Автор: Чертановская Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №21
Населённый пункт: Краснодарский край г. Армавир
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группе, по теме "Путешествие в сказку".
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к
школе группе, по теме «Путешествие в сказку».
Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21
Чертановская Т.П
.
Цель: совершенствовать умения сочинять сказку, используя прием
фантазирования «прибавления героя».
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях.
- Воспитывать уважение к другим детям, не перебивать друг друга,
дослушивать товарища до конца.
-Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Развивающие:
-активизировать в речи детей название сказок,
- закреплять умение сочинять концовку сказки «лиса и козел», связно
пересказывать используя простые распространенные предложения
- помочь придумать другую концовку к сказке “Лиса и козел”, используя
условные заместители для обозначения персонажей;
- знакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина,
конец);
Образовательные:
-учить понимать замысел сказки и давать оценку персонажам, их
взаимоотношениям;
-пересказывать сказку с опорой на схему, точно воспроизводя реплики
главных героев;
-добиваться четкого произношения слов, включая звук (з), в скороговорке.
-упражнять в произнесении скороговорки в медленном и быстром темпе.
Использование образовательных технологий:
- «Игровые технологии»;
- «Здоровьесберегающие технологии».
- технология «Триз»
Словарная работа: горюет; зазеваться; бранится; зачин; середина; концовка;
сказочники; норушка; попрыгайчик; зайчик – побегайчик; длиннохвостый;
короткохвостый; намек;
Оборудование:
1.
Доска
2.
Схемы медленного и быстрого темпа – 2 шт.
3.
Схемы колодца – 3 шт.
4.
Фигуры-заместители персонажей сказки – 6 шт.
5.
Ковер-самолет.
6.
Мультимедийный проектор, ноутбук
1.Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Татьяна Петровна. А как вас
зовут, я вижу. Вы любите сказки? Я тоже очень люблю .
Сегодня
я
хочу
предложить
вам
совершить
путешествие
в
сказку.
Вы
согласны? А на чем мы с вами можем путешествовать. (ответы детей)
-А еще можно отправиться в сказку при помощи волшебных слов и ковра-
самолета, который я сегодня принесла с собой. А вы знаете волшебные
слова? (ответы детей) Я вас научу:
Чтобы очутиться в сказке, нужно встать на ковёр и произнести слова
Тили-тили, тили-бом
Все мы в сказку попадем!
Дети встают на ковер -самолет и проговаривают слова (закрывая глаза):
Тили-тили, тили-бом
Все мы в сказку попадем!
Дети открывают глаза.
2.
Воспитатель:
Ребята
вот
и
в
сказке
мы. (на
экране
появляются
изображение лисы и козел в колодце.)
Воспитатель: Как вы думаете, в какую сказку мы попали с вами?
Дети: “Лиса и козел”.
Воспитатель: Молодцы. А вы хотите вспомнить, о чем эта сказка?
Дети: О хитрости и глупости. Козел глупый, а лиса его обманула,
перехитрила.
Воспитатель: А в сказке, где это видно, что козел глупый? (дети отвечают)
Воспитатель: А как лиса перехитрила козла? (дети отвечают).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чему учит сказка? (Дети
высказываются.)
Воспитатель: Существует поговорка: «Сказка ложь - да в ней намек, добрым
молодцам урок» Как вы понимаете слово - ложь? (неправда).
Воспитатель: Значит сказка - это неправда, придуманные события. А слово
намек указывает на что? – (указание на что-то плохое или хорошее.)
Воспитатель: Добрым молодцам урок - совет молодым людям о том, что
хорошо - чему учиться, а что плохо - приносят зло, чего делать не стоит.
Воспитатель: А чему нас учит сказка «Лиса и козел»? (Не обманывать и не
быть слишком доверчивыми, прежде чем что-то сделать, хорошо подумать, не
быть похожими на глупого козла)
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: В этой сказке есть необычные слова. Вы сможете их назвать?
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Скажи, что это означает». Я буду
вам бросать мяч и говорить слово, а вы должны сказать, что это означает.
(дети становятся в круг, воспитатель кидает мяч ребенку)
Воспитатель: горюет. ( печалится, грустит)
Воспитатель: бранится (ругаться)
Воспитатель: на ворон зазеваться. (быть невнимательным)
Воспитатель: насилу отыскали (с трудом нашли)
Воспитатель: коли хочешь (если захочешь)
Воспитатель: Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее
начале, середине и конце. Какое название можно придумать к началу сказки?
