Автор: Чертыковцева Марина Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Излучинская ОНШ"
Населённый пункт: п.г.т. Излучинск, Нижневартовский район, ХМАО-Югра
Наименование материала: Доклад
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами
музыки.
« Музыка, подобно дождю,
капля за каплей, просачивается
в сердце и оживляет его».
Р. Роллан
Музыкальное
искусство в
педагогике
являет ся важным
и
эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести
маленьких детей
в
прекрасный
мир
музыки,
воспитывая на
ее
основе
добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и
вместе с тем важная задача!
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества,
которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения,
определяемые этими качествами.
Под
духовно-нравственным
воспитанием
понимается
процесс
содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у
него:
нравственных
чувств
(совести,
долга,
веры,
ответственности,
гражданственности, патриотизма);
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
нравственной
позиции
(способности
различению
добра
от
зла,
проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных
испытаний);
нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству,
проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание
души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его
нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки
нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Основная цель
музыкального руководителя - не в воспитании отдельных талантов, а в том,
чтобы
все
дети
полюбили
музыку,
чтобы
для
всех
она
стала
духовной
потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы
юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте
в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития
личности.
Одной
из
главных
задач
является
воспитание
потребности
в
«красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его
взаимоотношения
в
коллективе.
Потребность
в
«красивом» утверждает
моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.
1
«Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», гласит
старинная украинская мудрость.
Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной
образовательной
деятельностью, ставлю следующие задачи:
1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-
нравственное воспитание музыкой.
2. Активизация познавательной деятельности детей.
3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к
окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных
знаний и навыков.
«Искусство
желает
быть
услышанным,
оно
требует
любовного
внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и
читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и
засветит тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин, русский философ,
писатель). Поэтому нравственное воспитание
средствами
музыкального
искусства
состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и
чужому человеку
через музыку, развить способность переживать чужие
радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на
основе общечеловеческих духовных ценностей.
На
решение
этих
задач
по
духовно-нравственному
воспитанию
дошкольников направлены все виды музыкальной деятельности детей во
время
проведения
музыкальных
занятий,
праздников
и
развлечений:
слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.
Слушание или восприятие музыки является очень важным звеном в
системе
музыкального
воспитания
детей,
т.
к.
может
существовать
как
самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать
другим
видам
музыкальной
деятельности
дошкольников:
пению,
музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах.
Решению задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
во
время
слушания
музыки
способствуют
два
необходимых
и
взаимосвязанных условия:
тщательный подбор музыкального материала
правильный выбор методов и приемов.
В отборе музыкальных произведений для детей основными являются
критерии художественности и доступности. Художественность предполагает
отбор разнообразных произведений – от шедевров музыкальной классики до
музыки
современности.
Доступность
означает,
что
произведения
должны
быть понятны детям:
2
-
их содержание должно быть представлено яркими образами;
-
музыкальные
образы
должны
соответствовать
эмоциональному
и
жизненному опыту ребёнка;
Согласно
этим
требованиям
музыкальный
репертуар
для
слушания
музыки на занятиях детьми раннего и младшего дошкольного возраста и
репертуар
для
детей
старшего
дошкольного
возраста
имеет
ряд
отличительных
особенностей.
Так,
для
детей
2-5
лет
выбираются
произведения преимущественно вокального жанра, небольшие по объему, с
художественными и эмоциональными образами, связанными с их жизненным
опытом.
Как
правило,
это
короткие
песенки
и
народный
фольклор
со
знакомыми образами животных, игрушек и явлений природы (собачка, кошка,
кукла, мишка, птичка, дождик, солнышко и т.д.). В старшем дошкольном
возрасте
дети
способны
воспринимать
более
объемные
со
сложным
образным
и
эмоциональным
содержанием
произведения
вокального
и
инструментального жанров, фрагменты крупных сценических жанров («В
пещере горного короля» Э. Грига, «Танец дикарей», пьесы из «Детского
альбома» и альбома «Времена года» П. Чайковского, фрагменты из балетов
«Щелкунчик», «Лебединое озеро»).
