Напоминание

"Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края"


Автор: Апыхтина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 212"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №212

Тема: «Формирование нравственно-

патриотических чувств дошкольников через

приобщение к истории и культуре родного края»

В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная

культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это

оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.

Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры

подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей

самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая

складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями,

традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться,

отходить на второй план.

Многое из жизни наших предков уже утрачено. В связи с этим именно

сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-

патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в

дошкольном возрасте. И именно поэтому родная культура, должна стать

неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность

гражданина и патриота.

Пробудить в ребенке любовь к Родине, чувство патриотизма, заложить

важнейшие черты русского национального характера: порядочность,

совестливость, способность к состраданию; приобщить к

общечеловеческим нравственным ценностям.

- знакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни,

пестушки, потешки, игры-забавы, сказки и т. д.

- знакомить с русскими народными подвижными играми;

- знакомить с народными музыкальными инструментами, в том числе

шумовыми, звучащими игрушками;

-знакомить с русскими народными промыслами.

- развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые

способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности;

- учить овладевать образно-игровыми имитационными движениями в

сочетании с музыкой.

- воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим

близким;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края;

- формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к

музыкальным игрушкам;

- пробуждать интерес к сказкам, народным играм, стимулировать к

заучиванию закличек, потешек, игр - забав.

В работе с детьми широко использовались все виды народного

фольклора. : потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки,

хороводные игры, сказки и т. д.

В адаптационный период часто использовались уговорушки, потешки для

новичков: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший,

Ванечка – пригожий! ».

На все случаи жизни применяются потешки: «Петушок, петушок, золотой

гребешок… .» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » или

«Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ».

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается

положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания

можно сопровождать

такими потешками как: «Водичка, водичка, умой

мое личико … »

При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти,

косонька, до пят, все волосики в ряд… ».

Во время кормления: «Умница Дашенька, ешь кашу сладеньку, вкусную,

пушистую, мягкую, душистую».Умению регулировать темп, громкость речи

способствуют заклички: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко! »,

«Дождик-дождик, полно лить», «Радуга-дуга, не давай дождя! ».

Для развития мелкой моторики используются такие пальчиковые игры как

«Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», или «Этот пальчик –

дедушка» и т.д.

В первой младшей группе дети знакомятся с русскими народными

сказками «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя».

Для наилучшего восприятия сказки активно используются различные виды

театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Активно привлекаются и

сами дети к участию. Так, вашему вниманию предлагается инсценировка

сказки «Репка».

Народные игры

вызывают интерес не только как жанр устного народного

творчества. В них заключена информация, дающая представление о

повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении.

Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К

сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы

сделать их достоянием наших дней. В народных играх много юмора,

шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.

Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную

работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем

мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и

фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же

время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий

приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми

принятых условий игры

Хороводные – «Каравай» , «Мы матрешки», «Матрешки».

Дидактические игры

Дидактическая

игра

является

одним

из

важных

методов

активного

обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания.

Дидактические

игры

позволяют

узнать

что-то

новое,

но

и

применить

полученные знания на практике. В работе с детьми используем такие игры

как:

«Собери

матрешку»,

«Угадай,

что

спрятано»,

«Четвертый

лишний»,

«Собираем урожай», «Поможем кукле одеться», дидактические игры с

матрешками

и

т.

д .

Рассматривание

картин(о

детском

саде,

настроение детей и т.д.), семейного фотоальбома

Произведения народного фольклора: сказки, стихи, песенки пользуются у

детей большим успехом. Чтение сказок «Заюшкина избушка», «Маша и

медведь», «Петушок и бобовое зернышко, «Теремок», чтение и заучивание

стихов, потешек «Петушок», «Козленок», «Кисонька-мурысенька», «Как у

нашего кота».

Для ознакомления с живой природой, явлениями природы, с трудовой

жизнью взрослых используются прогулки и наблюдения. Чтобы ребенок не

был лишь созерцателем, включаем его в работу по благоустройству участка

детского

сада.

Организуем

подкормку

птиц

зимой,

наблюдения

за

животными, уход за ними с целью формирования бережного отношения к

природе.

Акцентируем

внимание

детей

на

значимости

их

труда

для

остальных.



В раздел образования