Автор: Шафоростова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Камышеватский СРЦН"
Населённый пункт: Краснодарский край, Ейский район, станица Камышеватская
Наименование материала: Проект
Тема: "Сказка, как источник развития математических представлений дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Крас-
нодарского края
«Камышеватский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
Проект
«Сказка, как источник развития математических
представлений дошкольника»
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста
Разработчик: Шафоростова С. И.
Должность: воспитатель
ст-ца Камышеватская
- 2016 -
1.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название
проекта: «Сказка,
как
источник
развития
математических
представлений дошкольника».
Номинация проекта: дошкольный возраст.
Руководитель проекта: Шафоростова Светлана Ивановна.
С о с т а в
и
в о з р а с т
п р о е к т н о й
г р у п п ы : разновозрастная
старше
–
подготовительная
к
школе
группа
общеразвивающей
направленности.
Срок реализации: сентябрь – май.
Типология проекта: информационно-практико-ориентированный.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: математика.
Актуальность темы. В настоящее время основной задачей в воспитании ре-
бенка является развитие личности ребенка, его умственных, духовных и фи-
зических способностей. Отсюда вытекают задачи руководства процессом раз-
вития
и
образовательной
работы
с
детьми.
В
первом
случае
не
давая
способов ориентировки в готовом виде, вызвать потребность в поиске и
таким
образом
предоставлять
возможность
для
саморазвития
и
самовоспитания.
Во
втором
–
создавать
благоприятные
условия
для
реализации своих возможностей посредством овладения в доступной форме
систематизированным
человеческим
опытом.
Многие
из
нас
не
раз
задавались вопросом: как сделать так, чтобы наши дети, едва вступив в
жизнь, не оказались обделенными не только нашим вниманием и любовью,
но и добрым отношением других людей? Что мы, взрослые, должны сделать
для этого? В наших силах привить детям с ранних лет любовь к своей земле
и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и
живой культуре.
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становиться все
труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка – один из немногих
оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность
понять
друг
друга.
Сказка
создает
особенное,
ни
с
чем
несравнимое
настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Поскольку сказка имеет такое великое значение, разработаны семь проблем
работы со сказкой:
1.
Нравственный урок.
2.
Речевая зарядка.
3.
Воспитание добрых чувств.
1
4.
Развитие мышления и воображения.
5.
Сказка и математика.
6.
Сказка и экология.
7.
Сказка развивает руки.
Я остановилась на одной из таких проблем: «Сказка и математика». Не
случайно
еще
К.
Ушинский
отмечал,
что
у
хорошего
учителя
урок
математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономики. Тем бо-
лее, когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что
математику рекомендуется связать с окружающей жизнью. А для ребенка
сказки – это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало
находится
на
самой
поверхности
(«Два
жадных
медвежонка»,
«
Волк
и
семеро козлят» и т. д.). Одна из важнейших задач воспитания маленького ре-
бенка – формирование таких мыслительных умений, которые позволяют лег-
ко осваивать новое. На решение этой проблемы должны быть направлены со-
держание и методы подготовки дошкольников к школьному обучению, в
частности, предматематической подготовки.
Цель проекта: формирование элементарных математических представлений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста,
посредством
использования
развивающих математических сказок в различных видах деятельности.
Задачи проекта:
формировать представления детей о свойствах и отношениях объектов
через игры, сказки на классификацию, практическую деятельность,
направленную
на
воссоздание,
преобразование
форм
предметов
и
геометрических фигур.
развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и
отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и
т. д.;
развивать комбинаторные способности путём комбинирования цвета и
формы, развивать творческое воображение, память;
способствовать
проявлению
исследовательской
активности
детей
в
самостоятельных
математических
играх,
в
процессе
решения
задач
разных
видов,
стремлению
к
развитию
игры
и
поиску
результата
своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне
возрастных возможностей);
ознакомить с математическими сказками;
учить
добиваться
положительного
результата
в
практической
деятельности на основе самоконтроля и самооценки;
развивать личность ребенка через активное включение в коллективную
игру, учить оказывать помощь сверстнику в случае необходимости;
обогатить словарь детей.
2
реализовать
ряд
возможностей,
которые
позволяют
ненавязчиво,
в занимательной форме развивать у ребенка необходимые ему в буду-
щем умения.
Этапы реализации проекта:
1.
Организационно-подготовительный (сентябрь).
Изучение специальной литературы.
Проведение
первичного
диагностического
исследования
с
целью
выявления сформированности игровой деятельности и формирования
элементарных математических представлений.
