Напоминание

"Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР"


Автор: Высоцкая Кристина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской, Тихорецкого района, Краснодарского края
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад из опыта работы

«Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений

у детей дошкольного возраста с ОНР»

Высоцкая Кристина Юрьевна, учитель-логопед

МБДОУ № 16 «Ласточка»ст.Новорождественской

«Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова,

музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть

разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними».

Г. А. Волкова «Логопедическая ритмика»

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в

психомоторном

и

речевом

развитии.

Наибольший

процент

детей,

составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи. У

таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов системы:

они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в

словообразовании и словоизменении, фонетическое оформление речи отстает

от возрастной нормы. А также, у детей с ОНР недостаточно сформированы

основные

двигательные

умения

и

навыки,

движения

ритмично

не

организованны,

повышена

двигательная

истощаемость,

снижены

двигательная память и внимание.

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, я пришла к выводу, что

использование логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной

речи

очень

эффективно,

а

общее

недоразвитие

речи

важно

выявить

в

дошкольном

возрасте,

чтобы

вовремя

начать

коррекционную

работу

по

устранению недостатков речи.

Поэтому темой моего творческого поиска является «Использование

логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи».

Что же такое логоритмика? Логопедическая ритмика — это коррекционная

методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в

том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая

ритмика является частью лечебной ритмики, и базируется на использовании

связи слова, музыки и движения.

Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки.

Движение

помогает

осмыслить

слово.

Слово

и

музыка

организуют

и

регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную

деятельность,

эмоциональную

сферу,

помогает

адаптации

к

условиям

внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм, так

как

звучащий

ритм

служит

средством

воспитания

и

развития

у

лиц

с

речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включение его в речь.

Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического

комплексного метода преодоления

речевых нарушений, где

музыка, как

действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с

коррекционной целью.

Цель, которую я ставлю в своей работе – это преодоление речевого

нарушения у детей с ОНР путем развития и коррекции неречевых и речевых

психических функций, и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям

внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные,

образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В образовательные задачи я включаю знакомство с разнообразными

движениями, формирование двигательных навыков и умений.

Воспитательные задачам включают воспитание и развитие чувства ритма

музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание

способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к

своим движениям и к речи.

К коррекционным задачам я отношу: преодоление основного речевого

нарушения;

развитие

дыхания,

голоса,

артикуляции;

развитие

и

совершенствование

основных

психомоторных

качеств

(статической

и

динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса,

двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной

сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Уверена, что методами логоритмики можно в доступной и интересной

форме

развивать

у

детей

общие

речевые

навыки:

темп,

дыхание,

ритм;

развивать

артикуляцию,

мимику;

регулировать

процессы

возбуждения

и

торможения;

формировать

координацию

движений,

ориентировку

в

пространстве; расширять словарь детей и многое другое.

Кроме

того,

логоритмика

с

использованием

здоровьесберегающих

технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.

Считаю, что включение занятий по логопедической ритмике в комплекс

мероприятий

по

преодолению

ОНР

у

дошкольников

различного

генеза

открывает

дополнительные

возможности

для

успешного

их

развития

и

обучения.

Логоритмические

занятия

должны

соответствовать

следующим

требованиям: логоритмические занятия лучше проводить 2 раза в неделю со

всей группой детей в первой половине дня; продолжительность занятий от 20

до 25 минут в соответствии с возрастной нормой; материал подбирается с

учетом

двигательных

и

речевых

возможностей

детей;

наиболее

благоприятным

для

занятий

является

проведение

их

с

использованием

магнитофонной

записи

или

музыкального

сопровождения.

присутствие

во спитателя

группы

является

обязательным;

при

провед ении

логоритмических занятий с детьми старшего возраста с ОНР

необходимы

учебные задания,

связанные

с развитием чувства музыкального ритма,

метра, темпа в сочетании с разнообразными движениями, а также игр по

расширению словарного запаса детей.

Работая с детьми с ОНР я использую следующие двигательно-речевые

средства логопедической ритмики:

Упражнения на развитие фонационного дыхания.

Упражнения на развитие голоса.

Упражнения на развитие артикуляции и дикции.

Упражнения на развитие координации движений и речи.

Ритм стихотворной строки (она не должна быть длинной).

Упражнения на развитие речевого внимания.

Пение.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Упражнения с предметами.

Речевые упражнения.

Прежде, чем начать работу по теме творческого поиска «Использование

логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи» мною был

разработан перспективный план проведения занятий с детьми с применением

логоритмики. В ходе этих занятий дети учились отделять слог от ряда слогов,

произносить звуки и слоги долго и кратко, воспроизводить слогосочетания

слитно

и

неслитно,

произносить

речевой

материал

(слоги,

слова,

словосочетания, фразы, тексты) в разном темпе, с разной силой и высотой

голоса, с разнообразными интонациями, передавать ритмический рисунок

слова,

фразы.

Воспроизведение

того

или

иного

речевого

материала

сопровождалось

движениями

всего

тела,

передающими

характер

произносимых звуков, слогов, слов и фраз.

Слова, словосочетания, фразы, тексты я подбирала с учетом состояния

уровня

развития

речи

и

степени

сформированности

произносительных

навыков.

Считаю, что одним из важнейших условий для обеспечения наибольшей

эффективности

обучения

дошкольников

с

ОНР

средствами

логоритмики

стала совместная работа: учителя-логопеда, воспитателей и родителей .

Работе с семьей по развитию речи детей с ОНР я отвожу большое место.

Дошкольники

вечера

и

выходные

дни

проводят

дома,

поэтому

важно

использовать это время и для развития речи ребенка. С этой целью мною

были

разработаны,

распечатаны

и

показаны

для

каждого

родителя

специальные

упражнения-движения

для

рук

по

логоритмике,

чтобы

они

могли заниматься со своим ребенком дома.

Качественный и количественный анализ данных обследования детей

старшего

дошкольного

возраста

с

ОНР

показал,

что

у

детей

произошли

значительные

изменения

в

восприятии

интонационных

структур,

воспроизведении интонационных структур, восприятии и воспроизведении и

логического

ударения,

высоте

и

силе

голоса,

в

тембре

восприятия

и

воспроизведении речи.

Таким образом, моя работа по теме творческого поиска «Использование

логоритмики

в

работе

с

детьми

с

ОНР

по

развитию

связной

речи»

убедительно показала, что логоритмика является эффективным средством

развития

темпо-ритмической

стороны

речи

детей

старшего

дошкольного

возраста, а логоритмические игры развивают не только двигательные умения

детей, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать

все

тело

и

творчески

выразить

себя,

помогают

замкнутым

ребятам

включиться в совместную деятельность.

Поэтому учителям-логопедам, воспитателям, работая с детьми с ОНР,

необходимо отбирать наиболее эффективные методы коррекционной работы,

включая логопедическую ритмику.



В раздел образования