Автор: Данильцева Виктория Анатолиевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКОУ РО "Ростовская специальная школа-интернат № 41"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Необходимость психологического сопровождения и психологической поддержки субъектов образовательного пространства школы-интерната на современном этапе.
Раздел: среднее образование
Данильцева В.А., педагог-психолог
Ростов-на-Дону, государственное казенное
общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 41»
Необходимость психологического сопровождения и
психологической поддержки субъектов образовательного
пространства школы-интерната на современном этапе.
Вопрос о необходимости психологического сопровождения и психологической
поддержки
в
специальных
коррекционных
образовательных
учреждениях
на
сегодняшний день очень актуален, в этой связи миссия Ростовской специальной школы-
интерната № 41 состоит в обучении, воспитании, развитии, социальной адаптации в
общество
детей
с
интеллектуальными
нарушениями,
а
также
в
оказании
помощи
семьям
воспитанников
в
формировании
у
ребят
тех
качеств,
благодаря
которым
обучающийся
будет
успешным
в
жизни,
что
в
свою
очередь
включает
в
себя
возможность быть полезным и обществу и государству. Возможность выполнения этой
миссии напрямую зависит от того, насколько комфортными будут годы, проведенные в
стенах школы-интерната.
Ключевые
слова:
психологическая
поддержка,
психологическое
сопровождение,
здоровье, психологический климат, здоровьесберегающая среда, коллектив, интеграция.
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее
время
значительно
возросла.
Рост
нервно-психических
и
соматических
заболеваний,
а
также
различных
функциональных
расстройств,
коррелирует
с
общим
снижением
успеваемости.
За
последние
10
лет
отмечается четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей и
подростков. По данным специальных и эпидемиологических исследований,
проводимых
кафедрами
детской
психиатрии
и
НИИ
психиатрии
РФ,
распространенность основных форм психических заболеваний в детском
возрасте
составляет
15%,
а
в
подростковом
уже
20-25%.
Основными
формами психической патологии у детей и подростков являются неврозы,
психопатии, девиантное поведение.
Помимо этого, в современном мире нас окружает множество
соблазнов, многие из которых не просто вредны, но и смертельно опасны.
В таких условиях особенно важно формировать жизненное пространство
обучающихся таким образом, чтобы
при всей полноте информации и
доступности подросток мог сделать правильный выбор, выбор в пользу
здорового образа жизни.
С 2009 года приоритетом для школы-интерната является реализация
направлений
национальной
образовательной
инициативы
«Наша
новая
школа»
в
рамках
образовательного
процесса
и
формирование
здоровьесберегающей
среды
школы-интерната
VIII
вида
в
условиях
личностно-ориентированного
образования
детей
с
ограниченными
образовательными потребностями. В этой связи оздоровительная работа в
школе-интернате
построена
на
основании
позиций
Декларации
«О
диверсификации
возможностей
сотрудничества
Минобрнауки
России
в
целях
развития
физкультурно-спортивного
воспитания
подрастающего
поколения»,
разработанной
на
XVII
Международном
фестивале
физкультуры и спорта «Наш выбор – здоровый образ жизни». Введенные в
современную школьную жизнь здоровьесберегающие технологии созданы
для того, чтобы не навредить ребенку, не усугубить то или иное отклонение
в
здоровье.
Эти
технологии
направлены
на
то,
чтобы
ребенок
рос
психологически,
социально
здоровым,
что,
в
свою
очередь,
должно
облегчить его интеграцию в общество. Ведь под понятием «здоровье» мы
прежде
всего
подразумеваем
три
аспекта:
физическое,
психическое,
социальное
здоровье.
Физическое
здоровье
–
сильное,
крепкое
тело
человека; психическое здоровье – ум и сила духа человека; социальное
здоровье
–
благополучие
человека
и
умение
ладить
с
окружающими
людьми. Неполадки, проблемы с одним из этих составляющих влекут за
собой проблемы в остальных аспектах.
В специальной школе для детей с интеллектуальными нарушениями
(бывшая
коррекционная
школа VIII
вида)
мы
взаимодействуем
с
категорией детей, у которых, на фоне основного заболевания и связанного
с ним осложнения, существуют проблемы психологического здоровья. Под
психологическим
здоровьем
мы
понимаем,
согласно
И.В.Дубровиной,
психологический
аспект
психического
здоровья,
то
есть
те
процессы,
которые, относясь к личности в целом, находятся в некой связи с высшими
проявлениями человеческого духа, позволяют человеку в будущем достичь
зрелости,
пребывать
в
постоянном
саморазвитии,
подойти
к
осуществлению
своей
жизненной
задачи.
Центральная
характеристика
психологически
здорового
человека
–
это
саморегулируемость,
возможность адекватного приспособления к неблагоприятным условиям,
воздействиям.
Сегодня, работая в школе с нашей категорией детей, не вызывает
сомнений, что забота о психологическом здоровье детей должна быть в
центре внимания всех взрослых, находящихся вокруг них:
педагогов,
психологов,
школьной
администрации,
родителей.
