Автор: Гунина Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Багаевская СОШ №1
Населённый пункт: ст. Багаевская, Ростовская оьласть
Наименование материала: статья
Тема: Русский язык и литература в системе школьного образования
Раздел: полное образование
Мой предмет в системе школьного образования
Эссе «Я – учитель!»
Ученик не сосуд, который надо
заполнить, а факел, который надо зажечь.
Платон.
Сегодня моя профессия, профессия учителя, увы, не является пре-
стижной. И не многие ученики мечтают стоять у учительского стола. Мо-
жет, это неплохо, если в наш учительский союз войдут только те, кто изна-
чально рожден быть учителем, над кем светит учительская звезда?
Роль русского языка и литературы в системе школьного образования
чрезвычайно важна. Учителю русского языка и литературы доводится ис-
полнять на уроке много различных учебных функций, но фактически роль
у него одна, и «играть» ее надо всегда естественно. Это роль Человека,
Воспитателя, Наставника. Есть мнение, что слово «человек» произошло от
«словек», то есть владеющий словом. Я твердо уверена, что нести детям
неповторимую красоту языка А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого,
К. Г. Паустовского, Б. Л. Пастернака, воспитывать в будущем человеке лю-
бовь, доброту, отзывчивость, понимание, справедливость – это призвание
каждого учителя русского языка и литературы. Разве не счастье для учите-
ля знать, что завтра, когда он вновь войдёт со звонком в класс, то увидит
множество блестящих любознательных глаз, услышит множество «как» и
«почему». И в его силах дать этим искоркам жажды знаний не потухнуть,
нужно только постараться. Нужно поддержать интерес ребенка к книге,
нужно сделать так, чтобы дети сами потянулись к знаниям. И тогда на уро-
ках русского языка и литературы они смогут постичь истинные ценности,
отличать их от мнимых, помочь каждому стать уникальной, неповторимой
личностью, которая сможет реализовать себя во взрослой жизни. Для этого
у учителя есть много помощников - Родина, отчий дом, природа, история,
родной язык…
Мои любимые предметы - русский язык и литература... Это ведь дале-
ко не всё, чему приходится сегодня учить детей. Мало того, в последние
годы больше приходится учиться – так быстро всё меняется вокруг нас... И
где в этом вихре я со своими намерениями, мои школьники с их жизненны-
ми целями, правила грамматики, мысли великих, русская речь и герои
книг? Пришлось осознать, что всё перечисленное уже «разнесено» в про-
странстве и во времени, удалено друг от друга... Легче всего мне было при-
знать, что недостаточно владеть разнообразными методиками преподава-
ния, иметь наработанные приёмы, фирменный стиль общения с ученика-
ми... Мало быть грамотной и эрудированной. Это мы «прошли». Сейчас
передо мной задача сложнее: стать современным учителем современного
ученика, помочь детям выйти из школы в жизнь здоровыми, гуманными и
компетентными, научить инструментарием моих учебных предметов по-
знавать и изменять мир - и не просто, а к лучшему...
Меня очень волнует,
как сделать так, чтобы желание, стремление, интерес детей не исчезли сра-
зу же после первых дней обучения. Чтобы сверкающие лучики не потухли,
а освещали их путь на протяжении всей учёбы и дальнейшей жизни ребят.
Поэтому моя цель – заложить в детях основу таких духовных ценностей
как нравственность, сострадание, взаимопонимание, порядочность, трудо-
любие, мудрость, доброту. Нельзя стать личностью без этих качеств.
Поэт В. Солоухин писал:
Литература – это исповедь,
Под видом исповеди – проповедь,
Для тех, кого ты любишь, - заповедь,
Для тех, кто ненавистен, - отповедь.
А мы, учителя-словесники, наверное, являемся «проповедниками»,
сеющими «разумное, доброе, вечное», в основе которого также подразуме-
вается « любовь». Читая любое произведение, обязательно встречаемся с
темой любви: к Родине, матери, природе, к человечеству, к жизни, к искус-
ству…
Постигая «заповеди» великих писателей, на уроке делаем выводы,
отвечая на вопрос: «Как часто эти найденные строки таят для нас бесцен-
ные уроки…»? Вот некоторые ответы, которые мы записали после каждой
главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: «Игра в любовь тем и
страшна, что она опустошает душу», «Человек не для того живёт, чтобы
любить одного себя, потому что любить одного себя невозможно без того,
чтобы ранить и убивать – пусть даже только духовно – других людей»,
«Мы учимся у Пушкина отличать показное благородство от настоящего,
честную храбрость от бесчестной, сдержанность чувств от подлого умал-
чивания, теплоту души от прикрытого лакированной словесной добротой
равнодушия» и т.д. Прочитав роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего вре-
мени», мы пришли к такому выводу: «Какой горькой и одинокой становит-
ся жизнь человека, даже сильного и яркого, если он лишён радости дружбы
и любви, если он не способен на верность, если мужество его растрачива-
ется попусту, если он не видит в своей жизни ни высокой цели, ни смыс-
ла». Таким образом, за год накопится немало «жизненных правил», и на
последнем уроке литературы ученики отвечают на вопросы: «Какие темы
вам запомнились больше всего и почему? Какое произведение поразило вас
и чем? Какие жизненные заповеди стали и вашими заповедями?» По их от-
ветам я оцениваю свою работу и порой радуюсь, что смогла заронить ис-
корку любви в их души.
Я влюблена в Пушкина, восхищаюсь поэзией Ахматовой и просто
изумляюсь, как сказочно красиво, поэтично звучат слова великого мастера
слова К.Паустовского: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай сло-
во и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное дви-
жение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь
звезды в ночной луже,- все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы,
извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно
для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава
свою «золотую розу» - повесть, роман или поэму».
Для меня урок литературы - это моя «золотая роза». Я люблю созда-
вать свои уроки, сочинять литературно-музыкальные композиции, соеди-
няя воедино все виды искусства: музыку, поэзию, живопись, иногда даже и
танец. Мой принцип: нам нужно все, что обогащает внутренний мир чело-
века, ибо «…подобно тому, как золотая роза предназначалась для счастья,
так и наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли,…
широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и
сверкали, как незаходящее солнце». Эти замечательные слова стали для
меня творческим девизом. Мои воспитанники – будущие врачи, экономи-
сты, учёные. Их профессионализм, мужество и закалка – это частица моей
души, отданная им на уроках.
«
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они пу-
тем правильного воспитания сделались хорошими — это в нашей власти»
(Плутарх). Моя профессия в некотором смысле схожа с профессией ак-
тёра. Посудите сами: смолкает оркестр, затихает зал, поднимается занавес
– мой выход. В свете рампы вы один перед публикой и теперь в вашей вла-
сти её удивить, заинтриговать, заинтересовать и … научить.
Я учитель русского языка и литературы. В моих руках «зеркало, отра-
жающее дорогу». Обучение - чистое, прямое зеркало, воспитание - моя
рука, несущая зеркало, вселяющая уверенность в ребенка. Мы должны
идти в ногу, чтобы отражение не дрожало, чтобы образы - зеркала не мель -
кали на пути идущих. Мы «сотрудники» на нашем пути. Пусть дети видят
и в зеркале, и в жизни главное, не растратят огонь свечи по мелочам. Если
я остановлюсь, то зеркало покроется пылью. «Потопчутся» возле него дети
и разойдутся, оставив в душе серый цвет. Если зеркала не отразят их лица,
то однообразным, скучным будет их путь.
Добро нести, добру учить
Добиться цели через трудности.
Любовью истине служить.
Я называю это мудростью.