Выявление
уровня
развития
игровой
деятельности
и
уровня
сформированности математических представлений у детей группы на
начало реализации проекта. (Приложение № 1).
2.
Основной (октябрь – май).
Ознакомление детей с математическими сказками.
Использование
развивающих
математических
игр
на
занятиях
по
математике, в игровой деятельности.
Разработка картотеки математических сказок.
Создание
совместно
с
детьми
книжки-самоделки
«В
стране
геометрических фигур».
3.
Заключительный (май).
Проведение контрольного диагностического исследования.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный этап.
Мы предположили, что использование развивающих математических сказок в
различных видах деятельности
будет способствовать более прочному и
осмысленному
усвоению
математических
знаний
детьми,
формированию
переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и
окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е.
познавательной деятельности в целом.
В
проце сс е
работы
над
про ектом
использовались
следующие
методы исследования:
изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
наблюдение за детьми в ходе занятий;
количественный и качественный анализ полученных результатов.
3
изучение
эмоционального
самочувствия
ребенка
и
его
отношения
к
математике.
Разнообразные методы обучения:
практические
наглядные
словесные
Приоритетное место отводится практическим методам (игра, упражнение,
моделирование, элементарные опыты).
Реализация проекта построена на следующих принципах:
учёт возрастных особенностей;
индивидуальный подход.
В работе над проектом использовались следующие формы реализации
демонстративные опыты;
обучение в повседневных бытовых ситуациях;
театрализация с математическим содержанием;
коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
свободные беседы об истории математики, связи математики и разных
видов
искусства
–
музыки,
архитектуры,
декоративно
-
прикладного
искусства, дизайна;
самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
индивидуально-творческая деятельность,
творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),
учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
игровой тренинг.
2. Основной этап.
Очевидно, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо
без использования занимательных игр, сказок, задач, развлечений. При этом
роль несложного занимательного математического материала определяется с
учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и
воспитания:
активизировать
умственную
деятельность,
заинтересовывать
математическим
материалом,
увлекать
и
развлекать
детей,
развивать
ум,
расширять,
углублять
математические
представления,
закреплять
полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах
деятельности, новой обстановке.
4
Основные направления работы:
разработать
картотеку
занимательных
математических
сказок.
(Приложение № 2).
использовать математические сказки на занятиях по математике, на
прогулках (подвижные игры), при проведении сюжетно-ролевых игр, в
свободной деятельности детей;
организовать
развивающую,
познавательную,
предметно
-
развивающую среду;
проведение занятий – сказок. (Приложение №3).
3. Заключительный этап.
В
мае
проводится
итоговое
диагностическое
исследование
с
целью
выявления
динамики
развития
игровой
деятельности
и
формирования
элементарных математических представлений у детей данной группы.
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов
познания
(сравнения,
счёта,
измерения,
упорядочивания)
с
целью
решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
Умеют
решать
задачи
в
одно
действие
на
сложение
и
вычитание,
пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
Повышается интерес к решению логических задач.
Дети проявляют интерес к экспериментированию.
Дети активно пользуются словарем по данной тематике.
Активно включаются в игры.
5
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Диагностические задания
На листе бумаги
нарисовано 5 домиков. На каждом из них схематично
изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:
- «математический» домик украшают цифры;
- кисточки, карандаши, краски указывают на то, что домик предназначен для
изобразительной деятельности;
- домик для «грамоты»;
- раскрытая книга изображена на домике, где можно послушать сказки и ис-
тории;
- в домике с нарисованными игрушками можно поиграть.
Показываю ребенку картинку и говорю: «Перед тобой домики, в одном мож-
но
рисовать,
в
другом
слушать
сказки,
в
третьем
заниматься
математикой, в четвертом – играть в игрушки, в пятом – учиться читать. В ка-
ком домике тебе будет интереснее всего? В каком ты хочешь побывать в пер-
вую очередь? Почему? В какой еще домик ты хотел бы зайти? В какой домик
тебе совсем не хочется? Почему?».
Во второй части беседы определяется самооценка успехов ребенка в области
математики.
На листе бумаги нарисована лестница с 9 ступеньками. Я обращаюсь к
ребенку: «Перед тобой лестница. На самой верхней ступеньке стоит тот, кто
лучше
всех
в
группе
знает
математику.
На
самой
нижней
ступеньке
находится тот, кто плохо знает математику. С помощью этой фишки покажи,
на
какой
ступеньке
находишься
ты.
Куда
ты
можешь
себя
поставить?
