Напоминание

"Развитие творчества учащихся и учителей через проектную и исследовательскую деятельность"


Автор: Юсупова Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ ст. Ново-Осетинской Моздокского района РСО-Алания
Населённый пункт: Станица Ново-Осетинская
Наименование материала: доклад
Тема: "Развитие творчества учащихся и учителей через проектную и исследовательскую деятельность"
Раздел: начальное образование





Назад





Семинар руководителей ШМО начальных классов

Моздокского района РСО-Алания

Доклад на тему:



«

Развитие творчества

учащихся и учителей через

проектную и исследовательскую деятельность»

Учитель начальных классов : Юсупова Л.В.

МБОУ ООШ ст. Ново-Осетинской

РСО-Алания
«Кто владеет информацией, тот владеет миром». Сегодня, в век огромного потока информации, быстрого ритма жизни, переоценки жизненных и нравственных ценностей, эти слова особенно актуальны.Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.Обществу нужен человек – творец, поэтому современная школа и современный учитель должны решать не только задачу овладения знаниями, умениями и навыками, но и в значительной степени овладение опытом оценочной, эмоциональной и творческой деятельности. Для достижения этой цели оптимально использование метода проектов
.
Гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на самореализацию учащегося, путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».
Среди инновационных педагогических технологий ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.
Слайд 2.
Поэтому в качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки:
“Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках,

Послушать, понюхать и,

Может быть, попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: Слайд 3
: Главный принцип метода – принцип деятельности:

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне – я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

и это станет моим навсегда».
Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими. Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников.
Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.
Слайд 4

В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие

способности:

коммуникативные;

личностные;

социальные;

литературно-лингвистические;

математические;

художественно-соматические;

манипулятивные;

технологические.
Методами проектов учителя нашей школы занимаются с 2004 года. Хотя и раньше, проводя экскурсии на природу, ведя наблюдение за погодой, заполняя дневники наблюдений, мы с детьми учились наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии, коллекции, поделки из природных материалов – это результат, продукт работы. Метод проектов – это не новое изобретение, а несколько переосмысленное хорошо забытое старое. Проекты в младших классах - это проблематично, так как дети еще малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Приступая к проектированию с младшими школьниками, мы учитываем, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению стараемся немедленно. Пока не угас интерес. Еще Конфуций сказал: Слайд 5:
«Что я слышу – забываю,

Что я вижу - я помню,

Что я делаю –Я ПОНИМАЮ…»
Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени
сложности. Этот метод адаптируется к особенностям всех без исключений учебных дисциплин, и в этом он универсален. Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку и не надо откладывать занятия проектом до старших классов, лучше начать эту работу как можно раньше, ориентируясь на возрастные особенности учеников. Уроки и внеклассные занятия по предметам окружающий мир, ИЗО, технология – благодатная возможность для создания проектов. В начальной школе это могут быть проектные игры – проект дома для любимой игрушки, проект сказочного города из конструктора “Лего”, парка для зверей. Для создания проекта необходимо наличие социально-значимой задачи (проблемы), которую ставит перед учащимися учитель. Выполнение работы начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Результатом такой работы является продукт – это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
В первом классе
происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость, намеренно снижая критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей.
С первого класса
мы приучаем учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. В первом классе на уроках включаем задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Подобные задания могут иметь место на уроках обучения грамоте, математике, окружающего мира.
Во втором классе
учащиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.
В третьем и четвёртом классах
происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности.
Слайд 6:

Результатами работы над проектом может быть:

видеофильм

выставка

газета

деловая игра


спектакль

сценарий

макет

презентация и др.
Учителями школы. были разработаны проекты , в котором приняли участие все учащиеся начальных классов. В классах было проведено анкетирование с целью изучения интересов детей. Выяснилось, что одни интересуются миром растений, другие – миром животных, остальным интересен космос, история. Учитывая интересы детей, мы приступили к выполнению проектов. Чтобы правильно организовать свой день и провести его без вреда для здоровья провела урок-проект в 1 классе «Режим дня школьника» Мещерякова В.Н. Работа над проектом позволила ребятам : Понять значение режима дня в жизни человека. Узнать как правильно составить индивидуальный режим дня. Понять значение всех режимных моментов и их влияние на организм человека. Обогатить свой словарный запас. Научиться выступать перед аудиторией и отстаивать свою точку зрения. Следующим был
Социальный проект "Помоги птицам зимой"

Целью проекта было :
Формирование гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.
Задачи:
1. Расширить и пополнить знания детей о зимующих в наших краях птицах; 2. Развить интерес к проектной деятельности, обучать работе в группе и индивидуально по плану проекта; 3. Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации; 4. Развивать творческие способности, трудовые навыки; 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, сочувствие к тем, кому зимой трудно. У детей возникла проблема: «Как помочь птицам зимой?» И дети выполняли проекты «Птичья столовая». Это были индивидуальные проекты, целью которых было выяснить, из чего можно сделать «столовую» для зимующих птиц, к каким кормушкам чаще прилетают птицы, что это за птицы, какие «блюда» предпочитают они. На защите своих проектов ребята давали ответы на эти вопросы и показывали птичьи столовые, изготовленные из различных материалов самостоятельно или с помощью родителей.
Слайд 7(фото детей с кормушками) Результатом проекта стал: - конкурс кормушек
"Суперстоловая для птиц"
. Каждый ученик представляет на конкурс кормушки, изготовленные дома с родителями. Гульдиевой З.А. был проведен проект:
«Моя АЗБУКА»
Исследовательскую работу провела при выполнениии проекта с обучающимися 2 класса «Сколько весит здоровье ученика?» Казимагамедова Г.Н. Выполняя эту работу, ребята доказали, что тяжёлый портфель вредит здоровью ученика и предложили пути решения данной проблемы.
Слайд 8:

