Напоминание

"Современные технологии на уроках музыкальной литературы: формы работы с мультимедийным проектором"


Автор: Шувалова Наталия Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ № 12 им. П.И.Чайковского"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные технологии на уроках музыкальной литературы: формы работы с мультимедийным проектором"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Современные технологии на уроках музыкальной литературы:

формы работы с мультимедийным проектором

Мое сообщение посвящено современным технологиям на уроках музыкальной

литературы. Я расскажу о том, как используется мультимедийный проектор в нашей

школе, о формах работы с проектором. Особое внимание в сообщении я хочу уделить

презентациям как основному виду при работе с проектором. Я расскажу о разных типах

презентаций, которые мы делаем в школе, и продемонстрирую эти работы.

Сегодня мультимедиа – проекторы незаменимы во многих учебных заведениях и

научных организациях. Это современное средство отображения видеоинформации. Он

позволяет передавать видеосигнал практически любого типа.

Самая

первая

и

логичная

форма

работы

-

использование

мультимедийного

проектора в роли «большого телевизора», экрана. С помощью этого устройства возможен

просмотр балетов, опер, фильмов, музыкальных передач, концертов, причем это может

проходить

в

классном

порядке,

и

как

общешкольное

мероприятие.

Сразу

хочу

оговориться и сказать, что в нашей школе проекторы установлены в большом зале и в

теоретических классах, поэтому это форма работы распространена. Например, в этом

году

мы

смотрим

трилогию

балетов

Чайковского:

с

комментариями

педагога,

с

предварительным рассказом содержания, приглашаем все классы, с родителями. Перед

первым просмотром многие из моих учеников после вопроса, были ли вы в оперном

театре, сказали, что нет. Поэтому для них это и знакомство с театром, знакомство с

выдающимися

артистами,

так

как

балеты

смотрим

в

постановке

Большого

и

Мариинского театра и, конечно, знакомство с гениальной музыкой. Это вид занятий

имеет,

прежде

всего,

просветительскую

направленность

и

частично

это

изучение

программы музыкальной литературы.

Несомненно, самую большую эффективность мультимедийный проектор несет при

работе с презентациями. Использование его для просмотра презентаций – это, пожалуй,

самая

распространенная

форма

работы.

В

этом

случае

проектор

это

техническое

средство

для

показа

презентации.

В

последние

годы вследствие

легкости

освоения

программного

приложения MS

Power

Point

презентации

приобрели

колоссальное

распространение.

Их

используют

в

учреждениях

образования

разного

уровня

и

специфики как:

1) объект изучения в курсе информационных технологий,

2)

средство

электронной

и

бумажной

поддержки

как

в

учебном

процессе:

при

объяснении

материала

преподавателем,

в

докладах

учащихся,

при

обмене

опытом

работников образования и культуры.

Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность

слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления.

Автор при создании должен помнить главное: для презентаций нужно подобрать

текстовый и графический материал, структурировать и лаконично представить его.

Виды презентаций

На сегодняшний день не существует общепризнанной классификации презентаций.

Подробнее мне бы хотелось остановиться на видах презентаций, которые мы выполняем

в нашей школе.

1.

Презентации,

которые

я

называю

«встроенными»

-

п о

с п о с о бу

и х

представления.

Эти

презентации

являются

частью

крупного

мероприятия

общешкольного

праздника,

тематического

концерта

или

конкурса.

Они

вписываются в общий сценарий и, чаще всего, проходят в начале вечера (хотя

можно их расположить в любой части мероприятия). Такие презентации, в силу

ограниченности времени, предполагают небольшое количество слайдов (примерно

10-12). Основная информация читается ведущим, а слайды служат иллюстрациями

и содержат небольшое количество текста.

В качестве примера приведу две презентации, посвященные проходившему в

нашей школе фестивалю «Декабрьские вечера в Нижнем Новгороде. Посвящение

Святославу Рихтеру». В рамках фестиваля в декабре 2011 года состоялось два

концерта:

инструментальной

и

фортепианной

музыки.

К

каждому

концерту

предполагалась

презентация.

К

вечеру

инструментальной

музыки,

а

это

было

открытие фестиваля, - презентация, рассказывающая о возникновении, истории

московских «Декабрьских вечеров». (показ слайдов с комментариями)

К

вечеру

фортепианной

музыки

презентация

о

Святославе

Рихтере,

как

о

создателе «Декабрьских вечеров». (показ слайдов с комментариями)

2.

