Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"


Автор: Чертыковцева Марина Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Излучинская ОНШ"
Населённый пункт: п.г.т. Излучинск, Нижневартовский район, ХМАО-Югра
Наименование материала: Доклад
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами

музыки.

« Музыка, подобно дождю,

капля за каплей, просачивается

в сердце и оживляет его».

Р. Роллан

Музыкальное

искусство в

педагогике

являет ся важным

и

эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести

маленьких детей

в

прекрасный

мир

музыки,

воспитывая на

ее

основе

добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и

вместе с тем важная задача!

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества,

которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения,

определяемые этими качествами.

Под

духовно-нравственным

воспитанием

понимается

процесс

содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у

него:

нравственных

чувств

(совести,

долга,

веры,

ответственности,

гражданственности, патриотизма);

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

нравственной

позиции

(способности

различению

добра

от

зла,

проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных

испытаний);

нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству,

проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание

души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его

нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки

нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Основная цель

музыкального руководителя - не в воспитании отдельных талантов, а в том,

чтобы

все

дети

полюбили

музыку,

чтобы

для

всех

она

стала

духовной

потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы

юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте

в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития

личности.

Одной

из

главных

задач

является

воспитание

потребности

в

«красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его

взаимоотношения

в

коллективе.

Потребность

в

«красивом» утверждает

моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.

1

«Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», гласит

старинная украинская мудрость.

Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной

образовательной

деятельностью, ставлю следующие задачи:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-

нравственное воспитание музыкой.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к

окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных

знаний и навыков.

«Искусство

желает

быть

услышанным,

оно

требует

любовного

внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и

читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и

засветит тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин, русский философ,

писатель). Поэтому нравственное воспитание

средствами

музыкального

искусства

состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и

чужому человеку

через музыку, развить способность переживать чужие

радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на

основе общечеловеческих духовных ценностей.

На

решение

этих

задач

по

духовно-нравственному

воспитанию

дошкольников направлены все виды музыкальной деятельности детей во

время

проведения

музыкальных

занятий,

праздников

и

развлечений:

слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.

Слушание или восприятие музыки является очень важным звеном в

системе

музыкального

воспитания

детей,

т.

к.

может

существовать

как

самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать

другим

видам

музыкальной

деятельности

дошкольников:

пению,

музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах.

Решению задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

во

время

слушания

музыки

способствуют

два

необходимых

и

взаимосвязанных условия:

тщательный подбор музыкального материала

правильный выбор методов и приемов.

В отборе музыкальных произведений для детей основными являются

критерии художественности и доступности. Художественность предполагает

отбор разнообразных произведений – от шедевров музыкальной классики до

музыки

современности.

Доступность

означает,

что

произведения

должны

быть понятны детям:

2

-

их содержание должно быть представлено яркими образами;

-

музыкальные

образы

должны

соответствовать

эмоциональному

и

жизненному опыту ребёнка;

Согласно

этим

требованиям

музыкальный

репертуар

для

слушания

музыки на занятиях детьми раннего и младшего дошкольного возраста и

репертуар

для

детей

старшего

дошкольного

возраста

имеет

ряд

отличительных

особенностей.

Так,

для

детей

2-5

лет

выбираются

произведения преимущественно вокального жанра, небольшие по объему, с

художественными и эмоциональными образами, связанными с их жизненным

опытом.

Как

правило,

это

короткие

песенки

и

народный

фольклор

со

знакомыми образами животных, игрушек и явлений природы (собачка, кошка,

кукла, мишка, птичка, дождик, солнышко и т.д.). В старшем дошкольном

возрасте

дети

способны

воспринимать

более

объемные

со

сложным

образным

и

эмоциональным

содержанием

произведения

вокального

и

инструментального жанров, фрагменты крупных сценических жанров («В

пещере горного короля» Э. Грига, «Танец дикарей», пьесы из «Детского

альбома» и альбома «Времена года» П. Чайковского, фрагменты из балетов

«Щелкунчик», «Лебединое озеро»).

