Авторы: Данильцева Виктория Анатолиевна, Маковецкая Ольга Павловна
Должность: педагог-психолог, учитель сбо
Учебное заведение: ГКОУ РО "Ростовская специальная школа-интернат № 41"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: доклад
Тема: Использование ИКТ на уроках СБО в специальной школе-интернате VIII вида как залог успешной социализации обучающихся в будущем.
Раздел: среднее профессиональное
Использование ИКТ на уроках СБО в специальной школе-интернате VIII вида как залог
успешной социализации обучающихся в будущем.
Данильцева В.А. педагог-психолог, учитель СБО
ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 41»
Маковецкая Ольга Павловна, дефектолог, учитель СБО
Сегодняшнее время – время широчайшего применения
компьютерной
техники
и
информационно-компьютерных
технологий.
Компьютеры стали неотьемлемым атрибутом современной жизни. Можно
смело
перефразировать
известную
фразу,
сказав:
«Тот
кто
владеет
компьютерными технологиями – владеет миром». Может это и слишком
громко сказано, но ведь в повседневной жизни мы практически все можем
сделать
имея
под
рукой
компьютер
и
интернет:
оплатить
коммунальные
услуги, записаться на прием к врачу, оформить паспорт, найти рецепт и
приготовить себе вкусный обед. А уж про «простое человеческое общение» и
говорить
не
приходится.
На
сегодняшний
день
это
даже
становится
проблемой современности – уход от реальности и общение в соцсетях. Но это
тема для другого разговора.
Где же может получить компьютерные знания и умения растущий
человек? Конечно дома, в семье, если возможности и знания родителей
позволяют это сделать. А если нет? А если ребенок сирота и его дом это
школа-интернат?
Тогда
на
помощь
приходят
школы,
которые
сегодня
практически повсеместно оснащены всем необходимым. Вовсю идет процесс
«интернетизации»
образования.
Ну,
а
помимо
простого
овладения
компьютерной грамотностью, использование информационно-компьютерных
технологий делает обучение более наглядным, динамичным и интересным.
Это касается всех детей, но особое внимание мы хотим уделить учащимся с
ограниченными
возможностями
здоровья,
а
именно
умственно
отсталым
учащимся.
Работая
продолжительное
время
в
коррекционной
школе-
интернате
VIIIвида мы наблюдаем как остро стоит проблема социализации
наших воспитанников в процессе обучения и после окончания учебы. И
возможно ИКТ и есть то «окно» в реальную жизнь, которое
способно
вдохнуть новый поток информации в наших воспитанников.
Курс предмета социально-бытовой ориентировки в специальной
школе-интернате предполагает овладение учащимися навыками, умениями
необходимыми в обычной жизни, что позволит им быстрее адаптироваться в
социуме
после
выхода
из
школы. И
вот
как
раз
для
таких
учащихся
необходимость
в
использовании
ИКТ
на
уроках
СБО
неоспорима.
С
психологической точки зрения для детей с ограниченными возможностями
здоровья можно выделить несколько наиболее важных причин по которым
применение компьютера на уроках становится необходимым: это и реальная
возможность процесса индивидуализации и дифференциации обучения, и
организация
процесса
обучения
в
соответствии
психоэмоциональным
и
физиологическими
особенностями
детей,
и
конечно,
расширение
возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования:
от
сохранного
к
нарушенному,
многократность
повторений,
выполнение
действий по образцу, коррекция психологических функций.
В применении компьютерных технологий заложен определенный
дефектологический
смысл
–
это
возможность
индивидуализации
коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку
подходящих
лично
для
него
темпа
и
способа
усвоения
знаний,
предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности,
обеспеченной градуированной помощи. Учащимся с умственной отсталостью
как никому важны наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при
использовании ИКТ. «Детская природа требует наглядности»- эти слова
великого педагога К.Д. Ушинского как нигде актуальны именно в обучении
таких
детей.
При
использовании
наглядных
средств
обучения
активнее
развиваются
внимание,
восприятие,
тренируется
зрительная
память,
мышление
учащихся.
ИКТ
способствуют
коррекции
и
развитию
высших
психических
функций,
устраняют
пробелы
в
знаниях,
формируют
познавательные
способности.Исходя
из
этого,
уроки
социально
бытовой
ориентировки
в
специальной
(коррекционной)
школе
VIII
вида
всегда
предусматривали широкое использование наглядности на всех этапах: при
сообщении
новых
знаний,
закреплении,
повторении,
самоконтроле
выполненной работы. Введение ИКТ в урок СБО вызывает у наших
учащихся
повышенный
интерес:
анимационные
фрагменты
приближают
изучаемые
процессы
к
жизни,
к
той
жизни
которую
многие
из
наших
воспитанников видят только по телевизору, так как проживают в интернате .
Диапазон
использования
компьютера
в
учебно-воспитательном
процессе
очень велик. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления
учебной
информации.
Применение
цвета,
графики,
звука,
современных
средств
видеотехники
позволяет
моделировать
различные
ситуации.
Компьютер
способствует
формированию
у
учащихся
рефлексии
своей
деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих
действий, визуализируют учебный материал. А учитывая, что для детей с
умственной
отсталостью
нет
учебников
по
СБО
как
таковых,
то
использование
ИКТ
является
ощутимым
подспорьем
в
решении
этого
вопроса.
