Автор: Гагарова Мария Петровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУСО ЦМСРИ "Росток" Забайкальского края
Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Абилитация детей раннего возраста с синдромом Дауна.
Раздел: среднее профессиональное
Абилитация детей раннего возраста с синдромом Дауна.
Учитель-дефектолог Гагарова М.П.
Абилитация
—
это
система
лечебно-педагогических
мероприятий,
имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у
детей
раннего
возраста,
еще
не
адаптировавшихся
к
социальной
среде,
которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть
полезным членом общества.
Об
абилит ации
следует
говорить
в
тех
случаях,
ко гд а
инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем
детстве.
У
ребенка
этого
возраста
еще
не
сформированы
нормальный
двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не
владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.
Служба помощи детям с раннего возраста охватывает все аспекты развития,
поведения, социальной адаптации детей и способствует их подготовке к
самостоятельному
существованию,
успешному
взаимодействию
со
сверстниками, посещению детских садов и школ осуществляет комплексную
информационно-методическую
и
психолого-педагогическую
поддержку
семьи.
В центре реабилитации инвалидов «Росток» осуществляется поддержка
семей, имеющих ребенка с синдромом Дауна. Специалисты центра помогают
решить ряд проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием,
социальной адаптацией и интеграцией в общество, а так же охватить все
аспекты развития, поведения, социальной адаптации детей и способствать их
подготовке к самостоятельному существованию, успешному взаимодействию
со
сверстниками,
посещению
детских
садов
и
школ
осуществлять
комплексную
информационно-методическую
и
психолого-педагогическую
поддержку семьи.
В семье должен быть обеспечен здоровый психологический климат,
должны
выполняться
рекомендации
лечебно-оздоровительного
и
воспитательного
характера,
обеспечивающие
полноценное
развитие
личности ребенка.
Роль
семьи
значима
для
ребенка
любого
возраста,
а
каждый
этап
развития
ребенка
диктует
свою
специфику
работы
семьи
с
ребенком
и
психотерапевтической
работы
с
семьей.
На
всех
этапах
работы:
диагностирующем,
реконструктивном
и
поддерживающем
—
большое
значение
имеет
взаимоинформирование
специалистов
и
родителей
об
особенностях развития и личности ребенка, совместный с родителями и
специалистом
анализ
конкретных
ситуаций,
связанных
с
воспитанием
ребенка,
это
поможет
выбрать
правильный
стиль
поведения
взрослых,
общения их с ребенком.
Работа с семьей направлена на стимулирование их обращения в
консультацию, в медицинское или педагогическое учреждение — к врачу,
психологу, педагогу. Семейная психотерапия — ролевая и
психоаналитическая — включает психопропаганду, коррекцию
внутрисемейных отношений, профилактику эмоциональных и других
нарушений у членов семьи. С родителями проводятся собрания,
индивидуальные и групповые беседы, практикуется их посещение на дому,
прямая и косвенная психотерапия направляется не только на ребенка, но и на
семью с учетом ее особенностей.
На протяжении 10 лет в центре ведётся работа с детьми с синдромом
Дауна. Этих детей объединили в группу, которая называется «Особый
ребёнок». Ни для кого не секрет, что детки это «особенные» и чтобы обучать
и воспитывать их необходимо использовать специальные методы и приёмы
коррекционной педагогики и психологии. Поэтому нами была разработана
программа «Программа комплексного вмешательства в развитие детей
раннего возраста с синдромом Дауна посредством взаимодействия с
родителями».
При
осуществлении
данной
программы
могут
решаться
такие
проблемы как: снятие психологического напряжения родителей, улучшение
их
эмоционального
состояния,
решение
проблемы
одиночества
и
изолированности, как детей, так и родителей, получение конкретных знаний
по
воспитанию
и
развитию
ребёнка
с
синдромом
Дауна,
расширение
социальных контактов и.т.д.
Назначением программы является помощь семье в создании условий, в
которых ребёнок с синдромом Дауна может полноценно расти, развиваться и
реализовывать
имеющийся
у
него
потенциал,
преодолевать
связанные
с
нарушениями ограничения, интегрироваться в общество.
Групповая работа помогает сформировать у ребёнка опыт, необходимый
для его дальнейшей интеграции, мотивируя детей к развитию. У ребёнка в
кругу детей активизируется мотив достижения, появляется необходимость
отстаивать
свои
интересы
и
возможность
подражать
другим,
тем
самым
обучаясь. Находясь в группе, ребёнок учится общению и взаимодействию с
детьми
и
взрослыми.
Дети
с
синдромом
Дауна,
так
же
как
и
другие
нуждаются
в
общении
и
обучении,
которое
должно
быть
специально
организованно и учитывать особые образовательные потребности детей
Комплексный
подход
специалистов,
использование
эффективных
методов
и
приёмов,
всё
это
необходимо
для
успешной
реализации
программы.