Напоминание

Использование здоровье сберегающих технологий в дошкольном воспитании


Автор: Желябова Наталья Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 709" ДО-5
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: "Образовательная кинезиология как здоровьесберегающая технология активизации умственных способностей детей с ОВЗ"
Тема: Использование здоровье сберегающих технологий в дошкольном воспитании
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар – практикум для воспитателей

«Образовательная кинезиология как здоровьесберегающая

технология активизации умственных способностей детей с ОВЗ»

Подготовила дефектолог ДО №5

Желябова Н.

Дошкольный возраст — важный этап формирования личности. У детей

возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение

нравственных норм и формирование произвольности поведения. Как известно, к

началу школьного обучения готовность ребенка определяется уровнем развития

различных

психических

функций,

среди

которых

ведущее

место

занимают

восприятие, память, словесно-логическое мышление, речь, внимание.

Однако, рассматривая проблему готовности к школе, на первое место нужно

поставить

сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее

важным предпосылкам можно отнести умение ребенка ориентироваться на систему

правил

в

работе,

умение

слушать

и

выполнять

инструкции

взрослого,

умение

работать по образцу и т.д. У детей с ОВЗ определяется недостаточная готовность к

обучению в школе. Это проявляется в замедленном формировании соответствующих

возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание,

но нуждается в помощи взрослого. Именно взрослые должны научить ребенка с ОВЗ

усвоению

способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие

предметы и действия при выполнении последующих заданий.

Как помочь нашим детям? Какие методы эффективнее использовать в работе над

развитием познавательной деятельности у дошкольников?

Остановимся на

одном из универсальных методов подготовки детей к школе –

кинезиологии.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через

определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые

нейронные связи и улучшить работу головного мозга, которые отвечают за развитие

психических процессов и интеллекта.

Тесная взаимосвязь мозговой и физической

деятельности

человека

была

замечена

ещё

в

древности.

Регулярно

выполняя

определённые упражнения, можно опосредованно воздействовать на развитие мозга.

Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить

границы

возможности

деятельности

его

мозга.

Кинезиологические

упражнения

дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.

И чем

интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Сегодня кинезиология, как наука находится на новом этапе своего развития, и

многие воспринимают её как инновацию. На самом деле это не так. Образовательная

кинезиология – это опыт поколений и высочайшая эффективность при правильном

подходе и применении техник.

Система занятий для возбуждения умственной активности была разработана

доктором

Деннисоном

-

ученым,

в

течение

двадцати

лет

работающим

с

неуспевающими учениками в группе интенсивного обучения. Разработанные им

движения помогали каждому ученику, независимо от его умственного развития.

Специалисты утверждают, что определенными движениями прокладывается путь к

развитию головного мозга, состоящего из двух полушарий, взаимодействующих

между собой. Гармоничное развитие правой и левой частей мозга способствует

высокому уровню интеллекта. И тут приходит на помощь кинезиология.

Упражнения для дошкольников способствуют умственному развитию детей и

раскрытию их талантов и способностей.

В связи с улучшением интегративной

функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в

способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и

психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику

отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в

организме наступают положительные структурные изменения.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных

кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.

Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания

субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После

этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике

воздействия.

Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике в комплекс

упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга»

для детей дошкольного возраста.

«Домик»

Соединить

кончики

пальцев

вытянутых

рук

и

с

усилием

сжимать их друг с другом. Отработать эти движения для каждой пары

пальцев отдельно.

Барабан» Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: 1,1-2, 1-

2-3 и т.д. Затем тоже сделать левой рукой

«Лучики» Сидя, согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать пальцы обеих

рук постепенно ускоряя темп до максимальной усталости

«Да – нет» Делать медленные наклоны головы к плечам, затем кивать

головой вперед - назад. Потом сделать по одному круговому движению

головой по часовой и против часовой стрелки по 1 разу. Повтор по 4 р

«Плечики» Поднимать плечи вверх – вниз, вперед – назад, затем тоже

сделать каждым плечом отдельно. Повторить 4 раза..

Следующие

упражнения

направлены

на

развития

межполушарного

взаимодействия:

улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу

полушарий,

способствуют

улучшению

запоминания,

повышают

устойчивость

внимания, облегчают процесс письма.

«Уши». Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной

рукой в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха (5 раз).

Помассировать ушную раковину.

«Колечко»

Поочередно

и

как

можно

быстрее

перебирать

пальцы

рук,

соединяя

кольцо

с

большим

пальцем

указательный,

средний

и

т.д.;

в

обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу

«Лягушка» Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой

лежит на плоскости стола. Менять положение рук.

«Ухо

–нос»

Взяться

левой

рукой

за

кончик

носа,

правой

за

противоположное

ухо.

Одновременно

отпустить

руки,

хлопнуть

в

ладоши, поменять положение рук.

«Лезгинка»

Ребенок

сжимает

левую

руку

в

кулак,

большой

палец

отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью

правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и

левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для

закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль

заканчивается

движением.

Именно

поэтому

многим

людям

легче

мыслить

при

повторяющихся

физических

действиях,

например

ходьбе,

покачивании

ногой,

постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены

все

нейропсихологические

коррекционно

развивающие

и

формирующие

программы. Неподвижный ребенок не обучаем и детей нельзя ругать за излишнюю

двигательную активность.

Для

активизации работы левого и правого полушарий выделяют определенные

упражнения. При их выполнении активизируется нервная система мозолистого тела

головного мозга, повышается уровень логического мышления, за счет появления

новых

нервных

путей,

связывающих

полушария.

Упражнение

делается

очень

медленно,

так

как

требует

включения

моторной

координации

и

обычно

незадействованных мелких мышц.

«Перекрестная ходьба на месте» - При ходьбе на месте касаемся правым

локтем левого колена, а левым локтем правого колена,

Упражнение «Точки равновесия» Соединенные указательный и средний

пальцы одной руки приложить к точке за сосцевидным отростком (за

ухом), а ладонью другой руки накрыть область пупка. Держать в течение

30–45 секунд. Дыхание произвольное. Перенести пальцы на другую сторону

головы. Держать столько же.

Поменять положение рук и повторить упражнение

Упражнение «Массаж трех зон» («Кнопки мозга»). Накрыть ладонью

одной руки область пупка. Пальцами другой руки провести легкий массаж

«губных точек». Одна точка находится под носом над верхней губой, другая

– в ямке между нижней губой и подбородком. Массировать точки 30–60

секунд.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать

определенные условия:

занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается

после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо

проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий

лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку

самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не

превращайте игру в скучный урок.

Итак, внимание, память и мышление можно и необходимо тренировать. Вместе

с тем необходимо учитывать, что нарушения этих психических процессов может

быть связано с особенностями функционирования нервной системы ребенка

(гиперактивность, ППЦНС и др.) или с его общим физическим состоянием. Именно

поэтому дети с ОВЗ, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И

наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие в дошкольном периоде.

Литература:

1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском

возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

2. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

3. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для

восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М.,

ВНИИФК, 1999.

4. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М.,

«Восхождение», 1998.



В раздел образования