Но, даже правильно и грамотно подобранный музыкальный репертуар
не может в полной мере решать задачи духовно-нравственного воспитания
без тщательного отбора методов и приемов восприятия музыки. Так как
слушание
музыки
является
для
детей
условно
пассивным
видом
деятельности,
направленные
не
на
двигательную
активность,
а
на
привлечение
психических
процессов,
то
и
основные
методы
и
приемы
должны быть связаны со слуховым и зрительным восприятием. Это такие
методы и приемы как поэтическое слово, беседа, рассказ, метод контрастного
сопоставления,
метод
художественного
анализа,
иллюстрации,
картинки,
манипуляции
с
игрушками,
метод
активного
восприятия,
эмоциональное
исполнение, инсцинирование, пластическое интонирование, имитационные
движения и др.
Практический пример.
Младшая группа. Песня для слушания «Кошка» Ан. Александрова, сл. Я.
Френкеля.
Отвечает требованиям по отбору репертуара:
-
пример классического произведения для детей младшего возраста,
-
небольшое по продолжительности звучания (2 куплета),
-
понятный, знакомый и доступный образ, связанный с жизнью,
-
повторяющиеся слова, фразы,
-
простая, лаконичная мелодия,
3
-
использование звукоподражаний («мяу»),
-
сюжет из жизни, встречающийся у любого ребенка,
-
уменьшительно-ласкательные
формы
слов
(молочко,
кисонька,
детки).
Несмотря
на
свою
высокохудожественную
ценность,
простое
прослушивание
и
даже
исполнение
этой
песни
не
произведет
своего
воспитательного
эффекта
без
сопутствующей,
целенаправленной
на
духовно-нравственное развитие ребенка работы педагога.
Методы
и
приемы,
направленные
на
духовно-нравственное
воспитание.
-
эмоциональное
исполнение
песни
музыкальным
руководителем
(сопереживание, сочувствие),
-
игрушка,
-
манипуляции с игрушкой (приветствие, поглаживание),
-
беседа (правильно расставленные акценты с помощью вопросов и
пояснений: киска просила ласково, вежливо; дети киску заботливо, нежно
угостили; киска поблагодарила; поблагодарила песенкой; песенка красивая,
ласковая, с благодарностью и т.д.)
-
подпевание
(эмоциональное
сопереживание,
отношение
к
животным),
-
стихотворение, близкое по содержанию либо контрастное,
-
картинка по содержанию либо контрастная с соответствующими
пояснениями, комментариями и выводами.
По
аналогичному
алгоритму
подобная
работа
проводится
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста,
расширяя
круг
применяемых
образов
и
ситуаций, усложняя анализ музыкального произведения и его содержания,
разнообразив методы и приемы согласно возрастным особенностям детей.
Пение,
музыкально-ритмические
движения,
игра
на
детских
музыкальных
инструментах
являются
активными
видами
деятельности
детей, дети в них принимают непосредственное участие в коллективной,
групповой или индивидуальной форме. Эти виды деятельности являются
основными на музыкальных занятиях,
в повседневной, самостоятельной
деятельности детей, а также главным музыкальным оформлением праздников
и развлечений в детском саду. Поэтому для решения задач по духовно-
нравственному
воспитанию
основной
акцент
приходится
на
подбор
репертуара
для
исполнения
песен,
игр,
танцев,
коллективного
музицирования.
С
помощью
него
в
рамках
духовно-нравственного
воспитания детей знакомят:
4
-
с традициями русского народа и укладом их жизни,
-
с народным фольклором,
-
с особенностями традиционной подготовки и проведения народных
календарных праздников;
воспитывают и развивают:
-
чувство патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к
истории России, ее традициям и праздникам,
-
умение
замечать
и
чувствовать
красоту
в
окружающем
мире,
любоваться ею, беречь её,
-
нравственные и эстетические чувства ребёнка, формируют систему
нравственных и эстетических эталонов,
-
навыки
доброжелательного
и
добродетельного
поведения,
способность
к
сопереживанию,
радости
и
адекватному
проявлению
этих
чувств,
-
уважительное, милосердное, внимательное отношения к близким,
-
художественный
вкус
и
эстетические
предпочтения
на
основе
образцов традиционной духовной культуры.
