Напоминание

Использование народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста


Автор: Зайцева Ольга Геннадьевна
Должность: доцент кафедры "дошкольное и начальное образования"
Учебное заведение: ФГАОУ "Севастопольский государственный университет, Гуманитарно-педагогический институт
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: Использование народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование народной игрушки в воспитании детей дошкольного

возраста

Зайцева Ольга Геннадьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Севастопольский государственный университет», Гуманитарно- педагогический институт: ул. Гагарина 13, г. Севастополь, 299028 РФ
Аннотация:
Статья посвящена проблеме приобщения дошкольников к народному наследию. Народная игрушка – это неисчерпаемый источник педагогического материала, основа нравственного и патриотического воспитания. Использование ее в работе с детьми дошкольного возраста способствует освоению ими культурных традиций заложенных в ней, формирует интерес к народному творчеству и любовь к своей Родине.
Ключевые

слова:
народная игрушка, игра, дети дошкольного возраста, народная педагогика, художественные и педагогические традиции народной игрушки.
Об

авторе:
Зайцева Ольга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольное и начальное образование»; Федеральное г о с уд а р с т в е н н о е а в т о н о м н о е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е «Севастопольский государственный университет», Гуманитарно- педагогический институт, e-mail автора: olga zaytseva00@mail
Постановка

проблемы.
В дошкольном возрасте происходит становление личности, в основе которого лежит приобщение к национальной культуре. Именно в дошкольный период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые связывают ребенка со своим народом. Народная игрушка это и средство воспитания ребенка и своего рода идеология. Без нее патриотов не вырастить. Не будет патриотов – не будет государства.
Ц е л ь

с т а т ь и
состоит в раскрытии философских, исторических, искусствоведческих аспектов народной игрушки, а также психолого- педагогических основ для использования ее в качестве приобщения дошкольников к национальному наследию. Народная игрушка представляет собой уникальное культурное явление в народном творчестве. Она несет в себе разнообразные социокультурные функции. Народная игрушка отражает художественные традиции,
эстетические предпочтения и мировоззрение народа. Это обуславливает ее педагогическую роль как важного средства воспитания ребенка на национальных традициях. Важным условием этого направления является ознакомление дошкольников с ее художественными и ремесленными традициями в сочетании с познавательным, эстетическим, нравственным и эмоциональным содержанием, а также воспитание правильного понимания культурно- исторического значения народной игрушки. Дети должны знать предназначение народной игрушки в жизни людей, уметь определять средства художественной выразительности народной игрушки – материал и способы ее изготовления, пластическое решение, декоративное украшение; владеть навыками творческого использования народной игрушки в разных видах деятельности (игровой, изобразительной и др.) Это предусматривает работу по ознакомлению символическим содержанием традиционных игрушечных образов, их связь с народными обычаями и верованиями, со способами украшения народной игрушки, того или иного промысла. Практическую деятельность детей по использованию полученных знаний в собственных поделках. Создание разнообразной художественно- эстетической среды для формирования у детей вкуса и элементов национального самосознания.
Философские,

