Автор: Мурашова Анна Юриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Ивушка"
Населённый пункт: Тюменская обл. Г.Нефтеюганск
Наименование материала: программа
Тема: Мой край-Югра
Раздел: дошкольное образование
Программа для детей старшего дошкольного возраста
«Развитие нравственно-патриотических чувств
у старших дошкольников через ознакомление
с родным краем, городом».
Пояснительная записка
Знакомство детей с родным краем (с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями) формирует у них такие черты
характера,
которые
помогут
им
стать
патриотами
и
гражданами
своей
Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,
полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Базовым
этапом
ознакомления
дошкольников
с
родным
краем
это
накопление ими социального опыта жизни в своем родном крае – Югре. В
условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского
автономного
округа
–
Югры,
нашего
города
большую
актуальность
приобретает
проблема
сохранения
исторического
наследия
и
развития
самобытной национальной культуры и искусства народов Крайнего Севера.
Основные направления работы с дошкольниками явялется изучение
национальных традиций народов города и обычаев коренных народов ханты,
воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к
прошлому своего народа, любви к родному слову, знакомство с языковыми
особенностями
народов
других
национальностей,
проживающих
на
территории нашего региона, изучение истории ХМАО-Югры во взаимосвязи
с культурой и историей России.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным
городом,
краем
станет
возможным
только
при
условии
их
активного
взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем,
т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные
виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Цель программы: приобщение детей к уникальной культуре народов
ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, изучение истории родного
города.
Задачи программы:
Расширить знание воспитанников об истории родного города и края,
его достопримечательностях;
Продолжать формировать знания о культуре, традициях, обычаях,
укладе жизни народов ханты и манси;
Воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре хантов и
манси;
Продолжать знакомить с растительным и животным миром нашего
края.
Ожидаемый результат
воспитанники знают историю возникновения родного города, его
достопримечательности.
воспитанники знают культуру, обычаи и традиции ХМАО
воспитанники имеют представления о культуре, традициях, обычаях и
быте коренных народов Севера (ханты и манси), народов населяющих
ХМАО
При определении содержания образования учитываются возрастные
психолого-педагогические
и
индивидуальные
возможности
каждого
ребёнка.
Образовательная
деятельность
построена
с
соблюдением
следующих принципов:
Принципы построения программы
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом дошкольного образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества с семьёй;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Срок реализации программы
1 год
Количество занятий в неделю
2 раза в месяц
количество занятий в год
16 занятий
Продолжительность занятия
25-30 минут
Формы работы с детьми
Игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые
игры, дидактические игры, театрализованные игры)
Образовательные ситуации
Продуктивные виды деятельности - рисование, аппликация,
конструирование, лепка, ручной труд
Выставки.
Просмотр презентаций
Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.
Чтение художественной литературы.
Составление и решение кроссвордов.
Экскурсии
Беседы
Проекты
Тематическое планирование
1
Сентябр
ь
Край, в котором я живу
Мой город
Цель: Расширять и обогащать знания детей о истории родного
города,
его
достопримечательностях.
Дать
знания
о
географическом
местонахождении
нашего
города.
Развивать
интерес и любовь к родному краю, городу, дому, улице.
2
Октябрь
Профессии
Символика округа. История образования ХМАО.
Цель:
Обобщить
представления
детей
о
промышленности
города
на
примере
труда
родителей
(др.взрослых).
Познакомить с профессией - нефтяник. Познакомить детей с
символикой округа
3
Ноябрь
Литература о природе родного края
История образования ХМАО.
Цель: Закрепить представление детей о знании герба, как
символа округа, учить использовать при составлении рассказа
о гербе лексику, связанную с символикой. Воспитывать у детей
патриотические чувства.
4
Декабрь
Города родного края
Жизнь народов Крайнего Севера – ханты и манси
Цель: Расширять и обогащать представление детей о родном
крае, жизни и творчестве народов Севера, познакомить с тем,
какие города входят в состав ХМАО –Югры.
5
Январь
Животные жители Ханты-Мансийского края
Растительный мир Ханты-Мансийского края
Цель: Формировать представление детей о животном и
растительном мире нашего края. Расширить знания о жизни
животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета.
6
Февраль
Ханты-Мансийские народные праздники
Ханты-Мансийские умельцы
Цель: Расширять и обогащать представление детей о родном
крае, жизни и творчестве
народов Севера. Продолжать
знакомить
детей
с
декоративно
–
прикладным
искусством
коренного
населения.
Расширить
представления
детей
об
украшениях и оберегах, которые изготавливают женщины из
бисера, меха и ткани.
7
Март
Национальный костюм народов ханты и манси
Одежда в зависимости от времени года
Цель:
Продолжать
знакомить
детей
с
северным
краем,
с
особенностями национальной одежды ханты, их орнаментом и
украшениями. Развивать интерес к родному краю, коренным
жителям, их быту и жизни. Воспитывать любовь к своей малой
Родине, чувство патриотизма.
8
Апрель
Литература народов ханты и манси
Быт народов ханты и манси в разные времена года
Цель: Познакомить детей с образом жизни ханты и манси.
Расширить
представление
детей
о
традициях
и
культуре
коренного населения. Дать знания о том, что хантыйский дом
делиться на две половины: женскую и мужскую, поэтому и
обязанности у них разные. Какую работу выполняет по дому
женщина?
Какую
работу
выполняет
мужчина?
Можно
ли
обойтись
друг
без
друга?
Воспитывать
уважительное
отношение к традициям и культуре народов проживающих в
нашем крае.
9
Май
Достопримечательности нашего округа
Старинные села Ханты-Мансийской земли
Цель: Расширять и обогащать знания детей об истории родного
города, его достопримечательностях. Дать знания о
географическом местонахождении нашего города.
Познакомить со старинными селами ХМАО-Югры
Работа с родителями
Анкетирование
Консультации
Выпуск буклетов
Викторины
Родительские собрания
Открытый просмотр образовательных ситуаций и других видов
деятельности
Привлечение родителей к участию в проекте.
Привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий,
посещение музея
Организация выставок совместного творчества родителей и детей.