Напоминание

"Ознакомление с коренными малочисленными народами Приморского края"


Автор: Белых Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №8
Населённый пункт: Село Богуславец, Приморский край
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: "Ознакомление с коренными малочисленными народами Приморского края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное

общеобразовательное учреждение «Детский сад №8»

с. Богуславец

ПРОЕКТ

" Ознакомление с коренными малочисленными

народами Приморского края"

Выполнила: Белых Ирина Владимировна,

Воспитатель первой квалификационной категории

2017 год

Здесь я родился и вырос, в этом таежном

краю.

Самую лучшую песню, край мой, тебе отдаю.

Мне хочется взлететь повыше в облака и,

обозрев родимые края, увидеть, как цветет

земля моя -

земля охотника и рыбака.

"

Каждый

народ

,

даже

самый

маленький

, -

неповторимый

узор

на

ковре

человечества

"

Ч

.

Айтматов

Тип проекта: комбинированный

Возраст детей: старшие дошкольники 5-7 лет

Продолжительность проектной деятельности: краткосрочный (1 неделя)

Раздел программы: национально-региональный компонент

Актуальность. Мы и наши дети живем в мире межнациональной резни и конфликтов.

Воспитывая их, мы, взрослые, демонстрируем им свое незнание культуры народов, живущих рядом с

нами. Из чего следует, что наши дети имеют недостаточные знания о жителях родного края.

об истории коренного населении Приморья, их духовной культуры, традициях, прикладного искусства.

Проблема.

Недостаточные знания детей о коренных народностях, живущих в Приморском крае, их быте и культуре.

Неумение видеть другого человека как носителя культурных ценностей жителей родного края.

Непонимание и неуважительное отношение к коренным народам нашего края со стороны детей и их

родителей.

Уверена, что знакомство с другой культурой поможет сформировать у наших ребят способность

понимать и принимать чужие ценности, доброжелательно относиться к обычаям разных

народов. Считаю, что очень важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о

человеке судят не по его национальности, а потому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела –

значит и человек добрый, хороший.

Цель. Уточнение и расширение знаний детей об удэгейцах коренных жителях Приморского края(их быт,

занятия, одежда ,культура).

Задачи:

- Познакомить детей с тем, что в Приморском крае живут и жили раньше люди такой национальности, как

удэгейцы, познакомить с их бытом и культурой.

- Развивать способность видеть другого человека как носителя других культурных ценностей, умение

понять и принять его мир.

-Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

-Развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.

-Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы,

обобщать, сравнивать, делать выводы.

-Воспитывать культурного человека, способного понимать, бережно относиться к быту и культуре

народов Приморского края.

- Способствовать формированию устойчивых, нравственных патриотических позиций в разных

ситуациях у детей и их родителей.

Прогнозируемый результат

.

- У детей появится интерес к истории, культуре удэгейского народа. Расширится кругозор. Будет

сформирована устойчивая позиция отношения к быту и культуре других народов.

-Понимание родителями важности толерантного отношения к окружающим людям, уважения их

национального достоинства.

Ресурсы:

Интеллектуальные - администрация ДОУ; воспитатель; дети старшего дошкольного возраста, их

родители и родственники; работники национального парка «Удэгейская легенда» .

Материальные - набор материалов и оборудование ( краски, карандаши, кисти, гуашь, ножницы,

иллюстрации, шаблоны и трафареты национальных костюмов, изделия декоративно-прикладного

искусства, музыкальные инструменты),ИКТ, энциклопедия «Народы России».

План мероприятий

Чтение методической и художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Проведение цикла тематических бесед.

Творческие работы семей по теме: «Кукла в удэгейском костюме»

Выставка продуктов детской деятельности.

Подбор пословиц, поговорок, загадок об удэгейцах.

Подборка «Энциклопедические данные об удэгейцах».

Подборка «Удэгейские подвижные игры».

Подборка «Удэгейские сказки».