исторические

и

искусствоведческие

аспекты

народной

игрушки.
С философско-культурологических позиций в игрушке раскрываются вопросы функционирования ее в культуре, рассматривается специфика игрушки, ее сущность, характер, воздействие на личность. Опираясь на выявленные закономерности эстетического познания действительности ( Ю.Б. Борев, С.С. Коган, М.И.Киященко, Л.М. Столович) было определено взаимодействие игрушки с искусством и предметным окружением человека, ее место и роль. Определив границы игрушки, как феномена эстетической культуры, О.П. Постникова раскрыла содержание игрушки посредством функций, которые опосредованы конкретно- историческими условиями жизнедеятельности человека, его способом жизни, ориентацией общества на воспитание конкретного типа личности. Последовательно рассматриваются гедонистическая, воспитательная, эвристическая, коммуникативная функция игрушки, а также функция сохранения и накопления информации.
Функциональная ценность игрушки обозначена в качестве основного понятия для определения места игрушки в игровой деятельности и состоит в сигнально-побудительной способности игрушки вызывать игру, в процессе которой возникает активизация духовных сил и творческих способностей субъекта. Выявление специфических качеств игры (процессуальность, двуплановость, условность, неутилитарность) позволило определить место игрушки в игре. Игрушка предстает как средство моделирования предметного окружения, как сигнал включения субъекта в игру. Игрушка выполняет опосредованную функцию между содержанием и условием игры, между реальностью и фантазией в игре. С помощью игрушки снимается несоразмерность мира взрослых путем создания своего, собственного, детского представления о внешнем мире. Вместе с тем, функционирование игрушки в культуре осуществляется и тогда, когда она теряет свою игровую функцию. К примеру, народная игрушка в новых условиях выполняет не присущую ей ранее функцию культурного образца и ценности, она осуществляет связь современности с духовным наследием прошлого. Народная игрушка функционирует в мире культуры и как вид декоративно-прикладного искусства, как национальный сувенир, украшение. Таким образом, игрушка выступает не только инструментом для развития игровых действий, но и несет в себе определенную эстетическую значимость, что дает основание считать ее специфическим средством активизации и концентрации человеческих чувств. Народная игрушка способствует расширению мира детства, мира игры, она выводит ребенка в мир взрослой культуры, а также – в мир искусства. Исторические и искусствоведческие аспекты народной игрушки постоянно находятся в центре внимания отечественных и зарубежных ученых ( М.Д, Бартрам, А.В. Бакушинский, Б.С. Бутник-Сиверский, В. М. Василенко, Л.Я. Деньшин, С.Глаголь, Е.Герцик, Г.Л. Дайн, И.В. Сакович, Р.В. Захарчук-Чугай , М.А. Некрасова, С. Хансман и др.). Исследователи раскрывают генезис и основные этапы развития народной игрушки. Выделяют ее художественную специфику, определяют игрушку как самобытное, глубоко жизненное по содержанию и значительное культурное явление, в котором выражены
локальные, национальные и общечеловеческие черты материальной и духовной культуры. На многочисленных примерах выявляется органическое единство народной игрушки с другими видами народного творчества (фольклор, сказки и др.), что позволяет сделать вывод о том, что в единой системе народного искусства игрушка выступает важным средством культурного наследия, посредством которого передается и сохраняется социально-культурный, в том числе и художественный опыт, осуществляется связь поколений. В этом заложена и состоит ее духовная ценность.
Психолого-педагогические основы использования народной игрушки для

