Автор: Апыхтина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 212"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №212
Тема: «Формирование нравственно-
патриотических чувств дошкольников через
приобщение к истории и культуре родного края»
В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная
культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это
оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.
Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры
подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей
самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая
складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями,
традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться,
отходить на второй план.
Многое из жизни наших предков уже утрачено. В связи с этим именно
сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-
патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в
дошкольном возрасте. И именно поэтому родная культура, должна стать
неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность
гражданина и патриота.
Пробудить в ребенке любовь к Родине, чувство патриотизма, заложить
важнейшие черты русского национального характера: порядочность,
совестливость, способность к состраданию; приобщить к
общечеловеческим нравственным ценностям.
- знакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни,
пестушки, потешки, игры-забавы, сказки и т. д.
- знакомить с русскими народными подвижными играми;
- знакомить с народными музыкальными инструментами, в том числе
шумовыми, звучащими игрушками;
-знакомить с русскими народными промыслами.
- развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые
способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности;
- учить овладевать образно-игровыми имитационными движениями в
сочетании с музыкой.
- воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим
близким;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к
музыкальным игрушкам;
- пробуждать интерес к сказкам, народным играм, стимулировать к
заучиванию закличек, потешек, игр - забав.
В работе с детьми широко использовались все виды народного
фольклора. : потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки,
хороводные игры, сказки и т. д.
В адаптационный период часто использовались уговорушки, потешки для
новичков: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший,
Ванечка – пригожий! ».
На все случаи жизни применяются потешки: «Петушок, петушок, золотой
гребешок… .» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » или
«Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ».
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается
положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания
можно сопровождать
такими потешками как: «Водичка, водичка, умой
мое личико … »
При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти,
косонька, до пят, все волосики в ряд… ».
Во время кормления: «Умница Дашенька, ешь кашу сладеньку, вкусную,
пушистую, мягкую, душистую».Умению регулировать темп, громкость речи
способствуют заклички: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко! »,
«Дождик-дождик, полно лить», «Радуга-дуга, не давай дождя! ».
Для развития мелкой моторики используются такие пальчиковые игры как
«Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», или «Этот пальчик –
дедушка» и т.д.
В первой младшей группе дети знакомятся с русскими народными
сказками «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя».
Для наилучшего восприятия сказки активно используются различные виды
театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Активно привлекаются и
сами дети к участию. Так, вашему вниманию предлагается инсценировка
сказки «Репка».
Народные игры
вызывают интерес не только как жанр устного народного
творчества. В них заключена информация, дающая представление о
повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении.
Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К
сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы
сделать их достоянием наших дней. В народных играх много юмора,
шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.
Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную
работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем
мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и
фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же
время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий
приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми
принятых условий игры
Хороводные – «Каравай» , «Мы матрешки», «Матрешки».
Дидактические игры
Дидактическая
игра
является
одним
из
важных
методов
активного
обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания.
Дидактические
игры
позволяют
узнать
что-то
новое,
но
и
применить
полученные знания на практике. В работе с детьми используем такие игры
как:
«Собери
матрешку»,
«Угадай,
что
спрятано»,
«Четвертый
лишний»,
«Собираем урожай», «Поможем кукле одеться», дидактические игры с
матрешками
и
т.
д .
Рассматривание
картин(о
детском
саде,
настроение детей и т.д.), семейного фотоальбома
Произведения народного фольклора: сказки, стихи, песенки пользуются у
детей большим успехом. Чтение сказок «Заюшкина избушка», «Маша и
медведь», «Петушок и бобовое зернышко, «Теремок», чтение и заучивание
стихов, потешек «Петушок», «Козленок», «Кисонька-мурысенька», «Как у
нашего кота».
Для ознакомления с живой природой, явлениями природы, с трудовой
жизнью взрослых используются прогулки и наблюдения. Чтобы ребенок не
был лишь созерцателем, включаем его в работу по благоустройству участка
детского
сада.
Организуем
подкормку
птиц
зимой,
наблюдения
за
животными, уход за ними с целью формирования бережного отношения к
природе.
Акцентируем
внимание
детей
на
значимости
их
труда
для
остальных.