Почему?
С помощью этих вопросов можно узнать, какое место ребенок определяет для
себя на «лестнице успехов».
Третья часть беседы помогает определить эмоциональное состояние ребенка
во
время
занятий
математикой.
Перед
началом
работы
дается
некоторое
время, чтобы ребенок успокоился – ведь разговор с воспитателем «один на
один» может вызвать у него волнение.
Содержание беседы заключается в том, что ребенку предлагаю закончить на-
чатую фразу: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду говорить предложения, а
ты их закончишь. Не волнуйся, здесь нет правильных или не правильных от-
ветов. Говори то, что тебе захочется сказать.
6
Варианты предложений.
- Когда начинается занятие по математике, я…
- Когда предлагают мне быть ведущим в математической игре, я…
- Мой друг…
-Боюсь…
- Я играю чаще всего…
- Если меня наказывают, то…
- Когда меня спрашивают на занятии…
- Когда я отвечаю у доски…
- Мне бывает скучно на занятии…
- Когда занятие по математике заканчивается, я …
При
обработке
результатов
первой
части
беседы
я
определяю
интерес
ребенка
к
определенному
виду
деятельности.
У
него
есть
возможность
выбрать два занятия. Таким образом, становится понятным, кто из детей
тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится посетить этот «до-
мик».
Ответы второй части беседы указывают на степень самооценки, которая
сформировалась у ребенка под влиянием его достижений на занятиях по
математике, интереса к этой области знаний.
Анализ ответов третей части беседы показывает, какие чувства вызывает у
детей сфера, связанная с математическим содержанием.
7
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Математические сказки
Как родилась линия.
В
стране
Геометрия
жила-была
маленькая
точка.
Это
была
очень
красивая красная точка. Однажды она подумала:
-
Как мне хочется иметь много друзей! Отправляюсь-ка путешествовать
и поищу себе подружек.
Только вышла красная точка за калитку, как на встречу ей тоже точка идёт,
только зелёная. Подходит зелёная точка к красной и спрашивает, её куда та
идёт.
-
Иду
искать
друзей.
Вставай
со
мной
рядом
и
идём
вместе
путешествовать.
Через некоторое время встречают они синюю точку. Идут по дороге друзья
- точки, и с каждым днём их становится всё больше и больше. И наконец, их
стало
так
много,
что
выстроились
они
в
один
ряд,
плечом
к
плечу и
получилась
линия.
Когда
точки
идут
прямо,
получается
линия
прямая.
Когда неровно, криво, - получается кривая линия.
Плюсы и минусы
В
древности
у
одного
математика
было
трое
учеников.
Когда
они
в
совершенстве
овладели
всеми
арифметическими
действиями,
учитель при
звал их и сказал:
- Теперь, когда вы достигли некоторых вершин в математике, пришла
пора применить знания на практике, в жизни. Идите же и считайте, чего в
мире больше - плюсов или минусов.
Ушли ученики, и пришли ровно через три года, как и договаривались.
- Ну, вот ты,- обратился он к первому ученику,- скажи, чего же в мире
больше: плюсов или минусов?
- Конечно же, плюсов. Я встретил умную, красивую, богатую жену. У нас
прекрасный дом, сады, чудесные фрукты. У меня за это время родилось двое
замечательных детей. И вообще, я считаю ,что минусы бывают только в
математике, в жизни их вообще не существует.
- Ну, а ты что насчитал? - с грустью обратился он к другому своему уче-
нику.
- Я считал... Все время считал... Золото, разные драгоценности, деньги. Но
меня ограбили. Кругом одни негодяи и жулики.
- Ну а как насчет моего задания? Чего больше: плюсов или минусов?
8
- Какие там плюсы? Вы их когда-нибудь видели в жизни? На каждом шагу
одни только минусы.
Учитель погрустнел еще больше, махнул рукой и ничего не ответил.
- А ты что успел подсчитать? – спросил он с некоторой надеждой у своего
третьего ученика.
- Я, учитель, ничего не успел. Видел я и плюсы, и минусы. Видел, что плю-
сы приносят людям радость, а минусы – горе. И мне захотелось сделать так,
чтобы в жизни людей было как можно больше плюсов и как можно меньше
минусов.
-
Но
такого
не
знает
математика,
-
воскликнул
учитель.
И,
помолчав,
добавил:
- А всё-таки – это отличное действие. Больше плюсов, меньше минусов – ради
этого стоит жить. Молодец, ты здорово усвоил мою науку!
А вы думаете по этому поводу, ребята?
