Напоминание

Адаптация к ДОУ


Автор: Шулик Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 65 "Бусинка"
Населённый пункт: пгт. Северный город Воркута Республика КОМИ
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация к ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация к ДОУ Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в его жизни, так и в жизни родителей и педагогов. Адаптация (приспособление к новым условиям) проходит в три этапа: 1. Этап – ознакомительный. Получение информации о новой среде. 2. Этап – мобилизация. Принятие новых условий среды, новых форм и стандартов поведения. 3. Этап – действия. Успешность действий в новых для малыша условиях. Все эти этапы проходят не только дети, но родители и педагоги ДОУ. Однако главенствующую роль в период адаптации играет, конечно же, педагог. Именно он помогает каждому ребенку и его родителям «вхождение» в новый мир, и чем качественней будет эта помощь, тем успешнее будет адаптационный период. Суть в том, что педагог не только субъект в данном процессе, он сам становится объектом адаптации, на которого активно воздействует ребенок, привыкающий к новым условиям. Для педагога – это психоэмоциональное напряжение, обусловленное ситуацией «быть готовым» к контакту с незнакомым ребенком, его родителями. В такой ситуации воспитателю необходимо демонстрировать некое профессиональное «чудо» и перед родителями, и перед детьми. Возраст ребенка при поступлении в ДОУ разный от 1,5 до 3 лет, однако, первое посещение детского сада для ребенка любого возраста – стрессовая ситуация. Связано это не только с тем, что его жизнь в семье проходит в иной пространственно – временной реальности, но и с функциональной незрелостью организма, несовершенством приспособляемости к изменяющимся условиям среды, со слабой выносливостью нервной системы. Отсюда рождается вопрос, какие факторы могут воздействовать на процесс адаптации к новым жизненным обстоятельствам? Итак:
1. В первую очередь – фактор среды, в которой организуется жизнедеятельность детей. Пространство группы существенно отличается от пространства привычного ребенку в квартире, к которой он привык. Иными словами, всего того, что входит в понятие «ДОМ», ка символа жизни семьи, домашнего очага. 2. Второй фактор – организация времени, т.е. режима дня. Режим дня в семье, часто существенно отличается от распорядка дня в дошкольном учреждении. 3. Третий фактор: отсутствие опыта общения с окружающими людьми – другими детьми и взрослыми. Чем меньше у малыша опыт общения, тем сложнее и длительнее происходит процесс формирования отношений с воспитателем ДОУ и сверстниками посещающими группу. Таким образом, из всего выше сказанного можно предложить родителям малыша идущего в детский сад следующие рекомендации:  До поступления в ДОУ – желательно осуществлять неоднократные, кратковременные экскурсии в группу, с тем, чтобы и малыш, и родители смогли заранее познакомиться с воспитателем, с пространством группы. Лучше это делать во второй половине дня.  В беседе с воспитателем, рассказать об индивидуальных особенностях ребенка: его темпераменте, характере, привычках, любимых занятиях, предпочтениях в еде, особенностях режима в семье (когда и как засыпает), как проходит кормление – сопровождается ли особыми ритуалами, как организуется бодрствование; сообщить о культурно – гигиенических навыках (умеет ли малыш самостоятельно и аккуратно кушать, одеваться, раздеваться, пользоваться носовым платочком, горшком и т.д.), умеет ли малыш играть с детьми. Все это впоследствии существенно облегчит адаптацию малыша.  Приучать ребенка ко всему новому постепенно. Будьте внимательны, не спешите оставить ребенка сразу на продолжительное время. Резкое изменение обстановки, режимных моментов может вызвать у малыша
отрицательное отношение к детскому саду и его адаптации может затянуться.  Договориться с воспитателем, что можно разрешать, а что запрещать ребенку. При этом следует помнить: большое число запретов действует отрицательно на неокрепшую нервную систему ребенка. Все предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы для ребенка.  Необходимо настроить ребенка на предстоящий поход в ДОУ дать ребенку положительную установку. Сообщить ребенку, куда и зачем его ведут, что он там будет делать. Соблюдать режимные моменты в соответствии с режимом ДОУ, проводить все мероприятия, не спеша, без суеты. Педагогу следует учитывать некоторые педагогические правила введения детей в условия детского сада.  Постепенно вводить малыша в условия существования коллектива группы.  Настраивать ребенка на предстоящий режимный процесс спокойно, без причинения ребенку неприятных ощущений.  Учитывать уровень культурно – гигиенических навыков ребенка. В зависимости от умения дифференцировать приемы и методы педагогического воздействия.  Создать ребенку такой режим, который будет соответствовать принципам преемственности, последовательности, постепенности, учета выраженности возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Важный фактор адаптации – активность самого ребенка. Именно он является ведущим в процессе адаптации к дошкольному учреждению. Для активности малыша, необходимо, чтобы он чувствовал себя «хозяином» предметной среды. Быть хозяином – это не только умение свободно ощущать себя в предметной среде и играть, но и уметь беречь вещь (игрушку), сохранять,
бережно относиться, класть на место. Ребенок должен быть не только «хозяином» но и «создателем» предметной среды. Участие детей в создании пространства предметной среды предусматривает наличие определенной свободы творческого поведения. Педагог должен видеть в малыше равноправного участника создающего окружающую среду для своей жизнедеятельности. Ребенок должен стать и «преобразователем» - что тоже способствует включению его в жизнедеятельность группы и будет способствовать адаптации. Если родители и педагоги будут внимательно относиться к поступающему в ДОУ малышу и следовать предложенными нами советам, то процесс адаптации будет безболезненным и краткосрочным.


В раздел образования