Напоминание

Русский язык и литература в системе школьного образования


Автор: Гунина Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Багаевская СОШ №1
Населённый пункт: ст. Багаевская, Ростовская оьласть
Наименование материала: статья
Тема: Русский язык и литература в системе школьного образования
Раздел: полное образование





Назад




Мой предмет в системе школьного образования

Эссе «Я – учитель!»

Ученик не сосуд, который надо

заполнить, а факел, который надо зажечь.

Платон.

Сегодня моя профессия, профессия учителя, увы, не является пре-

стижной. И не многие ученики мечтают стоять у учительского стола. Мо-

жет, это неплохо, если в наш учительский союз войдут только те, кто изна-

чально рожден быть учителем, над кем светит учительская звезда?

Роль русского языка и литературы в системе школьного образования

чрезвычайно важна. Учителю русского языка и литературы доводится ис-

полнять на уроке много различных учебных функций, но фактически роль

у него одна, и «играть» ее надо всегда естественно. Это роль Человека,

Воспитателя, Наставника. Есть мнение, что слово «человек» произошло от

«словек», то есть владеющий словом. Я твердо уверена, что нести детям

неповторимую красоту языка А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого,

К. Г. Паустовского, Б. Л. Пастернака, воспитывать в будущем человеке лю-

бовь, доброту, отзывчивость, понимание, справедливость – это призвание

каждого учителя русского языка и литературы. Разве не счастье для учите-

ля знать, что завтра, когда он вновь войдёт со звонком в класс, то увидит

множество блестящих любознательных глаз, услышит множество «как» и

«почему». И в его силах дать этим искоркам жажды знаний не потухнуть,

нужно только постараться. Нужно поддержать интерес ребенка к книге,

нужно сделать так, чтобы дети сами потянулись к знаниям. И тогда на уро-

ках русского языка и литературы они смогут постичь истинные ценности,

отличать их от мнимых, помочь каждому стать уникальной, неповторимой

личностью, которая сможет реализовать себя во взрослой жизни. Для этого

у учителя есть много помощников - Родина, отчий дом, природа, история,

родной язык…

Мои любимые предметы - русский язык и литература... Это ведь дале-

ко не всё, чему приходится сегодня учить детей. Мало того, в последние

годы больше приходится учиться – так быстро всё меняется вокруг нас... И

где в этом вихре я со своими намерениями, мои школьники с их жизненны-

ми целями, правила грамматики, мысли великих, русская речь и герои

книг? Пришлось осознать, что всё перечисленное уже «разнесено» в про-

странстве и во времени, удалено друг от друга... Легче всего мне было при-

знать, что недостаточно владеть разнообразными методиками преподава-

ния, иметь наработанные приёмы, фирменный стиль общения с ученика-

ми... Мало быть грамотной и эрудированной. Это мы «прошли». Сейчас

передо мной задача сложнее: стать современным учителем современного

ученика, помочь детям выйти из школы в жизнь здоровыми, гуманными и

компетентными, научить инструментарием моих учебных предметов по-

знавать и изменять мир - и не просто, а к лучшему...

Меня очень волнует,

как сделать так, чтобы желание, стремление, интерес детей не исчезли сра-

зу же после первых дней обучения. Чтобы сверкающие лучики не потухли,

а освещали их путь на протяжении всей учёбы и дальнейшей жизни ребят.

Поэтому моя цель – заложить в детях основу таких духовных ценностей

как нравственность, сострадание, взаимопонимание, порядочность, трудо-

любие, мудрость, доброту. Нельзя стать личностью без этих качеств.

Поэт В. Солоухин писал:

Литература – это исповедь,

Под видом исповеди – проповедь,

Для тех, кого ты любишь, - заповедь,

Для тех, кто ненавистен, - отповедь.

