Напоминание

"Формирование у детей познавательного интереса к русскому народному творчеству посредством знакомства с декоративно - прикладным искусством"


Автор: Лаврова Алеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №65 "Калинка"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование у детей познавательного интереса к русскому народному творчеству посредством знакомства с декоративно - прикладным искусством"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Формирование у детей познавательного

интереса к русскому народному

творчеству посредством знакомства с

декоративно - прикладным искусством» -
из опыта работы воспитателя подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка» Лавровой Алеси Александровны
Я представляю вашему вниманию проект по теме «Формирование у детей познавательного интереса к русскому народному творчеству посредством знакомства с декоративно - прикладным искусством», над которым мы работали с детьми моей группы. Вид проекта: информационно - творческий, средней продолжительности. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители. Срок реализации: январь – февраль Актуальность проекта: У детей дошкольного возраста необходимо формировать и развивать значимые идеалы и ориентиры, необходимые для воспитания нравственной и духовно богатой личности. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особо актуальная сегодня, – не может быть успешно реализована без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше через колыбельные песни, пляски, хороводы, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство как источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности народного быта, талант, трудолюбие, оптимизм людей предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Проблема заключается в том, что образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей посредством телевидения, интернета, поэтому, чем раньше ребенок познает духовное богатство своего народа, народную культуру, тем полезнее для его развития. Для этого лучше всего подходит устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно - прикладное искусство. И если говорить о возможности выбора жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. В п.п. 1.6.5. и 1.2.4. ФГОС ДО предусматривается «…объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей… и реализовываться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Поэтому я и взяла для работы проект по теме «Формирование у детей познавательного интереса к русскому народному творчеству посредством знакомства с декоративно - прикладным искусством».

Цель проекта:
- Формирование у детей познавательного интереса к русскому народному творчеству посредством знакомства с декоративно - прикладным искусством.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к народному творчеству, закреплять представления о декоративно – прикладном искусстве – дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписях. - Научить детей ориентироваться в различных видах росписи, сформировать умение оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. - Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, к народному творчеству; уважение к работе народных мастеров. - Воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность. - Развивать познавательную активность детей; внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать. - Развивать чувство цвета, композиционные умения, творческое воображение.
Ожидаемые результаты проекта:
• У детей обогатятся знания о различных видах декоративно-прикладного искусства: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписи. • Дети научатся ориентироваться в различных видах росписи. • Овладеют умениями составлять узоры по мотивам народных росписей.
Этапы реализации проекта:
• Подготовительный • Основной • Заключительный
1 этап - подготовительный.
1.Постановка цели и задач. 2. Определение методов исследования уровня представлений о декоративных росписях и технике их выполнения (первоначальная диагностика). 3. Подбор наглядно-иллюстративного материала. 4. Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи). 5. Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап - основной.
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству», включает в себя: 1. Работа с детьми. 2. Работа с родителями.
Содержание
- работа с детьми в организованной деятельности и в свободное время;
Ознакомление с окружающим - НОД:
«Путешествие по народным промыслам» - просмотры презентаций «Городецкая роспись», «Хохлома», «В гости к дымковским мастерам».
Развитие речи - НОД:
«Бабушкин сундук»;
чтение художественной

литературы -
стихов, рассказов, легенд, сказок.
Изобразительная деятельность

НОД по аппликации
«Хоровод матрешек».

НОД по лепке -
«Дымковский индюк» «Кулоны для мам» (из соленого теста).
НОД по рисованию -
«Гжельский чайник», «Городецкий конь», «Распиши любой предмет для украшения кухни» (по мотивам городецких мастеров), «Роспись тарелки» (хохломская роспись), «Как у чудо - индюка все расписаны бока» (дымка), «Золотые травы Хохломы», «Чудо - мастера» (составление композиции по изделиям народно – декоративного искусства).
НОД по конструированию -
«Посуда из папье – маше».
Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми
в утренние и вечерние часы.
Игровая

деятельность

-
Дидактические игры: «Составь узор», «Четвертый лишний», «Укрась посуду».
Работа с родителями:
1. Участие родителей в организации выставки «Предметы, расписанные народными умельцами» («Дымка», «Городец», «Гжель», «Хохлома»). 2. Консультация для родителей на тему «Декоративно – прикладное искусство в детском саду и дома».
3 этап – заключительный.
1. Проведение презентации проекта в виде НОД «Чудо – мастера» - роспись посуды из папье - маше. 3. Создание альбомов «Виды росписей».
Итог проекта
- Дети научились ориентироваться в различных видах росписи, у них обогатились представления о различных видах декоративно-прикладного искусства: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписях. - Дети овладели умениями в составлении узоров по мотивам народных росписей. Проведенная заключительная диагностика показала, что у детей улучшились знания о народном декоративно прикладном искусстве; о характерных особенностях народных промыслов; появились умения в рисовании орнамента на различных геометрических формах; они приобрели умения в росписи бумажных силуэтов декоративными росписями; научились лепить и украшать игрушки с особенностями народного промысла.


В раздел образования