Роль государственного финансового контроля в управлении экономикой
Автор: Буракова Лариса Георгиевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ЧОУ "Экономический лицей города Гуково Населённый пункт: Ростовская область город Гуково Наименование материала: статья Тема: Роль государственного финансового контроля в управлении экономикой Раздел: полное образование
Современная
высокоразвитая
экономика
это
непростая
система
с
большим
количеством
взаимодействующих
субъектов.
Эти
субъекты
находятся в постоянном взаимодействии. В экономике заметную роль играют
регулирующие
субъекты,
стремящиеся
упорядочить
развитие
всей
экономической системы. Самым важным субъектом такого рода является
государство.
Ему
принадлежит
немалая
часть
общ е ствен н ого
(национального)
богатства,
оно
формулирует
основные
условия
действия
частного
капитала,
через
государственный
бюджет
происходит
перераспределение
значительной
части
созданного
валового
внутреннего
продукта,
государство
формулирует
стандарты
социальной
политики,
оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.
В экономике государству принадлежит роль управляющего субъекта.
Любой вид управления немыслим без контроля, так как нельзя управлять, не
проверяя исполнения установленных требований, не выявляя фактического
состояния дел на управляемых объектах.
1
Слово
«контроль»
происходит
от
французского
controle
и
означает
проверку
чего-либо,
например,
выполнения
Законов,
Указов
Президента,
постановлений, решений и т.д. Контроль – это составная часть управления
общественным
воспроизводством
и
представляет
собой
процесс,
обеспечивающий
соответствие
функционирования
управляемого
объекта
принятым
управленческим
решениям,
и
направленный
на
успешное
достижение
поставленных
целей.
2
Что
касается
понятия
экономического
контроля то оно, прежде всего, подчеркивает распространение контрольных
функций
только
на
сферу
экономических
явлений,
связанных
с
производственными отношениями и распределением совокупного продукта.
Осуществляя действия в сфере экономики, контроль является отражением
характерных
черт,
присущих
тому
или
иному
типу
производственных
отношений.
1
Балконов И.Р. Контроль и ревизия. – М.: Финансы и статистика, 2007
2
Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф.
Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива», 2010
Контроль
в
его
широком
понимании
представляет
собой
систему
государственных и общественных институтов. Он является одной из функций
управления,
без
систематического
осуществления
которой
невозможно
развитие
общества. В процессе управления экономикой государство, как и
другие субъекты экономических отношений, принимает различные решения,
направленные на целенаправленное развитие экономической системы. При
принятии таких решений необходимо пройти ряд закономерных стадий одной
из которых выступает контроль.
Рисунок 1.1. - Стадии разработки и принятия управленческих
решений в экономике
Рисунок 1.1 свидетельствует, что еще до стадии перехода к реализации
управленческого
решения
контроль
и
контрольные
мероприятия
играют
важную роль в жизни субъекта экономических отношений. Исходя из этого
можно
сделать
вывод,
что
контроль,
прежде
всего
это
элемент
экономического
управления,
наряду
с
такими
со ставляющими
управленческого процесса как планирование и стимулирование. Контроль
должен дать оценку результатов планирования. Контроль и планирование
необходимы
в
управление
экономикой,
они
неразрывно
связанные
и
дополняющие друг друга. Различие заключается в задачах, решаемых ими в
установление цели
мероприятия по ее
достижению
планирование
обеспечивает
заинтнресованность в
достижении цели
мотивация
(стимулирование)
определяет стеень
достижения цели
позволяет перейти к новому
циклу управления
корректировка и постановка
новых целей
Контроль
процессе управления экономикой: планирование занимается установлением
перспектив
экономического
развития,
а
контроль
определяет
его
эффективность и правильность.
Контроль не ограничивается констатацией допущенных отклонений от
требований
управленческих
решений,
его
данные
используются
для
поддержания динамического равновесия всей системы управления, принятия
более
обоснованных
управленческих
решений.