О треугольникусе
Давным-давно в математическом царстве было геометрическое Государство и
правил им король Треугольникус. Был он уже старым и часто болел. Одна-
жды собирает он своих глашатаев и посылает их по сёлам и городам с зада-
нием: найти человека, который вылечил бы Треугольникуса. И такой лекарь
нашёлся
в
городке
«
Три
стороны.
»
Пришёл
он
к
королю
с
треугольным листом, на котором был изображён чертёж и поставлен вопрос:
сколько
на
этом
чертеже
различных
треугольников?
Назови
их. Король
Треугольникус думал целый день. А когда решил, почувствовал себя сразу
здоровым и помолодевшим.
Но ты-то, дружок, здоров. Тебе не составит большого труда подсчитать все
треугольники в этой фигуре. Но на всякий случай и ты послушай совет,
который дал королю на прощание лекарь:
Кто более или менее
С терпением знаком,
Считает он терпение
Совсем не пустяком.
Не случай, не везение
Тебе помогут вдруг.
Терпение, терпение-
Твой самый лучший друг.
Да,
забыли
вам
сообщить
самое
главное.
Как
только
король
сел
за
разгадывание количества треугольников на рисунке, послышалась музыка.
Это пели треугольнички. Надеюсь, ты не забыл, что дело происходило в
волшебной
стране?
Если
хочешь,
можешь
даже
выучить
песенку
9
треугольничков, Она ведь волшебная и поможет тебе веселее и быстрее раз-
гадать любую задачу:
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе - друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
Приключения точки
Жила-была Точка. Она хотела всё знать. Увидит незнакомую линию и непре-
менно спросит:
- Как эта линия называется? Длинная она или короткая?
Подумала однажды Точка: «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду
жить на одном месте? Отправлюсь-ка я путешествовать!» Сказано - сделано.
Вышла Точка напрямую линию и пошла по этой линии.
Шла-Шла по прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит:
-Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой линии?
-Эх, ты, Точка! Ведь ты не дойдёшь до конца: разве ты не знаешь, что у
прямой нет конца?
-Тогда
я
поверну
назад,
-
сказала
Точка.
-
Я,
наверное,
пошла
не
в
ту
сторону.
-И в другую сторону не будет конца. У прямой линии совсем нет концов.
Опечалилась Точка:
-Как же быть? Что же, мне так и придётся идти, идти без конца?
-Можно позвать на помощь Ножницы, - посоветовала Прямая.
Тут,
откуда
ни
возьмись,
появились
Ножницы,
щёлкнули
перед
самым
носом и разрезали Прямую.
-Ура!
-
закричала
Точка.
-
Вот
и
конец
получился!
А
теперь
сделайте,
пожалуйста, конец с другой стороны.
- Можно и с другой, - послушно щёлкнули Ножницы.
- Как интересно! - воскликнула Точка.
- Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой
стороны конец. Как это называется?
- Это отрезок, - сказали Ножницы.
10
- Можно нарезать много отрезков и даже разной длины: одни короткие, дру-
гие длинные. И разбросать их можно, как захочется. - Ножницы быстро- бы-
стро защелкали. -
Посмотри,
что
получилось.
-
Если
нарисовать
кружочек,
получится солнышко с разными лучиками, -
робко ответила Точка. - А как можно точно определить, какой из отрезков са-
мый длинный и какой самый короткий?
- Нужно позвать на помощь Циркуль и Линейку.
Тут
Ножницы
кликнули
помощников.
Пришли
Циркуль
и
Линейка
и
принялись за дело.
Циркуль расставил свои ноги и измерил один отрезок, затем подошёл к
другому,
самому
маленькому,
и
Совёнок
сразу
увидел,
что
этот
отрезок
меньше первого.
- А линейка может точно ответить, насколько этот отрезок меньше, - важно
ответил Циркуль, - а я могу снова соединить отрезки.
Циркуль
подтянул
лучи
друг
к
другу,
соединил
их
концами,
и
вот
что
получилось.
-Да,
-
воскликнула
Точка,
-
это
не
прямая.
Здесь
прямо
не
пройдёшь,
придётся поворачивать. Что же это такое? Как это называется?
-Это угол, - сказал Циркуль.
-Угол... Угол...-несколько раз повторила Точка новое для неё слово -Цир-
куль, а как называется то место, где соединяются лучи?
-Вершина угла. Сейчас ты Точка в вершине угла. А лучи, которые
начинаются от тебя, - это стороны угла. Можно даже прокатиться разок -дру-
гой. Понравился Точке такой совет. Катится она и приговаривает:
От вершины по лучу
Словно с горки покачу.
