Автор: Дулап Русудан Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской, Тихорецкого района, Краснодарского края
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Доклад из опыта работы:
«Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Подготовила:
Дулап
Р.И.,
учитель-логопед
МБДОУ
№
16
«Ласточка»
ст.
Новорождественской.
В современных социально – экономических условиях развития общества
перед
педагогической
наукой
и
практикой
стоят
задачи
поиска
наиболее
оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями
здоровья. Острой проблемой для ДО, становится увеличение количества детей,
имеющих
трудности
освоения
общеобразовательных
программ
и
детей
с
ограниченными возможностями
здоровья.
В
рамках
введения
ФГОС
ДО
приоритетной
задачей
становится
решение
этих
проблем
с
помощью
инновационных технологий, в том числе и игровых.
В ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации
указанных
требований
должно
быть
создание
комфортной
развивающей
образовательной
среды» (п.
21).
Развитие
ребенка
во
всех
его
проявлениях
неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений
речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм,
дать возможность освоить программу.
Но как это сделать, чтобы не навредить ребенку, чтобы ребенку было
интересно,
занимательно?
В
настоящее
время
в
продаже
имеется
большое
количество пособий для усвоения лексических тем ребенком. Но иногда, дети
испытывают значительные трудности, в силу возраста или особенностей развития,
а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребёнка на
одном месте и добиться от него правильного ответа. Чтобы решить эту задачу
приходиться
придумывать
разнообразные способы,
чтобы
заинтересовать
ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами, и желательно каждый раз
новыми.
Я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная
мотивация
детей,
ребёнок
учился
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия,
мог работать
в
группе,
вести
диалог
со
взрослыми
и
другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Содержание работы направлено
н а
о б е с п е ч е н и е
ко р р е к ц и и
н е д о с т а т ко в
в
р а з в и т и и
д е т е й
с
ограниченными возможностями
здоровья,
на
осуществление
индивидуально-
ориентированной
педагогической
помощи
с
учетом особенностей психо-
физического развития.
Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя- логопеда является:
• создание развивающей образовательной среды;
• осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном
возрасте.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли,
тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи
являются и г р о в ы е
т е х н о л о г и и.
И г р а
к а к
ф о р м а
деятельности способствует гармоничному
развитию
у
ребенка
психических
процессов, личностных качеств, интеллекта.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
В
настоящее
время игровые
технологии представляют
огромный
интерес
для
педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение
ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту
научно определены всего лишь связи между игрой и
человеческой
культурой,
выяснено
значение,
которое
оказывает
игра
на
развитие
личности
ребенка
и взрослого.
Выбор игровой технологии обоснован тем, что игра – является ведущим видом
деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над
учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Целью использования игровой технологии в моей практике является повышение
мотивации
к
занятиям,
увеличение
результативности
коррекционно-
развивающей работы,
развитие
любознательности,
интереса
к
русскому
языку. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает
как
средство
побуждения,
стимулирования
детей
к
учебной
деятельности.
Реализация игровых приемов
и
ситуаций
на
занятиях
проходит
по
таким
основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
успешное
выполнение
дидактического
задания
связывается
с игровым
результатом.
Например: в начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме:
появляется
гость,
приходит
письмо
с
заданием
для
детей
или
погружение
в
сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию
героя.
Дети
так
же
могут
выполнять
роли (спортсмены,
путешественники,
космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут
оцениваться фишками, звёздочками и т. п., что вносит соревновательный элемент.
Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются
взрослыми
и
направлены
на
формирование
определенных
качеств
ребенка.
Ребенка
привлекает
в
игре
не
обучающая
задача,
которая
заложена
в
ней,
а возможность
проявить
активность,
выполнить игровые
действия,
добиться
результата, выиграть. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-
дидактические
игры
и
игры-инсценировки,
в
которых
дети
выполняют
определенные роли.
Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение,
также
являются
играми
с
правилами.
Все
эти
игры
обычно
носят
соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и
проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила,
поэтому
они
требуют
высокой
степени
произвольного
поведения
и,
в
свою
очередь,
формируют
его.
Такие
игры
характерны
в
основном
для
старших
дошкольников.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами,
оформлению.
Они
помогают
уточнять
и
расширять
представления
детей
об
окружающем
мире,
систематизировать
знания,
развивать
мыслительные
процессы.
Словесные
игры
отличаются
тем,
что
процесс
решения
обучающей
задачи
осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на
наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и
старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с
потешками, прибаутками, загадками, игры-загадки («Какое это время года?»,
игры-предположения («Что было бы, если бы.?»).
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов.
Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия –
это
способы проявления
активности
ребенка
в игровых
целях.
Правила
–
обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной
– им подчиняются все участники игры.
Между
обучающей
задачей, игровыми действиями
и
правилами
существует
тесная
связь.
Обучающая
задача
определяет игровые
действия,
а
правила
помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
С
помощью
дидактических
игр
проводится работа по
закреплению
навыков
словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить
полученные
навыки,
дети
могут
самостоятельно
выбрать
игру,
используя
символическое обозначение игр.
Также проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию
игр
в
коррекционной работе.
Советы
и
рекомендации
размещаются
на
сайте
детского сада.