Подборка «Иллюстративный материал».

Создание макета «Русская изба и удэгейский чум».

Изготовление удэгейского узора «Медведь».

Изготовление атрибутов для подвижных игр.

МЕРОПРИЯТИЯ

1 этап (подготовительно- организационный).

• Подбор методической и детской литературы, иллюстрационного материала, видеозаписей и т.д. по

данной теме.

• Составление перспективного плана.

• Подготовка атрибутов для сюжетных игр.

• Сбор различных экспонатов прикладного искусства, утвари, предметов снаряжения рыболовов,

охотников, национальной одежды, украшений.

• Изготовление макета «удегейский чум и русская изба».

• Проведение бесед, с использованием ИКТ (звуки зверей, бубна, удэгейские песни).

• Знакомство с удэгейскими сказками, пословицами, поговорками, загадками.

• Знакомство с подвижными играми удэгейских детей.

• Создание условий для самостоятельной продуктивной деятельности детей.

- Взаимодействие с родителями: Организовать работу с родителями по изготовлению национальной

одежды «Кукла в удэгейском костюме»

• Совместно с родителями организовать в группе мини музей по теме.

- Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативная, Познание, Речевая,

Художественно – эстетическая деятельность, Физическая культура.

2 этап (основной).

- Развивать способность видеть другого человека как носителя других культурных ценностей, умение

понять и принять его мир: беседы, самобытные игры, ручной труд, сочинение сказок, советы родителям,

консультации для родителей. Знакомство детей и родителей с культурой и бытом удэгейцев: беседы,

иллюстрации, художественно-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, ручной труд),

подвижные игры, чтение, знакомство с музыкальными инструментами(бубен).

- Сотворчество детей и родителей. Конкурс для родителей и детей «Кукла в удэгейском костюме». Цель:

Выявляем знания по проделанной работе о традициях, культуре удэгейского народа. Объединение

родителей и детей совместной работой. Воспитание уважительного отношения к людям другой

национальности: моделирование проблемных ситуаций, ручной и художественный труд, анкетирование

родителей,.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дни недели

Содержание работы

Понедельник

Утро. Знакомство с коренными жителями Приморского края – удэгейцами. Чтение загадок.

Рассматривание иллюстраций. Сюжетная игра «Охотники» (как охотились удэгейцы).

ООД: познание. Тема «Мой родной край – Приморский».

Развитие речи. Удэгейская сказка «Откуда в тайге появились комары и мошкара».

Прогулка. Наблюдение: читаем по следам – кому они принадлежат. Учимся ходить по лесу след в след.

Вторник

Утро. Беседа: Чем занимались удэгейцы их быт, образ жизни. Подвижная удэгейская игра «Прыжки через

нарты». Сюжетная игра «Строим лодку- оморочку» (как рыбачили удэгейцы).

ООД: конструирование. Тема «Русская изба и удэгейский чум» макет. Коллективная работа.

Прогулка. Наблюдение исследование гибкости веток. Изготовление лука. П. и. «Попади из лука в цель».

Среда

Утро. Беседа о терпимом (толерантном) отношении к людям других национальностей. Чтение уд.

народной сказки «Белка и черепаха». Удэгейская п.и. «Охотники и звери»

ООД. Познание. Сотрудники парка «Удэгейская легенда». тема: «Национальная культура удэгейцев».

Рисование. Тема «Тигр Амба»

Прогулка. Чтение удэгейских пословиц и поговорок. Удэгейская п.и. «Попади копьем в цель»

Четверг

Утро. Беседа по удэгейской легенде «Почему на небе одна луна и одно солнце?».

Чтение удэгейской сказки «Два слабых и один сильный»

Удэгейская подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

ООД. Аппликация-квиллинг. Тема «Медведь» из удэгейских узоров. Коллективная работа.

Пятница

Утро. Беседа «В какие игры играли удэгейские дети».