Контроль
играет
роль
барьера,
направляющего
весь
процесс
исполнения
к
установленным
идеальным требованиям.
В
жизни
любого
государства
контроль
как
функция
управления
экономикой осуществляется всеми государственными органами, независимо
от их основных задач и вида деятельности. Управление в социальном смысле
связано с категорией властвования, поэтому контроль как управленческая
функция также есть властная деятельность, влияющая на поступки, действия
участников совместного труда. Властность контроля проявляется в наличии у
контрольных органов ряда полномочий, связанных с возможностью: давать
подконтрольным
объектам
обязательные
для
исполнения
указания
об
устранении
вскрытых
недостатков;
ставить
перед
компетентными
инстанциями
вопрос
о
привлечении
к
ответственности
виновных
в
нарушении
лиц;
непосредственно
применять
в
ряде
случаев
меры
государственного принуждения.
В экономике контроль также выступает как одно из важных средств
получения информации о том, какие процессы происходят в обществе в
целом, отдельных его частях, различных сферах общественной жизни, о
соответствии
поведения
граждан
правовым
и
общественным
нормам.
3
Контроль
дает
возможность
своевременно
обнаруживать
и
устранять
недостатки
и
нарушения,
судить
о
правильности
и
эффективности
принимаемых
решений.
Он
способствует
поддержанию
дисциплины
и
порядка, соблюдению законности, усилению охраны прав и свобод граждан.
3
Балконов И.Р. Контроль и ревизия. – М.: Финансы и статистика, 2007
По существу контроль — один из главных механизмов регулирования
отношений
между
обществом
и
личностью,
обществом
и
государством,
государством и специальными институтами. Он занимает важное место в
стабильности общества, воспроизводстве господствующего типа социальных
отношений и социальных структур.
4
Контроль — это неотъемлемая часть системы регулирования, одна из
форм обратной связи, благодаря которой субъект хозяйствования получает
необходимую информацию о фактическом состоянии управляемого объекта,
что позволяет ему принимать правильные управленческие решения.
5
Рассматривая
роль
контроля
в
экономике
необходимо
определить
основные элементы позволяющие составить более полное представление о
контроле.
К
таким
элементам
мы
относим
предмет,
объект,
функции,
классификацию контроля.
Предмет
экономического
контроля
−
выявление
соответствия
фактического
состояния
экономического
производства
установленному
порядку его организации и регулирования, охватывающего всех участников
экономического
кругооборота,
включая
государственное
управление
(юридических и физических лиц по гражданскому законодательству).
Объекты экономического контроля – юридические и физические лица,
деятельность которых связана с использованием государственных ресурсов.
При
этом
контролю
подвергаются
отдельные
хозяйственные
средства
и
процессы,
совокупность
которых
характеризует
производственную
и
хозяйственно-финансовую
деятельность
организаций,
а
также
отдельных
должностных лиц за определенный период.
Являясь
составной
частью
функции
управления,
экономический
контроль
направлен
на
решение
стратегических
задач,
стоящих
перед
экономикой,
он
выполняет
несколько
функций:
информационную,
профилактическую,
мобилизующую
и
воспитательную.
Наглядно
эти
4
Воронин Ю. М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики – М.:
Финансовый контроль, 2005
5
Денисов Г.В. Ревизия как форма экономического контроля. – СПб.:Питер, 2007
функции представлены в таблице.
Таблица 1.1. - Функции контроля в экономике
Наименование
функции
Содержание функции
информационная
Информация, полученная в результате экономического контроля,
является
основанием
для
принятия
соответствующих
управленческих
решений,
обеспечивающих
нормальное
функционирование
контролируемого
объекта.
Данная
информация способствует объективному изучению состояния дел
контролируемого объекта, помогает выявить влияние факторов,
способствующих росту эффективности производства.
