Напоминание

" Формирование общих компетенций у студентов ГБПОУ НО" Нижегородский медицинский базовый колледж" в свете требований ФГОС СПО"


Автор: Халезова Екатерина Андреевна
Должность: преподаватель по гигиене труда и профессиональные заболевания, педагог - организатор
Учебное заведение: ГБПОУ НО " Нижегородский медицинский базовый колледж"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование общих компетенций у студентов ГБПОУ НО" Нижегородский медицинский базовый колледж" в свете требований ФГОС СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Формирование общих компетенций

у студентов ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж» в свете требований

ФГОС СПО»

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы формирования общих компетенций

студентов среднего профессионального образования как результат внедрения ФГОС

СПО. Показана роль педагога в работе по формированию общих компетенций,

необходимых для профессиональной подготовки современного специалиста.

Обосновывается необходимость использования различных моделей мониторинга

эффективности внеаудиторной работы учреждения СПО. Ставятся задачи перед

учреждениями среднего профессионального образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентность; компетенция; общие компетенции; внеаудиторная

работа; компетентностный подход; федеральный государственный стандарт; ресурсы

колледжа, мониторинг.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов среднего

профессионального

образования

(далее

ФГОС

СПО)

общество

поставило

перед

учреждениями среднего профессионального образования серьезнейшие задачи воспитания

человека,

который

не

только

сможет

по

окончанию

учебного

заведения

правильно

ориентироваться в окружающей жизни, но и будет готовым эту жизнь преобразовывать и

совершенствовать. Профессиональное образование сегодня – это процесс формирования и

развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений,

навыков, необходимых для занятий определенной профессией. Молодые люди получают

профессиональное образование в процессе профессионального обучения, воспитания и

развития.

Успешное решение задач, стоящих перед здравоохранением в условиях модернизации, в

значительной степени зависит от формирования общей компетентности и подготовки

медицинских кадров в учебном заведении.

Именно

поэтому

одним

из

важнейших

направлений

образования

является

совершенствование

форм

и

методов

сотрудничества

учреждений

здравоохранения

и

медицинских образовательных учреждений.

Стремительное

изменение

условий

жизни

требует

от

системы

с редне го

профессионального

образования,

формирования

нового

подхода,

где

приоритетом

становится личность, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой

личностной позиции обучаемых в отношении приобретаемой профессии и формирование

у студентов такого важного аспекта, как компетентность.

На данном этапе я работаю согласно новым стандартам в компетентностном формате,

который

предполагает

модульное

обучение

и

компетентностную

модель

образования.

Согласно

ФГОС

СПО

результатом

образования

являются

не

только

знания,

умения,

навыки, но и общие и профессиональные компетенции. Под компетенциями я понимаю

сформированные навыки, которые студент готов демонстрировать в каком-либо процессе.

Именно

с

формированием

компетентности

будущего

специалиста

связано

качество

профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на

рынке труда.

Компетентность

результат

образования,

выражающийся

в

овладении

учащимся

определенным набором способов деятельности.

Компетенции

можно

рассматривать

как

возможность

установления

связи

между

наличными знаниями и требованиями ситуации, как умение-способность в определенных

условиях найти действие, адекватное проблемной ситуации. Становится важно не

столько то, что знает специалист о каком-либо аспекте своей деятельности, но в каких

достаточно общих для этой деятельности ситуациях он может находить правильные

решения.

Таким образом, реализация компетентностного подхода предполагает перенос акцентов на

воспитательную

и

развивающую

функции

образования,

на

становление

в

процессе

обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное

развитие. Обеспечить на государственном уровне трансляцию компетентностного подхода

призваны

ФГОС

СПО,

в

которых

итоговые

требования

к

выпускникам

учебных

учреждений

разного

уровня

выражены

в

виде

конкретного

перечня

компетенций.

Министерство образования и науки предлагает следующую классификацию компетенций,

необходимых специалисту:

-

общие

(универсальные,

ключевые,

«надпрофессиональные»)

и

профессиональные

(предметно-специализированные).

Общие компетенции понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для

всех

(большинства)

профессий

и

специальностей,

направленные

на

решение

профессионально-трудовых

задач

и

являющиеся

условием

интеграции

выпускника

в

социально-трудовые отношения на рынке труда».

Стандарты профессионального образования определяют общие компетенции как конечные

результаты

освоения

обучающимся

основных

профессиональных

образовательных

программ (далее - ОПОП). Вместе с тем общие компетенции определены как результаты

освоения профессиональных модулей и учебных дисциплин, причем таким образом, что

одна и та же общая компетенция может оказаться результатом освоения обучающимся

каждой из десятка и более структурных единиц ОПОП.

ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж» реализует целевые ориентиры ФГОС

СПО

используя

все

ресурсы

внеаудиторной

работы.

Внеаудиторная

деятельность

в

колледже представляет собой совокупность всех видов деятельности студентов за рамками

учебного

процесса

и

позволяет

эффективно

решать

задачи

воспитания,

развития

и

социализации.

