Автор: Шувалова Наталия Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ № 12 им. П.И.Чайковского"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные технологии на уроках музыкальной литературы: формы работы с мультимедийным проектором"
Раздел: дополнительное образование
Современные технологии на уроках музыкальной литературы:
формы работы с мультимедийным проектором
Мое сообщение посвящено современным технологиям на уроках музыкальной
литературы. Я расскажу о том, как используется мультимедийный проектор в нашей
школе, о формах работы с проектором. Особое внимание в сообщении я хочу уделить
презентациям как основному виду при работе с проектором. Я расскажу о разных типах
презентаций, которые мы делаем в школе, и продемонстрирую эти работы.
Сегодня мультимедиа – проекторы незаменимы во многих учебных заведениях и
научных организациях. Это современное средство отображения видеоинформации. Он
позволяет передавать видеосигнал практически любого типа.
Самая
первая
и
логичная
форма
работы
-
использование
мультимедийного
проектора в роли «большого телевизора», экрана. С помощью этого устройства возможен
просмотр балетов, опер, фильмов, музыкальных передач, концертов, причем это может
проходить
в
классном
порядке,
и
как
общешкольное
мероприятие.
Сразу
хочу
оговориться и сказать, что в нашей школе проекторы установлены в большом зале и в
теоретических классах, поэтому это форма работы распространена. Например, в этом
году
мы
смотрим
трилогию
балетов
Чайковского:
с
комментариями
педагога,
с
предварительным рассказом содержания, приглашаем все классы, с родителями. Перед
первым просмотром многие из моих учеников после вопроса, были ли вы в оперном
театре, сказали, что нет. Поэтому для них это и знакомство с театром, знакомство с
выдающимися
артистами,
так
как
балеты
смотрим
в
постановке
Большого
и
Мариинского театра и, конечно, знакомство с гениальной музыкой. Это вид занятий
имеет,
прежде
всего,
просветительскую
направленность
и
частично
это
изучение
программы музыкальной литературы.
Несомненно, самую большую эффективность мультимедийный проектор несет при
работе с презентациями. Использование его для просмотра презентаций – это, пожалуй,
самая
распространенная
форма
работы.
В
этом
случае
проектор
–
это
техническое
средство
для
показа
презентации.
В
последние
годы вследствие
легкости
освоения
программного
приложения MS
Power
Point
презентации
приобрели
колоссальное
распространение.
Их
используют
в
учреждениях
образования
разного
уровня
и
специфики как:
1) объект изучения в курсе информационных технологий,
2)
средство
электронной
и
бумажной
поддержки
как
в
учебном
процессе:
при
объяснении
материала
преподавателем,
в
докладах
учащихся,
при
обмене
опытом
работников образования и культуры.
Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность
слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления.
Автор при создании должен помнить главное: для презентаций нужно подобрать
текстовый и графический материал, структурировать и лаконично представить его.
Виды презентаций
На сегодняшний день не существует общепризнанной классификации презентаций.
Подробнее мне бы хотелось остановиться на видах презентаций, которые мы выполняем
в нашей школе.
1.
Презентации,
которые
я
называю
«встроенными»
-
п о
с п о с о бу
и х
представления.
Эти
презентации
являются
частью
крупного
мероприятия
–
общешкольного
праздника,
тематического
концерта
или
конкурса.
Они
вписываются в общий сценарий и, чаще всего, проходят в начале вечера (хотя
можно их расположить в любой части мероприятия). Такие презентации, в силу
ограниченности времени, предполагают небольшое количество слайдов (примерно
10-12). Основная информация читается ведущим, а слайды служат иллюстрациями
и содержат небольшое количество текста.
В качестве примера приведу две презентации, посвященные проходившему в
нашей школе фестивалю «Декабрьские вечера в Нижнем Новгороде. Посвящение
Святославу Рихтеру». В рамках фестиваля в декабре 2011 года состоялось два
концерта:
инструментальной
и
фортепианной
музыки.
К
каждому
концерту
предполагалась
презентация.
К
вечеру
инструментальной
музыки,
а
это
было
открытие фестиваля, - презентация, рассказывающая о возникновении, истории
московских «Декабрьских вечеров». (показ слайдов с комментариями)
К
вечеру
фортепианной
музыки
–
презентация
о
Святославе
Рихтере,
как
о
создателе «Декабрьских вечеров». (показ слайдов с комментариями)
2.
Презентации, которые выполняют учащиеся
На
сегодняшний
день
презентация
–
это
разновидность
доклада,
где
учащийся, кроме знания материала, показывает свое владение компьютерными
программами. Презентации – это еще один из видов домашнего задания. Дети здесь
учатся
выбирать
главное,
концентрировать
свою
мысль.