Чтение уд. сказки «Как звери ногами менялись»

Удэгейская п.и. «Перетяни палку»

ООД. Тема «Мой родной край - Приморский»

Рисование. Тема «женский головной убор удэгейцев»

3 этап (заключительный).

В результате проделанной работы в группе появились: • Мини -музей коренных народов Приморья

-удэгейцев. • Картотека удэгейских народных игр. Появился устойчивый интерес к истории, культуре

коренных народа Приморского края. У детей расширился кругозор. Они стали использовать в сюжетных

играх полученные знания о жизни рыбаков и охотников. Расширился словарный запас, дети используют в

речи удэгейские слова. Сформировалась творческая активность. Результаты проделанной работы

свидетельствуют о положительной динамике, сформированности у детей социально-личностного,

нравственного, патриотического развития.

Конспект

«Мой родной край – Приморский»

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», Речевое развитие», «Социально-

коммуникативное развитие».

Цель: Способствовать расширению представлений дошкольников о родном крае.

Формирование представлений об объектах окружающего мира, других людях, о малой родине и

Отечестве.

Добиться усвоения знаний о родном крае. Умение находить на карте свою

страну, край, село.

Пробудить патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой

край, любовь к месту, где живешь, её природе, обычаям, традициям и

праздникам народов, населяющих этот край.

«Художественно-эстетическое развитие»

-совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор удэгейского народа;

-закреплять

умение

рисовать

узоры,

передавать

отношения

по

величине,

продумывать

композицию

рисунка, определять место и величину изображений.

Развитие эмоциональной восприимчивости

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей

при чтении стихов, пословиц.

«Речевое развитие»

Развивать речевую активность (активизировать и обогащать словарь детей: Россия, Приморский край,

Приморье, удэгейцы, чум.)

Формировать правильное звукопроизношение

Формирование у детей грамматически правильной, чёткой речи.

«Социально-коммуникативное развитие»

Развивать умение четко и быстро отвечать на вопросы.

Воспитывать навыки культурного поведения, умение слушать.

Умение действовать сообща.

Задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей о родном крае и его культурном

наследии.

Развивающие:

Формировать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Воспитательные: Толерантное отношение к представителям других

национальностей.

Используемые образовательные технологии:

Здоровьесберегающие, сотрудничества, моделирования.

Планируемые результаты:

Пробуждение интереса к истории и культуре родного края.

Формирование чувства национального достоинства, толерантности.

Уметь ориентироваться по карте.

Предварительная работа:

-Чтение художественной литературы (стихи, сказки, пословицы).

-Знакомство с удэгейскими играми.

-.Рассматривание карты России, Приморского края.

-Рассматривание иллюстраций, наборов открыток, фотографий о Приморском крае.

-Экскурсии в школьный музей, по улицам села, к памятным местам.

- Изготовление панно методом квиллинга «Удэгейский узор».

Материалы и оборудование: ноутбук, доска, карты, глобус, фломастеры, гуашь, кисточки, листы бумаги,

макет чума и русской избы, женская удэгейская повязка, схема рисования повязки.

Ход деятельности:

1. Рефлексия

-Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг, потрем ладошки. Затем вытянем ручки

вперед, к солнышку и скажем: «Здравствуй, солнце красное!»

Затем поднимем ладошки к небу и поздороваемся:

«Здравствуй, небо ясное!»

Покачаем руками: «Здравствуйте, деревья!»

Опустим руки вниз, потянемся к земле:

«Здравствуй, матушка- Земля!»

Обнимем себя ручками крест- накрест: «Здравствуй, я!»

Разведем руки в стороны: «Здравствуйте, все мои друзья!»

Похлопаем себе в ладоши. Молодцы!

2.Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему краю.

Аделина Кялунзига прочитает стихотворение о Приморском крае.

Наверное, это сказка, наверное, это рай,

Ведь нет ничего прекраснее, чем наш Приморский край.

Нам эти таежные дали и в жизни не исходить.

