Автор: Высоцкая Кристина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской, Тихорецкого района, Краснодарского края
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР"
Раздел: дошкольное образование
Доклад из опыта работы
«Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений
у детей дошкольного возраста с ОНР»
Высоцкая Кристина Юрьевна, учитель-логопед
МБДОУ № 16 «Ласточка»ст.Новорождественской
«Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова,
музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть
разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними».
Г. А. Волкова «Логопедическая ритмика»
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в
психомоторном
и
речевом
развитии.
Наибольший
процент
детей,
составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи. У
таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов системы:
они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в
словообразовании и словоизменении, фонетическое оформление речи отстает
от возрастной нормы. А также, у детей с ОНР недостаточно сформированы
основные
двигательные
умения
и
навыки,
движения
ритмично
не
организованны,
повышена
двигательная
истощаемость,
снижены
двигательная память и внимание.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, я пришла к выводу, что
использование логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной
речи
очень
эффективно,
а
общее
недоразвитие
речи
важно
выявить
в
дошкольном
возрасте,
чтобы
вовремя
начать
коррекционную
работу
по
устранению недостатков речи.
Поэтому темой моего творческого поиска является «Использование
логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи».
Что же такое логоритмика? Логопедическая ритмика — это коррекционная
методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в
том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая
ритмика является частью лечебной ритмики, и базируется на использовании
связи слова, музыки и движения.
Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки.
Движение
помогает
осмыслить
слово.
Слово
и
музыка
организуют
и
регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную
деятельность,
эмоциональную
сферу,
помогает
адаптации
к
условиям
внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм, так
как
звучащий
ритм
служит
средством
воспитания
и
развития
у
лиц
с
речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включение его в речь.
Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического
комплексного метода преодоления
речевых нарушений, где
музыка, как
действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с
коррекционной целью.
Цель, которую я ставлю в своей работе – это преодоление речевого
нарушения у детей с ОНР путем развития и коррекции неречевых и речевых
психических функций, и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям
внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные,
образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
В образовательные задачи я включаю знакомство с разнообразными
движениями, формирование двигательных навыков и умений.
Воспитательные задачам включают воспитание и развитие чувства ритма
музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание
способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к
своим движениям и к речи.
К коррекционным задачам я отношу: преодоление основного речевого
нарушения;
развитие
дыхания,
голоса,
артикуляции;
развитие
и
совершенствование
основных
психомоторных
качеств
(статической
и
динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса,
двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной
сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Уверена, что методами логоритмики можно в доступной и интересной
форме
развивать
у
детей
общие
речевые
навыки:
темп,
дыхание,
ритм;
развивать
артикуляцию,
мимику;
регулировать
процессы
возбуждения
и
торможения;
формировать
координацию
движений,
ориентировку
в
пространстве; расширять словарь детей и многое другое.
Кроме
того,
логоритмика
с
использованием
здоровьесберегающих
технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.
Считаю, что включение занятий по логопедической ритмике в комплекс
мероприятий
по
преодолению
ОНР
у
дошкольников
различного
генеза
открывает
дополнительные
возможности
для
успешного
их
развития
и
обучения.
Логоритмические
занятия
должны
соответствовать
следующим
требованиям: логоритмические занятия лучше проводить 2 раза в неделю со
всей группой детей в первой половине дня; продолжительность занятий от 20
до 25 минут в соответствии с возрастной нормой; материал подбирается с
учетом
двигательных
и
речевых
возможностей
детей;
наиболее
благоприятным
для
занятий
является
проведение
их
с
использованием
магнитофонной
записи
или
музыкального
сопровождения.
присутствие
во спитателя
группы
является
обязательным;
при
провед ении
логоритмических занятий с детьми старшего возраста с ОНР
необходимы
учебные задания,
связанные
с развитием чувства музыкального ритма,
метра, темпа в сочетании с разнообразными движениями, а также игр по
расширению словарного запаса детей.
Работая с детьми с ОНР я использую следующие двигательно-речевые
средства логопедической ритмики:
Упражнения на развитие фонационного дыхания.
Упражнения на развитие голоса.
Упражнения на развитие артикуляции и дикции.
Упражнения на развитие координации движений и речи.
Ритм стихотворной строки (она не должна быть длинной).
Упражнения на развитие речевого внимания.
Пение.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Упражнения с предметами.
Речевые упражнения.
Прежде, чем начать работу по теме творческого поиска «Использование
логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи» мною был
разработан перспективный план проведения занятий с детьми с применением
логоритмики. В ходе этих занятий дети учились отделять слог от ряда слогов,
произносить звуки и слоги долго и кратко, воспроизводить слогосочетания
слитно
и
неслитно,
произносить
речевой
материал
(слоги,
слова,
словосочетания, фразы, тексты) в разном темпе, с разной силой и высотой
голоса, с разнообразными интонациями, передавать ритмический рисунок
слова,
фразы.
Воспроизведение
того
или
иного
речевого
материала
сопровождалось
движениями
всего
тела,
передающими
характер
произносимых звуков, слогов, слов и фраз.
Слова, словосочетания, фразы, тексты я подбирала с учетом состояния
уровня
развития
речи
и
степени
сформированности
произносительных
навыков.
Считаю, что одним из важнейших условий для обеспечения наибольшей
эффективности
обучения
дошкольников
с
ОНР
средствами
логоритмики
стала совместная работа: учителя-логопеда, воспитателей и родителей .
Работе с семьей по развитию речи детей с ОНР я отвожу большое место.
Дошкольники
вечера
и
выходные
дни
проводят
дома,
поэтому
важно
использовать это время и для развития речи ребенка. С этой целью мною
были
разработаны,
распечатаны
и
показаны
для
каждого
родителя
специальные
упражнения-движения
для
рук
по
логоритмике,
чтобы
они
могли заниматься со своим ребенком дома.
Качественный и количественный анализ данных обследования детей
старшего
дошкольного
возраста
с
ОНР
показал,
что
у
детей
произошли
значительные
изменения
в
восприятии
интонационных
структур,
воспроизведении интонационных структур, восприятии и воспроизведении и
логического
ударения,
высоте
и
силе
голоса,
в
тембре
восприятия
и
воспроизведении речи.
Таким образом, моя работа по теме творческого поиска «Использование
логоритмики
в
работе
с
детьми
с
ОНР
по
развитию
связной
речи»
убедительно показала, что логоритмика является эффективным средством
развития
темпо-ритмической
стороны
речи
детей
старшего
дошкольного
возраста, а логоритмические игры развивают не только двигательные умения
детей, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать
все
тело
и
творчески
выразить
себя,
помогают
замкнутым
ребятам
включиться в совместную деятельность.
Поэтому учителям-логопедам, воспитателям, работая с детьми с ОНР,
необходимо отбирать наиболее эффективные методы коррекционной работы,
включая логопедическую ритмику.