Слайд 9 В 1 классе учитель Юсупова Л.В. провела урок-проект по технологии « Мы помним…». Целью которого было познакомиться с пионерами-героями, вспомнить предко-героев, приготовить подарки ветеранам ко дню Победы Результат:  Буклет «Мы помним…»  Цветок «гвоздика» для ветеранов(для каждого ветерана)  Выставка сочинений «Мой дед-герой» С обучающимися 3 класса был проведен проект-исследование «Полезно ли молоко?»
Слайд 10

Проект «Полезно ли молоко?»
В ходе работы над проектом учащиеся выяснили, что молоко - основа пищевого рациона ребенка. По рекомендациям Института питания Российской академии
медицинских наук рацион подростка должен наполовину состоять из молока и молочных продуктов, взрослого человека - на 25%. Стакан молока в день - это проверенный веками рецепт долголетия! С молоком наш организм получает все необходимые питательные вещества для нормального развития организма. В результате работы над проектом учащиеся расширили свои знания о молоке и молочных продуктах, узнали, молоко каких животных употребляет человек в пищу. Исследовательская деятельность учащихся позволила им познакомиться с историей использования человеком молока и молочных продуктов. Дети приобрели умения работать со справочной литературой, энциклопедиями, источниками сети «Интернет».
Результаты работы над проектом (продукт):
 книжка-раскладушка«О пользе молока»  создана презентация «Молоко и молочные продукты»  собраны пословицы и поговорки о молоке и молочных продуктах  проведен конкурс рисунков  проведено родительское собрание «Здоровое питание младшего школьника» Юсуповой Л.В. В 3-4 классах был также проведен
проект «Я садовником

родился»
. Все началось с того, что в беседе с детьми на уборке школьного двора дети рассказывали о своих полисадниках, затем высказали мечту «увидеть школьный двор красивым» , а кто-то сказал «А можно ли в школьном дворе разбить клумбу? Так «родился» проект. Разработали маршрутный лист, распределили поручения. Выясняли, что для этого надо? А как посадить цветы?...как вырастить…и пошло…поехало…Дети просто закидали меня информацией. В классе вырастили рассаду. Изготовили макет будущей клумбы.
В общем результатом работы над проектом стали:  макет клумбы  устный журнал  выставка рисунков  выставка сочинений А в настоящее время перед окнами нашего класса клумба-мечта радует глаз, и березки растут как мечтали дети. Вот только скамеек нет под березками. Затем был проект «Мир леса» Проект в 4 классе
Учащиеся должны были знать
:  представителей растительного мира леса;  виды лесов;  значение леса в жизни человека;  опасности, подстерегающие человека в лесу;  влияние деятельности человека на состояние лесных богатств;
 правила поведения в лесу.
Учащиеся должны уметь
: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной деятельности.
Маршрутный лист:

-
узнать новые сведения о лесе; - найти и собрать иллюстрации с изображением деревьев и их плодов; - собрать загадки о лесе и его обитателях; - узнать, кто опыляет деревья; - вывести правила поведения в лесу - узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле Работа велась на уроках:  «Окружающий мир»  На внеклассных занятиях  На уроках художественного труда  На урокахИЗО В результате обучающиеся подготовили: 
презентацию«Мир леса»

сценарий «Царь леса»

костюмы для сценария

книжка «Загадки о природе»

Был выполнен проект «Россия- Родина моя», результатом которой стал

школьный стенд

В результате проектной деятельности учащиеся научились использовать источники дополнительной литературы; обрабатывать, обобщать и излагать результаты собственных исследований; наглядно представлять результаты своей работы, использовать информационные технологии для представления отчётов по исследованию.
Роль учителя.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
Слайд 11

1-й этап
- УЧИТЕЛЬ ученик,
2-й и 3-й этапы
- учитель - УЧЕНИК,
Последний этап-
УЧИТЕЛЬ - ученик. Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Оценивание проектов осуществляем с ребятами через систему - критериев:

актуальность и значимость темы;

полнота раскрытия темы;

оригинальность решения проблемы;

самостоятельность работы над проектом;

использование средств наглядности;

качество выполнения продукта;

артистизм и выразительность выступления (защиты проекта);

ответы на вопросы.

Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует

развитию таких качеств личности, как

самостоятельность,

целеустремленность,

ответственность,

инициативность,

настойчивость,


толерантность
. Есть, конечно, и трудности работы над проектами. Катострофически не хватает времени на это. Нет должной помощи от родителей. У детей нет компьютеров. В библиотеке нет или мало нужной литературы. Учителя наши делают все, чем должны помочь детям родители, а на это нужно время , которого нет. Все учителя нашей школы имеют большую нагрузку, ведь не хватает учителей. В итоге хочется сказать: Каждый учитель в праве выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребёнка. Наша позиция заключается в том, чтобы научить детей не пасовать перед трудностями, совершать выбор, научить учиться самому, отстаивать свою точку зрения.
Слайд 11
Ещё Л.Н. Толстой в «Общих замечаниях учителю» писал:
«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того,

чтобы он учился охотно, нужно: чтобы то, чему учат ученика, было понятно и

занимательно; чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях».
Думаем, что эти условия выполнимы при постоянном применении метода проектов в процессе обучения и воспитания школьников. Слайд:12
Спасибо за внимание!



В раздел образования