Напоминание

Использование ИКТ на уроках СБО в специальной школе-интернате VIII вида как залог успешной социализации обучающихся в будущем.


Авторы: Данильцева Виктория Анатолиевна, Маковецкая Ольга Павловна
Должность: педагог-психолог, учитель сбо
Учебное заведение: ГКОУ РО "Ростовская специальная школа-интернат № 41"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: доклад
Тема: Использование ИКТ на уроках СБО в специальной школе-интернате VIII вида как залог успешной социализации обучающихся в будущем.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование ИКТ на уроках СБО в специальной школе-интернате VIII вида как залог

успешной социализации обучающихся в будущем.

Данильцева В.А. педагог-психолог, учитель СБО

ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 41»

Маковецкая Ольга Павловна, дефектолог, учитель СБО

Сегодняшнее время – время широчайшего применения

компьютерной

техники

и

информационно-компьютерных

технологий.

Компьютеры стали неотьемлемым атрибутом современной жизни. Можно

смело

перефразировать

известную

фразу,

сказав:

«Тот

кто

владеет

компьютерными технологиями – владеет миром». Может это и слишком

громко сказано, но ведь в повседневной жизни мы практически все можем

сделать

имея

под

рукой

компьютер

и

интернет:

оплатить

коммунальные

услуги, записаться на прием к врачу, оформить паспорт, найти рецепт и

приготовить себе вкусный обед. А уж про «простое человеческое общение» и

говорить

не

приходится.

На

сегодняшний

день

это

даже

становится

проблемой современности – уход от реальности и общение в соцсетях. Но это

тема для другого разговора.

Где же может получить компьютерные знания и умения растущий

человек? Конечно дома, в семье, если возможности и знания родителей

позволяют это сделать. А если нет? А если ребенок сирота и его дом это

школа-интернат?

Тогда

на

помощь

приходят

школы,

которые

сегодня

практически повсеместно оснащены всем необходимым. Вовсю идет процесс

«интернетизации»

образования.

Ну,

а

помимо

простого

овладения

компьютерной грамотностью, использование информационно-компьютерных

технологий делает обучение более наглядным, динамичным и интересным.

Это касается всех детей, но особое внимание мы хотим уделить учащимся с

ограниченными

возможностями

здоровья,

а

именно

умственно

отсталым

учащимся.

Работая

продолжительное

время

в

коррекционной

школе-

интернате

VIIIвида мы наблюдаем как остро стоит проблема социализации

наших воспитанников в процессе обучения и после окончания учебы. И

возможно ИКТ и есть то «окно» в реальную жизнь, которое

способно

вдохнуть новый поток информации в наших воспитанников.

Курс предмета социально-бытовой ориентировки в специальной

школе-интернате предполагает овладение учащимися навыками, умениями

необходимыми в обычной жизни, что позволит им быстрее адаптироваться в

социуме

после

выхода

из

школы. И

вот

как

раз

для

таких

учащихся

необходимость

в

использовании

ИКТ

на

уроках

СБО

неоспорима.

С

психологической точки зрения для детей с ограниченными возможностями

здоровья можно выделить несколько наиболее важных причин по которым

применение компьютера на уроках становится необходимым: это и реальная

возможность процесса индивидуализации и дифференциации обучения, и

организация

процесса

обучения

в

соответствии

психоэмоциональным

и

физиологическими

особенностями

детей,

и

конечно,

расширение

возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования:

от

сохранного

к

нарушенному,

многократность

повторений,

выполнение

действий по образцу, коррекция психологических функций.

В применении компьютерных технологий заложен определенный

дефектологический

смысл

это

возможность

индивидуализации

коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку

подходящих

лично

для

него

темпа

и

способа

усвоения

знаний,

предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности,

обеспеченной градуированной помощи. Учащимся с умственной отсталостью

как никому важны наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при

использовании ИКТ. «Детская природа требует наглядности»- эти слова

великого педагога К.Д. Ушинского как нигде актуальны именно в обучении

таких

детей.

При

использовании

наглядных

средств

обучения

активнее

развиваются

внимание,

восприятие,

тренируется

зрительная

память,

мышление

учащихся.

ИКТ

способствуют

коррекции

и

развитию

высших

психических

функций,

устраняют

пробелы

в

знаниях,

формируют

познавательные

способности.Исходя

из

этого,

уроки

социально

бытовой

ориентировки

в

специальной

(коррекционной)

школе

VIII

вида

всегда

предусматривали широкое использование наглядности на всех этапах: при

сообщении

новых

знаний,

закреплении,

повторении,

самоконтроле

выполненной работы. Введение ИКТ в урок СБО вызывает у наших

учащихся

повышенный

интерес:

анимационные

фрагменты

приближают

изучаемые

процессы

к

жизни,

к

той

жизни

которую

многие

из

наших

воспитанников видят только по телевизору, так как проживают в интернате .

Диапазон

использования

компьютера

в

учебно-воспитательном

процессе

очень велик. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления

учебной

информации.

Применение

цвета,

графики,

звука,

современных

средств

видеотехники

позволяет

моделировать

различные

ситуации.

