старшими и младшими в семье,

могут проявляться негативные

явления,

как повышение личностной агрессии, неумении строить отношения, создается

атмосфера изолированности и незащищенности. Между тем, межвозрастное общение может

помочь обогатить детей опытом через разноплановые взаимодействия, поможет познанию

себя и других и снять многие проблемы возникающие в дошкольном детстве.

В плане межвозрастных контактов детей разного возраста интересное исследование

провела Е. В. Киселева. Она установила, что в межвозрастных контактах детей реализуется

большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и т. д., в

результате

чего

отрабатываются

ролевые

позиции.

В

любом

возрасте межвозрастное

общение является существенным фактором развития личности ребенка.

По мнению Татьяны Николаевны Дороновой и Софьи Густавовны Якобсон, польза от

разновозрастного взаимодействия

для младших в том, что они имеют более близкий и

понятный образец действий,

а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению

действия, тем самым развивая исполнительность, как компонент активности. Для старшего

– показ, объяснение другому, способствует лучшему осознанию предметного содержания,

контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется

чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, которая входит в структуру

социальной активности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать

новые социальные позиции, навыки социального поведения.

Разновозрастное окружение в условиях дошкольного образовательного учреждения

обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального

развития.

Складывающиеся

привычки

с

большим

коллективом

людей

способствуют

развитию

контактности

и

коммуникабельности

ребенка,

обеспечивают

формирование

социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.

Мы наблюдаем, как в межвозрастном общении и взаимодействии обеспечивается

прежде всего эффект социального развития – достижение оптимальной формы социальной

активности, которая делает рбеенка способным влиять на свои жизненные обстоятельства и

на самого себя.

Психологи и ученые объясняют смыслообразующий мотив такого взаимодействия –

стремлением реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого». Действительно,

мы видим, как постепенно

у ребенка закрепляется чувство ответственности,

которое

1

необходимо в процессе формирования основ социальной активности дошкольников. Польза

от этого

- взаимовыгодная, как для старших детей, так и для младших: сокрашение

возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим

ребенком, младшему легче представить себя более старшим по возрасту, чем сравнивать себя

со взросыми.

Мы знаем, что отношение к младшим, отличается от отношения к сверстникам: на

первый план выступают забота и ответственность, тогда как взаимное уважение и признание

равных прав, столь значимые в отношениях со сверстниками, здесь отходят на второй план.

Позиция старшего, который

больше знает, умеет и который благодаря своим знаниям

и умениям может помочь другим, обогащает представление детей о себе. «Я – тот, кто

помогает маленьким и слабым, доставляет им радость, кто может защитить их» - именно

так начинают думать о себе старшие дошкольники. Организация межвозрастного общение

поможет

в

решении

задач

формирования

у

всех

участников

нового

опыта

доброжелательных отношений и обогащение образа «Я» старший, а также представлениями

о себе как помошнике и защитнике слабых.

В настоящее время определены две формы межвозрастного общения – разновозрастная

группа и кратковременные объединения детей, который является по нашему мнению более

простой и эффективной формой работы в этом направлении.

Межвозрастное общение оказывает детям существенную помощь тем, что:

создается дополнительная сфера самореализации, иребенок может реализовать себя не

только в среде своих сверстников, но и в обществе детей другого возраста;

происходит взаимовлияние, взаимообогащение между детьми разных возрастов;

появляется возможность переживать ситуацию успеха в присутствии младших детей;

вырабатываются способы поведения в самых различных ситуациях;

интенсивно развиваются: взаимное доверие, взаимопомощь, поддержка и открытость;

вырабатываются самостоятельность и независимость, рефлексивность мышления;

развиваются самосознание и самопознание, формируется представление о себе.

Неизменимые части

методики, которые предлагают

авторы

Примерной основной

образовательной программы дошкольного образования «Миры детства: конструирование

возможностей» - наши научные руководители:

Общение младших и старших должно быть эпизодическим, а также ограниченным по

частоте (не более 3-4 раз в месяц).

Старшие

общаются

с

младшими

исключительно

добровольно,

их

действия

одобряются педагогами, а также сообщается родителям. Младшие могут уклониться

от общения.

Общение должно быть связано с конкретным делом, понятным и интересным детям.