Презентации, которые выполняют учащиеся

На

сегодняшний

день

презентация

это

разновидность

доклада,

где

учащийся, кроме знания материала, показывает свое владение компьютерными

программами. Презентации – это еще один из видов домашнего задания. Дети здесь

учатся

выбирать

главное,

концентрировать

свою

мысль.

Доклады

и

рефераты,

которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени.

Презентации же можно включить в урок, представить в виде визуального ряда при

проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже можно сказать, что

учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что

их работа будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему

заданию.

Безусловно, круг тем здесь неограничен. Наиболее интересны для меня темы,

затрагивающие

синтез

искусств.

В

этом

году

для

конкурса

ученики

7

класса

выполняли две презентации: «Музыка в творчестве И.Е.Репина» и «П.Чайковский

«Времена года»: отражение в живописи».

«Музыка в творчестве И.Е.Репина» - презентация посвящена музыкальной

тематике в творчестве художника. Известно, что Репин создал целую галерею

портретов русских композиторов и музыка играла колоссальную роль в его судьбе.

В презентации представлены портреты композиторов с комментариями, приведены

работы, на которые оказала влияние музыка, и рассматривается отношение Репина

к композиторам «Могучей кучки». (показ слайдов с комментариями)

«П.Чайковский «Времена года»: отражение в живописи» - в этой работе мы

находили

созвучные

пьесам

цикла

картины.

Презентация

содержит

общую

характеристику

цикла.

Дается

также

краткое

описание

каждой

пьесы.

А

предшествует

каждому

месяцу

слайд

с

картиной

и

здесь

же

стихотворный

эпиграф Чайковского. В эту презентацию мы включили музыкальные файлы. Все

живописные слайды идут с музыкальным звучанием соответствующей

пьесы.

(показ слайдов с комментариями)

В этих двух презентациях достаточно большое количество слайдов – 20 и 29.

Обе темы развивают межпредметные связи, прежде всего, музыкальная литература

и мировая художественная культура. Они требуют от ученика и самостоятельной

работы. Предварительно мы вместе обсуждаем общий план работы. А подбор

материала, иллюстраций – это работа учащегося.

Эти презентации делали для конкурса, где предполагалось заочное участие,

работа отправляется по электронной почте. Поэтому весь текстовый материал

распределили в слайды.

Подобные

темы,

связанные

с

разными

искусствами,

позволяют

продемонстрировать одну из главных возможностей этой программы – «зримость»

презентаций. Изначально, еще при выборе темы, продумывается иллюстративный

материал. И эти иллюстрации должны быть не только «украшением» работы, но и

непосредственно вписываться в основную тематику.

3.

Презентации, которые делает педагог

Тематика таких проектов может быть самой разнообразной. Чаще всего она

связана

с

материалом,

изучаемым

на

уроках

музыкальной

литературы.

На

сегодняшний день в интернете существуют сайты, где педагоги могут размещать

свои презентации. Это своего рода электронные архивы. Сделав краткий анализ

тем на подобных сайтах, можно сделать вывод, что основная тематика вращается

вокруг: биографий композиторов, разбора отдельных произведений, музыкальных

жанров и инструментов.

Зачем педагогу делать мультимедийный проект? Во-первых, для уроков - это

новая и интересная форма объяснения материала, здесь присутствует зримость,

наглядность. Ученики лучше усваивают новую тему. Во-вторых, для педагогов есть

возможность, разместив проект на сайте, узнать мнение о нем коллег из других

городов, обменяться опытом по этой теме. Также многие учительские порталы

выдают сертификаты за проекты, опубликованные на сайте. Опять же сейчас это

необходимо для преподавателей.

В качестве примера приведу свою презентацию «Ф.Лист и русская музыка».

Она выполнялась для участия в педагогическом семинаре. Это самостоятельная

презентация, она несет в себе всю информацию, предназначенную для слушателей.

Данный проект содержит 45 слайдов и рассказывает о взглядах Листа на русскую

музыку, о первом знакомстве с русскими произведениями, о визитах и концертах в

Петербурге и Москве, а также об отношении Листа к Глинке, Даргомыжскому,

композиторам «Могучей кучки», Чайковскому, Глазунову и др. (показ слайдов с

комментариями)

В

заключение

следует

сказать,

что

так

же,

как

собирается

фонотека,

библиотека, из презентаций можно создать электронный фонд тем по предметам

музыкально-теоретического цикла. Этот ресурс может храниться на электронном

носителе. Мультимедийный проектор дает возможность в любой момент на любом

уроке извлечь нужную презентацию и продемонстрировать ее. В презентациях

соединяются принципы классической педагогики и современные технологии, что

привлекает внимание учащихся и делает процесс обучения более эффективным и

познавательным.



В раздел образования