Но, даже правильно и грамотно подобранный музыкальный репертуар

не может в полной мере решать задачи духовно-нравственного воспитания

без тщательного отбора методов и приемов восприятия музыки. Так как

слушание

музыки

является

для

детей

условно

пассивным

видом

деятельности,

направленные

не

на

двигательную

активность,

а

на

привлечение

психических

процессов,

то

и

основные

методы

и

приемы

должны быть связаны со слуховым и зрительным восприятием. Это такие

методы и приемы как поэтическое слово, беседа, рассказ, метод контрастного

сопоставления,

метод

художественного

анализа,

иллюстрации,

картинки,

манипуляции

с

игрушками,

метод

активного

восприятия,

эмоциональное

исполнение, инсцинирование, пластическое интонирование, имитационные

движения и др.

Практический пример.

Младшая группа. Песня для слушания «Кошка» Ан. Александрова, сл. Я.

Френкеля.

Отвечает требованиям по отбору репертуара:

-

пример классического произведения для детей младшего возраста,

-

небольшое по продолжительности звучания (2 куплета),

-

понятный, знакомый и доступный образ, связанный с жизнью,

-

повторяющиеся слова, фразы,

-

простая, лаконичная мелодия,

3

-

использование звукоподражаний («мяу»),

-

сюжет из жизни, встречающийся у любого ребенка,

-

уменьшительно-ласкательные

формы

слов

(молочко,

кисонька,

детки).

Несмотря

на

свою

высокохудожественную

ценность,

простое

прослушивание

и

даже

исполнение

этой

песни

не

произведет

своего

воспитательного

эффекта

без

сопутствующей,

целенаправленной

на

духовно-нравственное развитие ребенка работы педагога.

Методы

и

приемы,

направленные

на

духовно-нравственное

воспитание.

-

эмоциональное

исполнение

песни

музыкальным

руководителем

(сопереживание, сочувствие),

-

игрушка,

-

манипуляции с игрушкой (приветствие, поглаживание),

-

беседа (правильно расставленные акценты с помощью вопросов и

пояснений: киска просила ласково, вежливо; дети киску заботливо, нежно

угостили; киска поблагодарила; поблагодарила песенкой; песенка красивая,

ласковая, с благодарностью и т.д.)

-

подпевание

(эмоциональное

сопереживание,

отношение

к

животным),

-

стихотворение, близкое по содержанию либо контрастное,

-

картинка по содержанию либо контрастная с соответствующими

пояснениями, комментариями и выводами.

По

аналогичному

алгоритму

подобная

работа

проводится

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста,

расширяя

круг

применяемых

образов

и

ситуаций, усложняя анализ музыкального произведения и его содержания,

разнообразив методы и приемы согласно возрастным особенностям детей.

Пение,

музыкально-ритмические

движения,

игра

на

детских

музыкальных

инструментах

являются

активными

видами

деятельности

детей, дети в них принимают непосредственное участие в коллективной,

групповой или индивидуальной форме. Эти виды деятельности являются

основными на музыкальных занятиях,

в повседневной, самостоятельной

деятельности детей, а также главным музыкальным оформлением праздников

и развлечений в детском саду. Поэтому для решения задач по духовно-

нравственному

воспитанию

основной

акцент

приходится

на

подбор

репертуара

для

исполнения

песен,

игр,

танцев,

коллективного

музицирования.

С

помощью

него

в

рамках

духовно-нравственного

воспитания детей знакомят:

4

-

с традициями русского народа и укладом их жизни,

-

с народным фольклором,

-

с особенностями традиционной подготовки и проведения народных

календарных праздников;

воспитывают и развивают:

-

чувство патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к

истории России, ее традициям и праздникам,

-

умение

замечать

и

чувствовать

красоту

в

окружающем

мире,

любоваться ею, беречь её,

-

нравственные и эстетические чувства ребёнка, формируют систему

нравственных и эстетических эталонов,

-

навыки

доброжелательного

и

добродетельного

поведения,

способность

к

сопереживанию,

радости

и

адекватному

проявлению

этих

чувств,

-

уважительное, милосердное, внимательное отношения к близким,

-

художественный

вкус

и

эстетические

предпочтения

на

основе

образцов традиционной духовной культуры.