В ходе общения степень зависимости старших и младших партнеров друг от друга

должна усложняться.

Специфика

маленького

детского

сада

помогает

нам

в

реализации

задач

по

межвозрастному общению дошкольников. Дети знают, кто в какой группе, где находятся те

или иные взрослые. Охотно сопровождают младших на прогулочные участки, играют с ними

в подвижные игры. В холодный период охотно помогают одеваться на прогулку, очищать

участок от снега и строить горки.

Межвозрастное

общение

начинается

с

возникновения

взаимного

расположения,

возникновения доверия и интереса, проходит этап легкого и приятного взаимодействия и

только

на

фоне

сложившейся

взаимной

доброжелательности

постепенно

переходит

к

психологическим более сложным формам.

Именно

эта

последовательность

в

становлении

взаимоотношений

имеет

большое

значение, ибо рождает чувство удовлетворенности от общения. Конкретные дела, в рамках

2

которых

происходит

общение,

различаются

по

характеру

и

тесноте

конактов

между

участниками.

Организация того или иного вида межвозрастного общения, иногда происходит вне

планово:детиподготовительных

групп

договариваются

на

прогулке

с

детьми

и

воспитателями второй младшей исредней группы, о том, что могут сегодня прийти почитать

сказки, поиграть в конструкторы, продолжать знакомить детей с шахматами. Иногда очень

трудно бывает воспитателям просто закончить совместную игру или чтение.

Ребенок

с

проблемами

поведенческого

характера

открывается

в

другом

плане:

творческая работа по продуктивным видам деятельности с малышами стала стимулом для

того, чтобы его отпускали в к ним в группу.

Увлечение старших дошкольников шахматами, полученные ими дипломы и грамоты на

окружном фестивале-конкурсе, для них является настоящим стимулом, для того, чтобы

научить этому детей средней и старшей группы.

Совместная

игра,

прогулка

или

помощь

в

режимные

моменты

требует

более

интенсивного взаимодействия, чем участие в концерте и вручение друг другу подарков.

Огромное

значение

в

межвозрастном

общении

имеют

личные

контакты

и

степень

зависимости младших от старших детей.

Анализ организации межвозрастного общения детей в условиях детского сада, выявил

конкретные направления:

1.Художественно-эстетическое

1.1.Совместное проведение театрализованной деятельности на базе театральной студии

«Сказка», различные инсценировки, спектакли, кукольные театры, концертная деятельность

для детей и родителей (и вместе с родителями) в детском саду.

1.2.Знакомство

с

нетрадиционными

техниками

рисования

в

кружке

дополнительного

образования «Цветочный мир» под руководством воспитателя П. Людмилы Анатольевны,

организация совместных выставок детского творчества, участие в конкурсах и фестивалях

различного уровня.

1.3.Знакомство с музыкально-театрализованной деятельностью в кружке дополнительного

образования

«Непоседы»

под

руководством

музыкального

руководителя

Н.

Галины

Петровны,

также

участие

в

конкурсах

и

фестивалях

различного

уровня.

(Дипломы

городского конкурса «Минута Славы»)

2.Познавательное

Межвозрастное

общение

на

совместных

мероприятиях,

направленных

на

профилактику

безопасности

дорожного

движения,

где

проводятся

тематические

беседы,

встречи

с

инспектором

по

профилактике,

закрепление

материала

в

познавательно-игровой

деятельности, подвижных

играх. Совместное

оформление памяток и папок-передвижек,

фотовыставок и фотоотчетов.

3.Физическая культура и здоровье

Совместные туристические походы, дни здоровья,

спортивные праздники и развлечения,

ежедневная утренняя гимнастика и оздоровительный бег на свежем воздухе в теплый период

года.

4.Реализация национально-регионального компонента основной образовательной программы

дошкольного образования

Совместные мероприятия в городском музее истории города Урай, организация выставок

детского

творчества, экскурсии по памятным местам города. Реализация

проекта этого

учебного года «Красная книга

ХМАО-Югры», над которым начали работу со среднего

дошкольного возраста до подготовительной группы, в котором заадействованы не только

3

педагоги, дети и родители, но и городской музей истории города Урай, городская детская

библиотека – филиал № 8, этномузей поселка Половинка.

