Напоминание

"Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"


Автор: Дулап Русудан Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской, Тихорецкого района, Краснодарского края
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад из опыта работы:

«Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Подготовила:

Дулап

Р.И.,

учитель-логопед

МБДОУ

16

«Ласточка»

ст.

Новорождественской.

В современных социально – экономических условиях развития общества

перед

педагогической

наукой

и

практикой

стоят

задачи

поиска

наиболее

оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями

здоровья. Острой проблемой для ДО, становится увеличение количества детей,

имеющих

трудности

освоения

общеобразовательных

программ

и

детей

с

ограниченными возможностями

здоровья.

В

рамках

введения

ФГОС

ДО

приоритетной

задачей

становится

решение

этих

проблем

с

помощью

инновационных технологий, в том числе и игровых.

В ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации

указанных

требований

должно

быть

создание

комфортной

развивающей

образовательной

среды» (п.

21).

Развитие

ребенка

во

всех

его

проявлениях

неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений

речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм,

дать возможность освоить программу.

Но как это сделать, чтобы не навредить ребенку, чтобы ребенку было

интересно,

занимательно?

В

настоящее

время

в

продаже

имеется

большое

количество пособий для усвоения лексических тем ребенком. Но иногда, дети

испытывают значительные трудности, в силу возраста или особенностей развития,

а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребёнка на

одном месте и добиться от него правильного ответа. Чтобы решить эту задачу

приходиться

придумывать

разнообразные способы,

чтобы

заинтересовать

ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами, и желательно каждый раз

новыми.

Я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная

мотивация

детей,

ребёнок

учился

планировать,

контролировать

и

оценивать

учебные

действия,

мог работать

в

группе,

вести

диалог

со

взрослыми

и

другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Содержание работы направлено

н а

о б е с п е ч е н и е

ко р р е к ц и и

н е д о с т а т ко в

в

р а з в и т и и

д е т е й

с

ограниченными возможностями

здоровья,

на

осуществление

индивидуально-

ориентированной

педагогической

помощи

с

учетом особенностей психо-

физического развития.

Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя- логопеда является:

• создание развивающей образовательной среды;

• осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном

возрасте.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли,

тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи

являются и г р о в ы е

т е х н о л о г и и.

И г р а

к а к

ф о р м а

деятельности способствует гармоничному

развитию

у

ребенка

психических

процессов, личностных качеств, интеллекта.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

В

настоящее

время игровые

технологии представляют

огромный

интерес

для

педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение

ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту

научно определены всего лишь связи между игрой и

человеческой

культурой,

выяснено

значение,

которое

оказывает

игра

на

развитие

личности

ребенка

и взрослого.

Выбор игровой технологии обоснован тем, что игра – является ведущим видом

деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над

учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в моей практике является повышение

мотивации

к

занятиям,

увеличение

результативности

коррекционно-

развивающей работы,

развитие

любознательности,

интереса

к

русскому

языку. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает

как

средство

побуждения,

стимулирования

детей

к

учебной

деятельности.

Реализация игровых приемов

и

ситуаций

на

занятиях

проходит

по

таким

основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую;

успешное

выполнение

дидактического

задания

связывается

с игровым

результатом.

Например: в начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме:

появляется

гость,

приходит

письмо

с

заданием

для

детей

или

погружение

в

сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию

героя.

Дети

так

же

могут

выполнять

роли (спортсмены,

путешественники,

космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут

оцениваться фишками, звёздочками и т. п., что вносит соревновательный элемент.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются

взрослыми

и

направлены

на

формирование

определенных

качеств

ребенка.

Ребенка

привлекает

в

игре

не

обучающая

задача,

которая

заложена

в

ней,

а возможность

проявить

активность,

выполнить игровые

действия,

добиться

результата, выиграть. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-

дидактические

игры

и

игры-инсценировки,

в

которых

дети

выполняют

определенные роли.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение,

также

являются

играми

с

правилами.

Все

эти

игры

обычно

носят

соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и

проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила,

поэтому

они

требуют

высокой

степени

произвольного

поведения

и,

в

свою

очередь,

формируют

его.

Такие

игры

характерны

в

основном

для

старших

дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами,

оформлению.

Они

помогают

уточнять

и

расширять

представления

детей

об

окружающем

мире,

систематизировать

знания,

развивать

мыслительные

процессы.

Словесные

игры

отличаются

тем,

что

процесс

решения

обучающей

задачи

осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на

наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и

старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с

потешками, прибаутками, загадками, игры-загадки («Какое это время года?»,

игры-предположения («Что было бы, если бы.?»).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов.

Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия –

это

способы проявления

активности

ребенка

в игровых

целях.

Правила

обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной

– им подчиняются все участники игры.

Между

обучающей

задачей, игровыми действиями

и

правилами

существует

тесная

связь.

Обучающая

задача

определяет игровые

действия,

а

правила

помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

С

помощью

дидактических

игр

проводится работа по

закреплению

навыков

словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить

полученные

навыки,

дети

могут

самостоятельно

выбрать

игру,

используя

символическое обозначение игр.

Также проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию

игр

в

коррекционной работе.

Советы

и

рекомендации

размещаются

на

сайте

детского сада.



В раздел образования