Только луч теперь - «она»,
Он зовется «сторона».
Покаталась Точка ещё немного по сторонам угла, а потом вернулась к вер-
шине и обратилась к Циркулю:
-Я хочу катиться быстрее. Нельзя ли сделать горку круче?
-Можно, - ответил Циркуль.
-Он сдвинул стороны угла вот так:
-Это уж слишком? - запищала Точка.
-Какой острый угол? С такой крутой горки кубарем покатишься? Не нужно
так круто?
Циркуль раздвинул немного стороны угла.
-Теперь хорошо, - сказала Точка.- Но мне уже расхотелось кататься. Лучше
расскажи мне всё, что ты знаешь об угле.
11
-Углы бывают разные: прямые; углы, которые шире прямых, называются
ту-
пыми углами; а углы, которые меньше прямых, называются острыми угла-
ми.
Сказка о том, как Круг и Квадрат отправились в поход.
Пошли однажды Круг и Квадрат в поход. Взяли с собой рюкзаки, положили
еду и отправились. Шли они полем, лесом, прошли луг и оказались на
пригорке.
Говорит
Круг
Квадрату:
«Посмотри,
Квадрат,
какое
чудесное
место отдыха внизу. Давай поскорее доберёмся туда и отдохнём!».
Согласился
Квадрат,
стали
они
спускаться.
Квадрат
медленно
шагает,
с
одной стороны на другую, ему нелегко переваливаться. А круг катиться с
пригорочка быстро, обогнал он Квадрата и стоит внизу, поджидает друга и
думает: «Почему Квадрат не катиться так же быстро, как я?».
Ребята, почему Квадрат не может катиться?
Спустился
наконец
Квадрат
вниз,
запыхался
и
говорит:
«Давай,
Круг,
немного отдохнём, перекусим». Достали они из рюкзаков еду: у Круга фрук-
ты и овощи: яблоки, апельсины, помидоры, а у Квадрата бутерброды.
Какой формы еда у Квадрата? Какой у Круга? Нарисуйте её.
Пообедали они, а потом пить захотели. А воды с собой не взяли. Но тут
увидели: вдалеке какой – то водоём блестит.
- Ура! Это ручей, - закричал Квадрат.
- Да нет, это лужа, - возразил Круг.
- А может быть речка? – сказал Квадрат.
- А по – моему, это озеро, из него можно пить, - ответил Круг.
Ребята, угадайте, какой это был водоём, если я вам скажу, что он был
овальной формы.
Да, это было чистое лесное озеро. Напились друзья и пошли дальше. Шли –
шли,
солнце
уже
высоко
стоит,
стало
жарко,
решили
сделать
привал,
отдохнуть.
Квадрат
прилёг
на
одну
сторону,
лежит,
отдыхает.
А
Круг
крутиться, как волчок, никак улечься не может. Тогда Квадрат предложил ему
прислониться к нему, чтобы остановиться. Передохнули друзья и пошли
дальше. Идут, уже совсем темно, надо искать место для ночлега. Видят: чья –
то
нора,
круг
предложил:
«Давай
заберёмся
в
эту
нору
и
переночуем».
Квадрат
согласился.
Круг
быстро
закатился
в
норку,
устроился
там
поудобнее и уже собирался спать, а друга – то нет рядом.
Ребята, как вы думаете, почему Квадрат не мог попасть в нору?
Да, она была круглая, как все норки. Пришлось Кругу вылезать, и стали
друзья вместе думать: как же сделать так, чтобы им обоим стало удобно? Тут
они вспомнили, что у них в рюкзаке лопата припасена. Вынули они её и вы-
копали Квадрату ямку квадратной формы, постелили туда листьев и легли
спать.
12
Какое ещё решение можно было им предложить?
Утром они встали и пошли домой.
13
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Конспект театрализованной образовательной деятельности по
математике для старших дошкольников
Математическая сказка «Теремок для цифр»
Цели:
1. Закрепить знания детей: счёт в пределах 10 (количество и порядок): о
геометрических фигурах, называть времена года, месяцы, дни недели.
2. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
3. Развивать логическое мышление, внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность, общительность.
Оборудование: шапочки- цифры от 0 до 10, домик, геометрические фигуры,
цифры.
Предварительная работа: заучивание стихов про цифры, математика, чтение
сказок, стихов.
Ход сказки:
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в сказочное путешествие? Мы с
вами попадём в сказку «Теремок», но жить в нём будут цифры. Давайте
выберем, кто будет жить в «Теремке»?
