Напоминание

" сказка учит жить"


Автор: Никитина Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1400 3 дошкольное отделение
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: " сказка учит жить"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на

них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание?

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами

показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое

время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность

за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства,

радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть»

жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в

ряд с самыми эффективными способами воспитательно- образователной работы с

детьми. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и

логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку пофантазировать? Кто есть я?

Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало,

позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я

сделал, обладай волшебством? Сказка позволяет «проиграть» такие

вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка

способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и

горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Через

сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Приведенные методические рекомендации позволяют воспитателям ненавязчиво

и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты

сказок, получают возможность заниматься коррекционной работой с

конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот,

заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе.

Педагогическая работа со сказками позволяет ребенку осознать, что такое

«хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного,

сильного и слабого, заботливого и равнодушного а также позволяет ребенку

иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людейТексты сказок и

последующая беседа с детьми по их содержанию могут быть успешно

использованы и родителями, неравнодушными к своим детям. Вопросы по

содержанию сказок составлены таким образом, чтобы укрепить связи на

эмоциональном и вербальном уровне родителей с детьми, дать возможность

поговорить о важных и значимых проблемах в непринужденной форме, соотнося

свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей прочитанных сказок.

Суть метода - использование сказки как рабочего инструмента.

Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче

взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает

ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте

ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо».Погружение в

сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного

активнее, на занятиях сказкотерапией ребёнок, подражая героям, часто

пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную

возможность овладеть родной речью. Сказку можно подобрать под любую самую

сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка

нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.

.У детей с серьёзными речевыми нарушениями наблюдается устойчивость

дефекта произношения звука. Для получения положительного результата в

занятиях с такими детьми необходимо многократное повторение речевых формул,

слов, отдельных фраз. Кроме того дети с отклонениями в речевом развитии,

зачастую имеют и личностные отклонения, которые выражаются в повышенной

агрессивности, замкнутости, негативизме. Реагируя на настроение малышей,

иногда необходимо изменить ход событий в сказке или добавить дополнительного

неожиданного героя. Всё это можно осуществить во время инсценировки сказки

или простого рассказывания. В ходе игры дети с удовольствием запоминают

небольшие стишки и рифмованные фразы и впоследствии, часто повторяют их,

тем самым тренируя свой речевой аппарат. Сказка, пережитая на собственном

опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение

пережитого чуда и праздника. Сказка, в которой добро сильней зла, больной

становится здоровым, даёт малышу чувство внутренней защищённости.

Для работы с детьми раннего возраста, используют простые сказки о

взаимодействиях человека с живой природой, животными, птицами. Проживая

сюжет сказки, ребёнок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми,

находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам. Во время игры

малыш сбрасывает страхи, которые таятся у него в подсознании, неуверенность в

себе, агрессию. После курса сказочной терапии, ребёнок становится заметно

спокойней, уверенней в себе, полнее воспринимает мир вокруг себя, отлично

формирует и выражает свои мысли. Сказкотерапия применяется педагогами и

психологами для решения всевозможных задач. Обыгрывание казусов с

понравившимися персонажами сказок дает возможность без проблем добиться

великолепных результатов в сфере психологии, воспитания и развития .

Какие виды сказок имеют терапевтический эффект?

Обучающие и развивающие сказки, помогающие крохе накапливать знания

о всевозможных явлениях и окружающих объектах, правилах поведения во

всевозможных казусах, а также овладеть чтением и письмом.

Народные сказки, помогающие развить эстетические и нравственные

чувства. К ним относится ответственность, сочувствие, сопереживание,

поддержка и т. п. К примеру, в сказке «Репка» говорится о том, что одному

человеку всегда бывает тяжело добиваться цели в одиночестве.

Диагностические сказки, помогающие выявить характер крохи. Скажем,

если мальчик чаще всего читает истории, где главным персонажем является

трусливый кролик, то это может указывать на то, что малыш достаточно

спокоен, застенчив и, вероятно, недоверчив к окружающим.