приобщения дошкольников к национальному наследию.
Корни национальной психологии, национального характера, мышления и самосознания закладываются в дошкольном детстве. В этот период активно формируются нравственные нормы поведения, закладываются основы таких чувств и качества характера, которые невидимо, но глубоко и крепко связывают его со своим историческим корнем, влияют на формирование исторической памяти, любви к родителям, близким, отчему дому, народу, чувства преданности Родине, закладываются основы национального менталитета. Для изучения детей разных национальностей Л.С. Выготский предлагал исследовать национальную среду, ее структуру, динамику, содержание, все то, что и определяет этническое своеобразие психических процессов. А.Р. Лурия еще в 1931-32гг. показал , что смена общественно-исторического строя и характера общественной практики приводит к коренной перестройке психических процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения). Народная игрушка выступает важным фактором психического развития. Она влияет на развитие познавательной, эмоциональной сфер личности, ее творческих способностей, активизирует продуктивную деятельности, способствует формированию самостоятельности детей. Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре, ставит перед собой благородную воспитательную задачу, учит добру и красоте, мудрости и сопереживанию.
Как свидетельствует анализ психолого-педагогических источников, нравственное становление дошкольника оптимально реализуется тогда, когда ребенок растет и развивается, усваивая духовное наследие своего народа. Когда в воспитательном процессе широко используются вековые средства влияния, благодаря которым каждое последующее поколение, практически продолжает национальные традиции и обычаи, семейно- бытовую и общественную культуру. Традиция является основным механизмом передачи из поколения в поколение духовных ценностей, идеалов, которые лежат в основе народного характера. Обычай - это бытовая традиция. Функционирование традиций и обычаев обеспечивается социально-психологическими механизмами: эмоциональной заразительностью, наследованием, переубеждением. Придерживаясь традиции той или иной социальной среды, человек выражает солидарность и принадлежность к нему. За это он получает от него одобрение и поддержку - источник позитивно окрашенного, приятного эмоционального состояния, которое можно назвать чувством защищенности и поддержки. Народ всегда выступал воспитателем молодого поколения, только народное воспитание, отмечал К.Д.Ушинский, является, живим органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает чрезвычайное воспитательное воздействие на формирование национального характера, национальной психологии человека. Неудивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и построенное на народных основах, имеет воспитательную силу, которой нет в наилучших системах, построенных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов. Значительный интерес представляют работы, в которых раскрываются прогрессивные достижения народной педагогики, определяется роль народной игрушки в воспитании детей. Отмечается, что дети всех народов мира имеют характерную черту – естественное стремление к игре. По своему содержанию игры детей тесно связаны с жизнью, трудом и поведением взрослых членов общества. Сюжеты игр очень разнообразны. Они меняются в зависимости от конкретных условий жизни ребенка. Народная педагогика выделяет две основные группы игр – спонтанные и сюжетные (ролевые). Игры первой группы возникают сами по себе. Во время
их дети наследуют функции взрослых, те, которые в будущем станут для них серьезной обязанностью. В массовой практике народного воспитания ребенок приобщается к игре очень рано. Первые формы игры появляются уже во втором полугодии первого года жизни ребенка. Это разнообразные манипуляционные действия с разными предметами. К завершению раннего детства с развитием самостоятельности ребенка, появляется ролевая, или творческая игра, как основной вид игровой деятельности. Ролевой она называется потому, что дети стремятся выполнить в ходе игры определенные функции взрослого человека. В ролевых играх отображается, как правило, все то, что придется делать ребенку, когда он станет взрослым. Дети очень наблюдательны, внимательны и впечатлительны, склонны к подражанию. Все, что они слышат, видят в семейной и общественной жизни, труде, отображается в их играх. Подражая старшим, дети играют «в свадьбу», нянчат младенцев, участвуют в строительстве домов, мостов, приготовлении еды. То есть делают то, что они со временем будут делать в реальной жизни. В этих играх девочки выполняют функции женщин, а мальчики – мужчин. Реакция, на увиденное , бывает очень оперативной. Например, достаточно ребенку побывать в магазине, как он сразу под свежим впечатлением, начинает играть в магазин, а после посещения врача - в больницу. Дети также любят представлять себя в роли животных – котов и собак, кукушек, курочки, петушка и многих других. То, что в обыкновенной неигровой ситуации для