Дети: Лиса в колодце.
Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?
Дети: Глупый козел в колодце.
Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к
концовке?
Дети: Спасение козла.
Воспитатель делит доску на три части, на каждой из них схематично
изображен колодец.
Воспитатель: (предлагает ребенку ) поставь пожалуйста необходимые в
каждой части сказки фигурки-заместители, обозначающие героев сказки
(лиса – оранжевый круг, козел – серый вытянутый треугольник, хозяин –
черный прямоугольник)
Воспитатель: Приглашаю немного отдохнуть и поиграть. Давайте,
изобразим героев сказки.
(Звучит музыка.)
(Пантомимические этюды “Злость”, “Горе”, “Радость”, “Глупость”,
“Хитрость”. Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные
состояния героев сказки.)
Воспитатель: Покажите, как сердятся: скрещены руки, нахмурены брови,
голову наклоняем вниз;
Воспитатель: Радуются: улыбаемся, покачиваем головой, выполняем
пружинку;
Воспитатель: Горюют: подставляем ладошки к щекам, прикрываем глаза,
вздергиваем брови под углом, опускаем голову;
Воспитатель: Глупый козел: сделайте удивленные, круглые глаза;
перешагивание с ноги на ногу;
Воспитатель: Хитрая лиса: прищуриваем глаза, делаем повороты
туловищем.
3. Воспитатель: Ребята, кто придумывает сказки?
Дети: Сказочники.
Воспитатель: А вы хотите стать сказочниками? (ответы детей)
Воспитатель: А может, вам сказочникам, придумать другую концовку
сказки “Лиса и козел”, в этой сказке вы можете использовать других героев.
Воспитатель: Подумайте, с кем мог козел еще встретиться? (дети
предлагают своих героев, например - зайцем, мышкой и мальчиком и других
героев.)
Воспитатель: Как в сказках называют зайчика?
Дети: Зайчик – побегайчик, попрыгайчик.
Воспитатель: Какой зайчик?
Дети: Серенький,
Воспитатель: как можно назвать одним словом, если уши длинные
-длинноухий, если хвост короткий - короткохвостый.
Воспитатель: Как в сказках называют мышку?
Дети: Мышка-норушка.
Воспитатель: Какими словами можно сказать про мышку, какая она?
Дети: Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком.
(Воспитатель одновременно показывает фигуры-заместители новых
персонажей:
мышка – серый маленький треугольник с волнистой чертой;
заяц – белый перевернутый треугольник; Петя – синий прямоугольник).
Воспитатель: Фигурки для новых героев сказки мы с вами подобрали
(Фигурки – заместители старых персонажей на схеме воспитатель убирает.)
Воспитатель: Вспомните, в сказках важные события всегда происходят
трижды, только в третий раз герою везет. Так и будет в нашей сказке. Ребята,
какая концовка может быть в сказке? (веселой, интересной, короткой и
законченной.)
(Дети сочиняют, выкладывая на доске фигурки – заместители.
Заслушиваются 2–3 новых концовок сказки “Лиса и козел”.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, конец сказки у каждого получился веселым,
забавным и интересным. Вы настоящие сказочники!
Воспитатель: Послушайте скороговорку: “Девочка везла на возу козленка,
козла и козу”. Какой звук чаще встречается в этой скороговорке?
Дети: (з).
Воспитатель: Произнесем скороговорку в быстром и медленном темпе.
Внимательно смотрим на схемы.
(Воспитатель показывает схему с изображением самолета – дети
произносят скороговорку в быстром темпе; воспитатель показывает схему
с изображением черепахи – дети произносят ее медленно.)
Воспитатель: На этом наше путешествие по сказке закончилось.
Понравилось ли вам игра в сказочников? (ответы детей)
Воспитатель: Вы все справились со всеми заданиями, придумали
интересные, веселые концовки.
Воспитатель: Пора возвращаться домой. Ребята, давайте снова встанем на
ковер- самолет, закроем глаза! Повторим те же слова.
- Дети закрывают глаза:
Тили-тили, тили- бом
Все мы в группу попадем!
Воспитатель: Ребята, а где вы были? Что делали? (ответы детей.)
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Чему вы, научились?
(ответы детей.)
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать.
Приятно было с вами пообщаться. Большое спасибо.