Автор: Шулик Вера Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 65 "Бусинка" Населённый пункт: пгт. Северный город Воркута Республика КОМИ Наименование материала: статья Тема: Адаптация к ДОУ Раздел: дошкольное образование
Адаптация к ДОУ
Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением – один
из наиболее сложных и ответственных моментов, как в его жизни, так и в
жизни родителей и педагогов.
Адаптация (приспособление к новым условиям) проходит в три этапа:
1.
Этап – ознакомительный. Получение информации о новой среде.
2.
Этап – мобилизация. Принятие новых условий среды, новых форм и
стандартов поведения.
3.
Этап – действия. Успешность действий в новых для малыша условиях.
Все эти этапы проходят не только дети, но родители и педагоги ДОУ. Однако
главенствующую
роль
в
период
адаптации
играет,
конечно
же,
педагог.
Именно он помогает каждому ребенку и его родителям «вхождение» в новый
мир,
и
чем
качественней
будет
эта
помощь,
тем
успешнее
будет
адаптационный период. Суть в том, что педагог не только субъект в данном
процессе,
он
сам
становится
объектом
адаптации,
на
которого
активно
воздействует ребенок, привыкающий к новым условиям. Для педагога – это
психоэмоциональное напряжение, обусловленное ситуацией «быть готовым»
к
контакту
с
незнакомым
ребенком,
его
родителями.
В
такой
ситуации
воспитателю необходимо демонстрировать некое профессиональное «чудо»
и перед родителями, и перед детьми.
Возраст ребенка при поступлении в ДОУ разный от 1,5 до 3 лет, однако,
первое посещение детского сада для ребенка любого возраста – стрессовая
ситуация. Связано это не только с тем, что его жизнь в семье проходит в
иной пространственно – временной реальности, но и
с функциональной
незрелостью
организма,
несовершенством
приспособляемости
к
изменяющимся условиям среды, со слабой выносливостью нервной системы.
Отсюда рождается вопрос, какие факторы могут воздействовать на процесс
адаптации к новым жизненным обстоятельствам?
Итак:
1.
В
первую
очередь
–
фактор
среды,
в
которой
организуется
жизнедеятельность
детей.
Пространство
группы
существенно
отличается от пространства привычного ребенку в квартире, к которой
он привык. Иными словами, всего того, что входит в понятие «ДОМ»,
ка символа жизни семьи, домашнего очага.
2.
Второй фактор – организация времени, т.е. режима дня. Режим дня в
семье, часто существенно отличается от распорядка дня в дошкольном
учреждении.
3.
Третий фактор: отсутствие опыта общения с окружающими людьми –
другими детьми и взрослыми. Чем меньше у малыша опыт общения,
тем
сложнее
и
длительнее
происходит
процесс
формирования
отношений с воспитателем ДОУ и сверстниками посещающими группу.
Таким образом, из всего выше сказанного можно предложить родителям
малыша идущего в детский сад следующие рекомендации:
До поступления в ДОУ – желательно осуществлять неоднократные,
кратковременные
экскурсии
в
группу,
с
тем,
чтобы
и
малыш,
и
родители
смогли
заранее
познакомиться
с
воспитателем,
с
пространством группы. Лучше это делать во второй половине дня.
В беседе с воспитателем, рассказать об индивидуальных особенностях
ребенка: его темпераменте, характере, привычках, любимых занятиях,
предпочтениях
в
еде,
особенностях
режима
в
семье
(когда
и
как
засыпает),
как
проходит
кормление
–
сопровождается
ли
особыми
ритуалами, как организуется бодрствование; сообщить о культурно –
гигиенических навыках (умеет ли малыш самостоятельно и аккуратно
кушать,
одеваться,
раздеваться,
пользоваться
носовым
платочком,
горшком и т.д.), умеет ли малыш играть с детьми. Все это впоследствии
существенно облегчит адаптацию малыша.
Приучать ребенка ко всему новому постепенно. Будьте внимательны, не
спешите оставить ребенка сразу на продолжительное время. Резкое
изменение обстановки, режимных моментов может вызвать у малыша
отрицательное
отношение
к
детскому
саду
и
его
адаптации
может
затянуться.
Договориться с воспитателем, что можно разрешать, а что запрещать
ребенку. При этом следует помнить: большое число запретов действует
отрицательно
на
неокрепшую
нервную
систему
ребенка.
Все
предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы для
ребенка.
Необходимо настроить ребенка на предстоящий поход в ДОУ дать
ребенку положительную установку. Сообщить ребенку, куда и зачем
его ведут, что он там будет делать. Соблюдать режимные моменты в
соответствии с режимом ДОУ, проводить все мероприятия, не спеша,
без суеты.
Педагогу следует учитывать некоторые педагогические правила введения
детей в условия детского сада.
Постепенно вводить малыша в условия существования коллектива
группы.
Настраивать ребенка на предстоящий режимный процесс спокойно,
без причинения ребенку неприятных ощущений.
Учитывать уровень культурно – гигиенических навыков ребенка. В
зависимости
от
умения
дифференцировать
приемы
и
методы
педагогического воздействия.
Создать
ребенку
такой
режим,
который
будет
соответствовать
принципам преемственности, последовательности, постепенности,
учета выраженности возрастных и индивидуальных особенностей
ребенка.
Важный фактор адаптации – активность самого ребенка. Именно он является
ведущим в процессе адаптации к дошкольному учреждению. Для активности
малыша,
необходимо,
чтобы
он
чувствовал
себя
«хозяином»
предметной
среды. Быть хозяином – это не только умение свободно ощущать себя в
предметной среде и играть, но и уметь беречь вещь (игрушку), сохранять,
бережно
относиться,
класть
на
место.
Ребенок
должен
быть
не
только
«хозяином» но и «создателем» предметной среды. Участие детей в создании
пространства
предметной
среды
предусматривает
наличие
определенной
свободы
творческого
поведения.
Педагог
должен
видеть
в
малыше
равноправного
участника
создающего
окружающую
среду
для
своей
жизнедеятельности. Ребенок должен стать и «преобразователем» - что тоже
способствует
включению
его
в
жизнедеятельность
группы
и
будет
способствовать адаптации.
Если родители и педагоги будут внимательно относиться к поступающему в
ДОУ
малышу
и
следовать
предложенными
нами
советам,
то
процесс
адаптации будет безболезненным и краткосрочным.