Напоминание

Мой край-Югра


Автор: Мурашова Анна Юриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Ивушка"
Населённый пункт: Тюменская обл. Г.Нефтеюганск
Наименование материала: программа
Тема: Мой край-Югра
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа для детей старшего дошкольного возраста

«Развитие нравственно-патриотических чувств

у старших дошкольников через ознакомление

с родным краем, городом».

Пояснительная записка

Знакомство детей с родным краем (с историко-культурными, национальными,

географическими, природными особенностями) формирует у них такие черты

характера,

которые

помогут

им

стать

патриотами

и

гражданами

своей

Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,

полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Базовым

этапом

ознакомления

дошкольников

с

родным

краем

это

накопление ими социального опыта жизни в своем родном крае – Югре. В

условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского

автономного

округа

Югры,

нашего

города

большую

актуальность

приобретает

проблема

сохранения

исторического

наследия

и

развития

самобытной национальной культуры и искусства народов Крайнего Севера.

Основные направления работы с дошкольниками явялется изучение

национальных традиций народов города и обычаев коренных народов ханты,

воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к

прошлому своего народа, любви к родному слову, знакомство с языковыми

особенностями

народов

других

национальностей,

проживающих

на

территории нашего региона, изучение истории ХМАО-Югры во взаимосвязи

с культурой и историей России.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным

городом,

краем

станет

возможным

только

при

условии

их

активного

взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем,

т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные

виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Цель программы: приобщение детей к уникальной культуре народов

ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, изучение истории родного

города.

Задачи программы:

Расширить знание воспитанников об истории родного города и края,

его достопримечательностях;

Продолжать формировать знания о культуре, традициях, обычаях,

укладе жизни народов ханты и манси;

Воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре хантов и

манси;

Продолжать знакомить с растительным и животным миром нашего

края.

Ожидаемый результат

воспитанники знают историю возникновения родного города, его

достопримечательности.

воспитанники знают культуру, обычаи и традиции ХМАО

воспитанники имеют представления о культуре, традициях, обычаях и

быте коренных народов Севера (ханты и манси), народов населяющих

ХМАО

При определении содержания образования учитываются возрастные

психолого-педагогические

и

индивидуальные

возможности

каждого

ребёнка.

Образовательная

деятельность

построена

с

соблюдением

следующих принципов:

Принципы построения программы

полноценное проживание ребёнком всех этапов детства

(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение

(амплификация) детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится

активным в выборе содержания своего образования, становится

субъектом дошкольного образования;

содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничества с семьёй;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности;

возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Срок реализации программы

1 год

Количество занятий в неделю

2 раза в месяц

количество занятий в год

16 занятий

Продолжительность занятия

25-30 минут

Формы работы с детьми

Игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые

игры, дидактические игры, театрализованные игры)

Образовательные ситуации

Продуктивные виды деятельности - рисование, аппликация,

конструирование, лепка, ручной труд

Выставки.

Просмотр презентаций

Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.

Чтение художественной литературы.

Составление и решение кроссвордов.

Экскурсии

Беседы

Проекты

Тематическое планирование

1

Сентябр

ь

Край, в котором я живу

Мой город

Цель: Расширять и обогащать знания детей о истории родного

города,

его

достопримечательностях.

Дать

знания

о

географическом

местонахождении

нашего

города.

Развивать

интерес и любовь к родному краю, городу, дому, улице.

2

Октябрь

Профессии

Символика округа. История образования ХМАО.

Цель:

Обобщить

представления

детей

о

промышленности

города

на

примере

труда

родителей

(др.взрослых).

Познакомить с профессией - нефтяник. Познакомить детей с

символикой округа

3

Ноябрь

Литература о природе родного края

История образования ХМАО.

Цель: Закрепить представление детей о знании герба, как

символа округа, учить использовать при составлении рассказа

о гербе лексику, связанную с символикой. Воспитывать у детей

патриотические чувства.

4

Декабрь

Города родного края

Жизнь народов Крайнего Севера – ханты и манси

Цель: Расширять и обогащать представление детей о родном

крае, жизни и творчестве народов Севера, познакомить с тем,

какие города входят в состав ХМАО –Югры.

5

Январь

Животные жители Ханты-Мансийского края

Растительный мир Ханты-Мансийского края

Цель: Формировать представление детей о животном и

растительном мире нашего края. Расширить знания о жизни

животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета.

6

Февраль

Ханты-Мансийские народные праздники

Ханты-Мансийские умельцы

Цель: Расширять и обогащать представление детей о родном

крае, жизни и творчестве

народов Севера. Продолжать

знакомить

детей

с

декоративно

прикладным

искусством

коренного

населения.

Расширить

представления

детей

об

украшениях и оберегах, которые изготавливают женщины из

бисера, меха и ткани.

7

Март

Национальный костюм народов ханты и манси

Одежда в зависимости от времени года

Цель:

Продолжать

знакомить

детей

с

северным

краем,

с

особенностями национальной одежды ханты, их орнаментом и

украшениями. Развивать интерес к родному краю, коренным

жителям, их быту и жизни. Воспитывать любовь к своей малой

Родине, чувство патриотизма.

8

Апрель

Литература народов ханты и манси

Быт народов ханты и манси в разные времена года

Цель: Познакомить детей с образом жизни ханты и манси.

Расширить

представление

детей

о

традициях

и

культуре

коренного населения. Дать знания о том, что хантыйский дом

делиться на две половины: женскую и мужскую, поэтому и

обязанности у них разные. Какую работу выполняет по дому

женщина?

Какую

работу

выполняет

мужчина?

Можно

ли

обойтись

друг

без

друга?

Воспитывать

уважительное

отношение к традициям и культуре народов проживающих в

нашем крае.

9

Май

Достопримечательности нашего округа

Старинные села Ханты-Мансийской земли

Цель: Расширять и обогащать знания детей об истории родного

города, его достопримечательностях. Дать знания о

географическом местонахождении нашего города.

Познакомить со старинными селами ХМАО-Югры

Работа с родителями

Анкетирование

Консультации

Выпуск буклетов

Викторины

Родительские собрания

Открытый просмотр образовательных ситуаций и других видов

деятельности

Привлечение родителей к участию в проекте.

Привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий,

посещение музея

Организация выставок совместного творчества родителей и детей.



В раздел образования