профилактическа
я
Экономический контроль призван не только выявить недостатки,
хищения; злоупотребления, но и способствует их устранению и
недопущению в дальнейшей работе. Усиление профилактической
функции
контроля
является
объективной
необходимостью
совершенствования
управления
экономикой,
обеспечения
динамичного
и
пропорционального
развития
всех
отраслей
и
производств,
успешного
достижения
целей,
стоящих
перед
контролируемым объектом.
мобилизующая
Контроль
заставляет
субъекты
хозяйствования
ответственно
выполнять свои обязательства. Предприятие должно обеспечить
рациональное
и
целевое
использование
всех
своих
средств
и
ресурсов.
Целевое
использование
средств
означает,
что
они
должны
расходоваться
в
соответствии
с
конечной
целью
функционирования данного предприятия, с планами, сметами и
договорами. Рациональное использование средств - достижение
наиболее
высоких
показателей
производства
при
наименьших
затратах ресурсов и труда. Предприятие должно мобилизовать все
имеющиеся у него ресурсы для достижения поставленной цели и
эффективного ведения производства.
вспомогательная
Контроль
приобщает
людей
к
управлению
производством,
он
воспитывает
у
работников
предприятий
пот ребно сть
неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения
своих
обязанностей.
Контроль,
являясь
важным
средством
в
борьбе
с
бесхозяйственностью,
учит
соблюдать
дисциплину,
воспитывает сознательное отношение к труду и собственности
предприятия.
Перечисленные функции контроля еще раз подчеркивают его важность
в экономической системе. Контроль как элемент управления необходим и
решает множество задач возникающих при осуществлении экономической
деятельности разными субъектами.
Наряду
с
контролем
одним
из
основных
элементов
регулирования
экономической деятельности является экономический надзор. В справочной
литературе
даются
следующие
определения
термина
«надзор»
–
это
наблюдение за кем-либо, чем-либо с целью контроля, охраны и т.п.; одна из
форм обеспечения государственными органами соблюдения законности.
6
Экономический
надзор
представляет
собой
процесс
наблюдения
за
исполнением
и
соблюдением
субъектами
надзора
законодательных
и
нормативных актов, регулирующих экономическую деятельность.
Термин
«надзор»
и
его
экономическая
сущность
исследовались
многими авторами, зачастую во взаимосвязи с понятием «контроль», либо в
противопоставлении
ему,
что
вызвано
некоторыми
разногласиями
в
трактовках данных понятий.
Таблица 1.2. - Сравнительный анализ понятий контроль и надзор
Контроль
Надзор
сущность
система
наблюдения
и
проверки
с о о т в е т с т в и я
п р о ц е с с а
функционирования
управляемого
объекта
принятым
управленческим
решением,
определение
результатов
управленческих
воздействий
на
управляемый объект путем выявления
отклонений,
допущенных
в
ходе
выполнения этих решений.
процесс наблюдения за исполнением
и соблюдением субъектами надзора
законодательных
и
нормативных
а к т о в ,
р е г у л и р у ю щ и х
экономическую деятельность
объект
юридические
и
физические
лица,
деятельность
которых
связана
с
использованием
государственных
ресурсов.
деятельность
государственных
и
н е го суд а р с т в е н н ы х
о р г а н о в ,
осуществляющих
экономическую
деятельность
предмет
выявление соответствия фактического
с о с т о я н и я
э к о н о м и ч е с к о г о
производства
у с т а н о в л е н н о м у
п о р я д к у
е г о
о р г а н и з а ц и и
и
регулирования,
охватывающего
всех
у ч а с т н и к о в
э к о н о м и ч е с к о г о
кругооборота.
з а к о н н о с т ь
д е й с т в и й
и
и х
соответствие
правовым
акт ам
федеральных
органов
вл а с т и ,
о р г а н о в
в л а с т и
с у б ъ е к т о в
Российской
Федерации,
органов
местного самоуправления.