Мы многое в жизни видали, но этого нам не забыть.

В лесах от могучих деревьев раскинулась стройная тень.

Лишь здесь не кончается вечер, лишь здесь начинается день.

-Как называется наше село?(Богуславец.)Наше село находится в Красноармейском районе, а

Красноармейский район– это часть Приморского края. Где находится Приморский край? Покажите на

карте. Кто покажет его местонахождение на глобусе.

Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля.

3.Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат альбомные листы и фломастеры.

Воспитатель:

- На какой планете мы живем? (дети: Земля.) Возьмем голубой фломастер и нарисуем большой круг. Это

планета Земля.

- Как называется наша страна? - Россия. Возьмите фломастер красного цвета и нарисуйте в большом

круге круг поменьше. Это наша Россия.

- Край в котором мы живём называется - (дети-Приморский край). Возьмите карандаш синего цвета и

внутри кругов рисуем еще один круг - это наш Приморский край.

-Оранжевым фломастером мы нарисуем круг внутри синего круга, это будет Красноармейский район.

-А наше село находится где? (В Красноармейском районе). Возьмите, зеленый карандаш и нарисуйте

маленький круг - это наша малая Родина –Богуславец.

Посмотрите, какая она маленькая на такой большой Земле.

4.Все страны мира, все республики и города имеют свои гербы и флаги. Как, вы думаете почему? Для

чего нужны флаг и герб? (Флаг и герб – это отличительные знаки, символы страны, республики, города).

-На доске изображены флаги разных государств. Пожалуйста, найдите и покажите флаг России. Кто знает,

что означают цвета флага России? (Белый цвет означает мир и чистоту мысли; синий – небо; красный

цвет- огонь и отвагу).

-Кто может показать флаг Приморского края, что означают цвета флага?

-Флаг Приморского края представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по диагонали белой

полосой и состоящее их 2-х треугольников верхнего расположенного у древка, красного цвета и нижнего

голубого цвета. В верхнем углу у древка золотой изображение идущего уссурийского тигра /показать флаг

Приморского края/ Цвета флага края приняты такими же, как и флага России, что символизирует

единство края и России.

5.Сейчас

мы

отправимся

в

прошлое

Приморья,

так

по-другому

называют

наш

Приморский

край,

поговорим с вами о жизни, обычаях коренных жителей Приморского края – удэгейцах.

(1-й слайд - удэгейцы)

Рассмотрите национальные костюмы удэгейцев и русских.

(2-й, 3-й слайд – русские)

- Из чего состоит костюм русской женщины? (рубаха, сарафан, кокошник,

лапти или сапоги)

- Русский мужской костюм? (рубаха, штаны, кожаные сапоги, кепка, пояс)

- Верхняя одежда удэгейцэв называется тэгэ.

- Посмотрите, на что она похожа? (ответы детей)

Тэгэ похожа на халат с запахом на правую сторону и с застежкой. Большинство удэгейских халатов

имеют стоячие воротники. Под халатом носили натазники, гокоги, хэиги и длинные штаны с ноговицами

«амухи», нарукавники «адапти» для защиты от комаров и мошки летом и снега зимой. Костюм дополняли

накидка на голову и плечи, наушники, шапка, меховые чулки с обувью и рукавицы. Обувь называется

улы, их шили из кожи. Основным материалом для изготовления одежды и обуви у удэгейцев в прошлом

служили шкуры животных и рыбья кожа.Зимой на охоте удэгейцы носили короткие куртки из меха

изюбра с тремя парами завязок спереди. Мужчины обычно ходили с непокрытой головой, летом иногда

носили берестяные орнаментированные шляпы или капюшон для защиты головы и шеи от мошки.

Зимняя охотничья шапочка (боздо) имела кисточку из собольего или беличьего хвоста.

-БАГДИФЕ обозначает по-удэгейски здравствуйте.

Если услышите, будете знать, что с вами здороваются.

- Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве; пушного зверя добывали в

основном ловушками; самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били

копьями, луком со стрелами приманивая звуками берестяной трубы. Различные остроги, удочки, крюки,

небольшие сети — орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве.

Жильем для удэгейцев была полуземлянка туэдзи, имеющая вид двускатной крыши поставленной на

землю или конический чум тоза, сделанный из деревянных жердей(палок) и шкур животных или

корьевой шалаш кава.. Шалаш представлял собой высокую и крутую крышу, поставленную на землю.

Посередине этих жилищ был очаг –огонь, который обогревал жилище

- Посмотрите на макеты (русская изба и чум).

- Из чего строили русскую избу ? (из дерева, бревен).

- Что обогревает русскую избу? (печь из кирпичей).

(4-й слайд – интерьер чума)

(5-й слайд – интерьер избы)

6.Послушайте пословицы удэгейского народа

Дети называют пословицы. «Дорогу начиная, не считай шагов», «Неумелой швее иголка и нитка шить

мешают», »Если лето рыбное – это счастье», «Лентяй горазд на отговорки», «Глупая голова самые

быстрые ноги погубить может».

7.Загадка

Как большая кошка он, грациозен и умен

Но не любит разных игр, полосатый грозный… (тигр)

Священные животные у удэгейцев –это тигр и медведь. Этих зверей они обожествляли, молились им и

считали своими предками.

Многие узоры на одежде имеют изображения тигра и медведя.

-Дети, какой праздник у вас самый любимый? (Новый год).

-У удэгейцев Новый год называется Гуаня, на котором кланяются старшим, почитают их, желают всего

хорошего, а старшие раздают младшим монеты, подарки и угощения.

Летом проходит праздник - Кункай. На праздник готовят разнообразную пищу, проходят состязания по

прыжкам через нарты, борьба, метание копья, командные игры, поют песни, исполняют народные танцы .

- Предлагаю поиграть в удэгейскую игру «Охотники и звери»

ХОД ИГРЫ:

Ребёнок -"охотник " выбирается считалкой . На одной стороне площадки очерчивается место для

охотников или охотника , на другой стороне обозначают домики для зверей .В каждом домике может

находиться по 2-3 «зверя».

" Охотник " обходит площадку , делая вид , что он разыскивает следы зверей , а затем возвращается к себе

. По сигналу ( слово воспитателя )" зайцы ", выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух

ногах, продвигаясь вперёд.

По слову воспитателя " охотник ", звери бегут в домики, а ребѐнок изображающий охотника, бросает в

них мячом.

" Зверь ", в которого попали мячом, считается подстреленным, охотник уводит его к себе. Игра

повторяется несколько раз, после чего выбирается другой охотник.

-Изобразительное искусство представлено узором, орнаментом, скульптурой и плоскостным сюжетным

рисунком. Узором и орнаментом украшались одежда и обувь. Орнамент тонкий, изящный, в нем много

кривых линий, завитков, напоминает переплетение лиан, растений и оставляет много свободного фона,

который оттеняет рисунок орнамента. По краю орнамента разноцветные прямые полоски. Какие вы

видите элементы узоров? – Удэгейцы считали, что так с помощью орнамента они защищают себя от злых

духов, поэтому узоры извилистые, чтобы заблудился злой дух. - Почему узоры такие разноцветные? - Что

обозначают цвета? - Красный цвет – огонь, закат, цветы. Зеленый – трава, листья. Синий – небо, вода.

Желтый

солнце.

-.

-

Ну

а

сейчас

мы

так

же,

как

удэгейские

мастерицы

увлечемся

работой,

и

постарайтесь сделать ее очень аккуратно, ярко, красиво.

8.Ребята, предлагаю нарисовать женский головной убор удэгейцев. Посмотрите, как он выглядит (показ

схемы рисования повязки)

(6-й слайд –повязка)

Рефлексия занятия

Дорогие ребята! Вот и закончилось наше путешествие по Приморскому краю. Я предлагаю оценить вам

сегодняшнее занятие. Хлопните, если узнали интересное. Топните, если ничего нового не узнали.

