Автор: Зарахаева Эльвира Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7 " Буровичок"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Проект "Песочная фантазия"
Тема: Проектно-исследовательская деятельность
Раздел: дошкольное образование
Проект по экспериментированию в группе раннего
возраста « Песочные фантазии»
Группа раннего возраста «Ягодка» ( 2-3 года)
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Длительность: краткоссрочный.
Участники: воспитатели, родители, дети.
Актуальность проекта.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,
огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная
деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения
знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний
самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе
взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Содержание и организация образовательной деятельности построены с учётом
единства воспитательных, развивающих и обучающих задач в соответствии с
возрастными особенностями воспитанников.
Методологической основой для разработки данного проекта организованной
образовательной деятельности послужили следующие пособия: Г.И. Винникова
«Занятия с детьми 2-3 лет», комплексные занятия по программе «От рождения
до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,
интернет – источники.
Объект: процесс развития поисково-исследовательской активности детей,
через экспериментирование.
Предмет: экспериментальная деятельность детей.
Цель: Целью совместной деятельности является экспериментирование с
песком.
Задачи:
Образовательные задачи:
формировать интерес детей к экспериментальной деятельности;
продолжать формировать знания детей о свойствах песка;
Развивающие задачи:
продолжать развивать речь детей, умение выдвигать предположения и с
помощью педагога делать выводы;
Воспитательные задачи:
поддерживать у детей самостоятельность, активность;
Оздоровительные задачи:
способствовать закреплению понятия о безопасности и сохранении
здоровья. Прививать элементарные навыки безопасности работы с песком.
Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.
Оборудование: Песок, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству
детей, лейка с водой.
Нормативное сопровождение:
-перспективный план.
-тематический альбом « Песок»
-стихи « Песочница» и потешки о песке.
-художественная литература
-песок, материал для игр с песком
-создание экспериментального уголка и его оснащение.
Этапы проведения проекта.
1.Подготовительный.
-подбор иллюстрации на тему «Песок»
-подбор и приобретение материала по экспериментированию .
-беседы на тему « Песок-это царство маленьких песчинок»
2.Ознакомительный.
-чтение потешки «…….»
-рассматривание иллюстрации « Дети в песочнице»
-наблюдение за работой дворника « посыпание дорожек песком»
3.Основная часть
-беседа «Сухой песок»
-беседа «Мокрый песок»
-разучивание стихов «…….»
-Уточнение правил безопасности.
Во время занятия:
не брать песок в рот;
не обсыпаться песком;
не тереть глаза грязными руками.
-Рисование « Песка» ( точки )
-Подвижная игра «Песчинки»
-игры с песком « Мельница» , « Просеем через сито». «Клад»
4.Заключительная часть .
-Открытое занятие по экспериментированию « Печем куличики»
-презентация центра по экспериментированию « Песок-вода»
-консультация для родителей « Маленькие исследователи»
- картотека игр с песком и водой .для родителей « Играем вместе»
-памятка для родителей « Игры с песком»
5.Результат проекта.
-дети достигли мыслительных способностей.
-дети познакомились со свойствами песка ( сыпучий, мокрый)
-закрепили свойства влажного песка.
Приложение.
Игра « Печем куличики»
Игра « Клад»
Игра « Пересыпалки»
Опыт « Песчаный конус»
Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений,
моторики рук.
Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для
этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них
песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и
руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем
ребенок «угощает» пирожками кукол.
Игра « Клад».
Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.
Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит
малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша,
потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя
задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем
просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но
разной величины.
Игра « Печем печенье».
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации
движений.
Содержание: В центре « Песок – вода» в одной ёмкости находится сухой
песок, в другой влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки
разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует исполнить
действия с сухим песком и влажным. Постепенно, в результате игры ребенок
понимает, что из сухого песка нельзя построить ничего, а влажного можно. При
необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его
действиями словесно.
ОПЫТ «Песчаный конус»
Цель: показать свойство песка- сыпучесть.
Материал: песок.
Ход опыта: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы
он падал в одно место.
Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и
занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в
одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на
течение.
Беседа «Сухой песок»
Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Сейчас я вам покажу что-то интересное.
(Воспитатель подводит детей к столу, где расположены емкости с сухим
песком).
(Дети работают стоя у столов).
Посмотрите, что это такое? (песок)
Скажите, какого цвета песок? (коричневый)
Потрогайте песок и скажите, какой он: сухой или мокрый?
Алиса, какой песок?
Артём, и ты скажи, какой песок?
Посмотрите дети, сухой песок сыплется. (Воспитатель показывает
детям). Значит, песок какой? (Сыпучий), Маша, какой песок? (Сыпучий).
Да, дети, он сыпучий, он сыплется.
Экспериментальная деятельность детей с сухим песком.
Воспитатель: А можно ли из него сделать куличики? Давайте попробуем.
Возьмите формочку и аккуратно насыпьте в нее песок. Все насыпали? А теперь
осторожно переверните формочку на подставку. Диана, получился у тебя
куличик?
Дети, получились у вас куличики? Почему же не получились куличики? Кто
знает?
Ответы детей: Песок сухой, он сыпучий.
Воспитатель: Правильно, из сухого песка куличики не получаются. Посмотрите,
а что это лежит у меня в тазике? (мокрый песок).
Подвижная игра «Песчинки».
Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь. Вот как много у нас песка.
Каждый из вас песчинка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный
ветер. (Воспитатель дует на детей). Все песчинки поднялись кверху и
закружились, полетели. Ветер притих, и песок вверх. Полетели песчинки,
закружились. Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице,
песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать.
Поливает она песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю.
Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь все за руки. Вот
какой большой каравай слепила из мокрого песка хозяйка.
Приложение .
Уважаемые родители !
Консультация для родителей «Маленькими
шагами в прекрасный мир!»
Младший дошкольный возраст – период активного
экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает
малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения,
вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать
новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и
материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто
сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться
«важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования
развивается любознательность малыша, расширяются его представления об
окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает
мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка
осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и
в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе
свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой
неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между
собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего
рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых
действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное
экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы
действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления
готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не
в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы
стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному
исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим
показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что
ребенок:
активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за
окружающим;
быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком,
экспериментирование с различными веществами;
подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и
изобретая новые действия;
радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком
предметной деятельностью происходит только в процессе общения со
взрослыми.
Памятка для родителей « Игры с песком».
Подвижные игры
«А ну-ка попади!». Положите на песок надувной круг. Дети с расстояния 1,5
– 2 метра
(расстояние можно увеличить) по очереди бросают мяч, стараясь попасть в
центр круга.
Взрослый фиксирует попадания на песке. По сигналу игра прекращается и
дети, подсчитав
количество очков, объявляют победителя.
«Прыг – скок». Начертите на песке «ручеек» - две параллельные линии.
Предложите детям
перепрыгнуть через «ручеек», отталкиваясь двумя ногами, но так, чтобы
«ножки остались
сухими»
«Переправа». Нарисуйте на разном расстоянии друг от друга круги и
квадраты и
предложите ребёнку перебраться по ним от старта к финишу, словно по
камешкам через
реку или по кочкам через болото. Прыгая из кружка в кружок, из квадрата в
квадрат,
малыши должны не оступиться, чтобы не угодить в « воду».
« Лиса в курятнике». До начала игры на песке чертится круг диаметром 10
м. Выбирается
водящий – «лиса», все остальные игроки – «куры». Лиса остаётся за
пределами круга, куры
располагаются в круге. Ведущий даёт сигнал, лиса вбегает в круг и пытается
поймать кур.
Выбегать за пределы круга курам не разрешается. По сигналу ведущего лиса
выскакивает из круга. Подсчитывается число пойманных кур. Выбирается
новая лиса. Побеждает та из
лис, которая сумела поймать больше кур.
«Кто быстрее». На одной линии рисуются круги (по числу играющих), в
каждый из
которых кладётся одинаковое количество игрушек камешков, шишек. На
расстоянии 5 – 10
м от кругов чертится один большой прямоугольник. Перед началом игры
каждый ребёнок
стоит у своего круга. По сигналу ведущего (взрослого) дети должны взять из
круга одну
игрушку и, передвигаясь бегом, отнести её в прямоугольник, а затем вернуться
за другой.
Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки не будут перенесены.
Выигрывает тот,
кто быстрее других сумеет справиться с заданием.
Игры, направленные на развитие познавательных способностей:
«Узнай по контуру». Точками изобразите на увлажненном песке простой
предмет (облако,
рыба, листочек, снеговик, утка и т.п.). Предложите ребенку соединить точки и
назвать
получившийся предмет.
«Трудные виражи». Нарисуйте на увлажненном песке дорожки разной
формы. В конце
дорожки выложите домик из палочек. Ребенок должен провести машинку к
домику по
всем изгибам, стараясь держаться в пределах ограниченных линий.
«Выложи фигуры». Нарисуйте на увлажненном песке геометрические
фигуры и попросите
ребенка выложить их по контуру с использованием мелких камней и ракушек.
«Веселые превращения». Нарисуйте на увлажненном песке несколько
кругов. Попросите
ребенка дорисовать фигуры так, чтобы получились предметы круглой формы
(таким же
образом обыгрываем другие геометрические фигуры).
«Повтори узор». Нарисуйте на увлажненном песке квадрат (20Х20),
выложите узор в этом
квадрате, используя природный материал (камни, ракушки, листочки, палочки,
шишки) или небольшие предметы. Попросите ребенка внимательно
посмотреть,
запомнить и постараться выложить такой же узор в своем квадрате.
«Отгадай загадку, нарисуй отгадку».
Я загадку загадаю,
Отвечать не торопись!
Постарайся ту отгадку на песке изобразить.
«Узнай на ощупь» Закопайте любую игрушку, но так, чтобы ребенок не
видел, какую
именно. Предложите ребенку на ощупь узнать свою игрушку
Приложение.
Картотека игр с песком « Играем дома»
«Не просыпь и не пролей»: сначала насыпьте в кувшин немного крупы и
покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой,
пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные
зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно
похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию
следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите
начать и закончить переливание – это для него треднее всего. Покажите, как
собрать разлитую воду губкой.
«Волшебное сито»: скажите: “В этой чашке перемешаны рис и манка
(покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые
зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами.
Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка
на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую
манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную
тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.
«Смети, но не просыпь!»: этот навык малыш может использовать каждый
день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого,
есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как
сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол.
Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить
под крышку стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего
не просыпается.
.
“Лепим колобки, колбаски и блинчики” Дайте малышу небольшой размятый
кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол.
Покажите, как делать “колобки” (скатывать шарики), “колбаски” и “блинчики”.
Потом из этих “заготовок” можно “собрать” фигуры людей и животных. Помогая
ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.
Стихи.
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.
Чтение потешки:
Ладушки, Ладушки. Пекла бабушка оладушки. Маслом поливала. Деток
угощала: Маше дала, Ване дала,
Ане дала, Артёму дала.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
И вы помогайте бабушке, все вместе напечём. Вот помощники какие!
« Пирожки»
С
пасибо за внимание , Алла Николаевна !