В
этой
связи
остро
встает
вопрос
психологического
сопровождения
и
психологической
поддержки субъектов образовательного пространства. Планируя работу,
мы, конечно же, думаем о здоровье ребят, учащихся нашей школы. Именно
сохранению здоровья призваны помочь психологическое сопровождение и
поддержка, то есть та система профессиональной деятельности различных
специалистов
по
созданию
условий
принятия
субъектом
оптимальных
решений, которая направлена на развитие личности и успешное обучение в
ситуациях школьного взаимодействия. Это работа классного руководителя,
учителя, психолога, специалистов школы. Основными моментами здесь
является
оказание
помощи
в
решении
следующих
проблем:-
выбор
образовательного маршрута;- прео-
доление затруднений в учебе;- личностные проблемы развития ребенка;
-
формирование
здорового
образа
жизни;-
создание
благоприятных
психологических
условий,
психологического
климата
в
школьном
коллективе.
Для решения каждого из этих направлений требуется анализ проблемы,
программно-методическое
обеспечение
и
комплексный
подход.
Нами
разработаны определенные механизмы , в которых за исходную позицию в
решении
проблем развития мы берем состояние здоровья ребенка. На
сегодняшний день одним из аспектов психологического сопровождения и
психологической
поддержки
является
формирование
здорового
образа
жизни – это направление приобрело особую значимость в связи с такими
проблемами общества, как наркомания, СПИД, суициды, алкоголизм. В
школе
разработана
и
успешно
реализуется
программа
«Наш
выбор
–
здоровый
образ
жизни!»,
в
которую
включены:
психолого-медико-
логопедическое
сопровождение,
работа
экспериментальной
площадки,
занятия
физкультурой,
ЛФК,
спортом,
в
рамках
программы
«Здоровая
Россия – общее дело» проводятся занятия по профилактике употребления
ПАВ,
алкоголя,
табакокурения,
арт-терапия,
занятия
«Азбука
безопасности»,
организован
ежегодный
летний
отдых
и
оздоровление.
Здесь
необходимо
отметить,
что
наработанные
опыт
и
навыки
по
применению различных методов обучения, являются капиталом, который
облегчает работу, и помогает направить свои силы в нужное русло. В
школе создано единое пространство здоровьесберегающей среды. Обучая
здоровому образу жизни, создавая здоровый психологический климат в
коллективах, классах мы обеспечиваем продвижение в решении проблем
сохранения и укрепления здоровья школьников. Если исходная ступень
это здоровье школьника, то путь, по которому школьник проходит этапы
взросления,
годы,
проведенные
за
школьной
партой,
в
школьном
коллективе
должен
сопровождаться
комфортным
психологическим
климатом. Психологическая поддержка и психологическое сопровождение
это и есть создание благоприятных условий для обучения и общения ребят.
На
психологический
климат
влияют
такие
факторы,
как:
социально-
психологическая
атмосфера
общества
в
целом,
нравственное
здоровье
нации, о котором так активно говорится сегодня в нашей стране с самых
высоких трибун, а также специфика функций отдельно взятого коллектива,
его возрастным, половым составом и так далее. Эти факторы определяют
состояние коллектива, которое и называют психологическим климатом, то
есть
эмоционально-психологический
настрой
коллектива,
в
котором
на
эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимосвязи членов
коллектива,
определяемые
их
ценностными
ориентирами,
моральными
нормами и интересами. А уже создать те или иные ценностные ориентиры,
направить обучающихся в нужное русло морали, норм, интересов и есть
задача психологов и педагогов школы. Какие же способы помогают нам в
проведении этой работы?
Все многочисленные ситуации взаимодействия людей осуществляются
через четыре основных способа взаимовлияния: убеждение, заражение,
подражание, внушение.
- Убеждение – процесс логического обоснования какого-либо суждения или
умозаключения.
Убеждение
предполагает
такое
изменение
сознания
собеседника или аудитории, которое создает готовность защищать данную
точку зрения и действовать в соответствии с нею. Убеждение словом -
крайне
сложный
метод
воспитания.
Здесь
необходимо
найти
особую
логику, тон разговора. Здесь важен авторитет убеждающего.
- Подражание – воспроизведение определенных внешних черт поведения,
манер, действий, поступков. Известный психотерапевт В.Л. Леви выделил
внутреннее и внешнее подражание. При внутреннем – логика чувств и
поведение другого человека ухватывается интуитивно. Внешнее - требует
высоконравственного образца.
-
Внушение
–
психологическое
воздействие
рассчитанное
на
некритическое восприятие слов, выраженных в них мысли и воли. Главное
условие
внушающего
воздействия
является,
с
одной
стороны
–
авторитетность источника информации, с другой – доверие или отсутствие
сопротивления воздействующему влиянию.
Эти способы влияния
невозможны без установления подлинно
человеческого
контакта
учителя
с
учеником,
с
классом.