Для
реализации
задач
по
духовно-нравственному
воспитанию
дошкольников
нельзя
ограничиваться
только
музыкальными
занятиями,
необходим
комплексный
подход,
который
включает
в
себя
проведение
праздников и развлечений.
Праздники,
светские,
календарные
и
православные,
являются
неотъемлемой частью нашей духовной культуры и всей жизни. Приобщение
к ним начинается в детском саду, в дошкольном возрасте музыкальными
руководителями
и
воспитателями.
Участвуя
в
праздничных
и
развлекательных
мероприятиях,
дети
знакомятся
с
праздниками,
их
отличительными признаками, особенностями, народными и национальными
традициями, в детях формируется праздничная культура. На всех этапах
подготовки и проведения праздников и развлечений (планирование, выбор
содержания
и
тематизма,
подбор
музыкального,
игрового,
театрально-
драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов,
проведение
праздника)
обязательно
и
необходимо
помнить
о
задачах,
направленных на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.
Так,
при планировании
праздников
и
развлечений
в
детском
саду
помимо
традиционных
и
светских
праздников
(Новый
год,
8
Марта,
Выпускной,
9
мая)
в
годовой
план
можно
включить
празднование
православных праздников и праздников, связанных с русскими народными
традициями,
народным
календарем
(Рождество,
Масленица,
Праздник
урожая,
Пасха,
Рождественские
Колядки,
Осенины).
Именно
в
этих
5
праздниках формируются элементы духовности, патриотизм, воспитывается
национальная культура и положительное отношение к ней.
Кроме этого тематизм и содержание праздников и развлечений должен
отражать такие темы как «Добро и зло», «Забота о близких»,
«Любовь к
близким», «Любовь к Родине», «Любовь к природе», «Животные - наши
друзья», «Любимая игрушка», «Мои друзья всегда со мной» и другие.
Выбирая персонажей для праздников и развлечений, нужно помнить,
что дети исполняют роли только положительных героев, а отрицательные
персонажи
всегда
появляются
только
с
поучительной,
нравоучительной
целью,
и
в
конце
представления
исправляются
и
становятся
на
путь
истинный.
К репертуару праздников и развлечений должен быть особый подход. С
одной стороны песни, пляски, игры, сценки, художественное слово должны
отвечать требованиям к выбору репертуара - быть высокохудожественными
по содержанию, доступными для восприятия и исполнения, а также решать
различные воспитательные задачи (духовно-нравственные, например). А с
другой стороны, не следует забывать, что основная функция музыки на
праздниках
создание радостного эмоционального настроя и настроения,
праздничной
атмосферы,
что
также
является
немаловажным
моментом
в
духовно-нравственном воспитании детей.
Таким
образом,
несмотря
на
развлекательный
и
легкий
характер,
атмосферу
непосредственности
и
эмоциональности,
праздники
и
развлечения
в
детском
саду
также
направлены
на
реализацию
задач
по
духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Они развивают у детей
способность
чувствовать
эмоциональное
состояние
окружающих,
быть
благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям,
взрослым и сверстникам.
В заключение хочется сказать, что работа по духовно-нравственному
воспитанию детей должна проходить целенаправленно, системно, охватывать
все виды и формы деятельности дошкольников, все режимные моменты их
пребывания в детском саду, при
участии и путем личного примера всего
педагогического коллектива. Только при этих условиях заложенные мудро,
ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности
творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой
частью достойного человека.
6
Литература
1.
Ветлугина Н. А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в
детском
саду»
-
учебное
пособие
для
студентов
педагогических
институтов
по
специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.
2.
Радынова О.П., Комисарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания
детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений.» Дубна:
Феникс Плюс, 2011.
3.
Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей /Л. И. Божович. –
М.: Просвещение, 2000.
4.
Гогоберидзе
А.Г.,
Деркунская
В.А.
«Теория
и
методика
музыкального
воспитания детей дошкольного возраста». М., 2007.
5.
Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н. Султанова,
Н. Цилько /Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С. 7-14.
7