(Распределение ролей между детей).
Воспитатель: Отправляемся в путешествие.
Дорога нас выводит к сказочному домику.
Воспитатель:
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю, цифра один бежит, у дверей остановилась и кричит:
Цифра 1:
Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт?
Я единица похожа на крючок, а может на обломанный сучок.
Дверь закрыта, цифры,выложу их в ряд. (Выкладывает ряд от 1 до 10)
Дверь открылась, стану там жить.
Воспитатель:
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, двойка бежит, остановилась и кричит:
Цифра 2:
Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в не высоком живёт?
Цифра 1: Я единица! А ты кто?
Цифра 2: Два похожа на гусёнка, с длинной шеей, шеей тонкой.
Пусти меня к себе жить?
Цифра 1: Отгадай загадку, тогда впущу.
На крыльце сидит щенок, греет свой пушистый бок. Прибежал ещё один и
уселся рядом с ним. Сколько стало щенят?
Цифра 2: Два щенка!
14
Цифра 1: Заходи!
(Вместе): и стали мы жить вдвоём.
Воспитатель:
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, тройка бежит, остановилась и кричит:
Цифра 3: Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в не высоком живёт?
Цифры: Я единица, а я двойка, а ты кто?
Цифра 3: Погляди на цифру три, точно ласточка, смотри, пустите меня к
себе жить.
Цифра 2: Сколько месяцев в году?
Цифра 3: 12 месяцев.
Цифра 2: Заходи.
(Вместе): и стали мы жить втроём.
Воспитатель:
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, цифра четыре бежит, остановилась и стучит:
Цифра 4: Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в не высоком живёт?
Цифры: Я единица, я двойка, я тройка, а ты кто?
Цифра 4: Вот четвёрки – силачи, кирпичи, выжимают гири, пуда на четыре.
Пустите меня к себе жить.
Цифра 3: Скажи, сколько времён года? Назови их
Цифра 4: четыре: осень, зима, весна, лето.
Цифры: заходи (вместе) и стали мы жить вчетвером.
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не
высок,
Как по полю, цифра 5 бежит, остановилась и стучит:
Цифра 5: Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в не высоком живёт?
Цифры: Я единица, я двойка, я тройка, я четвёрка, а ты кто?
Цифра 5: Я пятёрка налитая, симпатичная, цифра самая отличная. Пустите
меня к себе жить.
Цифра 4: Назови месяцы года.
Цифра 5 (называет месяцы по порядку с января по декабрь).
Цифры: Заходи (вместе) и стали мы жить впятером.
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не
высок.
Как по полю, цифра 6 бежит, остановилась и стучит.
Цифра 6: Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в не высоком живёт?
Цифры: Я единица, я двойка, я тройка, я четвёрка, я пятёрка, а ты кто?
Цифра 6: Я цифра – акробатка, то шестёрка, то девятка. Пустите меня к себе
жить.
Цифра 5: Назови части суток.
Цифра 6: Ночь, утро, день, вечер.
Цифры: Заходи (говорят все вместе) и стали мы жить вшестером.
15
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не
высок. Как по полю, цифра 7 бежит, остановилась и стучит:
Цифра 7: Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в не высоком живёт?
Цифры: Я единица, я двойка, я тройка, я четвёрка, я пятёрка, я шестёрка, а
ты кто?
Цифра 7: Семь точно острая коса, коси коса пока остра. Пустите меня к себе
жить.
Цифра 6: Сколько дней в неделе, назови их?
Цифра 7: В неделе 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница,
суббота, воскресенье.
Цифры: Заходи (вместе). И стали мы жить всемером.
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не
высок.
Как по полю, цифра 8 бежит, остановилась и стучит:
Цифра 8: Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в не высоком живёт?
Цифры: Я единица, я двойка, я тройка, я четвёрка, я пятёрка, я шестёрка, я
семёрка, а ты кто?
Цифра 8: Цифра восемь так вкусна, из двух бубликов она. Пустите меня к
себе жить.
Цифра 7: Назови геометрические фигуры.
Цифра 8 (называет геометрические фигуры) .
Цифры: Заходи (вместе). И стали мы жить ввосьмером.
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не
высок.
Как по полю, цифра 9 бежит, остановилась и стучит:
Цифра 9: Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в не высоком живёт?
Цифры: Я единица, я двойка, я тройка, я четвёрка, я пятёрка, я шестёрка, я
семёрка, я восьмёрка. А ты кто?