Реализации

данной

системы

базируется

на

следующих

принципах:

свободный выбор студентами видов и сфер деятельности; ориентация на личностные

интересы, потребности и способности; возможность свободной самореализации; единство

обучения, воспитания и развития.

Активное

привлечение

студентов

к

внеаудиторной

работе

позволяет

готовить

специалистов

более

высокого

уровня

и в

дальнейшем

способствует

лучшей

профессиональной

адаптации

выпускников,

закреплению

их

на

рабочих

местах.

Целесообразность

системы

внеаудиторной

работы

в ГБПОУ

НО

«Нижегородский

медицинский колледж»

заключается в развитии общих компетенций у студентов в

соответствии с ФГОС СПО и их успешной социализации. Она предполагает оптимизацию

всех внутренних ресурсов колледжа и в её реализации участвует весь педагогический

коллектив колледжа.

Характеристика ресурсов ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж», которые

используются

во внеаудиторной деятельности, направленной на формирование общих

компетенций у студентов:

- нормативные ресурсы:

локальные

нормативные акты

регламентируют

вопросы,

касающиеся

учебно-

исследовательской деятельности студентов, их социальной поддержки, обеспечению прав

студентов в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации»;

четыре воспитательные программы;

- кадровые ресурсы:

принимают

участие

в

организации

внеаудиторной

деятельности

в

колледже

преподаватели, из которых 98% имеют высшее профессиональное образование, 49% из

них имеют (в соответствии с профилем учреждения) высшее медицинское образование, а

также педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, методист, заведующий

библиотекой, руководитель физического воспитания, преподаватель - организатор ОБЖ,

три руководителя спортивных секций;

- материально-технические

ресурсы: 2 5

к а б и н е т о в доклинической

практики

и

лабораторий, актовый зал на 156 посадочных мест, 3 спортивных зала, в.т.ч тренажёрный

и фитнес- зал, 2 кабинета ИКТ;

- методические ресурсы: методические разработки внеаудиторных мероприятий, в т.ч.

научно-практических

конференций,

конкурсов

профессионального

мастерства

по

специальностям колледжа, социальных проектов и пр.

-

финансово-экономические

ресурсы:

денежные

средства,

предусмотренные

в

фонде

оплаты труда колледжа, для стимулирования кураторов учебных групп, преподавателей,

которые активно участвуют в работе на уровне колледжа, отделения по формированию

общих компетенций, а также денежные средства, предназначенные на культурно-массовую

работу со студентами.

- информационные ресурсы:

сайт колледжа, свободный доступ в Интернет, электронная библиотека

Традиционно внеаудиторная работа в колледже осуществляется по основным семи

направлениям:

Духовно-нравственное воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание

Учебно-исследовательская деятельность

Формирование здоровьесберегающего пространства

Профилактика асоциальных явлений

Профориентационная работа

Профессиональное воспитание

Для

эффективного

воплощения

целей

и

задач

воспитательной

работы

ГБПОУ

НО

«Нижегородский медицинский колледж» тесно сотрудничает с социальными партнерами,

образовательными

учреждениями,

такими

как:

Министерство

здравоохранения

Нижегородской

области

(Всероссийское

движение

Волонтеры

медики,

«Медицинская

ассоциация

Нижнего

Новгорода»,

Отдел

по

взаимодействию

с

медицинскими

и

социальными учреждениями Нижегородская Епархия, «СиЭс Медика Поволжье»), ГБУЗ

НО «Нижегородский областной центр медицинской профилактики»

В

результате

участия

студентов

колледжа

в

мероприятиях

духовно-нравственного

и

гражданско-патриотического

воспитания,

реализации

воспитательных

программ у

студентов колледжа формируются следующие общие компетенции:

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа,

уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе,

обществу и человеку».

ОК 15. Исполнять

воинскую

обязанность,

в

том

числе

с

применением

полученных

профессиональных знаний (для юношей).

Реализация Подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа

жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» способствует формированию у

студентов общей

компетенции

- ОК 14. Вести

здоровый

образ

жизни,

заниматься

физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и

профессиональных целей.

Самым

объёмным

по

содержанию

и

объёму,

исходя

из

перечня

общих

и

профессиональных

компетенций,

миссии

колледжа

как

учреждения

среднего

профессионального

образования,

является

направление

внеаудиторной

работы

-

движение «Милосердие».

Примером

профессионального

становления

будущих

медицинских работников, формирования у них необходимых профессиональных качеств -

милосердия,

сострадания

к

больному

является

участие

студентов

колледжа

в

социокультурном

проекте

Данный

проект

реализуется

при

поддержке

Министерства

здравоохранения Нижегородской области.

Особенность программы в том, что студенты посещают социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних с элементами арттерапии, клоунады. Не случайно, что

85% участников этой программы – студенты специальности Сестринское дело - будущие

медицинские сёстры и медицинские братья.

Ресурсы внеаудиторной работы позволяют студентам активно участвовать в волонтёрских

акциях, научно-практических конференциях, конференциях по итогам по курсовых работ,

в проектной деятельности, что способствует формированию таких компетенций как:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять

к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности.

