Технологии обучения иностранных студентов неврологии
Автор: Максимов Радислав Серафимович Должность: , ассистент кафедры; заведующий отделением –первичным сосудистым отделением- бу "городская клиническая больница №1" Учебное заведение: Кафедра психиатрии, медицинской психологии и неврологии ГОУ ВПО Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика-Чувашия. Наименование материала: статья Тема: Технологии обучения иностранных студентов неврологии Раздел: высшее образование
Технологии обучения иностранных студентов неврологии
Максимов Радислав Серафимович, Деомидов Евгений Сергеевич
Кафедра психиатрии, медицинской психологии и неврологии ГОУ ВПО Чувашский
государственный университет им. И. Н. Ульянова
Максимов Радислав Серафимович, Заведующий отделением –первичным сосудистым
отделением- БУ «Городская клиническая больница №1» Минздрава Чувашии, врач-невролог.
г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 56, корп. 1, кв. 166
8-917-664-69-52
mrs13s@rambler
Обучение
иностранных
студентов
в
российских
медицинских
ВУЗах
имеет
свою
специфику.
Преподаватель
неврологии
сталкивается
с
необходимостью
решения
тех
же
самых
задач,
что
и
преподаватель
любой
другой
клинической
дисциплины.
Основные
трудности
в
обучении
иностранных
студентов
-
это
прежде
всего
языковой
барьер
и
межличностные
отношения
студентов
разных
национальностей,
складывающиеся
из
особенностей
религиозного
и
национально-традиционного
мировоззрения.
Также
своё
влияние оказывают уровень базового образования и финансового благополучия студентов
разных государств.
С целью повышения эффективности образовательного процесса на цикле «неврология»,
в
условиях
единого
образовательного
процесса
и
подходов
к
обучению,
нами
были
предприняты следующие мероприятия.
1.
Использование
наглядного
материала
с
надписями
на
международном
(английском) или латинском языке, что облегчало усвоение материала. Применяются фото и
видеофайлы,
наглядные
пособия
в
виде
таблиц,
схем
и
рисунков.
Опрос
студентов-
иностранцев проводится с применением наглядных иллюстрированных ответов. Например,
ход волокон глубокой чувствительности студент рисует, объясняя особенности проведения
импульса
по
волокну
на
всём
протяжении.
Не
запрещается
использование
в
ответах
иностранных слов и словосочетаний. При этом, в группах
где применялся этот метод,
усвоение материала улучшилось по показателям балльной системы, с 3,4 балла (2013г.) до
3,83 (2015г.) при опросе по тестам; и с 3,23 (2013г.) до 3, 67 (2015г.) при активном расспросе
студента по теме.
2.
Работа с больными проводится непосредственно под контролем преподавателя
и в группах совместно со студентами с лучшим знанием русского языка.
3.
В качестве наглядного материала используется исторический экскурс, когда при
изучении
тем
по
плану,
происходит
знакомство
студентов
с
биографией
знаменитостей
российского и мирового уровня, а также с их произведениями, так или иначе связанными с
изучаемым материалом. Например, Оскар Уайльд – известный поэт Ирландии умер от
менингита отогенного генеза; а Ф. М. Достоевский страдал эпилепсией. Такая методика
изучения темы значительно облегчает усвоение материала, а также позволяет, благодаря
эмоциональной составляющей, отложиться знаниям в «долгосрочной памяти». Кроме этого,
происходит формирование врача как личности с многогранными и обширными знаниями в
различных областях. Отмечается улучшение ответов при активном расспросе в группах с
иностранными студентами, где применялся данный метод с 3,41 баллов (2013г.) до 3, 85
балла (2015г.)
4.
В качестве ответов студентов по пропущенным занятиям или неусвоенным
темам, принимались материалы, выполненные студентами при самостоятельном изучении, с
последующим
опросом
и
разбором
темы.
Например,
при
«отработке»
студентом
темы
«Мозжечок»,
студент рисует наглядный плакат с картинками мозжечка и симптомов его
поражения. Затем проводится традиционное тестирование и опрос по теме с изучением
наглядного материала, выполненного студентом. Такой метод позволяет более ответственно
относиться студенту к посещению занятий и ещё более ответственно к его «отработке», если
тема не была усвоена своевременно.
5.
Продолжение
адаптации иностранных студентов в российской социальной
среде.
Безусловно,
коммуникативная
социальная
работа
по
адаптации
студентов-
иностранцев,
проводится
с
начальных
курсов
обучения.
Однако,
важно
поддерживать
адаптационные механизмы на всех этапах обучения студента-иностранца с целью повышения
эффективности качества образования в течение всего срока обучения будущего врача. С этой
целью студенты с разных уголков Земли делятся своими знаниями и умозаключениями по
изучаемой теме с другими студентами и преподавателем, сопоставляя информацию. Помимо
этого, применяется приём отвлечения от темы, когда студенты разных стран делятся своими
традиционными ценностями друг с другом. Например, при изучении правильного питания
для
профилактики
атеросклероза,
преподаватель
как-бы
«уводит»
студентов
в
гастрономическую тему, попутно увлекая рассказами о кухнях народов мира и кухне России.
Это позволяет на эмоциональной волне запомнить материал, более тесно познакомиться с
традициями студента-коллеги другой страны и религии, и расширить знания о народе, на
территории которого студент проживает и обучается.
Знакомство
студентов
между
собой,
с
национальными
и
культурно-религиозными
традициями друг друга, а также с национальными традициями местности на ежедневном
бытовом
уровне;
крайне
важно
в
эпоху
межконфессиональной
и
межнациональной
напряжённости, зарождающейся и подогреваемой в тех регионах, откуда родом некоторые
обучающиеся. Это важно как для сохранения дружелюбного мировоззрения в общемировом
масштабе в целом, так и формирования личности интеллигентов-врачей, в частности.
Индивидуальный
подход
с
учётом
особенностей
обучения
студентов-иностранцев
неврологии нацелены на повышение качества усвоения материала, и повышение интереса
студентов
к
конкретной
практической
дисциплине.
Помимо
решения
узкой
задачи
преподавателя конкретной клинической дисциплины, происходит формирование личности
врача- интеллигента.
Ключевые
слова:
преподавание
неврологии,
высшее
медицинское
образование,
клиническая дисциплина.