Цифра 9: Цифра шесть вниз головой стала цифрою другой, можете поверить
- уже не шесть, а девять. Пустите меня к себе жить.
Цифра 8: Плыл у берега пескарик, потерял воздушный шарик. Сосчитай до
десяти.
Цифра 9 (считает до десяти).
Цифры: Заходи (вместе). И стали мы жить вдевятером.
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не
высок.
Вот по полю, цифра 10 бежит, остановилась и стучит:
Цифра 10: Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в не высоком живёт?
Цифры: Я единица, я двойка, я тройка, я четвёрка, я пятёрка, я шестёрка, я
семёрка, я восьмёрка, я девятка. А ты кто?
Цифра 10: За девятью идёт десятка, ты это знаешь? Молодец! Согни все
пальцы по порядку, и счёту нашему конец. Пустите меня к себе жить.
Цифра 9: Расскажи считалку.
16
Цифра 10: Видишь, бабочка летит, на лугу цветы считает, раз, два, три,
четыре, пять, ой, считать не сосчитать, за день, за два и за месяц, шесть, семь,
восемь, девять, десять. Даже мудрая пчела сосчитать бы не смогла.
Цифры: Заходи (вместе). И стали мы жить вдесятером.
Подвижная пауза
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Стали цифры подпевать и соседей называть.
Каждая цифра называет своих соседей.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие? Вы узнали сегодня
много полезного и нужного для себя, а главное поняли, что математика – дей-
ствительно королева для всех наук и что с ней надо дружить!
Конспект занятия по математике для воспитанников подготовительной к
школе группы
Математическая сказка «В волшебной стране короля Треугольника»
Цели: закрепить умение детей делить на две равные части целое; навыки
порядкового
счёта;
количественного
счёта;
умение
ответить
на
вопросы
«который?»,
«какой
по
счёту?»;
закрепить
знания
цифр;
развивать
логическое мышление; закреплять название дней недели; упражнять в счёте
на слух; развивать фонематический слух, мелкую моторику рук. Воспитывать
самостоятельность, общительность.
Оборудование.
Воспитателю:
фигурка
короля
Треугольника,
9
синих
и
жёлтых треугольников, квадрат из цветной бумаги, 8 разноцветных флажков,
ширма, музыкальные инструменты (дудка, барабан, металлофон, трещотки,
ложки, колокольчик), фигурка короля Квадрата. Детям: 8 квадратов цветной
бумаги
разного
цвета,
ножницы,
карточки
с
цифрой
и
буквой,
счётные
палочки, листочки с точками, листочки с троном.
Ход
Воспитатель: Я хочу рассказать вам, дети, сказку очень интересную.
Жили – были в одной сказочной стране мирные жители. Они были добрые,
трудолюбивые. Правил тем городом король.
Отгадайте, как его звали:
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник –
Я тупо -, прямо -, остро –
Угольный (треугольник).
(Воспитатель читает стихотворение и выставляет на фланелеграф фигурку ко-
роля Треугольника).
17
Жили жители города большими, дружными семьями и были очень хорошими
строителями. Строили они дома и вместе пели:
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего, у нас
Всего по три –
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе – друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
(Воспитатель читает стихотворение и на фланелеграфе строит «стенку» из
треугольников синих и жёлтых).
Вот, какую стенку выложили строители из кирпичиков.
- Какой формы были кирпичики?
- Сколько кирпичиков им понадобилось?
Однажды король Треугольник объявил жителям города о приближении празд-
ника. Он велел каждой семье изготовить гирлянду из разноцветных треуголь-
ных флажков и украсить ими свои дома. Он раздал жителям
разноцветную бумагу для флажков вот такой формы.
(Воспитатель показывает квадрат).
- Какой формы лист бумаги?
18
Никак не могли жители города догадаться, как же им сделать треугольные
флажки. Долго думали и придумали.
- Давайте и мы подумаем.
- Кто догадался?
- Давайте и мы сложим квадраты пополам, разрежем и сделаем флажки.
- Как вы сложили бумагу?
- Какую геометрическую фигуру вы получили?
- Сколько треугольников получилось?
- Как можно назвать одну часть?
- Что больше, целый лист или одна часть?
- Разрежьте остальные квадраты.
Вот так и жители этого сказочного городка сделали из таких треугольников
гирлянды и украсили ими свои дома. Король тоже хотел украсить свой дом
разноцветными гирляндами и жители подарили ему по одному флажку
каждого цвета.
- А вы подарите мне по одному флажку каждого цвета?
(Дети отдают воспитателю флажки разного цвета).