ОК 6. Р а б о т а т ь

в

к о л л е к т и в е

и

к о м а н д е ,

э ф ф е к т и в н о

о б щ а т ь с я

с коллегами, руководством, потребителями.

ОК

7. Брать

на

себя

ответственность

за

работу

членов

команды

(подчиненных),

за

результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,

заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. О р и е н т и р о в а т ь с я

в

у с л о в и я х

с м е н ы

т е х н о л о г и й

в профессиональной деятельности

В колледже особое внимание уделяется развитию социального проекта «Кардиодесант»,

целью которого является

выявление граждан с факторами риска по сердечно - сосудистым

заболеваниям,

повышения

информированности

населения

Нижнего

Новгорода

и

Нижегородской области о методах профилактики заболеваний сердца и сосудов. В рамках

данного проекта проходит обучение волонтеров, популяризация знаний о здоровом образе

жизни,

работа

волонтеров

на

Нижегородской

Ярмарке,

участие

во

всероссийских,

региональных и городских акциях, форумах. Итогом работы с 2013 года стало проведение

57 акций, а скрининговые исследования артериального давления были проведены у 7819

граждан Нижнего Новгорода и области.

Важную роль в формировании общих компетенций у студентов играет система учебной и

внеаудиторной работы на отделениях по специальностям колледжа. Ежегодные конкурсы

профессионального мастерства по всем специальностям колледжа позволяют увидеть

уровень

сформированности

не

только

профессиональных,

но

общих

компетенций.

А

именно:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы

выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК

3.

Выбирать

типовые

методы

и

способы

выполнения

профессиональных

задач,

оценивать их эффективность и качество.

ОК 7. Брать

ответственность

за

работу

членов

команды

(подчиненных),

за

результат

выполнения заданий.

Очевидно, что формировать общие и профессиональные компетенции у студентов не

только

сложно,

но

и

очень

ответственно,

так

как

здесь

задействованы

глубинные

психические

познавательные

процессы,

социально-личностные

установки

-

волевая

регуляция,

самоорганизация,

ответственность

и

многие

другие.

С

целью

выявления

эффективности выбранных форм внеаудиторной работы, их влияния на формирование

общих компетенций у студентов, в случае необходимости их корректировки в колледже

проводятся

мониторинги

эффективности

внеаудиторной

работы.

Используются

следующие методы мониторинга внеаудиторной работы:

- наблюдение – отслеживание изменений компетенций под влиянием

внеаудиторной деятельности;

- экспликация – метод, позволяющий не только диагностировать

происходящие изменения в формировании компетенций, но и оперативно

вносить изменения в организацию внеаудиторной работы;

- опросные

методы –

получение

информации

на

основе

анализа

устных

ответов

на

стандартные и специально подобранные вопросы;

- портфолио студента- модель

оценивания,

которая

направлена

на

выявление

уровня

сформированности

общих

компетенций

и

их

совершенствования

путем

внесения

коррекции во внеаудиторную работу.

Таким образом, результаты исследования показывают, что в ГБПОУ НО «Нижегородском

медицинском колледже» с введением ФГОС СПО преодолены стереотипы восприятия

внеаудиторной работы как второстепенной составляющей образовательного пространства.

Внеаудиторная

работа

наряду

с

образовательным

процессом

активно

участвует

в

формировании у студентов общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО.

На опыте ГБПОУ НО «Нижегородском медицинском колледже» раскрыты возможности

учреждения среднего профессионального образования в решении задачи формирования

общих

компетенций,

а

соответственно

и

закрепления

профессионального

выбора

студентов. В целях успешной реализации ФГОС СПО и подготовки специалиста перед

учреждениями

среднего

профессионального

должны

быть

поставлены

следующие

задачи:

1. Создание условий для выбора студентом индивидуальной образовательной траектории

развития с учетом возможностей внеаудиторной работы.

2. Создание условий для социальной адаптации студентов в профессиональной среде и

обществе.

3.

Создание

образовательной

среды,

направленной

на

интеграцию

личностного

и

профессионального развития студентов.

На сегодняшний день изменения социально-экономических условий государства требуют

в

образовании

необходимость

повышения

качества

профессиональной

подготовки

специалистов среднего звена, а важным положением содержания образования является

обеспечение качества подготовки специалистов. В связи с этим обществу необходим

компетентный специалист, который умеет самостоятельно добывать и применять знания,

умения и навыки на практике, может решить любые профессиональные задачи, стоящие

перед

ним,

готовый

к

профессиональному

росту.

Формирование

профессиональных

компетенций происходит в студенческом возрасте, поскольку на этапе самосознания и

собственного

мировоззрения

происходит

формирование

профессиональных

интересов,

усиливаются

познавательные

мотивы,

принимаются

самостоятельные

решения,

происходит

профессиональное

самосовершенствование

и

саморазвитие

личности.

Библиографический список

1. Твоя профессиональная карьера: Учеб. пос. / Под ред.

2. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 2003.- 159 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.:

Народное образование, 1998. –256 с.

3. СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК современного российского профессионального образования

авт.-сост. : В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков /

ФИРО. М., 2010. Вып. 1



В раздел образования