Перед вами три тарелочки со смайликами. Выберите себе один из смайликов

и прикрепите их на грудь.

Удэгейская сказка

Белка и черепаха

У жадности нет конца. Если поддался ей кто, плохо тому будет. Подружились как-то белка и черепаха.

Пошли они в лес собирать орехи. Белка залезла на кедр, а черепаха под кедром сидит, ждет, когда белка

орешек ей сбросит. Сорвет белка кедровую шишку, попробует орешек - вкусно. Жадная была белка: чем

больше ест, темжадней становится. Выколупывает она все орешки из шишек, а пустые шишки бросает

черепахе.

- Белка! - кричит ей черепаха. - Почему шишки пустые?

- Такие уродились, - отвечает белка.

Но вдруг уронила нечаянно белка одну шишку, полную орехов. Посмотрела черепаха и говорит:

- Это неправда, ты меня обманываешь, видно. Смотри, сколько орехов в шишках! Сама поедаешь их,

однако.

Обиделась черепаха. А белка слезла с кедра, много орехов у нее, и говорит:

- Ладно, черепаха, не сердись. Пойдем ко мне домой, я там угощу тебя орехами.

Подходят они к реке. Лежит через реку ильм, верхушкой другого берега касается.

- Дай мне орехов немного, - говорит черепаха белке. - Как по ильму пойдешь, упасть можешь.

Жалко белке орехов.

- Ладно, пройду как-нибудь, - отвечает она.

Дошли по ильму до середины реки. Посмотрела белка вниз, течение быстрое. Страшно сделалось

белке. Поскользнулась она и упала прямо в реку.

- Черепаха, друг! - кричит белка. - Спаси меня, я тебе дам не только орехов - ядрышки от орехов! Сама

очищу...

- Поздно, - отвечает черепаха. - Я ничем не могу помочь тебе.

Течение быстро понесло белку да и закрутило ее совсем.

Удэгейская сказка

Как звери ногами менялись

Повстречались как-то лисица и лось.

- Что нового? - спрашивает лиса у лося.

- Ничего нового, соседка, - отвечает лось. - Вчера чуть было совсем не пропал: гнался за мною

охотник, а я запутался в ветках рогами... Беда мне на длинных ногах - за ветки задеваю!.. А ты как

живешь? - спрашивает лось лису.

- И я плохо, сосед, - говорит лиса, подстерегают меня охотники. Беда мне с короткими ногами - не

могу сверху вокруг посмотреть!

Запечалились звери, какая у них плохая жизнь и как плохо все на свете устроено: кому нужны

длинные ноги - у того короткие, кому короткие нужны - у того длинные. Вот лиса и говорит:

- Давай, сосед, ногами меняться!

- Давай, - отвечает лось. Вот поменялись они ногами.

Посмотрела лиса вокруг: с длинных-то ног далеко видно - нет поблизости людей. Побежала в

стойбище. Захотелось ей курятины. Попробовала в амбар залезть, где куры на насесте сидели, а длинные

ноги мешают. Сунула ногу в щель, чтобы курицу сцапать, а лосиная нога - в копыте, никак ей добычу не

зацепишь. Вздохнула лиса и пожалела о своих лапках: какие у нее были когти острые, как удобно было

ими добычу держать и разрывать! Тут из дома человек вышел... Испугалась лиса и бросилась прочь. Так и

убежала голодная.

А лось, получив ноги лисы, ростом стал совсем маленький. В траве спрятался, радуется:

- Вот теперь хорошо мне! Никто меня издалека не увидит!

Стал он потихоньку на лисьих лапках передвигаться. Устал быстро. Устал и проголодался. По

привычке голову поднял, чтобы молодыми побегами да листьями голод утолить. Губами шлепает, а веток

достать не может: ноги-то коротки!

