Напоминание

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группе, по теме "Путешествие в сказку".


Автор: Чертановская Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №21
Населённый пункт: Краснодарский край г. Армавир
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группе, по теме "Путешествие в сказку".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к

школе группе, по теме «Путешествие в сказку».

Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21

Чертановская Т.П

.

Цель: совершенствовать умения сочинять сказку, используя прием

фантазирования «прибавления героя».

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях.

- Воспитывать уважение к другим детям, не перебивать друг друга,

дослушивать товарища до конца.

-Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Развивающие:

-активизировать в речи детей название сказок,

- закреплять умение сочинять концовку сказки «лиса и козел», связно

пересказывать используя простые распространенные предложения

- помочь придумать другую концовку к сказке “Лиса и козел”, используя

условные заместители для обозначения персонажей;

- знакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина,

конец);

Образовательные:

-учить понимать замысел сказки и давать оценку персонажам, их

взаимоотношениям;

-пересказывать сказку с опорой на схему, точно воспроизводя реплики

главных героев;

-добиваться четкого произношения слов, включая звук (з), в скороговорке.

-упражнять в произнесении скороговорки в медленном и быстром темпе.

Использование образовательных технологий:

- «Игровые технологии»;

- «Здоровьесберегающие технологии».

- технология «Триз»

Словарная работа: горюет; зазеваться; бранится; зачин; середина; концовка;

сказочники; норушка; попрыгайчик; зайчик – побегайчик; длиннохвостый;

короткохвостый; намек;

Оборудование:

1.

Доска

2.

Схемы медленного и быстрого темпа – 2 шт.

3.

Схемы колодца – 3 шт.

4.

Фигуры-заместители персонажей сказки – 6 шт.

5.

Ковер-самолет.

6.

Мультимедийный проектор, ноутбук

1.Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Татьяна Петровна. А как вас

зовут, я вижу. Вы любите сказки? Я тоже очень люблю .

Сегодня

я

хочу

предложить

вам

совершить

путешествие

в

сказку.

Вы

согласны? А на чем мы с вами можем путешествовать. (ответы детей)

-А еще можно отправиться в сказку при помощи волшебных слов и ковра-

самолета, который я сегодня принесла с собой. А вы знаете волшебные

слова? (ответы детей) Я вас научу:

Чтобы очутиться в сказке, нужно встать на ковёр и произнести слова

Тили-тили, тили-бом

Все мы в сказку попадем!

Дети встают на ковер -самолет и проговаривают слова (закрывая глаза):

Тили-тили, тили-бом

Все мы в сказку попадем!

Дети открывают глаза.

2.

Воспитатель:

Ребята

вот

и

в

сказке

мы. (на

экране

появляются

изображение лисы и козел в колодце.)

Воспитатель: Как вы думаете, в какую сказку мы попали с вами?

Дети: “Лиса и козел”.

Воспитатель: Молодцы. А вы хотите вспомнить, о чем эта сказка?

Дети: О хитрости и глупости. Козел глупый, а лиса его обманула,

перехитрила.

Воспитатель: А в сказке, где это видно, что козел глупый? (дети отвечают)

Воспитатель: А как лиса перехитрила козла? (дети отвечают).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чему учит сказка? (Дети

высказываются.)

Воспитатель: Существует поговорка: «Сказка ложь - да в ней намек, добрым

молодцам урок» Как вы понимаете слово - ложь? (неправда).

Воспитатель: Значит сказка - это неправда, придуманные события. А слово

намек указывает на что? – (указание на что-то плохое или хорошее.)

Воспитатель: Добрым молодцам урок - совет молодым людям о том, что

хорошо - чему учиться, а что плохо - приносят зло, чего делать не стоит.

Воспитатель: А чему нас учит сказка «Лиса и козел»? (Не обманывать и не

быть слишком доверчивыми, прежде чем что-то сделать, хорошо подумать, не

быть похожими на глупого козла)

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: В этой сказке есть необычные слова. Вы сможете их назвать?

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Скажи, что это означает». Я буду

вам бросать мяч и говорить слово, а вы должны сказать, что это означает.

(дети становятся в круг, воспитатель кидает мяч ребенку)

Воспитатель: горюет. ( печалится, грустит)

Воспитатель: бранится (ругаться)

Воспитатель: на ворон зазеваться. (быть невнимательным)

Воспитатель: насилу отыскали (с трудом нашли)

Воспитатель: коли хочешь (если захочешь)

Воспитатель: Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее

начале, середине и конце. Какое название можно придумать к началу сказки?