Сравнительный анализ понятий «контроль» и «надзор» приводит к
выводу,
что
контроль
не
ограничивается
кругом
вопросов,
связанных
с
соблюдением нормативно-правовых актов, а включает анализ фактического
состояния, его сопоставление с намеченными целями, выступает источником
6
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 6-е
изд. – М.: Инфра-М, 2010
принятия новых решений и направлен на установление целесообразных и
эффективных взаимоотношений между элементами экономической системы.
Контроль
пронизывает
все
уровни
экономических
отношений.
В
полной мере это демонстрирует классификация контроля в экономике. Она
весьма разнообразна и зависит от множества критериев. В дипломной работе
мы
рассмотрим
основные
классификационные
критерии
контроля
в
экономике.
Рисунок 1.2. - Классификация контроля в экономике
Рассмотрим
каждый
вид
контроля,
приведенный
в
схеме
выше
подробнее:
I. По видам экономического контроля выделяют:
7
1.
Государственный
контроль,
который
осуществляют
органы
государственной власти и управления и административные органы: Счетная
палата, федеральное казначейство РФ, Контрольно-ревизионное управление
7
Денисов Г.В. Ревизия как форма экономического контроля. – СПб.:Питер, 2007
По видам
По видам
Государственныйконтроль
Государственныйконтроль
Общегосударственный
Общегосударственный
Отраслевой
Отраслевой
специолизированный
специолизированный
Внутренний контроль
Внутренний контроль
Аудиторский контроль
Аудиторский контроль
Общественный контроль
Общественный контроль
По субъектам
По субъектам
Вневедомственный
Вневедомственный
Ведомственный
Ведомственный
По источникам контрольных
данных
По источникам контрольных
данных
Документальный
Документальный
Фактический
Фактический
По характеру проверяемых
объектов
По характеру проверяемых
объектов
Сплошной
Сплошной
Выборочный
Выборочный
По переодичности
проведения
По переодичности
проведения
Статистический (регулярный)
Статистический (регулярный)
Разовый (эпизодический)
Разовый (эпизодический)
По способам осуществления
По способам осуществления
Ревизия
Ревизия
Экономический анализ
Экономический анализ
Хозяйственный спор
Хозяйственный спор
Следствие
Следствие
обследование
обследование
МФ РФ и др. По целевой направленности государственный контроль в свою
очередь подразделяется на:
общегосударственный контроль. Он осуществляется в масштабах
всего государства органами государственной власти, центральными органами
управления. Цель − обеспечение повышения эффективности производства,
достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения
потребностей;
отраслевой контроль, способствующий эффективному развитию
отдельных отраслей экономики. Его цель − выявление резервов повышения
производительности труда, улучшения качества работы;
специализированный контроль. Проведение этого вида контроля
возложено
на
специализированные
инспекции,
которые
осуществляют
проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или
иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (ветеринарный,
транспортный, иммиграционный, лицензионный).
2.
Внутренний
контроль.
Прежде
всего,
внутренний
контроль
выступает
составной
частью
системы
корпоративного
управления
и
осуществляется
как
непосредственно
руководством
и
другими
должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными
контрольными
службами
или
привлеченными
специализированными
организациями.
3. Аудиторский контроль – это независимый контроль за деятельностью
предприятий,
осуществляемый
аудиторами-предпринимателями
или
аудиторскими
фирмами.
Цель
аудиторского
контроля
−
проверка
достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также
законности
совершаемых
на
предприятии
операций,
правильности
их
отражения в учете.
4. Общественный контроль − осуществляется неправительственными
организациями
и
отдельными
физическими
лицами
на
о снове
добровольности и безвозмездности. К нему относится контроль со стороны
профсоюзных
и
молодежных
организаций.
Цель
−
проверка
решения
социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по
месту жительства членов данных организаций.
II. По субъектам контрольной деятельности:
1. Вневедомственный контроль. При его реализации предполагается
осуществление
контрольных
функций
независимо
от
ведомственной
подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования.