- Постройте у себя гирлянду из треугольных флажков.
(Дети выкладывают на столах, а воспитатель на фланелеграфе).
- Посмотрите, какую гирлянду построила я.
- Сколько флажков мне потребовалось?
- А вам?
- Который по счёту у меня красный флажок, если первый зелёный?
- А синий?
- А у Саши какой по счёту красный, если первый жёлтый?
Налетел сильный ветер.
- А как называется сильный ветер?
Сорвал с гирлянд по одному флажку.
(Воспитатель и дети убирают по одному флажку).
- Сколько стало флажков?
- Что больше 7 или 8?
- На сколько 8 больше, чем 7?
- А чего бывает ещё 7?
- Назовите мне дни недели по порядку. Вот в один из этих дней должен
состояться праздник. А вот в какой день, мы сейчас узнаем.
- Возьмите по одной карточке. На каждой карточке есть цифра и буква. Если
вы положите цифры по порядку, то сможете прочитать, в какой день недели
состоится праздник.
(Дети выкладывают).
- В какой день недели состоится праздник?
- А какой был вчера?
- А какой будет завтра?
19
А что же жители того сказочного городка? С нетерпением ждали они
праздника. И вот, наконец, наступил долгожданный день. Он был такой
солнечный и приветливый! С утра заиграли музыканты на своих
инструментах.
- Сейчас вы услышите, какие музыкальные инструменты заиграли. Вы
должны посчитать, сколько музыкальных инструментов играло и постараться
назвать их.
(Воспитатель за ширмой играет на музыкальных инструментах).
- Сколько инструментов играло?
- Какие музыкальные инструменты играли?
- Верные мои граждане! – обратился к людям король. - Хочу объявить Вам,
что трудно мне старому стало управлять городом. Отныне городом будет пра-
вить самый умный, самый сообразительный и самый догадливый. А
чтобы найти такого, вы должны выполнить мои задания.
Первое задание короля.
- Возьмите палочки: 1 синюю, 1 красную, 1 жёлтую. Положите так, чтобы си-
няя была первой, а жёлтая последней.
- А теперь сделайте так, чтобы красная полочка стала первой, но не трогайте
её руками.
Второе задание короля.
- Отсчитайте 6 палочек.
- Составьте из них домик, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получил-
ся флажок.
20
Третье задание короля
- Послушайте задачу.
На одной ветке росло 3 яблока, а на другой 1 яблоко. Сколько всего
яблок растёт на берёзе?
Ну вот и третье задание выполнили.
- А сейчас король задал трудное задание, но интересное.
- Вы должны соединить по порядку точки от 1 до 10. Кто правильно
соединит точки, тот узнает, что носит король.
.
2
.
4
.
6
.
8
.
3
.
5
.
7
1
.
10
.
9
- Да, все короли на голове носят короны.
- А где сидит король?
- Правильно, на троне. У трона много придворных слуг. Один из них и будет
править городом. Чтобы узнать его, мы должны подойти к трону короля.
(Дети выполняют графический диктант).
- Ну вот и пришли к трону. А кто будет править, вы узнаете:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат).
И стал тем городом править самый умный, самый догадливый и самый
сообразительный Квадрат.
(Воспитатель выставляет фигуру квадрата на фланелеграф).
А король Треугольник благодарит всех и угощает.
21
Библиография
1.
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей) – М.:
Знание, 1994. – 336 с.
2.
Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспи-
тателей детских садов/ Авт. – сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. – СПб:
«Акцидент», 1997. – 176 с.: ил.
3.
Машин Л., Мадышева Е. Развивающие игры. Загадочные истории: для
занятий с детьми 6-8 лет. – Харьков: Фолио, 1996. – 414 с. (Для пап и
мам).
4.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн.
Для воспитателя дет. сада – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1990. –
94 с.: ил.
5.
Журнал «Ребенок в детском саду» - 2006 - № 1. Г.В. Кузнецова
Занимательные истории про числа и цифры, с.34
6.
Журнал «Ребенок в детском саду». - 2006 - № 2. Г.В. Кузнецова
Занимательные истории про числа и цифры, с.5
7.
Журнал «Ребенок в детском саду» - 2007 - № 1. Ж.П.Платонова Заня-
тия по математике, с.29
8.
Журнал «Ребенок в детском саду» - 2008 - № 1. О.В.Чуракова Матема-
тика в сказках, с.14
9.
Журнал «Ребенок в детском саду» - 2008 - № 2. О.В.Чуракова Матема-
тика в сказках, с.47
22