Вздохнул лось:

- Эх, напрасно я обменялся ногами! Такие хорошие у меня ноги были: высокие да крепкие! Не то что

эти лапки! Пропаду я теперь совсем с голоду...

И заплакал лось.

Вдруг слышит он: кто-то по тайге летит, напрямик ломится. Сучья да валежник трещат. Кинулся лось

бежать! Запнулся за валежину, упал и глаза закрыл. Ну, - думает, - сейчас мне конец будет!

Однако слышит - зовет его лиса:

- Эй, сосед, где ты?

- Здесь, - говорит лось. - Это ты в тайге шумела?

- Я, - говорит лиса. - Беда мне с твоими ногами! Хотела тихо пройти, а ноги твои ломают сучки,

топают, стучат. Чуть не пропала я с ними!

- И мне, - говорит лось, - с твоими ногами беда: маленькие они, слабые... Давай, соседка, опять

меняться!

Вот обменялись они ногами.

Топнул лось своими копытами о землю: хорошо!

- Здорово это, - говорит, - устроено, что лось на копытах ходит! Ноги крепкие, копыта твердые!

Пробежалась лисица на своих лапках: хорошо! Лапки легкие, когти острые, походка неслышная.

Отвечает лиса лосю:

- Да, правда! Хорошо это устроено, что у лисы маленькие лапки с острыми когтями.

Попрощались они и в разные стороны пошли. С тех пор звери ногами не меняются.

Откуда в тайге появились комары и мошкара

Удэгейские сказки

Давным-давно жили в тайге две сестры. Старшая сестра собралась за ягодами и говорит младшей:

– Разведи костер в Юрте, а то Кугомни придет.

Сказала и ушла.

А младшая сестра набрала ракушек на речке, сидит и играет. Совсем забыла про Кугомни и про костер.

А Кугомни ходит по тайге да юрты ищет, в которых костра нет. Боится Кугомни огня и дыма: от огня на

нем шерсть горит, а от дыма глаза лопаются. А питается Кугомни кровью; когда сыт бывает, только языки

вырывает и в запас откладывает. Зубы у него большие, желтые, язык острый, как шило, на лице шерсть

черная, а на руках когти медвежьи. Идет он по тайге и нюхает воздух. Видит Кугомни – юрта стоит, в

юрте костра нет. Заходит он в юрту, в юрте младшая сестра ракушками играет.

– Ты, девочка, немая? – спросил Кугомни.

– Нет, – ответила младшая сестра.

– Ну-ка, покажи язык, – сказал Кугомни. Высунула язык младшая сестра, а Кугомни схватил его когтями и

вырвал.

– Ха-ха-ха! Вот будет у меня теперь вкусный ужин, – засмеялся Кугомни и ушел.

Возвратилась старшая сестра из тайги, видит: младшая сестра сидит и плачет, а говорить совсем не

может, нет у нее языка. Догадалась старшая сестра, кто это сделал, и говорит:

– Не плачь, сиди и жди меня. Я пойду твой язык искать.

Пошла она по тайге. Шла-шла – видит: цзали Кугомни стоит, а рядом юрта, в которой он живет.

Посмотрела старшая сестра – в, юрте никого нет. Открыла она цзали, а там много языков висит. Выбрала

она самый свежий. Возвратилась домой, примерила язык младшей сестре, как раз подошел – ее, видно,

был. Обрадовалась младшая сестра, что с языком снова стала, и говорит; – Спасибо тебе, сестра, век

твоей доброты не забуду.

Только она сказала это, как явился Кугомни.

– Ты у меня язык в цзали украла? – крикнул он на старшую сестру.

А старшая сестра бросила кусок мяса в ступку и говорит:

– Вон твой язык, возьми его.

Залез Кугомни в ступку за языком, а сестры взяли пестики железные и начали толочь Кугомни да

приговаривать:

– Вот тебе, кровожадный Кугомни, не вырывай языки у людей, не пей человеческую кровь.