Доклады
и
рефераты,
которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени.
Презентации же можно включить в урок, представить в виде визуального ряда при
проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже можно сказать, что
учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что
их работа будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему
заданию.
Безусловно, круг тем здесь неограничен. Наиболее интересны для меня темы,
затрагивающие
синтез
искусств.
В
этом
году
для
конкурса
ученики
7
класса
выполняли две презентации: «Музыка в творчестве И.Е.Репина» и «П.Чайковский
«Времена года»: отражение в живописи».
«Музыка в творчестве И.Е.Репина» - презентация посвящена музыкальной
тематике в творчестве художника. Известно, что Репин создал целую галерею
портретов русских композиторов и музыка играла колоссальную роль в его судьбе.
В презентации представлены портреты композиторов с комментариями, приведены
работы, на которые оказала влияние музыка, и рассматривается отношение Репина
к композиторам «Могучей кучки». (показ слайдов с комментариями)
«П.Чайковский «Времена года»: отражение в живописи» - в этой работе мы
находили
созвучные
пьесам
цикла
картины.
Презентация
содержит
общую
характеристику
цикла.
Дается
также
краткое
описание
каждой
пьесы.
А
предшествует
каждому
месяцу
–
слайд
с
картиной
и
здесь
же
стихотворный
эпиграф Чайковского. В эту презентацию мы включили музыкальные файлы. Все
живописные слайды идут с музыкальным звучанием соответствующей
пьесы.
(показ слайдов с комментариями)
В этих двух презентациях достаточно большое количество слайдов – 20 и 29.
Обе темы развивают межпредметные связи, прежде всего, музыкальная литература
и мировая художественная культура. Они требуют от ученика и самостоятельной
работы. Предварительно мы вместе обсуждаем общий план работы. А подбор
материала, иллюстраций – это работа учащегося.
Эти презентации делали для конкурса, где предполагалось заочное участие,
работа отправляется по электронной почте. Поэтому весь текстовый материал
распределили в слайды.
Подобные
темы,
связанные
с
разными
искусствами,
позволяют
продемонстрировать одну из главных возможностей этой программы – «зримость»
презентаций. Изначально, еще при выборе темы, продумывается иллюстративный
материал. И эти иллюстрации должны быть не только «украшением» работы, но и
непосредственно вписываться в основную тематику.
3.
Презентации, которые делает педагог
Тематика таких проектов может быть самой разнообразной. Чаще всего она
связана
с
материалом,
изучаемым
на
уроках
музыкальной
литературы.
На
сегодняшний день в интернете существуют сайты, где педагоги могут размещать
свои презентации. Это своего рода электронные архивы. Сделав краткий анализ
тем на подобных сайтах, можно сделать вывод, что основная тематика вращается
вокруг: биографий композиторов, разбора отдельных произведений, музыкальных
жанров и инструментов.
Зачем педагогу делать мультимедийный проект? Во-первых, для уроков - это
новая и интересная форма объяснения материала, здесь присутствует зримость,
наглядность. Ученики лучше усваивают новую тему. Во-вторых, для педагогов есть
возможность, разместив проект на сайте, узнать мнение о нем коллег из других
городов, обменяться опытом по этой теме. Также многие учительские порталы
выдают сертификаты за проекты, опубликованные на сайте. Опять же сейчас это
необходимо для преподавателей.
В качестве примера приведу свою презентацию «Ф.Лист и русская музыка».
Она выполнялась для участия в педагогическом семинаре. Это самостоятельная
презентация, она несет в себе всю информацию, предназначенную для слушателей.
Данный проект содержит 45 слайдов и рассказывает о взглядах Листа на русскую
музыку, о первом знакомстве с русскими произведениями, о визитах и концертах в
Петербурге и Москве, а также об отношении Листа к Глинке, Даргомыжскому,
композиторам «Могучей кучки», Чайковскому, Глазунову и др. (показ слайдов с
комментариями)
В
заключение
следует
сказать,
что
так
же,
как
собирается
фонотека,
библиотека, из презентаций можно создать электронный фонд тем по предметам
музыкально-теоретического цикла. Этот ресурс может храниться на электронном
носителе. Мультимедийный проектор дает возможность в любой момент на любом
уроке извлечь нужную презентацию и продемонстрировать ее. В презентациях
соединяются принципы классической педагогики и современные технологии, что
привлекает внимание учащихся и делает процесс обучения более эффективным и
познавательным.