Искусству
душевного
контакта
нельзя
научиться
по
учебнику,
его
важнейшая
предпосылка
–
чуткость,
душевная
открытость
самого
педагога,
его
готовность понять и принять нечто новое, увидеть другого как себя и себя
как
другого.
Н.К.Крупская
писала:
«Для
ребят
идея
не
отделена
от
личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно
по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек»
[4,С.265-266]. Психиатр В.Л.Леви в своих работах утверждает, что педагог,
по своей объективной функции, является психотерапевтом, так как он
видит
отношения
учащихся
и
может
влиять
на
систему
отношений
ребенка.
Психотерапевтическая
функция
педагога
реализуется
в
двух
сферах общения: 1) «педагог-ученик» ; 2)«коллектив-ученик». В первом
случае
педагог,
непосредственно
вступая
в
отношения
с
учащимся,
обеспечивает его эмоциональное благополучие; во втором случае педагог
влияет на ребенка опосредованно, регулируя взаимоотношения учащихся,
тем
самым,
формируя
психологический
климат
коллектива-класса.
Сущность психологического климата в том, что сложившиеся в коллективе
взаимоотношения
приобретают
особую
эмоционально-психологическую
окраску, определяемую ценностными ориентациями, моральными нормами
и
интересами
членов
коллектива.
Организуя
психологический
климат,
стимулирующий развитие каждой личности и высокую работоспособность
коллектива
следует
начинать
с
регуляции
взаимоотношений
между
членами группы и ценностными ориентациями, господствующими в ней.
Не следует забывать, что немаловажную роль в создании психологического
климата класса играет умение общаться. Потребность в общении – одна из
основных
социальных
потребностей
человека,
она
рано
возникает
и
постепенно
развивается.
Особенно
важно
общение
со
взрослыми
в
школьные
годы в связи с возникающими проблемами перспективного
жизненного
самоопределения.
Специфика
семей
обучающихся
нашей
школы-интерната такова, что в большинстве из них ребята предоставлены
сами себе, в лучшем случае им некому довериться, в худшем – улица,
«друзья
из
подворотни».
Как
известно
существование
глубокой
неудовлетворенной потребности в неформальном личностном общении со
взрослыми
ведет
к
развитию
повышенной
тревожности,
чувства
неуверенности
в
себе,
связанного
с
неадекватной
и
неустойчивой
самооценкой,
со
сложностями
в
личностном
развитии,
в
социально-
психологической адаптированности. Именно поэтому мы в своей работе
уделяем
так
много
времени
и
внимания
простому
доверительному
общению, исподволь направляя и обучая наших ребят умению общаться.
На это направлены совместные общешкольные праздники, классные часы,
классные мероприятия, которые учат общаться, доверять, просто дружить.
Участие в этих мероприятиях сплачивает ребят. Создание коллектива не
самоцель,
он
формируется
во
имя
развития
детей.
Коллектив
тем
успешнее, чем доверительнее взаимоотношения внутри него.
Одной из основных задач коррекционных школ является возможность
интеграции
воспитанников
в
общество.
Провести
ребенка
маршрутом,
ведущим к успешной интеграции, можно разными путями – важно лишь,
чтобы
каждый
этап
наращивал
его
интеграционный
потенциал.
Организация такого маршрута невозможна без психологической поддержки
и
психологического
сопровождения,
с
помощью
которых,
постепенно
формируя
психологический
климат
необходимый
для
ребенка,
можно
подвести его, через интеграцию в класс, группу к интеграции в социум.
Опросы, социометрия, проводимые
нами в классах школы-интерната
показывают
неуклонный
рост
сплоченности
классных
коллективов,
доверия
внутри
класса,
доверия
к
педагогам,
а,
следовательно,
и
благоприятного
психологического
климата,
что
позволяет
нам
быть
уверенными в правильности выбранного нами пути.
Работа по организации психологического климата в детском и взрослом
коллективах выстроена в нашем учреждении так, что весь педагогический
коллектив ориентирован на создание благоприятных позиций для учащихся
и
на
создание
благополучной
атмосферы
для
самих
себя,
в
этом
ее
эффективность. От чего на конечном этапе выигрывают все – и дети, и
педагоги, и школа в целом, а, следовательно, и общество и государство.
Список используемой литературы:
1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. –М.:
Просвещение, 1987.-Гл.4
2.
Дубровина
И.В.
Данилова
Е.Е.
Прихожан
А.М.
Психология.-
М.Академия,1999.- С.324-325.
3. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение,1989.- С.126.
4.
Крупская
Н.К.
Воспитательная
роль
учителя/Пед.соч.-М.:Изд-во
АПНРСФСР,1957.- Т.3.-С.265-266
5.
Мудрик
А.В.
Общение
как
фактор
воспитания
школьников.
–
М.:Педагогика, 1984.
6. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып.6-7:науч.-практ.сб.-
М.:Теревинф,2009.- С.146.
7. Ушинский К.Д.Три элемента школы/Собр.соч.-М.:АПНРСФСР,1948.- Т.2.
–С.63.