Психологические сказки, помогающие создать особые условия для малютки.

Они дают возможность пережить вместе с персонажем общие проблемы.

Отсутствие конфликтных ситуаций, отрицательных персонажей дает возможность

медитативным сказкам создать соответствующую обстановку для снятия

возбуждения и напряжения.

Применение сказкотерапии

Для достижения терапевтического эффекта одного прочтения сказки

недостаточно. Немаловажное значение имеет анализ, обыгрывание, выводы и

оценка по ее содержанию. Передача ребенку правил поведения и знаний при

чтении и анализе истории должно проходить в искренней, дружеской,

ненавязчивой и уместной обстановке. Содержание сказки должно отвечать

возможностям, потребностям и возрасту малыша.

Для дошкольников и школьников разного возраста используются различные

сказки, истории, притчи, басни и др.В сказкотерапии применяются детские сказки в

зависимости от конкретной психологической проблемы ребенка:

1.

Сказки для детей испытывающих страхи темноты, страхи перед природными

стихиями (ветер, гроза, вода…) и животными, страх перед врачом и др.

2.

Сказки для гиперактивных или гипоактивных, тревожных детей,

дошкольников и школьников

3.

Сказки для дошкольников перед поступлением в школу, окочанием детсада,

при новой социализации, изменении состава и членов семьи, и т.д.

4.

Сказки для школьников с неадекватным поведением, нарушениями в

учебной деятельности и группового общения и взаимодействия со

сверстниками, др.

5.

Сказки для маленьких детей столкнувшихся с семейными проблемами:

ссоры родителей, конфликтная атмосфера, семейное насилие, скандалы,

развод и новая семья, и др.

6.

Сказки детям, потерявшим родителей, близких людей и любимых

животных…

7.

8.

Как проводиться сказкотерапия детей дошкольников

Чтобы сказкотерапия была эффективной и реально оказала помощь

ребенку, нужно придерживаться некоторых правил:

1.

Сказка должна отражать проблему человека, взрослого или ребенка

2.

В сказочной истории должен предлагаться замещающий опыт, используя

который, дошкольник сможет сделать новый выбор решая свою проблему

3.

Сюжет сказки нужно разворачивать в определенной последовательности, а

именно

Начало сказки, знакомство с героями…

Детям трех-четырех лет, лучше делать главными героями животных,

маленьких человечков, игрушки…

С пяти лет, можно использовать фей, колдунов и волшебников, принцев и

принцесс…

В подростковом возрасте, используют сказки-притчи, бытовые сказки…

И ВДРУГ ОДНАЖДЫ…

Сказочный герой сталкивается с проблемой, схожей с проблемой ребенка или

взрослого…

ИЗ-ЗА ЭТОГО…

Здесь, показывается в чем состоит решение проблемы, и как это делает

сказочный герой…

КУЛЬМИНАЦИЯ…

Персонаж, герой сказки справляется с проблемой…

РАЗВЯЗКА…

Позитивный конец сказки, хеппи энд!

МОРАЛЬ…

Сказочные герои извлекают уроки из своего поведения и мышления. Их жизнь

меняется в лучшую сторону.

«Сказкотерапия» - как средство развития творческих способностей у

дошкольников».

Сказка представляет собой психологический феномен, который несет культурное

наследие и духовный опыт социума. Эти положения отразились в современном

направлении практической психологии одном из методов арт-терапии –

сказкотерапии. Как известно, умственное развитие детей от трех до шести лет

характеризуется формированием образного мышления. Оно помогает ребёнку

думать о каких-либо предметах, сравнивать их в уме, даже тогда, когда он ни

видит их. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой

имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Возраст

четырех-пяти лет – является апогеем сказочного мышления. Сказка помогает

ребёнку интерпретировать окружающую действительность.

Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое

доверие ребенка к миру, его открытость. Сказка прививает ценности добра и

справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, и

к коллективу детей. Обеспечивает основу для реализации эмоционально

положительного опыта растущей личности дошкольника. Работа со сказкой на

уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника

активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают

вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является

основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать

эмоциональное состояние окружающих. С помощью метафор ребёнок интегрирует

ситуации в сказке в свой жизненный опыт. Дошкольник через сказку получает

знания о том, как устроен этот мир; как приобретать дружбу и любовь; как строить

отношения с родителями, взрослыми и другими детьми. Также он учится умению

прощать, ценить хорошее отношение к себе и другим. Начинает осознавать, что

происходит с человеком в разные периоды его жизни, какими ценностями нужно

руководствоваться во взаимоотношениях с социумом.

В процессе работы с детьми дошкольного возраста мною были отмечены

следующие проблемы: дети очень мало знают сказок; родители дома не читают

книг своим детям; ребенок проводит все время за компьютерными играми, как

следствие мы наблюдаем замкнутость у дошкольников, неумение строить диалог

друг с другом, общаться. В связи с этим, я выбрала приоритетным направлением в

своей работе с детьми – метод сказкотерапии. Педагогам также рекомендую

читать детям сказки, сочинять вместе с ними, использовать модификацию сюжета

сказки. Моя задача донести информацию о том, что творческие способности у

детей дошкольного возраста можно развивать не только с помощью продуктивной

деятельности (лепки, конструирования, рисования) , но и посредством

современного метода практической психологии, широко популярного в

дошкольном образовании и применяемого в педагогики, одного из направлений

арт-терапии – сказкотерапии.

На многих своих занятиях я использую музыкальное сопровождение, методы

релаксации. При прослушивании сказки, при обыгрывании, при рисовании,

музыкальное оформление занятия создает более комфортные условия для

терапевтического эффекта..

Я всегда провожу ритуал вначале занятия – «вхождение в сказку». Мы

превращаемся в писателей. А в конце, ритуал возвращения в детский сад.

Мы занимаемся как правило на мягком ковровом покрытие, что тоже создает

дополнительно непринуждённую психологически теплую атмосферу. Что также

дает свой терапевтический эффект. Ребенок чувствуя себя более раскованно,

раскрывает весь свой творческий потенциал. Уходят зажимы и зажатости. Ребенок

учится доверию, у него повышается чувство собственной значимости,

соответственно повышается самооценка. Я разрешаю детям работать, так как им

удобно Один из методов который я широко применяю в своей практике – это

метод «коллажа». В данном методе мы развиваем: мелкую моторику ручек, когда

вырезаем картинки для коллажа; эстетическое восприятие, при оформлении

самой сказки; часть сюжета мы клеим из вырезанных картинок, часть

дорисовываем с помощью цветных карандашей, акварели, при этом закрепляем

восприятие цвета, название цветов. Активно развивается речевой запас,

воображение, фантазия. Как известно, все эти психические процессы неразрывно

связанны с мышлением. В итоге, играем, и в то же время активно «мыслим».

Занятие по сказкотерапии, как правило, состоит из нескольких этапов:

1. Необычное приветствие;

2. Ритуал «Вхождения в сказку»;

3. Коллективная работа (рисуем коллаж по сказке, выдумываем сказку, либо ее

продолжение) ;

4. Упражнения (подвижные игры, пальчиковая гимнастика) ;

5. Релаксация (, музыкотерапия) ;

6. Рефлексия;

7. Ритуал прощания, сюрпризный момент.

8. Творческое задание (по желанию родителей и детей даётся доделать дома,

выполнить что-то своими руками) .

Сочинение сказки, использование театрализованной деятельности, в свою

очередь формирует привычку у дошкольников к выразительной публичной речи,

является эффективным способом коррекции трудностей в развитии

коммуникативной, эмоционально-волевой и поведенческой сфере у детей.



В раздел образования