Автор: Овчинникова Людмила Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО Кванториум
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Конспект занятия по теме: "Гербарий"
Тема: Конспект занятия по теме: "Гербарий"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Конспект занятия по теме:
«Гербарий»
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Мир растений»
(7-10 лет)
Автор: Овчинникова Л.П.,
ПДО МОУ ДО ЭБЦ
Комсомольск-на-Амуре, 2017
Цель: раскрытие понятия сущности понятия «гербарий».
Задачи:
1.
обеспечить усвоение учащимися понятия «гербарий»
2.
способствовать приобретению опыта освоения научной картины
мира,
ориентации
и
природосообразной
экологической
деятельности
в
природной среде.
3.
формировать
эстетическое
отношение
к
окружающей
действительности.
Ход работы.
Этапы занятия
Действия педагога
Универсальные
учебные
действия
Организационны
й момент
Приветствие
воспитанников.
Сохранность контингента.
Актуализация
знаний
Обучающимся,
предлагается
внимательно
р а с с м о т р е т ь
гербарии, обратить внимание на
имеющиеся записи – этикетки,
ответить на вопросы.
-Встречались
ли
вам
раньше
подобные
коллекции?
Как
н а з ы в а ю т с я ?
Д л я
ч е г о
п р е д н а з н а ч е н ы ,
к а к
выполнены?
Ответы обучающихся.
Объяснение
нового материала
Т е м а
н а ш е г о
з а н я т и я
-
«Гербарий».
Ребята, слышали вы такое слово
«гербарий»?
Знаете,
что
оно
означает?
Объяснение
нового
материала
(приложение 1)
Динамическая
пауза
Раз - подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три
-
в
ладоши
три
хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - на место есть опять.
Обучающиеся повторяют
движения за педагогом.
Закрепление
материала
Задаются вопросы:
Что такое гербарий;
Для чего надо делать гербарии;
Как сделать гербарий.
Ответы обучающихся.
Рефлексия
Рефлексия – что узнали.
Подведение
итогов
Подвожу
итоги,
благодарю
обучающихся
з а
х о р о ш у ю
работу на занятии.
Приложение 1.
Гербарий
–
это
собрание
высушенных
растений
или
некоторых
их
частей, тщательно сохранённых в специальных альбомах. Впервые данный
термин был применён в XVII веке путешественником, врачом и ботаником
Жозефом Турнефором.
Гербарий —
это
ботаническая
коллекция
засушенных
растений,
оформленная
и
снабженная
этикетками.
В
переводе
с
латинского
слово
«гербарий» означает «травник». В гербарии, однако, могут быть и цветы, и
листья деревьев.
Гербарные
образцы
—
это
необходимые,
постоянно
используемые
справочные
документы
для
исследования
в
разных
разделах
ботаники
(систематика дикорастущих растений, ботаническая география, геоботаника).
Гербарный
лист
с
точно
определенным
растением
служит
эталоном
для
определения
растений,
собранных
научными
сотрудниками,
студентами,
аспирантами, краеведами, ботаниками.
Для изучения разнообразия форм и видоизменений органов у растений
собирают
гербарий
морфологический.
По
хозяйственным
признакам
подбирают
тематические
гербарии,
например
«сорные
т равы»,
«лекарственные
растения».
Растения
вашего
края
или
области
составят
флористический гербарий.
При правильном содержании гербарий хранится столетиями, не теряя
окраски и не ломаясь.
Сбором
и
засушиванием
цветков
и
трав
увлекались
многие
аристократы.
Так,
гербарии
собирала
Наталья
Гончарова,
жена
А.
С.
Пушкина, она сушила полевые травы из своего сада — ее гербарий хранится
в петербургском доме-музее А. С. Пушкина.
И все-таки зачем нужен гербарий?
Гербарий
хранит
справочный
материал,
содержит
образцы
для
определения сравнительным методом (картинка в книжке и даже цветное
фото
могут
быть
менее
достоверными),
служит
эталоном
правильных
научных названий. Наблюдение растений в природе, сбор их и составление
гербария
-
это,
помимо
прочего,
плодотворный
и
увлекательный
способ
знакомства
с
царством
растений.
Без
гербарных
коллекций
невозможна
систематика растений.
Его собирают с целью составлении флоры (списка видов) какой-либо
территории; для выявления ареалов (областей произрастания) видов; при
описании новых видов, в учебных и демонстрационных целях. Для сбора
гербария необходимо специальное оборудование. Существуют специальные
правила выбора растений для гербария.
Чтобы
создать
свою
коллекцию
нужно
совсем
немного,
интерес
к
природе и чуть-чуть времени, чтобы собрать экспонаты. Отметим, что первые
гербарии были собраны ещё в XVI веке, однако, те экземпляры до нас не
дошли, во многом из-за того, что в те времена не было чётко поставленных
правил хранения альбомов с высушенными растениями. В свою очередь сами
экспонаты собирались с целью изучения и представления их на учебных
лекциях, а также в рамках описания существующих растительных видов. В
большинстве
своём
сбор
гербария
преследовал
научную
цель,
однако,
с
течением времени данный род занятия стал расцениваться и как способ
времяпрепровождения, одна из разновидностей коллекционирования, а также
как возможность пополнения поделочных материалов.
Где и как собирать материал для гербария?
Растения
для
гербария
собирают
только
в
сухую,
ясную
погоду.
Растения, смоченные дождем или росой, долго сохнут и могут испортиться.
Для того чтобы донести листья до дома, вам нужна какая-то или коробка,
куда мы сможете складывать лисья и донести их не испортив.
Как сушить и изготовить гербарий.
Проще
всего
сушить
листья
в
газетах
и
журналах.
Но
при
таком
способе создания гербария очень важно не пересушить листики, потому что
они станут хрупкими. Не кладите растения сушиться прямо в книги: это
книги
испортит.
Затем
разместите
каждый
листик
(или
более)
на
листе
форматом А-4 так, чтоб они не выступали за края листа. Можно прикрепить
растения
узкими
полосками
бумаги
или
приклеить
их
клеем
ПВА.
И
обязательно подписать название листика.
Для сохранности гербария, можно положить листы с прикрепленными
листьями в целлофановую папку-пакет или заламинируй.