2.
Ведомственный
контроль
−
это
вид
контроля,
осуществляемый
вышестоящим
органом
по
принципу
административной
подчиненности.
Компетенция
органов
ведомственного
контроля
распространяется
на
осуществление проверки вопросов данного ведомства и может выходить при
необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с
согласия другого заинтересованного ведомства.
III. В зависимости от источников контрольных данных:
1.
Документальный
контроль
−
контроль,
осуществляемый
по
документальным данным. Источниками таких данных являются первичные и
сводные
бухгалтерские
документы,
регистры
синтетического
и
аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.
2.
Фактический
контроль
−
контроль,
осуществляемый
по
данным
осмотра
проверяемых
объектов
в
натуре,
т.е.
путем
проведения
инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных
средств.
IV. По охвату проверяемых объектов:
1. Сплошной контроль − проверка объектов (хозяйственных операций)
в сплошном порядке, который характеризуется большой трудоемкостью, в
связи,
с
чем
он
используется
по
отдельным
участкам
финансово-
хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
2.
Выборочный
контроль
−
ограничивается
проверкой
выборочного
круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим
методам
их
отбора,
на
основании
чего
по
выборочной
совокупности
формируются выводы по результатам проведенного контроля.
V. По периодичности проведения контрольных мероприятий можно
выделить:
1.
Систематический
(регулярный)
контроль
–
это
контроль,
производимый
с
определенной
периодичностью
и
характереный
для
государственного, внутреннего и аудиторского контроля;
2. Разовый (эпизодический) контроль. Этот вид контроля обусловлен в
основном теми или иными общественными интересами.
VI. По способам осуществления:
1.
Ревизия
–
это
всесторонняя
и
глубокая
документальная
и
фактическая
проверка
производственно-финансовой
и
коммерческой
деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.
2.
Экономический
анализ.
Его
сущность
заключается
в
выявлении
влияния
фактов
на
результаты
хозяйственно-финансовой
деятельности
предприятий
(неиспользованные
ресурсы,
финансовое
состояние
и
платежеспособность, оценка имущества, ликвидность и т.д.). Практическое
осуществление экономического анализа как способа контроля совмещается
обычно с другими способами (проверками, обследованиями, ревизиями).
3.
Хозяйственный
спор
−
это
способ
выявления,
соблюдения
законно сти
и
обе спеч ения
законных
прав
в
хо з я й с т в е н н ы х
взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные
споры
разрешаются
органами
Высшего
Арбитражного
суда
Российской
Федерации, а также судами общей юрисдикции.
4. Следствие (расследование) − представляет такой способ контроля,
при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного
ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он
осуществляется
только
судебно-следственными
органами
при
наличии
необходимых
признаков
уголовно
наказуемых
деяний
отдельных
должностных лиц.
5. Обследование − применяется в практике контроля при подготовке
обсуждения
или
решения
тех
или
иных
вопросов
хозяйственной
деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для
проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны
труда и т.д.
Рассмотрев роль контроля в управление экономикой можно сделать
некоторые предварительные выводы. Прежде всего, контроль охватывает все
экономические отношения на разных уровнях и стадиях их осуществления.
Контроль
является
неотъемлемой
частью
управления
экономикой,
он
позволяет
оценить
эффективность
такого
управления
и
достигнутые
результаты. В случае если поставленные целее не выполнены или выполнены
не
в
полном
объеме
именно
контроль
дает
возможность
своевременно
скорректировать выбранный курс поведения. Контроль можно рассматривать
как стимул для эффективной работы объекта экономического контроля, так
как отрицательные результаты проверки могут повлечь за собой штрафные
санкции.
Таким
образом,
контроль
обеспечивает
гибкость
мобильность
управления экономикой, дает управляющему субъекту необходимую для его
деятельности информацию.