Дети: Лиса в колодце.

Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?

Дети: Глупый козел в колодце.

Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к

концовке?

Дети: Спасение козла.

Воспитатель делит доску на три части, на каждой из них схематично

изображен колодец.

Воспитатель: (предлагает ребенку ) поставь пожалуйста необходимые в

каждой части сказки фигурки-заместители, обозначающие героев сказки

(лиса – оранжевый круг, козел – серый вытянутый треугольник, хозяин –

черный прямоугольник)

Воспитатель: Приглашаю немного отдохнуть и поиграть. Давайте,

изобразим героев сказки.

(Звучит музыка.)

(Пантомимические этюды “Злость”, “Горе”, “Радость”, “Глупость”,

“Хитрость”. Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные

состояния героев сказки.)

Воспитатель: Покажите, как сердятся: скрещены руки, нахмурены брови,

голову наклоняем вниз;

Воспитатель: Радуются: улыбаемся, покачиваем головой, выполняем

пружинку;

Воспитатель: Горюют: подставляем ладошки к щекам, прикрываем глаза,

вздергиваем брови под углом, опускаем голову;

Воспитатель: Глупый козел: сделайте удивленные, круглые глаза;

перешагивание с ноги на ногу;

Воспитатель: Хитрая лиса: прищуриваем глаза, делаем повороты

туловищем.

3. Воспитатель: Ребята, кто придумывает сказки?

Дети: Сказочники.

Воспитатель: А вы хотите стать сказочниками? (ответы детей)

Воспитатель: А может, вам сказочникам, придумать другую концовку

сказки “Лиса и козел”, в этой сказке вы можете использовать других героев.

Воспитатель: Подумайте, с кем мог козел еще встретиться? (дети

предлагают своих героев, например - зайцем, мышкой и мальчиком и других

героев.)

Воспитатель: Как в сказках называют зайчика?

Дети: Зайчик – побегайчик, попрыгайчик.

Воспитатель: Какой зайчик?

Дети: Серенький,

Воспитатель: как можно назвать одним словом, если уши длинные

-длинноухий, если хвост короткий - короткохвостый.

Воспитатель: Как в сказках называют мышку?

Дети: Мышка-норушка.

Воспитатель: Какими словами можно сказать про мышку, какая она?

Дети: Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком.

(Воспитатель одновременно показывает фигуры-заместители новых

персонажей:

мышка – серый маленький треугольник с волнистой чертой;

заяц – белый перевернутый треугольник; Петя – синий прямоугольник).

Воспитатель: Фигурки для новых героев сказки мы с вами подобрали

(Фигурки – заместители старых персонажей на схеме воспитатель убирает.)

Воспитатель: Вспомните, в сказках важные события всегда происходят

трижды, только в третий раз герою везет. Так и будет в нашей сказке. Ребята,

какая концовка может быть в сказке? (веселой, интересной, короткой и

законченной.)

(Дети сочиняют, выкладывая на доске фигурки – заместители.

Заслушиваются 2–3 новых концовок сказки “Лиса и козел”.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, конец сказки у каждого получился веселым,

забавным и интересным. Вы настоящие сказочники!

Воспитатель: Послушайте скороговорку: “Девочка везла на возу козленка,

козла и козу”. Какой звук чаще встречается в этой скороговорке?

Дети: (з).

Воспитатель: Произнесем скороговорку в быстром и медленном темпе.

Внимательно смотрим на схемы.

(Воспитатель показывает схему с изображением самолета – дети

произносят скороговорку в быстром темпе; воспитатель показывает схему

с изображением черепахи – дети произносят ее медленно.)

Воспитатель: На этом наше путешествие по сказке закончилось.

Понравилось ли вам игра в сказочников? (ответы детей)

Воспитатель: Вы все справились со всеми заданиями, придумали

интересные, веселые концовки.

Воспитатель: Пора возвращаться домой. Ребята, давайте снова встанем на

ковер- самолет, закроем глаза! Повторим те же слова.

- Дети закрывают глаза:

Тили-тили, тили- бом

Все мы в группу попадем!

Воспитатель: Ребята, а где вы были? Что делали? (ответы детей.)

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Чему вы, научились?

(ответы детей.)

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать.

Приятно было с вами пообщаться. Большое спасибо.



В раздел образования