Так сильно толкли сестры, что Кугомни в пыль превратился. Взяли они эту пыль и бросили на ветер.

Только бросили, как из пыли появились комары и мошкара. С тех пор мошкара и комары налетают на

людей, кровь пьют, а люди от них дымом избавляются.

Удэгейская легенда

Почему на небе одна луна и одно солнце.

Очень давно на небе два солнца светили. Жарко было тогда и все время светло: и днем и ночью. От жары

гибли животные и люди. Тогда сильный мужчина-охотник сделал лук и застрелил одно солнце. На месте

убитого солнца образовалась луна.

Удэгейские пословицы и поговорки.

-Закон таежный гласит: не бери у тайги больше, чем нужно тебе и твоей семье на пропитание и для

выживания.

-Если лето рыбное – счастье.

-Дорогу начиная, не считай шагов.

-Неумелой швее иголка и нитка шить мешают.

-Лентяй горазд на отговорки.

Глупая голова самые быстрые ноги погубить может.

Удэгейские загадки.

-Кружусь, летаю, вот-вот растаю. (Облако).

-Захочу сосну до земли согну, устану-отпряну, выйду на поляну. Потанцую на снегу, без оглядки убегу.

(Ветер).

-На ветке кедра горят два огня, горят два огня, а дыма нет. (Глаза рыси).

-Как большая кошка он грациозен и умен, но не любит разных игр, полосатый грозный… (тигр).

Удэгейские народные игры

«Море волнуется»

Цель : Закрепить бег змейкой , воспитывать интернациональные чувства .

Предварительная работа: Знакомство с жизнью, бытом удэгейского народа, с их пословицами, загадками ,

выучить удэгейскую считалку .

Оборудование: для водящего - поясок или накидка , украшенная удэгейским народным орнаментом.

ХОД ИГРЫ:

Из числа играющих выбирается водящий по считалке , он отличается от детей пояском или накидкой ,

украшенной удэгейским орнаментом . Остальные дети встали в круг на расстоянии одного шага и каждый

чертит на своѐм месте кружок.

Водящий идѐт вокруг играющих змейкой , при этом те дети , кому он скажет : " море волнуется " , встают

за ним , постепенно образуя цепочку. Так цепочкой они ещѐ немного ходят или бегают .

Неожиданно ведущий говорит : " море спокойно " , все опускают руки и бегут занимать какой - либо

кружок , изображая рыбака , тянущего сети . Тот , кто останется без кружка , становится ведущим .

Игра продолжается . Воспитатель следит , чтобы цепочка двигалась змейкой , не пропуская ни одного

кружка .

Подвижная игра «Охотники и звери»

Цель : Закрепить прыжки на двух ногах с продвижением вперѐд . Развивать ловкость , сноровку ,

вызвать интерес к удэгейским народным играм .

Предварительная работа : Знакомство с жизнью , бытом , национальными играми народов удэге .

Оборудование : у ребѐнка - "охотника" отличительный знак - "лук " за спиной ,в игре он его не

использует , у остальных детей на голове шапочки зверей (заяц , волк , медведь, соболь ).

ХОД ИГРЫ:

Ребѐнок -"охотник " выбирается считалкой . На одной стороне площадки очерчивается место для

охотников или охотника , на другой стороне обозначают домики для зверей .В каждом домике может

находиться по 2-3 "зверя " .

" Охотник " обходит площадку , делая вид , что он разыскивает следы зверей , а затем возвращается к себе

. По сигналу ( слово воспитателя )" зайцы ", выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух

ногах, продвигаясь вперѐд .

По слову воспитателя " охотник " , звери бегут в домики , а ребѐнок изображающий охотника , бросает в

них мячом .

" Зверь ", в которого попали мячом , считается подстреленным , охотник уводит его к себе .

Игра повторяется несколько раз , после чего выбирается другой охотник.



В раздел образования