Очень удобно на уроках СБО подавать материал в виде мультимедийных
презентаций. Презентации по СБО разработаны по следующим разделам
«Домашняя
экономика»,
«Транспорт»,
«Питание»,
«Торговля»,
«Личная
гигиена». Использование компьютерных презентаций в преподавании
курса СБО помогает сделать урок наглядным и выразительным, позволяет
достигать
более
глубокого
запоминания
учебного
материала,
через
зрительное восприятие, которое у большинства наших учащихся развито
лучше, чем слуховое, усиливает эмоциональное воздействие.
При использовании на уроке компьютерных технологий структура урока
принципиально
не
изменяется.
В
нем
сохраняются
все
основные
этапы,
изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо
отметить,
что
этап
мотивации
в
данном
случае
увеличивается
и
несет
познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения,
так
как
без
интереса
к
пополнению
недостающих
знаний
деятельность
ученика
немыслима.
Также,
презентации
позволяют
использовать
разнообразные
формы
организации
познавательной
деятельности:
фронтальную, групповую, индивидуальную.
Таким образом, мультимедийная презентация наиболее оптимально и
эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный
аспект:
восприятие
учащимися
учебного
материала,
осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Коррекционно-развивающий аспект: коррекция и развитие познавательного
интереса
у
учащихся,
умения
обобщать,
анализировать,
сравнивать,
активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный
аспект:
умение
по
возможности
четко
организовать
самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества,
взаимопомощи.
ИКТ эффективны как для изучения нового материала, для обобщения,
систематизации знаний, так и
для закрепления пройденного, отработки
учебных
умений
и
навыков
на
уроках,
для
повторения,
практического
применения полученных знаний, умений и навыков, а также для переноса
полученных знаний в другие условия. При этом качественно изменяется
отношение ученика к СБО, как учебному предмету. Расширяются границы
преподаваемого материала. Не выходя из школы мы с учениками можем
виртуально «посетить» экскурсии на автовокзал, ж/д вокзал или аэропорт.
Посмотреть, что из себя представляет салон самолета, вагон поезда, «пройти»
регистрацию,
познакомиться
с
правилами
пассажиров
и
узнать
многое
другое. Ребята «включаются» в реальную жизнь, учатся делать жизненные
выводы и обобщения. Следует отметить, что для того,чтобы применение
компьютера на уроках СБО давало положительные результаты, необходима
правильная организация работы учебного процесса:
1.
Планирование урока, должно осуществляется в соответствии с общим
уровнем
развития
всей
учебной
группы
и
индивидуальных
особенностей
каждого
учащегося,
что
выявляется
с
помощью
психолого-педагогического исследования.
2.
Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с
содержанием
учебного
предмета
и
методикой
его
преподавания,
развивающие,
активизирующие
мыслительную
деятельность
и
формирующие учебную деятельность учащихся.
3.
Компьютерные
задания
должны
быть
составлены,
подобраны
в
соответствии
с
умением
учащихся
обращаться
с
компьютером,
необходимо
подбирать
доступные
материалы,
постепенно
готовя
учеников к умению пользоваться более сложными их видами;
4.
Наглядные
материалы
(картинки,
презентации,
кроссворды,
игры
и
т.д.)должны отвечать решению основной задачи обучения;
5.
Количество цифровых образовательных ресурсов на уроке должно быть
строго ограничено, так как с каждым из подобранных видов должна
быть проведена соответствующая работа, которая не перегружала бы
возможности зрительного восприятия учащихся;
6.
Вся
подобранная
цифровая
наглядность
должна
демонстрироваться
последовательно;
7.
При
использовании
цифровых
материалов,
предназначенных
для
общеобразовательной
школы,
взятых
из
других
источников,
нужно
адаптировать их с учетом программных требований и возможностей
учеников школы VIII вида;
8.
Цифровые
материалы,
взятые
из
других
источников
(картинки,
фотографии, рисунки, фильмы и т.д.), должны быть качественными,
яркими, четкими и соответствовать требованиям, предъявляемым к
пособиям (размер, четкость и т.п.).
9.
Кабинет должен быть оборудован в соответствии с установленными
гигиеническими
нормами,
по
которым
допустимо
использование
компьютера (Санитарные правила и нормы).
Как результат:
применение ИКТ на уроках СБО способствует
повышению эффективности процесса обучения и воспитания воспитанников
коррекционной школы VIII вида, дает возможность индивидуализировать и
дифференцировать процесс обучения за счет изучения учебного материала в
индивидуальном
темпе,
устанавливает
межпредметные
связи,
помогает
осуществлять управление учебной деятельностью и контроль за результатами
усвоения учебного материала, облегчает процесс запоминания, позволяет
сделать урок более интересным и динамичным. Регулярное использование
дифференцированного
материала
с
использованием
мультимедийного
оборудования
на
уроках
СБО, вызывает
у
наших
обучающихся
эмоциональный
подъем,
повышает
интерес
к
учебной
деятельности,
улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели –
успешной социализации и интеграции детей в общество.