ребенка является скучным и утомительным, в игре, благодаря ее эмоциональной привлекательности, делается легким и увлекательным. Правильно организованная игра является действенным методом формирования таких черт характера как дисциплинированность, сообразительность, смелость, организованность, сдержанность. Кроме того, игра учит напрягать усилия, руководить собой, быть точным, придерживаться правил поведения, действовать в коллективе. Игры, которые отображают труд взрослых, способствует трудовому воспитанию детей. Кроме ролевых игр, в детской среде бытуют предложенные народной педагогикой игры с готовыми правилами – подвижные и умственные, или дидактические, которые способствуют физическому и интеллектуальному развитию детей. Выдающиеся педагоги высоко оценивали роль игры в жизни детей. Какой ребенок в игре, такой он будет и в работе, когда вырастет, - писал А.С. Макаренко.
Игрушка, являясь постоянным спутником детской игры, условно отображает реальные предметы, вещи, предназначенные для игр и забав. Игрушка воспроизводит предметы жизненной и общественной деятельности в упрощенной и схематизированной форме, такое обобщение приспосабливает ее к особенностям детей определенного возраста. Народная игрушка существует в быту с давних времен. Тематика, образы и содержание игрушек разных народов очень похожи между собой. Они отображали особенности народного труда и быта, способы изготовления и оформления. Необходимо отметить, что кустарная русская народная игрушка изготовлялась в духе древнерусских народных искусствоведческих и педагогических традиций и одновременно несла в себе и национальную окраску. Наиболее популярными были игрушки, которые воспроизводили предметы домашнего употребления, орудия сельскохозяйственного труда, средства транспорта, домашние животные, а также кукла. Мальчики, подражая своим родителям, делали лодочки, тележки, мельницы, вертушки. Девочки охотно делали игрушки из глины, воска, травы, кочанов капусты. Наиболее любимой игрушкой для них была кукла, с которой они вели себя как с живым существом, Они с ней разговаривали, одевали, шили для нее одежду. Как правило, каждая кукла кого-нибудь олицетворяла - маму, бабушку, тетку, детей, играя куклами, девочки готовили себя к будущим обязанностям взрослого человека – обязанностям жены, матери и хозяйки дома. Большое влияние на детей оказывают игрушки, которые характеризуются художественным совершенством. К этому стремились народные умельцы, изготавливая красивые и привлекательные игрушки. Не случайно в разговоре, когда кто-нибудь хочет подчеркнуть красоту в чем-либо, говорили: «Красива, как кукла» Этнопедагогика содержит в себе ценнейший опыт нашего народа по всестороннему воспитанию детей. Народная игрушка многофункциональна и очень эмоциональна, благодаря ей, малыши удовлетворяют и эстетические потребности, и любознательность, и неутомимое стремление к движению, и творческое мышление, предрасполагают к коллективному сотрудничеству.
Анализ педагогических исследований свидетельствует о том, что игрушка выступает важным средством познания окружающего мира, приобщает ребенка к осознанной деятельности, через действие с игрушкой он приближается такому способу, который требует от него вещь, символом которого является конкретная игрушка. Из случайных движений, которые ребенок осуществляет над вещью, постепенно отрабатывается необходимое действие, формируется воображение ребенка о вещи и способы действия с этой вещью. В игрушке любая вещь приведена в соответствие с размерами к человеку и представлена так, что ребенок может обхватить ее руками целиком. Через действие с игрушкой формируется движение ребенка, посредством которого видна общественная необходимость действия, соответствующего общественной деятельности. Народная игрушка формирует характер и интересы ребенка, помогает воспитывать ее активной, творческой личностью, патриотом своей страны (А.С.Макаренко, Е.А. Флерина, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, П.Г. Саморукова). В педагогических исследованиях игрушка рассматривается как необходимое условие для развития игровой деятельности (Л.В.Артемова, О.К. Васильева, Г.Г.Локуциевская, О.Н. Литвинова, С.Л.Новоселова, В.П. Пряхин), для формирование нравственных качеств и патриотических чувств (М.Ф. Виноградова, Л.Х.Давлетшина, О.Б.Горунович, Ф.Ш.Халикова), для эстетического развития и творческих способностей (О.О. Дронова, И. А. Лыкова, Ю.В. Максимов, Р.М. Смирнова, Н.Б. Халезова). Стратегия воспитания детей на традиционно народной игрушке отнюдь не архаизирует общество. Она позволяет сохранить национальную самобытность в условиях современной глобализации.
Список литературы
1. Коротаева Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине. // Дошкольное образование. 2015-№4 2. Матова А. П. Основные аспекты развития патриотизма и гражданственности у обучающихся. // Методист.2016-№1
3. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2013. – 144 с. 4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.- М.: Изобраз. искусство, 1983.-344 с.


В раздел образования