Напоминание

Технологии обучения иностранных студентов неврологии


Автор: Максимов Радислав Серафимович
Должность: , ассистент кафедры; заведующий отделением –первичным сосудистым отделением- бу "городская клиническая больница №1"
Учебное заведение: Кафедра психиатрии, медицинской психологии и неврологии ГОУ ВПО Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика-Чувашия.
Наименование материала: статья
Тема: Технологии обучения иностранных студентов неврологии
Раздел: высшее образование





Назад




Технологии обучения иностранных студентов неврологии Максимов Радислав Серафимович, Деомидов Евгений Сергеевич Кафедра психиатрии, медицинской психологии и неврологии ГОУ ВПО Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова Максимов Радислав Серафимович, Заведующий отделением –первичным сосудистым отделением- БУ «Городская клиническая больница №1» Минздрава Чувашии, врач-невролог. г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 56, корп. 1, кв. 166 8-917-664-69-52 mrs13s@rambler Обучение иностранных студентов в российских медицинских ВУЗах имеет свою специфику. Преподаватель неврологии сталкивается с необходимостью решения тех же самых задач, что и преподаватель любой другой клинической дисциплины. Основные трудности в обучении иностранных студентов - это прежде всего языковой барьер и межличностные отношения студентов разных национальностей, складывающиеся из особенностей религиозного и национально-традиционного мировоззрения. Также своё влияние оказывают уровень базового образования и финансового благополучия студентов разных государств. С целью повышения эффективности образовательного процесса на цикле «неврология», в условиях единого образовательного процесса и подходов к обучению, нами были предприняты следующие мероприятия. 1. Использование наглядного материала с надписями на международном (английском) или латинском языке, что облегчало усвоение материала. Применяются фото и видеофайлы, наглядные пособия в виде таблиц, схем и рисунков. Опрос студентов- иностранцев проводится с применением наглядных иллюстрированных ответов. Например, ход волокон глубокой чувствительности студент рисует, объясняя особенности проведения импульса по волокну на всём протяжении. Не запрещается использование в ответах иностранных слов и словосочетаний. При этом, в группах где применялся этот метод,
усвоение материала улучшилось по показателям балльной системы, с 3,4 балла (2013г.) до 3,83 (2015г.) при опросе по тестам; и с 3,23 (2013г.) до 3, 67 (2015г.) при активном расспросе студента по теме. 2. Работа с больными проводится непосредственно под контролем преподавателя и в группах совместно со студентами с лучшим знанием русского языка. 3. В качестве наглядного материала используется исторический экскурс, когда при изучении тем по плану, происходит знакомство студентов с биографией знаменитостей российского и мирового уровня, а также с их произведениями, так или иначе связанными с изучаемым материалом. Например, Оскар Уайльд – известный поэт Ирландии умер от менингита отогенного генеза; а Ф. М. Достоевский страдал эпилепсией. Такая методика изучения темы значительно облегчает усвоение материала, а также позволяет, благодаря эмоциональной составляющей, отложиться знаниям в «долгосрочной памяти». Кроме этого, происходит формирование врача как личности с многогранными и обширными знаниями в различных областях. Отмечается улучшение ответов при активном расспросе в группах с иностранными студентами, где применялся данный метод с 3,41 баллов (2013г.) до 3, 85 балла (2015г.) 4. В качестве ответов студентов по пропущенным занятиям или неусвоенным темам, принимались материалы, выполненные студентами при самостоятельном изучении, с последующим опросом и разбором темы. Например, при «отработке» студентом темы «Мозжечок», студент рисует наглядный плакат с картинками мозжечка и симптомов его поражения. Затем проводится традиционное тестирование и опрос по теме с изучением наглядного материала, выполненного студентом. Такой метод позволяет более ответственно относиться студенту к посещению занятий и ещё более ответственно к его «отработке», если тема не была усвоена своевременно. 5. Продолжение адаптации иностранных студентов в российской социальной среде. Безусловно, коммуникативная социальная работа по адаптации студентов- иностранцев, проводится с начальных курсов обучения. Однако, важно поддерживать адаптационные механизмы на всех этапах обучения студента-иностранца с целью повышения эффективности качества образования в течение всего срока обучения будущего врача. С этой целью студенты с разных уголков Земли делятся своими знаниями и умозаключениями по изучаемой теме с другими студентами и преподавателем, сопоставляя информацию. Помимо этого, применяется приём отвлечения от темы, когда студенты разных стран делятся своими традиционными ценностями друг с другом. Например, при изучении правильного питания для профилактики атеросклероза, преподаватель как-бы «уводит» студентов в
гастрономическую тему, попутно увлекая рассказами о кухнях народов мира и кухне России. Это позволяет на эмоциональной волне запомнить материал, более тесно познакомиться с традициями студента-коллеги другой страны и религии, и расширить знания о народе, на территории которого студент проживает и обучается. Знакомство студентов между собой, с национальными и культурно-религиозными традициями друг друга, а также с национальными традициями местности на ежедневном бытовом уровне; крайне важно в эпоху межконфессиональной и межнациональной напряжённости, зарождающейся и подогреваемой в тех регионах, откуда родом некоторые обучающиеся. Это важно как для сохранения дружелюбного мировоззрения в общемировом масштабе в целом, так и формирования личности интеллигентов-врачей, в частности. Индивидуальный подход с учётом особенностей обучения студентов-иностранцев неврологии нацелены на повышение качества усвоения материала, и повышение интереса студентов к конкретной практической дисциплине. Помимо решения узкой задачи преподавателя конкретной клинической дисциплины, происходит формирование личности врача- интеллигента. Ключевые слова: преподавание неврологии, высшее медицинское образование, клиническая дисциплина.


В раздел образования