А мы, учителя-словесники, наверное, являемся «проповедниками»,

сеющими «разумное, доброе, вечное», в основе которого также подразуме-

вается « любовь». Читая любое произведение, обязательно встречаемся с

темой любви: к Родине, матери, природе, к человечеству, к жизни, к искус-

ству…

Постигая «заповеди» великих писателей, на уроке делаем выводы,

отвечая на вопрос: «Как часто эти найденные строки таят для нас бесцен-

ные уроки…»? Вот некоторые ответы, которые мы записали после каждой

главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: «Игра в любовь тем и

страшна, что она опустошает душу», «Человек не для того живёт, чтобы

любить одного себя, потому что любить одного себя невозможно без того,

чтобы ранить и убивать – пусть даже только духовно – других людей»,

«Мы учимся у Пушкина отличать показное благородство от настоящего,

честную храбрость от бесчестной, сдержанность чувств от подлого умал-

чивания, теплоту души от прикрытого лакированной словесной добротой

равнодушия» и т.д. Прочитав роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего вре-

мени», мы пришли к такому выводу: «Какой горькой и одинокой становит-

ся жизнь человека, даже сильного и яркого, если он лишён радости дружбы

и любви, если он не способен на верность, если мужество его растрачива-

ется попусту, если он не видит в своей жизни ни высокой цели, ни смыс-

ла». Таким образом, за год накопится немало «жизненных правил», и на

последнем уроке литературы ученики отвечают на вопросы: «Какие темы

вам запомнились больше всего и почему? Какое произведение поразило вас

и чем? Какие жизненные заповеди стали и вашими заповедями?» По их от-

ветам я оцениваю свою работу и порой радуюсь, что смогла заронить ис-

корку любви в их души.

Я влюблена в Пушкина, восхищаюсь поэзией Ахматовой и просто

изумляюсь, как сказочно красиво, поэтично звучат слова великого мастера

слова К.Паустовского: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай сло-

во и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное дви-

жение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь

звезды в ночной луже,- все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы,

извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно

для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава

свою «золотую розу» - повесть, роман или поэму».

Для меня урок литературы - это моя «золотая роза». Я люблю созда-

вать свои уроки, сочинять литературно-музыкальные композиции, соеди-

няя воедино все виды искусства: музыку, поэзию, живопись, иногда даже и

танец. Мой принцип: нам нужно все, что обогащает внутренний мир чело-

века, ибо «…подобно тому, как золотая роза предназначалась для счастья,

так и наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли,…

широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и

сверкали, как незаходящее солнце». Эти замечательные слова стали для

меня творческим девизом. Мои воспитанники – будущие врачи, экономи-

сты, учёные. Их профессионализм, мужество и закалка – это частица моей

души, отданная им на уроках.

«

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они пу-

тем правильного воспитания сделались хорошими — это в нашей власти»

(Плутарх). Моя профессия в некотором смысле схожа с профессией ак-

тёра. Посудите сами: смолкает оркестр, затихает зал, поднимается занавес

– мой выход. В свете рампы вы один перед публикой и теперь в вашей вла-

сти её удивить, заинтриговать, заинтересовать и … научить.

Я учитель русского языка и литературы. В моих руках «зеркало, отра-

жающее дорогу». Обучение - чистое, прямое зеркало, воспитание - моя

рука, несущая зеркало, вселяющая уверенность в ребенка. Мы должны

идти в ногу, чтобы отражение не дрожало, чтобы образы - зеркала не мель -

кали на пути идущих. Мы «сотрудники» на нашем пути. Пусть дети видят

и в зеркале, и в жизни главное, не растратят огонь свечи по мелочам. Если

я остановлюсь, то зеркало покроется пылью. «Потопчутся» возле него дети

и разойдутся, оставив в душе серый цвет. Если зеркала не отразят их лица,

то однообразным, скучным будет их путь.

Добро нести, добру учить

Добиться цели через трудности.

Любовью истине служить.

Я называю это мудростью.



В раздел образования