5.Игровая деятельность

Использование в межвозрастном общении дошкольников дидактических игр обусловлено

тем, что в них есть правила, которые нужно соблюдать. В такой ситуации старшие дети

вынужденно попадают в позицию

организаторов и стараются объяснить правила еще до

начала игры, повторяют их еще несколько раз в ходе игры, поэтому число нарушений резко

уменьшается, в отличии от игры когда играют дети одного возраста.

В результате таких игр проявляются

организаторские

умения детей: вербальные

формы регуляции взаимодействия, возрастает контроль, появляется сопричастность к игре

другого в форме поддержки и помощи.

Еще необходимо отметить – постоянное общение младших со старшими создает

благоприятные

условия

для

формирования

дружеских

отношений,

заботливости,

самостоятельности. В процессе

игры особое значение приобретает пример старших для

младших.

Мы многому учимся, изучаем материалы из опыта работы педагогов разновозрастных

групп, неоднократно видели

такие группы на стажировках в

Москве. Понимаем,

что

необходимо формировать у педагогов особую профессиональную установку для поощрения

контактов между детьми разного возраста, пола и социального положения. Межвозрастное

общение

очень важно для

детей из семей имеющих одного ребенка, или детей, между

которыми большая разница в возрасте и они не могут быть товарищами по играм.

На практике видно, как дети с комплексами, зажатые, раскрываются при создании

ситуации межвозрастного общения. Очень редко малыши отказываются от общения, есть и

такие, которые в первые дни больше были наблюдателями, но

потом охотно принимали

помощь

и

участвовали

в

совместной

игровой

и

продуктивной

деятельности.

С

удовольствием рассказывали об этом вечером родителям.

Что

касается

воспитателей,

наша

беда

в

том,

что

не

все

правильно

оценивают

возможности детей, вследствии чего

излишне вмешиваются в их

активность, много

опекают, лишают их собственной инициативности, интереса. Этот момент рассматривался

во время анализа открытых мероприятий Городской научно-практической конференции,

когда излишняя педагогическая опека не дает правильно анализировать образовательные

ситуации, что может тормозить в развитии активностей у воспитанников.

При организации межвозрастного общения необходимо использовать такие формы

взаимодействия,

которые доступны для участия

детей

дошкольного возраста, это же

касается оборудования и материалов, которые позволяют участвовать детям без возрастных

ограничений.

Необходимо

отметить воспитательный

потенциал

межвозрастного

общения

детей

дошкольного возраста:

Расширение спектра освоенных социальных ролей («ребенок-взрослый», «ребенок-

сверстник», «ребенок- - младший ребенок», «ребенок – старший ребенок»;

Создание условий для формирования таких социально значимых качеств личности как

самостоятельность, терпимость, доброжелательность, дисциплинированность, а также

ответственность,

которая

обязательно

должна

интегрироваться

с

социальной

активностью;

Содействие

становлению

опыта

реализации

субъектной

позиции

в

совместной

деятельности, что и предполагает проявление активности;

Становится

основой

для

предоления

закрытости

микросоциального

окружения

личности и установления связей с вторичными социальными группами, тем самым

формируя именно социальную активность личности дошкольника;

4

Является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том

числе

знаниями,

практическими

умениями,

ценностными

приоритетами,

что

стимулирует интерес дошкольника к социуму, а следовательно и его социальную

активность.

Мы

являемся

типичным

детским

садом,

где

преобладало

классическое

типичное

взаимодействие

детей

все

дети

развивались

в

одновозрастных

группах,

а

социализирующий

потенциал

не использовался.

Поэтому, мы решили, средствами

межвозрастного общения обогащать социальный опыт дошкольников и создать условия для

его личностного и социального развития. Так как взаимодействие с детьми разного возраста

является

первой «школой» его опзнавательного развития, а с другой стороны – важным

условием социального развития его личности.

Отдельно хочу сказать слова благодарности, педагогу дополнительного образования

МОУ СОШ № 4 К. Наталье Валерьевне. Благодаря ей, ее увлеченности, ее ответственности,

наше межвозрастное общение не ограничивается только рамками дети-педагоги-родители,

активную роль занимают в этом наши выпускники, ученики этой школы, которые являются

полноправными участниками образовательного процесса

детского сада. Это видно и на

фотографиях.

5



В раздел образования