Компьютер

способствует

формированию

у

учащихся

рефлексии

своей

деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих

действий, визуализируют учебный материал. А учитывая, что для детей с

умственной

отсталостью

нет

учебников

по

СБО

как

таковых,

то

использование

ИКТ

является

ощутимым

подспорьем

в

решении

этого

вопроса.

Очень удобно на уроках СБО подавать материал в виде мультимедийных

презентаций. Презентации по СБО разработаны по следующим разделам

«Домашняя

экономика»,

«Транспорт»,

«Питание»,

«Торговля»,

«Личная

гигиена». Использование компьютерных презентаций в преподавании

курса СБО помогает сделать урок наглядным и выразительным, позволяет

достигать

более

глубокого

запоминания

учебного

материала,

через

зрительное восприятие, которое у большинства наших учащихся развито

лучше, чем слуховое, усиливает эмоциональное воздействие.

При использовании на уроке компьютерных технологий структура урока

принципиально

не

изменяется.

В

нем

сохраняются

все

основные

этапы,

изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо

отметить,

что

этап

мотивации

в

данном

случае

увеличивается

и

несет

познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения,

так

как

без

интереса

к

пополнению

недостающих

знаний

деятельность

ученика

немыслима.

Также,

презентации

позволяют

использовать

разнообразные

формы

организации

познавательной

деятельности:

фронтальную, групповую, индивидуальную.

Таким образом, мультимедийная презентация наиболее оптимально и

эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный

аспект:

восприятие

учащимися

учебного

материала,

осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Коррекционно-развивающий аспект: коррекция и развитие познавательного

интереса

у

учащихся,

умения

обобщать,

анализировать,

сравнивать,

активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный

аспект:

умение

по

возможности

четко

организовать

самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества,

взаимопомощи.

ИКТ эффективны как для изучения нового материала, для обобщения,

систематизации знаний, так и

для закрепления пройденного, отработки

учебных

умений

и

навыков

на

уроках,

для

повторения,

практического

применения полученных знаний, умений и навыков, а также для переноса

полученных знаний в другие условия. При этом качественно изменяется

отношение ученика к СБО, как учебному предмету. Расширяются границы

преподаваемого материала. Не выходя из школы мы с учениками можем

виртуально «посетить» экскурсии на автовокзал, ж/д вокзал или аэропорт.

Посмотреть, что из себя представляет салон самолета, вагон поезда, «пройти»

регистрацию,

познакомиться

с

правилами

пассажиров

и

узнать

многое

другое. Ребята «включаются» в реальную жизнь, учатся делать жизненные

выводы и обобщения. Следует отметить, что для того,чтобы применение

компьютера на уроках СБО давало положительные результаты, необходима

правильная организация работы учебного процесса:

1.

Планирование урока, должно осуществляется в соответствии с общим

уровнем

развития

всей

учебной

группы

и

индивидуальных

особенностей

каждого

учащегося,

что

выявляется

с

помощью

психолого-педагогического исследования.

2.

Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с

содержанием

учебного

предмета

и

методикой

его

преподавания,

развивающие,

активизирующие

мыслительную

деятельность

и

формирующие учебную деятельность учащихся.

3.

Компьютерные

задания

должны

быть

составлены,

подобраны

в

соответствии

с

умением

учащихся

обращаться

с

компьютером,

необходимо

подбирать

доступные

материалы,

постепенно

готовя

учеников к умению пользоваться более сложными их видами;

4.

Наглядные

материалы

(картинки,

презентации,

кроссворды,

игры

и

т.д.)должны отвечать решению основной задачи обучения;

5.

Количество цифровых образовательных ресурсов на уроке должно быть

строго ограничено, так как с каждым из подобранных видов должна

быть проведена соответствующая работа, которая не перегружала бы

возможности зрительного восприятия учащихся;

6.

Вся

подобранная

цифровая

наглядность

должна

демонстрироваться

последовательно;

7.

При

использовании

цифровых

материалов,

предназначенных

для

общеобразовательной

школы,

взятых

из

других

источников,

нужно

адаптировать их с учетом программных требований и возможностей

учеников школы VIII вида;

8.

Цифровые

материалы,

взятые

из

других

источников

(картинки,

фотографии, рисунки, фильмы и т.д.), должны быть качественными,

яркими, четкими и соответствовать требованиям, предъявляемым к

пособиям (размер, четкость и т.п.).

9.

Кабинет должен быть оборудован в соответствии с установленными

гигиеническими

нормами,

по

которым

допустимо

использование

компьютера (Санитарные правила и нормы).

Как результат:

применение ИКТ на уроках СБО способствует

повышению эффективности процесса обучения и воспитания воспитанников

коррекционной школы VIII вида, дает возможность индивидуализировать и

дифференцировать процесс обучения за счет изучения учебного материала в

индивидуальном

темпе,

устанавливает

межпредметные

связи,

помогает

осуществлять управление учебной деятельностью и контроль за результатами

усвоения учебного материала, облегчает процесс запоминания, позволяет

сделать урок более интересным и динамичным. Регулярное использование

дифференцированного

материала

с

использованием

мультимедийного

оборудования

на

уроках

СБО, вызывает

у

наших

обучающихся

эмоциональный

подъем,

повышает

интерес

к

учебной

деятельности,

улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели –

успешной социализации и интеграции детей в общество.



В раздел образования