Для

реализации

задач

по

духовно-нравственному

воспитанию

дошкольников

нельзя

ограничиваться

только

музыкальными

занятиями,

необходим

комплексный

подход,

который

включает

в

себя

проведение

праздников и развлечений.

Праздники,

светские,

календарные

и

православные,

являются

неотъемлемой частью нашей духовной культуры и всей жизни. Приобщение

к ним начинается в детском саду, в дошкольном возрасте музыкальными

руководителями

и

воспитателями.

Участвуя

в

праздничных

и

развлекательных

мероприятиях,

дети

знакомятся

с

праздниками,

их

отличительными признаками, особенностями, народными и национальными

традициями, в детях формируется праздничная культура. На всех этапах

подготовки и проведения праздников и развлечений (планирование, выбор

содержания

и

тематизма,

подбор

музыкального,

игрового,

театрально-

драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов,

проведение

праздника)

обязательно

и

необходимо

помнить

о

задачах,

направленных на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.

Так,

при планировании

праздников

и

развлечений

в

детском

саду

помимо

традиционных

и

светских

праздников

(Новый

год,

8

Марта,

Выпускной,

9

мая)

в

годовой

план

можно

включить

празднование

православных праздников и праздников, связанных с русскими народными

традициями,

народным

календарем

(Рождество,

Масленица,

Праздник

урожая,

Пасха,

Рождественские

Колядки,

Осенины).

Именно

в

этих

5

праздниках формируются элементы духовности, патриотизм, воспитывается

национальная культура и положительное отношение к ней.

Кроме этого тематизм и содержание праздников и развлечений должен

отражать такие темы как «Добро и зло», «Забота о близких»,

«Любовь к

близким», «Любовь к Родине», «Любовь к природе», «Животные - наши

друзья», «Любимая игрушка», «Мои друзья всегда со мной» и другие.

Выбирая персонажей для праздников и развлечений, нужно помнить,

что дети исполняют роли только положительных героев, а отрицательные

персонажи

всегда

появляются

только

с

поучительной,

нравоучительной

целью,

и

в

конце

представления

исправляются

и

становятся

на

путь

истинный.

К репертуару праздников и развлечений должен быть особый подход. С

одной стороны песни, пляски, игры, сценки, художественное слово должны

отвечать требованиям к выбору репертуара - быть высокохудожественными

по содержанию, доступными для восприятия и исполнения, а также решать

различные воспитательные задачи (духовно-нравственные, например). А с

другой стороны, не следует забывать, что основная функция музыки на

праздниках

создание радостного эмоционального настроя и настроения,

праздничной

атмосферы,

что

также

является

немаловажным

моментом

в

духовно-нравственном воспитании детей.

Таким

образом,

несмотря

на

развлекательный

и

легкий

характер,

атмосферу

непосредственности

и

эмоциональности,

праздники

и

развлечения

в

детском

саду

также

направлены

на

реализацию

задач

по

духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Они развивают у детей

способность

чувствовать

эмоциональное

состояние

окружающих,

быть

благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям,

взрослым и сверстникам.

В заключение хочется сказать, что работа по духовно-нравственному

воспитанию детей должна проходить целенаправленно, системно, охватывать

все виды и формы деятельности дошкольников, все режимные моменты их

пребывания в детском саду, при

участии и путем личного примера всего

педагогического коллектива. Только при этих условиях заложенные мудро,

ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности

творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой

частью достойного человека.

6

Литература

1.

Ветлугина Н. А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в

детском

саду»

-

учебное

пособие

для

студентов

педагогических

институтов

по

специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.

2.

Радынова О.П., Комисарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания

детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений.» Дубна:

Феникс Плюс, 2011.

3.

Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей /Л. И. Божович. –

М.: Просвещение, 2000.

4.

Гогоберидзе

А.Г.,

Деркунская

В.А.

«Теория

и

методика

музыкального

воспитания детей дошкольного возраста». М., 2007.

5.

Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н. Султанова,

Н. Цилько /Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С. 7-14.

7



В раздел образования