Напоминание

Абилитация детей раннего возраста с синдромом Дауна.


Автор: Гагарова Мария Петровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУСО ЦМСРИ "Росток" Забайкальского края
Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Абилитация детей раннего возраста с синдромом Дауна.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Абилитация детей раннего возраста с синдромом Дауна.

Учитель-дефектолог Гагарова М.П.

Абилитация

это

система

лечебно-педагогических

мероприятий,

имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у

детей

раннего

возраста,

еще

не

адаптировавшихся

к

социальной

среде,

которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть

полезным членом общества.

Об

абилит ации

следует

говорить

в

тех

случаях,

ко гд а

инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем

детстве.

У

ребенка

этого

возраста

еще

не

сформированы

нормальный

двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не

владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.

Служба помощи детям с раннего возраста охватывает все аспекты развития,

поведения, социальной адаптации детей и способствует их подготовке к

самостоятельному

существованию,

успешному

взаимодействию

со

сверстниками, посещению детских садов и школ осуществляет комплексную

информационно-методическую

и

психолого-педагогическую

поддержку

семьи.

В центре реабилитации инвалидов «Росток» осуществляется поддержка

семей, имеющих ребенка с синдромом Дауна. Специалисты центра помогают

решить ряд проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием,

социальной адаптацией и интеграцией в общество, а так же охватить все

аспекты развития, поведения, социальной адаптации детей и способствать их

подготовке к самостоятельному существованию, успешному взаимодействию

со

сверстниками,

посещению

детских

садов

и

школ

осуществлять

комплексную

информационно-методическую

и

психолого-педагогическую

поддержку семьи.

В семье должен быть обеспечен здоровый психологический климат,

должны

выполняться

рекомендации

лечебно-оздоровительного

и

воспитательного

характера,

обеспечивающие

полноценное

развитие

личности ребенка.

Роль

семьи

значима

для

ребенка

любого

возраста,

а

каждый

этап

развития

ребенка

диктует

свою

специфику

работы

семьи

с

ребенком

и

психотерапевтической

работы

с

семьей.

На

всех

этапах

работы:

диагностирующем,

реконструктивном

и

поддерживающем

большое

значение

имеет

взаимоинформирование

специалистов

и

родителей

об

особенностях развития и личности ребенка, совместный с родителями и

специалистом

анализ

конкретных

ситуаций,

связанных

с

воспитанием

ребенка,

это

поможет

выбрать

правильный

стиль

поведения

взрослых,

общения их с ребенком.

Работа с семьей направлена на стимулирование их обращения в

консультацию, в медицинское или педагогическое учреждение — к врачу,

психологу, педагогу. Семейная психотерапия — ролевая и

психоаналитическая — включает психопропаганду, коррекцию

внутрисемейных отношений, профилактику эмоциональных и других

нарушений у членов семьи. С родителями проводятся собрания,

индивидуальные и групповые беседы, практикуется их посещение на дому,

прямая и косвенная психотерапия направляется не только на ребенка, но и на

семью с учетом ее особенностей.

На протяжении 10 лет в центре ведётся работа с детьми с синдромом

Дауна. Этих детей объединили в группу, которая называется «Особый

ребёнок». Ни для кого не секрет, что детки это «особенные» и чтобы обучать

и воспитывать их необходимо использовать специальные методы и приёмы

коррекционной педагогики и психологии. Поэтому нами была разработана

программа «Программа комплексного вмешательства в развитие детей

раннего возраста с синдромом Дауна посредством взаимодействия с

родителями».

При

осуществлении

данной

программы

могут

решаться

такие

проблемы как: снятие психологического напряжения родителей, улучшение

их

эмоционального

состояния,

решение

проблемы

одиночества

и

изолированности, как детей, так и родителей, получение конкретных знаний

по

воспитанию

и

развитию

ребёнка

с

синдромом

Дауна,

расширение

социальных контактов и.т.д.

Назначением программы является помощь семье в создании условий, в

которых ребёнок с синдромом Дауна может полноценно расти, развиваться и

реализовывать

имеющийся

у

него

потенциал,

преодолевать

связанные

с

нарушениями ограничения, интегрироваться в общество.

Групповая работа помогает сформировать у ребёнка опыт, необходимый

для его дальнейшей интеграции, мотивируя детей к развитию. У ребёнка в

кругу детей активизируется мотив достижения, появляется необходимость

отстаивать

свои

интересы

и

возможность

подражать

другим,

тем

самым

обучаясь. Находясь в группе, ребёнок учится общению и взаимодействию с

детьми

и

взрослыми.

Дети

с

синдромом

Дауна,

так

же

как

и

другие

нуждаются

в

общении

и

обучении,

которое

должно

быть

специально

организованно и учитывать особые образовательные потребности детей

Комплексный

подход

специалистов,

использование

эффективных

методов

и

приёмов,

всё

это

необходимо

для

успешной

реализации

программы.



В раздел образования